Научная статья на тему 'Специфика объективации выдвижения как когнитивного принципа организации информации в разных типах дискурса'

Специфика объективации выдвижения как когнитивного принципа организации информации в разных типах дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выдвижение / когнитивный принцип / рекламный дискурс / политический дискурс / научный дискурс / прагматика / заголовок / переакцентуация / слоган / promotion / cognitive principle / advertising discourse / political discourse / scientifi c discourse / pragmatics / heading / re-emphasis / tagline

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Геляева Ариука Ибрагимовна, Хучинаева Джамилят Джамаловна

В статье с использованием дискурсивного и доминантного анализов выявлены и описаны реализуемые в рекламном, научном и политическом дискурсах способы выдвижения и прагматические цели их применения. Установлены частотные способы объективации выдвижения, определены универсальные и специфические для данных типов дискурса средства манифестации выдвижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Геляева Ариука Ибрагимовна, Хучинаева Джамилят Джамаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Nomination Objectifi cation as a Cognitive Principle of Organizing Information in Different Types of Discourse

Abstract The article presents the initial results of the specifi c promotion principle study and the dominant methods of its objectifi cation in different types of discourse. It is noted that in existing linguistic works this principle is primarily considered in literary texts, while the features of promotion in other types of discourse, in particular in scientifi c, political, advertising, remain unstudied. This circumstance determines the relevance of the research and determines its topic. As a result of the analysis of empirical material, it was established that managing the addressee’s attention through this principle in scientifi c, political and advertising discourses has both universal and specifi c features. It has been revealed that the dominantly implemented methods of promotion include: 1) in advertising discourse – slogan, incentive verb forms, emotional-evaluative means, specifi c tactics exclusivity and reemphasis; 2) in scientifi c discourse – a title, highlighting signifi cant information using a gradation method, placing the most important data in such a compositional part of the discourse as conclusions in monographs and articles, and provisions submitted for defense in dissertations; 3) in political discourse headline, slogan and expressively marked units. For the fi rst time in linguistics, it has been established that promotion is a form of existence of advertising discourse, characterized by a small volume; it has been determined that universal methods of promotion are a headline for scientifi c and political discourse and a slogan for advertising and political discourse.

Текст научной работы на тему «Специфика объективации выдвижения как когнитивного принципа организации информации в разных типах дискурса»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВИСТИКИ ACTUAL PROBLEMS OF COMMUNICATION SCIENCE

Научная статья УДК 81-13

DOI 10.18522/2072-0181-2024-117-107-113

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТИВАЦИИ ВЫДВИЖЕНИЯ КАК КОГНИТИВНОГО ПРИНЦИПА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В РАЗНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА

А.И. Геляева, Дж.Дж. Хучинаева

SPECIFICITY OF NOMINATION OBJECTIFICATION

AS A COGNITIVE PRINCIPLE OF ORGANIZING INFORMATION IN DIFFERENT TYPES OF DISCOURSE

A.I. Gelyaeva, Dzh.Dzh. Khuchinaeva

В отечественной филологии понятие «выдвижение» традиционно соотносится с художественным текстом и рассматривается как один из приёмов его построения. Данное понятие в лингвистике определяется и как синоним актуализации и трактуется как необычное использование языковых средств, привлекающее к себе внимание [1; 2].

Роли выдвижения в формальной организации художественных текстов разных жанров посвящено достаточно большое количество исследований [3-5]. В этих работах особое внимание уделяется определению степени участия выдвижения в обеспечении когерентности текста и вынесению определённых элементов в сильную позицию. Следует отметить, что большинство авторов относит к типам выдвижения любые стилистические средства, создающие экспрессивность и усиливающие выразительность речи

Геляева Ариука Ибрагимовна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания Кабардино-Балкарского государственного университета, 360004, Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: gaiiuka@mail.ru, т. 8(8662)404806.

