Научная статья на тему 'К вопросу об истории изучения «Основ православной культуры» в школах города Курска'

К вопросу об истории изучения «Основ православной культуры» в школах города Курска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Е. В.

В статье рассматривается вопрос о введении и преподавании в школах города Курска нового учебного предмета «Основы православной культуры». Показаны основные направления и этапы введения данного учебного предмета в светской школе и в системе образования в целом в конце XX -начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории изучения «Основ православной культуры» в школах города Курска»

УДК 373. 1. 02: 21

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В ШКОЛАХ ГОРОДА КУРСКА

© 2014 Е. В. Фролова

учитель МБОУ «Лицей № 21», соискатель каф. теологии и религиоведения e-mail: Elena Frolovas 2014@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается вопрос о введении и преподавании в школах города Курска нового учебного предмета «Основы православной культуры». Показаны основные направления и этапы введения данного учебного предмета в светской школе и в системе образования в целом в конце XX -начале XXI века.

Ключевые слова: образование, духовно - нравственное воспитание, религиозное просвещение, факультативный курс.

Православное образование на Курской земле стало возможно именно благодаря согласованной, пусть порой и не бесконфликтной, работе светских и духовных властей, священников и учителей, общественности и средств массовой информации. Идея православного просвещения в Курской области звучала ещё в начале девяностых годов, конкретные пути реализации её были определены областной программой развития образования до 2000 г., принятой в 1995 г. К практической реализации её приступили в конце 1996 г., после постановления губернатора «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области». Затем был подписан пакет договоров о совместной деятельности до 2000 г. между епархиальным управлением и администрацией Курской области; епархиальным управлением и комитетом по образованию; педуниверситетом и епархиальным управлением; педунивеситетом и духовной семинарией; педуниверситетом и православной гимназией [Доклад... 1998: 2].

Началом, объединившим всех участников договора, стала совместная работа по введению в школах Курской области нового учебного предмета - «Основы православной культуры». Такая форма православного просвещения была избрана, во-первых, потому что, по существующим законам, религиоведческие предметы можно изучать в школе только как светские дисциплины, а во-вторых, потому, что многие учителя и родители не были готовы к тому, что в школах появится новый предмет. С учётом обстоятельств и было принято решение о введении религиозного просвещения в форме факультативов православной культуры, на этой основе объединились духовные и светские власти, священники и учителя. Поскольку предмет был рассчитан на общеобразовательную школу, а его введение планировалось с сентября 1997 г., то нужно было проделать немалую работу для успешного начала преподавания.

Эту задачу и взял на себя общественный совет по развитию православной культуры, в который вошли руководители комитета образования города Курска, светских и духовных образовательных учреждений, учёные и священники, представители общественных организаций. Состав совета и положение о нем утверждены соответствующими распоряжениями губернатора области. Решение практических задач было поручено лаборатории русской школы, созданной на базе Курского педуниверситета. Руководит ею профессор В.М. Меньшиков, который

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

является также координатором областной программы развития православной культуры (см.: [Меньшиков 2006]).

В короткие сроки совету и лаборатории надо было убедить руководителей и учителей школ, общественность и родителей в необходимости нового предмета. Состоялись многочисленные совещания, педагогические конференции, собрания, встречи, семинары, на которых шли острые дискуссии, однако приемлемые решения всё-таки находились. На первом совещании в администрации области собрались начальники районных отделов образования, директора школ города Курска и благочинные, настоятели курских храмов. Несколько часов продолжалась острая полемика, в итоге преподавание «Основ православной культуры» было одобрено, что позволило начать работу. Предстояло подготовить нормативно-педагогическую документацию: планы совместной работы на 1997 г., инструктивные письма. Но наибольшую трудность представляло написание учебной программы по православной культуре, ведь массового опыта изучения подобного курса в России нет, необходимо было создать единую программу для дошкольных учреждений и всех классов средней школы. И такая программа была создана. Надо было подготовить преподавателей православной культуры. Решена и эта задача. В КГУ прошли обучение и получили соответствующие удостоверения государственного образца 261 преподаватель и 68 священников. Принятые меры позволили ввести с 1 сентября 1998 г. курс православной культуры более чем в 300 школах области. Как показали встречи с работниками образования, большинство школ готовы были ввести новый предмет в своё расписание [Изучение православной культуры... 2004].

