Научная статья на тему 'Специфика образования в Чеченской республике'

Специфика образования в Чеченской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ПЕДАГОГ / УЧАЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ (ДОШКОЛЬНОЕ / ОБЩЕЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ) / ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / EDUCATION (PRESCHOOL / ADDITIONAL) / SECONDARY SCHOOL IN CHECHEN REPUBLIC / TEACHER / PUPIL / SECONDARY / SCHOOL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаева

Планомерно протекает учебный процесс в общеобразовательных школах Чеченской республики. Строятся и восстанавливаются образовательные учреждения, а также предполагается создание новых моделей школ. Ведется работа по восстановлению и развитию дошкольного образования. Планируется большая работа по упорядочению деятельности школьных библиотек, по подготовке и изданию новых учебников, предметов и учебного плана регионального компонента. Проводится совместная работа с родительской общественностью. Выполнена огромная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования Чеченской республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities of Education in Chechen Republic

There is a planned development of the educational process in the secondary schools of Chechen Republic. They build and restore educational institutions; they plan to create new models of schools. They carry out the work to restore and develop preschool education. They intend to improve work of school libraries, to create and publish new text-books, to introduce new subjects and educational plan. The teachers work in the collaboration with parents. A great work for improving educational process and quality of education has been carried out in Chechen Republic.

Текст научной работы на тему «Специфика образования в Чеченской республике»

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Масаева З.В.

Планомерно протекает учебный процесс в общеобразовательных школах Чеченской республики. Строятся и восстанавливаются образовательные учреждения, а также предполагается создание новых моделей школ. Ведется работа по восстановлению и развитию дошкольного образования. Планируется большая работа по упорядочению деятельности школьных библиотек, по подготовке и изданию новых учебников, предметов и учебного плана регионального компонента. Проводится совместная работа с родительской общественностью. Выполнена огромная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования Чеченской республики.

Ключевые слова: общеобразовательная школа Чеченской республики, педагог, учащийся, образование (дошкольное, общее, дополнительное), школьные проблемы.

Организованно начался 2008-2009 учебный год во всех школах Чеченской республики.

По данным Министерства образования и науки ЧР на 1 сентября 2008 года в Чеченской республике функционирует 437 общеобразовательных школ и 4 специнтерната с общим количеством обучающихся 212769 человек. В 1-й класс принято 21615 детей. В 9-х обучается 24103 ученика, в 11-х классах дневных школ - 10042. Во многих школах из-за перезагруженности учениками учебный процесс проходит в две смены, а также переполнены классы по 40-45 учеников.

В школах республики работает 14929 учителей. Все эти годы проблема кадров для школ остается нерешенной. На 2008-2009 учебный год дополнительная потребность в учителях составила 677 человек. По данным отделов образования на работу принято всего 113 молодых учителей - выпускников педучилищ, Чеченского государственного педагогического института, Чеченского государственного университета, а также других профессиональных учебных заведений России. Особенно остро стоит проблема изучения иностранных языков. Во многих школах они не изучаются из-за отсутствия учителей. По той же причине в целом ряде школ республики становится невозможным и изучение других учебных предметов. И это даже не только в горных районах, но и в Шалинском, Урус-Мартановском, Шелковском, Гудермесском и других районах. Директорам школ приходится перегружать учителей учебными часами до 40-50 и более часов в неделю, что приводит к низкому качеству работы.

Без соответствующего педагогического образования в школах республики преподают 540 учителей.

Вопрос об обеспечении школ квалифицированными педагогическими кадрами остается актуальным. В 2008 году по инициативе Министерства образования и науки на основе 4-х стороннего договора (Министерство - Чеченский государственный университет и Чеченский государственный педагогический институт - местная администрация - абитуриент) на педагогические факультеты были приняты 115 человек из числа лучших выпускников года, желающих вернуться в школу.

Важнейшей частью системы образования является ее начальная ступень - дошкольное образование. Всего по республике в 2008 году функционировало 106 дошкольных учреждений. Из них 38 размещались в арендуемых частных домах, 33 - в приспособленных помещениях и только 35 детских садов имеют типовые здания. Количество детей в группах намного превышает нормы. На 8860 мест по республике 11670 детей. В Грозном на 1800 мест 3214 детей.

Правительство Чеченской республики принимает меры по развитию и улучшению дошкольного образования. В 2008 году построены и сданы детские сады в селениях Джалка и Верхний Нойбер. Открыты и работают в арендуемых частных домах 3 дошкольных учреждения в с. Ножай-Юрт и в Аргуне. Восстановлены 2 детских сада в Грозном.

Департамент образования принимает меры по созданию системы образования детей старшего школьного возраста с целью обеспечения равных

Северо-Кавказский психологический вестник > № 7/1 2009 г .

стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Таким образом, будет осуществляться взаимосвязь и преемственность в дошкольной и школьной ступенях общего образования.

Книг не хватает. Не подкреплен должным образом эксперимент по переводу начальных классов на родной (чеченский) язык обучения. Отсутствуют качественные учебники и методическая литература.

Незанятость во внеучебное время порождает бродяжничество, по вине многих родителей дети остаются без должного семейного воспитания.

Определены 44 пилотные школы, в которых будет введена новая система оплаты труда и переход на нормативно-подушевое финансирование.

Создан специальный центр тестирования. Предполагается создание новых моделей школ: школа одаренных детей, школа - спортивный центр, школа -культурный центр и другие.

Предусмотрено создание общественных Советов, которые будут принимать активное участие в управлении образовательным учреждением, внедрение инновационных методов системы повышения квалификации.

