УДК 004.738.52+316.776.23
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-102-110
ДОРОГА К ИСТИНЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛЖИ»
Виктор Васильевич ЗУБЕЦ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: zubets07@rambler.ru
Аннотация. В последнее время проблема поиска качественной информации становится особенно актуальной в связи с развитием средств массовых коммуникаций и наступлением «эпохи постправды». Однако в научной литературе эта тема разработана недостаточно, особенно в аспекте содержания высшего образования. Рассмотрены причины появления «ложных новостей», сформулировано понятие качества информации, предложена стратегия активного поиска качественной информации в научных и образовательных интернет-ресурсах. Приведены примеры, иллюстрирующие основные положения статьи. Проведенное исследование показало, что, несмотря на гигантский «информационный шум», в Интернете имеются научные и образовательные ресурсы, содержащие качественную информацию. Результаты исследования предлагается использовать в сфере образования, для обучения студентов методам поиска качественной информации.
Ключевые слова: качество информации; достоверность; поиск информации
В 2018 г. вышла книга профессора университета Макгилла (г. Монреаль, Канада) Д. Левитина «Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды» [1]. Автор данной статьи с интересом прочитал эту книгу и решил, что это очень подходящий случай обсудить важнейшую проблему прикладной информатики - проблему качественной информации, которой он занимается тридцать лет [2-24].
В последние годы в средствах массовой информации стало очень популярным словосочетание «ложные новости» (fake news). Популярность этому обеспечил президент США Д. Трамп, обвинивший главные новостные издания во лжи, связанной с выборами. Тема лжи, неправды стала так обсуждаема, что появилось еще одно интересное словосочетание «эпоха постправды». И мы живем в эту эпоху. Попробуем разобраться, что здесь правда, а что ложь.
Д. Левитин приводит результаты тестирования учеников американских школ и колледжей: «В целом умение молодых людей рассуждать об информации из Интернета можно обозначить одним словом «никакое». Они с трудом могут отличить новости высокого качества от лжи» [1]. Автор данной статьи наблюдает ту же картину на примере российских студентов. Информацию для написания рефератов студенты берут из Всемирной сети, а на вопрос, какова достоверность этой информации, пожимают плечами.
Большинство из них вообще не представляет, как оценивать информацию на достоверность.
Есть еще одна тревожная тенденция -нежелание анализировать общепринятые формы представления информации: графики, диаграммы, статистические характеристики. На вопросы: «Что такое среднее значение? Как оно рассчитывается? Как правильно суммируются проценты?» - часто следует категоричное заявление: «А мы не математики». И это мы слышим от будущих журналистов и редакторов. Каким образом журналист может писать статьи на политические и социально-экономические темы без диаграмм и анализа статистики? Это невозможно. А в обязанности редактора напрямую входит проверять правильность применения этих средств представления информации. Тем более что для этого требуются знания всего лишь на уровне программы по математике средней школы - никакой высшей математики здесь нет.
Д. Левитин приводит более сотни примеров того, как информация искажается в результате неправильного или тенденциозного представления. Это прекрасный материал для преподавателя, работающего со студентами, обучающимися по гуманитарным специальностям, особенно по таким специальностям, как «Журналистика» и «Издательское дело». Здесь можно подобрать конкретные примеры искажения информации с подробным разбором механизма искажения и опи-
102
© Зубец В.В., 2018
сания того, как нужно правильно представлять публикуемые данные.
Все-таки после прочтения, несомненно, полезной и ценной книги Д. Левитина возникает мысль о том, что очень немногие читатели будут так упорно и дотошно разбираться в десятках случаях искажения информации. Большинству людей нужно не столько хождение по лжи, сколько ясные пути к истине. Более того, знакомство с сотней примеров того, как нас обманывают средства массовой информации, навевает какое-то уныние - все кругом лгут. Да и само утверждение о том, что мы живем в эпоху постправды, не способствует оптимизму. Действительно правда куда-то исчезла? Конечно же, нет! А что произошло в последние десятилетия?
На рубеже тысячелетий средства массовой информации (СМИ) превратились в средства массовых коммуникаций (СМК). Это стало следствием бурного развития Всемирной информационной сети Интернет. А последствием этого процесса стали следующие явления.