Хучинаева Джамилят Джамаловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета, 360000, г. Нальчик, пр. Ленина, 1, e-mail: gjjamilia@mail.ru, т. 8(8662)4000-34.

преимущественно в художественном тексте [1; 3; 6]. Что же касается специфики использования выдвижения в других типах текста/дискурса, то данный аспект остаётся наименее разработанным. В этой связи представляется актуальным определение способов репрезентации выдвижения в различных типах дискурса, что могло бы расширить и углубить понимание сути выдвижения как принципа организации информации.

Рассмотрим факторы, влияющие на выдвижение определённого компонента текста в сильную позицию, и способы, которыми достигается его прагматическое выделение в таких типах дискурса, как рекламный, научный, политический, или, как его ещё называют, политико-публицистический? Этим и определяется целевая направленность статьи, в которой представлены первоначальные результаты выявления и описания частотных способов объективации выдви-

Ariuka Gelyaeva - Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, 173, Chernyshevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, e-mail: gariuka@ mail.ru.

Dzhamilyat Khuchinaeva - Kabardino-Balkarian State Agrarian University, 1, Lenin Avenue, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360000, e-mail: gjjamilia@mail.ru.

жения в дискурсах разной ориентированности и адресности. В перспективе они могут стать основой более объёмного исследования.

Мы опираемся на современные исследования и методологию когнитивной лингвистики и рассматриваем выдвижение как составляющую когнитивной деятельности человека, направленную на актуализацию наиболее значимой для адресата информации посредством определённых способов и средств формальной организации текста/дискурса, выделения фрагментов и их расположения в сильных позициях текста/дискурса.

В существующих в когнитивной лингвистике трактовках выдвижения, таких, как: «концепт, характеризующий важность помещения на первый (передний) план по своей значимости той или иной языковой формы...» [7]; категория текста, посредством которой происходит риторическое выделение информации [8]; выделен-ность первого порядка [9; 10]; неестественная выделенность [11]; психологическая актуализация восприятия информации, связанная с удивлением, неожиданностью способа её представления [12]; «мотивированное коммуникативное выделение» [цит. по: 7, с. 21], - представлены различные аспекты актуализации связи выдвижения с автором дискурса. Мы исходим из того, что выдвижение представляет собой «прагматический пик» [13, с. 338] текста, создающий максимальный когнитивный эффект выделения.

Безусловно, выдвижение как когнитивный инструмент актуализации важной информации прежде всего связано с автором текста/дискурса, который выделяет наиболее значимый фрагмент в тексте и выдвигает его на передний план. Поэтому нам представляется наиболее убедительной интерпретация выдвижения как «мотивированного коммуникативного выделения». Именно акцентирование автором фрагмента, представляющего для него наибольший интерес, а также обращение на него внимания адресата обусловливают использование выдвижения как способа речевого воздействия [14].

Исследование эмпирического материала в рекламном, научном и политическом дискурсах, выявление и описание в них наиболее частотных способов репрезентации выдвижения методами дискурсивного и доминантного анализов позволило установить, что фиксация внимания адресата в них имеет свои особенности, обусловленные целеполаганием автора.

Так, выдвижение как когнитивная операция выступает в качестве основной цели рекламного

дискурса, поскольку реклама используется для того, чтобы побудить адресата к покупке товаров или услуг. Указанная цель обусловливает его структуру. В рекламе прагматическое выделение элемента, фрагмента или целого текста проявляется наиболее полно, поскольку выдвижение товаров и услуг является основной формой её бытования. В отличие от других типов дискурса, в частности, научного, в рекламном тексте находят широкое применение эмоционально-оценочные средства влияния на потребителя. Кроме того, реклама - это поликодовый текст, в котором используются возможности разных семиотических систем: цвет, графические знаки, изображения, которые вместе с вербальными знаками служат достижению основной цели рекламного дискурса. Однако нас интересуют лингвистические средства выдвижения как приёмы усиления экспрессивности и динамичности текста, как способ эффективного воздействия рекламы. Выявлено, что высокой частотностью в рекламном дискурсе отличаются способы выдвижения с использованием побудительных форм глагола. Из 200 рекламных текстов 86 содержат формы повелительного наклонения глагола, что составляет 43 % от всех проанализированных слоганов, например: Летайте самолётами Аэрофлота; Заплати налоги и спи спокойно; Храните деньги в сберегательной кассе; Pepsi. Бери от жизни всё!; Не тормози, сникерсни!; Сделай паузу -скушай Twix; Билайн. Живи на яркой стороне [15]; Sprite. Не дай себе засохнуть!; ТНТ. Почувствуй нашу любовь; В животе ураган - принимай Эспумизан! [16]; Samsung. Выходи за рамки возможного; Reebok. Будь человечнее; Apple. Думай иначе [17].

