Научная статья на тему 'Специфика методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров'

Специфика методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖИВОПИСНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ДИЗАЙНЕРА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ МАСТЕРСТВА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / COMPETENCE APPROACH / ACTIVITY APPROACH / ARTISTIC COMPETENCE / DESIGNER'S PICTORIAL COMPETENCE / DEVELOPMENT STAGES OF A PICTORIAL COMPETENCE / SKILL LEVELS / SYSTEM OF METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова А.А.

Рассматриваются вопросы развития живописной компетенции будущих дизайнеров, выстраивается методическая система развития данного вида компетенции, раскрываются основные компоненты методической системы, анализируются результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE SYSTEM OF METHODS FOR DEVELOPING FUTURE DESIGNERS’ PICTORIAL COMPETENCE

In this article, we consider some issues of developing future designers’ pictorial competence, present a system of teaching and learning methods for developing this competence type, describe the main components of the system, and analyze the results of our experimental work.

Текст научной работы на тему «Специфика методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров»

180 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 3 (43), с. 180-187

УДК 378.14

СПЕЦИФИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

© 2016 г. А.А. Удалова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Allaud2006@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2016 Статья принята к публикации 03.08.2016

Рассматриваются вопросы развития живописной компетенции будущих дизайнеров, выстраивается методическая система развития данного вида компетенции, раскрываются основные компоненты методической системы, анализируются результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: компетентностный подход, деятельностный подход, художественная компетентность, живописная компетенция дизайнера, этапы развития живописной компетенции, уровни мастерства, методическая система.

Рыночные реформы последних лет привели к четкому оформлению социального заказа, стоящего перед высшими учебными заведениями: требуется обеспечить выпуск высокопрофессиональных и компетентных в своей области бакалавров, прежде всего востребованных на рынке труда. Такая востребованность может быть обеспечена лишь соответствующими изменениями в содержании и методах обучения будущих специалистов и бакалавров [1].

В современной педагогической науке выработано общее смысловое поле компетентност-ного подхода, включающее понимание того, что компетентность относится к личности обучаемого и существует в виде деятельности. Компетентность характеризуется мобилизационной готовностью к реализации компетенции в любой требующей этого ситуации, причем природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, т.е. при наличии ценностно-смыслового отношения, личностной заинтересованности будущего специалиста в данном виде деятельности [2].

Профессиональная деятельность бакалавров по направлению дизайна на современном этапе определена как творческая деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующая художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной конкурентоспособной продукции [3]. В дизайн-образовании на первый план выдвигается задача подготовки дизайнера, обладающего проектным мышлением, навыками конструк-торско-графической деятельности, творческой

направленностью, способностью к продуцированию оригинальных идей, высокими эстетическими качествами, что не может быть достигнуто без развития художественной компетентности [4]. В нашем исследовании «Художественная компетентность дизайнера» понимается как личностная интегративная характеристика готовности выпускника (специалиста, бакалавра) к художественной деятельности, как совокупность компетенций в области рисунка, живописи и др. художественных дисциплин (рис. 1).

Учебная дисциплина «Живопись» обладает большим потенциалом для профессиональной подготовки дизайнера (при освоении данной дисциплины осуществляется его общехудожественная подготовка). Живопись является одним из видов изобразительного искусства, главным средством выразительности которого является цвет. Цвет в дизайне играет важнейшую роль, во многом определяя эмоциональный образ изделия, его потребительские качества, в том числе соответствие актуальной цветовой моде. Цвет в дизайнерской продукции часто является для потребителя одним из определяющих факторов при оценке уровня ее качества. В организации окружающей человека предметно-пространственной среды цвет имеет важное значение, обеспечивая комфортные условия труда и отдыха, формирование яркого запоминающегося образа предмета, создание определенного эмоционального настроения [5]. Изучение живописи для дизайнера является средством развития прежде всего чувства цвета и культуры цветоэстетики. Таким образом, будущему дизайнеру необходимо овладение профессиональными приемами в живописи, знание технологии работы живописными материалами, различных техник и способов

Компетенция в области рисунка

14

Компетенция в области живописи

Компетенция в области скульптуры

Компетенция в области композиции

Художественная компетентность дизайнера

Компетенция в

области цветоведения

Компетенция в области дек,-прикл. искусства

Рис. 1. Составляющие художественной компетентности

живописи, умение применять эти знания в практической деятельности [6].

