Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова, Э. Т. Хайруллова
СПЕЦИФИКА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ключевые слова: профессиональная компетентность сотрудников внутренних дел, служебная подготовка,
самостоятельная подготовка.
Определены структура и содержание профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, проанализированы формы развития профессиональной компетентности в последипломном образовании.
Keywords: professional competence of employees of internal affairs, office preparation, independent preparation.
The structure and the maintenance ofprofessional competence of staff of law-enforcement bodies are defined, forms of development of professional competence of postdegree education are analysed.
История органов внутренних дел России насчитывает уже более двух веков: манифест императора Александра I «Об учреждении
министерств», в котором было впервые упомянуто Отделение внутренних дел, был издан 8 сентября 1802 года.
Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение
законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой 'в домах и квартирах самих граждан.
Сегодня от работы МВД зависят многие аспекты повседневной жизни граждан. Органы внутренних дел занимаются обеспечением порядка на улицах, предотвращением и раскрытием преступлений, защитой и охраной частной
собственности, государственных и коммерческих объектов. Подразделения МВД борются за безопасность на дорогах страны, обеспечивают
проведение массовых мероприятий, днем и ночью приходят на помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях. Оценивая деятельность МВД, СМИ отмечают, что часто его сотрудникам не хватает профессионализма в решении поставленных перед ними задач, следовательно, развитие их профессиональной компетентности занимает важнейшее место в обеспечении правопорядка в государстве.
Каждая профессия предполагает определенную совокупность знаний, умений и навыков, без которых невозможно стать специалистом-профессионалом. В этом смысле не являются исключением и сотрудники правоохранительных органов. Специфические особенности их профессионального облика обычно обозначаются термином «профессиональная компетентность». Многочисленные должности, специальности и профессии в системе правоохранительных органов обоснованно относятся к сложным видам профессиональной деятельности.
Вся данная деятельность представляет собой сложное переплетение человеческих
взаимосвязей и отношений, многообразие и полифункциональность профессиональных задач, выполнение ряда которых связано с риском и опасностью для жизни; высоким уровнем напряженности труда, повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки и жесткими временными ограничениями для достижения требуемого уровня профессиональной компетентности. И главное - эта деятельность регламентирована законом либо основана на
подзаконных актах. Закономерно встает вопрос о содержании понятия «профессиональная компетентность» сотрудника правоохранительных органов.
Содержание профессиональной
компетентности сотрудников системы МВД имеет специфику, определяемую условиями
профессионального труда. Оно определяется
целями, задачами и характером службы как вида деятельности, имеет отличительные особенности:
• обусловленность целей и задач данной
деятельности социальным заказом общества,
требующего обеспечить соблюдение законности в жизни страны, и закрепление целей и задач в федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, межведомственных и внутренних актах;
• сочетание в задачах профессиональной деятельности многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность службы;
• соответствие индивидуальных качеств и действий сотрудников правоохранительных органов целям, задачам и функциям конкретных подразделений системы МВД;
• социально-правовая, функциональная и временная регламентация службы в системе МВД;
• экстремальность условий выполнения большинства профессиональных обязанностей;
• в основном коллективный характер несения службы и непосредственное взаимодействие в процессе служебной деятельности сотрудников с гражданами [1].
Иначе говоря, сущность профессиональной компетентности выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих требованиям службы в органах МВД. Обычно понятие
«профессиональная компетентность» определяется как совокупность взаимосвязанных компетенций, отражающая теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающая в себя как личностные, социальные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидуумом собственной профессиональной миссии [2].
Исходя из анализа профессиональной деятельности сотрудников системы МВД, мы, вслед за А.Ю. Коровкиным, считаем, что
профессиональная компетентность сотрудника системы МВД России - интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности профессиональных знаний, умений и личностных качеств, необходимых ему в профессиональной деятельности; в способности оказывать активное влияние на социальные процессы, обеспечивая общение с гражданами, начальниками и подчиненными; в реализации индивидуальных, личностных и лидерских качеств обучающегося в коллективе, способствующих предупреждению и устранению негативных проявлений в учебе и поведении [3].
Профессиональная компетентность как интегральное понятие включает в себя различные компоненты, или компетенции. Компетенция, по мысли А.В. Хуторского, это «... совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность представляет собой «. владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4].
В свою очередь, все составляющие профессиональной компетентности можно объединить в две группы: личностную и собственно профессиональную.
К личностной составляющей
профессиональной компетентности, характерной для специалистов любого профиля, относят следующие компетенции:
• социальную, связанную со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, жить с людьми других культур, языков и религий, препятствовать возникновению национализма, климата нетерпимости;
• персональную, предполагающую
эрудицию в областях не связанных явно с профессиональной деятельностью, владение умениями и навыками рефлексии, саморазвития и самосовершенствования, высокий уровень культуры речи, культуры поведения;
• информационную, включающую в себя владение новыми информационными технологиями и критическое их использование, знание иностранных языков;
• экологическую, основывающуюся на
знании общих законов развития общества и природы, в том числе синергетических принципов устройства мира, экологической ответственности за профессиональную деятельность; валеологическую, означающую наличие знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни [5].
Профессиональная составляющая
профессиональной компетентности сотрудников системы МВД представляет собой достаточно широкую область, в нее входят, на наш взгляд, следующие компетенции. В первую очередь, это специальная компетенция, которая включает знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие.
