Научная статья на тему 'Диагностико-прогностические критерии управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел'

Диагностико-прогностические критерии управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / PROFESSIONAL SUCCESS / COMPETENCE / MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реутова Валентина Ивановна

Статья посвящена проблеме диагностико-прогностических критериев управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел. Раскрыты содержание понятий «компетентность», «управленческая компетентность в структуре профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел». Поставлена проблема психологической диагностики управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел с целью прогноза успешности их профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел с помощью методики К. Л. Вилсона «Цикл управленческих умений». Выделены положительные эффекты данной методики для психодиагностики управленческих компетенций руководителей органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of diagnostic-andprognostic criteria of managerial competence of IAD heads. Contents of concepts competence, managerial competence in the structure of professional success of IAD heads are revealed. The problem of psychological diagnostic of managerial competence of IAD heads in prediction of professional activity success is set. The results of study of managerial competence of IAD heads through K.L. Wilson’s technique “Cycle of managerial skills” are presented. Positive effect of the technique for psychodiagnostics of managerial competences of IAD heads is shown.

Текст научной работы на тему «Диагностико-прогностические критерии управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел»

УДК 351.74:159.9

ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Для цитирования

Реутова, В. И. Диагностико-прогно-стические критерии управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел / В. И. Реутова // Прикладная юридическая психология. 2018. - № 4(45). - С. 109-115.

Аннотация. Статья посвящена проблеме диагностико-прогностиче-ских критериев управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел. Раскрыты содержание понятий «компетентность»,«управ-ленческая компетентность в структуре профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел». Поставлена проблема психологической диагностики управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел с целью прогноза успешности их профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел с помощью методики К. Л. Вилсона «Цикл управленческих умений». Выделены положительные эффекты данной методики для психодиагностики управленческих компетенций руководителей органов внутренних дел.

© Реутова В. И., 2018

В. И. Реутова

Ключевые слова: профессиональная успешность, компетентность, управленческая компетентность, диагностика.

Решение практических задач профессионального отбора и расстановки руководящих кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) вызывает необходимость проведения исследований, посвященных различным аспектам успешности деятельности руководителей органов внутренних дел (далее - ОВД). Оценка профессиональной успешности руководителя должна включать в себя данные не только о качестве и надежности управленческой деятельности, но и о риске возникновения профессиональной деформации, анализ деловых и личных качеств руководителя, косвенные показатели удовлетворенности работой и успешность карьерного продвижения. На наш взгляд, необходимо определить прогностические критерии успешности деятельности руководителей ОВД на основе построения ком-петентностных моделей деятельности руководителей.

Как отмечает И. Ю. Кобозев, «прогноз в современном значении слова не просто предвидение, а специальный вид его, который существенно отлича-

ется от всех прочих видов, например от предвосхищения, высокой степенью научной обоснованности. Прогнозирование предполагает не высказывание о будущем, а систематическое исследование перспектив развития того или иного явления или процессов с помощью средств современной науки» [5]. Прогноз в психодиагностической деятельности должен быть основан на надежных и валидных диагностико-прогностических критериях, на отчетливом понимании сущности того, что измеряется. В связи с этим необходимо определить понятия «компетентность», «управленческая компетентность руководителя органов внутренних дел».

В последнее время широкое распространение получил компетент-ностный подход, который предполагает сравнение результативности, качества и сложности труда руководителя ОВД с эталонными характеристиками должности руководителя. Для понимания сути компетентностного подхода в оценке успешности управленческой деятельности руководителя ОВД раскроем его основные понятия - «компетентность» и «компетенция». Многие зарубежные и отечественные исследователи связывают данные понятия с эффективностью и успешностью деятельности. Так, британские ученые Л. и М. Спенсеры определяют компетенцию как «базовое качество индивида, влияющее на эффективность и (или) качество выполняемой им деятельности» [8]. Австралийский исследователь Т. Хофманн операционализировал понятие компетентности тремя способами: как видимые и регистрируемые результаты деятельности; как некоторые стандарты выполнения деятельности; как личностные свойства, определяю-

щие эффективность той или иной деятельности [12].

