Научная статья на тему 'Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте'

Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10703
1331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ОДИНОЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОЗИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОДИНОЧЕСТВА / ТИПОЛОГИЯ ОДИНОЧЕСТВА / ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОЗИТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДИНОЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неумоева-колчеданцева Елена Витальевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты одиночества. Раскрывается сущность одиночества как психического феномена. Предлагается типология одиночества, позволяющая квалифицировать его как проблему и ресурс личностного развития. Определяется стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности. Описывается практико-ориентированная модель работы с учащимися старших классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного потенциала одиночества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2012 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (10)

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ПОЗИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ

ВОЗРАСТЕ

Е.В. Неумоева-Колчеданцева

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты одиночества. Раскрывается сущность одиночества как психического феномена. Предлагается типология одиночества, позволяющая квалифицировать его как проблему и ресурс личностного развития. Определяется стратегия психологопедагогической помощи в развитии личности. Описывается практико-ориентированная модель работы с учащимися старших классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного потенциала одиночества.

Ключевые слова: одиночество; одиночество как ресурс развития личности; позитивный потенциал одиночества; типология одиночества; внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества.

1. Феномен одиночества

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в нашей стране, изменения, происходящие в сфере образования, и связанная с этим сложность положения юношества актуализируют проблематику одиночества и вызывают необходимость поиска теоретического подхода к его пониманию. Между тем, одиночество — до сих пор один из наименее удовлетворительно дефинированных феноменов, что, вероятно, связано с богатством смысловых значений этого понятия, сложностью и многогранностью связей человека с разными аспектами действительности.

Анализ классических подходов к изучению одиночества в философии (К. Маркс, Ф. Ницше, Э. Фромм, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.) и психологии (Ф. Фромм-Рейхман, Р. Вейс, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом и др.), научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение

одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, А.С. Гагарин) [1; 17; 18; 19; 3]; изучение культурно-

исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева) [13; 14; 2; 20]; психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова) [7; 8; 5]; описание явлений, близких одиночеству (отчуждение, изоляция, уединение) (А.У. Хараш, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, Л.П. Гримак) [15; 16; 21; 9; 10; 4; 6].

Исследование теоретических подходов и современных работ показало, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности через актуализацию позитивного потенциала одиночества не были предметом специального исследования.

Решение указанной проблемы предполагало теоретическое и экспериментальное изучение характеристик феномена одиночества, позво-

Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна — кандидат психологических наук, доцент; Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; 625049, Тюмень, ул. Московский тракт, 169-103; [email protected].

ляющих рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте, и последующую оценку влияния одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте.

Опираясь на фундаментальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульхано-ва-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский), мы выбрали в качестве базовой субъект-объектную логику исследования. Это позволило нам дефинировать одиночество в его основных аспектах (объективный и субъективный, негативный и позитивный).

Объективный аспект одиночества — это условия, которые «располагают» к одиночеству (аномия, отчуждение, изоляция) и связаны с деформированным характером общественных отношений. Другими словами, объективно одиночество — деформация отношений человека с различными аспектами действительности. Субъективный аспект одиночества (в нашей терминологии — собственно одиночество) — это переживание личности по поводу деформации связей личности с различными аспектами действительности, но относительно независимое от внешних условий.

2. Позитивный смысл одиночества в юношеском возрасте

Проблема одиночества затрагивает разные возрастные периоды и имеет свои особенности на разных этапах жизненного пути личности. Важность рассмотрения одиночества в юношеском возрасте обусловлена тем, что именно в этом возрасте одиночество впервые серьезно осознается и переживается человеком. Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием рефлексии и переходом на новый уровень са-

мосознания, с потребностью определить свои роли и позиции относительно собственного развития и в основных сферах межличностных отношений, т.е. с задачами личностного и социального самоопределения.

Результаты проведенного диагностического обследования (общая численность выборки 100 чел., учащиеся старших классов г. Тюмени и Заводоуковска) подтвердили наши предположения относительно того, что одиночество характерно для представителей раннего юношеского возраста.

