Психологические науки
УДК159.99
001:10.24412/2303-9744-2021-3-75-83
СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р.И. Канунников
Уральский юридический институт МВД России (Екатеринбург, Россия)
Аннотация. В статье анализируется профессиональная деятельность сотрудников полиции с позиции самореализации. Успешная самореализация сотрудников органов внутренних дел является залогом эффективного выполнения служебной деятельности. В исследовании раскрывается специфика самореализации позволяющей противостоять различного рода профессиональным деформациям у сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: самореализация, морально-психологическая устойчивость, ценностные ориентации
UDC 159.99
D0l:10.24412/2303-9744-2021 -3-75-83
SPECIFIC SELF-REALIZATION OF POLICE EMPLOYEES IN PROFESSIONAL ACTIVITIES
R.I. Kanunnikov
Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Yekaterinburg,
Russia)
Abstract. The article analyzes the professional activities of police officers from the standpoint of self-realization. Successful self-realization of employees of internal affairs bodies is the key to effective performance of official activities. The study reveals the specifics of self-realization that allows one to resist various kinds of professional deformations in law enforcement officersl.
Keywords: self-realization, moral and psychological stability, value orientations
Проблема реализации своего потенциала во все времена притягивала внимание множества исследователей, начиная с Древней Греции и до наших дней.Значимый вклад в исследование проблемы самореализации внес А. Маслоу, считавший, что самореализация - это стремление человека к реализации своих возможностей.[7]
При этом потребность в самореализации - это свойство присущее зрелой, сформированной личности. Данный процесс должен реализовываться у человека в течение всей его жизни.
Само понимание сути процесса самореализации не является однозначным.Так, В.Н. Мясищев под самореализацией понимает потенциал личности, направленный на преобразования в деятельности, которые в последствие подталкивают человека к дальнейшему самосовершенствованию в профессии.
Последователи многомерного подхода в психологии такие какР.А. Зобов и В.Н. Каласьевдоказывали, что самореализацию личности необходимо изучать с разных сторон:
1)влияние социума;
2) влияния норм общественной жизни.
При этом в их исследованиях доказывалось наличие факторов самореализации, которые зависят и не зависят от человека.К первой группе относили такие составляющие как ценности, мотивацию волю, а ко второй уровень жизни, влияние окружения и т.д.
В концепции Л.А. Коростылевой самореализация понимается как потенциал личности, способствующий утверждению своих ценностей и смысла жизни. В связи с этим по ее мнению у человека должен быть мотив, нацеленный на личностный рост и саморазвитие[1].
Самореализация человека, прежде всего, связана с его профессиональной деятельностью. Поэтому, особенно остро стоит вопрос выбора будущей профессии, в которой будет осуществляться самореализация. Важно, чтобы человек правильно оценивал свои возможности.
Профессиональная самореализация - это всегда некая сумма усилий над собой, над совершенствованием самого себя и раскрытием своего потенциала. Все это является невозможным без развития личностных качеств
воли, целеустремленности и настойчивости [3].
Выбор профессии полицейского редко бывает случайным. Чаще всего поступают дети бывших или действующих сотрудников, либо с детства имеющие желание служить в органах внутренних дел. Главное, чтобы в процессе обучения не появилось разочарование в выбранной профессии.
Самореализация сотрудников правоохранительных органов, имеет свою специфику. По мнению Т.С. Купавцевсотрудники органов внутренних дел очень часто являются ориентированными на карьерный рост. Особенно заметно, это в том случае, когда сотрудник полиции имеет хорошее образование. Такой рост неразрывно связан с материальным благополучием сотрудника. С одной стороны стремление к самореализации в карьерном росте необходимо поощрять, показывая сотруднику возможности, которые открывает перед ним его профессия [6].
С другой стороны важно понимать, что при построении карьеры сотрудник полиции ориентируется не на материальную сторону, а тем более коррупционную составляющею такого роста, а на стремление к выполнению служебной деятельности в целях защиты прав граждан.
Следует учитывать, что часть сотрудников правоохранительных органов, не видя перспектив карьерного роста, начинает ориентироваться на получение незаконного дохода, используя свое служебное положение. Хуже всего, что они пытаются вовлекать в эту деятельность и других сотрудников, особенно из числа вновь прибывших на службу.
Немаловажное значение имеет активная позиция самого сотрудника органов внутренних дел, та как именно такая позиция позволяет преодолевать социальные барьеры служебной деятельности. Стремление к
продвижению по карьерной лестнице чаще всего присуще сотрудникам с высоким уровнем лидерских качеств.
