УДК 378
Н. Ш. Валеева, Э. Т. Хайруллова
ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Ключевые слова: правоохранительные органы, мораль, морально-психологические качества, морально-психологическая
устойчивость сотрудников внутренних дел.
Определены факторы становления и развития профессиональной морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел, ее структура и содержание.
Keywords: law enforcement agencies, morality, moral and psychological qualities, moral and psychological stability of employees of
employees.
The factors of the formation and development of the professional moral and psychological stability of internal affairs, its structure and content.
Деятельность правоохранительных органов находится под пристальным вниманием общества, так как в той или иной мере затрагивает интересы всех его членов, и ее результаты самым непосредственным образом сказываются на обеспечении безопасности каждого человека. Эта работа сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, форм, методов и средств их деятельности, поскольку предполагает риск для жизни и здоровья не только самого сотрудника, но и окружающих. В связи с этим большое значение имеет морально-психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел.
На обязательность усвоения каждым юристом (на наш взгляд, это касается и сотрудников органов внутренних дел) руководящих нравственных начал своей профессии указывает В.Ф. Кони:
• мораль и право находятся в неразрывной связи, оказывают влияние друг на друга. Правовые нормы - это важнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни народа и одобряемые им, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми законом и защищаемые государством;
• занимаясь профилактикой правонарушений, раскрывая, расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительных органов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и несправедливости;
• защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это не только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных обязанностей;
• правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник;
• мораль - не только требование, не только характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие подготовленности морально психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим неприятным последствиям [1].
Под моралью понимается
неинституциональный регулятор межличностного общения, лишенный формальной определенности и внешнего контроля за его реализацией; сфера внутреннего самоопределения личности [2].
В этической теории выделяются структурные уровни морали: нравственная практика, нравы, поступки, типичные ситуации и моральные противоречия; моральное сознание, состоящее из ориентированных ценностей, норм и оценочных суждений; нравственное самосознание.
В свою очередь, нравственное самосознание включает в себя: осознание, правильное понимание природы добра и зла; нравственный анализ ситуации; умение вести внутренний диалог с самим собой; самооценку; самоконтроль; стремление к совершенному состоянию своего «Я»; переживание своего единства с другими людьми; способность к чувственному узнаванию добра и зла в конкретной ситуации; волевую готовность совершить выбор между добром и злом; готовность к поступку.
Выделяя структурные уровни морали нельзя не отметить функции морали:
• регулятивная функция - нравственное регулирование взаимоотношений есть непрерывный процесс приведения реального поведения личности и коллектива в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Регуляция осуществляется при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет);
• оценочная (аксиологическая) функция -предметом оценки под углом зрения «морально-аморально» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества;
• ориентирующая функция - выработка системы приоритетов, предпочтения одних моральных ценностей другим; она является «компасом», помогающим выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения;
• мотивационная функция - позволяет оценивать поставленные цели и средства с точки зрения намерения; мотивы могут быть моральными и аморальными, благородными и низменными;
• познавательная (информационная) функция - этические знания, принципы, нормы, кодексы, являющиеся источником информации об общественных нравственных ценностях, исходных пунктах морального выбора в сложной обстановке, в конкретных конфликтных ситуациях, помогают сформировать модель нравственного поведения;
• воспитательная функция - приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения;
• коммуникативная функция -обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
• деятельностная функция - обеспечивает поведение человека в профессиональной сфере (профессиональная этика) [3].
Таким образом, морально-психологические особенности сотрудника внутренних дел - не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно в поведении, действиях и службе как:
• стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;
• непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение должного, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;
• глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;
• понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;
• умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;
• обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;
• обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;
• умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации [4].
Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД в сравнении с нормами обычной морали имеют ряд особенностей [5]:
а) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД имеют институционально-внеинституциональный характер. Это значит, что ряд норм профессиональной морали сотрудников ОВД закреплен в действующем международном и отечественном законодательстве, а другой ряд норм существует как неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников милиции;
б) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях;
в) за соблюдением норм профессиональной морали ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и СМИ.
Следовательно, морально-психологическая устойчивость - это важнейшая характеристика личности сотрудника органов внутренних дел.
Морально-психологическая устойчивость - система морально-психологических качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, личностных черт), определяющая способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия психотравмирующих факторов и успешно выполнять поставленные задачи.
Устойчивость морально-психологического состояния - это та или иная степень его сопротивляемости, способности противостоять, не поддаваться отрицательным воздействиям внешней социальной и природной среды, факторов и обстоятельств как внутриармейского характера, так и широкого социального плана (негативным воздействиям средств массовой информации, экономической, политической, криминогенной и др.
обстановки в районах дислокации воинских формирований и др.).
Морально-психологическая устойчивость находит выражение в морально-психологическом состоянии сотрудника - динамическом проявлении его нравственных качеств и психологических свойств личности, выражающемся в его отношении к реальной действительности, степени служебной активности, уровне готовности и способности решать задачи профессиональной правоохранительной деятельности.
Слово «устойчивый» означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий».