С целью адекватной оценки влияния одиночества на личность, выявления позитивного потенциала одиночества был осуществлен однофакторный дисперсионный анализ (результаты исследования, в том числе результаты математической обработки диагностических данных, подробно изложены в диссертации «Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте» на соискание ученой степени кандидата психологических наук, защищенной 29 июня 2005 г. на заседании диссертационного совета при Самарском государственном педагогическом университете) [11, 12].

Результаты анализа позволяют констатировать, что негативное влияние одиночества на личность заключается в следующем:

1. Одиночество вносит дисбаланс в отношения с группой сверстников и определенные сложности в отношение к себе. В меньшей степени, но все-таки затрудняет отношения с родителями и с другими значимыми людьми.

2. Одиночество оказывает обесценивающее влияние на самоотношение и отношение к своей жизни: жизнь оценивается как эмоционально пустая и бессмысленная. Общее субъективное ощущение одиночества лишает жизнь человека направленности и временной перспективы, обессмысливает постановку жизненных целей. Вызывает сомнения в ценности собственной личности. Ведет к выраженному самообвинению. В меньшей степени — затрудняет само-принятие и снижает самоуверенность.

3. Одиночество негативно влияет на само-восприятие личности: снижает оценку способ-

ности контролировать события своей жизни, обусловливает восприятие себя как человека, неспособного вызвать положительные чувства у других людей, актуализирует внутренние конфликты личности.

4. Одиночество негативно сказывается на характерологических особенностях личности и проявляется в поведении. Особенно существенное влияние одиночество оказывает на формирование таких поведенческих особенностей, как оппозиционное поведение и уступчивость личности. Оно является фактором склонности к подчинению, неуверенности, консерватизму и эгоцентризму.

Таким образом, негативное влияние одиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированного развития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальных отношений.

Позитивный потенциал одиночества (одиночество как ресурс развития личности). Как сложный психический феномен, одиночество обладает и негативным, и позитивным потенциалом. Позитивный потенциал одиночества заключается в том, что одиночество является фактором низкой самопривязанности, т.е. — своего рода индикатором неудовлетворенности человека своим положением, побуждает к желанию соответствовать идеальным представлениям о себе, к развитию своей личности. Таким образом, данные дисперсионного анализа подтверждают теоретическое положение о том, что одиночество содержит в себе возможность развития и поэтому может квалифицироваться как ресурс развития личности.

Как любые стороны сложного явления, негативный и позитивный аспекты одиночества связаны между собой диалектически. Так, одиночество оказывает обесценивающее влияние на самоотношение старшеклассника и его отношение к своей жизни (негативный аспект одиночества). С другой стороны, одиночество является показателем желательности изменений в собственной личности, т.е. побуждает человека к самопознанию, творчеству, самосовершенствованию, побуждает к развитию своей личности (позитивный аспект одиночества).

Как уже было отмечено, одиночество негативно влияет на самовосприятие личности: снижается оценка способности контролировать события своей жизни, человек воспринимает себя неспособным вызвать положительные чувства других людей, возникают внутренние конфликты личности (негативный аспект одиночества). С другой стороны, ощущение и восприятие себя одиноким, осознание и квалификация своего переживания как одиночества являются индикаторами неудовлетворенности человека сложившимся положением и побуждают к личностному развитию (позитивный аспект одиночества).

Переживание одиночества негативно проявляется в поведении старшеклассника и затрудняет отношения с группой сверстников и со значимыми другими, вносит дисбаланс в систему межличностных связей, нарушает взаимопонимание (негативный аспект одиночества). Предполагается, что именно одиночество побуждает молодых людей к саморазрушаю-щему поведению (злоупотреблению алкоголем и наркотиками), к приобщению к неформальным группам вследствие боязни получить отказ в обычных межличностных отношениях (негативный аспект одиночества), т.е. является механизмом психологической защиты. С другой стороны, такое поведение может быть способом сохранения своей индивидуальности, минимизации внешних воздействий (для становления механизма саморегуляции поведения), стабилизации психофизического состояния (позитивный аспект одиночества).