Резко увеличилась аудитория потребителей информации за счет тех людей, которые были пассивными потребителями информации. Они не покупали газеты, а по телевизору смотрели небольшой набор программ (сериалы, ток-шоу и т. д.). Сотовый телефон разрушил информационные барьеры и стал активно навязывать им различную информацию.
Источник информации стал интерактивным, то есть учитывающим информационные потребности каждого потребителя. Это резко усилило эффективность воздействия источника на потребителя информации.
Появились и получили большую популярность социальные сети, а соответственно, и новые, неофициальные источники информации: группы по интересам, блоги, видео-блоги и т. д. Эти источники, с одной стороны, очень авторитетны для «своей» аудитории, а с другой - совершенно безответственны с точки зрения достоверности предоставляемой ими информации, ведь они не являются СМИ и не обязаны подчиняться целому ряду законов. Это одна из причин распространения лжи. Амбициозные люди, жаждущие славы, успеха, денег, получили мощный рупор и воспользовались им так, как смогли.
Кто-то из них лжет сознательно, а кто-то из-за низкого уровня образования и культуры. И в плену лжепророков оказались миллионы людей.
А что журналисты? Что они противопоставили этим лжепророкам? К сожалению, вместо того чтобы объявить «священную войну за правду», многие из них опустились до низких методов манипулирования аудиторией. Журналистика имеет разные функции: информационную, просветительскую, развлекательную, пропагандистскую, рекламную и т. д. К сожалению, мы видим, что просветительская и правдивая информационная функции все больше сворачиваются, а остальные, наоборот, раздуваются непомерно. Конечно, это следствие развития рыночных отношений в информационной сфере. Информация - это товар, и его нужно продать. Вот пример, как это делается.
Заголовок «Знаменитая актриса (имя) снимается в новом фильме» вряд ли вызовет массовое чтение заметки. Многие пользователи будут рассуждать так: «Ну, на то она и актриса, чтобы сниматься в фильмах. В чем тут новость?» Некоторые пользователи прочитают сообщение, но их будет немного.
Совсем другое дело, если сообщение будет названо так: «Знаменитая актриса (имя) утонула». Миллионы пользователей кинутся узнавать, в чем тут дело, и узнают, что актриса сыграла сцену гибели в новом фильме. Строго говоря, это обман, ведь актриса не утонула. Но кто пострадал от этой лжи? Актриса? Но ей выгодна эта ложь, поскольку рекламирует ее, а реклама повышает ее доходы. Обманутый пользователь лишь посмеется над собой: «Как это я поверил?» Вот и все.
Чтобы оправдать эту ложь, журналисты придумывают сказку о том, что пришла эпоха постправды. Она не пришла с Марса, ее создают беспринципные люди. Они утверждают - мол, иначе нельзя. И это тоже ложь. Мы знаем, что есть журналисты с большой буквы, которые не опускаются до лжи ни в какие времена, и это вселяет надежду.
Вернемся к книге Д. Левитина. Что он предлагает потребителю информации? Он предлагает следующее.
Вы постоянно находитесь в потоке информационных сообщений и должны тщательно проверять их на достоверность, выяв-
лять ложь и отвергать эти ложные сообщения. Д. Левитин предлагает вам инструмент для такой проверки. Но это абсурд! Вы потратите массу своего времени на проверку, а для чего? Ведь большинство сообщений вас вообще не касается. Зачем их анализировать?
Стратегия потребителя информации должна быть другой - активной. Следует игнорировать обрушивающийся на вас поток сообщений за редким исключением: случая, когда это касается непосредственно вас (например, штормовое предупреждение). Следует искать именно ту информацию, которая вам нужна в данный момент для решения ваших насущных проблем, и именно эту информацию проверять на достоверность.
Тому, как это делать, посвящена моя книга «Поиск качественной информации» [25]. Изложу некоторые идеи этой книги.
Потребителю информации нужна не просто достоверная информация, а достоверная информация, удовлетворяющая информационную потребность. Назовем такую информацию качественной.
Качественной является информация, обладающая высокой достоверностью и пертинентностью.
Пертинетность - соответствие информации потребности индивида. Информационный поиск необходимо начинать именно с осмысления и максимально точного описания информационной потребности. Для этого необходимо внимательно рассмотреть проблему, которую вам предстоит решить, разработать алгоритм ее решения и определить, какой информации не хватает. Очень часто именно невнятное формулирование информационной потребности ведет к плачевным результатам поиска. Отсюда следует первое правило.