В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «устойчивость» занимает достаточно прочную позицию. Для описания тех или иных аспектов поведения и деятельности или качеств личности в настоящее время используются такие термины, как «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «устойчивость личности», «психическая
устойчивость», «нервно-психическая
устойчивость», «психологическая устойчивость», «устойчивость психики», «устойчивость
личностных черт», «устойчивость психических свойств», «стрессоустойчивость», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «морально-психологическая устойчивость», «устойчивость к нагрузкам», «эмоционально-волевая устойчивость» личности и другие.
Часто термин «морально-психологическая устойчивость» употребляется как синоним понятий «психологическая устойчивость» или
«эмоционально-волевая устойчивость».
Можно выделить 9 факторов, которые сегодня в наибольшей степени влияют на состояние морально-психологической устойчивости
сотрудника ОВД: искусственно завышенный уровень служебной и психологической нагрузки; недостаточное оснащение техническими средствами и средствами коммуникаций; системные недостатки в организации базовой и текущей профессиональной подготовки; социально-бытовые проблемы; негативное воздействие со стороны враждебных и деструктивных сил; неудовлетворённость материальным положением; низкая культура управленческой деятельности прямых и непосредственных начальников; невысокий уровень корпоративной культуры ведомства и проблемы внутриорганизационной культуры в отдельном подразделении.
В содержании морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД выделяют следующие элементы: соответствующие знания, умения, навыки, взгляды, убеждения, мотивы, установки, личностные черты (морально-психологические качества). Охарактеризуем их.
Морально-психологические знания и убеждения - по существу это моральное мировоззрение сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающее глубокое и правильное понимание вопросов морали и этики профессионального поведения. Они включают
освоение им идей гуманизма, которые требуют от него по-настоящему защищать добро и наказывать зло, обеспечивать справедливость и полностью реализовывать принцип неотвратимости наказания. Сформированность этих знаний и убеждений обеспечивает понимание того, что мораль не абстрактна, а конкретна, в каждом профессиональном действии, которое должно быть оценено и взвешено на весах морали.
К ним относят знания нравственных основ службы в органах внутренних дел, профессионально-этических требований к поведению и служебному общению сотрудников; основ психологических представлений в соответствующей профильной области служебной деятельности; требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника.
Морально-психологические установки и ценностные ориентации способствуют
превращению моральных знаний в личностное образование, во внутреннее принятие личностью моральных норм, приобретение ими личностного смысла (как обязательной нормы для себя). Это превращение означает возникновение в сознании моральных ориентиров-норм, указывающих путь личного морального решения повседневных проблем и границы его, которые личность решает не преступать. Они становятся критериями в решении повседневных вопросов справедливости, должного, допустимого и запретного, порождают желание и стремление (установки) воплощать их в своих делах.
Особенности правоохранительной
деятельности предполагают наличие просоциальных нравственных ценностей сотрудников ОВД. «Просоциальный» - характеристика общественно полезных по своему характеру моделей поведения, а также поведения, мотивированного заботой о других людях (дружба, эмпатия, альтруизм, помогающее поведение и др.). Под просоциальными ценностями могут пониматься ценности, ориентированные на благополучие, помощь другим людям: «Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой».
Моральные навыки и умения высоконравственного поведения на службе и в быту - особый элемент морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД, показывающий, что знания и мотивы реализуются в практической деятельности. Их необходимо формировать специально. В данной профессиональной деятельности воплощение моральных норм осуществляется при соблюдении норм процессуальных. Выделяют следующие умения:
• использовать полученные знания при выполнении оперативно-служебных задач и в повседневной служебной деятельности;
• применять нормы профессиональной этики в служебном поведении и профессиональном общении;
• поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат;
• применять методики психологической саморегуляции;
• владеть навыками самообразования и саморазвития, коммуникативными навыками профессионально грамотного общения с гражданами при несении службы, выполнении иных оперативно-служебных задач;
• выполнять требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника.
Морально-психологические качества -устойчивые личностные детерминанты
нравственного поведения, проявляющиеся везде и всегда, в любом поступке. Они - итоговый результат и интегративный продукт сформированности и взаимодействия всех рассмотренных выше элементов морально-психологической устойчивости. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д.
К социально-значимым морально-психологическим качествам относят также ответственность, инициативность, трудолюбие, чувство нового и другие, проявляющиеся в отношении к решению сложных проблем, в реальных действиях и поступках будущих специалистов правоохранительных органов.
А.С. Петрова и М.А. Шелепова выделяют такие группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Первые три группы обнаруживаются практически у всех граждан, последняя же является «достоянием» солдат, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. В соответствии с этим можно вычленить некоторые определяющие качества сотрудников правоохранительных органов:
• патриотические качества, в которых проявляется их отношение к своему Отечеству, народу, его культуре и языку;
• подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, в нетерпимости к национальной и расовой розни;
• развитое чувство долга и личной ответственности за порученное дело;
• качество, характеризующее культуру общения сотрудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее (требование высокой
культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах) [3].
