УДК 159.9 ЗАБАБУРИНА О.С.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева E-mail [email protected]
UDC 159.9
ZABABURINA O.S.
Candidate of Psychology Associate professor Department of general and developmental psychology, Orel State University
E-mail [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ* FEATURES OF LONELINESS IN ADOLESCENCE
Статья выполнена в рамках общей проблемы психологии одиночества. Рассматривается вопрос об одиночестве как психологическом феномене, дается анализ различных подходов к пониманию одиночества в психологии. Представлены результаты эмпирического исследования возрастных аспектов одиночества в подростковом возрасте.
Ключевые слова: одиночество, одиночество подростков, возрастные аспекты одиночества подростков, одиночество и личностные особенности подростков.
The article is carried out within the framework of the general problem ofpsychology of loneliness. The question of loneliness as a psychological phenomenon is considered, and various approaches to understanding loneliness in psychology are analyzed. The results of an empirical study of the age-related aspects of loneliness in adolescence are presented.
Keywords: loneliness, loneliness of adolescents, age aspects of teenage loneliness, loneliness and personality characteristics of adolescents.
Социально-психологическое благополучие человека, его психологическое здоровье во многом определяется опытом его детства и юности. Важной характеристикой внутренней жизни индивида является одиночество, которое может возникать на относительно ранних этапах онтогенеза. В науке существуют две направленности в рассмотрении феномена одиночества и, прежде всего, понимания его влияния на жизнь человека. В самых общих чертах можно сказать, что в одном случае одиночество считается естественным состоянием рефлексирующего, развивающегося человека, необходимым этапом самопознания и личностного самоопределения; в другом случае подчеркивается деструктивное влияние одиночества на внутренний мир и психологическое здоровье человека. Наибольшее число исследований феномена одиночества выполнено в рамках второго направления. В психологии представлены различные подходы к пониманию одиночества, попытки классифицировать его виды, выделить психологические механизмы, выявить связь с различными характеристиками личности и т.д. Однако, на наш взгляд, недостаточно изучены возрастные аспекты одиночества, в частности, его специфика на одном из важнейших этапов становления личности - подростковом возрасте.
Как было уже сказано, в большинстве исследований одиночество представлено как негативное эмоциональное переживание, разрушительным образом влияющее на личность. Психологический феномен одиночества можно рассматривать в разных аспекта - как чувство, процесс, отношение, потребность и т.п. [9]. Одиночество как чувство проявляется в переживании человеком своего отличия от других, которое может приводить к ощущению непонимания и непринятия себя другими и становиться серьезным психологическим барьером в общении. Одиночество как процесс чаще всего описывается как постепенное утрачивание человеком способности адекватно воспринимать и, что важно, реализовывать в кокретных жизненных ситуациях общественные ценности, принципы и
нормы, что приводит к утрате личностью статуса субъекта социальной жизни. Одиночество как отношение основывается на неспособности человека принять самоценность мира, когда он, рефлексируя свои отношения с другими людьми и обществом в целом, не интегрирует себя в это общество. Одиночество можно рассматривать и как особую форму самовосприятия, острую форму самосознания, которая отражает распад реальной системы отношений и связей внутреннего мира личности [10]. Кроме того, одиночество может существовать и как определенная жизненная позиция - осознанное нежелание личности создавать и поддерживать близкие отношения с кем бы то ни было.
Однако обычно одиночество воспринимается человеком как сугубо индивидуальное, часто уникальное переживание. Это переживание связано с ощущением утраты своей внутренней целостности и внешней гармонии с миром. Безусловно, состояние одиночества имеет широкий диапазон выраженности: от нормального своего проявления, когда одиночество является необходимым для развития личности состоянием, до, когда оно осознается как психологическое неблагополучие и сопрягается с другими негативными психологическими проявлениями, становясь, например, одним из симптомов невроза. В связи с этим, одиночество часто ся как из психогенных влияющих на циональное состояние и здоровье человека.
В разных психологических направлениях поразному трактуют и само понятие одиночества, и его природу, и его значение для жизнедеятельности индивида [7, 8, 11, 12]. В рамках направления (Д. Зил, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Феррера и др) одиночество понимается как отрицательное состояние, основанное на опыте раннего детства. Представители этого направления делают акцент на внутриличностных факторах одиночества (нарцистические черты личности, мания величия, внутренние конфликты и т.д.). Когнитивисты (Э.Д. Перлман, К. Рук) отмечают, что человек чувствует одиночество, как
*Статья публикуется по итогам работы Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-20 октября 2017 года.
