Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ТИП СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рюмина Ирина Михайловна

В статье представлена проблема одиночества в теоретическом и практическом плане исследования. Одиночество рассмотрено как эмоциональное переживание человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации. Отмечено, что активное развитие самосознания в студенческом возрасте определяет содержательно новый уровень отношения к себе как ценности и вызывает эмоциональные переживания, среди которых особая роль принадлежит чувству одиночеству. Социальная направленность рассмотрена в качестве одного из факторов переживания одиночества в студенческом возрасте. Представлены результаты изучения содержательных характеристик переживания одиночества в студенческом возрасте с разным типом социальной направленности. Выявлены статистически значимые различия в показателях степени (высокая, средняя, низкая) и типа переживания одиночества (диффузный, диссоциированный, отчуждающий, одиночество без определения типа) у студентов с разным типом социальной направленности. Предложены рекомендации психологу по работе с переживанием одиночества у студентов с разным типом социальной направленности. Сформулированы основные задачи консультативной и коррекционно-развивающей работы психолога с группами студентов с разным типом социальной направленноститипом социальной направленности «на себя», с типом социальной направленностью на общение, с типом социальной направленностью на дело).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT CHARACTERISTICS OF THE EXPERIENCE OF LONELINESS AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF SOCIAL ORIENTATION

The article presents the problem of loneliness in the theoretical and practical terms of research. Loneliness is considered as an emotional experience of a person who is in conditions of real or imaginary communicative deprivation. It is noted that in student age, the active development of self-consciousness determines a new level of attitude towards oneself and, often, an acute experience of loneliness, as a result of awareness of one's own uniqueness. Social orientation is considered as one of the determinants of experiencing loneliness at student age. The results of studying the content characteristics of experiencing loneliness in student age with different types of social orientation are presented. Statistically significant differences were found in the indicators of the degree (high, medium, low) and the type of experience of loneliness (diffuse, dissociated, alienating, loneliness without determining the type) among students with different types of social orientation. Recommendations for a psychologist on working with the experience of loneliness in students with different types of social orientation are proposed. The main objectives of the counseling and correctional developmental work of a psychologist with groups of students with different types of social orientation (with the type of social orientation "on oneself", with the type of social orientation towards communication, with the type of social orientation towards business) are formulated.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

интересов, изменение привычных возрастным рамкам ведущих видов деятельности. Поскольку это можно считать и положительным явлением в плане удобства, оно все же оставляет негативный след в жизни каждого человека, пусть и не большой, но набирающий с каждым днем обороты, поскольку научный и технологический процессы, как известно, не стоят на месте.

Данный вопрос можно рассматривать бесконечно, поскольку одни приверженцы цифровизации будут говорить о ее плюсах, а другие о ее минусах, но она существует и развивается, поэтому необходимо выполнять несколько простых действий, чтобы данная проблема не оказывала на человека колоссального влияния, а именно уметь ограничивать себя использованием данных цифровых и инновационных средств, чаще общаться с окружающими людьми без цифровых устройств, проявлять интерес к происходящему вокруг.

Литература:

1. Боуэн, У.Г. Высшее образование в цифровую эпоху / У.Г. Боуэн, К.Э. Лэк, К.М. Гатри, перевод с английского Дмитрий Кралечкин. - Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. - 222 с.

2. Елшанский, С.П. Психосемантическая методика для определения уровня вовлеченности в цифровизацию / С.П. Елшанский // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - №3. - С. 93-101.

3. Земнухова, Л.В. Когда «о'Кей, Гугл» не справляется: как найти психотерапевта в мире технологий / Л.В. Земнухова // Laboratorium. - 2019. - №1. - С. 166-176.

4. Зубофф, Ш. Эпоха надзирающего капитализма. Борьба за будущее человечества на грани реальности / Ш. Зубофф // Семь искусств. - 2020. - № 7. - С. 47-52.

5. Клячко, Т.Л. Цифровизация образования - надежды и риски / Т.Л. Клячко // Вести образования. - 2018. - №2. -С. 1-6.