К числу семантических средств выдвижения мы относим лексемы, содержание которых обладает свойством вызывать эмоциональную реакцию, привлекать внимание: качество, совершенство, бесплатно, лучший, роскошный, надёжный и др., например: Превосходя ожидания. Nissan; Просто дешевле; Bounty. Райское наслаждение!; Молоко вдвойне вкусней, если это Milky Way; Cillette. Лучше для мужчины нет!; Надёжная бытовая техника существует. Доказано Zanussi; Orbit. Самая вкусная защита от кариеса! [17]; и др.

Рекламный дискурс характеризуется специфическими тактиками выдвижения, которые служат достижению скрытых целей рекламодателя. К их числу относятся эксклюзивность, т.е. создание эффекта исключительности; переакцентуация, то есть выдвижение на передний

план тех характеристик, которые составляют преимущество рекламируемого объекта, например: Domestos. Убивает все известные микробы наповал! [15]. Эффект исключительности достигается использованием как ёмкой лаконичной формы слогана, так и языковых единиц, актуализирующих необходимость приобретения данного продукта, например: BMW. Нужна ли реклама совершенству?; Rexona. Никогда не подведёт!; Electroux. Сделано с умом [15].

Специфика выдвижения как когнитивного принципа в рекламном тексте целиком обусловлена относительно небольшим его объёмом, например: Россия — щедрая душа; Toyota. Управляй мечтой! [15].

В научном дискурсе, основной целью которого является разработка нового знания и его доведение до адресата, реализация выдвижения обусловлена жанровыми и стилевыми особенностями научной коммуникации и достигается не экспрессивно маркированными языковыми средствами, как в рекламном дискурсе. Научный дискурс в соответствии со стилевыми канонами накладывает ограничения на их использование. Если рекламный дискурс апеллирует к чувствам и основной его стратегией является эмоциональное воздействие, то научный дискурс обращён к разуму и логике. Но и в данном типе дискурса сосредоточение внимания достигается использованием определённых языковых единиц, семантическая основа которых нацелена на такую особенность восприятия человека, как особое внимание к чётко очерченным, отчётливо проявляющимся в тексте отрезкам, например: Почему становятся возможными такие резкие изменения в языковой интерпретации окружающей действительности, противоречащие антропоцентризму - исконной потребности человека считать себя центром вселенной и мерой всего сущего? Попробуем обратиться к теории нейролингвистического программирования..., с позиций которой слова служат не только для воспроизведения опыта. Часто они помещают его в ...фрейм, в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном... [18, с. 336-337]. В приведённом фрагменте научного дискурса внимание адресата фокусируется на тех отрезках текста, которые представляются автору наиболее важными для достижения поставленной цели. Акценты расставляются, благодаря употреблению выделяющихся на общем фоне текста элементов системы языка, таких, как вопросительные слова, определительные местоимения, частицы (почему, такой, не

только), а также побудительных предложений (попробуем обратиться).