Профессиональная деятельность данных специалистов, кроме специальных знаний и умений, предполагает и наличие умений реализовывать себя через общение; устанавливать деловые и доверительные отношения; вступать в контакт и выходить из него; сообщать и разъяснять свои мысли и предложения; адекватно понимать своих коллег, вышестоящих руководителей, подчиненных, граждан; конструктивно разрешать напряженность или конфликт, знания и представления о самом себе в контексте профессиональной роли и др. [6]. Другими словами, важнейшим элементом профессиональной составляющей
профессиональной компетентности сотрудников системы МВД является социальнокоммуникативная компетенция, включающая знания и умения, связанные с осуществлением социальных и профессионально-служебных контактов.
На наш взгляд, сюда же необходимо включить и аутокомпетенцию, о сформированности которой у сотрудников системы МВД можно судить по владению умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокому уровню рефлексии и самопроверки; совокупности знаний и представлений о самом себе в контексте профессиональной роли, т. е. знаний о своих «сильных» и «слабых» сторонах, как профессионала и личности.
Организаторская компетенция позволяет выступать данному сотруднику как организатору борьбы с преступностью и нарушениями законности в своем районе или на вверенном участке работы, организовывать свой труд на научной основе.
Поисково-реконструктивная связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных (часто неопределенных) условиях.
Профессиональная компетентность
специалиста формируется в процессе его профессиональной подготовки в различных учебных заведениях. В связи с тем, что сотрудники правоохранительных органов включены в сложные социально-правовые отношения, которые
предъявляют повышенные требования к их профессиональной компетентности, существует необходимость ее непрерывного развития.
Развитие профессиональной
компетентности сотрудников МВД мы определяем как динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению опыта профессиональной деятельности, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Развитие компетентности происходит в системе последипломного образования и в процессе самообразования и самовоспитания.
Одной из форм развития профессиональной компетентности, которая занимает особое место в правоохранительных структурах, является служебная подготовка. Служебная подготовка - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание высокой готовности к выполнению служебных задач; совершенствование подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; формирование у личного состава профессионально-значимых и морально-волевых качеств; соблюдение им служебной дисциплины и внутреннего порядка.
В соответствии с Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. №490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [7] служебная подготовка включает в себя:
• общественно-государственную подготовку;
• специальную подготовку;
• профессиональную психологическую подготовку;
• техническую подготовку;
• медицинскую подготовку;
• огневую подготовку;
• физическую подготовку;
• строевую подготовку;
• подготовку по гражданской обороне.
Так, целью раздела служебной подготовки, представляющего собой систему государственноправового ориентирования сотрудников
(общественно-государственная подготовка),
является формирование профессиональнонравственного облика сотрудника, добросовестно и сознательно выполняющего свои должностные обязанности. На занятиях по общественногосударственной подготовке осуществляется:
• формирование твердых знаний
государственной политики Российской Федерации и укрепление гражданской устойчивости
сотрудников;
• ориентирование сознания сотрудников на верность государственным интересам и Конституции Российской Федерации;
• формирование четкой позиции сотрудника в оценке событий общественно-политической жизни;
• формирование высоких нравственных качеств, обеспечивающих строгое соблюдение положений Присяги сотрудником;
• обучение сотрудников умению логически мыслить, грамотно, вежливо и аргументированно отвечать на вопросы граждан, оказывать им, по возможности, необходимую правовую помощь и консультацию, корректно вести дискуссию.
Целью специальной подготовки является формирование у сотрудников наиболее эффективных способов выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами решения служебных задач.
Основными видами служебной подготовки являются семинарские и практические занятия, групповые упражнения, оперативные тренировки и учения по управлению силами и средствами в условиях осложнения оперативной обстановки. Активно используется самостоятельная учеба, как один из основных видов подготовки, а так же текущий контроль знаний сотрудников.
Тематика занятий разрабатывается на основе задач, функций сферы профессиональной деятельности, а также специфики и основных видов служебной деятельности сотрудников. Результаты, достигнутые сотрудниками в профессиональном обучении, обязательно учитываются при перемещении по службе, присвоении
квалификационных званий классных специалистов, установлении должностных окладов и надбавок к должностным окладам.
Кроме служебной подготовки, существует и самостоятельная подготовка как один из видов повышения квалификации; она проводится в целях непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, полученных сотрудниками учреждений и органов МВД в образовательных учреждениях, в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, стажировки, служебной подготовки.
Самостоятельная подготовка включает в себя:
• изучение законодательных и иных нормативных правовых актов;
• регулярное ознакомление с новой юридической, экономической, писхологической и специальной литературой;
• практическую работу с техническими средствами, оружием, специальными средствами, средствами связи и транспорта.
Выбор вопросов для самостоятельного обучения может быть обусловлен интересами сотрудника, стремлением его к углублению своих знаний в той или иной области практической деятельности, а также исходя из необходимости устранить пробелы в знаниях, которые могут привести к ошибкам в работе.
Литература
1. Д.В Волошин, Вестник ТГПУ, 10(61), 37-40, (2006).
2. Г.Б. Хасанова, Д.Р. Шарифулина, Вестник
Казанского технологического университета, 2, .366, (2006).
3. А.Ю. Коровкин. Научные и прикладные основы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России. Военный университет, Москва, 2010. 60 с.
4. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Москва, 2004, С.60.
5. В.Г. Пищулин, Педагогика, 9, 22-27 (2002).
6. И.Г. Дровникова, Вестник Воронежского института МВД России, 2, 57 (2008).
7. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. №490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», Российская газета, 4983, (2009).
© Н Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. той же кафедры4 Э. Т. Хайруллова - соиск. той же кафедры.