Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СПЕЦИФИКА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ / КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА / КРИЗИСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мамонова Елена Борисовна, Подтесова Светлана Игоревна

В статье рассматривается специфика кризиса среднего возраста, а именно его динамика, связанная с воздействием эпохи цифровизации. Влияние цифровизации на возрастные рамки, которые диктуются нормативными кризисами человека. Данный процесс хоть и является облегчающим жизнь, добавляющим удобство, в тот же момент оказывает огромное воздействие на личность, существование и взаимодействие в социуме и обществе. В современном мире данный феномен оказывает влияние на человека на протяжении всей его жизни, начиная с детства и заканчивая уже в старости. Происходит рассмотрение понятий цифровизации и кризиса с точки зрения психологии. Рассматривается необходимость проведения точек взаимодействия данных понятий на основе сравнения схожих показателей и взаимодополняемых вещей, а также различий при совместном взаимодействии с разделением по каждому параметру. Для более точной реализации выбранной цели рассмотрены анализ изменения возрастных рамок личностного развития человека, а также влияние цифровизации на протекание этого феномена. Рассматриваются все аспекты, влияющие на протекание кризиса среднего возраста. Выделяются позитивные и негативные воздействия цифровизации на человека. Кризис среднего возраста является нормативным кризисом, поэтому основные проявления поведения в данный возрастной период не являются отклоняющимися. Многочисленные цифровые ресурсы и устройства для их изучения реализуются повсеместно. Человек не совершенствуется под влиянием новомодных гаджетов, а наоборот, происходит некая деградация, которая затормаживает процесс развития. Появляется повсеместный контроль в области общения через цифровые ресурсы со стороны служб безопасности государств. В условиях интернета также существует, при детальном поиске, информация, которая может быть потенциально опасной для большого количества людей. Рассматривается аспект того, что при смещении жизненных целей происходит перераспределение интересов, изменение привычных возрастным рамкам ведущих видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE MIDDLE-AGE CRISIS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The article discusses the specifics of the midlife crisis, namely their dynamics associated with the impact of the digitalization era. The impact of digitalization on the age limits that are dictated by human normative crises. This process, although it makes life easier, adding convenience, at the same time has a huge impact on the individual, existence and interaction in society and society. In the modern world, this phenomenon affects a person throughout his life, from childhood to old age. The concepts of digitalization and crisis are considered from the point of view of psychology. The necessity of carrying out a feature of the interaction of these concepts based on a comparison of similar indicators and complementary things, as well as differences in joint interaction with separation for each parameter is considered. For a more accurate implementation of the chosen goal, an analysis of changes in the age limits of a person’s personal development, as well as the impact of digitalization on the course of this phenomenon, is considered. All aspects influencing the course of the midlife crisis are considered. The positive and negative impacts of digitalization on a person are highlighted. The midlife crisis is a normative crisis, so the main manifestations of behavior in this age period are not deviant. Numerous digital resources and devices for their study are implemented everywhere. A person does not improve under the influence of newfangled gadgets, but on the contrary, there is a certain degradation that slows down the development process. There is widespread control in the field of communication through digital resources by the security services of states. In the context of the Internet, there is also, with a detailed search, information that can be potentially dangerous for a large number of people. The aspect is considered that with a shift in life goals, a redistribution of interests occurs, a change in the leading types of activity habitual to the age range.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Анализируя полученные результаты, можно говорить о том, что профиль обучения не имеет значительного влияния на уровень развития регуляторно-личностных свойств гибкости и самостоятельности; более чем у половины испытуемых диагноцировалась несамостоятельность, некритичность, слабая способность планирования, организации, контроля и оценивания результатов деятельности. Здесь прослеживается взаимосвязь с особенностями начальных этапов студенческого возраста, что может привести к дезадаптивности субъекта в начале обучения. Значимые различия проявились между показателями испытуемых КГ (бакалавриат) и КГ (специалитет). Статистическая значимость различий (до и после проведения экспериментальной работы) в показателях испытуемых ЭГ (бакалавриат) и испытуемых КГ (бакалавриат) практически по всем шкалам (при уровне значимости p < 0,01) показывает ее эффективность.

Сравнительный анализа результатов с помощью «Метода изменения свойств статистических функционалов» [2] позволил определить тот вид статистических функционалов с характерными для них числовыми критериями, при помощи которых удалось выделить такие признаки, которые дают возможность оценки вероятности справедливости гипотезы о дополнительном факторе, способном повлиять на динамику личностных характеристик испытуемых ЭГ (бакалавриат) в направлении их сбалансированности (гармоничного уровня психологического здоровья будущего педагога); в то время как для показателей испытуемых КГ (бакалавриат) характерно более широкое формообразование и более высокая частотность отклонений от нулевых показателей.

