Научная статья на тему 'Мифы информатизации: к постановке проблемы'

Мифы информатизации: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мифы информатизации: к постановке проблемы»

Дискуссии

(точка зрения)

В начале третьего тысячелетия понятие информатизации общества становится привычным для широких слоев населения. Об этом много говорится в средствах массовой информации, редкие выпуски новостей обходятся без сюжетов о компьютеризации и информатизации нашей жизни. Нередко складывается впечатление, что информатизация и есть та самая волшебная палочка, которая обеспечит процветание человечества, целью общественного развития объявляется создание информационного общества. Иногда доходит до крайности. Так, в учебнике по информатике, победителе конкурса Ассоциации книгоиздателей «Лучшие книги года», рекомендованном Министерством образования к применению в вузах, сказано буквально следующее: «...По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению умственного труда», «результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями» [15]. Ну, это уже что-то совершено фантастическое. Думается, если конкретный человек перестанет потреблять продовольственные товары, то вряд ли он сможет манипулировать своим интеллектом. Ни в коей мере не отрицая объективного процесса информатизации, нельзя забывать законов диалектики, согласно которым любой процесс противоречив, в нем есть как положительные стороны, так и негативные. В процессе информатизации также возникают немало проблем. И. как правило, это вовсе не те мифические проблемы, которые обрушивают на головы людей СМИ в погоне

МИФЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

В.В. Зубец, А.А. Ильин

за сенсацией, это более серьезные проблемы. Что же это за проблемы?

Начнем с определения информатизации. Информатизация - процесс перестройки в жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего знания во всех, общественно значимых видах человеческой деятельности [24]. Обратим внимание на слова «исчерпывающее знание». Это значит, что любой специалист, приступая к исследованиям, должен ознакомиться со всей информацией, накопленной до него в этой области. Именно здесь кроется противоречие между ограниченными возможностями отдельного человека по переработке информации и возрастающим потоком новой информации. Действительно, в XX веке резко увеличилось число источников информации (книг, диссертаций, отчетов, журналов, газет и пр.). Появились радио и телевидение. Информационный поток резко вырос. Приводятся данные, что если в начале XX века на удвоение общей суммы знаний требовалось 50 лет, то в конце XX века всего год [15]. В результате любой специалист не в состоянии своевременно освоить новые знания и значит нередко «изобретает велосипед». Как быть?

Энтузиасты компьютеризации возлагают большие надежды на новые информационные технологии в разрешении этой проблемы. С их точки зрения, необходимо ускорять доступ к информации и разрабатывать мощные поисковые системы, которые с громадной скоростью будут просматривать документы. Наиболее ярким результатом реализации этих идей стало создание всемирной компьютерной сети интернет. Количество документов в интернете многократно превысило фонды крупнейших библиотек мира, скорость доступа к документу, находящемуся за тысячи километров от пользователя се-

ти, измеряется секундами, а сверхмощные поисковые роботы просматривают миллионы документов в секунду и выдают вам только те, которые соответствуют вашему запросу. Многочисленные издания посвящены методам эффективного поиска информации в интернете [1-3; 22]. Так что же, проблема решена? Вовсе нет. Здесь мы сталкиваемся с первым мифом информатизации, который кратко и упрощенно можно сформулировать так: «Мощность компьютера решает все». Логика простая: чем быстрее компьютер фильтрует информацию, тем быстрее пользователь получит нужные ему документы. Но эта логика формальная, и ее применение нередко лает отрицательный результат. В чем же дело?

Вернемся к утверждению о том, что знания удваиваются ежегодно. Это тоже миф. Не знания удваиваются ежегодно, а информационный шум. В действительности новые знания, особенно концептуальные, появляются довольно редко, а вот повторение старой информации в новых источниках постоянно растет. Даже в такой сверхдинамичной области как информатика популярные программы (например, операционные системы) господствуют десятилетиями, хотя ежедневно появляется масса новых программ. Поэтому проблема, как правило, заключается вовсе не в освоении новых знаний, а в фильтрации информационного потока с целью отсечения информационного шума. Как уже отмечалось, энтузиасты новых информационных технологий считают, что именно мощные компьютеры позволят справиться с этой задачей. И что же удалось сделать за прошедшие полвека компьютерной эры? В результате полувековой информатизации мы получили всемирную компьютерную сеть -интернет. Рассмотрим интернет с точки зрения получения новых знаний. Возник новый, сверхмощный поток информации. Но какой информации? Если печатные источники (диссертации, монографии, статьи) проходили и сейчас проходят экспертизу на достоверность представленной в них информации, то никакой экспертизы информации, представленной на сайтах, нет, по крайней мере, законодательно она не требуется. Мы получили мощный и удобный источник информации с сомнительным содержанием. Кроме

того, информация на сайтах нестабильна, нет гарантии, что, получив сегодня одни сведения, завтра по этому же адресу вы не увидите другие, противоречащие вчерашним, либо вообще не сможете ничего прочитать из-за того, что страничка окажется недоступной. В результате, главное преимущество интернета - быстрый доступ к источнику информации - обесценивается сомнительностью и ненадежностью самого источника. Вновь актуальной становится пословица «Что написано пером, не вырубишь топором», а в современном варианте можно сказать так: «Что написано пером, не удалить компьютером». Книги в библиотеке не могут быть переписаны в любой момент и не исчезают миллионами в течение суток, как сайты в интернете.