В процессе служебной деятельности сотрудника руководителю важно давать оценку и прогноз прошедшему, настоящему и будущему процессу самореализации. Важно, чтобы сотрудники правоохранительных органов верно выбрали тактику и стратегию самовыражения. Сотрудники органов внутренних дел, часто очень часто давая оценку своих возможностей ориентируются на прошлые заслуги, тем самым отсекая для себя источники самореализации для себя в будущем
Еще одной важной особенностью, связанной с процессом самореализации является возраст. Молодые сотрудники, как правило, проявляют высокую активность в выполнении служебной деятельности. Основным их недостатком, мешающим самореализации, является отсутствие опыта. Именно первый год выполнения служебной деятельности показывает адаптационный потенциал сотрудника, его морально-психологические возможности. Немаловажным в этом плане является установление благоприятных взаимоотношений с коллективом и руководством подразделения^].
С возрастом у сотрудников полиции очень часто снижается стремление к самореализации в служебной деятельности. В первую очередь это связано с нежеланием менять стиль работы, овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.Такие сотрудники правоохранительных органов всеми силами противятся каким либо инновациям, пытаясь доказывать слабые стороны предполагаемых изменений, что негативно сказывается на их самореализации в профессиональной деятельности в будущем.
Сотрудники полиции очень часто подвержены возрастным кризисам. В период возрастного кризиса сотрудники полиции очень часто переоценивают
свои профессиональные достижения и возможности в достижении целей самореализации в служебной деятельности. В дальнейшем очень часто это приводит к разочарованию в профессии, сопровождающеюся сильными эмоциональными переживаниями, заканчивающимися, как правило, депрессией и отказом от самореализации.
Отсутствие такого стремления возникает в результате профессионального выгорания. Но при этом с возрастом очень часто возникает потребность в наставничестве, в передаче своего опыта молодым сотрудникам, желанием передать свои ценности и взгляды на общественные нормы.
Интенсивность и напряженность профессиональной деятельности очень часто приводят к нарушению межличностных отношений, снижению уровня мотивации, изменениям в волевой сфере. Предотвращению влияния такого рода негативных факторов могут способствовать
1) систематичность и преемственность подготовки сотрудников органов внутренних дел;
2) социальное окружение и в первую очередь семья;
3) благоприятный социально- психологический климат в коллективе;
5) высокий уровень правосознания и правовой культуры у сотрудников правоохранительных органов[11].
Наличие риска для себя и окружающих, ненормированныйрабочийдень,рассмотрениязаявленийграждан,разрешен ияконфликтныхситуаций,воздействиеразличныхстрессоров при
выполнении служебной деятельности приводит к эмоциональному напряжению и последующему возникновению стресса. Такому напряжению способствует и общественное мнение о профессии сотрудника органов внутренних дел, что в свою очередь негативно сказывается на процессе самореализации.
В исследованиях С.И. Кудиновой,А.И. Позина, С.С. Белоусовойотмечается, что от сотрудникаполиции при выполнении служебной деятельности требуютсянаходчивость,смелость,инициатива, умениевладеть собой,быстро ихладнокровно принимать решения,высокийуровеньморально - психологическойустойчивости, позволяющей преодолевать сложности в выполнении профессиональной деятельности и успешно самореализовываться [4].
При выполнении любой профессиональной деятельности важной составляющей мотивационного потенциала являются результаты труда. В случае же со служебной деятельностью нужно понимать, что результаты выполнения профессиональной деятельности проявляются спустя лишь
определенное время, что в свою очередь оказывает влияние на процесс профессионального становления. Плюсом к этому очень часто может возникать ситуация необъективной оценки как со стороны руководства, так и со стороны граждан[9].
В результате у сотрудников органов внутренних дел возникает ощущение ненужности, происходит разочарование в профессии, приводящие к отказу продвижения по службе и самореализации в профессиональной деятельности.
Успешность самореализации основывается не только на общественном профессионально-значимом уровне признания заслуг сотрудника органов внутренних дел, но и на внутренней удовлетворенности, которая формируется в результате реализации жизненных ожиданий. Причем оценка совпадения таких ожиданий в профессиональной деятельности и степень их реализации осуществляется на каждом из этапов профессионального становления сотрудника полиции.
Для успешной самореализации личности сотрудника правоохранительных органов важно уметь налаживать взаимодействие с людьми разного возраста, социального статуса, разных профессий. Доверительное общение с людьми будет способствовать в свою очередь получению дополнительной информации, что в конечном итоге будет способствовать более успешному выполнению профессиональной деятельности. Поэтому для успешной самореализации сотрудники полициидолжны уметь легко в контакт с гражданами, знать способы преодоления конфликтных ситуаций, быть эмоционально-устойчивыми.
По мнению С.Д. Пивкина снижение стремления к самореализацииобусловленное спецификой служебной деятельности, воздействием ближайшего окружения, ценностными ориентациями, мотивами и личностными качествами приводит как правило к профессиональному выгоранию и различного рода деформациям у сотрудников органов внутренних дел [10].
Таким образом, успешная самореализация возможна лишь в том случае, если процесс раскрытия своего потенциала осуществляется в благоприятных условиях окружающей среды и сотрудник органов внутренних дел и умеет адекватно оценивать и реагировать на негативные факторы.