Выводы. Сравнительный анализ полученных в процессе исследования результатов по изучению саморегуляции у студентов в разных образовательных средах (пространствах) позволил говорить о том, что гипотеза о влиянии условий образовательной среды (пространства) инновационного педвуза на динамику показателей личностной сферы студентов бакалавриата педвуза в сравнительном аспекте с показателями студентов бакалавриата других вузов в направлении адаптивного (среднего) уровня психологического здоровья будущего педагога, имеет экспериментальное подтверждение.

Итак, в процессе исследования было выявлено, что саморегуляция выступает базовой составляющей психологического здоровья будущего педагога. Высокий уровень саморегуляции помогает быстрому и легкому освоению новыми видами деятельности и стабильности успехов в привычных ее видах. Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о слабо сформированной потребности в осознанном планировании, моделировании, программировании, рефлексии, о внушаемости и конформности. Безусловно, данный процесс требует внимания всех субъектов образования, особенно в начале обучения, так как нынешний студент, становясь полноценным субъектом образовательного пространства вуза, в дальнейшем сможет стать субъектом собственной профессиональной деятельности.

Литература:

1. Гапонова, С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: монография / С.А. Гапонова. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 198 с.

2. Диагностика заболевания по значениям статистических функционалов, вычисленных по совокупности ИК-спектроскопических параметров крови / Л.П. Коган, И.Д. Кислицын, О.В. Красникова. [и др.] // Современные технологии в медицине. - 2017. - Том 9. - № 4. - С. 25-35.

3. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 2. - С. 121-133.

4. Повшедная, Ф.В. Инновационная и рефлексивная направленность педагогической деятельности учителя / Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: монография; под общ. ред. Н.Б. Карабущенко, Н.Л. Сунгуровой. - М.: РУДН, 2015. - С. 401-415.

5. Повшедная, Ф.В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф.В. Повшедная. О.В. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. -№ 2 (34). - С. 148-156.

6. Романова, Е.А. Профессиональная компетентность педагогов начальных классов как важнейшее условие психологического, интеллектуального и личностного развития младших подростков / Е.А. Романова // Педагогика искусства. - 2011. - № 2. - C. 1-8.

7. Родин, Ю.И. Психологическое здоровье студентов младших курсов педагогического вуза // Ю.И. Родин, Д.С. Метелкина, А.В. Мишина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7. -№ 2А. - С. 90-96.

8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В.А. Ядов, В.С. Магун, П.В. Борзикова. [и др.]; под ред. В.А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.

9. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - М.: АСТ, Харвест, 1998. - 975 с.

10. Шукшина, Т.И. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих учителей в процессе педагогической практики / Т.И. Шукшина, Е.Е. Афонина // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 1(106). - С. 8-11.

Психология

УДК 159.9.01

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Подтесова Светлана Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СПЕЦИФИКА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается специфика кризиса среднего возраста, а именно его динамика, связанная с воздействием эпохи цифровизации. Влияние цифровизации на возрастные рамки, которые диктуются нормативными кризисами человека. Данный процесс хоть и является облегчающим жизнь, добавляющим удобство, в тот же момент оказывает огромное воздействие на личность, существование и взаимодействие в социуме и обществе. В современном мире данный феномен оказывает влияние на человека на протяжении всей его жизни, начиная с детства и заканчивая уже в старости. Происходит рассмотрение понятий цифровизации и кризиса с точки зрения психологии. Рассматривается необходимость проведения точек взаимодействия данных понятий на основе сравнения схожих показателей и взаимодополняемых вещей, а также различий при совместном взаимодействии с разделением по каждому параметру. Для более точной реализации выбранной цели рассмотрены анализ изменения возрастных рамок личностного развития человека, а также влияние цифровизации на протекание этого феномена. Рассматриваются все аспекты, влияющие на

протекание кризиса среднего возраста. Выделяются позитивные и негативные воздействия цифровизации на человека. Кризис среднего возраста является нормативным кризисом, поэтому основные проявления поведения в данный возрастной период не являются отклоняющимися. Многочисленные цифровые ресурсы и устройства для их изучения реализуются повсеместно. Человек не совершенствуется под влиянием новомодных гаджетов, а наоборот, происходит некая деградация, которая затормаживает процесс развития. Появляется повсеместный контроль в области общения через цифровые ресурсы со стороны служб безопасности государств. В условиях интернета также существует, при детальном поиске, информация, которая может быть потенциально опасной для большого количества людей. Рассматривается аспект того, что при смещении жизненных целей происходит перераспределение интересов, изменение привычных возрастным рамкам ведущих видов деятельности.