Максимально точно и полно сформулируйте вашу информационную потребность.
Прежде чем приступать к рассмотрению методов поиска качественной информации, необходимо еще разобраться с таким фундаментальным понятием, как информация. Наблюдается парадоксальная ситуация. С одной стороны, все с молодых лет знают, что такое информация, а с другой стороны, при попытке дать определение этому понятию приводят синонимы, означающие различные сущ-
ности. Например, «сведения» и «знание». «Точное время - 12 часов» - это сведение. «Общая теория относительности» - это знание. Согласитесь, что это очень разные вещи. Узнать точное время можно легко и быстро, а вот для того чтобы познать общую теорию относительности, потребуется много времени и усилий. Даже этого может быть недостаточно, поскольку потребуются определенные математические способности. Возникает вопрос: «Так что же такое информация?»
В работе Ю.Ю. Громова и В.М. Тютюн-ника [26] предложено зафиксировать в определении информации ее многокомпонент-ность, многогранность. Информацией может быть и символ, и данное, и факт, и сообщение, и знание и т. д. Получается линейка информационных компонентов от минимального - символ, до максимального - знание или область знания на определенную тему. И у каждого из этих компонентов может быть свой набор свойств. Вид информации и набор ее свойств определяются информационной потребностью конкретного индивидуума в данный момент времени.
Правило второе.
Определите, в каком виде должна
быть представлена необходимая вам
информация.
Поскольку информационный поиск должен быть конкретным, мы не можем описать все многообразие случаев, но можем сформулировать некоторые принципы поиска качественной информации. Начнем с того, что наиболее достоверной является научная информация, поскольку сама цель науки заключается в познании истины, то есть получении и осмыслении достоверной информации о мире. Именно в науке разработаны строгие правила получения, обработки, хранения и представления информации с точки зрения ее достоверности. За длительный период развития науки выработаны системы оценки значимости и достоверности как источников информации, так и ученых в качестве авторов публикаций. В последние десятилетия для этого широко используется система цитирования [22]. Удивительно, но факт, что с появлением Интернета в системе оценки качества научной информации почти ничего не изменилось. Результаты научной работы ученые так же, как и раньше публикуют в рецензируемых научных журналах,
статус которых определяется индексами цитирования. А какой носитель у этих статей -электронный или бумажный - не имеет значения. Следующее правило.
Стремитесь, если это возможно, использовать научную или образовательную информацию, достоверность которой можно оценить. Научная информация хороша своей достоверностью, но потребителя часто пугает ее сложность для понимания. Здесь следует отметить то, что часто этот страх неоправдан. Среди множества научных журналов и монографий можно найти издания с различным уровнем сложности изложения.
Пример. Магистрантам специальности «Филология» дается задание написать реферат на тему «Новости информационных технологий» на основе исключительно научных журналов. Очевидно, что филологи не являются специалистами по информационным технологиям, но они находят научные журналы с вполне понятными для них текстами. Например, «Информатика и образование», «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» и мн. др.
Близко к научным журналам по качеству примыкают научно-популярные, справочные и энциклопедические издания. Все эти источники полезны в том случае, если вы хотите расширить свой кругозор, ознакомиться с достижениями или новинками в той или иной области.
Если же вы хотите получить систематические знания в какой-либо области, повысить свою квалификацию, приобрести новую профессию, что очень актуально в настоящее время, то вам следует обратиться к качественным образовательным ресурсам. Эти ресурсы описаны в соответствующих публикациях (например, см.: [24]). Сформулируем очередное правило.
Качественная информация содержится в рецензируемых печатных изданиях.
Большинство выпускников вузов вообще не отличают печатные издания от рукописных. Они не знают, что даже если книга прекрасно выглядит с точки зрения полиграфии и в выходных данных значится известное издательство, но книге не присвоен международный номер ISBN, то это всего лишь ру-
копись. Более того, это не просто рукопись, а фальшивка, поскольку известные издательства издают исключительно печатные труды.