6. Комиссарова, О.А. Социально психологические особенности одиночества у современных подростков / О.А. Комиссарова // Вестник университета. - 2020. - №1. - С. 177-181.

7. Краснянская, Т.М. Принцип безопасности в психологических исследованиях проблем цифровизации / Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец // Знание. Понимание. Умение. - 2020. - №2. - С. 152-166.

8. Никитина, А.А. Специфика представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни / А.А. Никитина, Е.А. Волкова // Нижегородский психологический альманах. - 2020. - №2. - С. 58-67.

9. Осницкий, А.К. Межпоколенные связи и цифровизация / А.К. Осницкий // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. - 2020. - №1. - С. 18-21.

10. Симакова, Т.А. Цифровизация общества: психологические проблемы личности, репутационная безопасность, правовая ответственность / Т.А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - №4. - С. 125-126.

11. Федоров, И.Б. Высшее профессиональное образование: мировые тенденции: социальные и философские аспекты / И.Б. Федоров, С.П. Еркович, С.В. Коршунов. - Москва: МГТУ Н.Э. Баумана, 1998. - 367 с.

12. Шеманов, А.Ю. Антропология субъективности и мир современной коммуникации: сборник статей / А.Ю. Шеманов. - Москва: Российский институт культурологии, 2010. - 383 с.

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ

ТИПОМ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье представлена проблема одиночества в теоретическом и практическом плане исследования. Одиночество рассмотрено как эмоциональное переживание человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации. Отмечено, что активное развитие самосознания в студенческом возрасте определяет содержательно новый уровень отношения к себе как ценности и вызывает эмоциональные переживания, среди которых особая роль принадлежит чувству одиночеству. Социальная направленность рассмотрена в качестве одного из факторов переживания одиночества в студенческом возрасте. Представлены результаты изучения содержательных характеристик переживания одиночества в студенческом возрасте с разным типом социальной направленности. Выявлены статистически значимые различия в показателях степени (высокая, средняя, низкая) и типа переживания одиночества (диффузный, диссоциированный, отчуждающий, одиночество без определения типа) у студентов с разным типом социальной направленности. Предложены рекомендации психологу по работе с переживанием одиночества у студентов с разным типом социальной направленности. Сформулированы основные задачи консультативной и коррекционно-развивающей работы психолога с группами студентов с разным типом социальной направленности (с типом социальной направленности «на себя», с типом социальной направленностью на общение, с типом социальной направленностью на дело).

Ключевые слова: одиночество, переживание одиночества, социальная направленность, тип социальной направленности, студенческий возраст.

Annоtation. The article presents the problem of loneliness in the theoretical and practical terms of research. Loneliness is considered as an emotional experience of a person who is in conditions of real or imaginary communicative deprivation. It is noted that in student age, the active development of self-consciousness determines a new level of attitude towards oneself and, often, an acute experience of loneliness, as a result of awareness of one's own uniqueness. Social orientation is considered as one of the determinants of experiencing loneliness at student age. The results of studying the content characteristics of experiencing loneliness in student age with different types of social orientation are presented. Statistically significant differences were found in the indicators of the degree (high, medium, low) and the type of experience of loneliness (diffuse, dissociated, alienating, loneliness without determining the type) among students with different types of social orientation. Recommendations for a psychologist on working with the experience of loneliness in students with different types of social orientation are proposed. The main objectives of the counseling and correctional developmental work of a psychologist with groups of students with different types of social orientation (with the type of social orientation "on oneself1', with the type of social orientation towards communication, with the type of social orientation towards business) are formulated.

Key words: loneliness, experience of loneliness, social orientation, type of social orientation, student age.

Введение. В постоянно меняющемся современном обществе особую актуальность приобретает проблема адаптации. В связи с этим развитие и совершенствование адаптационного потенциала личности к изменяющемуся миру приобретает особое значение. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев, люди обнаруживают не готовность к динамичным трансформационным изменениям и к новым условиям существования в социуме. Они испытывают растерянность, отчуждение, дезориентацию в ценностно-смысловых ориентирах, не способность контролировать себя в пространстве социального взаимодействия. В результате наблюдается деформация или разрушение выстроенных межличностных отношений, в которых личность не обладает достаточным потенциалом для развития гармоничных отношений с окружающими, хотя и испытывает потребность в них [5, 8]. Невозможность и неспособность выстраивать и развивать социальные контакты приводит к поверхностным и нестабильным отношениям с окружающими, обесцениванию своей значимости в отношениях и как результат возникновения тягостных эмоциональных переживаний, таких как разочарование, отчаянье, ненужность, болезненное переживание вынужденного дистанцирования [6].

Наиболее ярко эмоциональные переживания проявляются в студенческом возрасте при формировании мировоззренческих основ развития личности, вследствие чего происходит отождествление своего «Я» с жизненными смыслами, ценностями, потребностями и мотивами [5]. Это находит свое отражение в системе складывающихся межличностных отношениях с окружающими. Возникающие в связи с этим эмоциональные переживания становятся основой, где личность начинает подготовку к самостоятельной жизни в будущем. И как результат личность начинает завоевывать эмоциональную независимость от социального окружения

Но как показывает практика отсутствие четких неизменных ценностно-смысловых ориентиров в студенческом возрасте обусловливает трансформацию социальной ситуации развития, в результате чего на передний план выходит формирование таких важных личностных качеств как, тревожность, неуверенность в себе, дистанцированность, эмоциональная неустойчивость, отчужденность которые способствуют возникновению высокого уровня переживания чувства одиночества. Это в свою очередь приводит к дисгармонии в межличностных отношениях. Дисгармония межличностных отношений появляется как результат неудовлетворения ряда социальных потребностей личности, а именно потребности в общении, потребности в достижении определённого социального статуса, потребности в признании другими людьми этого статуса, потребности в самопознании. Именно выделенные социальные потребности определяют социальную направленность личности, которая определяет отношение личности к окружающей действительности.

Проблема исследования одиночества в психологической литературе рассматривается в рамках зрелых возрастов. Однако, проведенный анализ исследований И.С. Кона, О.Б. Долгиновой, С.В. Малышевой, Н.А. Рождественской,

A.Р. Кирпикова, Е.Е. Роговой, свидетельствует, что первые эмоциональные переживания одиночества проявляются намного раньше на этапе подросткового и юношеского возраста [2].

Так, в исследованиях Л.А. Вараввы, Н.Д. Володарского, О.В. Данчева, В.И. Силяевой, Ю.М. Швалб рассматриваются понятие феномена одиночества, его виды, структура, детерминанты развития, способы проявления на разных этапах возрастного развития, также роль одиночества в формировании содержательной основу «Образа-Я», предлагается диагностический и коррекционный инструментарий психологу для работы с переживанием одиночества в юношеском возрасте. При этом отмечается недостаток исследований в области роли социальной направленности в проявлении переживания чувства одиночества, что делает данную проблему особо актуальной в психологической теории и практике.

Так, в работе Ю.М. Швалб отмечается, что в контексте негативной социальной направленности может усиливаться степень переживания одиночества, которая обостряет множество проблем в социально-личностной сфере. Это в свою очередь снижает адаптационные возможности личности в обществе и ухудшает психическое здоровье [8]. Однако при этом особенности переживания одиночества не конкретизируются, что определяет существования дефицита данных об особенностях переживания одиночества в студенческом возрасте при разном типе социальной направленности.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании, интегрируя различные точки зрения и взгляды, под одиночеством мы будем понимать эмоциональное переживание человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации [5].

Студенческий возраст, как период активного становления самосознания, не раз сталкивается и с переживанием чувства одиночества, так как возникновение и становление самосознания является результатом осознания изменений в своем внешности, характере, эмоциональных переживаниях и, как следствие, возникновение особого интереса к самому себе. Несогласование объективного и субъективного представления о себе приводит к конфликтным, напряженным, агрессивным межличностным отношениям, что находит отражение в отношениях с окружающим миром.