А.М. Столяренко в содержательном плане все морально-психологические качества объединяет четыре группы [4]:
• общетрудовые - этот вид моральных знаний, убеждений, навыков, умений, привычек, установок, ценностных ориентации и качеств регулирует отношение личности к труду (ответственность, трудолюбие, добросовестность, активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость, организованность личности и т.п.);
• профессионально-трудовые выступают регулятором работы сотрудников органов внутренних дел; от их сформированности зависит степень его обостренного отношения к справедливости, истине и правде, отношения к закону, личной правопослушности, принципиальности, неподкупности, преданности долгу, верности присяге, непримиримости к правонарушениям и правонарушителям и т.п.;
• человеческие качества регулируют отношение любого работника правоохранительных органов к другим людям как на службе, так и вне ее (уважение к людям; понимание чувства их личного достоинства; стремление отдавать себя целиком борьбе за человека, его права, духовное здоровье, сохранность личной собственности; готовность прийти на помощь, поддержать товарища, гражданина; вежливость, тактичность и этичность в общении; принципиальность и справедливость в решении человеческих проблем; требовательность, гуманность, демократичность, уважение права другого человека на свое мнение, позицию и выбор решения; честность и др.);
• самооценочные - регулируют отношение сотрудника ОВД к самому себе. От них зависят его самокритичность, самооценка, требовательность к себе, отношение к самовоспитанию, саморазвитию и самообразованию, личные притязания, здоровое честолюбие, совестливость, скромность и др. [4].
Анализ содержания морально-
психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел позволил определить ее структуру. На наш взгляд, структуру морально -психологической устойчивости образуют когнитивно-операциональный, мотивационно-
ценностный, организационно-личностный,
рефлексивный компоненты.
Когнитивно-операциональная составляющая включает морально-психологические знания и профессиональные морально-психологические умения и навыки, способность применять их на практике. Сформированность когнитивно-операционального компонента
предполагает знания правовых основ профессиональной деятельности; требований профессионально-этического стандарта
антикоррупционного поведения сотрудника, знания правил применения оружия, умения и навыки применения огнестрельного оружия и другие;
Мотивационно-ценностный компонент предполагает успешность профессиональной деятельности, основанной на морали и праве; реализацию способностей. Показателями его сформированности являются: положительное отношение к службе в ОВД; осознание важности правоохранительных задач, выполняемых сотрудниками; сознательное стремление к добросовестному выполнению профессионального долга знание, убежденность в ценности моральных норм и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе.
Организационно-личностный компонент включает морально-психологические качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности. Сформированность данного компонента означает наличие чувства профессионального долга; таких качеств, как профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений, ответственность и т. д.
Рефлексивный компонент характеризует познания и анализ сотрудником ОВД явлений собственного сознания и деятельности. Реализуется этот компонент через такие рефлексивные процессы, как самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Показателями
сформированности рефлексивного компонента являются способность к самооценке достигнутого уровня морально-психологической устойчивости; способность к осмыслению своих возможностей обеспечить эффективное решение
правоохранительных задач в различных, в том числе и в экстремальных условиях [7].
Итак, служба в органах внутренних дел связана с высокими нравственными, морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан сотрудник. Морально-психологическая устойчивость - не только требование, не только неотъемлемая сторона профессиональных действий, но всегда и характеристика сознания работника
правоохранительных органов, его психологии, его личных качеств и подготовленности. Несоответствие подготовленности требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность и служба, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности решения задач,
нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов и престижу профессии их сотрудника, плохой поддержке населением органов правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость в обществе и другим неприятным последствиям.
В исследованиях (А.М. Столяренко, Н.В. Андреев, А.И. Сахно и др.) отмечается, что морально-психологическая устойчивость,
надежность и эффективность деятельности сотрудников зависит, среди прочего, и от организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел, которая направлена на развитие высоких морально-психологических качеств личности. В приказе МВД РФ №777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» уточняются цели морально-психологической подготовки: формирование моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
Как утверждают специалисты,
формирование морально-психологической
устойчивости необходимо в процессе профессиональной подготовки будущих
сотрудников органов внутренних дел. Однако, специфика данной профессиональной деятельности требует, чтобы этот процесс был непрерывным и целенаправленным [5, 6]. Данное обстоятельство отражено в нормативных документах Министерства внутренних дел РФ.
Литература
1. А.Ф. Кони, Вестник МЦПО и КНИ, 1, 164-168 (1996).
2. А.Н. Гусев. Автореф. дисс. канд. юрид. наук, Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1996, 18 с.
3. А.С. Петрова, М.А. Шелепова, Нравственно-этическое воспитание сотрудников правоохранительных органов. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, 2010. 93 с.
4. А.М. Столяренко, Прикладная юридическая психология. Юнити-Дана, Москва, 2000. 639 с.
5. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Изд-во Уральского юридического института МВД России, Екатеринбург, 2001. 174 с.
6. М.А. Ковардакова, Вестник Казанского технологического университета, 3,103-109 (2010).
7. Е.В. Сергеева, Вестник Казанского технологического университета, 3, 155-158 (2009).
© Н. Ш. Валеева - д.п.н., проф., зав.кафедрой социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]; Э. Т. Хайруллова - соиск. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ.