Научная статья на тему 'Специфика молодежной среды учебных заведений среднего профессионального образования, проживающих в условиях малого города'

Специфика молодежной среды учебных заведений среднего профессионального образования, проживающих в условиях малого города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
397
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МАЛЫЙ ГОРОД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / YOUTH / TOWN / SOCIALIZATION / YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковязина Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются особенности молодежной среды малого города, обучающейся в учебных заведениях среднего профессионального образования. Разработка данной проблемы может быть полезной преподавателям, социальным педагогам, студентам и всем интересующимся проблемами современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of the youth studying at secondary professional educational institution in a town

In the article the youth of a town features from the secondary professional educational institutions are viewed. The working on this problem can be useful for teachers, social pedagogues, students and everybody who is interested by the modern educational problems.

Текст научной работы на тему «Специфика молодежной среды учебных заведений среднего профессионального образования, проживающих в условиях малого города»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

УДК 377

Н. А. КОВЯЗИНА

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА______________________________________________

В статье рассматриваются особенности молодежной среды малого города, обучающейся в учебных заведениях среднего профессионального образования. Разработка данной проблемы может быть полезной преподавателям, социальным педагогам, студентам и всем интересующимся проблемами современного образования.

Ключевые слова: молодежь, малый город, социализация, молодежная субкультура.

Хорошо известно, что качественное образование — это не только фундаментальные знания, оно позволяет занять достойное место в обществе, быть социально адаптированным и законопослушным гражданином, а следовательно, успешно решать материальные, межличностные и внутриличностные проблемы. Сегодня во многих развитых странах все более значимые позиции в экономике и социальной сфере занимают высококвалифицированные рабочие кадры и специалисты среднего звена — те, кто приводит в движение и обеспечивает надежность работы высокотехнологичных производств и современного сервиса. В экономически развитых странах среднее профессиональное образование сегодня является одним из ведущих сегментов образовательной системы. Однако, как показывает практика, современный студент среднего профессионального учреждения в России оказывается в зоне социального риска, поэтому развитие системы среднего профессионального образования является приоритетным направлением в концепции модернизации российского образования последних лет.

Контингент учащихся СПОУ составляют молодые люди в возрасте от 15 до 21 года, в специальной литературе данная группа носит название — молодежь.

Проблема молодежной субкультуры нашла широкое освещение в работах западных и отечественных исследователей, среди которых следует отметить К. Ман-хейма, К. Кенистона, В. Коллинза, Б. Кука, Д. Коэна, П. Коэна, Дж. Олдриджа, Г. Фельдмана, С. Холла, Н. Хоффмана, А. Байчорова, Б. Баннова, А. Брычкова, Ю. Климова, О. Никулину, Э. Розенталь, А. Белика, В. Бо-бахо, П. Гуревича, Т. Исламшину, Д. Петрова, М. Розина, Т. Щепанскую и др.

В отечественной научной литературе одно из первых определений понятия «молодежь« было дано в 1968 году В. Т. Лисовским. Он определял ее как «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1].

Несколько позже социолог И. С. Кон дал следующее определение понятия «молодежь», на наш взгляд более полное и точное. Итак, «молодежь, по И. С. Кону, — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств» [2].

И. В. Бестужев-Лада говорит о четырех характеристиках, позволяющих четко отличить «собственно молодежь» от «немолодежи» любого возраста, начиная с 17— 18-летних: предбрачное состояние; отсутствие своего жилья; невысокая, по понятным причинам, трудовая квалификация и, следовательно, относительно низкий престиж среди окружающих; относительно неустоявшееся мировоззрение и, соответственно, малая авторитетность суждений.

Анализ различных определений позволил нам дать следующее определение понятию «молодежь» — это социально-демографическая группа общества, характеризующаяся возрастными, социальными, ценностными, психологическими характеристиками, обуславливающихся особенностями социальногеографического характера. Иными словами учеными выделяются доминирующие факторы определения «молодежь» — возрастные рамки и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации и индивидуализации молодежи.

Как известно, каждый индивид, проживающий в человеческом обществе, вступает во взаимодействие с окружающей средой, в результате чего усваивает и воспроизводит социальные нормы и культурные ценности, саморазвивается и самореализуется в том обществе, к которому принадлежит. Другими словами протекает процесс социализации, который позволяет молодому человеку занять свое место в обществе. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, в котором он функционирует. «Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем

вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [3].

