Научная статья на тему 'Состояние и проблемы информатизации общего образования в Чеченской республике'

Состояние и проблемы информатизации общего образования в Чеченской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / INFORMATIZATION / TECHNICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якубов А. В.

Описывается состояние информатизации среднего (полного) общего образования в Чеченской Республике, сложившееся в последние годы. Сформулированы проблемы и анализируются возможные пути выхода из кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT SITUATION AND PROBLEMS OF INFORMATIZATION OF SECONDARY EDUCATION IN THE CHECHEN REPUBLIC

The situation with informatization of secondary education in the Chechen Republic in the course of the last several years is described. Current problems are formulated and possible ways for overcoming the crisis situation are analysed.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы информатизации общего образования в Чеченской республике»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 4, с. 24-28

УДК 37.061

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ*

© 2009 г. А.В. Якубов

Комплексный научно-исследовательский институт РАН, г. Грозный

[email protected]

Поступила в редакцию 15.10.2008

Описывается состояние информатизации среднего (полного) общего образования в Чеченской Республике, сложившееся в последние годы. Сформулированы проблемы и анализируются возможные пути выхода из кризисной ситуации.

Ключевые слова: информатизация, техническое и методическое обеспечение, подготовка педагогов.

Бурное развитие информатики, появление персональных компьютеров, глобальной сети Интернет изменило общество в целом и жизнь каждого отдельно взятого человека. Создана возможность практически мгновенного доступа к общемировым источникам информации для любого заинтересованного лица.

Информационный взрыв, о приближении которого говорилось еще с середины 70-х годов прошлого столетия, и переход в новое общество - уже свершившийся факт. В том числе и для Чеченской Республики (ЧР). Пользователи Интернета исчисляются здесь уже десятками тысяч, открываются все новые Интернет-заведения коллективного и индивидуального пользования. В большинстве школ послевоенной Чечни имеется возможность доступа в Интернет, реализованная в рамках федерального Приоритетного национального проекта «Образование».

Задача образовательных структур республики - занять достойное место в информационной цивилизации. Это требует определения цели, анализа проведенной работы и состояния дел, а также определения форм решения задач информатизации образования в республике как ведущей составляющей развития любого общества в современном мире. Состояние дел в этой сфере на самом начальном этапе было проанализировано нами еще в 1988 году [1]. Современной целью информатизации образования республики является достижение нового качества общего

* Учитывая ситуацию в системе образования Чеченской Республики, восстанавливающейся после известных событий, редакция посчитала возможным опубликовать данную статью, дающую общее представление о состоянии и проблемах общего образования в Чеченской Республике.

и профессионального образования, отвечающего требованиям постиндустриального общества, на основе внедрения новых информационных технологий, в том числе сетевых, а в перспективе - и нанотехнологий.

Введение курса «Основы информатики и вычислительной техники» в сфере общего образования СССР в середине 80-х годов анонсировалось следующими лозунгами: «Программирование - вторая грамотность», «Алгоритмический стиль мышления - свидетельство общекультурного уровня современного человека». Первый лозунг сейчас уже и не вспоминается. Распространение и совершенствование компьютерной техники в последние десятилетия идет в геометрической прогрессии, имея взрывной характер. В начале XXI века на общегосударственном уровне принят курс на переход к нанотехнологиям, что позволит многократно увеличить технические возможности. Развитие компьютерной техники повлекло совершенствование форм и средств общения с ней, способствующих реализации её возможностей. Это сделало актуальными одни разделы информатики и обесценило для общеобразовательной школы другие. К примеру, широко использовавшаяся на начальном этапе компьютерного всеобуча операционная система DOS сейчас практически не нужна массовому пользователю, равно как и программирование с использованием устаревших языков. Но это вовсе не означает, что эти средства должны быть преданы забвению. Они могут быть предметом интересов отдельных групп учащихся и факультативных кружков.