Конечно, сайты в сети разные. Есть достаточно надежные официальные сайты государственных учреждений, солидных организаций и фирм, а есть и домашние странички с произвольным содержанием. Следовательно, прежде чем отбирать информацию с сайта, необходимо оценить его надежность. Под надежностью сайта мы понимаем стабильность его работы и достоверность представленной на нем информации. Однозначной системы оценки надежности сайтов нет, хотя некоторые критерии можно назвать. Надежность любой организации определяется ее историей, чем больше возраст ее безупречной работы, тем надежнее организация. Поскольку возраст самого интернета невелик, то можно оценивать надежность сайта, исходя из репутации его создателя (организации или личности). Поэтому наиболее надежными сайтами можно считать официальные сайты государственных учреждений, широко известных общественных организаций и солидных фирм с хорошей репутацией, подтвержденной многолетней безупречной работой. Достоверная информация может быть представлена и на личных сайтах ведущих специалистов в той или иной области. Однако возникает проблема, как отличить официальный сайт от поддельного, да и официальный сайт не застрахован от взлома и порчи информации. Вопросы эти решаемы, но требуют определенной квалификации и времени. Итак, прежде чем просматривать доку-

менты в сети, необходимо отфильтровать сайты по надежности.

11осле того, как выбраны надежные сайты. необходимо оценить, какие сведения и документы, представленные на них, могут быть источниками для обзора. Дело в том, что понятие источника четко определено нормативными документами [5]. В частности, источниками не могут быть безымянные информационные сообщения, реклама и многое другое, представленное на сайтах. Что же может быть источником? Не так их и много. 11режде всего, это копии печатных документов (книг, авторефератов диссертаций, статей и пр.) с указанием их полной библиографии. Что же касается электронных документов, то ссылка на них регламентируется новым ГОСТом [6]. Появились первые электронные журналы. И все же отношение специалистов к электронным изданиям остается настороженным. Например, Высшая аттестационная комиссия Министерства образования России не признает электронные издания пригодными для публикации основных положений докторской диссертации. В соответствующий перечень научных журналов не вошло ни одно электронное издание [4]. Это значит, что для докторантов электронные публикации являются малопривлекательными. Поэтому на сегодняшний день большее практическое значение имеют электронные копии традиционных изданий, выставленные в интернете. Они позволяют если не ускорить процесс публикации, то хотя бы получить быстрый доступ к опубликованным материалам.

Таким образом, на сегодняшний день одна из основных проблем в информационной области - проблема эффективного поиска достоверной информации - так и не решена, а с появлением интернета возникла новая проблема - проблема оценки достоверности сетевой информации.

Распространение мифа о всемогущих компьютерах затронуло образование. Постепенно были сокращены и свернуты многие дисциплины, связанные с изучением традиционных информационных технологий, прежде всего библиотечных. Библиотечная система, имеющая тысячелетнюю историю, была объявлена устаревшей, и чуть ли не бесполезной. Основные усилия были направлены на освоение новых информационных технологий. Да,

в вузах научились неплохо обучать студентов управляться с персональным компьютером, однако информационное образование получается довольно негармоничным. Так, нередко даже старшекурсники не различают разницы между научной монографией и скачанным из интернета безымянным рефератом [11], ничего они не знают об одном из важных научных принципов - принципе цитируемости. То есть студенты не могут оценить достоверность информации и с «большой эффективностью» обрабатывают бесполезную информацию. Видимо, настато время перейти от преподавания информатики как основ компьютерных технологий к дисциплине или комплексу дисциплин под общим названием «Информационная культура», что должно обеспечить полноценное информационное образование. Кроме изучения компьютерных технологий студенты должны изучать систему организации научной информации, методы ее экспертизы на достоверность, технологии эффективного поиска достоверной информации.

Говоря об информатизации, хочется развеять еще один миф, миф о сверхкомпьютеризации современной молодежи. С экранов телевидения льется поток утверждений о том, что молодежь книг не читает, она вся в виртуальном мире, молодые люди дни и ночи проводят в чатах, чуть ли не каждый второй из них хакер и так далее. Болезнями современных школьников объявляются компьютерная и интернет-зависимости по аналогии с наркотической зависимостью. Это сильное преувеличение. В течение ряда лет мы проводили анкетирование и тестирование знаний и навыков в области информатики выпускников школ и студентов Тамбовского университета [9; 10; 12].

