Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности общеобразовательных школ постконфликтного региона'

Психолого-педагогические особенности общеобразовательных школ постконфликтного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / PARTICULARITIES OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CHECHENSKAYA REPUBLIC / SECONDARY SCHOOL / TEACHERS OF THE PRIMARY SCHOOL / CONSEQUENCES OF THE MILITARY EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна

В существующих общеобразовательных школах Чеченской республики существуют специфические особенности образовательной среды: последствия войны, этнические особенности, двуязычие, уровень профессионализма педагогов, качество образования и др. Для выявления особенностей психологической среды общеобразовательных школ Чеченской республики проведено анкетирование среди педагогов начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical particularities of the secondary schools in regions after conflicts

There are specific particularities in the secondary schools of Chechenskaya Republic: war consequences, ethnic particularities, bilinguals, the level of the teachers' professionalism, the quality of the education and others. In order to reveal the particularities of the psychological environment of the secondary schools in Chechenskaya Republic the authors carried out polling by questionnaire among teachers of the primary classes.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности общеобразовательных школ постконфликтного региона»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИНЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОСТКОНФЛИКТНОГО РЕГИОНА

Масаева З.В.

В существующих общеобразовательных школах Чеченской республики существуют специфические особенности образовательной среды: последствия войны, этнические особенности, двуязычие, уровень профессионализма педагогов, качество образования и др. Для выявления особенностей психологической среды общеобразовательных школ Чеченской республики проведено анкетирование среди педагогов начальных классов.

Ключевые слова: особенности образовательной среды Чеченской республики, общеобразовательная школа, педагоги начальных классов, последствия военных действий.

Социально-психологическая атмосфера школьного коллектива, уровень психологической комфортности и безопасности выступают как совокупность условий, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность образовательного учреждения, в которую включены субъекты педагогической деятельности и оказывающие влияние на эту деятельность.

В рамках данного научно-практического исследования нами было проведено анкетирование, направленное на выявление общих тенденций, отражающих уровень представлений педагогов о положении современной школы в Чеченской республике, ее социально-психологическом статусе, на определение имеющихся психологических проблем у учителей и учащихся, уровне психологической безопасности образовательной среды школы.

Анализ ситуации, отражающей состояние психологической безопасности образовательной среды ряда общеобразовательных школ Чеченской республики, позволил выяснить общее и различное во взглядах на представленную проблему благополучных (1 группа) и неблагополучных школ (2 группа). Деление исследуемой выборки на две группы проходило по объективным показателям: по критерию качества образования и результативности деятельности образовательного учреждения на республиканском уровне.

В анкетировании приняло участие 102 учителя начальных классов городских и сельских школ Чеченской республики.

Анализ выборки респондентов показал, что исследуемая группа на 100 % представлена женщинами, средний возраст которых составляет 37 лет, согласно стажевому критерию данные распределились следующим образом.

В группе школ условно отнесенных к «благополучным» численность педагогов с разным педагогическим стажем работы представлена достаточно широко от 0-5 лет до 36-40 лет. Процентное соотношение стажевых групп в пределах от 11-15, от 16-20 лет, от 26-30 лет от 31-35 лет варьируется в пределах от 22 % до 26,2 % респондентов. Наименьшую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 36 до 40 лет - 7,6 %. Учитывая тот факт, что молодые специалисты в данной группе составляют 14 %, а специалисты от 6 до 10 лет 18,8 % можно констатировать что большую часть коллективов школ данной группы составляют педагоги, имеющие больший стаж педагогической работы. Тогда как, в группе школ условно отнесенных к «неблагополучным» наиболее представленной оказалась группа учителей со стажем от 1 до 5 лет - 30 %., на втором месте стоит группа от 16 до 20 лет - 27 %, затем следует от 11-15 лет - 25 %, от 21-25 лет - 23 %, наименее представленной оказалась группа от 26-30 лет педагогического стажа - 10 %.