К 1991 году более 20% школ республики имели компьютерные классы. Хотя образовательные задачи, называемые в тот период компьютеризацией, стояли несколько иные, но про-

блемы были и тогда - и с преподавателями, и с учебной и методической литературой, и, естественно, на уровне министерств и ведомств. В частности, отказ министерства образования Чечено-Ингушской Республики от участия в пилотном проекте с доступом в Интернет привел к тому, что выделенная республике в 1991 году компьютерная техника, по тем временам очень высокого качества, была передана в другие регионы СССР.

Сегодня необходимость информатизации общего и профессионального образования ЧР, оказавшегося в результате событий последних десятилетий на обочине развития цивилизации, не вызывает сомнений. К началу 2000 года республика оказалась практически с нулевой базой и по техническому оснащению, и по кадрам. Обращения к властным структурам в 2000 году с просьбой начать специализированную работу ничего не дали.

Вопросы информатизации регулярно поднимались в СМИ республики и обсуждались научно-педагогической общественностью [2-4]. В 2003 году правительством ЧР была одобрена республиканская концепция информатизации, разработанная соответствующим отделом министерства промышленности, науки, технологий и информатизации [5]. Далее на ее основе следовало составить комплексную программу. Однако она не была составлена из-за отказа ряда министерств, в частности министерства общего и профессионального образования Чеченской Республики. В результате и сегодня республика не имеет даже отраслевой программы информатизации образования.

Преподавание информатики после окончания активной фазы боевых действий второй военной кампании в отдельных школах республики началось спорадически, хотя образовательные учреждения начали усиленно оснащаться компьютерной техникой.

В апреле 2004 года в Г розном были проведены секционные заседания учителей информатики при подготовке республиканской конференции по модернизации образования. Анкетирование участников заседаний - 19 преподавателей информатики из различных районов республики, среди которых один является методистом отдела образования Гудермесского района, - выявило следующую картину.

Практически все учителя указывают на проблемы с учебниками и учебными пособиями для учителей. О частичном наличии учебников для учащихся сообщили только 8 человек, или 44.4%, причем половина из них также жалуется на нехватку учебников и на то, что все имеющиеся учебники разнотипны (три типа).

Работа учителей не подкрепляется методической поддержкой со стороны отделов образования. Правда, методист Гудермесского отдела образования сообщила о довольно приятных деталях в организации работы и даже представила развернутый доклад об использовании компьютеров в Герзельской средней школе. Участникам заседания было предложено поехать в Герзельскую среднюю школу для ознакомления с методикой использования компьютерной техники в преподавании биологии, но... в школе оказалось всего 4 компьютера для демонстрации новых форм обучения.

В целом же анкетирование выявило, что количество компьютеров в некоторых школах достигает 22 штук. При этом третья часть опрошенных (6 человек из 18) даже не смогли описать конфигурацию компьютеров, с которыми они работают. Только два человека из анкетированных написали, что имеют базовое образование по информатике. Однако практически никто из учителей не проходил и переподготовки в этом направлении. Только двое из опрошенных обучались в рамках программы «Интернет-образование» (Москва, 2001 г.). Они учились готовить Интернет-сайты, что рекламировалось в тот период как огромное достижение в образовании республики, хотя ни в одной школе в тот период не было доступа к сети Интернет. По сути дела программа этих курсов стала актуальна только в настоящее время, когда большая часть школ республики уже подключена к Интернету.

Для анализа наличия компьютерной техники и состояния преподавания информатики в школах Чеченской Республики через 4 года было повторно проведено анкетирование учителей информатики отдельных районов, которые дали следующие результаты.

Гудермесский район

В январе 2008 года анкетирование проведено в 7 школах Гудермесского района — гимназии № 3 и средней школе № 3 г. Гудермеса, средней школе с. Брагуны, средних школах № 1 и № 2 с. Ойсхар, средних школах с. Кошкельды и с. Герзель.

В этих школах имеются соответственно 51, 30, 19, 17, 22, 18 и 11 компьютеров.

Преподавание информатики ведется в 8-11-х классах, за исключением Брагунской средней школы, где основы информатики изучаются с 34-х классов. И только в этой школе программа информатики соответствует требованиям ГОС.