В структуру методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров включены:

- теоретико-методологический блок, включающий методологические основы развития живописной компетенции дизайнеров;

- целевой блок, определяющий цель обучения и оказывающий влияние на выбор подходов к обучению, содержания, форм, методов и средств обучения;

- содержательный блок, отражающий структуру живописной компетенции;

- технологический блок, в котором представлены процесс (этапы), методы, формы развития живописной компетенции;

- оценочно-результативный блок, определяющий результаты развития живописной компетенции, представленный уровнями достижения мастерства.

В качестве основной цели методической системы выступает развитие живописной компетенции будущего дизайнера.

В нашем исследовании методологической основой разработки методической системы главным образом выступают деятельностный (А.Н. Леонтьев и др.) и компетентностный (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.) подходы, а также методология художественной деятельности (А.М. Новиков).

Разрабатывая содержание живописной компетенции, мы опирались на положения методологии художественной деятельности [7]. В ней отмечается, что в художественной деятельности реализуется единство пяти основных видов деятельности: ценностно-ориентировочной, познавательной, преобразовательной, коммуникативной и эстетической, то есть художественная деятельность является интегративной деятельностью. Данные виды деятельности, выделенные А. М. Новиковым, составили основу для раскрытия нами структуры живописной компетенции.

Благодаря ценностно-ориентировочной деятельности, художник выражает свое ценностное мироотношение, отражая явления действительности сквозь призму своих потребностей, вкусов, идеалов, что составляет основу ценностно-ориентировочного компонента живописной компетенции. Совокупность мотивационно-ценностных характеристик живописной компетенции предполагает формирование сознательного отношения и устойчивого интереса студентов к деятельности, направленной на овладение данным видом компетенции, их непосредственной мотивационной включенности в эту деятельность, которая способствует повышению творческой активности, инициативности, самостоятельности и осознанного участия в собственной профессиональной подготовке.

В результате познавательной деятельности (знания) художник отражает объективную действительность, а в результате преобразовательной деятельности (умения) преобразовывает в создаваемом им образе материал (краски, формы и т. д.), трансформируя его в различных сю-жетно-композиционных отношениях [7]. Обучение студентов живописной деятельности предполагает освоение системы специальных знаний, формирование и развитие необходимых умений и навыков, что составляет основу познавательного и преобразовательного компонентов живописной компетенции.

Художественная деятельность, как отмечает А. М. Новиков, по природе является эстетической деятельностью [7]. Таким образом, художественно-эстетический компонент разрабатываемой структуры живописной компетенции связан с художественной и эстетической выразительностью живописного изображения и включает развитое художественное мышление.

Коммуникативная деятельность, предполагает общение автора с реципиентом своего произведения [7]. Таким образом, важным аспектом в процессе профессиональной деятельности дизайнера является наличие навыков професси-

ональной творческой коммуникации, которая проявляется главным образом в процессе обсуждения и предъявления творческих результатов. Показателем профессиональной коммуникации является умение слушать, адекватно воспринимать и интерпретировать любые виды преподносимой информации, способность к сотрудничеству (коммуникации через общение). Другой формой профессиональной коммуникации дизайнера и потребителя является представление визуальной информации о художественном продукте (портфолио), что также нашло отражение в коммуникативном компоненте рассматриваемой компетенции.

В качестве следующего блока методической системы выступает технологический блок. Развитие живописной компетенции будущих дизайнеров возможно в процессе художественной деятельности (живописи). Художественная деятельность, как любая деятельность, состоит из таких элементов как потребности, мотивы, цели, задачи, действия, операции, продукты. Можно утверждать, что развитие живописной компетенции будет возможно в процессе обучения через реализацию мотивационно-целевого, операционально-деятельностного, креативно-деятельностного и рефлексивно-обобщающего этапов. В соответствии с целями каждого этапа развития живописной компетенции будущих дизайнеров, были отобраны методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно решить задачи каждого этапа.