Ключевые слова: специфика возрастных кризисов, цифровизация, возрастные кризисы, кризис среднего возраста, кризисы.

Annotation. The article discusses the specifics of the midlife crisis, namely their dynamics associated with the impact of the digitalization era. The impact of digitalization on the age limits that are dictated by human normative crises. This process, although it makes life easier, adding convenience, at the same time has a huge impact on the individual, existence and interaction in society and society. In the modern world, this phenomenon affects a person throughout his life, from childhood to old age. The concepts of digitalization and crisis are considered from the point of view of psychology. The necessity of carrying out a feature of the interaction of these concepts based on a comparison of similar indicators and complementary things, as well as differences in joint interaction with separation for each parameter is considered. For a more accurate implementation of the chosen goal, an analysis of changes in the age limits of a person's personal development, as well as the impact of digitalization on the course of this phenomenon, is considered. All aspects influencing the course of the midlife crisis are considered. The positive and negative impacts of digitalization on a person are highlighted. The midlife crisis is a normative crisis, so the main manifestations of behavior in this age period are not deviant. Numerous digital resources and devices for their study are implemented everywhere. A person does not improve under the influence of newfangled gadgets, but on the contrary, there is a certain degradation that slows down the development process. There is widespread control in the field of communication through digital resources by the security services of states. In the context of the Internet, there is also, with a detailed search, information that can be potentially dangerous for a large number of people. The aspect is considered that with a shift in life goals, a redistribution of interests occurs, a change in the leading types of activity habitual to the age range.

Key words: specificity of age crises, digitalization, age crises, midlife crisis, crises.

Введение. В настоящее время проблема смещения рамок возрастных кризисов в условиях цифровизации очень актуальная и малоисследованная тема. Данная проблема показывает, насколько могут изменяться уже утвердившиеся границы периодов возрастов кризисных состояний под влиянием новшеств современного мира. При данной неравномерности распространения цифровизации по отношению к кризисам возрастных рамок происходит неравенство и перевес в сторону цифровых инноваций. «С одной стороны, происходит постепенное, но неуклонное исключение людей из производств и системы управления через применение технологий «умного города», «интернета вещей» и др.» [4, С. 47].

Изложение основного материала статьи. Актуальность выбранной темы состоит в том, что цифровизация является в последнее время очень быстрым процессом. Цифровые технологии обеспечивают повышение производительности процессов путем увеличения количества людей, непосредственно пользующихся ими, и уменьшения дефицита и ограничений в данной сфере. «Сокращение времени, затрачиваемого на освоение, достигается введением системы, в которой происходит общедоступность для всех возрастов населения» [1, С. 23]. «Процесс данного феномена постоянно находится в ведении таких наук, как педагогика, психология, философия и социология» [11, С. 51]. Целью исследования является установление взаимной связи между цифровизацией и кризисом среднего возраста человека. Предметом исследования является влияние цифровизации на протекание кризиса среднего возраста. Объектом исследования является кризис среднего возраста. Методология исследования: наблюдение, анализ методологических основ цифровизации населения, анализ кризиса середины жизни. Основной уклон по принципу синергетического метода исследования объекта, а также принцип системного анализа психологических понятий.

В современном мире встречается большое множество психологических концепций, на основе которых можно рассматривать поведенческие модели, они показывают всю суть влияния цифровых нововведений на современное общество. По состоянию «на сегодняшний день к данной проблематике можно приобщить феноменологический, герменевтический и антропологический проекты» [12, С. 10]. На данный момент существует необходимость рассмотреть весь набор дискуссий на эту тему, провести анализ разнообразных практик, внедрить альтернативные и актуальные методы по правильному взаимодействию системы человек - цифровизация без последствий, оказывающих на первых влияние, связанное с колоссальными изменениями.

Наиболее острыми проблемами в условиях цифровизации являются «проблемы социализации личности в контексте цифровизации, правовой ответственности личности в современных условиях социума, репутационной безопасности личности в современных условиях социума, факторов сохранения психологического здоровья личности, духовного потенциала личности, развития креативности личности в условиях инновационного образования, психологии межличностных и групповых отношений» [10, С. 126].

