Научная статья на тему 'Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации'

Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3423
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ДЕПРИВАЦИЯ / ДИССОЦИИРОВАННОЕ ОДИНОЧЕСТВО / LONELINESS / EXPERIENCE / REFLECTION / EMERGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уманская Е. Г.

В статье описывается переживание одиночества подростками как когнитивного эмоционального явления, стимулирующего появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of experience of loneliness teenagers in the conditions of a deprivatsiya

The paper describes experience of loneliness development of the person, a reflection stimulating emergence concerning own life and prospects of the development

Текст научной работы на тему «Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации»

УДК 159.922.73

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Е.Г. Уманская

В статье описывается переживание одиночества подростками как когнитивного эмоционального явления, стимулирующего появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития

Ключевые слова: одиночество, депривация, диссоциированное одиночество

Одна из отличительных черт одиночества

- это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно всеохватывающее. Одиночество - совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества.

Одиночество - показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности.

Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и, вместе с тем, чувствовать одиночество.

Присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке.

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе.

Одна из них понимает одиночество как состояние, которое противоречит самой сути человека, так как последний является существом общественным. В данном подходе одиночество понимается как отражение внутренней несогласованности человека с самим собой, несогласованность отношений с миром. Также одиночество характеризуется потерей надежды на «хорошее» будущее, снижением социальной активности. Но здесь же говорится о том, что необходимо разделять понятия «одиночество» и «уединение». Уединение не обрывает социальные контакты человека, а выводит его на другой уровень общения, на котором он концентрирует внимание лишь на наиболее существенных, обогащающих формах общения. Уединение представляется необходимым условием для очищения, углубления, познания себя. Одиночество же является полной противоположностью уединения.

Во второй точке зрения прослеживается полярное отношение к одиночеству. С одной стороны отмечается нежелательность и даже в

Уманская Елена Геннадьевна - МПГУ, канд. психол. наук, доцент, тел. 8-916-632-62-20, e-mail: [email protected]

некоторой степени пагубность данного чувства, а с другой подчеркиваются возможности, которые открываются перед человеком, находящимся наедине с собой. В данных работах можно заметить позитивный настрой на решение проблемы, или изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества -наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, открывает одиночество.

Мы считаем, что особенностями переживания одиночества по-разному

определяются перспективы развития подростка, и что эти особенности, в свою очередь, сами зависят от степени осознания и обращенности к своим ресурсам и возможностям. Переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека,

стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития. Но одиночество может переживаться и осознаваться как непродуктивное негативное эмоциональное переживание.

Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой - может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и суициду (Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.).

С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего «Я», осознание себя как личности и индивидуальности.

На разных стадиях развития и становления подростка одиночество может переживаться по-разному и вызывать множество проблем. Исходы переживаний могут быть альтернативными, переживаемое одиночество либо становится побуждением к раскрытию своих возможностей, ступенькой к поиску себя, либо -обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду.

Именно в этот период подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Обэтом свидетельствуют

обращения подростков на телефон экстренной психологической помощи, в психологические службы для молодежи и подростков, в редакции газет и журналов.

Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее

отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития.Чрезвычайно важным является овладение подростками средствами осознанной саморегуляции и рефлексивного

управления своей активностью.

Одиночество, таким образом, часто переживается тягостно и воспринимается как момент остановки собственной активности, что приводит к нарушению привычной жизнедеятельности. Подростки, на наш взгляд, еще недостаточно овладели средствами рефлексивного контроля за своими состояниями и поведением.

Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них -отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста.С этой точкой зрения трудно согласиться (Дольто Ф. На стороне подростка. - Екатеринбург: 2010.).

Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное,

несерьёзное по природе. Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества.

Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными

психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни.

Третья точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И. С. Кону. Он

рассматривает одиночество подростка как

нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно

вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. «Я» подростка ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении. А также в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Учитывая всё вышесказанное, нужно заметить, что одиночество подростков всё же является естественным состоянием человека в этом возрасте. Психология общения в подростковом и возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух

потребностей: обособления и потребности в

принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками (Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989).