Научный дискурс отличается от рекламного не только по цели и задачам, но и по объёму. Даже такой небольшой академический жанр научного дискурса, как статья, значительно отличается по размерным характеристикам от рекламного текста, который в целом представляет собой лаконичный слоган, преимущественно равный одному предложению. Поэтому не все способы выдвижения информации, характерные для научного дискурса, применимы в рекламном. Так, например, прагматическое выделение определённых элементов или фрагментов в научном дискурсе, в отличие от текста рекламы, обеспечивается, в частности, таким способом выдвижения, как градация: Считается, что лучший доступ к описанию и определению природы концепта обеспечивает язык. При этом одни учёные считают, что в качестве простейших концептов следует рассматривать концепты, представленные одним словом <>. Другие усматривали <>. Третьи полагали, что <>. Наконец, известную компромиссную точку зрения разделяют учёные... [19]. Такое ступенчатое представление фрагментов дискурса способствует фиксации внимания адресата. Благодаря градации, выделяются значимые фрагменты текста. Кроме того, эти градационные единицы создают архитектоническую основу текста и обеспечивают его когерентность.

Выдвижение в научном дискурсе связано также с типом авторской аргументации и объективируется посредством помещения наиболее важной информации в такую композиционную часть научного дискурса, как выводы в жанрах монографии и статьи, например: Итак, отличие окультуренного образа мира...заключается по крайней мере в четырёх существенных признаках. 1. Окультуренный образ мира... - это «символическая Вселенная» <>. 2. Эта «символическая Вселенная» является продуктом рефлексии человека <>. 3. Окультуренный образ мира... активируется ... в образных схемах человека и пространства.<>. 4. ... окультуренный образ мира антропометричен... [18, с. 95-96].

К специфическим для научного дискурса способам выдвижения мы относим положения, выносимые на защиту, в диссертациях. Репрезентируя новое знание, полученное в ходе изучения материала, кратко и ёмко изложенные положения представляют собой квинтэссенцию проведённого исследования, например: .5. Человек представлен в языке в основном единицами вто-

ричной номинации. 6. В кодировании «внешнего человека» участвуют преимущественно наименования пространственных объектов с параме-тральными и физическими характеристиками, «внутреннего человека» - соматизмы, зоонимы и абстрактные имена. 7. Семантическая структура номинаций человека содержит указание на способ концептуализации, что подтверждает когнитивную обусловленность данных наименований ... [20]. Суть положений заключается в том, что они как выводы о результатах научной деятельности, как новое знание выдвигаются на суд учёного сообщества. Исходя из этой особенности, положения, выносимые на защиту, мы рассматриваем как специфический способ выдвижения в таком жанре научного дискурса, как диссертация.

Хотя принято считать, что научный дискурс формируется по достаточно жёстким правилам, в его рамках широко применяются такие способы выдвижения, как вводные слова и предложения, дейктические элементы, вопросительные предложения, стилистически маркированные единицы, обратный порядок слов, например: Вероятно, природа и структура оценочных категорий в большей степени определяется системой коллективных и индивидуальных ценностей... [18, с. 105]; Всё это, возможно, звучит достаточно тривиально, если бы не было напрямую связано с жёстким цейтнотом функционирования знака (слова) в потоке речи [18, с. 39]; Мы подошли к очень важному аспекту интерпретации художественного текста [18, с. 156]. В отличие от выводов и выносимых на защиту положений, представляющих выдвижение разработанного в научном дискурсе в целом нового знания, с помощью приведённых выше единиц происходит вынесение на передний план отдельных наблюдений, мыслей, оценок автора дискурса. Таких примеров выдвижения, усиливающих степень воздействия на адресата, в научном дискурсе объёмом в 3000 страниц, выявлено 5608. Всё это свидетельствует о том, что «презентация научной проблемы сопровождается использованием определённых языковых средств субъективации дискурса, необходимых для облегчения восприятия сложного научного материала и его актуализации для понимания адресатом» [21].