© Забабурина О.С. © Zababurina O.S.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (78), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 78. 2018
только он осознает (познает) диссонанс между желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов, т.е. одиночество - это один из конструктов сознания. Причем, испытывать состояние одиночества человек может только, когда он осознает себя одиноким. Представители интеракционист-ского подхода (Р. Вейс, В. Серма) полагают, что одиночество детерминировано не только личностными характеристиками, а представляет собой результат взаимодействия двух факторов - личности и ситуации. Причину одиночества они видят в недостатках социального взаимодействия человека: оно может быть обусловлено и субъективно-личностной предрасположенностью индивида к одиночеству, и воздействием определенных социальных ситуаций. В рамках феноменологического подхода считается, что основной причиной одиночества является расхождение между присущими сознанию «чистыми» образцами общения и межличностных отношений и реальным состоянием индивидуальной сетки общения. В результате человек начинает переживать свою «неправильность», оторванность от других. Так, по мнению К. Роджерса, состояние одиночества возникает в результате противопоставления истинного индивида и его роли и по сути представляет собой отчуждение личности ее истоков. Согласно экзистенциальному подходу (Ялом, Мустакас), одиночество внутренне присуще человеческой психике, оно не является патологией, преодолеть его невозможно, а его причинами надо искать в условиях бытия человека. Более того, способность личности к одиночества - это необходимое условие формирования, и развития. В отечественной психологии, одиночества как менее разработана, и рассматривалась прежде всего как проблема общения, межличностного взаимодействия [2, 4, 9].
В психологии существует множество попыток классифицировать виды одиночества. Нам представляется интересной классификация Корчагиной С.Н., основанная на соотношении в личности идентификации и обособления, согласно которой выделяются отчуждающее, диффузное и диссоцииированное одиночество [5]. При отчуждающем одиночестве в структуре личности преобладает действие обособления, которые в конечном счете могут приводить к отчуждению человека (от других норм, ценностей, группы, мира в целом). Благодаря действию процессов человек свое состояние и его причины. При диффузном одиночестве наблюдается преимущественное вие механизмов идентификации: человек, усиленно отождествляя себя с другими людьми (группой), утрачивает свое «Я» (оно начинает восприниматься как дое и даже пугающее). Механизмы обособления при этом ограничены ми «Я». По сути «Я» растворяется в социуме, а общение обезличивается. Диссоциированное одиночество основано на выраженности действия и процессов , и процессов отчуждения, которые могут резко сменять друг-друга по к одним и же людям. Такое одиночество особо рое и болезненное. Первые два вида одиночества имеют значительный диапазон проявления - от нормы до пограничности, третий тип относится к пограничным состояниям и нормального проявления не имеет.
Одиночество безусловно имеет определенную возрастную специфику, обусловленную разными факторами (содержанием развития самосознания личности, возрастными особенностями общения, психологическими задачами конкретного возраста и т.д.), и поразному влияет на развитие личности. Так, по Г. Салливана, одиночество с недостаточностью, утратой или утраты тех взаимоотношений, которые формируются на этапах развития. Он полагает, что в завершенной и тяжелой одиночество проявляется, с подросткового возраста.
Однако в психологии не существует однозначного мнения по поводу подросткового одиночества. В одних случаях одиночество подростков трактуется как социальное по своей природе явление, не имеющее серьезной психологической основы и проявляющееся в достаточно поверхностных переживаниях. В других случаях одиночество подростков понимается как за-
кономерное для этого возраста состояние, во многом психологическое по своей природе и наполненное драматичными переживаниями [1, 4, 5, 6, 9].
При этом очень важно различать понятия «одиночество», «изоляция» и «уединение». Все эти явления присутствуют в жизни подростка и выполняют разные функции в формировании его личности. Становление самосознания, приобретение опыта социального взаимодействия, поиск и утверждение своей уникальности определяют движение подростка к своему Я и требуют уединения, предполагают одиночество и сталкивают с изоляцией. Характер и глубина одиночества, формы его переживания и способы преодоления (или принятия) обусловливаются внешними факторами (характер детско-родительских отношений, особенности взаимоотношений со сверстниками, содержание Я-концепции и т.п.) и психологическими особенностями подростка. [1]. При этом, очень важно, как сам подросток воспринимает свое одиночество и как его использует
Под нашим руководством было проведено изучение возрастных аспектов одиночества подростков [3]. Мы предположили, что одиночество в 11-12 лет и 13-14 лет отличается по уровню выраженности и по преобладающему виду, а также, что существует связь между выраженностью одиночества подростков и их личностными особенностями (тревожностью, застенчивостью, экстраверсией/интроверсией и нейротизмом).