В числе работ, посвященных одиночеству, особое внимание привлекают исследования, посвященные детерминантам возникновения этого явления.

Так, в исследованиях О.Б. Долгиновой социальные навыки выступают детерминантной возникновения переживания чувства одиночества [2].

Данные исследования приобретают особую актуальность в юношеском возрасте, так как межличностные отношения становятся личностно значимыми и вызывают значительное количество ярких эмоциональных переживаний. Однако часто ценные и значимые межличностные отношения оказываются недостаточно благополучными и гармоничными, что приводит к обесцениванию их значимости или к завершению [2].

Среди них особую роль занимают исследования роли социальных навыков у людей, склонных и не склонных к переживанию одиночества, в которых отсутствие таких навыков или недостаточное их развитие обозначается как стержневая причина возникновения одиночества [2].

В рамках отношений личности с миром особое значение придается изучению социальной направленности в работах

B.Н. Мясищева. По мнению В.Н. Мясищева базовые типы личности определяют содержательную основу направленности личности в сложной психической системе организации человека и составляют базовое ядро в развитии личности. При этом он отмечает, что социальная направленность определяет возможности для развития позитивного самосознания [6].

Особую ценность представляют работы Л.И. Божович, в которых направленность определяется как стержневой компонент развития личности, который определяет направления ее развития и совершенствования внутреннего мира человека. Направленность личности находит свое отражение в определении себя и своего социального опыта для построения благоприятных социальных условий для достижения и развития новых личностных свойств. Именно из этого соотношения зарождается внутренняя позиция, т.е. та система потребностей и стремлений, которая, преломляя и опосредствую воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития новых психических качеств» [1, С. 176].

Так, Е.В. Щукина отмечает, что важное значение для личности приобретает социальная направленность, которая является движущим ориентиром для достижения социально значимых целей. Именно от типа социальной направленности зависит образ действий и поведения личности в социальном взаимодействии. Социальная направленность предполагает

обращение к значимым ориентирам общества, к оценке личностью своего социального окружения, к выделению ведущих потребностей и мотивов [9].

Так, можно предположить, что при разных типах социальной направленности личности содержательные аспекты переживания одиночества могут различаться, например, в зависимости от заинтересованности во взаимодействии или, напротив, только в решении поставленных задач. Однако на сегодняшний день не встречаются исследования, определяющие специфику одиночества у лиц с разной социальной направленностью.

Цель исследования - изучение содержательных характеристик переживания одиночества в студенческом возрасте с разным типом социальной направленности.

База исследования. Исследование проводилось в 2021 г. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» с 80 студентами очной формы обучения профиля Психология образования в возрасте 18-21 года.

На эмпирическом этапе нами было проведено исследование содержательных характеристик переживания одиночества в студенческом возрасте при разном типе социальной направленности с помощью методик «Шкала измерения одиночества UCLA» Д. Рассела и М. Фергюсона (Л.А. Пергаменщик, И.Н. Лепешинский), Опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина), методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера). В результате были определены и обоснованы рекомендации психологу по работе с переживанием одиночества у студентов с разным типом социальной направленности.

На основании результатов проведенного исследования наша выборка была разделена на три группы студентов с разным типом социальной направленности: 40% с типом социальной направленности «на себя» (Я); 30% с типом социальной направленности на общение; 30% с типом социальной направленности на дело.

Рассмотрим более подробно каждую из выделенных групп.

63% студентов с направленностью на себя (Я) демонстрируют диссоциированный тип переживания одиночества, что находит свое отражение в отождествлении себя с взглядами, идеями, ценностями другого и как результат принятие и доверие к его образу жизни. Вследствие чего объект идентификации резко отдаляется и отвергается, а взгляды, мнения, идеи позиционируются как собственные. Студенты данной группы воспринимают себя одинокими, ненужными, болезненно реагируют на замечание и критику. В общении дистанцируются, не проявляя интереса и участия к собеседнику.

25% студентов проявляют отчуждающий тип переживания одиночества, что находит свое проявление в уединении, отчуждении личности от социального взаимодействия. Их отличает дистанцирование от ценностно-смысловых ориентиров окружающих и как результат утрата значимых межличностных контактов. Они находятся в постоянном конфликте с собой и окружающими, их контакты минимальны, в большей степени носят вынужденный характер. В отношениях с окружающими приоритетным становится выстраивание отношений, которые носят интимно-личностный характер.

У 75% студентов с направленностью на общение отмечается преобладание диффузного типа переживания одиночества. Их отличают отношения, в которых важно подтвердить ценность и значимость собственной уникальности. Во взаимодействии с окружающими они стремятся рассказать о себе, своем опыте, при этом стремясь получить положительную оценку своих действий, мыслей, чувств. Они постоянно пытаются найти ресурсные зоны для себя в окружающем пространстве. Неуверенность в себе, ориентация на мнение окружающих является для них результатом недостаточно сформированной личностной идентификации и несформированности самосознания.

В группе студентов с направленностью на дело отмечается преобладание субъективно позитивного типа переживания одиночества у 50% студентов. При таком типе личность испытывает эмоциональное благополучие и желание продолжать общение. Позитивное взаимодействие в системе межличностных связей приводит к появлению большого количества деловых и профессиональных контактов. Желание побыть наедине с самой воспринимается данной группой как ресурсное пространство для личностного роста, где появляется возможность для самоактуализации личности. Такая возможность позволяет студентам выстраивать продуктивные межличностные отношения, которые основаны на рациональности, взаимовыручки и поддержки, что в свою очередь способствует решению возрастных и социальных задач. Их контакты значительны и содержательны.

42% студентов с направленностью на дело обнаруживается диффузный тип переживания одиночества. Их отличает желание найти необходимую поддержку в решении поставленных задач и обрести потенциал для повышения своей самооценки. В процессе решения профессиональных задач они проявляют участие в разделение эмоциональных переживаний, охотно делятся своими тревогами и страхами.

При изучении содержательных характеристик переживания одиночества студентов с разным типом социальной направленности обнаружены статистически значимые различия с помощью критерия U-Манна-Уитни и ф-критерия Фишера. В результате проведенного исследования мы выявили, что у студентов с разным типом социальной направленности отмечаются в качестве преобладающих разные типы переживания одиночества: для студентов с направленностью на себя (Я) характерны диссоциированный (фэмп=2,44 p<0,01) и отчуждающий (фэмп=1,98 p<0,05) типы переживания одиночества, с направленностью на общение - отчуждающий (фэмп=2,67 p<0,01) , диффузный (фэмп=1,37 p<0,05) и субъективно позитивный типы (фэмп=1,15 p<0,05), с направленностью на дело - субъективно позитивный (фэмп=2,89 p<0,01), и диффузный (фэмп=1,23 p<0,05) типы. При этом степень переживания (сила переживания) одиночества распределена так, что при направленности на себя чаще выявляется высокая степень переживания одиночества (иэмп=29,7 p<0,01), при направленности на общение - средняя (иэмп=20,3 p<0,01), а при направленности на дело - низкая (иэмп=35,8 p<0,05), Следовательно, работа психолога с переживанием одиночества у студентов с разным типом социальной направленностью также будет разной.

В рекомендациях психологу по работе с переживанием одиночества у студентов с разным типом социальной направленности мы акцентируем внимание на свойственных для каждой из выделенных групп степени и типах переживания одиночества. Исходя из этого нами сформулированы основные задачи консультативной и коррекционно-развивающей работы психолога с группами студентов с разной социальной направленностью.

1. Группа студентов с социальной направленностью на дело.

Психологическое консультирование. Основные задачи:

1) способствовать осознанию своей идентичности;

2) развивать самопринятие и уверенность в себе.

Развивающая работа. Основные задачи:

1) развитие личностной идентичности;

2) расширение представлений о себе, своем Я;

3) развитие самосознания;

4) повышение уверенности в себе в реальном взаимодействии.