Отвечая на вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что в вашей школе больше проблем, чем в какой-либо другой, если да, то какие это проблемы?» ответы респондентов второй группы распределились следующим образом. Большинство из них 75 % дали ответ «нет», они считают, что нет проблем, которые могли бы помешать обучению школьников. Для них созданы все условия, в том числе и развивающие классы, для более легкого усвоения материала. 22 % респондентов вообще не ответили на поставленный вопрос, что может свидетельствовать

о том, что данный вопрос либо проигнорировали, либо побоялись раскрыться, в сравнении с первой группой данный показатель у них составил 11 %, что в два раза меньше. 57 % учителей отметили, что у них проблем

не больше, чем в остальных школах. На наличие материальных проблем указали 26 % респондентов, они отмечают, что в школах отсутствуют спортивные залы, нет кабинетной системы, высокая перегруженность классов. 11 % учителей в качестве причины называют низкую дисциплинированность детей. Интересен на наш взгляд ответ: «Главная проблема (и очень важная) нашей школы заключается в том, что каждый из учителей считает себя центром Вселенной и почему то любят «промыть косточки» все кто вне поля видимости. Сами ничего не делают, но любят обсудить и раскритиковать то, что сделано другими - 11 %.

В отличие от ответов на данный вопрос второй группы на наличие в их школе больших проблем, нежели в какой-либо другой 66,6 % процентов ответили «нет». Указывая на имеющиеся проблемы, 45,6 % респондентов отмечают перегруженность классов и возникающие из-за этого сложности. На недостаточное качество знаний учащихся указали 10 % педагогов. На проблемы с дисциплиной учащихся отметили 10,5 % респондентов, что практически совпадает с мнением по данному вопросу участников второй группы. 11 % респондентов первой группы высказали предложение ввести для начальной школы пятидневку, с целью снижения напряжения и повышения эффективности обучения.

Изучая мнение педагогов по поводу уровня благоприятности и психологической комфортности образовательной среды, были получены следующие результаты. В выборке учителей второй группы отмечается поляризация мнений в оценке благоприятности и не-благоприятности психологической среды: 58 % респондентов ответили, что среда благоприятная и 57 % имеют прямо противоположную точку зрения. 11 % отметили на нейтральную психологическую обстановку и 14 % указали на изменчивость психологической атмосферы в их образовательном учреждении. Мнение учителей первой группы распределились по данному вопросу следующим образом: 68,2 % респондентов оценивают психологическую среду как комфортную и благоприятную, 43,8 % отмечают как неблагоприятную и 20 % указывают на ее изменчивость и непостоянство.

Отвечая на вопрос: «Ощущаете ли Вы, что дети, которые учатся в Вашей школе, отличаются от детей из регионов, в которых не было боевых действий? Если да, то чем?» почти половина 44,5 % учителей первой группы и 42 % учителей второй группы ответили утвердительно. Соответственно 19,5 % учителей первой группы и 25 % второй дали отрицательный ответ. В основном респонденты обеих групп указывают на отрицательное влияние боевых действий на психику детей. Указывая особенности отличий детей из данного региона, 26 % респондентов второй группы и 24,6 % первой отмечают наличие агрессивности, повышенной возбудимости, неадекватности поведения, нарушений психики, быстрой утомляемости. Например,

«Прислушиваются к посторонним звукам. Психически неуравновешенны. Быстро утомляются, больше говорят о страшных и противочеловеческих поступках». С наличием имеющихся психологических проблем 21 % педагогов связывают низкую успеваемость и неспособность овладеть программным материалом.

На влияние военных действий на систему образования указали все 100 % респондентов второй группы и 14 % отметили, что наблюдается динамика позитивных изменений в системе образования ЧР в последние годы. Результаты ответов первой группы несколько отличаются: 11,6 % учителей ответили отрицательно на данный вопрос и 10 % вообще ушли от ответа.

На вопрос «Какие, по Вашему мнению, меры можно предпринять, чтобы улучшить подготовку детей и качество образования?» больше половины учителей 55 % второй группы и 67 % первой отмечают необходимость развития учреждений дополнительного образования, детских организаций, занятость детьми во вторую половину дня. На необходимость развития дошкольного образования и улучшение педагогического состава (подбор, отбор, переподготовка, повышение квалификации), улучшение условий работы указали 28 % исследуемой выборки второй группы и 67 % респондентов первой группы. Также в пределах 10 % набрали следующие ответы:

- создать повсеместно реабилитационные центры, улучшить благосостояние народа, повысить статус учителя;

- сократить количество детей в классах до 20 учащихся и повысить заработную плату педагогов и поощрять премиями;

- с детьми больше должны заниматься психологи. В отличие от ответов второй группы 43,3 % учителей первой группы указали на наполняемость классов, и половина (50 %) респондентов подчеркнула необходимость организации подготовки и адаптации детей к школе. 13,25 % отметили важность работы с родителями и необходимость задействования СМИ для просвещения родителей и привлечение внимания к вопросам нравственного воспитания.