Теперь о рецензировании. Поскольку большинство пользователей не являются специалистами в той области знания, которой интересуются, необходимо, чтобы найденная ими информация была изучена экспертами и оценена ими на предмет достоверности, научной или педагогической ценности и т. д. Такая оценка дается экспертом-рецензентом. Поэтому научные статьи необходимо брать из рецензируемых журналов. Учебная, научная и справочная литература тоже должна иметь рецензентов. Учебная литература также может иметь рекомендации учебно-методических объединений или советов к применению в школе, вузе и т. д. Все это касается печатных изданий. Рукописные издания могут не рецензироваться, поэтому и определить их качество затруднительно. Необходимо пользоваться исключительно рецензируемыми печатными изданиями.
Издания необходимо брать из легальных библиотек.
Это правило актуально для электронных изданий. На вопрос «Как отличить легальную библиотеку от «пиратской»?» студенты часто отвечают: «Легальные - платные». К сожалению, в этом есть доля правды, бесплатных легальных библиотек значительно меньше «пиратских». Под легальной библиотекой мы понимаем хранилище изданий, соблюдающее законы об интеллектуальной собственности и авторском праве. Признаки легальных библиотек рассмотрены в [25].
Возвращаясь к понятию «эпоха постправды» приходится констатировать, что журналисты проигрывают битву с ложью. Более того, многие из них перешли на «темную сторону» и обманывают людей исходя из своих меркантильных интересов. Помочь в борьбе с ложью должно государство. Действительно, органы государственной власти приняли законы, концепции и массу нормативных документов, касающихся информатизации и информационной безопасности всех сторон жизни страны. Обеспечение граждан и организаций качественной информацией - один из важнейших аспектов информационной безопасности. Законы есть, а вот с реализацией дела обстоят хуже. Приведу лишь два примера.
В новостях на государственном телеканале проходит сообщение о том, что китайские ученые построили двигатель, опровергающий закон сохранения энергии. При этом не указываются ни имена ученых, ни организация, в которой они работают. Как такую чушь могут пропускать редакторы? Да, есть телезрители, которые любят сказки, фантастику, загадки, эзотерику и т. д. Но для них есть специальные частные каналы. Государственный телеканал должен нести просвещение, а не мракобесие.
В последние годы министр образования и науки Российской Федерации и другие руководители, специалисты, педагоги много говорят о том, что одним из приоритетных направлений развития российского образования является активное развитие доступного и качественного интернет-образования. Трудно спорить с тем, что это действительно перспективное, важное и полезное дело. Но как найти сайты с качественными образовательными ресурсами? Оценить их качество сложнее, чем качество учебника, поскольку еще нет сложившейся системы оценки качества сайтов. Поэтому здесь важна рекомендация специалистов.
Заходим на сайт Министерства образования и науки РФ1 и ищем такие рекомендации. А их там нет. Может и сайты такие не существуют? Конечно, они есть. Существует Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций, который разработал прекрасные федеральные образовательные порталы:
- «Российское образование»;
- «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
- «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании»;
- Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»;
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
Эти порталы содержат гиперссылки на качественные образовательные ресурсы, поскольку эти ресурсы проверены и рекомендованы специалистами по образованию
1 Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: М1р8://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 10.01.2018).
высокого уровня. С этих порталов растут деревья гиперссылок, и чем ближе образовательный сайт к стволу, тем они качественнее, чем дальше, тем гарантия качества ниже. Отсюда правило.
Ищите образовательные ресурсы
по гиперссылкам с главных федеральных образовательных порталов.
Непонятно, почему об этом нет информации на сайте Министерства образования и науки РФ. Читателю может показаться, что правила, которые я привожу, очевидны. Не буду уверять, что это какое-то откровение, но многолетняя педагогическая работа показывает, что все это неизвестно студентам.
Завершить работу хочется на позитивной ноте. За последнее десятилетие государством создана прекрасная Научная электронная библиотека2, которая не только предоставляет всем свободный доступ к гигантскому хранилищу научной информации, но и дает возможность пользователям, используя обширный наукометрический инструментарий, оценить научную значимость изданий, научных статей и самих ученых-авторов. Этот проект уже оказал существенное влияние на модернизацию отечественной науки и образования. Многое еще впереди.