Мотивационно-целевой этап предполагает развитие мотивационно-ценностных характеристик: интереса к живописно-художественной деятельности, мотивации к развитию живописной компетенции, стремления к развитию живописных умений и навыков. Реализация данных целей может осуществляться посредством выполнения заданий, которые имеют краткосрочный характер и представляют собой упражнения и курсовые работы, целью которых является изучение возможностей материала, техник, формирование знаний, умений и навыков профессионального зрительного восприятия натуры, операций и действий живописно-художественной деятельности. На этом этапе преобладают репродуктивные методы обучения, такие как рассказ, объяснение, показ, упражнение, и продуктивные, среди которых важным является метод проблемных ситуаций.

Операционалъно-деятелъностный этап обеспечивает прочное и углубленное овладение знаниями и навыками техники и технологии, профессиональными методами работы в области живописи, объемно-пространственными, цветовыми умениями, закономерностями живо-

писи через выполнение заданий длительного характера, которые направлены на овладение методикой создания художественного изображения с натуры.

Креативно-деятелъностный этап предполагает овладение студентами методологией художественной деятельности на основе изучения приемов работы с цветом и цветовыми композициями, что обеспечивает развитие умений творческого цветового мышления, формирование опыта художественной деятельности, развитие индивидуальной живописной манеры. На этом этапе эффективными являются проектно-ориентированные технологии обучения. Выполнение творческих заданий (вне зависимости от сложности) предполагает освоение полного цикла художественной деятельности.

На рефлексивно-обобщающем этапе основное внимание уделяется развитию профессиональных коммуникативных и рефлексивных умений, способностей к анализу и самооценке художественной деятельности. Доминирующими методами являются коллективные обсуждения и просмотры творческих работ, анализ результатов художественной деятельности, формирование портфолио.

Последним блоком в разработанной методической системе является оценочно-результативный блок. В нем выделены основные уровни мастерства живописной компетенции: низкий, средний и высокий. Для каждого уровня мастерства определены индикаторы, которые проявляются в четырех дескрипторах, описывающих степень освоения компетенции. Низкий уровень мастерства предполагает изучение основ академической живописи на примере овладения техникой акварели. Средний уровень предполагает углубленное изучение закономерностей академической живописи на основе овладения техникой гуаши. Высокий уровень характеризуется овладением различными методами живописи, материалами и техниками, а также умением применить их в творческой работе с цветовыми композициями (табл.1).

На рис. 2 нами представлена модель методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров, представляющая собой иерархическую связь компонентов (блоков), направленных на достижение цели развития живописной компетенции будущих дизайнеров.

На основе разработанной методической системы развития живописной компетенции нами был проведен формирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Нижегородского государственного педагогического университета. На каждом этапе обучения в экспериментальной

Рис. 2. Модель методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров

Таблица 1

Карта сформированности живописной компетенции

Уровень мастерства низкий

Индикатор Дескриптор 1 Дескриптор 2 Дескриптор 3 Дескриптор 4

проявляет интерес к живописи не проявляет интерес к выполнению курсовых заданий проявляет недостаточный интерес к выполнению курсовых заданий проявляет интерес к отдельным курсовым заданиям проявляет интерес к любым заданиям, к различным видам живописи

знает технологию и технику акварельной живописи, знает особенности проф.-худ. зрительного восприятия не знает технологию акв. жив., свойства жив. материалов (красок, кистей и др.) имеет фрагментарные знания о свойствах жив. материалов знает свойства не всех жив. материалов хорошо знает технологию акв. жив., свойства жив. материалов

не знает особенности акварельной техники недостаточные знания об особенностях акварельной техники знает один-два способа акварельной техники жив. хорошо знает основные способы и приемы акварельной техники жив.

не знает особенности проф.-худ. восприятия (обладает константным восприятием) имеет фрагментарные знания об особенностях проф.-худ. зрительного восприятия знаком с особенностями проф.-худ. зрительного восприятия хорошо знает особенности проф.-худ. зрительного восприятия(обоб-щенно воспринимает натуру)

Продолжение таблицы 1

Индикатор Дескриптор 1 Дескриптор 2 Дескриптор 3 Дескриптор 4

владеет техническими умениями акв. жив. (отмывка, лессировка, по-сырому, «a la prima» и др.), владеет «методом отношений» не владеет техническими приемами акв. жив. недостаточно владеет техническими приемами акв. жив. владеет одним-двумя техническими приемами акв. жив. хорошо владеет разнообразными техническими приемами и способами акв. жив.