Таким образом, одиночество является амбивалентным психическим феноменом, обладающим как негативным, так и позитивным потенциалом для личностного развития. Основными характеристиками одиночества являются комплексность, амбивалентность и неоднозначность влияния на личность.

3. Типология одиночества и стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности

Понимание одиночества как сложного, многопланового, амбивалентного психического фе-

номена, являющегося детерминантой деформированного развития и ресурсом развития личности в юношеском возрасте, позволило нам разработать типологию одиночества. Главными основаниями для типологизации одиночества стали: 1) особенности восприятия одиночества и отношение к нему (отрицательное и положительное); 2) причины одиночества (внешние факторы и обстоятельства, личностный выбор) (табл. 1, рис. 1).

Дополнительными основаниями для квалификации одиночества как проблемы или как ресурса развития личности являются: осозна-ваемость — неосознаваемость принимаемого

личностного решения или сложившейся ситуации; мера и характер личностной пассивности — активности человека в сложившихся обстоятельствах и характер активности (деструктивный, конструктивный); наличие — отсутствие положительного опыта совладания с трудностями (другими словами, наличие — отсутствие внутренних ресурсов); мотивированность одиночества (сформированность — несформи-рованность мотивов выбора одиночества). Соотношения данных оснований дает нам возможность выделить четыре основных типа одиночества и дать их содержательную характеристику (табл. 1, рис 1).

Отрицательное

восприятие

одиночества

Личностный

выбор

Субъективное Субъективное

отрицательное положительное

одиночество, одиночество,

обусловленное обусловленное

личностным выбором личностным выбором

(интернальное (интернальное

отрицательное) положительное)

Внешние

факторы

Субъективное Субъективное

отрицательное положительное

одиночество, одиночество,

обусловленное обусловленное

внешними факторами внешними факторами

(экстернальное (экстернальное

отрицательное) положительное)

Положительное

восприятие

одиночества

Рис. 1. Типология одиночества

Рассмотрим подробнее обозначенные на рис. 1 типы одиночества.

1. Интернальное отрицательное (субъективное отрицательное одиночество, являющееся результатом личностного выбора). Осознанно или неосознанно человек выбирает одиночество, препятствующее его личностному развитию. Например, человек, отягощенный психологическими комплексами, может ограничивать круг общения, выбирать профессию, сво-

дящую к минимуму межличностные контакты и замыкаться в своем внутреннем мире. В данном случае выбор одиночества является способом психологической защиты и проблемой личностного развития. Адекватной тактикой психологической помощи личности в данном случае является помощь в изменении отношения человека к себе, формировании положительного восприятия себя.

2. Экстернальное отрицательное (субъективное отрицательное одиночество, обусловленное внешними факторами). В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств (например, смерть близкого человека, увольнение с работы, развод) человек осознанно или неосознанно замыкается в собственных переживаниях, ограничивает круг общения, утрачивает смысл жизни. Сложившиеся обстоятельства он воспринимает отрицательно, реагирует на них пассивно либо реализует активную стратегию поведения деструктивного, защитного характера (употребление алкоголя, злоупотребление фармакологическими средствами). Одиночество является проблемой личностного развития. Адекватной тактикой психологической помощи личности в данном случае будет изменение отношения человека к ситуации и поиск положительных аспектов в сложившихся обстоятельствах.

3. Экстернальное положительное (субъективное положительное одиночество, обусловленное внешними факторами). В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств (например, исключение из группы, профессиональная деятельность в условиях физической и социальной изоляции, тюремное заключение и пр.) человек оказывается ограниченным в своих возможностях, но умеет находить положительные стороны в сложившихся обстоятельствах. Человек осознанно и активно реагирует на ситуацию, стараясь извлечь из нее пользу для своего личностного развития. Одиночество в данном случае является ресурсом личностного развития. Несмотря на то что человек видит положительные моменты в сложившихся обстоятельствах, ему может недоставать мужества, воли, способностей, умений, навыков для использования положительных сторон ситуации в целях своего развития. В связи с этим актуальной задачей психологической помощи является наращивание внутренних ресурсов личности (через обращение к положительному опыту преодоления трудностей и актуализацию умений и способностей). Поскольку одиночество в данном случае обусловлено внешними обстоятельствами, необходим поиск внутренних мотивов оди-

ночества. В противном случае вряд ли удастся реализовать положительный потенциал одиночества. Таким образом, адекватная тактика психологической помощи личности в данном случае предполагает помощь в «наращивании» внутренних ресурсов личности, поиске мотивов выбора одиночества.