Итак, признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску.

Развитие в условиях депривации способствует наибольшей интенсивности переживания одиночества как негативного эмоционального переживания.Одиночество в подростковом возрасте одно из значимых переживаний.

У подростков, развивающихся в условиях депривации,осознание уникальности тесно связано с осознанием своей социальной исключительной «ничейности», что вызывает ощущение внутренней пустоты и одиночества.

Проведенное нами исследование позволило установить, что подростки, воспитывающиеся в условиях депривации, испытывают более высокий уровень переживания одиночества по сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися под постоянной опекой семьи. Данные нашего исследования дали нам возможность выявить характерные виды переживания одиночества для различных уровней

переживания одиночества и охарактеризовать наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния переживания одиночества.

У подростков, воспитывающихся в условиях депривации, показатели по высокому уровню переживания одиночества значительно больше выражены, по сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися под постоянной опекой семьи. Данные респонденты испытывают глубокое переживание одиночества, чувствуют себя покинутым, отдаленными от остальных, им не хватает общения. Они глубоко погружены в это состояние. Низкий уровень одиночества был выявлен нами только у подростков воспитывающимися под постоянной опекой семьи. Респонденты спокойны, чувствуют себя одинокими лишь время от времени. Иногда таким испытуемым не хватает общения и внимания, понимания. Это подтверждает наше предположение о том, что подростки, находящиеся под постоянной опекой семьи испытывают менее выраженное состояние одиночества.

Мы выявили, что для большинства подростков, воспитывающиеся в условиях депривации, характерно диссоциированное одиночество и это состояние отличаетбольший спектр эмоциональных переживаний, таких как: усталость от общения, незащищенность, страх, скука, боль, тоска отсутствие поддержки, неуверенность в себе. Диссоциированный вид одиночества характеризуется как наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой даже к одним и тем же людям. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности. Все это свойственно подросткам, воспитывающимся в условиях депривации.

У подростков, воспитывающихся в условиях депривации, явно преобладает диссоцированное одиночество. Уподростков воспитывающимися под постоянной опекой семьи этот вид одиночества представлен меньше всего,что говорит нам о глубине и сложности переживания этого феномена у подростков, воспитывающихся в условиях депривации, так как этот вид одиночества является наиболее сложным и деструктивным. Диссоциированный

вид одиночества характеризуется как наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Определяется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой даже к одним и тем же людям. Диссоциированное одиночество выражается в тревожности, возбудимости и демонстративности характера, противоборстве в конфликтах, личной направленности. Все это свойственно подросткам, воспитывающимся в условиях депривации.

Подросткам же, воспитывающимся под постоянной опекой семьи характерны более низкие уровни переживания одиночества и преобладает диффузное одиночество и одиночество управляемое. Диффузное одиночество возникает при преобладании у субъекта тенденции идентифицировать себя с другими людьми, социальными группами, идеями и т.д.Типичная черта подростковых групп

- чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, а в условиях интерната и от «чужаков» подростки зачастую некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Управляемое одиночество, или уединенность - этот вид представляет собой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума.

Такой вид одиночества, как управляемое одиночество мы выявили только у подростков из обычной общеобразовательной школы, что говорит нам о том, что даже для гармонично развивающихся подростков, воспитывающихся под постоянной опекой семьи характерно одиночество. А это подтверждает наше предположение о том, что состояние одиночества является нормальным явлением, присущим подростковому возрасту, как естественное состояние этого возраста.

Причины одиночества подростков в условиях депривации связаны с условиями развития, что обуславливает наибольшую интенсивность эмоциональных переживаний одиночества.

Московский педагогический государственный университет

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EXPERIENCE OF LONELINESS TEENAGERS IN THE

CONDITIONS OF A DEPRIVATSIYA

E.G. Umanskaya

The paper describes experience of loneliness development of the person, a reflection stimulating emergence concerning own life and prospects of the development

Key words: loneliness, experience, reflection, emergence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.