УДК 378.634:159.923
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент,
начальник кафедры,
Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России), г. Барнаул
Аннотация
В статье раскрывается связь явлений «профессиональное и личностное самосовершенствование» и «профессиональная самореализация». На основе проводимого исследования сформулированы сдерживающие факторы, оказывающие негативное влияние на процессы профессионального и личностного самосовершенствования сотрудников органов внутренних дел в системе профессионального образования и процессы самореализации личности в профессии. Предлагаются пути повышения эффективности самосовершенствования и самореализация сотрудников органов внутренних дел в системе профессионального образования, реализация которых в практической деятельности будет способствовать повышению эффективности работы подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: сотрудники МВД России, система профессионального образования, профессиональное и личностное самосовершенствование, профессиональная самореализация, профессиональная деятельность, развитие личности в профессии, мотивация развития, ценности профессиональной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p279-282
WAYS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF SELF-IMPROVEMENT AND SELF-FULFILLMENT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION
Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the chair of shooting and technical training, Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia, Barnaul
Annotation
The article reveals the connection of phenomena "professional and personal self-development" and "professional fulfillment". Based on the research the authors formulated constraints that have negative impact on the processes of the professional and personal self-improvement of the employees of the internal Affairs bodies in the system of the professional education and the process of self-realization in the profession. The article suggests ways to improve the efficiency of self-improvement and self-realization of the employees of the internal Affairs bodies in the system of the vocational education, the implementation of which in practice will increase the efficiency of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: employees of the MIA of Russia, system of professional education, professional and personal self-improvement, professional self-fulfillment, professional activities, development of personality in the profession, motivation for the development, values of professional activity.
Современный этап развития системы органов внутренних дел Российской Федерации находится в жесткой зависимости от общей экономической ситуации в стране и развития геополитической ситуации в современном мире. С одной стороны требования наращивания усилий в борьбе с преступностью, которая по-прежнему является серьезным сдерживающим фактором развития всех институтов гражданского общества современной России, с другой - существенная нехватка квалифицированного персонала, недостаточность финансовых ресурсов на содержание многотысячной армии сотрудников и переоснащение подразделений территориальных органов МВД России, диктуют необходимость пересмотра концептуальных положений работы по подготовке и расстановке
кадров органов внутренних дел Российской Федерации.
Проведенное исследование показывает, что решение проблем повышения эффективности деятельности подразделений МВД России связано с вопросами совершенствования подготовки кадров в образовательных организациях системы МВД России на всех ступенях системы профессионального образования [1].
Нацеленность специалиста органов внутренних дел на профессиональное и личностное развитие в течение всего профессионального пути будет способствовать повышению эффективности деятельности системы в целом [3].
Хорошо известно, что раз и навсегда подготовиться к какому-то виду деятельности невозможно. Образование, даже самое лучшее, не может подготовить человека «навсегда», а высокий темп и стремительно меняющаяся жизнь выдвигают требования постоянного восполнения возникающих пробелов в знаниях, умениях и навыках. Другими словами человек на протяжении всей многолетней профессиональной деятельности должен самосовершенствоваться. В системе органов внутренних дел Российской Федерации решать данную задачу призвана система профессиональной служебной и физической подготовки.
Феномен «профессионального и личностного самосовершенствования сотрудника» неотделим от его «профессиональной самореализации». Указанные явления тесно связаны между собой и во многом обуславливают друг друга, являясь пусковым механизмом один - для другого. В основе процессов самосовершенствования и профессиональной самореализации лежат мотивационно-ценностно-смысловые характеристики, которые являются фактором, как самой профессиональной деятельности, так и процессов развития личности [5].
Профессиональное и личностное самосовершенствование сотрудника в системе профессионального образования служит средством повышения эффективности выполнения профессиональных функций и не может являться самоцелью. Целями же являются такие явления как личностное развитие, достижение высоких результатов в деятельности, эффективность работы в коллективе и достижение высоких коллективных (командных) результатов, продвижение по карьерной лестнице и материальная заинтересованность, а также ряд других, характеризующих самореализацию человека в профессиональной деятельности. При этом под самореализацией человека в профессиональной деятельности следует понимать реализацию личностного потенциала, достижение им социально и профессионально значимых результатов, адекватных вложенным личным усилиям в достижение профессиональных целей. С учетом положений личностно-деятельностного подхода в образовании является аксиомой суждение о том, что самореализация человека может происходить только в деятельности, т.к. вне ее личность не может проявить свои способности и имеющийся потенциал. Способности к профессиональному и личностному самосовершенствованию формируются и развиваются в процессе социально, профессионально и личностно значимой деятельности [2].
Как уже отмечалось профессиональная самореализация неотделима от явлений личностного развития и самосовершенствования, т. к. самореализация всегда является суммированием усилий его работы над решением профессиональных задач через самоактуализацию, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, саморазвитие и самооценку; продуктом развития личностных качеств человека, проявлением его воли и целеустремленности, настойчивости и ответственности, эрудиции, любознательности и творчества [3; 4].
Таким образом, сотрудник, имеющий хорошее образование, систематически занимающийся самосовершенствованием обоснованно может претендовать на востребованность в профессии, на высокую результативность в профессиональной деятельности и, как следствие - на самореализацию, вероятное продвижение по карьерной лестнице, повышение материального благополучия.