Общая выборка нашего исследования составила 40 испытуемых, которые были разделены нами в соответствии со своим возрастом: 1 группа - подростки 11-12 лет, 2 группа - подростки 13-14 лет. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон), опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина), методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора), личностный опросник Г. Айзенка, методика измерения застенчивости (Е.П. Ильин). Для статистической обработки полученных данных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Нами были получены следующие результаты. Все подростки нашей выборки, независимо от возраста испытывают одиночество, однако оно имеет разную выраженность у испытуемых 1 и 2 групп. У подростков 11-12 лет выявлено преобладание высокого уровня одиночества (выс. ур. - 50%, ср. и низ. ур. - по 25%), а у подростков 13-14 лет одиночество чаще соответствует высокому (35%) и низкому (35%) уровням. Различие в уровнях одиночества испытуемых 1 и 2 групп статистически подтверждено (г« = 0.062). Нами обнаружено также различие в преобладающих видах одиночества испытуемых 1 и 2 групп: у подростков 11-12 лет преобладает диффузное одиночество (65%), а у подростков 13-14 лет - диссоциированное одиночество (50%). У обеих групп испытуемых выявлена сложная структура одиночества - наличие сочетания нескольких видов одиночества (1 группа - у 75%, 2 группа - у 65%). В 1 группе в большинстве случаев наблюдается сочетание диссоциированного и отчуждающего одиночества, а во 2 группе - сочетание диффузного и диссоциированного одиночества. Различие в видах одиночества у испытуемых 1 и 2 групп подтверждено статистически (диффузноне одиночество - г« = 0.415, отчуждающее одиночество - г = 0.475, диссоциированное одиночество - г« = 0.448). Таким образом, у подростков 13-14 лет уровень выраженности одиночества ниже, чем у подростков 11-12 лет, но преобладает более сложный вид одиночества (диссоциированное). Большинство подростков нашей выборки испытывают тревожность: 1 группа - 85%, 2 группа - 90%. В обеих группах преобладает средний уровень тревожности (1 группа - у 45%, 2 группа - 50%). Однако, нами не было выявлено статистически значимой связи между одиночеством и тревожностью у испытуемых обеих групп. При этом у подростков 11-12 лет обнаружена статистически значимая связь
одиночества с нейротизмом (чем выше уровень эмоциональной неустойчивости, тем ниже уровень одиночества), а у подростков 13-14 лет - с интроверсией/интроверсией, а также с нейротизмом (чем выше экстравертированность, тем менее выражено одиночество; чем выше интровертированность, тем выше уровень одиночества). Определенной части испытуемых нашей выборки присуща застенчивость: 1 группа - 55%, 2 группа - 45%. Интересно, что у подростков 11-12 лет значимой связи между одиночеством и застенчивостью не выявлено, а у подростков 13-14 лет такая связь нами обнаружена.
Таким образом, всем подросткам нашей выборки, вне за-
висимости от возраста, присуще состояние одиночества, однако оно более выражено у младших подростков. Для младших и средних подростков характерно преобладание разных видов одиночества: для большинства младших подростков характерно диффузное одиночество, а для большинства средних подростков - диссоциированное. Выявлена статистически значимая связь одиночества с нейротизмом у младших подростков и с интроверсией-экстраверсией и нейротизмом у старших подростков, с застенчивостью у средних подростков. Не выявлено статистически значимой связи одиночества подростков с тревожностью.
Библиографический список
1. Дементий Л.И. Личностные типы и социально-психологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте / Л.И. Дементий, Е.М. Коротеева // Омский научный вестник, 2010. №4 с.97-101.
2. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена / О.Б. Долгинова // Прикладная психология. 2000.
№ 4.
3. Забабурина О.С., Семенова К.А. К вопросу о психологии одиночества/Проблемы личности в современном мире. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (30 марта 2017 года). Орел: изд-во ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» 2017. С. 165-168.
4. КлеМ. Психология подростка. М.: Педагогика, 2004.
5. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
6. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков. // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология, 2001. №3. C. 61-65.
7. Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход. // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.). М., 2002.
8. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.). М., 2002.
9. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества. // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.). М., 2002.
10. Скорова О.И. Психологические аспекты одиночества. М., 2008
11. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества. //Психологическая наука и образование, 2007. № 3, С. 27-35.
12. Хараш А.У. Психология одиночества //Педология/новый век, 2000. № 4.
References
1. Dementy L.I. Personal types and socio-psychological determinants of loneliness in adolescence / LI. Dementy, E.M. Koroteeva // Omsk Scientific Bulletin, 2010. №4 Pp.97-101.
2. Dolginova O.B. The study of loneliness as a psychological phenomenon / OB Dolginova // Applied psychology. 2000. № 4.
3. Zababurina OS, Semenova K.A. On the psychology of loneliness / Problems of the individual in the modern world. Collection of proceedings on the results of the International Scientific and Practical Conference (March 30, 2017). Orel: publishing house FGBOU IN "OSU named after IS. Turgenev " 2017. Pp. 165-168
4. Kle M. Psychology of a teenager. M .: Pedagogy, 2004.
5. Korchagina S.G. Psychology of loneliness: a textbook. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2008.
6. Malysheva S.V. Features of loneliness in adolescents // Bulletin of the Moscow University. Ser. 14. Psychology, 2001. № 3. Pp. 61-65.
7. Miyuskovich B. Loneliness; interdisciplinary approach // Labyrinths of loneliness (compiled, edited and preface by Pokrovsky N. Ye.). M., 2002.
8. Perlman D., Peplo L. Theoretical approaches to loneliness // Labyrinths of loneliness (compiled, ed., Ed., Pokrovsky N.Ye.). M.. 2002.
9. Serma V. Some situational and personal correlates of loneliness // Labyrinths of loneliness (compiled, edited and preface by Pokrovsky N.Ye.). M., 2002.
10. Skorova O.I. Psychological aspects of loneliness. M., 2008
11. SlobodchikovI.M. Modern studies of the experience of loneliness // Psychological science and education, 2007. No. 3. Pp. 27-35.
12. HarashA.U. Psychology of loneliness // Pedology / new century, 2000. № 4.