Особенностями политического дискурса обусловлены также используемые в нём способы выдвижения. Автор политического дискурса посредством определённых стратегий и тактик, а также продуманной речи управляет вниманием

адресата и регулирует его поведение. Политический дискурс обращён к широкому кругу читателей/слушателей, продуцируется в средствах массовой информации, например: А поговорим о том, что после 1991 года, когда Россия ожидала, что её возьмут в братскую семью «цивилизованных народов», ничего подобного не произошло. Вы же нас обманули ... обещали, что не будет расширения НАТО на восток, но это произошло пять раз, пять волн расширения. Мы всё терпели, всё уговаривали, говорили: не надо, мы же свои теперь, как у нас говорят, буржуинские, ... давайте будем договариваться. ... Что сделали Соединённые Штаты? [22].

Анализ даже одного абзаца интервью В. В. Путина показывает, что дискурс политика информативно насыщен, динамичен, в нём встречаются такие способы выдвижения, как побудительные формы, коннотативно маркированные единицы, однородные члены предложения, противопоставления, вопросительные предложения. Выявлено, что наиболее частотными способами выдвижения в интервью В.В. Путина являются: вопросительные предложения: Это нужно Соединённым Штатам? Зачем? За тысячи километров от национальной территории! У вас нечем заниматься? У вас проблем на границе полно, проблемы с миграцией, проблемы с государственным долгом - 33 с лишним триллиона долларов. Нечем заниматься - нужно воевать на Украине? [22]. В двухчасовом интервью В.В. Путина данный способ выдвижения использован автором 91 раз.

К числу доминантных способов выдвижения в политическом дискурсе относится градационное представление информации с целью максимального направления фокуса внимания слушателя на важные по степени значимости факты, например: Эти страшилки нам хорошо известны. Это страшилка. Мы с Китаем соседи. Соседей, так же, как и близких родственников, не выбирают. У нас с ними общая граница тысячи километров. Это первое. Второе - мы привыкли к совместному существованию на протяжении веков. Третье - внешнеполитическая философия Китая неагрессивная, внешнеполитическая мысль Китая всегда ищет - ищет компромисс, и мы это видим» [22]. Так, градация как способ выдвижения встречается в данном интервью 29 раз.

Вопросительные предложения являются доминантным способом выдвижения в дискурсе многих политиков: «Что впереди? Куда мы идём? Что маячит в туманах тревожного

XXIвека? Каков он, образ нашего грядущего будущего?»; «Вот он - сонм русских победителей, блистательный победный иконостас» [23].

Анализ выступлений политиков разного уровня даёт основание утверждать, что для политического дискурса в целом характерны те же способы выдвижения, что и для научного и рекламного текстов, например: вопросительные предложения, градация, дейктические элементы, инверсия, вводные слова и предложения, парцелляция, однородные члены предложения, анафора, Но эти способы в политическом дискурсе, призванном убедить адресата в необходимости определённых действий и оценок, придают ему более интенсивную эмоционально-экспрессивную окраску и динамичность. В обеспечении данных характеристик дискурса большую роль играет выдвижение, например: ...Вот что такое денацификация в нашем понимании; С чего начались события на Украине? С госпереворота и с начала боевых действий на Донбассе - вот с чего [22]; Мы очистим от мусора окраины городов, опушки лесов, сверкающие арктические льды. Мы очистим от мусора наши государственные институты, изгоним из них стяжателей, насильников и предателей. Мы очистим наши души, изгоним зверя, который плодит в народе уныние, беспамятство и жестокость [23]; На глазах человечества убивается Газа. И человечество лепечет о сострадании, о божественной справедливости, собирает в ООН Совет Безопасности; Газа - это город-смертник. Газа - это газовая камера, где в муках задыхаются дети и старики; Газа - это Герника наших дней [24].

По силе своего воздействия политический дискурс близок к публицистическому. Более того, некоторые авторы публицистический дискурс считают политическим, если в нём репрезентирована хотя бы одна его составляющая: политические взгляды и убеждения, автор или адресат относятся к сфере политики [25]. Исходя из этого, дискурс Александра Проханова мы относим к политическому типу дискурса. Выдвижение в нём наиболее часто реализуется также посредством слоганов. Например, в своей статье «Идеология русской победы» А. Проханов вновь обращается к слогану периода Великой Отечественной войны: «Один народ. Одна судьба. Одна Победа» [23]. Название другой статьи - «Герника наших дней» [24], помещённое в сильную позицию в качестве заголовка, также представляет собой слоган.