Опираясь на имеющийся исследовательский опыт вопросов профессионального образования, на основе изучения, систематизации и обобщения практики педагогического обеспечения самосовершенствования сотрудников различных ступеней профессионального образования, в процессе настоящего исследования осуществлялась работа по установлению психолого-педагогических мер, позволяющих оптимизировать процесс самосовершенствования в практике деятельности субъектов системы профессионального образования в органах внутренних дел.
В современных условиях достижение высокого уровня профессионализма невозможно без активной систематической работы сотрудников по профессиональному и личностному самосовершенствованию, которая претерпевает значительные изменения, нуждается в усовершенствовании и побуждает субъектов системы профессионального образования к выработке мер по оптимизации данного дидактического явления.
В процессе исследовательской работы были установлены основные пути повышения эффективности самосовершенствования и самореализация сотрудников органов внутренних дел в системе профессионального образования. К ним относятся:
а) обеспечение систематичности, непрерывности и преемственности профессиональной подготовки сотрудников;
б) формирование и развитие у курсантов и слушателей образовательных организаций, а также у сотрудников территориальных органов МВД России компетенций сферы профессионального и личностного самосовершенствования;
в) развитие дистанционных форм профессиональной подготовки на различных ступенях профессионализации;
г) обеспечение личностно-ориентированного типа взаимодействия субъектов профессиональной деятельности на всех ступенях профессиональной подготовки и профессиональной деятельности;
д) повышение профессионально-педагогической компетентности субъектов профессиональной деятельности.
Реализация названных путей обеспечения эффективности самосовершенствования и самореализации сотрудников органов внутренних дел будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса на всех ступенях профессионализации, обеспечению профессиональной и личной самореализации сотрудников в профессиональной деятельности, повышению эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заречнев, Д. О. Особенности самовоспитания социально значимых качеств будущих сотрудников полиции / Д.О. Заречнев, С.В., Калинин, Ю.Н. Чернов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 64-67.
2. Купавцев, Т.С. Личностно-деятельностная характеристика сотрудника органов внутренних дел как субъекта самосовершенствования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 209-213.
3. Купавцев, Т.С. Характеристики субъекта самосовершенствования в системе профессионального образования МВД России / Т.С. Купавцев // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 1. - С. 55-59.
4. Пивкин, С.Д. Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности / С. Д. Пивкин // Перспективы науки. - 2011. - № 12 (27). - С. 58-63.
5. Собольников, В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности : дис. ... д-ра психол. наук / Собольников В.В. - Новосибирск, 1997. - 419 с.
REFERENCES
1. Zarechnev, D.O., Kalinin, S.V. and Chernov, Yu.N. (2015), "Peculiarities of cultivating socially important qualities by future police officers", Psychopedagogics in law enforcement agencies, Vol. 60, No. 1, pp. 64-67.
2. Kupavtsev, T.S. (2014), "Personal activity characteristic of the police as the subject of self-improvement", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 209-213.
3. Kupavtsev, T.S. (2015), "Characteristics of the subject of self-improvement in the system of professional education of the Ministry of internal Affairs of Russia", The higher education today, No. 11, pp. 55-59.
4. Pivkin, S.D. (2011), "The Problem of Self-Realization of a Personality in Professional Activities", Science prospects, Vol. 27, No. 12, pp. 58-63.
5. Sobolnikov, V.V. (1997), Personality development in the special conditions of activity: dissertation, Novosibirsk.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2015
УДК 159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА РЕБЕНКА
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, Мадина Даутовна Семенова, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (КЧГУ),
Карачаевск
Аннотация
В статье рассмотрены основные особенности влияния родительской семьи на формирование образа мира ребенка. Выделены значимые факторы, характеризующие современную семью и определяющие особенности процесса формирования образа миры. Рассмотрена роль родителей в данном процессе, особое внимание уделено изучению роли женщины в процессе формирования образа мира детей в пространстве родительской семьи. Выделен социокультурный аспект данного феномена.
Ключевые слова: образ мира, пространство родительской семьи, факторы, тип культуры, знаковые системы, социокультурный аспект.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p282-285
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INFLUENCE OF FAMILY ON THE FORMATION OF THE IMAGE OF THE WORLD OF THE CHILD
Fajzura Orelovna Semenova, the doctor of psychological sciences, professor, Madina Dautovna Semenova, the post-graduate student,
Karachaevo-Circassian State University named William D. Aliyev, Karachaevsk
Annotation
The article describes the main features of the influence of parental family on the formation of the image of the world of the child. Identify significant factors that characterize the modern family and the defining features of the process of forming the image worlds. The role of parents in this process, special attention is paid to the role of women in shaping the image of the world of children in the space of a parent family. Isolated socio-cultural aspect of the phenomenon.
Keywords: image of the world, space parental family factors, the type of culture, sign systems, socio-cultural aspect.
Семья как социальный институт и основной институт социализации ребенка имеет современные особенности и тенденции развития. Современная семья как неотъемлемая часть жизни человека изменяется, откликаясь на все изменения и трансформации, происходящие в окружающей действительности. Соответственно, в современных условиях динамичного изменения во всех сферах жизни и деятельности человека: социально-экономической, политической, культурной, профессионально-деловой, семья остается