4. Интернальное положительное (субъективное положительное одиночество, обусловленное личностным выбором). В данном случае внешние обстоятельства не имеют принципиального значения. Одиночество является следствием осознанного, глубоко мотивированного личностного решения. Одиночество является ресурсом личностного развития. Иначе говоря, человек отдает себе отчет в том, ради чего, во имя каких целей он выбирает одиночество. Но эти мотивы могут быть ошибочными или подавлять другие мотивы, не менее важные в контексте всей жизни личности. Адекватной тактикой психологической помощи личности в данном случае будет помощь в выстраивании внутриличностной иерархии мотивов, соотнесении мотивов выбора одиночества с мотивами установления межличностных отношений и реализации мотивов в деятельности, соответствующей установкам, идеалам человека.

Общая стратегия психолого-

педагогической помощи старшекласснику в актуализации позитивного потенциала одиночества заключается в организации движения личности от интернального отрицательного к ин-тернальному положительному одиночеству.

В терминах описанных выше типов одиночество в юношеском возрасте можно определить как потенциально интернальное положительное. Молодой человек начинает понимать или интуитивно угадывает значимую положительную роль одиночества в становлении своей личности и может сознательно выбирать одиночество. Уединение является для него условием самопознания, творческого самовыражения, самосовершенствования. Активность юноши по отношению к одиночеству носит конструктивный, глубоко мотивированный характер. К такому выбору располагают интересы, предпочтения и потребности, свойственные юношеско-

му возрасту: в самопознании, самоисследова-нии, самоопределении и др. Таким образом, в юношеском одиночестве заложен значительный позитивный потенциал развития личности. Однако молодому человеку может недоставать

4. Психолого-педагогическая помощь в развитии личности путем создания условий для актуализации позитивного потенциала одиночества

Реализация общей стратегии психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества и, тем самым, в развитии личности предполагает создание ряда внешних условий. К ним относятся:

• создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний;

• моделирование в работе со старшеклассниками основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий, совершения личностного выбора;

• нахождение адекватных форм и методов практической работы с учащимися (табл. 2).

По данным однофакторного дисперсионного анализа, на переживание одиночества оказывают влияние:

• проблемы в отношениях с группой сверстников и в отношении к себе (непонимание себя, дефицит симпатии к себе, неверие в

внутренних ресурсов для максимального использования положительного потенциала одиночества, а мотивы его выбора могут быть ошибочными.

свои способности, негативная оценка своих качеств и образа жизни и др.);

• особенности самоотношения личности (неуверенность в себе, отсутствие жизненной перспективы и низкая целеустремленность, неудовлетворенность собой, стремление к личностному развитию, а также склонность к самообвинению);

• особенности самовосприятия личности: восприятие себя как неспособного управлять событиями своей жизни, сомнения в своей ценности для других, внутренняя честность (критичность восприятия себя и глубина самоосознания);

• характерологические особенности личности: склонность к оппозиционному поведению и подчинению, уступчивость.