Задача подготовки учителя для реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания является самой сложной из множества проблем разработки и реализации стандартов общего образования второго поколения. При этом необходимо понимать, что учителя, педагогические коллективы школ поставлены новыми стандартами в сложную ситуацию. В начале 90-х гг. была разрушена государственнообщественная система воспитания. За два прошедших десятилетия утеряны многие традиции воспитания, обучение поглотило воспитание, педагогическое сознание переориентировано на абстрактные общечеловеческие ценности и так называемое свободное воспитание. Решение этой сложнейшей, многоаспектной задачи необходимо начать с определения того, кто будет инициировать диалог с компетентными государственными структурами по созданию необходимых организационных, управленческих, финансовых, нормативно-правовых и иных условий, обеспечивающих возрождение в новой России государственно-общественной системы воспитания. Нужны ответственные и компетентные социальные субъекты. Такими субъектами могли бы стать новые структуры в регионах - научно-образовательные центры духовно-нравственного воспитания. Создание подобных центров позволит

интегрировать работу по разработке содержания воспитательных программ, переподготовке педагогических кадров и включению их в деятельность по разработке и реализации стандартов. В этом и состоит преимущество предлагаемых структур, поскольку действующие педагогические вузы и ИПК и ПРО не способны в ближайшее время самостоятельно подготовить и переподготовить учителя для реализации принципиально новой задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Наиболее важными задачами таких центров являются: разработка содержания и технологий воспитания согласно новому стандарту общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и примерных программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; осуществление мониторинга эффективности реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания по субъектам Российской Федерации, выявление и анализ проблем,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Фролова Е. В. К вопросу об истории изучения «Основ православной культуры» в школах города Курска

комплексная разработка вариантов их решения; объединение ведущих российских специалистов в сфере воспитания, социально-педагогической работы, активное взаимодействие со всеми заинтересованными государственными организациями, а также и общественными традиционными религиозными объединениями.

В феврале 2014 г. в Курском институте непрерывного профессионального образования (КИНПО) прошел круглый стол «Заветы преподобного Сергия Радонежского в духовно-нравственном воспитании обучающихся образовательных учреждений Курской области». В его работе приняли участие сотрудники института, директора курских школ и дошкольных учреждений города Курска, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета профессор В.М. Меньшиков, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии протоиерей Олег Чебанов, руководитель Центра непрерывного православного образовании и воспитания В. В. Малютина. Перед началом работы круглого стола ректор КИНПО Галина Николаевна Подчалимова от имени собравшихся поздравила Владимира Михайловича Меньшикова с высокой церковной наградой - Патриаршим знаком «За труды по духовно-нравственному просвещению», которой он был удостоен в числе первых в Русской православной церкви. Награда была вручена автору первой в России программы по основам православной культуры на заключительном заседании XXII Международных образовательных Рождественских чтений в Москве 29 января 2014 г. Заведующая центром духовно-нравственного воспитания и развития КИНПО Татьяна Валерьевна Иволгина проинформировала о создании на базе института научно-методического центра по православному образованию. В его состав вошли представители дошкольных и средних образовательных учреждений Курской области, кафедры теологии и религиоведения Курского госуниверситета, Курской епархии, сотрудники центра духовно-нравственного воспитания и развития КИНПО.