На вопрос анкеты «Существует ли необходимость на территории Чеченской республики в дошкольном образовании?» ответ получился единодушный, все 100 % респондентов ответили да, что свидетельствует

об актуальности данной проблемы и назревшей потребности ее разрешения.

Выяснение проблем, которые возникают у учителей в учебном процессе с учащимися из-за недостаточного владения детьми русским языком показало, что 28 % учителей первой группы и 31 % второй группы не дали ответа на поставленный вопрос. Большинство респондентов первой группы 70 % и 45 % второй группы отмечают трудности в понимании детьми изучаемого материала, затруднения

в пересказе текстов и написании сочинений. В виду того, что учащиеся из-за плохого знания русского языка плохо усваивают учебный материал они утрачивают интерес к учебе, на что указывают 41,5 % учителей первой группы. В ответах 23,5 % учителей второй группы наблюдаются следующие варианты: «Приходится объяснять на двух языках, а на это затрачивается много времени, или не могут пересказать текст на русском языке, не понимают условия задачи по математике и для этого приходится переводить на чеченский язык». Сложившаяся ситуация также требует своего разрешения с целью оптимизации психологического состояния учащихся и учителя.

Вопрос: Чувствуете ли Вы себя защищенным в школе? не вызвал больших различий в ответах исследуемых групп. Больше половины 66,2 % учителей первой группы и 73 % второй ответили утвердительно. Соответственно 27 % респондентов первой и 20 % второй групп не чувствуют себя защищенными в своем образовательном учреждении. В первой группе на поставленный вопрос не ответили 20 % учителей, во второй 14 %.

На вопрос: Считаете ли Вы, что в вашей школе есть необходимость в оказании психологической помощи? 95 % учителей первой группы и 82 % второй группы ответили положительно и соответственно 30 % и 20 % отрицательно.

Большое разнообразие ответов было представлено на вопрос: С какими проблемами Вы сталкиваетесь во взаимодействии с детьми?

На отсутствие каких-либо проблем указывают 22,7 % учителей первой группы и 15 % респондентов второй, при этом соответственно 27 % первой 20 % учителей второй группы вообще уходят от ответа на данный вопрос. Выделенные респондентами проблемы, с которыми они сталкиваются во взаимодействии с детьми можно распределить по степени убывания.

Результаты первой группы:

- слабое владение русским языком - 39 %;

- нарушение дисциплины, плохое поведение -32 %;

- невнимательность, неусидчивость, тревожность, потеря интереса - 23 %;

- гиперактивность - 17,5 %;

- слабые ученики - 12,5 %;

- низкая культура воспитания, невоспитанность родителей - 11 %.

Результаты второй группы:

- отсутствие дисциплины, неумение вести себя на уроке, непослушание - 28,2 %;

- непонимание, замкнутость - 22 %;

- неуспеваемость, плохая посещаемость, гиперактивность, неуравновешенное поведение -20,8 %;

- возрастание пассивности учащихся и падение интереса к учебе - 17,5 %;

- низкий уровень семейного воспитания, отсутствие родительского понимания - 12,5 %;

- непонимание друг друга - 12,5 %;

- низкая подготовка домашних заданий - 12,5 %;

- инфантильность - 10 %.

На вопрос «Возникают ли у Вас конфликты с родителями учеников? Если да, то, какие конфликты?» в первой группе в отличие от второй ответили все учителя, а во второй группе не ответили 1 % респондентов. В первой группе не возникают конфликты с родителями учеников указали 39 %, и 37 % учителей второй группы. Остальные полученные показатели по данному вопросу таковы.

Первая группа:

- да, возникают - 2 %;

- дисциплина - 2 %;

- посещаемость - 2 %;

- плохое поведение - 2 %;

- непонимание родителями своей роли в воспитании и обучении детей - 2 %;

- у родителей завышена оценка знаний своих детей - 1 %;

- отсутствие школьной формы - 1 %.

Вторая группа:

- посещаемость, успеваемость - 4 %;

- из-за претензий со стороны педагогов на не купленный учебник, отсутствие школьной формы - 2 %;

- редко - 1 %;

- из-за поставленной оценки - 1 %;

- недостаток внимания родителей по отношению к детям - 1 %;

- конфликты из-за рабочих моментов - 1 %;

- родители защищают своих детей не учитывая замечания педагогов - 1 %.