Организованно проходят школьные, районные и республиканские Олимпиады школьников. В 2008 году на Олимпиаде приняли участие 540 обучающихся в 9-11 классах. Всего победителей - 24, 1 и 2 места присуждены 27 и 20 соответственно. Однако Олимпиада показала серьезные недостатки в работе педагогических коллективов с одаренными детьми. Не определились победители по таким предметам, как русская литература, физика, математика, обществознание, иностранный язык (французский, немецкий, английский), география, химия, история.

На должном уровне проходят конкурсы «Лучшие школы России», «Учитель года».

Министерство образования и науки Чеченской республики предложило дополнить Приоритетный национальный проект «Образование» следующими направлениями:

- стимулирование учреждений дошкольного образования;

- поощрение лучших работников дошкольных учреждений;

- стимулирование учреждений дополнительного образования;

- поощрение лучших работников дополнительного образования;

- поощрение лучших органов ученического, студенческого самоуправления. Продолжаются работы по ремонту и восстановлению объектов образования, строительству новых школ. Только за один 2008 год в республике построено 19 новых школ.

В восстановленные и построенные вновь школы и другие учреждения завезено необходимое оборудование (ученическая мебель, компьютерная техника, классные доски, спортинвентарь, оборудование для учреждений дополнительного образования). 400 школ подключены к Интернету. По софинансированию куплено 4 автобуса и 20 кабинетов домоводства.

Предстоит большая работа по обеспечению учреждений образования учебниками, упорядочению деятельности школьных библиотек в настоящее время немыслимо без качественного изменения их содержания, формирования новых условий работы и расширения возможностей доступа к информации, что предполагает регулярное пополнение фонда и квалифицированный персонал. В школах республики действует 396 библиотек. Проведена специальная работа по изучению качественного состава кадров и ресурсного состояния базы школьных библиотек республики, основных направлений деятельности и проблем. Произведена паспортизация школьных библиотек. Нужно совершенствовать деятельность школьных библиотек, принимать меры по обновлению содержания и кадрового обеспечения.

Многое предстоит сделать по подготовке и изданию новых учебников и предметов регионального компонента.

Создана специальная рабочая группа, которая подготовит республиканский учебный план и учебники регионального компонента.

Вопрос об учебном плане и учебниках рассматривался на коллегии Министерства, где решено поручить специальной рабочей группе подготовку республиканского учебного плана и учебников регионального компонента.

Особенно пристальное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Наркомания, алкоголизм, беспризорность, преступления среди несовершеннолетних - все это, к сожалению, присутствует в сегодняшней жизни республики. Президент республики Р.А. Кадыров, правительство Чеченской республики требуют усиленной работы в этом направлении. На 1 сентября 2008 года на учете в ПДН МВД ЧР составляет 452 подростка.

Положительные результаты в повышении качества образования, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения дает совместная работа школы с родительской общественностью.

11 сентября 2008 года состоялось республиканское родительское собрание. С докладом «О состоянии учебно-воспитательной работы в школах республики и мерах по улучшению качества образования и охране здоровья детей» выступил министр образования и науки Музаев А.А.

Много говорилось о недостатках в воспитании подрастающего поколения. Тревожные нотки звучали и в выступлениях родителей. Состоялся откровенный разговор о насущных проблемах образования в Чеченской республике о необходимости координации работы школы - семьи - общественности - правоохранительных органов по повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

В республике функционирует 106 учреждений дополнительного образования, в том числе 47 спортивных школ. Более 85000 детей и подростков посещают здесь кружковые и секционные занятия.

Массовое привлечение к регулярным занятиям по физической культуре, воспитание у учащихся устойчивого интереса к занятиям в туристско-краеведческих, эколого-биологических кружках, в домах детского творчества, их участие в различных мероприятиях, поиск талантливых детей и привлечение их в учреждения дополнительного образования - вот круг вопросов, по которым строилась работа в 2008 году. Только за один год подготовлено:

- с п о р т с м е н о в м а с с о в ы х разрядов - 5960 человек;

- с п о р т с м е н о в 1 г о с п о р т и в н о г о разряда - 680 человек;

- кандидатов в мастера спорта - 336 человек;

- подтвердили звание Мастер спорта международного класса - 2 человека.

На различных мероприятиях ЮФО, Всероссийских и международных приняли участие более 850 спортсменов. Занято 385 призовых мест.

Проводится плановая работа по обеспечению безопасности функционирования образовательных

учреждений. Педагогическими коллективами реализуется программа «Обучение правилам пожарной безопасности». Во всех учреждениях образования имеются планы-эвакуации, проводятся тренировочные занятия, в 292 школах имеются пожарные водоемы, в 363 школах отремонтированы отопительные системы, в 379 школах - электроснабжение.

Серьезное внимание уделяется профилактике дорожно-транспортного травматизма детей. В школах разработаны специальные планы работы с детьми по изучению правил дорожного движения.

На 1 января 2008 года зарегистрировано 4442 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность органов и учреждений образования по выявлению и передаче этих детей в семьи родственников остается главной задачей. В 2008 году 1515 детей этой категории отдыхали в летних оздоровительных лагерях Кабарбино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Ставропольского края.

Проведена значительная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования в общеобразовательной школе республики.

В совершенствовании системы образования Чеченской республики, решении проблем комплексной программы модернизации образования важная роль отводится координированным действиям Министерства образования и науки и подведомственных учреждений с другими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, общественными организациями и родительской общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.