Свой вклад в создание сайтов с качественной информацией вносят и специалисты из разных профессиональных сфер деятельности. Так, например, важной вехой в развитии отечественной лингвистики явилось создание Национального корпуса русского языка3. Работы по созданию корпуса были начаты в 2001 г. группой лингвистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов.
«Национальный корпус - это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов в электронной форме. Национальный язык представляет данный язык на определенном этапе (или этапах) его существования во всем многообразии жанров, стилей, территориальных и социальных ва-риантов»4. Национальный корпус обращен ко всем, кто в силу профессии, по необходимости или из простой любознательности
2 Научная электронная библиотека. Официальный сайт. URL: http://www.elibrary.ru (дата обращения: 10.01.2018).
3 Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/corpora-intro.html (дата обращения: 10.01.2018).
4 Там же.
ищет ответ на вопросы об устройстве и функционировании языка, то есть фактически к большинству образованных носителей этого языка и ко всем, изучающим его в качестве иностранного. Подобные информационные ресурсы с качественной информацией существуют и в других областях знаний.
Многое в деле освоения технологий поиска качественной информации зависит и от преподавателей. Приведу пример.
Одним из самых распространенных видов учебного задания в вузах стало написание реферата. Многие критикуют такую практику. Дело в том, что нередко выполнение задания выглядит так. За час до «сдачи реферата» студент в поисковике набирает название, находит тексты, картинки, быстро все это «склеивает» в один документ, распечатывает и кладет на стол преподавателю готовую «работу». При этом часто студент даже не читает то, что он принес. Недаром первый вопрос, который задают студенты при выдаче задания на написание реферата, звучит так: «А сколько страниц?» Больше их не интересует ничего, поисковик выдаст миллионы страниц, а принтер напечатает сколько нужно. Весь вопрос в том, как будет оценивать этот реферат преподаватель. Если он так же, не глядя, его «зачтет», то такое задание действительно не имеет смысла. Если он потребует соблюсти все правила научного цитирования, демонстрации источников в Интернете, доказательства их качества, легальности электронной библиотеки, откуда взяты материалы, соблюдения библиографических ГОСТов в списке источников, актуальности, логичности, полноты изложения, то такое задание будет чрезвычайно полезно. Еще лучше, если студент представит свою работу в виде доклада с компьютерной презентацией. Только в этом случае обязательно и жестко нужно запретить «чтение по бумажке, не приходя в сознание». Большинство студентов не умеют рассказывать, косноязычны, зажаты, а ведь специалист должен уметь общаться с коллегами, руководством, клиентами, если он хочет быть успешным.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что современные информационные технологии предоставляют нам мощный и полезный инструментарий для эффективного решения гигантского круга проблем и задач. Нужно учиться владеть этим инструментари-
ем и учить этому окружающих, и тогда мы
забудем про эпоху постправды и будем жить
в эпоху истины.
Список литературы
1. Левитин Д. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды / пер. с англ. О. Терентьевой; науч. ред. Н. Шихова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.
2. Зубец В.В., Иванов В.П. Использование вычислительной техники в учебном процессе с учетом ее реальных возможностей // Информатика и науковедение: тезисы докладов 1 Всесоюз. конф. Тамбов: ТГИК, 1988. С. 142.
3. Зубец В.В., Иванов В.П. Проблемы компьютерного обучения физико-математическим наукам // Актуальные проблемы преподавания физико-математических наук: тезисы докладов науч. конф. Тамбов: ТГПИ, 1992. С. 10.
4. Зубец В.В. Новые информационные технологии в образовании // Кредо. Тамбов, 1992. № 7-8. С. 18-23; № 9-10. С. 29-32,74-75.
5. Зубец В.В. Компьютерная грамотность и школьная программа // Державинские чтения. Математика. Физика. Информатика: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Тамбов, 1996. С. 52-53.
6. Зубец В.В. Офисные компьютерные технологии и учебная литература // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы 1 Тамбов. город. науч. конф. Тамбов, 1997. С. 4-5.
7. Зубец В.В. О компьютерной подготовке студентов гуманитарных специальностей // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы 2 Тамбов. межвуз. науч. конф. Тамбов, 1998. С. 16-17.
8. Зубец В.В. О преодолении технократического взгляда на применение компьютерных технологий в образовании // Державинские чтения. Математика, физика, информатика, информационные системы: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Тамбов, 1998. С. 54-55.
