ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА СТУДЕНТАМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ
Интроверсия, личностный фактор, переживание одиночества, студенты, экстраверсия, эмоциональная сдержанность, эмоциональность.
Одиночество человека - сложная научная проблема, обусловленная социальными, психологическими, демографическими, экономическими и другими факторами. Современное положение таково, что по ряду причин сильный пресс испытывает молодежь. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в студенческой среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, нарушения межличностных отношений, отчаяние, одиночество. Однако проблема переживания одиночества (ПО) является далеко не однозначной. Человек может чувствовать себя одиноким (либо, напротив, остро ощущать недостаток одиночества) при любых условиях жизни. Если даже допустить возможность построения идеального общества, способного гарантировать свободу и социальную защищенность каждой личности, личные проблемы людей, связанные с особенностями их характера и отношениями с другими людьми, не исчезнут.
Цель настоящей работы - выявление структурно-содержательных особенностей ПО студентами в зависимости от личностных факторов. В ПО молодыми людьми существует относительно устойчивое когнитивно-эмоциональное ядро, структурно-содержательные характеристики которого обусловлены устойчивыми измерениями личности. В качестве последних предположительно может выступать т.н. «Большая пятерка» в биполярной версии Х. Тсуйи (экстраверсия-интроверсия, привязанность-отделённость, контролирование-естественность, эмоциональность-эмоциональная сдержанность, игривость-практичность).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые установлены межконструктные связи и взаимодействия в процессе переживания одиночества студентами, описаны его психологические особенности и поведенческие проявления.
Для достижения цели исследования, вынесенной в заглавие статьи, использованы: пятифакторный опросник личностных свойств Х. Тсуйи и модифицированная шкала одиночества UCLA Д. Рассела и М. Фергюсона, позволяющая распределить всех респондентов на группы неодиноких и одиноких. Подробно этот сюжет раскрыт в другой статье автора [Яблокова, 2009, с. 116-118].
Экспериментальное исследование проводилось во втором семестре 2008/09 учебного года на базе трех красноярских университетов: технологического, педагогического им. В.П. Астафьева, Сибирского федерального. Выборочная совокупность составила 208 респондентов. Одним из ведущих приемов обработки эмпирических данных стал лонлинологи-ческий метод (от loneliness - одиночество). Последний содержит два подхода: уровневый (традиционный) и интегрально-потенциальный (инновационный), каждый из которых применяется в зависимости от специфики решаемой исследовательской задачи. Другой метод обработки - личностно-лонлинологический. С его помощью удалось исследовать проблему в трех ракурсах: по личностным качествам респондентов в контексте уровней ПО; по уровням ПО в контексте личностных качеств; по соотношению числа испытуемых и их интегральных потенциалов переживания одиночества (ИППО).
Для статистической обработки данных был использован метод сравнения двух независимых выборок с помощью ф-критерия Фишера. Получено тридцать коэффициентов различия. Совокупная величина включает в себя комбинацию перекрестных сочетаний двух уровней
ПО, трех ракурсов, пяти биполярных личностных конструктов. Были определены статистические незначимые (р>0,05), значимые (р<0,05) и высокозначимые (р<0,01) уровни различия. Первая группа, где фэмп<1,64, насчитывает 23 показателя, вторая (ф.,',„> 1,64) - 5, третья (фэмп>2,28) - 2 [Ермолаев, 2004, с. 166].
По нашему мнению, в каждом фэмп сфокусирована поливариантная информация о содержании, структурных связях и отношениях, сложившихся между двумя сферами - лонлино-логической и личностной. Коэффициенты различия, вероятно, можно сравнить с внедренными в подвижную и неоднородную среду высокопрочными сваями, на которых строится здание психологической интерпретации.
В результате статистического анализа выяснилось, что в личностном факторе «игривость-практичность» шесть показателей критериев Фишера - фэмп - расположились в диапазоне от 0,01 до 0,30; «привязанность-отделённость» - от 0,05 до 0,50; «контролирование-естественность» - от 0,48 до 1,12; «экстраверсия-интроверсия» - от 0,57 до 2,37; «эмоци-ональность-эмоциональная сдержанность» - от 1,14 до 2,37. Таким образом, диапазон критериев фэмп в первых трех случаях оказался ниже 1,64. А это значит, что все до единого уровни различия в контексте названных биполярных конструктов являются статистическими незначимыми. Сложившаяся ситуация, вероятно, объясняется неконгруэнтностью психологических характеристик, присущих одиночеству и перечисленным личностным качествам. А это, в свою очередь, означает, что от них процесс переживания одиночества никоим образом не зависит.
Экспериментальное исследование и статистический анализ показали, что в контексте фактора «экстраверсия-интроверсия» высокозначимые и значимые уровни различия существуют при сравнении независимых выборок: «неодинокие экстравертные и одинокие экстравертные» (фэмп=2,37), «неодинокие экстравертные и неодинокие интровертные» (фэмп=1,91), «экстравертные и ИППО экстравертными» (фэмп=1,64). (Первый конструкт в парах - приоритетный.)