не владеет методом отношений, не может передать тональные и цветовые отношения недостаточно хорошо может передать тональные и цветовые отношения допускает незначительные ошибки при передаче тональных и цветовых отношений владеет методом отношений

умеет анализировать натуру; компоновать изображение не может выявить композиционную структуру натурной постановки, композиционный центр; не умеет скомпоновать цветовое изображение может определить тематику; скомпоновать изображение недостаточно хорошо может выявить композиционную структуру натурной постановки, композиционный центр может выявить композиционную структуру натурной постановки, композиционный центр; умеет скомпоновать цветовое изображение

владеет навыками проф. коммуникации через общение не может выразить свою точку зрения по поводу худ. продукта (оценка) может ответить на вопросы по поводу худ. продукта недостаточно полно может выразить свою точку зрения по поводу худ. продукта проявляет готовность к коммуникации через общение, может выразить свою точку зрения по поводу худ. продукта, поддержать дискуссию

Уровень мастерства средний

проявляет стремление к развитию умений и навыков не проявляет интеллектуальные и волевые усилия к развитию живописных умений слабо проявляет интеллектуальные и волевые усилия к развитию живописных умений в отдельных ситуациях проявляет интеллектуальные и волевые усилия к развитию живописных умений стремится к самостоятельному развитию живописных умений

знает закономерности акад. жив., технику жив. гуашью (темперой) не знает технические особенности жив. гуашью, темперой недостаточные знания особенностей техники жив. гуашью, темперой знает основные особенности техники жив. гуашью, темперой хорошо знает особенности техники жив. гуашью, темперой

не знает закономерности академ. жив., не может дать определения основных теоретических понятий жив. недостаточные знания о закономерностях академ. жив. знаком с основными закономерностями академ. жив. хорошо знает все закономерности академ. жив.; дает без ошибок определения всех основных теоретических понятий живописи

владеет объемно-пространственными умениями; владеет техническими приемами жив. гуашью не владеет техническими приемами жив. гуашью недостаточно владеет техническими приемами жив. гуашью владеет одним техническим способом жив. гуашью хорошо владеет разнообразными техническими приемами и способами жив. гуашью

не может передать объем и пространство на картинной плоскости недостаточно хорошо может передать объем и пространство на картинной плоскости допускает незначительные ошибки при передаче объ-емно-пространст-венных характеристик на картинной плоскости уверенно владеет объемно-пространственными умениями живописи

Продолжение таблицы 1

Индикатор Дескриптор 1 Дескриптор 2 Дескриптор 3 Дескриптор 4

эмоциональное и эстетическое восприятие объектов изображения не проявляет эмоционально- эстетическое отношение к цветовой среде и объектам изображения иногда проявляет эмоционально-эстетическое отношение к цветовой среде и объектам изображения почти всегда проявляет эмоционально-эстетическое отношение к цветовой среде и объектам изображения проявляет эстетический вкус

владеет умениями оценки и самооценки худ. продукта не может дать оценку и сделать вывод о результатах своей худ. деятельности испытывает трудности при оценке и самооценке результатов своей худ. деятельности может дать оценку и сделать вывод о результатах своей худ. деятельности не во всех ситуациях может самостоятельно дать аргументированную оценку и сделать вывод о результатах своей худ. деятельности

Уровень мастерства высокий

проявляет мотивацию к развитию живописной компетенции не осознает значение живописной подготовки для дизайнера слабое осознание роли живописной подготовки для дизайнера осознает роль и значение живописной подготовки для проф. деятельности дизайнера осознает значение живописной подготовки для дизайнера, продумывает цели своего проф. развития

знает особенности декоративной жив. не знает особенности декоративной жив.; приемы стилизации, трансформации абстрагирования формы недостаточно хорошо знает особенности декоративной жив., приемы стилизации, абстрагирования цветовой формы знаком с особенностями декоративной жив., знает не все приемы стилизации и абстрагирования цветовой формы хорошо знает особенности декоративной жив., приемы стилизации, трансформации и абстрагирования формы