9. Зубец В.В. Об отношении студентов-филологов к новым информационным технологиям // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы Рос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. С. 41-44.
10. Зубец В.В. Образовательные ресурсы в рунете, сильные и слабые стороны // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 8 Державинские чтения: материалы науч. конф. Тамбов, 2003. Т. 8. Вып. 1. С. 202-203.
11. Зубец В.В. Особенности информационной культуры студентов // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы Рос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2003. С. 56-57.
12. Зубец В.В., Ильин А.А. Мифы информатизации. К постановке проблемы // Психолого-педагогический журнал Гаудамус. 2003. № 2 (4). С. 181-187.
13. Зубец В.В., Ильин А.А. О коэффициенте полноты информационного поиска // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 9 Державинские чтения: материалы науч. конф. Тамбов, 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 165-166.
14. Зубец В.В. Информационное моделирование области знания // Информационные системы и процессы: сб. науч. тр. / под ред. В.М. Тю-тюнника. Тамбов; Москва; Санкт-Петербург; Вена: Изд-во «Нобелистика», 2004. Вып. 2. С. 7-16.
15. Зубец В.В. Техника и технологии поиска достоверной информации. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 47 с.
16. Зубец В.В. Прогнозирование эффективности документа // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: материалы Междунар. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С. 163-165.
17. Зубец В.В. Анализ популярности образовательных сайтов в рунете // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 1. С. 249-250.
18. Зубец В.В. От тематического поиска к информационному моделированию // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14. Вып. 5. Ч. 2. С. 1047-1050.
19. Зубец В.В., Ильина И.В. О статусе научных изданий // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 1. С. 316-320.
20. Государственные стандарты РФ в информационной сфере / авт.-сост. В.В. Зубец. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. 33 с.
21. Зубец В.В., Ильина И.В. Оценка достоверности сетевой информации // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 1. С. 209-212.
22. Зубец В.В., Ильина И.В. Об индексах цитирования // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 1. С. 165-168.
23. Зубец В.В., Ильина И.В. О качестве сетевой информации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 12 (164). С. 168-172. Б01: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-168-172.
24. Зубец В.В. Поиск качественных образовательных ресурсов в Сети // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5. С. 1196-1199. Б01: 10.20310/1810-0198-201722-5-1196-1199
25. Зубец В.В. Поиск качественной информации. Тамбов: ООО «Центр-пресс», 2017.
26. Громов Ю.Ю., Тютюнник В.М. Материалы к разработке теории информации. I. Меры количества и качества информации // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 347-355.
Поступила в редакцию 26.01.2018 г. Отрецензирована 20.02.2018 г. Принята в печать 02.04.2018 г.
Информация об авторе
Зубец Виктор Васильевич, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-шаД: zubets07@rambler.ru
Для цитирования
Зубец В.В. Дорога к истине лучше, чем «путеводитель по лжи» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23. № 173. С. 102-110. Б01: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-102-110.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-102-110
THE ROAD TO THE TRUTH IS BETTER THAN "A FIELD GUIDE TO LIES"
Viktor Vasilevich ZUBETS
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: zubets07@rambler.ru
Abstract. Recently the issue of quality information search has become especially relevant due to the communication media development and the advent of "post-truth" epoch. Nevertheless, this theme has not been developed sufficiently in the scientific papers, especially in the context of higher education content. We consider the reasons of the fake news advent, formulate the notion of quality of information, suggest the strategy of quality information active search in the scientific and educational Internet resources. We give the examples for the main statements of the article. The carried out research has shown that despite the huge information noise the Internet has scientific and educational resources with quality information. We suggest to use the results of the research in the educational sphere, for teaching students the methods of quality information search.
Keywords: quality of information; authenticity; information search
References
1. Levitin D. Putevoditel'po lzhi. Kriticheskoe myshlenie v epokhupostpravdy [A Field Guide to Lies. Critical Thinking in the Information Age]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2018, 272 p. (In Russian).
2. Zubets V.V., Ivanov V.P. Ispol'zovanie vychislitel'noy tekhniki v uchebnom protsesse s uchetom ee real'nykh vozmozh-nostey [The use of computing tools in educational process concerning its actual possibilities]. Tezisy dokladov 1 Vse-soyuznoy konferensii: «Informatika i naukovedenie» [Abstracts of Papers of 1 All-Union Conference: "Informatics and Science Studies"]. Tambov, Tambov State Institute of Culture, 1988, p. 142. (In Russian).