Последнее анкетирование проводилось в сентябре 2003 года среди студентов первого курса отделения журналистики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Анонимная анкета содержала два блока вопросов: вопросы, касающиеся опыта работы на персональном компьютере с современными программными средствами, и вопросы обязательного минимума содержания программы средней школы по информатике. утвержденного Министерством образования России. Результаты опроса следующие. Из 41 опрошенного первокурсника

(а фактически выпускника школы) уверенных в знании всего «Минимума...» не оказалось. Больше половины из них (56 %) отмечают, что знают меньше 50 % «Минимума...», 40 % не имеют никакого опыта работы на персональном компьютере, а услугами интернета пользовались лишь 10 %, да и те имели такую возможность очень непродолжительное время. Так что никакой сверх-комиьюгеризации не наблюдается. 32 % студентов отметили, что в их школах не было компьютеров, несмотря на широко разрекламированную Министерством образования акцию по оснащению школ компьютерами. Еще более печально то. что каждый пятый студент отметил, что, несмотря на то. что компьютеры в его школе были, но опыта работы на них он не получил, то есть обучение было поставлено плохо. Вообще не следует доверять таким утверждениям как: «Современная молодежь такая-то», молодежь во все времена бывает разная. Так что пока подавляющему большинству российских школьников компьютерная зависимость не грозит.

Надо сказать, что возникновение обсуждаемых в это статье мифов информатизации связано с идеологией технократизма, которая в XX веке сменила идеологию механицизма XIX века. В самом деле, неоспоримые и впечатляющие успехи науки и технологий, в том числе и информационных, являются почвой для попыток распространить эти успехи на моделирование интеллектуальных процессов. Однако интеллект остается загадкой, никто не может объяснить, как совершаются открытия, и тем более предложить алгоритм совершения открытия. Все многочисленные исследования в области искусственного интеллекта и инженерии знаний, проведенные в последние десятилетия, не решили этой загадки, и сегодня серьезные ученые, стоящие на материалистических позициях, процесс открытия в науке называют озарением [8]. Поэтому необходимо четко понимать, что, несмотря на все успехи современной вычислительной техники, она сегодня может автоматизировать довольно простые, механические функции умственной деятельности (перебор, сортировка и т. д.), и не следует забывать, что этим никак не ограничивается творческий процесс работы с информацией. Высшим судьей в любой области знаний ос-

тается эксперт с его опытом и интеллектом. Только он может отличить источники информации не по ключевым словам, а по ценности представленной в них информации.

Технократизм ярко проявился, в частности, и в упоминавшейся выше правительственной программе компьютеризации сельских школ. Бессмысленно поставлять компьютеры в сельскую школу, где нет учителей, особенно учителей информатики. С учителями информатики существует проблема даже в городских школах, а в сельских вообще зачастую бывает, что один директор ведет все предметы. Конечно, эта программа удобна чиновникам, которые отчитаются о поставках миллионов компьютеров, а еще приятнее фирмам, получившим такой крупный госзаказ. В результате чиновник от образования создает для себя и своего руководства миф о том, что проведена информатизация сельских школ. Выпускники же этих «компьютеризированных» сельских школ на вопрос автора «Что они делали на компьютерах в школе?» отвечают: «Рисовали». При этом они даже не знают, в какой программе они рисовати, как ее запустить. То есть учитель включает графический редактор, и школьники рисуют, или включает текстовый редактор, и школьники набирают тексты, или включает игру, и ученики играют в игрушки, а в самых «продвинутых» школах включает интернет, и школьники часами щелкают по гиперссылкам, ничему при этом не обучаясь. И это неудивительно. Урок информатики ведет учитель физики (или другой дисциплины), съездивший в город на краткие компьютерные курсы. Чтобы методически оснастить курс информатики, необходимо проделать громадную работу, которая не оплачивается, а у учителя еще несколько предметов, зарплата мизерная, да и ту нередко задерживают. Вот и превращается информатика в урок рисования или игротеку. Конечно, не везде это происходит, есть школы, где преподавание информатики поставлено хорошо (в основном это городские лицеи), но то, о чем сказано выше, имеет место. До тех пор, пока учитель будет нищим, не способным купить себе не то что компьютер, но и учебник, поставки «железа» мало что дадут в сфере информатизации образования.