При выяснении «Сколько учеников в классе?» респонденты ответили, что в первой группе от 27 до 36 учеников в классе, а во второй группе от 24 до 30.

На вопрос «Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?» достаточно большой разницей не ответили на вопрос в первой группе

6 % учителей, а во второй группе - 15 %. Настроение бывает разное в первой группе высказали 1 % учителей, во второй группе - 3 %. Никакое настроение не вызывает работа, а также плохое и неудовлетворительное ответили с равными показателями по 4 % респонденты первой и второй группы. Хорошее настроение вызывает работа в первой группе отмечают 27 % учителей и 20 % - второй группы. Чувство удовлетворения возникает в первой группе ответили

7 % респондентов, во второй группе - 1 % учителей. Настроение зависит от подготовки детей высказали 1 % первой группы, и 6 % - второй группы.

Остальные не совпадающие ответы учителей расположились в следующем порядке:

Первая группа:

- стремление к самосовершенствованию - 1 %. Вторая группа:

- отличное - 1 %;

- интерес и любовь - 1 %;

- позитивное, но также некая грусть за психологический дисбаланс детей - 1 %;

- не радостное - 1 %.

На вопрос «Как вы думаете, нужно ли вводить изменения в вашу учебную программу? Если да, то, какие изменения»? с огромным разнообразием ответили респонденты первой и второй группы. Не ответили на данный вопрос в первой группе 10 %, во второй группе - 8 % учителей. Нужно вводить изменения отмечают в первой группе 4 % и 6 % респондентов второй группы. Не нужно вводить изменения считают в первой группе 11 % и 17 % во второй группе. Необходимо упрощать учебную программу с равными показателями 5 % высказали учителя первой и второй группы.

Остальные ответы респондентов представлены в следующем порядке:

Первая группа:

- уменьшить количество детей в классах - 14 %;

- -исключить преподавание математики на чеченском языке - 2 %;

- ввести единые учебники - 2 %;

- не знаю - 1 %;

- уменьшить объем выполняемой работы, увеличить заработную плату - 1 %;

- отмена ЕГЭ - 1 %;

- вводить дополнительные занятия - 1 %.

Вторая группа:

- поменять расписание, создать кабинетную систему - 2 %;

- внедрять новые технологии - 2 %;

- использовать новые методы обучения - 2 %;

- нужно делать постепенно - 1 %;

- почаще проводить уроки психологии - 1 %;

- многое - 1 %;

- увеличить количество часов на изучение точных наук - математика, физика, химия - 1 %;

- оборудовать кабинеты - 1 %;

- доступные учебники - 1 %;

- обеспечить методическим материалом - 1 %. При ответе на вопрос «Как Вы думаете, требует ли

работа в Вашей школе постоянного профессионального самосовершенствования?» больше половины учителей 51 % первой группы и 45 % второй группы указывают, что необходимо постоянно профессионально самосовершенствоваться. Не нужно постоянно профессионально самосовершенствоваться отмечают

1 % - первая группа и 2 % - вторая группа учителей.

На основе проведенного исследования можно сделать выводы.

Существуют различия между благополучными и неблагополучными школами Чеченской республики по следующим критериям:

- наличие проблем в школах Чеченской республики;

- уровень благоприятности и психологической комфортности образовательной среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проблемы поствоенного региона;

- улучшение качества образования;

- взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе с учетом двуязычия данного региона;

- оказание психологической помощи;

- взаимодействие учителя и ученика;

- конфликты между учителем и родителем;

- количество учеников в классе;

- введение изменений в учебную программу;

- необходимость постоянного профессионального самосовершенствования.

Получены совпадающие мнения в благополучных и неблагополучных школах Чеченской республики по следующим критериям:

- -необходимость в дошкольном образовании;

- -эмоциональный настрой;

- -психологическая защищенность в школе;

- -необходимость постоянного профессионального самосовершенствования.

Таким образом, посткофликтный регион имеет в образовательной среде многообразие существующих проблем по различным направлениям, некоторые проблемы идентичны со школами других регионов РФ, но имеются специфические для данного региона проблемы, связанные последствиями военных действий и ментальности чеченского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.