Учебно-методическая литература, используемая в школах, ограничивается 1-2 учебни-

ками на всю школу. В основном пользуются учебниками автора Л.Ф. Соловьева. Однако учебник по информатике Л.Ф. Соловьева, рекомендуемый школам с углубленным изучением информатики, не вполне подходит школам, где преподавание информатики начинает делать первые шаги.

В гимназии № 3 и средней школе № 3 г. Гудермеса имеется выделенный канал связи для доступа в Интернет, в остальных используется спутниковая связь. Мультимедиатекой пользуются гимназия № 3 и средняя школа № 3 г. Гудермеса. В средней школе № 1 с. Ойсхар отсутствует программное обеспечение.

г. Грозный

Анкетирование учителей информатики школ г. Грозного проведено в апреле 2008 года. Анкеты получены из 41 школы. Всего в г. Грозном в настоящее время функционируют 49 школ.

Получены следующие результаты: в двух средних школах (№ 60 и № 61) компьютеров нет вообще; в четырех образовательных учреждениях (лицей № 1, средние школы № 6, № 24, № 27) имеется по 1 компьютеру; 9 школ имеют от 4 до 10 компьютеров; 22 школы имеют от 10 до 19 компьютеров; более 20 компьютеров имеется в 5 образовательных учреждениях (средние школы № 7, №14, № 50 и гимназии № 4, № 12).

Указаны следующие характеристики компьютеров: две средние школы (№ 44 и № 53) оснащены Репйит 2 (что само по себе странно, поскольку послевоенная Чечня начинала с нуля и компьютеры этого класса к тому времени не поставлялись); три образовательных учреждения (гимназия № 2, средние школы № 9 и № 48) оснащены Репйит 3; семь школ (№ 57, № 16, № 20, № 8, № 24, № 42, № 56) оснащены Репйит 4. Остальные школы вообще не указали характеристики компьютеров. Возможная причина - незнание их характеристик.

В большинстве школ г. Грозного в преподавании используются учебники А.Г. Гейн «Информатика». Причем в средней школе № 39 имеется 80 учебников данного автора (информатику изучают 256 учащихся); в средней школе № 9 - 61 учебник; в средней школе № 28 - 34 учебника; в средней школе № 57 - 25 учебников; в средней школе № 36 - 16 учебников; остальные школы имеют по 1-2 учебника на всю школу.

В 6 школах используются учебники Н.В. Макаровой. В остальных школах пользуются учебниками разных авторов вплоть до самоучителя. Вообще не имеют учебников 11 образовательных учреждений (гимназия № 4, средние школы

№ 44, № 20, № 8, № 10, № 49, № 60, № 35, № 23, № 91, № 15).

Непонятно, как такая ситуация могла сложиться в гимназии № 4, особенно если учесть, что там имеется более 25 компьютеров. Правда, именно в этой гимназии преподаватель имеет профессиональную подготовку «Оператор ЭВМ», полученную в профессиональном училище № 5 г. Грозного. Не менее непонятно, как можно организовать преподавание информатики в 4-5-х и 8-11-х классах лицея № 1 при отсутствии и учебников (указаны 8 учебников), и компьютеров (имеется 1 компьютер).

В основном преподаватели информатики являются молодыми специалистами, что лишь в какой-то мере является положительным фактором. Большая часть учителей информатики г. Грозного, представивших анкеты (23 учителя), ведут преподавание информатики первый год, двухгодичный опыт преподавания информатики имеют два человека, три и более года опыта -пять человек. В ряде анкет этот пункт не заполнен, а трое учителей написали в анкетах, что являются «самоучками». Именно поэтому в настоящее время речь может идти лишь о подготовке к преподаванию курса «Информатика» в школах и обучению кадров в вузах республики, ибо задача информатизации в данной ситуации даже не может быть поставлена.

Среди прочих фактов, показывающих уровень преподавания, можно привести и такой: крайне ограничены возможности введения экзамена по дисциплине «Информатика» при поступлении в вузы республики. Нет подготовленных выпускников школ для направления их в другие регионы Российской Федерации с целью обучения по данной специальности на ежегодно выделяемые Министерством образования России целевые места, ибо их подготовка слишком слаба для этого. Хотя специальности именно этого направления наиболее дефицитны и востребованы в республике.