«Всестороннее и целостное выявление и анализ психологических эффектов цифровизации возможны с привлечением исследовательских возможностей принципа безопасности, задающего необходимость их рассмотрения с точки зрения угроз и ресурсов безопасности человека как основного заказчика, исполнителя и потребителя процессов» [7, С. 161].

Информационные ресурсы, используемые в данное время в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного жизненного цикла: темп освоения, выбор, формы и методы получения информации. В течении жизни цифровизация направлена на обеспечение процесса познания и развития человека.

Все возрастные кризисы обусловлены тенденций развития, а также опираются на предшествующие возрастные рамки и формируют следующие. Под возрастным кризисом скрывается смысл физического и психического развития личности, который имеет начало и окончание. «При проведении исследований влияния цифровизации на психику людей возникает вопрос о том, как измерить или оценить уровень вовлеченности человека в саму цифровизацию» [2, С. 94]. «Отмечено, что в связи с интенсивной цифровизацией общества, возникают предпосылки для социальной изоляции отдельного субъекта, формирования» [6, С. 177].

Большое влияние может оказывать на эти рамки цифровизация современного мира, они могут расширяться, изменяться, сужаться, исчезать и т.д. Вопреки облегчению «как нам казалось бы» жизни, цифровизация приводит к обеднению и ограничению объемов живого общения, увеличение количества одиноких людей, слабое проявление коммуникативности у людей, результатом чего становится отсутствие мотивов и тяге к общению, сотрудничеству и отказе от объединения в группы для решения каких - либо задач. Немаловажным становится факт усиленного отдаления человека

от реальности, поведения саморазрушения, самобичевания, повсеместная компьютерная и игровая активность, что провоцирует к новым психологическим заболеваниям, таким как зависимость, «виртуальная жизнь», отсутствует сопоставление ее с реальностью. Практически частое явление - это инфантилизм и отказ от взросления, отсутствие желания продвигаться дальше по возрастным рамкам, соответствовать своему возрасту.

Другими не маловажными особенностями в период цифровизации являются примитивность в человеческих отношениях, хладнокровие к тяжелым жизненным ситуациям, отрицание социальных конфликтов, уменьшение интеллектуального уровня, внедрение «взрослой» субкультуры в детскую и наоборот, а также вытеснение последующей. «В связи с распространением информационных технологий все больше сфер повседневной жизни оказывается под влиянием цифровизации» [3, С. 166].

Сопутствующее влияние оказывают агрессивность СМИ во влиянии на образы подражания, выбор, решение и взаимодействие в современном мире, происходит вытеснение отечественной культуры и отхождение от неё. Происходит преобладающее доминирование зарубежной массовой культуры, точнее то, что она воспроизводит, казалось бы, для развлечений, создает крен в развлекательности и натуралистичности, задает мотивы потребительства. Под влиянием цифровизации на возрастные рамки нормативных кризисов происходит перевоспитание, которое формируется только в общностях, образуемых человеком со значимым для него кругом общения.

Основным направлением исследований в проблематике кризиса среднего возраста было у таких известных психологов, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, К. Роджерс и многие другие, кто, пытаясь выявить временные рамки наступления того или иного кризиса, воспроизводили свою точку зрения в пространстве периодизации личностного развития человека. Данные рамки были выявлены их опытным путем в общей среде людей, которые подвергались исследованиям и наблюдениям, но также имелись и исключения, поскольку у разных людей наблюдались разные изменения, то и периодизация могла варьироваться в пределах нескольких лет, у кого-то изменения при переходе на другой возрастной этап начинались раньше, а у кого-то позже.

При более подробном рассмотрении данных исследований можно сделать вывод, что кризис среднего возраста является нормативным кризисом человека, в нем происходит переломный момент. В данном кризисе человек стоит на тонкой грани между двумя показателями, такими как взгляд в будущее и анализ прошлого, что и с ним будет дальше и что осталось позади. В результате анализа становится явным тот факт, что кризис среднего возраста оказывает негативное влияние на личностные особенности человека, а также может провоцировать запаздывание или остановку в развитии. Развитие данной возрастной группы проходит в период кризиса неравномерно, демонстративно и оказывают воздействие на постоянное переключение видов деятельности.

«Обращаясь к вопросу переживания личностью кризиса середины жизни, важно исследовать представления о жизненных перспективах» [8, С. 60]. В кризисе среднего возраста основной проблемой может явиться отсутствие понимания того, что происходит появление более молодого поколения, которое периодически смещает или замещает людей среднего возраста, например, в профессиональной деятельности, поскольку происходит замещение труда с ручного на частично автоматизированный или вовсе автоматизированный программируемый, что является прямым свидетельством отягощения протекания кризиса среднего возраста в условиях цифровизации.