Э. Ф. Зеер определяет компетентность как «глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; компетенция - способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности» [2]. В. Д. Шадриков определяет компетентность как новообразование субъекта деятельности, которое представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать профессиональные задачи, составляющих сущность профессиональной деятельности. Под компетенциями он понимает круг вопросов, в которых работник осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав [10].

Для того чтобы определить содержание управленческой компетентности, необходимо раскрыть концепции функционального строения управленческой деятельности руководителя. К ним относятся:

- функциональные модели управления Й. Кхола [6]: управленческие решения - управленческие действия;

- модель управленческой деятельности А. В. Петрова [7]: выработка и принятие решений, контроль за исполнением;

- модель Д. Клиланда и В. Кинга [4]: планирование, организация и контроль;

- модель управленческого цикла А. И. Китова [3], состоящая из трех стадий - диагностической (познавательной), творческой (принятие решений и разработка программы действий) и организационной;

- модель эффективности руководителя К. Л. Вилсона, согласно которой успешность руководителя складывается из двух одинаково важных умений: умения управлять людьми и умения достигать рабочей цели. Он выделяет шесть последовательных фаз деятельности руководителя, из которых состоит цикл функций управления: фаза I- разъяснение целей и указание их значимости; фаза II - планирование, решение проблем; фаза III - создание необходимых условий; фаза IV - обеспечение обратной связи; фаза V - контроль; фаза VI - поощрение.

Таким образом, по мнению ученых, помимо мотивации, планирования, организации и контроля, основой управленческой деятельности руководителя выступают управленческие решения, определяющие взаимодействие «средства - результаты», а способность руководителя к эффективному процессу разработки, принятия и реализации решений является ведущим критерием и диагностирующим показателем его профессиональной успешности.

В исследовании А. Ю. Филякина показано, что успешность управленческой деятельности руководителя ОВД непосредственно определяется наличием и уровнем сформиро-ванности многоплановой системы компетенций, личностно-профессио-нальных качеств, ведущую роль среди которых играет управленческая компетентность [9]. Ученые по-разному раскрывают содержание и структуру управленческой компетентности. Н. П. Беляцкий утверждает, что управленческая компетентность отражает организаторские способности, ответственность, силу убеждения, авторитет руководителя, поведение руководителя [1]. У М. В. Шайковой управленче-

ская компетентность представляется «как система внутренних ресурсов руководителя, необходимых для организации эффективного руководства подчиненным подразделением; как доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей,явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [11]. В структуре управленческой компетентности автором выделены содержательный, ресурсно-временной и социально-психологический компоненты. Содержательный компонент отражает адекватную ориентацию в целях и задачах, их приоритетность и соподчинен-ность, как в управленческой, так и в профессиональной областях деятельности. Ресурсно-временной компонент определяется как характеристика стиля руководства подразделениями, поскольку предусматривает информированность руководителя о трудоемкости и сложности решаемых задач, что предполагает адекватную ориентацию в дереве целей и задач деятельности с учетом технических и временных ресурсов, об исполнительских ресурсах возглавляемого коллектива, что требует точного знания реальных профессиональных возможностей подчиненных. В социально-психологическом компоненте управленческой компетентности руководителя, по мнению автора, сконцентрированы его профессионально важные качества, ядром которых выступает «способность руководителя взаимодействовать с людьми, стимулировать инициативу и творческую активность сотрудников [11, с. 158].

Подводя итоги, отметим, что общим для исследователей является то, что компетентность или компетенции связаны с успешностью выполнения

профессиональной, в том числе управленческой деятельности; элементами компетентности (компетенции) выступают ценности, личностные качества, знания и умения, а также персональный опыт, которые обеспечивают эффективность и успешность профессиональной деятельности руководителя.

С целью выявления диагностико-прогностических показателей управленческой компетентности руководителей в зависимости от должностного статуса среди руководителей ОВД высшего звена, подразделений морально-психологического обеспечения и территориальных органов ОВД было проведено исследование управленческих компетенций 45 человек с помощью методики К. Л. Вилсона «Цикл управленческих умений (рис. 1).