Первая цифра показывает, что в наших конкретных реалиях проблема одиночества не актуальна среди экстравертных студентов. В ходе эксперимента многие из них максимально высокие баллы самоощущения выставили утверждениям: мне нравится общаться с незнакомыми людьми; мне нравится приобретать новых друзей и знакомых; я люблю находиться в больших и веселых компаниях; я привлекателен для лиц противоположного пола. Эти данные согласованно свидетельствуют о том, что переживания, связанные с дефицитом социальных и личных отношений для экстравертных респондентов имеют, как правило, нетипичный характер. К наиболее адекватным социальным навыкам этой группы студентов можно отнести: умение поставить себя (это относится и к внешности, и к поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль (как это предписывается в различных молодежных сообществах).
Сравнивая вторую пару выборок, необходимо иметь в виду, что, согласно Юнгу, «каждый человек обладает механизмами, экстравесией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип...» [Юнг, 1992, с. 7]. Про интровертов Юнг писал: «Всякому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры» [Юнг, 1992, с. 9]. Интровертные студенты, как правило, погружены во внутренний мир своих мыслей, чувств, опыта. Они созерцательны, сдержаны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Характерными чертами личности интровертов, судя по ответам на утверждения Тсуйи, являются: пассивность («мне не нравится быстрый стиль жизни»), подчиненность («я предпочитаю, чтобы кто-то из друзей брал в свои руки руководство»), замкнутость («я предпочитаю уединённость»), избегание новых впечатлений («мне не нравится находиться в многолюдных местах»), стремление не выделяться («в обществе я, обычно, не выделяюсь модной одеждой и поведением»).
Исследование показало: для современных образованных людей, не испытывающих чувства ПО, приоритетным является механизм экстраверсии, а не интроверсии. Тип общения, исповедуемый ими, вероятно, можно назвать личностным и описать его через сочувствие, сопережевание, понимание и доверие. Для возникновения доверия к другому им среди прочего важны и необходимы актуальная значимость объекта и его надежность.
Показатель фэмп=1,64 служит маркером того, что между выборами «экстравертные» и «ИППО экстравертными» существует, хоть и минимальное, но статистически значимое различие. Это наводит на мысль о том, что для некоторых одиноких молодых людей и девушек из вузов Красноярска отнюдь не утрачены навыки социального общения. Вместе с тем, по мнению К.С. Рук и Л.Э. Пепло, «Люди могут быть одинокие даже в системе отношений. Подобно тому как быть одному совсем не означает быть одиноким, точно так же наличие семьи или друзей не вполне гарантирует избавление от одиночества» [Рук, Пепло, 1989, с. 530]. Пока лишь не ясно, является ли дефицит общения причиной ПО или его результатом. Не исключено и то обстоятельство, что одинокие студенты экстравертной направленности в качестве профилактического средства стремятся обрести уверенность в идентификации социального контекста, в котором можно взамен рухнувшей модели общения нащупать новые связи и выстроить обновленные отношения.
В формате фактора «эмоциональность-эмоциональная сдержанность» параметры фэмп следующие: 2,37 - «неодинокие эмоционально сдержанные и неодинокие эмоциональные»; 2,22 - «одинокие эмоциональные и неодинокие эмоциональные»; 2,06 - «ИППО эмоциональными и эмоциональные»; 1,64 - «эмоционально сдержанные и ИППО эмоционально сдержанными». (Приоритетными являются первые конструкты.) Сравнение первой пары, а точнее, сопоставление психологических процессов, ими отражаемых, позволяет предположить, что современные успешные неодинокие студенты оказались существенно более привержены ценностям эмоционально сдержанной направленности. В «неодинокой» системе координат именно они в сравнении с эмоциональными стали доминирующей силой. При переживании одиночества поведенческая палитра у первых намного богаче, чем у вторых. Поведение эмоционально сдержанных является более активным и больше способствует преодолению затруднительной ситуации, чем поведение эмоциональных. Если неодинокий студент убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он предпринимает усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.
Говоря о приоритетном конструкте второй диады, попытаемся проанализировать процесс ПО студентами через призму первичных компонентов, отнесенных Х. Тсуйи к эмоциональному конструкту. Среди них: тревожность, напряженность, депрессивность, самокритичность, эмоциональная лабильность.
Представляется, что существует устойчивая зависимость шкалы одиночества и шкалы тревоги. Связь определяется теми психологическими характеристиками, которые присущи как одиночеству, так и тревожности: беспокойство, озабоченность, нервозность. Общей когнитивной моделью, видимо, является исключительная сосредоточенность на самих себе и своих внутренних переживаниях.
Напряженность - это глубинный аффект. Испытывая напряженность, студент чувствует себя потерпевшим поражение и отвергнутым. Причем это отвержение может быть как действительным, так и воображаемым. Недовольство собой очень часто является важным компонентом напряженности. Человек ощущает потерю, он чувствует себя несчастным. Очевидно, что признаки, характеризующие поведенческие паттерны личности, подверженной эмоциональной напряженности и одиночеству, в значительной степени являются общими.