В своем выступлении профессор В.М. Меньшиков, опираясь на опыт Краснодарского края, предложил рекомендовать Курской областной думе рассмотреть возможность выступить с законодательной инициативой о внесении дополнений в региональный закон «Об образовании» в части духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Курской области. Владимир Михайлович проинформировал собравшихся также о том, что лабораторией русской школы при Курском госуниверситете завершается разработка программы по православной культуре для дошкольных образовательных учреждений, которая в скором времени пройдет обсуждение и апробацию в курских детских садах. В основу документа положена программа Любови Петровны Гладких «Мир - прекрасное творение».

О конкретных формах духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях рассказали директор школы № 18 г. Курска Светлана Геннадьевна Медвецкая, директор школы № 7 г. Курска Ольга Михайловна Шевырева, заведующая детским садом № 98 г. Курска Надежда Петровна Пономарева. Так, например, в школе № 18 созданы и успешно действуют кадетские классы, проводятся Ушаковские чтения; ученики школы № 7 каждую весну принимают участие в уборке Херсонского кладбища города Курска, на котором нашли место упокоения многие известные куряне; в детском саду создан семейный клуб «Зернышко». Участники круглого стола сошлись во мнении о том, что духовно-нравственное воспитание нужно начинать как можно раньше, организуя планомерную работу с родителями через родительские лектории, клубы отцов, включение православной тематики в работу курсов для будущих родителей при женских консультациях. Интеграции православной культуры в образовательное пространство школ и дошкольных учреждений было посвящено выступление

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Валентины Викторовны Малютиной, которая предложила обсудить проблему интеграции в одно из направлений X Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений (Курск, 17-20 марта 2014 г.). Подводя итоги круглого стола, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии протоиерей Олег Чебанов поблагодарил сотрудников КИНПО за помощь в организации и проведении прошедших в сентябре 2013 года в Курске VIII образовательных чтений Центрального федерального округа. Отец Олег подчеркнул, что на XXII Международных образовательных Рождественских чтениях опыт Курского региона по проведению регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» получил высокую оценку, а председатель комитета образования и науки Курской области Александр Николаевич Худин был отмечен грамотой Министерства образования Российской Федерации. Наступивший 2014 год является годом 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Участники круглого стола выразили единодушное мнение о том, что эта дата должна стать одной из основных в плане работы системы образования Курской области.

Важная роль в решении задач духовно-нравственного воспитания принадлежит общественным просветительским объединениям, образовательным структурам Русской православной церкви. Именно они вносят значимый вклад в развитие современной российской школы, реализуя совместные проекты и мероприятия, которые направлены на поддержку и пропаганду традиционных духовно-нравственных ценностей, патриотизма и здорового образа жизни. В эту модель взаимодействия включены факультет теологии и религиоведения Курского государственного университета, центр духовно-нравственного воспитания и развития Курского института непрерывного профессионального образования, отдел религиозного образования и катехизации Курской Митрополии Русской православной церкви, негосударственное

общеобразовательное учреждение «Православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского», киноцентр духовной культуры имени М.С. Щепкина, которые занимают важное и значимое место в образовательном и социокультурном пространстве региона. В структуру системы духовно-нравственного воспитания входят общеобразовательные школы, организации среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. В регионе развивается идея социально активной школы. Школа как социокультурный центр положительно влияет на культурное развитие социальной среды, обогащает её жизнь духовными ценностями. На степень формирования нравственных качеств подрастающего поколения указывает фактор развития в образовательных организациях области волонтёрского движения. В настоящее время около 80 % обучающихся включены в мероприятия патриотической направленности. В регионе действует 204 патриотических клуба и объединения с общей численностью 7071 человек. Очень широко развито кадетское движение в школах города. В образовательных учреждениях области функционируют 109 кадетских классов, в которых обучаются 2650 человек.

В рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» развивается поисковая и исследовательская деятельность по изучению истории Курского края. В работу включены 3962 детских объединения общеобразовательных учреждений, в том числе 600 туристско-краеведческих кружков и клубов, в которых занимаются более 35000 обучающихся. (10). В 2013/2014 уч. г. в Курске «Основы православной культуры» изучали двадцать тысяч шестьсот детей: 1 класс - 572 ученика, 2 класс - 2548, 3 класс - 2421, 4 класс в рамках курса ОРКСЭ - 2 331, 5 класс - 2305, 6 класс - 2075, 6 класс - 2075, 7 класс - 2003, 8 класс - 2121, 9 класс - 1842, 10 класс - 1200, 11 класс - 1189 учащихся. В качестве урока в первом и третьем классах не ведётся, 4 класс - в рамках курса ОРКСЭ - 2331, 5 класс - 49. Итак, в урочной

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Фролова Е. В. К вопросу об истории изучения «Основ православной культуры» в школах города Курска

форме «Основы православной культуры» изучают 2380 детей. В форме факультатива изучают: 1 класс - 116, 2 класс - 1644, 3 класс - 1701, 5 класс - 1995, 6 класс - 1971,

7 класс - 1900, 8 класс - 1999, 9 класс - 1757, 10 класс - 1200, 11 класс - 1189 учащихся. В форме кружка 1 класс - 87, 2 класс - 553, 3 класс - 508, 5 класс - 78, 6 класс - 58, 7 класс - 55, 8 класс - 84, 9 класс - 47 человек, 10-11 классы - не изучают, итого 1470 человек. В других формах учебных занятий и внеклассной работы: 1 класс -309, 2 класс - 351, 3 класс - 212, 4 класс - 0 , 5 класс - 183, 6 класс - 46, 7 класс - 48,

8 класс - 38, 9 класс - 38, 10-11 классы - 0, всего 1225 человек.

Итак, мы показали статистические данные по городу Курску, из которых видно, что большое количество детей изучают «Основы православной культуры» как в урочной, так и в факультативной форме. Отметим для сравнения, что по Центральному (например, Тверская область - 62,3%, или более 6680 учащихся) и по Северозападному (Вологодская область - 57%, или 5915) федеральным округам также наблюдается значительный рост, в процентном соотношении, в изучении школьного предмета «Основы православной культуры.

Именно сегодня многие преподаватели и студенты, родители да и сами дети изменили своё отношение к православию, они приходят к вере, активно участвуют в программе по изучению православной культуры. Учёные КГУ готовят учебные программы и пособия, читают лекции, встречаются с учителями школ. Сегодня со всей определённостью можно сказать, что в Курской области удалось найти реальные формы православного просвещения, приемлемые для абсолютного большинства учебных заведений; найти разумные пути к взаимодействию и сотрудничеству духовных и светских властей, священников и преподавателей. Следует отметить, что и педагогическое сотрудничество с Церковью приносит сегодня большую пользу. Сегодня «Основы православной культуры» преподают в 100 % общеобразовательных учреждений Курской области [Модели... 2014: 117-118]. Этот курс изучают также в дошкольных образовательных учреждениях, заведениях среднего и высшего профессионального образования. Учитывая традиции Курской области и опыт общеобразовательных учреждений в преподавании «Основ православной культуры», большинство родителей (79%) в рамках нового учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики» из 6 предложенных модулей выбирают для изучения модуль «Основы православной культуры».

Проведение олимпиады школьников по «Основам православной культуры» в общероссийском масштабе было предложено в 2007 г. на Всероссийской научной конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» под председательством Министерства образования и науки Российской Федерации, которая прошла в Калуге. В октябре 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету организацию и проведение олимпиады школьников по «Основам православной культуры». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил 29 апреля 2009 г. победителей первой олимпиады и благословил ежегодное проведение этого образовательного проекта. Теперь олимпиада проводится ежегодно при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, Фонда просвещения «Мета».