На основании исследований М.Г. Лазара, цифровизация стала заменять человеку основные источники развлечений и занятий. Человек не самосовершенствуется под влияние данных новшеств, поскольку основные занятия, которыми человек занимается в повседневной жизни, можно получить от цифровых устройств (например, вождение автомобиля, чтение книг, да даже факт, что человек в повседневной жизни играет в симуляторы повседневной жизни). Звучит как парадокс, тем самым подтверждая, что данные действия все больше приводит к зависимости от гаджетов, поскольку зависимость от цифровизации протекает все больше и больше с каждым днем, человек постоянно пользуется какими-то средствами искусственного развлечения, пренебрегая выполнять эти функции вживую, общение перетекает из понятия живая беседа в цифровое общение на расстоянии.

В условиях современного общества при самостоятельном написании каких-либо научных статей, публицистических и научных изданий основное влияние цифровизации так же встречается, поскольку существуют программы на проверки заимствований и плагиата, которые расценивают больше вклад отдельного человека в рассматриваемую тему, нежели проводится общая оценка в плане раскрытой темы и проведенных исследований, и выдвинутых теорий, и тезисов.

По данной теме существует высказывание Т.Л. Клячко: «Наша вера в чудо беспредельна. Теперь мы верим в «цифру». Вот все оцифруем - и будет нам счастье. Экономика расцветет, дети будут прекрасно учиться, и качество образования вырастет до невиданных высот. Дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества жизни, поскольку появляется возможность существенно увеличить объем ресурсов, доступных для использования в процессе жизнедеятельности» [5, С. 4]. «На первый план выходит «преадаптивность», способность решать новые, неожиданные задачи» [9, С. 18].

«Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные ресурсы, появляются и развиваются различные платформы, количество массовых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей - миллионами» [5, С. 5]. Доступность характеризуется тем, что практически все люди с этим сталкиваются или вынуждены сталкиваться, тем не менее, некоторые ресурсы являются либо не качественными, либо не несут важной смысловой нагрузки. Человек при использовании данных средств перестает нуждаться даже в самом элементарном - в общении и выходом на улицу, так как все можно сделать из дома. «Но тогда ведь не возникнет то, что мы называем навыками XXI века: умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде и тому подобное. Если мы захотим получить именно эти навыки, нам придется создавать среду, в которой указанные компетенции будут вырабатываться, где-то во вне. Таким образом, задачи повседневной привычной деятельности каждого человека могут измениться крайне существенно» [5, С. 5].

В условиях цифровизации также можно выделить негативное влияние, которое заключается в свободном и безопасном хранении личной информации. Появляется повсеместный контроль в области общения через цифровые ресурсы со стороны служб безопасности государств. В условиях интернета также существует, при детальном поиске, информация, которая может быть потенциально опасной для большого количества людей. Встречаются мошенники, которые манипулятивными действиями могут украсть различную важную информацию, либо другие материальные ценности, встречаются вербовки в секты и другие опасные группы людей. Все это может оказать колоссально негативное влияние на людей не только среднего возраста, но и различных возрастных групп.

Выводы. Цифровизация оказывает большое влияние на всех людей всех возрастов, которых коснулся данный феномен. При оказании воздействия происходит нарушение привычного течения развития человеческого внутреннего мира. При постоянном контакте с новшествами цифровой индустрии у, казалось бы, взрослого человека может произойти застывание на определенном нормативном кризисе, поскольку нарушается цепочка и последовательность привычных действий, проявляются другие интересы, которые вытесняют основные. При таком смещении происходит перераспределение

интересов, изменение привычных возрастным рамкам ведущих видов деятельности. Поскольку это можно считать и положительным явлением в плане удобства, оно все же оставляет негативный след в жизни каждого человека, пусть и не большой, но набирающий с каждым днем обороты, поскольку научный и технологический процессы, как известно, не стоят на месте.

Данный вопрос можно рассматривать бесконечно, поскольку одни приверженцы цифровизации будут говорить о ее плюсах, а другие о ее минусах, но она существует и развивается, поэтому необходимо выполнять несколько простых действий, чтобы данная проблема не оказывала на человека колоссального влияния, а именно уметь ограничивать себя использованием данных цифровых и инновационных средств, чаще общаться с окружающими людьми без цифровых устройств, проявлять интерес к происходящему вокруг.