Одиночество и депрессия связаны друг с другом, но феномен ПО не всегда можно ассоциировать с депрессией. Подавленные и одинокие студенты выражают неудовлетворенность как социальными, так и несоциальными аспектами своей жизни, тогда как не испытывающие чувства подавленности одинокие люди озабочены только социальной неудовлетво-
ренностью. В этом есть смысл, поскольку существует, очевидно, не одна, а несколько причин депрессии. Все же, вероятно, было бы ошибкой не замечать хорошо прослеживаемый переход от состояния ПО к депрессии. Потеря или дефицит социальных связей, в котором индивид сам себя обвиняет, безусловно, ведет к депрессии, и не случайно, что ПО и депрессия тесно связаны.
Существует также выраженная зависимость одиночества и самокритичности студентов. Например, эмоциональные одинокие люди чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми. Подобные чувства испытывают и индивиды с высокой самокритичностью. Они имеют низкую степень внутренних связей и малую способность к воодушевлению. Индикаторами этих признаков являются: отсутствие интереса к студенческой жизни, низкое стремление к овладению профессией, апатия, бесцельность, скука, неуверенность в собственной значимости.
Связь, существующая между одиночеством и высокой эмоциональной лабильностью, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что эмоциональная нестабильность порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что высокая эмоциональная лабильность сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.
Следующий приоритетный конструкт - это «ИППО эмоциональными», то есть сумма баллов ПО, набранных одинокими и неодинокими студентами эмоциональной направленности. Чтобы распознать уровень ПО, опираясь на его эмоциональные проявления, целесообразно выделить соответствующие ему эмоции. Ими могут быть страх и печаль - страх одиночества, печаль из-за чувства опустошенности, психологической изоляции, разочарования, утраты [Изард, 1999, с. 329]. С.В. Бакалдин с помощью факторного анализа, проведенного по выборке n = 274, получил распределение эмоциональных переживаний, связанных с одиночеством, на четыре группы: беззащитность и ранимость; отчуждение от мира и людей; паника и отчуждение от себя; потребность в конкретном человеке [Бакалдин, 2007, с. 14].
Возникают вопросы: способны ли эмоциональные люди к установлению поддерживающих (или ресурсных) межличностных контактов? Какое влияние оказывают высокая эмоциональность и деперсонализация? Как недружелюбие или дистанцирование от субъектов профессиональной деятельности сказывается на самовосприятии одиночества? В какой мере эмоциональное выгорание способствует чувствительности к одиночеству? Эти и другие вопросы пока еще мало изучены. Но, вне всякого сомнения, объективные психологические процессы, отражаемые в них, наложили свой отпечаток на интегральный потенциал ПО эмоциональными испытуемыми. Именно этим обстоятельством, по нашему мнению, объясняется тот факт, что при сопоставлении двух конструктов уровень различия между ними оказался статистически значимым, а приоритетным стал конструкт «ИППО эмоциональными».
В паре «эмоционально сдержанные и ИППО эмоционально сдержанными» второй компонент - ярко выраженный аутсайдер. Эмоционально сдержанные студенты, очевидно, имеют внешне «разумные» стандарты социальных взаимодействий, выводимые из основных общественных потребностей и включающие собственный опыт и культурные нормы. Неудивительно поэтому, что феномен ПО не актуален для беззаботных, самодостаточных, эмоционально стабильных и эмоционально комфортных студентов красноярских высших учебных заведений.
Основываясь на результатах исследования, мы пришли к следующим научным выводам: 1) существует тесная связь между ПО студентами и такими личностными конструктами, как «экстраверсия-интроверсия» и «эмоциональность - эмоциональная сдержанность»; 2) отсутствует взаимная зависимость между самоощущением переживания одиночества и тремя остальными биполярными структурно-содержательными характеристиками из «Большой
пятерки»: привязанность-отделенность, контролирование-естественность, игривость-практичность. Эти выводы могут быть полезны не только для последующих исследований и психотерапевтической практики, но и для всех тех, кто надеется точно понять феномен ПО, а также уменьшить его власть над человеком или позволить ему «ужиться» с нами в наиболее конструктивной форме.
Библиографический список
1. Бакалдин С.В. Одиночество и его связь с функциями Я: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ку-бан. гос. ун-т. Краснодар, 2007. 16 с.
2. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. 3-е изд., испр. / МПСИ. М.: Флинта, 2004. 355 с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
4. Рук К.С., Пепло Л.Э. Перспективы помощи одиноким // Лабиринты одиночества: пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. С. 512-551.
5. Юнг К.Г. Психологические типы. Репринт, изд. М.: Алфавит, 1992. 104 с.
6. Яблокова Е.Ю. Психологические и социально-демографические факторы переживания одиночества студентами: методический аспект // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2009(2) / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С. 116-122.