Учителя, преподающие в школах предмет «Информатика», работают в тех условиях, в которые их «втиснули» алогичные, мягко говоря, действия руководителей образования. Они пытаются получить максимальные результаты, используя имеющуюся в их школах компьютерную технику, в соответствии со своим пониманием целей и задач, поставленных введением этого предмета в школьный курс. Труд и подвижничество таких учителей вызывает восхищение и заслуживает поощрения. Эти подвижники должны стать и, скорее всего, станут локомотивом информатизации республики. Пока же преподавание информатики в тех школах республи-

ки, где оно ведется, не имеет единой методической основы, то есть каждый делает то, что способен сделать в имеющихся условиях.

В вузах проводится определенная работа по подготовке педагогических кадров. Все три высших учебных заведения республики испытывают трудности с кадрами преподавателей, имеющими специальную квалификацию, и с обслуживающим персоналом. Преподавательский состав вузов имеет 10-12 специалистов с базовой подготовкой. Имеются кафедры информатики в Чеченском государственном педагогическом институте и ГГНИ. В 2007 году в Чеченском государственном университете создана кафедра информационных технологий. Однако в связи с тем что, получив определенные навыки практической работы, сотрудники, преподающие или использующие компьютерные технологии, покидают вузы, в том числе и из-за низкой зарплаты, точное их количество назвать трудно.

Во многих вузах (в том числе и Северного Кавказа) введены должности советника ректора по информатизации, причем в некоторых вузах (в частности, в Ставропольском государственном университете) по мере развертывания работ они переводятся в проректоры по информатизации, так как руководители данных вузов начинают осознавать нарастающий объем работы в данном направлении. Естественно, что в таких вузах в полной мере реализуются возможности компьютерных технологий. В частности, в Ставропольском государственном университете реализованы программы «Абитуриент», «Библиотека» и т.д.

В Чеченской Республике такая работа не проводится. Министерство образования и науки республики, с многотысячным парком машин, даже в самом ведомстве практически не располагает кадровой базой для организации и ведения такой работы.

Логичным было бы вначале разработать программу информатизации всей системы образования республики с учетом нашей специфики и опыта других регионов, то есть, минимизируя затраты, необходимо получить максимум педагогического эффекта. И затем, после утверждения программы, следует заниматься решением практических вопросов примерно в следующей последовательности:

1. Подготовка кадров.

2. Методическое оснащение.

3. Техническое оснащение.

4. Практическая работа по информатизации, и в частности по преподаванию курса «Информатика», и поэтапная реализация педагогических возможностей персональных компьютеров в учебном процессе.

5. Анализ состояния преподавания курса информатики, информатизации, обобщение опыта и т.д., то есть обычная повседневная работа.

Подготовка кадров (пункт 1) должна предусматривать следующие практические работы:

1.1. Специализированная теоретическая и практическая подготовка сотрудников министерств, ведомств, Чеченского института повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО) и представителей районных отделов образования. Эта работа может и должна быть проведена вне республики.

1.2. Общая теоретическая подготовка преподавателей на уровне районов.

1.3. Создание методической службы в отделах образования, при ЧИПКРО и при министерстве образования и науки ЧР.

Методическое оснащение (пункт 2) должно предусматривать:

2.1. Обеспечение учителей соответствующими пособиями.

2.2. Обеспечение учащихся учебниками, а также соответствующими рабочими тетрадями (в современных рыночных условиях существуют все возможности, позволяющие издавать любые их формы и количества, естественно, с соблюдением всех дидактических принципов).

Техническое оснащение (пункт 3) предполагает:

3.1. Оснащение необходимой техникой всех органов управления учреждениями образования.

3.2. Оснащение школ современной компьютерной техникой.

Раскрытие содержания двух последних пунктов требует более тщательного анализа ситуации. Решение проблем информатизации в образовании республики было начато почему-то с пункта 3.2, то есть с оснащения техникой именно школ. В какой-то мере в настоящее время «закрыт» и пункт 3.1.