Литература:

1. Боуэн, У.Г. Высшее образование в цифровую эпоху / У.Г. Боуэн, К.Э. Лэк, К.М. Гатри, перевод с английского Дмитрий Кралечкин. - Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. - 222 с.

2. Елшанский, С.П. Психосемантическая методика для определения уровня вовлеченности в цифровизацию / С.П. Елшанский // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - №3. - С. 93-101.

3. Земнухова, Л.В. Когда «о'Кей, Гугл» не справляется: как найти психотерапевта в мире технологий / Л.В. Земнухова // Laboratorium. - 2019. - №1. - С. 166-176.

4. Зубофф, Ш. Эпоха надзирающего капитализма. Борьба за будущее человечества на грани реальности / Ш. Зубофф // Семь искусств. - 2020. - № 7. - С. 47-52.

5. Клячко, Т.Л. Цифровизация образования - надежды и риски / Т.Л. Клячко // Вести образования. - 2018. - №2. -С. 1-6.

6. Комиссарова, О.А. Социально психологические особенности одиночества у современных подростков / О.А. Комиссарова // Вестник университета. - 2020. - №1. - С. 177-181.

7. Краснянская, Т.М. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации / Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - №2. - С. 152-166.

8. Никитина, А.А. Специфика представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни / А.А. Никитина, Е.А. Волкова // Нижегородский психологический альманах. - 2020. - №2. - С. 58-67.

9. Осницкий, А.К. Межпоколенные связи и цифровизация / А.К. Осницкий // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. - 2020. - №1. - С. 18-21.

10. Симакова, Т.А. Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репутационная безопасность, правовая ответственность / Т.А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - №4. - С. 125-126.

11. Федоров, И.Б. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции: социальные и философские аспекты / И.Б. Федоров, С.П. Еркович, С.В. Коршунов. - Москва: МГТУ Н.Э. Баумана, 1998. - 367 с.

12. Шеманов, А.Ю. Антропология субъективности и мир современной коммуникации: сборник статей / А.Ю. Шеманов. - Москва: Российский институт культурологии, 2010. - 383 с.

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ

ТИПОМ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье представлена проблема одиночества в теоретическом и практическом плане исследования. Одиночество рассмотрено как эмоциональное переживание человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации. Отмечено, что активное развитие самосознания в студенческом возрасте определяет содержательно новый уровень отношения к себе как ценности и вызывает эмоциональные переживания, среди которых особая роль принадлежит чувству одиночеству. Социальная направленность рассмотрена в качестве одного из факторов переживания одиночества в студенческом возрасте. Представлены результаты изучения содержательных характеристик переживания одиночества в студенческом возрасте с разным типом социальной направленности. Выявлены статистически значимые различия в показателях степени (высокая, средняя, низкая) и типа переживания одиночества (диффузный, диссоциированный, отчуждающий, одиночество без определения типа) у студентов с разным типом социальной направленности. Предложены рекомендации психологу по работе с переживанием одиночества у студентов с разным типом социальной направленности. Сформулированы основные задачи консультативной и коррекционно-развивающей работы психолога с группами студентов с разным типом социальной направленности (с типом социальной направленности «на себя», с типом социальной направленностью на общение, с типом социальной направленностью на дело).

Ключевые слова: одиночество, переживание одиночества, социальная направленность, тип социальной направленности, студенческий возраст.

Annоtation. The article presents the problem of loneliness in the theoretical and practical terms of research. Loneliness is considered as an emotional experience of a person who is in conditions of real or imaginary communicative deprivation. It is noted that in student age, the active development of self-consciousness determines a new level of attitude towards oneself and, often, an acute experience of loneliness, as a result of awareness of one's own uniqueness. Social orientation is considered as one of the determinants of experiencing loneliness at student age. The results of studying the content characteristics of experiencing loneliness in student age with different types of social orientation are presented. Statistically significant differences were found in the indicators of the degree (high, medium, low) and the type of experience of loneliness (diffuse, dissociated, alienating, loneliness without determining the type) among students with different types of social orientation. Recommendations for a psychologist on working with the experience of loneliness in students with different types of social orientation are proposed. The main objectives of the counseling and correctional developmental work of a psychologist with groups of students with different types of social orientation (with the type of social orientation "on oneself1', with the type of social orientation towards communication, with the type of social orientation towards business) are formulated.

Key words: loneliness, experience of loneliness, social orientation, type of social orientation, student age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.