Чаще всего упоминаемые учениками черты учителя указывают на то, что ученики ожидают от него прежде всего помощи в решении проблем. Для нормального развития ребенку, кроме прочего, нужны контакты с другими людьми, помощь, забота, уважение.
В заключение представленных рассуждений надо отметить, что для того, чтобы учитель-педагог мог хорошо выполнять свои обязанности, он должен постоянно учиться. Речь идет не только о повышении квалификации, что также важно, но и об умении слушать, замечать и понимать других. В данном случае речь идет о конкретном - ребенке, ученике. Надо помнить, что удовлетворение учителем потребности в уважении, справедливости, безопасности является исключительно важным элементом хорошего функционирования ребенка как в группе, классе, школе, семье, так и в местной среде.
ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
У. Ш. Бегимкулов
В Республике Узбекистан, как и в развитых странах мира, уделяется большое внимание развитию информационных технологий. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 г. «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» создал условия для развития национальной системы информатизации, внедрения информационных технологий во все сферы и расширения возможностей пользования мировыми информационными ресурсами. Условия развития современных технологий, в первую очередь, связаны с интеллектуальным потенциалом общества, а именно — с развитием образования. Вопросы содер-
30
жания и качества образования рассматриваются в качестве приоритетных направлений. Особое внимание в республике уделяется внедрению современных технологий в образование. Наблюдается широкое применение дистанционного обучения как основного компонента системы открытого образования. Использование информационных педагогических технологий и ИНТЕРНЕТа создают условия для повышения качества образования. Подготовка молодёжи, обладающей современными знаниями, является основной задачей, на которую ориентирует и Закон «Об образовании», и «Национальная программа по подготовке кадров».
Определив задачи по внедрению и развитию информационных технологий в учебный процесс, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (ТГПУ) осуществляет мероприятия по информатизации в следующих направлениях:
(а) в сфере высшего педагогического образования — определение дидактических основ ИНТЕРНЕТ-технологий, которые могут быть использованы в учебном процессе; развитие методологии дистанционного обучения; повышение профессионализма преподавания на основе использования современных технологий в подготовке педагогических кадров; создание электронных учебно-методических комплексов и осуществление организационных мероприятий дистанционного обучения;
(б) в сфере общего и среднего специального образования
— оказание методической помощи учителям на основе современных технологий; создание электронной литературы для системы общего и среднего специального образования и формирование электронной учебно-методической базы;
(в) в сфере повышения квалификации учителей — осуществление повышения квалификации учителей и их переподготовка через ИНТЕРНЕТ, использование сеансов видеоконференций;
(г) в сфере развития информатизации образования как научного направления — определение основных направлений раз-
31
вития педагогических дисциплин в среде информационных технологий; усовершенствование организационных форм, методов обучения в современной информационной системе.
С целью выполнения вышеуказанных задач в университете создан «Центр информационных технологий и дистанционного обучения», в котором проводятся работы по внедрению системы информационных технологий и дистанционного обучения в образовательный процесс и организации электронной литературы, информационных систем и электронных библиотек. Созданы необходимые условия для получения профессорско-преподавательским составом и студентами необходимой информации через ИНТЕРНЕТ по соответствующим дисциплинам. В семи корпусах университета, с целью улучшения организации занятий по общепрофессиональным и специальным дисциплинам с применением ИНТЕРНЕТ-а и компьютерных технологий, образованы филиалы этого центра, оснащенные мультимедийными классами. Они связаны между собой единой локальной сетью университета. В каждом филиале имеются необходимые условия для проведения занятий с использованием информационных технологий (компьютеры, сканеры, принтеры, проекторы, WEB-камеры), и они оснащены необходимыми электронными учебно-методическими средствами.
В университете организация дистанционного обучения ведется в двух направлениях: ИНТЕРНЕТ-технологии и система видеоконференций. Видеоконференц-зал университета оборудован современными технологиями и позволяет проводить научные конференции и семинары с другими учебными заведениями в реальном времени. Кроме того, появилась возможность усовершенствовать сеть дистанционного обучения через эту систему. Знакомство с новостями системы образования развитых стран, организация лекций ведущих специалистов и проведение дискуссий посредством системы видеоконференции создают основу для экономии ресурсов.
Создан специальный сайт университета в Интернете (на узбекском, русском и английском языках) и постоянно ведется
32
работа по обновлению ею информации. На сайте университета размещены учебные планы и программы дисциплин, информация о Центре инновационных технологий, деятельности приемной комиссии, жизни студентов, Бизнес-центре, тексты лекций по основным дисциплинам и т. д. Ежемесячно выпускается вестник «Новости Интернет», который знакомит профессорско-преподавательский состав, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов с современными информационными и педагогическими технологиями, методикой преподавания дисциплин, новостями науки и техники.
Научно-исследовательская деятельность профессорскопреподавательского состава направлена на внедрение современных технологий в образовательный процесс. В настоящее время в университете осуществляются инновационные проекты по следующим темам: «Использование информационных технологий в обучении физике и астрономии», «Подготовка нового поколения учебников по физике на государственном языке», «Создание учебно-методическог о электронного комплекса по физике и астрономии» и т. д.
Однако существует и ряд проблем, до конца не решенных. Исходя из опыта внедрения информационных технологий в педагогическое образование, для совершенствования качества подготовки педагогических кадров считаем целесообразным направить усилия на следующие проблемы:
(а) необходимо усовершенствовать систему подготовки педагогических кадров по компьютерным и информационным технологиям. В общеобразовательной школе преподается «Информатика», а в системе среднего специального, профессионального образования — и «Информатика», и «Информационные технологии». Однако в классификаторе образовательных направлений 140 ООО «Подготовка учителей и педагогическая наука» не предусмотрена подготовка учителей «Информационных технологии». В связи с этим необходимо приступить к подготовке педагогических кадров по направлению «Информационные технологии в образовании»;
33
(б) в настоящее время подготовка педагогов по информационным технологиям осуществляется по направлению бакалавриата — «Математика-информатика» и магистратуры - «Информатика». Общая нагрузка предметов по информатике составляет лишь 7,4% от общей трудоемкости, что не соответствует мировым стандартам и явно недостаточно;
(в) в целях расширения подготовки педагогов, обладающих знаниями по современным информационным технологиям, следует включить в учебные планы бакалавриата педагогических вузов специальные курсы «Информационные технологии в образовании» (по каждому общеобразоват ельному предмету’ — математике, физике, химии и др.). Кроме того, следует пересмотреть учебные программы таких дисциплин, как «Методика преподавания математики», «Методика преподавания физики и астрономии» и другие;
(г) целесообразно пересмотреть действующие учебные планы и программы дисциплин по компьютерным и информационным технологиям с целью приведения их в соответствие с требованиям ACM, IEEE, IFIP, Массачусетского технологического института, Сингапурского национального университета, Стенфордского и Гарвардского университетов;
(д) для приобретения современных знаний в системе повышения квалификации учителей необходимо более эффективное использование ИНТЕРНЕТа. Внедрение ИНТЕРНЕТа в сферу образования позволяет учителям самостоятельно повышать квалификацию не каждые 3 года, а ежедневно;
(е) в образовательных учреждениях существует необходимость повышения уровня обучения иностранным языкам (включая русский язык) в соответствии с современными требованиями. Совершенное владение иностранными языками, в т. ч. русским, является одним из важных условий эффективного использования ИНТЕРНЕТа.
34