У руководителей высшего звена выявлен благоприятный групповой управленческий профиль, достаточный уровень управленческих компетенций (М = 6,4): руководители, с одной стороны, ориентированы на тщательное планирование рабочего процесса (М = 6,1) и обеспечение необходимыми условиями работы (М = 6,2), с другой -реализуют стиль руководства, требующий командной работы (М = 6,4), доверия подчиненных (М = 6,3), проявляя заинтересованность в их профессиональном росте (М = 6) и поощряя за хорошо выполненную работу (М = 6,2). К проблемным зонам относится недостаточное умение делегировать полномочия в обычных условиях работы (М = 4,2). Только у 1 человека (8 %) из группы выявлена острая проблемная управленческая ситуация в сфере отношений с подчиненными, с нарушением коммуникации (обратной связи) между руководителем и подчиненными, у 16 % (2 человека) - умеренно про-

блемные ситуации, связанные с недоверием к подчиненным, с восприятием подчиненных как недостаточно компетентных, что не может не отражаться на социально-психологическом климате в коллективе и качестве выполняемой работы.

Несколько иная картина выявлена у руководителей подразделений морально-психологического обеспечения. У большинства руководителей группы, составивших 60 % (9 человек), выявлено снижение ряда управленческих компетенций. Несмотря на это, в целом имеет место достаточный уровень управленческих компетенций (М = 6,2): руководители ориентированы на обеспечение необходимыми условиями работы (М = 6,2) и реализуют стиль руководства, направленный на командную работу (М = 6,4), на поощрение за хорошо выполненную работу (М = 6,2), пользуются доверием подчиненных (М = 6,5). К проблемным зонам относится недостаточная мотивация цели (М = 4,1), недостаточное умение делегировать полномочия в обычных условиях работы (М = 4,6). По сравнению с руководителями высшего звена в группе руководителей подразделения морально-психологического обеспечения выявлено статистически значимое преобладание на 46 % руководителей с умеренно проблемными управленческими ситуациями (ф* = 1,872, р = 0,05). На наш взгляд, это связано с неопределенным функционалом, нечеткостью сферы ответственности, что не лучшим образом влияет на реализацию управленческих функций руководителей.

Руководители территориальных органов в целом имеют достаточный уровень управленческих компетенций (М = 6,3) с доминированием сти-

6.3 6.4 6.2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213141516171819 20 21 22 23

♦ Руководители высшего звена

—■—Руководители подразделений морально-психологического

обеспечения —*— Руководители территориальных органов

Рис. 1. Групповой профиль управленческой компетентности руководителей ОВД в зависимости от должностного статуса Показатели: 1 - разъяснение целей и задач, 2 - взаимоотношения с подчиненными, 3 - тщательное планирование рабочего процесса, 4 - компетенция, 5 - обеспечение необходимыми условиями работы, 6 - обратная связь, 7 - контроль времени, 8 - контроль деталей, 9 - мотивация цели, 10 - делегирование полномочий, 11 - поощрение за хорошо выполненную работу, 12 - ориентация на людей, 13 - создание команды, 14 - заинтересованность в профессиональном росте подчиненных, 15 - доверие подчиненных, 16 - включенность в работу, 17 - профессиональная компетентность подчиненных, 18 - сплоченность группы, 19 - благоприятные условия для должностного роста, 20 - уровень напряженности, 21 - отношение к людям, 22 - климат, 23 - качество работы.

ля управления на командную работу (М = 6,5), в основе которой лежит доверие подчиненных (М = 6,5). К слабым сторонам относятся элементы попустительского стиля управления: недостаточный интерес к подчиненным (М = 4,9), мотивации цели (М = 4,8), недостаточный уровень делегирования полномочий в обычных условиях (М = 4,7). У 22 % (4 человека) руководителей выявлена острая проблемная управленческая ситуация в сфере управления и отношений с подчиненными. У 17 % (3 человека) - умеренно

проблемные ситуации, связанные с недостаточным уровнем компетенции в различных ситуациях управленческого взаимодействия.

