Научная статья на тему 'Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школах'

Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / PREPROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONALLY ORIENTED PROGRAMS / GRAPHIC CERTIFICATE / ACADEMIC LEARNING MODEL / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Эльвира Сергеевна

Предлагаемая статья относится к направлению научно-педагогических исследований в области теории и методики обучения и воспитания, обращена к решению важной проблемы подготовки школьников к получению творческой профессии в области изобразительного искусства. Актуальность и новизна этой проблемы обусловлена требованиями вступившего в силу нового федерального закона об образовании, который предусматривает в области искусств необходимость предпрофессиональной подготовки обучающихся. В этой связи образовательные программы детских художественных школ -основной формы дополнительного художественного образования требуют существенного пересмотра приоритетов в содержании тех знаний и практических навыков, которыми должны овладеть выпускники, ориентированные на продолжение образования в художественных или художественно-педагогических вузах. Особое внимание автором уделено уточнению понятия «предпрофессиональная изобразительная подготовка». Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие «предпрофессиональная программа». Обосновывается мысль о том, что качество предлагаемых образовательным учреждениям примерных обучающих программ предпрофессионального уровня обуславливает репродуктивный уровень ее использования, что не соответствует требованиям к условиям реализации предпрофессиональных программ. В статье предлагается авторский взгляд на классификацию направлений предпрофессиональной подготовки, который согласуется с той базой художественнотворческой практики, которая необходима для успешного овладения компетенциями в предметной области профессиональной подготовки будущих художников, художников-педагогов, вхождению в конкурентную среду современного арт-рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Эльвира Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of training by the supplementary preprofessional educational programs at the children’s art schools

This article refers to the direction of scientific and pedagogical research in the field of theory and methodology of training and education and faces the solution of important problem in preparation of students for obtaining an art profession in the field of fine arts. The relevance and novelty of this issue is due to the requirements of a new federal education law in force, which provides the need of preprofessional training of trainees in the field of arts. As such, the educational programs of the children's art schools being the main form of the supplementary art education require a substantial revision of priorities in the content of the knowledge and skills that preppies must master focused on continuing education in art or art-teaching universities. The author pays particular attention to refinement of the "preprofessional art training" concept. This issue is poorly known and requires further research. The article summarizes the new material on the subject in question, and the "preprofessional program" concept is introduced into the scientific circulation. The idea is substantiated that quality of the indicative training programs of preprofessional level suggested to the educational institutions is responsible for a reproductive level of use which does not satisfy the requirements for conditions of preprofessional program implementation. The article proposes the author's view on classification of the preprofessional training trends, which is consistent with the basis of artistic and creative practice, which is necessary for successful mastering competencies in the subject domain of professional training of future painters, painters -pedagogues and entry into the competitive environment of the modern art market.

Текст научной работы на тему «Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школах»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki. com/PDF/35PDMN216.pdf Статья опубликована 29.04.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Литвинова Э.С. Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школах // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 377.6/372.87

Литвинова Эльвира Сергеевна

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», Россия, Краснодар Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств, Россия, Волгодонск1

Преподаватель высшей категории Зав. отделением раннего эстетического развития детей

E-mail: art-elita@mail.ru

Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в детских художественных школах

Аннотация. Предлагаемая статья относится к направлению научно-педагогических исследований в области теории и методики обучения и воспитания, обращена к решению важной проблемы подготовки школьников к получению творческой профессии в области изобразительного искусства. Актуальность и новизна этой проблемы обусловлена требованиями вступившего в силу нового федерального закона об образовании, который предусматривает в области искусств необходимость предпрофессиональной подготовки обучающихся. В этой связи образовательные программы детских художественных школ -основной формы дополнительного художественного образования - требуют существенного пересмотра приоритетов в содержании тех знаний и практических навыков, которыми должны овладеть выпускники, ориентированные на продолжение образования в художественных или художественно-педагогических вузах.

Особое внимание автором уделено уточнению понятия «предпрофессиональная изобразительная подготовка». Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводится в научный оборот понятие «предпрофессиональная программа». Обосновывается мысль о том, что качество предлагаемых образовательным учреждениям примерных обучающих программ предпрофессионального уровня обуславливает репродуктивный уровень ее использования, что не соответствует требованиям к условиям реализации предпрофессиональных программ.

В статье предлагается авторский взгляд на классификацию направлений предпрофессиональной подготовки, который согласуется с той базой художественно-творческой практики, которая необходима для успешного овладения компетенциями в предметной области профессиональной подготовки будущих художников, художников-педагогов, вхождению в конкурентную среду современного арт-рынка.

1 Россия, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Кошевого, 58

Ключевые слова: предпрофессиональное образование; профессионально ориентированные программы; изобразительная грамота; академическая модель обучения; инновационные технологии; творческие способности

Проблемы дополнительного предпрофессионального общеобразовательного обучения детей на современном этапе активно обсуждаются педагогическим сообществом и широко отражены в законодательных актах Министерства культуры РФ и Интернет источниках. Однако, несмотря на глубокую теоретическую проработку проблем реализации обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам, многие аспекты этой педагогической отрасли остаются нерешенными, о чем свидетельствует наличие противоречий между:

• функционирующей в системе Высшего художественного образования академической модели обучения и не достаточно адаптированной технологии преподавания основ изобразительной грамоты в классах предпрофессионального обучения детей 10 - 12 лет в ДХШ;

• традиционным подходом в обучении детей и потребностью в новых формах, системно представляющих как содержание, так и инновационные образовательные технологии. Федеральные государственные требования (далее - ФГТ) не рассматривают и не учитывают принципы и подходы современных педагогических технологий развивающего обучения, проблемного обучения, технологий критического мышления и другой инновационный инструментарий педагогического мастерства по части требований к условиям реализации предпрофессиональных программ;

• существующими требованиями обеспечения образовательного процесса новой методической литературой для учащихся ДХШ и дефицитом таковой;

• неясное представление педагогических диспозиций в области применения их к дополнительным предпрофессиональным программам и неточность в выборе вектора обучения, в отборе дидактического материала, в приемах и методах занятий.

Федеральным законом РФ «Об образовании» от 2012 года предусмотрена реализация в детских художественных школах дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства.

Введение в действие в 2012 году федеральных нормативных актов, закрепивших особый статус детских художественных школ, как учреждений предпрофессионального образования, вызывает необходимость выявить и уточнить определение предпрофессиональному обучению.

«Предпрофессиональное - значит обязательное образование, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства». [1, с. 6]

Этот термин на наш взгляд, говорит о качестве образования. О том, что в ДХШ есть предлагаемые примерные учебные планы, жесткий график учебного процесса, промежуточные и итоговые аттестации, - все так, как в профессиональном учебном заведении.

Согласно федеральному закону «Об образовании», смысл понятия "предпрофессионализация" - это выявление одаренных детей и формирование у них

комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы соответствующего вида искусства.2

Под качеством образовательной и воспитательной деятельности детских художественных школ, работающих по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам понимается, прежде всего, качественная теоретическая, практическая, а главное творческая подготовка, пришедших на обучение детей, особая опека выявленных в общей массе одарённых детей, бережное отношение к ним.

Уровень предпрофессиональной изобразительной подготовки - это обучение детей школьного возраста художественному искусству по программам, выводящим обучающегося на уровень ранней профессиональной ориентации и помогающим одаренным детям сделать первый шаг в профессию.

Смысл предпрофессиональной программы в том, что это программа особого качества, которая позволит выпускнику школы при определенных условиях (мотивации, выявленных способностях и качественной методике обучения) поступать на профессиональную ступень обучения.

Опираясь на существующую практику, Г.Н. Попова выделяет типы программ дополнительного образования детей по признаку «общее - профессиональное» и дает им определение. «Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения». [2, с. 10]

В связи с принятием Министерством Культуры федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства, мы попытались разобраться в изменениях, касающихся построения новой методической системы обучения.

Изменения состоят в направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе "Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы" (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам). Необходимость реализации дополнительных предпрофессиональных программ ставит перед нами определенные задачи и подводит к оптимизации учебного процесса и созданию или корректировке имеющихся учебных планов и программ.

Под оптимизацией понимается, прежде всего, качественная теоретическая, практическая и творческая подготовка пришедших на обучение детей. Реализация предпрофессиональных программ должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).

«Предпрофессиональные программы должны формировать у детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства; умение давать объективную оценку своему труду, осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной

2 Федеральный закон № 154-ФЗ от 17 июня 2011 г. «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании». Москва, 2011.

деятельностью в образовательном процессе, понимать причины успехов и неудач собственной учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата».3

Между тем, для достижения поставленных целей ФГТ провозглашают использование следующих методов: словесного, наглядного, практического и эмоционального, которых, по нашему мнению, недостаточно в полной мере для развития активной познавательной и творческой деятельности. «Ребенок по природе - исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Развивая исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс непрерывного самообразования в зрелом возрасте, что и определяет его состоятельность как личности и профессионала». [3, с. 14]

Качество предлагаемых ФГТ образовательным учреждениям примерных обучающих программ предпрофессионального уровня обуславливает репродуктивный уровень ее использования. Такая ситуация понижает роль творческого начала в профессиональной деятельности детей, вследствие отсутствия возможности использования современных инновационных технологий обучения. Мы считаем, что в условиях детских художественных школ, в работе по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам целесообразно обновлять методику преподавания; искать такие способы организации деятельности по обучению изобразительной грамоте, которые обеспечат успешную активизацию познавательных и творческих способностей учащихся. «Базовая компетентность педагога предпрофессионального образования заключается в умении организовать развивающую среду для достижения образовательных результатов ребенка». [4, с. 28]

Поэтому установка на внедрение только традиционных методик обучения должна быть заменена установкой на обновление и использование наряду с традиционными методиками инновационных, что соответствует Концепции развития дополнительного образования детей правительства РФ 2014 года.

С нашей точки зрения, идея изменений состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать, что освоить систему теоретико-художественных понятий, основы реалистического искусства, овладеть навыками рисования с натуры, развить изобразительные и творческие способности — это значит вооружиться навыками осмысленного и творческого выполнения заданий, навыками самостоятельной критической оценки своей и чужой деятельности.

Следует отметить, что работа по новым, предложенным Федеральными Государственными Образовательными Стандартами образовательным программам на занятиях с детьми в ДХШ не достаточно разработана и обоснована. Программы носят рекомендательный характер и не адаптированы, например, к работе с детьми 10 - 12 лет (1-2 класс ДХШ).

Четкая постановка познавательных задач занятия, адаптированных для младшего школьного возраста, проблемное изложение материала и дополненное занимательными приемами, грамотная структура занятия, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий, создание исследовательских методик работы, большая свобода в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому обучающемуся, - все это на наш взгляд, является мощным средством развития познавательного интереса.

3 Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (утв. Приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. № 156).

Таким образом, в ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Уточнены диспозиции дополнительного предпрофессионального образования в ДХШ, заключающиеся в частности, в необходимости профессионально ориентированного обучения детей достаточно юного возраста - 10 - 12 лет. Кроме того, специфика обучения изобразительному искусству требует приоритетности программ практического обучения. Для того, кто выбирает профессию художника, «проникновение в теорию и методику изобразительного искусства - это только исходное условие его профессиональной состоятельности, которая раскрывается и обретает смысл в работе с карандашом и кистью в руках». [5, с. 62]

Выявлены недостатки ФГТ в плане того, что они не гарантируют, не требуют, но всего лишь рассматривают возможности использования современных педагогических технологий по части требований к условиям реализации предпрофессиональных программ.

С нашей точки зрения, задачи педагогического процесса, которые необходимо решать в контексте предпрофессионального обучения:

• развитие традиций академического художественного образования с обеспечением высокого предпрофессионального уровня обученности детей;

• создание новых методических материалов, учебников позволяющих вывести дополнительное образование на качественно новый уровень;

• обеспечение возрастной адаптации учебных программ с учётом психофизических и возрастных особенностей детей, в том числе с обязательным включением игровых форм освоения материала для детей;

• в образовательном процессе будут использованы педагогические технологии, основанные на активизации аналитико-синтетической мыслительной деятельности ребенка, путем приоритетного развития организованного восприятия, познавательных потребностей и творческих способностей учащихся.

Дополнительное предпрофессиональное образование детей - составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Домогацкая И.Е. Школа искусств - назад в будущее? К реализации Федерального закона № 145-ФЗ // cultmanager.ru - портал информационной поддержки руководителей учреждений культуры.