2. Группа студентов с социальной направленностью на общение.

Психологическое консультирование. Основные задачи:

1) способствовать осознанию негативных отчуждающих установок;

2) способствовать самопознанию, развитию самопринятия и уверенности в себе.

Групповая коррекционно-развивающая работа. Основные задачи:

1) развивать потребность в продуктивных контактах и устойчивых дружеских отношениях;

2) формировать ценностное отношение к продуктивному общению, сотрудничеству;

3) способствовать развитию самосознания, позитивной Я-концепции, самопринятия;

4) снижать степень переживания одиночества за счет создания переживания единства в тренинговой группе, сплоченности группы.

3. Группа студентов с направленностью на себя.

Индивидуальное психологическое консультирование в данной группе, на наш взгляд, должно предшествовать групповой работе, так как студенты с направленностью на себя в связи с высокой интенсивностью негативных переживаний не готовы к раскрытию в присутствие других членов группы. Основные задачи консультативной работы:

1) осознание и проработка негативных эмоциональных переживаний;

2) развитие личностной идентичности;

3) развитие самопринятия;

4) преодоление замкнутости через развитие ценности реального общения.

Групповая коррекционно-развивающая работа. Основные задачи:

1) создать условия для позитивного и принимающего общения в тренинговой группе;

2) способствовать снижению негативных переживаний;

3) развивать коммуникативные навыки и ценностное отношение к продуктивному общению;

4) способствовать развитию самопринятия, переживания ценности собственной личности, позитивной Я-концепции, самопринятия;

5) развивать личностную идентичность, устойчивость «Я»;

6) снижать степень переживания одиночества за счет создания переживания единства в тренинговой группе, сплоченности группы;

7) способствовать самораскрытию участников группы;

8) развивать навыки эмоциональной саморегуляции, способность регулировать собственные эмоциональные переживания.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного исследования дают возможность для подтверждения вывода, о том, что при направленности на себя (Я) в студенческом возрасте переживание одиночества содержательно характеризуется как диссоциированное, при направленности на общение - как диффузное, а при направленности на дело - как субъективно позитивное эмоциональное переживание.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Изд-во ИПП, 1995. - 352 с.

2. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / О.Б. Долгинова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1996. - 18 с. - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1996/Dolginova_O_B_-1996.pdf.

3. Лабиринты одиночества / Л.М. Хоровиц, Р.С. Френч, К.А. Андерсон. - М.: Прогресс, 2004. - 280 с.

4. Любякин, А.А. Исследование одиночества у студентов / А.А. Любякин, Л.В. Оконечникова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №2. - С. 149-156.

5. Мингалиева А.Ф., Рюмина И.М. Особенности переживания одиночества у студентов с разной социальной направленностью В сборнике: Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. сборник трудов Международной студенческой научно-практической очной конференции. Оренбургский государственный педагогический университет. - Киров, 2020. - С. 124-128

6. Неймарк, М.С. Направленность личности: взгляд из 2012 года [Электронный ресурс] / М.С. Неймарк, Н.Н. Толстых // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2013. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/napravlennost-lichnosti-vzglyad-iz-2012-goda.

7. Рогова, Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью / Е.Е. Рогова // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С. 39.

8. Швалб, Ю.М. Одиночество: социально - психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. - Киев: Украина. 2001. - 270 с.

9. Щукина, Е.В. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи [Электронный ресурс] / Е.В. Щукина // ИТС. - 2015. - №1 (78). - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-pozitivnoy-sotsialnoy-napravlennosti-studencheskoy-molodezhi.

Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378(045)

магистрант кафедры психологии Рябинина Галина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Вдовина Наталья Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье отмечается актуальность исследования, подчеркивается, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей и достаточный уровень развития всех психических функций является важнейшим условием для успешного освоения учебной программы в дальнейшем. Приводятся некоторые особенности развития детей дошкольного возраста, выделенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, доказывая эффективность развития интеллектуальных способностей в игровой форме. Сформулированы и представлены данные опытно-экспериментального исследования. Данные констатирующего этапа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.