Несмотря на то, что выдвижение в рекламном, научном, политическом дискурсах достигается специфическими способами, существуют универсальные для данных типов дискурса пути и средства выделения информации, обеспечивающие наибольший эффект управления вниманием адресата в процессе восприятия информации. К числу таких средств относятся заголовок в научном и политическом дискурсах, а также слоган в рекламном и политическом дискурсах, которые, вследствие их выдвижения на передний план, уже оказывают максимальное воздействие на адресата. Например, такое заглавие научной монографии, как «Дискурс власти и власть дискурса» [26], фокусирует внимание читателя на самом главном в монографии: на использовании дискурса в целях осуществления власти. В другом заголовке научного дискурса «Виртуальная реальность или реальная виртуальность?» [27] инверсия слов и частей фразы, их перекрёстное повторение, оформление заглавия как вопроса служат актуализации смысловых акцентов и усилению эмоционально-оценочного воздействия на адресата. Именно заголовок является ключом к пониманию основного содержания текста, потому что он даёт сжатое первичное представление о его содержании. Заголовок как одно из основных средств выдвижения несёт большую функциональную нагрузку, а именно: оказывает максимальное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на читателя и обеспечивает его заинтересованность.

Слоган как способ выдвижения используется в рекламном и политическом дискурсах с целью ориентировать потребителя рекламируемого объекта или избирателя в нужную для адресанта сторону.

Анализ объективации выдвижения в разных типах дискурса показал, что этот прием построения текста выступает как один из когнитивных принципов, основной целью которого является прагматическое выделение наиболее значимого фрагмента текста помещением его в активную зону управления вниманием адресата. В ходе исследования выявлено, что наиболее частотными способами выдвижения в рекламном дискурсе являются формы повелительного наклонения глагола, в научном - языковые единицы субъективации дискурса, в политическом - вопросительные предложения, градация, экспрессивно окрашенные единицы языка. Установлено, что специфика способов выдвижения обусловлена: а) небольшим объёмом рекламного текста и тем, что выдвижение является фор-

мой бытования рекламного дискурса; б) типом авторской аргументации в научном дискурсе, детерминирующей помещение наиболее важной информации в такие композиционно активные зоны, как выводы и положения, выносимые на защиту в разных его жанрах. Впервые определены универсальные для данных типов дискурса способы выдвижения, обеспечивающие наибольший эффект управления вниманием адресата, к числу которых относятся заголовок в научном и политическом дискурсах и слоган в рекламном и политическом дискурсах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций: Словарь риторических приемов. 2-е. изд. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 320 с.

2. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 188 с.

3. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23-31.

4. Чулкова В.С. Многочленный стилистический приём как одно из средств интеграции текста: на материале англоязычных прозаических текстов: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1978. 209 с.

5. Седых Э.В. Контраст в поэзии как один из типов выдвижения: на примере циклов стихотворений «Песни неведения» и «Песни познания» Уильяма Блейка: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1997. 208 с.

6. Савова М.Р. Выразительность // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской. Сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998. 312 с.

7. Выдвижение // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е.С. Кубряко-вой. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. С. 21-22.

8. Longacre R. The grammar of discourse. N.Y: Plenum Press, 1983. 362 p.

9. Chafe W.L. Cognitive constraints on information flow // Coherence and grounding in discourse. Amsterdam: Benjamins., 1987. P. 22-51.

10. Chafe W.L. Discourse, consciousness, and time: The flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. Chicago: The University of Chicago Press, 1994. P. 281.

11. Osgood Ch.E. Toward an abstract performance grammar // Talking minds: The study of language in cognitive science. Cambridge: MIT Press, 1984. P. 147-179.

