Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 40-45 ЛЕТ'

ПОВЫШЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 40-45 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина Ю.В., Вахидова Л.В.

Работа посвящена различным аспектам кризиса среднего возраста, рассмотрены характерные для женщин формы проявления кризиса и особенности его проживания. Внимание уделено роли осмысленности жизни в успешном разрешении кризиса среднего возраста у женщин, а также подчеркивается важность изучения осмысленности жизни для создания программ эффективной психологической помощи женщинам в период проживания кризиса среднего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE MEANINGFULNESS OF LIFE WOMEN DURING THE PERIOD OF PASSING AGE CRISIS 40-45 YEARS

The work is devoted to various aspects of the midlife crisis, the forms of crisis manifestation characteristic of women and the peculiarities of its residence are considered. Attention is paid to the role of meaningfulness in life in successfully resolving the midlife crisis in women, and the importance of studying the meaningfulness of life for creating programs of effective psychological assistance for women during the midlife crisis is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 40-45 ЛЕТ»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 159.99

Бородина Ю.В.

студентка магистратуры кафедра Психология Московский Институт Психоанализа (г. Москва, Россия)

Вахидова Л.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального и социального образования Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ У ЖЕНЩИН В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА 40-45 ЛЕТ

Аннотация: работа посвящена различным аспектам кризиса среднего возраста, рассмотрены характерные для женщин формы проявления кризиса и особенности его проживания. Внимание уделено роли осмысленности жизни в успешном разрешении кризиса среднего возраста у женщин, а также подчеркивается важность изучения осмысленности жизни для создания программ эффективной психологической помощи женщинам в период проживания кризиса среднего возраста.

Ключевые слова: кризис среднего возраста, осмысленность, рефлексия, возрастной кризис, смысл жизни.

Проблемой кризиса среднего возраста в наше время занимаются многие исследователи - психологи и учёные из смежных с психологией дисциплин. Свое название средний возраст получил потому, что в нем статистически отображается «середина жизни», которую проживает современный

цивилизованный человек. Дж. Холлис назвал кризис среднего возраста «Перевал в середине пути». Именно в этот период жизни, в «нулевой» точке, человек ясно осознаёт конечность жизни [1]. По словам Гейла Шихи, по достижении 35-летнего возраста человек оказывается «на перепутье», когда жизненный путь пройден наполовину, человек видит его окончание [2].

Безусловно, кризис является переходным периодом, процессом, в рамках которого протекают последовательные изменения (внешние и внутренние). Для кризиса среднего возраста характерна возможность пересмотра всей своей жизни, переосмысление ориентиров, выступавших ранее в качестве критериев оценки собственной личности. Кризис среднего возраста - это также период пересмотра своих личностных ценностей и того фундамента, на котором эти ценности стоят. При этом не исключено, что набор ценностей останется неизменным, в нём останутся и работа, и семья, и какие-то духовные или материальные ценности, но обоснование их претерпит значительные изменения.

К середине жизни приходит осознание того, что действительность человека не соответствует его целям жизни и мечтам. Возникает чувство близкого конца, «пройденного экватора», быстро убывающего времени, наступает период тотальной переоценки всей жизни всего сделанного и несделанного. В человеке созревает потребность понимания смысла своего бытия, его обоснования при помощи собственных, а не привнесённых ценностей. Поиск и принятие собственного индивидуального смысла жизни, вот основной запрос кризиса среднего возраста.

Переживание кризиса среднего возраста женщинами имеет ряд своих особенностей. Следует сказать, что женщины и мужчины способны по-разному воспринимать такое понятие, как «средний возраст». В случае с женщинами наступление критического возрастного момента может происходить уже в 35 лет, а не в 40-45 лет. Такая возрастная разница между полами обусловлена тем, что женский и мужской организм имеют биологические различия, т.е. и сформированные ввиду этого социальные нормы [4].

Во-первых, мужчина, в сравнении с женщиной, обладает гораздо более длительным репродуктивным возрастом. Замужество и рождение первенца необходимы до достижения 30-летнего возраста, а планирование второго - до 40-летнего. В случае мужчин отсутствует физиологическая обусловленность таких рамок, для них характерно отсутствие привязанности к социальным нормам.

Во-вторых, уровень тревоги у женщин от потери внешней привлекательности и неприятие изменений, связанных с возрастом, которые отражаются на теле, гораздо выше. Красота, привлекательность, молодость могут начать увядать у женщины в 30-35 лет. В случае мужчин возможен обратный сценарий: они могут почувствовать, что их привлекательность, мужественность и мужская сила находятся на пике.

В-третьих, в течение нескольких последних десятков лет социальная роль женщины подверглась серьезным трансформациям, как и ее качественные статусы. Когда для женщины важно иметь и семью, и реализовать себя в профессии, то оценивание происходит по двум параметрам и характеризуется большей строгостью, поскольку крайне сложно быть и хорошей женой-матерью, и ценным специалистом. Так, женщины в этом случае ставят перед собой слишком высокую планку, в связи с чем кризис среднего возраста переживается очень болезненно и глубоко [1]. В случае профессиональной нереализованности у женщины назревает глубокая внутренняя неудовлетворенность, которая не может быть восполнена семьей, при этом желание иметь ребенка у женщины, не имеющей детей ввиду ориентации на карьеру - также причина мощного внутреннего конфликта.

Течение кризиса среднего возраста зачастую сопровождается широким спектром негативных состояний: депрессией, физической и психологической усталостью, ощущением внутренней опустошенности, самоуничижительными мыслями и поступками, притуплением всех желаний, ощущением тотального

одиночества, появлением психосоматических заболеваний, тревогой, ожиданием смерти [4].

