Научная статья на тему 'Специфика непрерывного развития профессиональной компетентности сотрудников внутренних дел'

Специфика непрерывного развития профессиональной компетентности сотрудников внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS / OFFICE PREPARATION / INDEPENDENT PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б., Хайруллова Э. Т.

Определены структура и содержание профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, проанализированы формы развития профессиональной компетентности в последипломном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеева Н. Ш., Хасанова Г. Б., Хайруллова Э. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and the maintenance of professional competence of staff of law-enforcement bodies are defined, forms of development of professional competence of postdegree education are analysed.

Текст научной работы на тему «Специфика непрерывного развития профессиональной компетентности сотрудников внутренних дел»

Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова, Э. Т. Хайруллова

СПЕЦИФИКА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОТРУДНИКОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: профессиональная компетентность сотрудников внутренних дел, служебная подготовка,

самостоятельная подготовка.

Определены структура и содержание профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, проанализированы формы развития профессиональной компетентности в последипломном образовании.

Keywords: professional competence of employees of internal affairs, office preparation, independent preparation.

The structure and the maintenance ofprofessional competence of staff of law-enforcement bodies are defined, forms of development of professional competence of postdegree education are analysed.

История органов внутренних дел России насчитывает уже более двух веков: манифест императора Александра I «Об учреждении

министерств», в котором было впервые упомянуто Отделение внутренних дел, был издан 8 сентября 1802 года.

Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависит соблюдение

законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой 'в домах и квартирах самих граждан.

Сегодня от работы МВД зависят многие аспекты повседневной жизни граждан. Органы внутренних дел занимаются обеспечением порядка на улицах, предотвращением и раскрытием преступлений, защитой и охраной частной

собственности, государственных и коммерческих объектов. Подразделения МВД борются за безопасность на дорогах страны, обеспечивают

проведение массовых мероприятий, днем и ночью приходят на помощь гражданам в чрезвычайных ситуациях. Оценивая деятельность МВД, СМИ отмечают, что часто его сотрудникам не хватает профессионализма в решении поставленных перед ними задач, следовательно, развитие их профессиональной компетентности занимает важнейшее место в обеспечении правопорядка в государстве.

Каждая профессия предполагает определенную совокупность знаний, умений и навыков, без которых невозможно стать специалистом-профессионалом. В этом смысле не являются исключением и сотрудники правоохранительных органов. Специфические особенности их профессионального облика обычно обозначаются термином «профессиональная компетентность». Многочисленные должности, специальности и профессии в системе правоохранительных органов обоснованно относятся к сложным видам профессиональной деятельности.

Вся данная деятельность представляет собой сложное переплетение человеческих

взаимосвязей и отношений, многообразие и полифункциональность профессиональных задач, выполнение ряда которых связано с риском и опасностью для жизни; высоким уровнем напряженности труда, повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки и жесткими временными ограничениями для достижения требуемого уровня профессиональной компетентности. И главное - эта деятельность регламентирована законом либо основана на

подзаконных актах. Закономерно встает вопрос о содержании понятия «профессиональная компетентность» сотрудника правоохранительных органов.

Содержание профессиональной

компетентности сотрудников системы МВД имеет специфику, определяемую условиями

профессионального труда. Оно определяется

целями, задачами и характером службы как вида деятельности, имеет отличительные особенности:

• обусловленность целей и задач данной

деятельности социальным заказом общества,

требующего обеспечить соблюдение законности в жизни страны, и закрепление целей и задач в федеральных законах, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, межведомственных и внутренних актах;

• сочетание в задачах профессиональной деятельности многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность службы;

• соответствие индивидуальных качеств и действий сотрудников правоохранительных органов целям, задачам и функциям конкретных подразделений системы МВД;

• социально-правовая, функциональная и временная регламентация службы в системе МВД;

• экстремальность условий выполнения большинства профессиональных обязанностей;

• в основном коллективный характер несения службы и непосредственное взаимодействие в процессе служебной деятельности сотрудников с гражданами [1].