12. Peer W. van Stylistics and psychology: Investigations of foregrounding. L.: Croom Helm, 1986. P. 347.

13. Van Valin R.D.Jr., Foley W.A. Role and reference grammar // Current approaches to syntax. N.Y.: Academic Press edition, 1980. P. 329-352.

14. Zubin D.A. Discourse function of morphology: The focus system in German // Discourse and syntax. N.Y.: Academic press, 1979. P. 469-504.

15. 99 самых известных слоганов в России [Электронный ресурс]. URL: https://yagla.ru/blog/ marketing/99-samyh-izvestnyh-sloganov-v-rossii/ (дата обращения: 05.03.2024).

16. Лучшие слоганы России [Электронный ресурс]. URL: https://www.logobank.ru/publ/5-1-0-285 (дата обращения: 05.03.2024).

17. 40+ рекламных слоганов от известных брендов, пробуждающие эмоции. [Электронный ресурс]. URL: https://1gai.ru/blog/live/529105-40-reklamnyh-sloganov-ot-izvestnyh-brendov-probuzhdajuschie-jemocii.html (дата обращения: 05.03.2024).

18. С любовью к языку: Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой. Москва-Воронеж: ИЯ РАН, Воронежский государственный университет. 2002. 492 с.

19. Актуальные проблемы современной лингвистики: учеб. Пособие / Сост. Л.Н. Чурилина. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 416 с. С. 234-235.

20. Геляева А.И. Человек как объект номинации в языковой картине мира: Дис. ... д-ра филол. наук. Нальчик, 2002. 307 с. С. 14.

21. Геляева А.И., Хучинаева Дж.Дж. Эгоцентрические координаты лингвистического дискурса: монографияю. М.: ИКЦ «Эксперт», 2022. 152 с. С. 58.

22. Полный текст интервью Владимира Путина Таке-ру Карлсону. [Электронный ресурс]. URL: https:// www. kp.ru/daily/27565.5/4889263/https://www. kp.ru/daily/27565.5/4889263/ (дата обращения: 06.03.2024).

23. Проханов А.А. Идеология русской победы. [Электронный ресурс]. URL: https://kprf.ru/history/sovi-et/208246.html?ysclid=ltgdveq79v119910149 (дата обращения: 05.03.2024).

24. Проханов А.А. Герника наших дней. [Электронный ресурс]. URL: https://zavtra.ru/blogs/gernika_ nashih_dnej?ysclid=ltim5urdlr280213745 (дата обращения: 05.03.2024).

25. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., Волгоград: Перемена, 2000. 367 с.

26. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта: Наука, 2006. 134 с.

27. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация / В.В. Красных; Моск. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филол. фак. М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1998. 352 с.

REFERENCES

1. Khazagerov T.G., Shirina L.S. General rhetoric: Course of lectures: Dictionary of rhetorical devices. 2nd. ed. Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. 320 p.

2. Kukharenko V A. Interpretation of the text. Moscow: Education, 1988. 188 p.

3. Arnold I.V. The importance of a strong position for the interpretation of a literary text. Foreign languages at school. 1978. No. 4. P. 23-31.

4. Chulkova VS. Polynomial stylistic device as one of the means of text integration: on the material of English prose texts: Dissertation for the degree of Candidate of Philology. Moscow, 1978. 209 p.

5. Sedykh E.V. Contrast in poetry as one of the types of promotion: on the example of the cycles of poems "Songs of Ignorance" and "Songs of Knowledge" by William Blake: Dissertation for the degree of Candidate of Philology. St.-Petersburg, 1997. 208 p.

6. Savova M.R. Expressiveness. In: Pedagogical speech science. Dictionary-reference book. Ed. by T.A. Ladyzhenskaya and A.K. Michalskaya. Comp. A.A. Knyazkov. Moscow: Flinta, Nauka, 1998. 312 p.