Что касается наиболее ярких проявлений кризиса среднего возраста именно у женщин [5], специалисты отмечают также резкие смены настроения -бурная энергичная деятельность вдруг обрывается и переходит в сомнения и разочарование; стремление к омоложению - появление тяги к молодёжному стилю в одежде, макияже, развлечениях, что находит отражение и в изменившихся вкусах; раздражительность и неудовлетворённость всем -работой, семьёй, близкими людьми; возможный разрыв отношений с партнером, беспорядочные отношениями или уход к более «выгодному» мужчине в поисках стабильности и умиротворения; тревогу от потери внешней привлекательности -это часто приводит к изменениям сексуальной активности и предпочтений; появление тяги к алкоголю.

В целом, проживая кризис среднего возраста, человек нередко сталкивается с ощущением крушения иллюзий, разочарования в жизни, в определенных людях, ранее идеализированных, чувствует, что почва ушла из-под ног, что дальше жизни не будет, все кончено. Учитывая перечисленные негативные состояния, как отмечает Б.С. Братусь [3], кризис среднего возраста способен вызывать регресс, замедлять, а порой и останавливать развитие личности [7].

Хотя период кризиса является определенным препятствием в продвижении по жизненному пути и развитии, он же является «пропуском» к новым возможностям, стимулирует познание самого себя, раскрепощает внутренний потенциал человека. При кризисе середины жизни человек не удовлетворен настоящим и переоценивает прошлое, хотя одновременно он сталкивается с новыми возможностями в следовании за индивидуальными мечтами и выборе нового направления, куда он может прилагать свои усилия.

Наличие качественных позитивных сдвигов в человеческой психике представляет собой, считал Л.С. Выготский, неотъемлемый элемент возрастного

кризиса. Личность оказывается на новой ступени развития, что и является итогом кризиса. Указанный автор считал, что при возрастном кризисе структура личности индивида подвергается целостному изменению, появление которого является обязательным, когда один жизненный период приходит на смену другому [6].

Психологи экзистенциально-гуманистического направлений, такие как К. Юнг, Р. Асаджиоли, А. Маслоу в своих работах характеризуют кризис, как органическую часть процесса развития личности. Кризис они понимают, как эффективный стимулятор более духовного осознания жития [8]. Путь к более полной, насыщенной жизни пролегает через пугающе трудное состояние кризиса, обладающего колоссальным целительным и эволюционным потенциалом.

Подобные положительные результаты разрешения кризиса среднего возраста, в том числе у женщин, возможны при наличии рефлексии, нацеленной на то, чтобы осознать и осмыслить явления и факты жизненного пути. Одна из наиболее острых тем для человека выражена потребностью в том, чтобы осмыслить свое существование. Если индивид решил задачу по поводу смысла жизни успешно, он становится обладателем успешной жизни, поскольку определился с целью и путями ее реализации. Если же ответ на данный вопрос не отыскивается, человек может столкнуться с экзистенциальным кризисом. Последний является состоянием, характеризуемым глубоким дискомфортом, тревожностью индивида, появление которых возникает при постановке вопроса относительно смысла бытия.

Осмысленность - это потенциальный ресурс, за счет которого можно обеспечить социальное, личностное и физическое развитие. Способность к осмыслению жизненного пути и жизненного опыта служит более успешной адаптивной способности в отношении различных изменений в жизни -социального, физического или личностного порядка, а также регулированию баланса между всеми жизненными сферами [8].

Для оказания женщинам психологической помощи во время проживания ими кризиса среднего возраста необходимо дополнительное понимание не только механизмов протекания кризиса, но и взаимосвязи его успешного разрешения с осмысленностью жизни. Чем выше развит у женщины навык эффективного самоанализа, тем более четкие жизненные цели она имеет, чем более глубоко проживает текущий момент и удовлетворена прошлым опытом, чем больше женщина уверена, что способна влиять на свою жизнь. Изучение осмысленности, а также рефлексии и эмпатии в плане подробнейшего понимания структуры и механизма этих качеств с точки зрения их влияния на протекание кризиса среднего возраста может лечь в основу программы группового коучинга по повышению осмысленности жизни у женщин в период прохождения возрастного кризиса 40-45 лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2006. 652 с.

Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977, С. 216—244.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство московского университета, 1984. 200 с. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, С. 156—172. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 431 с. Штейнберг В. Э., Вахидова Л. В., Габитова Э. М. Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера. Образование и наука. 2019; 21(1): 5981. https://doi.org/ 10.17853/1994-5639-2019-1-59-81 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 340 с.

Borodina Y.V.

Master's student at the Department of Psychology Moscow Institute of Psychoanalysis (Moscow, Russia)

Vakhidova L.V.

candidate of pedagogical sciences, associate professor Department of Professional and Social Education Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia)

INCREASING THE MEANINGFULNESS OF LIFE WOMEN DURING THE PERIOD OF PASSING AGE CRISIS 40-45 YEARS

Abstract: the work is devoted to various aspects of the midlife crisis, the forms of crisis manifestation characteristic of women and the peculiarities of its residence are considered. Attention is paid to the role of meaningfulness in life in successfully resolving the midlife crisis in women, and the importance of studying the meaningfulness of life for creating programs of effective psychological assistance for women during the midlife crisis is emphasized.

Keywords: midlife crisis, meaningfulness, reflection, age crisis, meaning of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.