Молодое поколение отличается особенностями процесса социализации в конкретно-исторических условиях, своими особенностями, жизненным опытом, иерархией ценностных ориентации.

Несомненное влияние на процесс социализации личности оказывают все факторы социализации (мегафакторы (всеобщие); макрофакторы (большие); мезофакторы (промежуточные) и микрофакторы (непосредственно влияющие на людей). При определении специфики молодежной среды учебных заведений среднего профессионального образования приживающих в условиях малого города анализу подвергнуться две последние группы факторов социализации - мезофакторы и микрофакторы.

Итак, к мезофакторам социализации относятся тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура определенной общности, в том числе и молодежная субкультура [4].

Существенным фактором социализации является тип поселения, в котором живет нынешняя молодежь. Наиболее типичными поселениями России являются города, в том числе и малые, деревни (села), поселки. У горожан и селян складываются различные образы жизни. Различия в социально-экономических, социально-психологических, культурных и природных условиях жизни города и села являются реальными предпосылками для появления неповторимых черт в поведении их жителей. Эти особенности должны быть учтены в образовательной теории и практике.

Факторы, воздействующие на личность в городской и сельской местностях, приводят к появлению городской и сельской ментальностей. В них по-разному выражены ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, уровни притязаний, специфика взаимодействий и взаимоотношений, социальные нормы, традиции, обычаи, т.е. основные переменные, входящие как в содержание понятия «ментальность«, так и в содержание понятия «образ жизни« (в нем фиксируется широкий диапазон индивидуальных и групповых проявлений или факторов человеческого бытия: материальных, духовных, социальных, культурных и др. Город-тип поселения, для которого характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во в непроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Малый город, как мезофактор социализации, имеет ряд специфических особенностей, присущих данному типу поселения. Малый город занимает особую позицию между городом и сельским поселением. Он существенно отличается от крупных городов, создает специфичные условия для социализации своих жителей. Основными признаками малого города, по мнению А. В. Мудрика, можно считать количество жителей (до 50 тысяч); наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфический социально-психологический климат.

Социально-психологический климат имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней — с другой.

Современные малые города сохраняют в жизненном укладе многое от традиционной соседской общи-

ны, в которой практически невозможна анонимность. По мнению А. И. Пригожина, жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаясь на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски».

Стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни. «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех, склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А. И. Пригожин).

Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется:

— в стремлении дать детям определенный уровень образования или престижную (как правило, это синоним выгодной) профессию;

— в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам;

— в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию;

— в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей;

— в более или менее распространенном самоутверждении в анти социальных и криминальных формах.

Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, также отличается от влияний деревни и более крупных городов.

В малом городе по сравнению с деревней больше возможностей для:

— образовательного и профессионального выбора;

— разнообразия занятий в свободное время;

— потребления духовных ценностей;

— социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский).

По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.

В то же время, как показало исследование В. С. Ма-гуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства - квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное« пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии.

Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.

Проводимые в последнее время социологические исследования, в частности, исследования Т. В. Игнатовой, позволили сделать следующие выводы о специфике процесса социализации молодежи малых городов России.

Во-первых, молодежь малых городов имеет специфические условия для самореализации, что позволяет говорить о молодежи малых городов как особой статусной группе. Это выражается, прежде всего,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

в особенностях социального развития и ценностных ориентациях, на формирование которых оказывает влияние культура провинции. Вследствие этого эволюция ценностей осуществляется не одинаково в мегаполисе и малом городе.

Еще одна особенность — возрастные критерии процесса социализации. Они различны у отдельных категорий молодежи, и при анализе специфики изучаемого процесса необходимо учитывать особенности различных социальных, поселенческих, возрастных и других групп и особенностей молодежи.

В-третьих, осознавание молодыми людьми малого города факта социальной дифференциации в молодежной среде, наличие в ней групп с различными, нередко противоположными интересами, ценностными и смысложизненными ориентирами. Это проявляется в несовпадении суждений о собственных целях и ожиданиях молодежи в целом.