Сейчас много говорится и пишется о гуманизации всех сфер жизни нашего общества. Гуманизация подразумевает центральную роль человека во всех процессах. На практике же нередко осуществляется технократический подход. В первую очередь деньги тратятся на оборудование, а затем это оборудование не дает отдачи, так как низкооплачиваемые специалисты не умеют его эффективно использовать. Иногда приходится наблюдать, как прекрасный специалист на стареньком компьютере творит чудеса, и студентов из обеспеченных семей, которые на «сверхнавороченных» компьютерах умеют только играть в игрушки. К сожалению, понимание ценности специалиста в нашем обществе еще не созрело.

Мифы хороши в литературе, а в науке и образовании они вредны, так как подменяют реальные проблемы мнимыми, смещают акценты, в результате принимаемые решения оказываются неэффективными.

В заключение хочется высказать определенную долю оптимизма. Несмотря на все проблемы, процессы информатизации и гуманизации образования идут, и это заметно. Информатика как школьная учебная дисциплина за 18 лет существенно изменилась. Вначале она была сильно математизированна и ее основу составляли методы алгоритмизации и программирования [19-21]. Затем акценты сместились в более гуманитарную область - освоение компьютерных офисных технологий. Немало сделано в методическом плане, что хорошо видно по содержанию учебников и учебных пособий [13-16]. В последнее время многие специалисты приходят к выводу, что необходимо переходить от обучения компьютерным технологиями к формированию информационной культуры учащихся как комплексной дисциплины [7; 17; 18; 23; 24]. Но сделать в этой сфере предстоит еще немало, необходимы новые подходы и в решении проблемы эффективного поиска достоверной информации.

Преподаватели вузов и учителя школ сделали немало в области информатизации и гуманизации образования. Это видно и из методических разработок, и из того факта, что выпускники ведущих российских вузов по специальностям, связанным с компьютер-

ными технологиями, очень высоко ценятся во всем мире.

Хотелось бы, чтобы законодатели и чиновники, от которых зависит реформа образования, тоже прошли свою часть пути и приняли эффективные социальные решения.

1. Аверченков В.И., Мирошников В.В., Рощин С.М. Информационный поиск в сети интернет: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Аверчен-кова. Брянск, 2001.

2. Аверченков В.И., Рощин С.М.. Трифонов Ю Т. Информационный поиск в интернете: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.И. Аверченкова. Брянск, 2002.

3. Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. СПб., 2000.

4. Бюллетень ВАК. 2003. № 2.

5. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. М.,2001.

6. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. М., 200!.

7. Гапонова Т.К. Сравнительный анализ мнений студентов гуманитарных и естественнонаучных специальностей по вопросам формирования компьютерной культуры // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. Тамбов,

2002. X® 1. С. 91-100.

8. Головин Ю.И. Универсальные принципы естествознания. Учеб. Тамбов, 2002.

9. Зубец В. В. О компьютерной подготовке студентов гуманитарных специальностей // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: Матер. 11-й Тамбовской межвузовской науч. конф. Сентябрь, 1998 г. Тамбов, 1998. С. 16-17.

10. Зубец В. В. Об отношении студентов-фило-логов к новым информационным технологиям // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: Матер, российской науч.-практич. конф. Сентябрь, 2002. Тамбов, 2002. С. 41-44.

11. Зубец В.В. Особенности информационной культуры студентов // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: Матер, российской науч.-практич. конф. Сентябрь, 2003 г. Тамбов, 2003.

12 Зубец В.В. Применение корреляционного анализа для повышения качества педагогических тестов // Информационные технологии в образовании (ИТО-2001): Матер. XI междунар. конф.-выставки Ч. V. М., 2001. С. 32-33.

13.Зубец ВВ., Ильин А Л. Практические работы по Windows 95, Word 97, Paint, Excel 97. Тамбов, 1999.

1*5

14. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. СПб., 2002.

15. Информатика: Учеб. 3-е изд., перераб. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М., 2001.

16. Информатика. ! 0—11 кл. / Под ред. Н.В. Макаровой. СПб., 2002.

17. Кушниренко А. Г. Информационная культура: Учеб. пособие. М., 2000.

18. Макарова ЛИ. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя в процессе взаимодействия со студентами // Псих.-пед. журнал Гаудеамус. Тамбов,

2003. № I (3). С. 51-63.

19. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб. пособие для средних учебных заведений: В 2 ч. / Под ред. А.П. Ершова и Е.М. Монахова. Ч. 1. 1985; Ч. 2. 1986.

20. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для 10-11 кл. ср. шк. / В.А. Каймин и др. М., 1989.

21.Основы информатики и вычислительной техники / А. Г. Гейн и др. Свердловск, 1989.

22. Ростовцева Т.В. Поиск информации в Интернет: Метод, пособие. СПб., 2002.

23. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание: Избр. тр. / РАН ИНИОН. М., 2001.

24. Иванова М. С. Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр. М. - Тамбов, 2000.

Поступила в редакцию 15.09.2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.