3. Zubets V.V., Ivanov V.P. Problemy komp'yuternogo obucheniya fiziko-matematicheskim naukam [Issues of computer teaching of physics and mathematics]. Tezisy dokladov nauchnoy konferentsii: «Aktual'nyeproblemy prepodavaniya fi-ziko-matematicheskikh nauk» [Abstracts of Papers of Scientific Conference: "Current Issues of Teaching Physics and Mathematics"]. Tambov, Tambov State Pedagogical Institute Publ., 1992, p. 10. (In Russian).
4. Zubets V.V. Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [New information technologies in education]. Kredo [Creed]. Tambov, 1992, no. 7-8, pp. 18-23, no. 9-10, pp. 29-32, 74-75. (In Russian).
5. Zubets V.V. Komp'yuternaya gramotnost' i shkol'naya programma [Computer correctness and school program]. Mate-rialy nauchnoy konferentsii prepodavateley i aspirantov «Derzhavinskie chteniya. Matematika, fizika, informatika, informatsionnye sistemy» [Proceedings of Scientific Conference of Lecturers and Post-Graduate Students "Derzhavin Readings. Mathematics, Physics, Informatics, Information Systems"]. Tambov, 1996, pp. 52-53. (In Russian).
6. Zubets V.V. Ofisnye komp'yuternye tekhnologii i uchebnaya literatura [Office computer technologies and educational literature]. Materialy 1 Tambovskoy gorodskoy nauchnoy konferentsii: «Aktual'nye problemy informatiki i informatsion-nykh tekhnologiy» [Proceedings of 1 Tambov City Scientific Conference: "Current Issues of Informatics and Information Technologies"]. Tambov, 1997, pp. 4-5. (In Russian).
7. Zubets V.V. O komp'yuternoy podgotovke studentov gumanitarnykh spetsial'nostey [On computer training of students of humanitarian specialties]. Materialy 2 Tambovskoy mezhvuzovskoy nauchnoy konferentsii: «Aktual'nye problemy in-formatiki i informatsionnykh tekhnologiy» [Proceedings of 2 Tambov Interuniversity Scientific Conference: "Current Issues of Informatics and Information Technologies"]. Tambov, 1998, pp. 16-17. (In Russian).
8. Zubets V.V. O preodolenii tekhnokraticheskogo vzglyada na primenenie komp'yuternykh tekhnologiy v obrazovanii [On overcoming technocratic views on computer technologies implementation in education]. Materialy nauchnoy konferent-sii prepodavateley i aspirantov «Derzhavinskie chteniya. Matematika, fizika, informatika, informatsionnye sistemy» [Proceedings of Scientific Conference of Lecturers and Post-Graduate Students "Derzhavin Readings. Mathematics, Physics, Informatics, Information Systems"]. Tambov, 1998, pp. 54-55. (In Russian).
9. Zubets V.V. Ob otnoshenii studentov-filologov k novym informatsionnym tekhnologiyam [On the attitude of philology students to the new information technologies]. Materialy rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: «Aktual'nyeprob-lemy informatiki i informatsionnykh tekhnologiy» [Proceedings of Russian Scientific and Practical Conference: "Current Issues of Informatics and Information Technologies"]. Tambov, Tambov State University Publ., 2002, pp. 41-44. (In Russian).
10. Zubets V.V. Obrazovatel'nye resursy v runete, sil'nye i slabye storony [Educational resources in RuNet, strong and weak sides]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Materialy nauchnoy konferentsii «9 Derzhavinskie chteniya» - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences. Proceedings of Scientific Conference "9 Derzhavin Readings", 2003, vol. 8, no. 1, pp. 202-203. (In Russian).
11. Zubets V.V. Osobennosti informatsionnoy kul'tury studentov [Peculiarities of information culture of students]. Materialy rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: «Aktual'nye problemy informatiki i informatsionnykh tekhnologiy»
[Proceedings of Russian Scientific and Practical Conference: "Current Issues of Informatics and Information Technologies"]. Tambov, Tambov State University Publ., 2003, pp. 56-57. (In Russian).