владеет цветовыми умениями не может передать колорит недостаточно владеет навыками передачи колорита допускает незначительные ошибки при передаче колорита передает колорит в различных условиях освещения

владеет навыками составления цветовых композиций; проявляет индивидуальную манеру исполнения не владеет навыками составления цветовых композиций; не может решить творческую задачу слабо развитые навыки составления цветовых композиций недостаточные навыки составления цветовых композиций; предлагает только типичные решения владеет навыками составления цветовых композиций, предлагает оригинальные идеи, отличающиеся от типичных

не проявляет индивид. манеру исполнения очень редко проявляет индивид. манеру исполнения не всегда осознанно проявляет индивид. манеру исполнения проявляет индивидуальную манеру исполнения

владеет проф. навыками внешней коммуникации не владеет навыками по составлению портфолио, не готов представить презентацию худ. продукта испытывает трудности в отборе материалов для портфолио, не может составить комментарии к ним и аннотацию при помощи преподавателя может отобрать материалы для авторского портфолио, составить аннотацию и комментарии может самостоятельно отобрать материалы для авторского портфолио, составить комментарии к ним и аннотацию, готов представить презентацию худ. продукта

70 60 50 40 30 20 10 0

I I ■ ■ 1

■ Эксп. гр. Контр, гр.

/ у у / у у у

■Ч-'

# <г ^ 4

До эксперимента

# # ^ ^

После эксперимента

Рис. 3. Развитие живописной компетенции будущих дизайнеров на высоком уровне мастерства

(количество обучающихся в %)

группе были разработаны задания (упражнения, натурные постановки, творческие задания), направленные на формирование определенных компонентов живописной компетенции. Методика обучения в контрольной группе соответствовала традиционной академической системе обучения и была направлена в основном на передачу знаний, формирование основных художественных умений и навыков живописи с натуры.

Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента показывает, что на высоком уровне у студентов экспериментальных групп развитие по всем индикаторам живописной компетенции оказалось значительно выше, чем у студентов контрольных групп (рис. 3).

Живописная компетенция и художественная деятельность неразрывно связаны между собой, то есть овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта самостоятельной деятельности. Разработанная методическая система, включающая в себя теоретико-методологический, целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный блоки, обладает большим потенциалом по развитию живописной компетенции будущих специалистов и бакалавров в области дизайна, поскольку построена на основе компетентностно-го и деятельностного подходов к обучению. Компетентностный подход находит отражение в целевом и результативном блоках методической системы, при описании результатов обучения. Деятельностный подход проявляется в содержательном блоке через интегративный потенциал художественной деятельности и в технологическом блоке через этапы, отражающие

последовательное развитие компетенций. Методическая система отражает требования стандарта к развитию компетенций, а именно владение основами академической живописи и навыками работы с цветом и цветовыми композициями. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности методической системы развития живописной компетенции будущих дизайнеров.

Список литературы

1. Полынская И.Н. Формирование профессиональной компетенции в области рисунка у студентов факультета искусств и дизайна: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012. 84 с.

2. Деревицкая А.В. Основные аспекты методики развития художественно-проектной компетенции студентов в профессиональной области «Дизайн» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2. С. 240-245.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgosvo.ru (дата обращения: 13.03.2016).

4. Бобряшова О.В. Педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера // Вестник ОГУ. 2014. № 5. С. 216-222.

5. Михайлов С. М., Михайлова А. С. Основы дизайна. Казань: Дизайн-квартал, 2008. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прохоров С.А., Шадурин А.В. Живопись для архитекторов и дизайнеров: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. 222 с.

7. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. М.: Эгвес, 2008. 72 с.

SPECIFIC FEATURES OF THE SYSTEM OF METHODS FOR DEVELOPING FUTURE DESIGNERS' PICTORIAL COMPETENCE

A.A. Udalova

Nizhni Novgorod State Pedagogical University

In this article, we consider some issues of developing future designers' pictorial competence, present a system of teaching and learning methods for developing this competence type, describe the main components of the system, and analyze the results of our experimental work.

Keywords: competence approach, activity approach, artistic competence, designer's pictorial competence, development stages of a pictorial competence, skill levels, system of methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.