Проведение олимпиады нацелено на решение актуальной задачи -формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования. В 2013/2014 уч. г. олимпиада «Русское монашество и культурное наследие России» была посвящена юбилейным событиям: 700-летию со дня рождения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

преподобного Сергея Радонежского и 900-летию со дня кончины преподобного Алимпия, первого русского иконописца. На всех этапах олимпиады были представлены задания следующей тематики: 1) русское монашество и культурное наследие России (литература, музыка, живопись, светская и церковная архитектура); 2) значение русских монастырей и подвижников в деле становления православного строя жизни на Руси и просвещения народов России в X-XIV вв.; 3) знаменитые обители России, история их создания и развития. Центральная тема - смысловой стержень, по которому ориентировались составители заданий всех туров олимпиады, а также педагоги и школьники в их подготовке к участию в олимпиаде.

Вот уже несколько лет подряд проводятся олимпиады по курсу «Основы православной культуры» городских и региональных этапов для школьников курских школ, а также многопрофильные олимпиады в Курском государственном университете. Задания муниципальных, районных, городских и региональных этапов олимпиады призваны способствовать выявлению наиболее одарённых и творчески развитых детей. Поэтому при составлении заданий учитывается многообразие курса основ православной культуры, возрастные особенности детей, в связи с этим разрабатываются разноуровневые задания, акцент делается на содержательное осмысление материала и выражение личностного отношения участников к предлагаемым темам. Традиционно участники олимпиады выполняют задания по следующим темам: 1) Евангелие, 2) история России и Русской православной церкви, 3) православие и русская литература, 4) православные праздники, 5) православные святые. Цели олимпиады - это развитие познавательной активности учащихся, формирование у них интереса к изучению предметов гуманитарного цикла, развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления, формирование

творческой активности обучающихся. Факультативные курсы по ОПК ценны, прежде всего, тем, что дети не только получают знания по предмету, но и вырабатывают нравственные нормы поведения. Факультативный курс по православной культуре имеет большой воспитательный потенциал. Очень важно правильно и вовремя ввести ребёнка в координаты высших духовных ценностей, и нравственности, задать алгоритмы нравственного поведения. Образовательный и воспитательный успех изучения «Основ православной культуры» будет во многом зависеть от того, какое место эта дисциплина займёт в общем пространстве воспитания и образования.

Олимпиада для курских школьников по «Основам православной культуры» проводится с целью расширения и поддержки изучения подрастающим поколением россиян данного учебного предмета, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников, выявления и развития их интересов и способностей, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность в области истории и культуры, создания условий для поддержки одарённых детей. Приобщение детей к православным культурным ценностям, на наш взгляд, является необходимым условием полноценного формирования человека и гражданина (см.: [Друговская, Фролова 2007: 87]).

Важно отметить, что опыт Курской области по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи востребован. В регионе ежегодно в течение 10 лет проводятся научно - образовательные Знаменские чтения по актуальным вопросам духовно - нравственного просвещения. В них принимают участие учёные и педагоги из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 3 (31)

Фролова Е. В. К вопросу об истории изучения «Основ православной культуры» в школах города Курска

Библиографический список

Доклад Международных Рождественских образовательных чтений. 1998. № 1.

С. 2.

Друговская А. Ю., Фролова Е. В. Значение курса «Основы православной культуры» в духовно-нравственном воспитании школьников» // Труды 2-й Междунар. науч. краеведч. конф. «Краеведение в Курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи». Курск, 2007. С. 87.

Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2009. № 25.

С. 5.

Изучение православной культуры в школах Курской области. Курск, 2004. Круглый стол « К 700-летию Сергия Радонежского» / пресс-служба епархии. 5 февраля 2014.

Комитет образования и науки Курской области: стат. данные по предмету «Основы православной культуры» 2013-2014.

Меньшиков В. М. Основы православной культуры: учебная программа. Курск,

2006.

Модели духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Курской области: традиции и инновации // Родина. 2014. № 3. С. 116-118.

Олимпиада по «Основам православной культуры» / Курск. гос. ун-т. Курск, 2011.

155 с.

Положение Общероссийской олимпиады школьников « Основы Православной Культуры». 2013-2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.