12. Zubets V.V., Ilyin A.A. Mify informatizatsii. K postanovke problemy [Informatization myths. To the statement of the problem]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2003, no. 2 (4), pp. 181-187. (In Russian).
13. Zubets V.V., Ilyin A.A. O koeffitsiente polnoty informatsionnogo poiska [On the coefficient of information search completeness]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Materialy nauchnoy konferent-sii «9 Derzhavinskie chteniya» - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences. Proceedings of Scientific Conference "9 Derzhavin Readings", 2004, vol. 9, no. 1, pp. 165-166. (In Russian).
14. Zubets V.V. Informatsionnoe modelirovanie oblasti znaniya [Information modeling of knowledge]. Sbornik nauchnykh trydov: «Informatsionnye sistemy i protsessy» [Digest of Scientific Works "Information Systems and Processes"]. Tambov, Moscow, St. Petersburg, Wien, "Nobelistika" Publ., 2004, no. 2, pp. 7-16. (In Russian).
15. Zubets V.V. Tekhnika i tekhnologiipoiska dostovernoy informatsii [Technique and Technologies of Authentic Information Search]. Tambov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin Publ., 2004, 47 p. (In Russian).
16. Zubets V.V. Prognozirovanie effektivnosti dokumenta [A document efficiency forecasting].MaterialyMezhdunarodnoy konferentsii: «Aktual'nye problemy informatiki i informatsionnykh tekhnologiy» [Proceedings of International Conference: "Current Issues of Informatics and Information Technologies"]. Tambov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin Publ., 2005, pp. 163-165. (In Russian).
17. Zubets V.V. Analiz populyarnosti obrazovatel'nykh saytov v runete [Analysis of popularity of educational sites on Ru-Net]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2009, vol. 14, no. 1, pp. 249-250. (In Russian).
18. Zubets V.V. Ot tematicheskogo poiska k informatsionnomu modelirovaniyu [From thematic search towards information modeling]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2009, vol. 14, no. 5, part 2, pp. 1047-1050. (In Russian).
19. Zubets V.V., Ilyina I.V. O statuse nauchnykh izdaniy [On the status of scientific editions]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2010, vol. 15, no. 1, pp. 316-320. (In Russian).
20. Zubets V.V. (author and compiler). Gosudarstvennye standarty RF v informatsionnoy sfere [State Standards of the Russian Federation in the Information Sphere]. Tambov, Publishing House of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2011, 33 p. (In Russian).
21. Zubets V.V., Ilyina I.V. Otsenka dostovernosti setevoy informatsii [Estimation of authenticity of network information]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2011, vol. 16, no. 1, pp. 209-212. (In Russian).
22. Zubets V.V., Ilyina I.V. Ob indeksakh tsitirovaniya [On citation index]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2012, vol. 17, no. 1, pp. 165-168. (In Russian).
23. Zubets V.V., Ilyina I.V. O kachestve setevoy informatsii [On the quality of Internet information]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 12 (164), pp. 168-172. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-12(164)-168-172. (In Russian).
24. Zubets V.V. Poisk kachestvennykh obrazovatel'nykh resursov v Seti [The search of qualitative learning resources online] . Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki - Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 5, pp. 1196-1199. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-5-11961199. (In Russian).
25. Zubets V.V. Poiskkachestvennoy informatsii [The Quality Information Search]. Tambov, LLC "Tsentr-press", 2017. (In Russian).
26. Gromov Y.Y., Tyutyunnik V.M. Materialy k razrabotke teorii informatsii. I. Mery kolichestva i kachestva informatsii [Materials on information theory development. 1. Measures of quantity and quality of information]. Fundamental'nye issledovaniya - Fundamental Research, 2011, no. 8-2, pp. 347-355. (In Russian).
Received 26 January 2018 Reviewed 20 February 2018 Accepted for press 2 April 2018
Information about the author
Zubets Viktor Vasilevich, Candidate of Technics, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: zubets07@rambler.ru
For citation
Zubets V.V. Doroga k istine luchshe, chem «putevoditel' po lzhi» [The road to the truth is better than "a field guide to lies"]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 173, pp. 102-110. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-102-110. (In Russian, Abstr. in Engl.).