2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.

3. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт / Москва, 2002. - 66 с.

4. Жгенти И.В. Моделирование развития педагогических компетенций преподавателей предпрофессионального образования // Педагогика искусства, ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА, http://www.art-education.ru/AE-magazine, No 3, 2015.

5. Коробко Ю.В. Изобразительное искусство: традиции и современность // Высшее образование в России. 2006, №2, с. 65.

6. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств / Авт. -сост. А.О. Аракелова. - Москва: Минкультуры России, 2012. - Ч.1. - 118 с.

7. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей / Б.А. Дейч. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.

8. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 349 с.

9. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. — Спб.: Питер, 2011, с. 147.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Litvinova El'vira Sergeevna

Kuban State University, Russia, Krasnodar Children's Art School, Russia, Volgodonsk E-mail: art-elita@mail.ru

Specificity of training by the supplementary preprofessional educational programs at the children's art schools

Abstract. This article refers to the direction of scientific and pedagogical research in the field of theory and methodology of training and education and faces the solution of important problem in preparation of students for obtaining an art profession in the field of fine arts. The relevance and novelty of this issue is due to the requirements of a new federal education law in force, which provides the need of preprofessional training of trainees in the field of arts. As such, the educational programs of the children's art schools being the main form of the supplementary art education require a substantial revision of priorities in the content of the knowledge and skills that preppies must master focused on continuing education in art or art-teaching universities.

The author pays particular attention to refinement of the "preprofessional art training" concept. This issue is poorly known and requires further research. The article summarizes the new material on the subject in question, and the "preprofessional program" concept is introduced into the scientific circulation. The idea is substantiated that quality of the indicative training programs of preprofessional level suggested to the educational institutions is responsible for a reproductive level of use which does not satisfy the requirements for conditions of preprofessional program implementation.

The article proposes the author's view on classification of the preprofessional training trends, which is consistent with the basis of artistic and creative practice, which is necessary for successful mastering competencies in the subject domain of professional training of future painters, painters -pedagogues and entry into the competitive environment of the modern art market.

Keywords: preprofessional training; professionally oriented programs; graphic certificate; academic learning model; innovative technologies; creative abilities

Мир Науки

REFERENCES

1. Domogatskaya I.E. Shkola iskusstv - nazad v budushchee? K realizatsii Federal'nogo zakona № 145-FZ // cultmanager.ru - portal informatsionnoy podderzhki rukovoditeley uchrezhdeniy kul'tury.

2. Buylova L.N., Klenova N.V. Dopolnitel'noe obrazovanie v sovremennoy shkole / M.: «Sentyabr'», 2005. - 192 s.

3. Buylova L.N. Pedagogicheskie tekhnologii v dopolnitel'nom obrazovanii detey: teoriya i opyt / Moskva, 2002. - 66 s.

4. Zhgenti I.V. Modelirovanie razvitiya pedagogicheskikh kompetentsiy prepodavateley predprofessional'nogo obrazovaniya // Pedagogika iskusstva, ISSN 1997-4558 PEDAGOGIKA ISKUSSTVA, http://www.art-education.ru/AE-magazine, No 3, 2015.

5. Korobko Yu.V. Izobrazitel'noe iskusstvo: traditsii i sovremennost' // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006, №2, s. 65.

6. O realizatsii dopolnitel'nykh predprofessional'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm v oblasti iskusstv: v 2 ch.: monografiya: sbornik materialov dlya detskikh shkol iskusstv / Avt.-sost. A.O. Arakelova. - Moskva: Minkul'tury Rossii, 2012. -Ch.1. - 118 s.

7. Pedagogicheskie tekhnologii v dopolnitel'nom obrazovanii detey / B.A. Deych. -Novosibirsk: Izd. NGPU, 2006.

8. Evladova E.B. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: uchebnik dlya stud. ped. uchilishch i kolledzhey / E.B. Evladova, L.G. Loginova, N.M. Mikhaylova. - M.: VLADOS, 2004. - 349 s.

9. Aranova S.V. Obuchenie izobrazitel'nomu iskusstvu. Integratsiya khudozhestvennogo i logicheskogo - SPb.: KARO, 2004. - 176 s.

10. Il'in E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. — Spb.: Piter, 2011, s. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.