7. Promotion. In: Kubryakova E.S., Demyankov VZ., Pankrats Yu.G., Luzina L.G. Brief dictionary of cognitive terms. Moscow: Philol. Faculty of Moscow State University named after. M.V Lomonosova, 1997. R 21-22.

8. Longacre R. The grammar of discourse. New York: Plenum Press, 1983. 362 p.

9. Chafe W.L. Cognitive constraints on information flow. In: Coherence and grounding in discourse. Amsterdam: Benjamins, 1987. P. 22-51.

10. Chafe W.L. Discourse, consciousness, and time: The flow and displacement of conscious experience in speaking and writing. Chicago: The University of Chicago Press, 1994. P. 281.A

11. Osgood Ch.E. Toward an abstract performance grammar. In: Talking minds: The study of language in cognitive science. Cambridge: MIT Press, 1984. P. 147-179.

12. Peer W. van Stylistics and psychology: Investigations of foregrounding. L.: Croom Helm, 1986. P. 347.

13. Van Valin R.D.Jr., Foley W.A. Role and reference grammar. In: Current approaches to syntax. New York: Academic Press edition, 1980. P. 329-352.

14. Zubin D.A. Discourse function of morphology: The focus system in German. In:Discourse and syntax. New York: Academic press, 1979. P. 469-504.

15. 99 of the most famous slogans in Russia. Available at: https ://yagla.ru/blog/marketing/99-samyh-izvestnyh-sloganov-v-rossii/ (accessed March 05, 2024).

16. The best slogans of Russia. Available at: https:// www.logobank.ru/publ/5-1-0-285 (accessed March 05, 2024).

17. 40+ advertising slogans from famous brands, evoking emotions. Available at: https://1gai.ru/blog/ live/529105-40-reklamnyh-sloganov-ot-izvestnyh-brendov-probuzhdajuschie-jemocii.html (accessed March 05, 2024).

18. With love for language: Sat. Sci. Proceedings Dedicated to E.S. Kubryakova. Moscow-Voronezh: Institute of Foreign Languages RAS, Voronezh State University, 2002. 492 p.

19. Current problems of modern linguistics: textbook. Allowance. Comp. by L.N. Churilin. 4th ed. Moscow: Flinta: Nauka, 2009. 416 p. Р. 234-235.

20. Gelyaeva A.I. Man as an object of nomination in the linguistic picture of the world: Dissertation for the degree of Doctor of Philology. Nalchik, 2002. 307 p. Р. 14.

21. Gelyaeva A.I., Khuchinaeva J.J. Egocentric coordinates of linguistic discourse. Moscow: ICTS «Expert», 2022. 152 p. Р. 58.

22. The full text of Vladimir Putin's interview with Tucker Carlson. Available at: https://www. kp.ru/daily/27565.5/4889263/https://www.kp.ru/ daily/27565.5/4889263/ (accessed March 06, 2024).

23. Prokhanov A.A. Ideology of Russian victory. Available at: https://kprf.ru/history/soviet/208246. html?ysclid=ltgdveq79v119910149 (accessed March 05, 2024).

24. Prokhanov A.A. Guernika of our days. Available at: https://zavtra.ru/blogs/gernika_nashih_ dnej?ysclid=ltim5urdlr280213745 (accessed March 05, 2024).

25. Sheigal E.I. Semiotics of political discourse. Moscow; Volgograd: Peremena, 2000. 367 p.

26. Chernyavskaya V.E. Discourse of power and the power of discourse: problems of speech influence. Moscow: Flinta: Nauka, 2006. 134 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Krasnykh V. V. Virtual reality or real virtuality? Man. Consciousness. Communication. Moscow: Publishing house JSC «Dialogue-MSU», 1998. 352 p.

Статья поступила в редакцию 13.01.2024;

одобрена после рецензирования 16.02.2024; принята к публикации 25.03.2024.

The article was submitted 13.01.2024;

approved after reviewing 16.02.2024; accepted for

publication 25.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.