Полученные результаты показывают, что руководители подразделений, независимо от должностного статуса и характера управленческой деятельности, характеризуются недостатком управленческих умений, связанных с делегированием полномочий,что и подтверждается в полученных нами результатах. К недостаткам методики К. Л. Вилсона относится отсутствие

7

6

5

4

Рис. 2. Управленческий профиль руководителя с проблемной управленческой ситуацией в системе отношений руководитель - подчиненный Показатели: 1 - разъяснение целей и задач, 2 - взаимоотношения с подчиненными, 3 - тщательное планирование рабочего процесса, 4 - компетенция, 5 - обеспечение необходимыми условиями работы, 6 - обратная связь, 7 - контроль времени, 8 - контроль деталей, 9 - мотивация цели, 10 - делегирование полномочий, 11 - поощрение за хорошо выполненную работу, 12 - ориентация на людей, 13 - создание команды, 14 - заинтересованность в профессиональном росте подчиненных, 15 - доверие подчиненных, 16 - включенность в работу, 17 - профессиональная компетентность подчиненных, 18 - сплоченность группы, 19 - благоприятные условия для должностного роста, 20 - уровень напряженности, 21 - отношение к людям, 22 - климат, 23 - качество работы.

шкалы, направленной на оценку степени социально положительных ответов.

Достоинства методики К. Л. Вилсо-на - она выявляет диагностические показатели проблемных ситуаций управленческой деятельности руководителя ОВД, что позволяет выстроить прогноз их развития и дать рекомендации руководителю по их разрешению. Приведем пример управленческого профиля руководителя, который отражает актуальную проблемную управленческую ситуацию в системе отношений руководитель - подчиненный (рис. 2).

Результаты демонстрируют проблемную ситуацию руководителя в сфере взаимодействия с подчиненными и обратной связи с ними. Руководитель ожидает качественного вы-

полнения работы,но сам не дает четких указаний, оказывает давление, но не поддержку. Для руководителя характерно восприятие подчиненных как недостаточно компетентных, что снижает благоприятность социально-психологического климата в коллективе, возможность должностного роста подчи-ненных,вовлеченность в работу и ее качество. Очевидны проблемы межличностной коммуникации и необходимость коррекционных мероприятий.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исследование управленческой компетентности руководителей ОВД с помощью методики К. Л. Вил-сона «Цикл управленческих умений» является диагностическим инструмен-

тарием, в основе которого лежат прогностические критерии успешности и неуспешности руководителей ОВД в сфере их управленческой компетентности. Преимущества компетентност-ного подхода способны заложить новую основу организации и содержания психологического обеспеченияуправ-ленческой деятельности руководящих кадров ОВД с точки зрения психологической оценки и прогноза ее успешности. Оценка степени сформирован-ности управленческих компетенций руководителей ОВД с применением методики К. Л. Вилсона становится актуальной для прогноза профессиональной успешности руководителей ОВД и может рассматриваться в качестве критериальной оценки.

Библиографический список

1. Беляцкий Н. П. Управление персоналом : учеб. пособие. Минск : Эко-перспектива, 2000. 320 с.

2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компе-тентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

3. Китов А. И. Психология управления : учеб. для слушателей Академии МВД СССР. М. : Академия МВД СССР, 1990. 521 с.

4. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М. : Советское радио, 280 с.

5. Кобозев И. Ю. Проблема прогнозирования в органах внутренних дел // Психологическое обеспечение

деятельности силовых структур в современной России : сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомств. психол. служб. Т. I. СПб. : С.-Петерб. филиал РТА имени В. Б. Боб-кова, 2012. 320 с.

6. Кхол Й. Эффективность управленческих решений. М. : Прогресс, 1975. 195 с.

7. Петров А. В., Федулов Ю. Г Подготовка и принятие управленческих решений. М. : Изд-во РАГС, 2000. 241 с.

8. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М. : HIPPO, 2005. 384 с.

9. Филякин А. Ю. Социально-психологические особенности развития управленческой компетентности будущих руководителей подразделений МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 23 с.

10. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.

11. Шайкова И. М. Психолого-правовые аспекты исследования личности руководителя правоохранительных органов // Альманах современной науки и образования. 2009. Ч. 2. № 7(26). С. 157-160.

12. Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Training. 1999. Vol. 23. № 6. Р. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.