На основе приведенных данных, а также на основе понимания диалектического характера связи негативного и позитивного аспектов одиночества мы выделили внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества и соответствующие им направления пси-холого-педагогической помощи личности:

• осознание одиночества и его положительное восприятие;

Таблица 1. Содержательное описание типов одиночества

Субъективное одиночество Обусловленное внешними факторами (экстернальное) Обусловленное личностным выбором (интернальное)

Отрицательное (одиночество как проблема личностного развития) Осознанное или неосознаваемое одиночество, препятствующее личностному развитию. Пассивное отношение к создавшейся ситуации или деструктивная активность защитного характера. Отсутствие осознанных позитивных мотивов выбора одиночества Осознанное или неосознаваемое одиночество, препятствующее личностному развитию, в основе которого отрицательные мотивы (не мотивы решения, совладания, а мотивы ухода, защиты). Пассивность или деструктивная активность

Положительное (одиночество как ресурс личностного развития) Осознанное одиночество. Активное отношение к создавшейся ситуации. Дефицит опыта совладания с трудностями и внутренних ресурсов. Отсутствие осознаваемых мотивов выбора одиночества Осознанное одиночество. Активное отношение к создавшейся ситуации. Наличие опыта совладания с трудностями и внутренних ресурсов. В основе одиночества — положительные мотивы и цели

• положительное самоотношение и самовос-приятие личности;

• сформированность коммуникативных качеств, обеспечивающих успешное совлада-ние с трудностями и негативными пережи-

ваниями;

• понимание позитивной роли одиночества в развитии личности, являющееся залогом внутренних мотивов выбора одиночества (табл. 2).

Таблица 2. Условия актуализации позитивного потенциала одиночества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешние условия актуализации позитивного потенциала одиночества Внутренние условия актуализации позитивного потенциала одиночества

Формы практической работы с учащимися Методы практической работы с учащимися Динамика личностных факторов

1.Ознакомление учащихся с результатами психодиагностического обследования 1.Беседа и интерпретация результатов диагностического обследования, анализ положительных и отрицательных аспектов одиночества 1.Осознание учащимися одиночества и необходимости развития собственной личности

2. Групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» 2.Процедуры самооценивания с использованием опросника «Я в мире людей» и проектирования образа идеального «Я» 2. Повышение ценности собственной личности и формирование положительного самоотношения

З.Психолого-педагогическое консультирование по результатам дискуссии: индивидуальное консультирование; групповое консультирование 3. Составление условно-вариантного прогноза развития учащихся, процедура целеполагания. Обсуждение неосознаваемой информации о себе, дополнительная диагностика одиночества через использование проективного рисунка «Я в мире людей» З.Формирование положительного са-мовосприятия, принятие личной ответственности за свою жизнь и формирование активной позиции по отношению к одиночеству

4.Психологический тренинг возрастно-спефицического характера на тему «Я в мире людей» 4.Моделирование основных жизненных событий учащихся, экстернали-зация внутренних противоречий, совершение выбора 4.Формирование положительного са-моотношения и самовосприятия; формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности и получение (или актуализация) положительного опыта совладания с объективными трудностями и негативными переживаниями

5.Психолого-педагогическое консультирование по результатам опытноэкспериментальной работы 5.Формулировка личных результатов учащихся, построение перспектив своего развития, разработка психоло-го-педагогических рекомендаций 5.Нахождение мотивационной основы выбора одиночества и баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений через соотнесение мотивов одиночества с другими жизненными мотивами

Примечание: Групповая дискуссия, опросник, проективный рисунок, схема возрастно-психологического консультирования на тему «Я в мире людей» являются авторскими разработками.

Предлагаемая модель апробирована в практической работе со старшеклассниками гимназии российской культуры (ГРК) при Тюменском государственном институте экономики, управления и права (ТГИЭУиП) в 2004 г. и оценена как результативная. Основаниями для подобной оценки послужили: данные сравни-

тельного анализа значимости переживания одиночества до и после завершения опытноэкспериментальной работы, данные математической обработки результатов, полученных по завершении опытно-экспериментальной работы, и сравнение их с результатами первичной диагностики (оценка сдвигов показателей оди-

ночества и личностных факторов на основе метода Уилкоксона для связанных выборок и на основе метода Манна-Уитни для несвязанных выборок), результаты вторичной диагностики личностных особенностей испытуемых, результаты наблюдений за учащимися и описание индивидуальных случаев.