Иначе говоря, сущность профессиональной компетентности выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих требованиям службы в органах МВД. Обычно понятие

«профессиональная компетентность» определяется как совокупность взаимосвязанных компетенций, отражающая теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающая в себя как личностные, социальные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидуумом собственной профессиональной миссии [2].

Исходя из анализа профессиональной деятельности сотрудников системы МВД, мы, вслед за А.Ю. Коровкиным, считаем, что

профессиональная компетентность сотрудника системы МВД России - интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности профессиональных знаний, умений и личностных качеств, необходимых ему в профессиональной деятельности; в способности оказывать активное влияние на социальные процессы, обеспечивая общение с гражданами, начальниками и подчиненными; в реализации индивидуальных, личностных и лидерских качеств обучающегося в коллективе, способствующих предупреждению и устранению негативных проявлений в учебе и поведении [3].

Профессиональная компетентность как интегральное понятие включает в себя различные компоненты, или компетенции. Компетенция, по мысли А.В. Хуторского, это «... совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность представляет собой «. владение, обладание человеком соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4].

В свою очередь, все составляющие профессиональной компетентности можно объединить в две группы: личностную и собственно профессиональную.

К личностной составляющей

профессиональной компетентности, характерной для специалистов любого профиля, относят следующие компетенции:

• социальную, связанную со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, жить с людьми других культур, языков и религий, препятствовать возникновению национализма, климата нетерпимости;

• персональную, предполагающую

эрудицию в областях не связанных явно с профессиональной деятельностью, владение умениями и навыками рефлексии, саморазвития и самосовершенствования, высокий уровень культуры речи, культуры поведения;

• информационную, включающую в себя владение новыми информационными технологиями и критическое их использование, знание иностранных языков;

• экологическую, основывающуюся на

знании общих законов развития общества и природы, в том числе синергетических принципов устройства мира, экологической ответственности за профессиональную деятельность; валеологическую, означающую наличие знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни [5].

Профессиональная составляющая

профессиональной компетентности сотрудников системы МВД представляет собой достаточно широкую область, в нее входят, на наш взгляд, следующие компетенции. В первую очередь, это специальная компетенция, которая включает знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие.

Профессиональная деятельность данных специалистов, кроме специальных знаний и умений, предполагает и наличие умений реализовывать себя через общение; устанавливать деловые и доверительные отношения; вступать в контакт и выходить из него; сообщать и разъяснять свои мысли и предложения; адекватно понимать своих коллег, вышестоящих руководителей, подчиненных, граждан; конструктивно разрешать напряженность или конфликт, знания и представления о самом себе в контексте профессиональной роли и др. [6]. Другими словами, важнейшим элементом профессиональной составляющей

профессиональной компетентности сотрудников системы МВД является социальнокоммуникативная компетенция, включающая знания и умения, связанные с осуществлением социальных и профессионально-служебных контактов.

На наш взгляд, сюда же необходимо включить и аутокомпетенцию, о сформированности которой у сотрудников системы МВД можно судить по владению умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокому уровню рефлексии и самопроверки; совокупности знаний и представлений о самом себе в контексте профессиональной роли, т. е. знаний о своих «сильных» и «слабых» сторонах, как профессионала и личности.

Организаторская компетенция позволяет выступать данному сотруднику как организатору борьбы с преступностью и нарушениями законности в своем районе или на вверенном участке работы, организовывать свой труд на научной основе.

Поисково-реконструктивная связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных (часто неопределенных) условиях.

Профессиональная компетентность

специалиста формируется в процессе его профессиональной подготовки в различных учебных заведениях. В связи с тем, что сотрудники правоохранительных органов включены в сложные социально-правовые отношения, которые

предъявляют повышенные требования к их профессиональной компетентности, существует необходимость ее непрерывного развития.

Развитие профессиональной

компетентности сотрудников МВД мы определяем как динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению опыта профессиональной деятельности, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Развитие компетентности происходит в системе последипломного образования и в процессе самообразования и самовоспитания.