Следующая специфическая черта молодежи малых городов — это выделение приоритетной роли счастливой семейной жизни, хотя в большинстве случаев проявляется это индивидуализированно. Кроме того, молодежь малого города в последнее время становится более прагматичной, ориентируется в основном на достижение материальных благ, для обладания которыми необходимо получение профессионального образования и наличия условий для самореализации. В молодежной среде малого города наблюдается снижение престижа ряда традиционных профессий. Развиваются ориентации в профессиональном самоопределении на перспективу - на трудоустройство в негосударственном секторе, возрастает расхождение этих ориентаций с направленностью и характером профессиональной подготовки.

Еще одна специфическая черта молодежи малого города—это рост миграционных настроений. Это связано с рядом социальных проблем, специфичных для местности такого типа, среди них: проблемы трудоустройства и, как следствие, низкий материальный уровень; организация досуга и оздоровления и др.

И последняя характерная черта молодежи малого города — это позднее обретение самостоятельности. Так, по данным исследований, проводимых Т. В. Игнатовой, жители малых городов «достигают самостоятельности: к 20 годам — 0,1% опрошенной молодежи в малых городах; к 21 — 23 годам — 39,1 %; в возрасте 24 — 26 лет — 39,8% и в возрасте 27 — 30 лет—74, 1%» [5].

Микрофакторы социализации, то есть то, что непосредственно влияет и взаимодействует с человеком, — это семья и домашний очаг, соседи, общество сверстников, учебно-воспитательные учреждения и организации (в том числе и образовательные учреждения), микросоциум. В последнее время все более возрастает роль сообщества сверстников как микрофактора социализации. Важнейшая задача юношеского возраста — достижение автономии от взрослых. Эта автономия наглядно проявляется в особенностях молодежных субкультур. В зарубежных социальнопсихологических теориях преступности значительное место отводится рассмотрению роли «делинквентной субкультуры« в формировании девиантного поведения. Субкультура — это понятие, которое можно охарактеризовать как минимум с трех позиций:

— совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определенного слоя общества;

— особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль

жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами;

— трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску [4, с. 29].

Иными словами, субкультуру можно кратко охарактеризовать как «культуру внутри культуры».

Итак, субкультура—это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет свои отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности сообществ. Молодежная субкультура — культурное пространство и круг общения молодежных сообществ, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои, автономные формы культурной активности.

Образовательные учреждения являются одним из ключевых микрофакторов социализации, оказывающих непосредственное влияние на личность. Огромное влияние оказывают изучению данного вопроса отечественные и зарубежные ученые современности. Роль и место образования рассмотрены в работах Б. С. Гершунского, О. В. Долженко, Л. А. Сте-пашко. Система образования как социальный институт исследована В. Я. Нечаевым и Ф. Р. Филипповым. Социальная сущность образования рассмотрена в работах Л. П. Буевой. Влияние образования на социальное положение человека анализируется в работах П. Бурдье, Э. Дюркгейма. Студентам-первокурсникам СПОУ характерно многое, что присуще подросткам: неуравновешенность, отделение мира друзей от дома, мнительность, упрямство, негативизм, психологическая незащищенность и, как следствие, высокая подверженность чужому влиянию. Как следствие студенты СПОУ склонны к различного рода девиациям, а задачей социального педагога будет организация и проведения профилактических мероприятий по их предотвращению.

Таким образом, молодежная среда учебных заведений среднего профессионального образования будет иметь свою специфику, определяемую географическими особенностями (малый город), которые определяют ментальность, специфичность личностных, психолого-педагогических характеристик данной категории населения.

Библиографический список

1. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. — СПб. : СПбГУ, 1996. - 280 с.

2. Кон, И.С. Социология молодежи. Краткий словарь по социологии / И.С. Кон. - М., 1988. - 380 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология : учеб. пособие / Г.М. Андреева. - М., 2004. - 321 с.

4. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие / М.И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

5. Социализация молодежи и подростков: проблемы и перспективы : материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - Пермь, 2007. - 390 с.

КОВЯЗИНА Наталья Анатольевна, ассистент кафедры психологии и социальной педагогики.

Адрес для переписки: e-mail: nataliak08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.04.2010 г.

© Н. А. Ковязина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.