Такое реагирование присуще чаще всегозрелой личности сотрудника органов внутренних дел с полностью сформированным мировоззрением отражающим сформированную личностную готовность, имеющее в своей основе мотивационную направленность, необходимую для обеспечения самореализации сотрудника полиции в профессиональной деятельности. В связи с этиму сотрудника органов внутренних дел должна возникнуть внутренняя потребность в самореализации с опорой не только на материальные ценности и карьерный рост, а на стремление самореализации себя как профессионала и возникновении потребности к передаче накопленного опыта последующим поколениям сотрудников полиции.
Литература:
1. Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. СПб. изд-во СПбГУ, 1997. С. 3-19.
2. Корчажникова Е.В. Профессиональная самореализация оперуполномоченных органов внутренних дел // Транспортное дело России. 2011. г. М., № 11. С. 86-87.
3. Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. НГПУ., 2007. № 11. С. 337-346.
4. Кудинов С.И., Позин А.И., Белоусова С.С. Психологические особенности самореализации личности сотрудников органов внутренних дел // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.2017.№1 (28). С.67—72.
5. Купавцев Т.С. Личностно-деятельностная характеристика сотрудника органов внутренних дел как субъекта самосовершенствования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 209213.
6. Купавцев Т.С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России / Т.С. Купавцев // Высшее образование сегодня. 2015. № 1. С. 55-59.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
8. Митюрина Н.Ю. Психология в профессиональном становление сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 3. С. 27-29.
9. Терещенко Д.А. Мотивация в структуре профессиональной самореализации сотрудников органов внутренних дел // Психологические проблемы самореализации современной молодежи. Материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов. отв. ред. Н.А. Коваль. 2014. Изд-во: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука -Общество". 2014. С. 12-17.
10. Пивкин С.Д. Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности / С.Д. Пивкин // Перспективы науки. 2011. № 12 (27). С. 58-63.
11. Щеголихин Е.Н. Компетентностный подход к процессу профессиональной самореализации будущих сотрудников полиции в образовательной среде вузов МВД России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 1. С. 50-53.
References:
1. Korostyleva L.A. Problemy samorealizacii lichnosti v sisteme nauk o cheloveke // Psihologicheskie problemy samorealizacii lichnosti. SPb. izd-vo SPbGU, 1997. Pp. 3-19.
2. KorchazhnikovaE.V. Professional'naja samorealizacija operupolnomochennyh organov vnutrennih del // Transportnoe delo Rossii. 2011. g. M., № 11. Pp. 86-87.
3. Kudinov S.I. Polisistemnyj podhod issledovanija samorealizacii lichnosti // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. NGPU., 2007. № 11. Pp. 337-346.
4. Kudinov S.I., Pozin A.I., Belousova S.S. Psihologicheskie osobennosti samorealizacii lichnosti sotrudnikov organov vnutrennih del // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija.2017.№ 1 (28). Pp .67-72.
5. Kupavcev T.S. Lichnostno-dejatel'nostnaja harakteristika sotrudnika
organov vnutrennih del kak sub"ekta samosovershenstvovanija // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014. № 11 (117). Pp. 209-213.
6. Kupavcev T.S. Harakteristiki sub"ekta samosovershenstvovanija v sisteme professional'nogo obrazovanija MVD Rossii / T.S. Kupavcev // Vysshee obrazovanie segodnja. 2015. № 1. Pp. 55-59.
7. Maslou A. Motivacija i lichnost'. SPb.: Evrazija, 1999. 479 p.
8. Mitjurina N.Ju. Psihologija v professional'nom stanovlenie sotrudnikov OVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2008. № 3. Pp. 27-29.
9. Tereshhenko D.A. Motivacija v strukture professional'noj samorealizacii sotrudnikov organov vnutrennih del // Psihologicheskie problemy samorealizacii sovremennoj molodezhi. Materialy VI Mezhdunarodnogo seminara molodyh uchenyh i aspirantov. otv. red. N.A. Koval'. 2014. Izd-vo: Tambovskaja regional'naja obshhestvennaja organizacija "Obshhestvo sodejstvija obrazovaniju i prosveshheniju "Biznes - Nauka - Obshhestvo". 2014. Pp. 12-17.
10. Pivkin S.D. Problema samorealizacii lichnosti v professional'noj dejatel'nosti / S.D. Pivkin // Perspektivy nauki. 2011. № 12 (27). Pp. 58-63.
11. Shhegolihin E.N. Kompetentnostnyj podhod k processu professional'noj samorealizacii budushhih sotrudnikov policii v obrazovatel'noj srede vuzov MVD Rossii // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2013. № 1. Pp. 50-53.
— • —
Сведения об авторе
Роман Игоревич Канунников, доцент кафедры психологии служебной деятельности и педагогики Уральского юридического института мВдРоссии, кандидат психологических наук, доцент, эл. почта: roma.kanunnikov@inbox.ru
— • —