Одной из форм развития профессиональной компетентности, которая занимает особое место в правоохранительных структурах, является служебная подготовка. Служебная подготовка - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание высокой готовности к выполнению служебных задач; совершенствование подготовки сотрудников к действиям при чрезвычайных обстоятельствах; формирование у личного состава профессионально-значимых и морально-волевых качеств; соблюдение им служебной дисциплины и внутреннего порядка.

В соответствии с Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. №490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [7] служебная подготовка включает в себя:

• общественно-государственную подготовку;

• специальную подготовку;

• профессиональную психологическую подготовку;

• техническую подготовку;

• медицинскую подготовку;

• огневую подготовку;

• физическую подготовку;

• строевую подготовку;

• подготовку по гражданской обороне.

Так, целью раздела служебной подготовки, представляющего собой систему государственноправового ориентирования сотрудников

(общественно-государственная подготовка),

является формирование профессиональнонравственного облика сотрудника, добросовестно и сознательно выполняющего свои должностные обязанности. На занятиях по общественногосударственной подготовке осуществляется:

• формирование твердых знаний

государственной политики Российской Федерации и укрепление гражданской устойчивости

сотрудников;

• ориентирование сознания сотрудников на верность государственным интересам и Конституции Российской Федерации;

• формирование четкой позиции сотрудника в оценке событий общественно-политической жизни;

• формирование высоких нравственных качеств, обеспечивающих строгое соблюдение положений Присяги сотрудником;

• обучение сотрудников умению логически мыслить, грамотно, вежливо и аргументированно отвечать на вопросы граждан, оказывать им, по возможности, необходимую правовую помощь и консультацию, корректно вести дискуссию.

Целью специальной подготовки является формирование у сотрудников наиболее эффективных способов выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами решения служебных задач.

Основными видами служебной подготовки являются семинарские и практические занятия, групповые упражнения, оперативные тренировки и учения по управлению силами и средствами в условиях осложнения оперативной обстановки. Активно используется самостоятельная учеба, как один из основных видов подготовки, а так же текущий контроль знаний сотрудников.

Тематика занятий разрабатывается на основе задач, функций сферы профессиональной деятельности, а также специфики и основных видов служебной деятельности сотрудников. Результаты, достигнутые сотрудниками в профессиональном обучении, обязательно учитываются при перемещении по службе, присвоении

квалификационных званий классных специалистов, установлении должностных окладов и надбавок к должностным окладам.

Кроме служебной подготовки, существует и самостоятельная подготовка как один из видов повышения квалификации; она проводится в целях непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, полученных сотрудниками учреждений и органов МВД в образовательных учреждениях, в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, стажировки, служебной подготовки.

Самостоятельная подготовка включает в себя:

• изучение законодательных и иных нормативных правовых актов;

• регулярное ознакомление с новой юридической, экономической, писхологической и специальной литературой;

• практическую работу с техническими средствами, оружием, специальными средствами, средствами связи и транспорта.

Выбор вопросов для самостоятельного обучения может быть обусловлен интересами сотрудника, стремлением его к углублению своих знаний в той или иной области практической деятельности, а также исходя из необходимости устранить пробелы в знаниях, которые могут привести к ошибкам в работе.

Литература

1. Д.В Волошин, Вестник ТГПУ, 10(61), 37-40, (2006).

2. Г.Б. Хасанова, Д.Р. Шарифулина, Вестник

Казанского технологического университета, 2, .366, (2006).

3. А.Ю. Коровкин. Научные и прикладные основы формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД России. Военный университет, Москва, 2010. 60 с.

4. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Москва, 2004, С.60.

5. В.Г. Пищулин, Педагогика, 9, 22-27 (2002).

6. И.Г. Дровникова, Вестник Воронежского института МВД России, 2, 57 (2008).

7. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 июня 2009 г. №490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», Российская газета, 4983, (2009).

© Н Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; Г. Б. Хасанова - д-р пед. наук, проф. той же кафедры4 Э. Т. Хайруллова - соиск. той же кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.