Мы полагаем, что верифицированную модель психолого-педагогической помощи старшекласснику в развитии его личности можно считать успешной, так как она способствовала актуализации позитивного потенциала одиночества, т.е. привела к следующим изменениям:

• снижение значимости переживания одиночества и формирование более взвешенного и осознанного отношения к нему;

• положительная динамика факторов: само-отношения (повышение ценности своей личности, формирование позитивного фона отношения к себе, повышение уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру), самовосприя-тия (формирование более критичного и глубокого восприятия себя, принятие ответственности за свою жизнь, формирование активной позиции по отношению к одиночеству, формированию представления о себе как о человеке, способном вызывать положительные чувства других людей),

• положительная динамика факторов поведения и повышение коммуникативной компетентности (развитие коммуникативных качеств, формирование коммуникативных умений и навыков), стабилизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями;

• понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, нахождение баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.

Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества, оп-

ределение основных направлений, нахождение и создание форм и методов оказания психоло-го-педагогической помощи в развитии личности, адекватных внутренним условиям актуализации позитивного потенциала одиночества, могут составить основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований и способствовать разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов. Вместе с тем исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы одиночества в юношеском возрасте. Дальнейшая разработка данной темы может идти в направлении конструирования психологопедагогических условий и средств, способствующих усилению позитивного аспекта одиночества.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Человек в меняющемся мире // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. С. 4-20.

2. Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе: дис...канд. филос. наук. Омск, 1996. 135 с.

3. Гагарин А. С. Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального / под ред. В.И. Колосницына. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. С. 77-109. (Серия «Философия религии»; Вып. 2).

4. Гримак Л.П. Одиночество // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. С. 401-407.

5. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. канд. псих. наук. СПб., 1996. 156 с.

6. Журавлев И.В., Тхостов А.Ш. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования // Психологический журнал. 2002. Том 23, № 5. С. 42-48.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с. (Психологическая наука — школе).

8. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание — сила. 1986. № 12. С. 40 — 42.

9. Лебедев В.И., Кузнецов О.Н. Личность в одиночестве // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 114-125.

10. Лебедев В.И. Одиночество // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. С. 399-401.

ПСИХОЛОГИЯ

11. Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: автореф. дис.... канд. психол. наук. Тюмень: Вектор Бук, 2005. 24 с.

12. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: монография. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2010. 184 с.

13. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия: философ. и теорет.-социол. аспекты: дис. д-ра со-циол. наук. М., 1996. 296 с.

14. Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры // Перепутья и тупики буржуазной культуры / сост. Н.Н. Сибиряков и Н.Е. Покровский. М.: Искусство, 1986. С. 136-173.

15. Селиванов Ю. Феноменология отчужденного духа: учеб. пособие. М.: ЭКОН, 1999. 284 с.

16. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечест-

венных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. 480 с. С. 381-395.

17. Старовойтова Л.И. Одиночество: (соц.-филос. анализ): дис.канд. филос. наук. М., 1995. 126 с.

18. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Екатеринбург, 1992. 19 с.

19. Тихонов Г.М. Антология одиночества: философский аспект // Простор. 1996. № 1. С. 89-92.

20. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Соц.-психол. пробл. Киев: Украина, 1991. 270 с.

21. Хараш А. У. Психология одиночества // Педология. 2000. № 4 (ноябрь). С. 7-16.

POSITIVE POTENTIAL OF THE LONELINESS OF YOUTH PERSONALITY GROWTH

Elena V. Neumoeva-Kolchedantseva

Tyumen State University, Institute of psychology and pedagogics; 10 Semakova str., Tyumen, Russia, 625003

The author of the paper regards theoretical and practical aspects of loneliness. Opens up loneliness nature as a psychic phenomenon. Offers typology of loneliness, which makes it possible to work it out as a problem and at the same time as a source of personality growth. Defines the strategy of psychological and pedagogical help for personality growth. Describes practically — oriented model of work with high-school students, which helps to create best conditions for realization of positive potential of loneliness.

Key words: loneliness, loneliness as source of personality growth, positive potential of the loneliness, typology of loneliness, internal conditions of positive loneliness potential realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.