Сегодня если и пытаются решать задачи информатизации, то методом проб и ошибок. Реально имея возможность избежать ошибок, которые были допущены в других регионах, руководство образованием республики пошло по пути слепого копирования, добавив к «чужим проблемам» местный комплекс проблем. Таким образом предложен и реализован вариант, при котором придется быть в роли «вечно догоняющего».

Какой бы аспект, связанный с информатизацией, ни рассмотреть, за исключением оснащения компьютерами, везде возникают проблемы (впрочем, при детальном анализе немало их обнаружится и в оснащении техникой), что озна-

чает: информатизация образования республики на данный момент провалена. И в средней школе, и, в значительной мере, в высшей тоже.

Поэтому предложения по налаживанию работы, связанной с информатизацией образования, опубликованные ранее [2], с небольшой правкой необходимо привести повторно.

В настоящее время необходимо разработать и принять на республиканском уровне программу информатизации образования в Чеченской Республике, в которой должны учитываться вопросы перехода к нанотехнологиям и которая должна иметь следующие приоритеты:

1. Активизация работы в вузах республики, параллельно с совместной работой с другими вузами России, по подготовке квалифицированных педагогических и научных кадров данного направления для организации и ведения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях республики всех уровней, от дошкольного до послевузовского.

2. Создание баз данных, начиная от групп в дошкольных учреждениях и классов в общеобразовательных школах и кончая республиканскими структурами.

3. Создание локальных сетей в учреждениях образования, проведение комплекса работ по использованию отраслевых и глобальных сетей.

4. Информатизация управления образованием в республике.

5. Поэтапная реализация возможностей технологий открытого образования (дистанционного образования, виртуальной школы).

6. Разработка и внедрение региональных программно-методических комплексов обучения информатике с 1-го по 11-й классы и в системе начальной профессиональной подготовки учащихся по профессиям, связанным с информационными технологиями (оператор ПК, программист и др.), с учетом особенностей, сложившихся в результате военных действий на территории Чеченской Республики, в том числе и двуязычия учебного процесса, а также разработка и реализация программно-методического комплекса по другим дисциплинам.

7. Создание на основе новых информационных технологий программно-методического обеспечения для реализации целевых образовательных программ, которые должны обеспечить свободный доступ администрации, педагогов, учащихся школ и других учреждений образования к общедоступным банкам данных, знаний регионального, федерального и мирового уровней с целью организации процессов саморазвития образовательных учреждений.

8. Использование компьютерной техники в преподавании учебных дисциплин как средства совершенствования качества уроков, как перспективной формы организации учебного процесса на современном этапе.

Все это должно содействовать решению задачи создания полноценной информационной модели образования республики и ее полноправного вхождения в мировое информационное пространство.

Кадровые изменения в руководстве министерства образования и науки ЧР, произведенные президентом республики в 2008 году, позволяют надеяться на радикальные изменения в решении проблем информатизации образования.

Список литературы

1. Якубов А.В. О компьютерном всеобуче в ЧИАССР // Информатика и образование. 1988. № 5. С. 80-81.

2. Гишларкаев В.И., Якубов А.В. Информатизация общего и профессионального образования Чеченской Республики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Академическая наука - народному хозяйству Чеченской Республики». М., 2005. С. 246-251.

3. Солтаханов Ш.Х., Якубов А.В. // Проблемы информатизации в ЧР: Сборник статей межвузовской конференции КНИИ РАН. Грозный, 2002.

4. Солтаханов Ш.Х., Умархаджиев С.М., Якубов А.В. Концепция информатизации Чеченской Республики. Министерство промышленности, науки, технологий и информатизации Чеченской Республики. Грозный, 2003. 32 с.

5. Якубов А.В. Информатизация «по-нашему» // Столица+. 16.12.2000.

CURRENT SITUATION AND PROBLEMS OF INFORMATIZATION OF SECONDARY EDUCATION IN THE CHECHEN REPUBLIC

A. V. Yakubov

The situation with informatization of secondary education in the Chechen Republic in the course of the last several years is described. Current problems are formulated and possible ways for overcoming the crisis situation are analysed.

Keywords: informatization, technical and methodological support, training of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.