ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (ВОЗРАСТНЫЕ, ГЕНДЕРНЫЕ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ)
PERSONAL-PROFESSIONAL HUMAN DEVELOPMENT (AGE, GENDER AND INTERCULTURAL ASPECTS)
УДК 159.99
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ КАК ФАКТОР ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ
Мельничук Андрей Степанович — кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности; факультет психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]
С одиночеством люди «знакомы» на протяжении многих веков (о чём свидетельствует упоминание о нём уже в библейских текстах). Однако именно сегодня оно стало распространённой социальной и психологической проблемой, привлекающей внимание исследователей различных специальностей. При этом рассматриваемый феномен проявляется в достаточно разнообразных формах, различающихся соотношением объективной ситуации (например, возможности тем или иным образом общаться) и её осмысления человеком. Поэтому, несмотря на свою, казалось бы, очевидность, «одиночество» — это «слово, имеющее многочисленные зна-
чения и ещё большее число интерпретаций» [8, с. 21]. Специально не затрагивая вопроса о соотношении одиночества со «смежными» понятиями, отметим, что в наиболее общем психологическом плане его можно рассматривать как проявление неудовлетворённости человека межличностными отношениями, в которые он включён. При этом речь может идти о неудовлетворённости как «количеством» взаимодействия (количеством контактов, их продолжительностью), так и его «качеством» (степенью эмоциональности, взаимопонимания и т.д.).
С одиночеством может столкнуться любой человек, однако одной из наиболее уязвимых групп являются студенты.
Согласно приводимым в отечественных и зарубежных публикациях оценкам, одиночество в той или иной мере испытывают не менее чем 50% студентов, а выраженное, остро переживаемое одиночество ощущали до 1/3 этого числа. С одной стороны, это связано с нарушением привычных межличностных связей из-за обучения в другом городе в сочетании с необходимостью адаптации к иной социальной среде и системе взаимоотношений. С другой стороны, проблемность в социальных связях остро воспринимается молодыми людьми в силу выраженной потребности в принятии группой, самоутверждении, а также в интимно-доверительном общении.
Одиночество обычно сопровождается выраженными негативными переживаниями (вплоть до депрессии), снижающими работоспособность студента и качество освоения учебного материала. Стремясь преодолеть одиночество, студент порой увеличивает активность в сфере общения в ущерб учёбе. Субъективными путями выхода из психологического дискомфорта также могут стать различные аддикции или же вовлечение в организации деструктивной направленности (дающие ощущение наличия духовно близких людей). Поэтому весьма остро стоит задача предупреждения одиночества у студентов и содействия им в его конструктивном преодолении (с учётом того, что сознательное уединение также весьма важно для продуктивного решения ряда жизненных задач). Хотя одиночество во многом связано с объективными обстоятельствами
РЕЗЮМЕ
Убеждения личности рассматриваются как фактор генезиса и углубления одиночества посредством формирования коммуникативных установок и оценки коммуникативных ситуаций. Показаны механизмы влияния иррациональных убеждений на такие предпосылки одиночества, как сокращение межличностных контактов и ухудшение «качества» общения. В статье анализируются следующие иррациональные убеждения: различные виды «долженствования» (перфекционизм, обязанность близких людей «понимать друг друга без слов»); убеждения в эгоистичности людей и нежелательности эмоционального самораскрытия; трактовка несогласия со своим мнением как неуважения; убеждения в обязательности одобрения человека со стороны окружающих, в детерминации самооценки внешними оценками. Отмечена роль коррекции убеждений в психологической помощи студентам по проблеме одиночества.
Ключевые слова: одиночество, студенты, убеждения о межличностных отношениях, иррациональные убеждения, перфек-ционизм.
жизни студентов, однако далеко не все из них оказываются одинокими, а многие успешно и быстро из него выходят. Это делает актуальным выявление именно психологических факторов предрасположенности к одиночеству и трудности его преодоления.
В отечественных публикациях по проблеме одиночества у молодёжи часто затрагивается его связь с личностными характеристиками, влияющими на успешность включения в межличностные отношения (например, в весьма детальном исследовании Г.Р. Шагивалеевой [9] речь идёт о роли тревожности, интроверсии, нейротизма, агрессивности, мотивации достижения и аффилиации). Вместе с тем продуктивно обратиться к позиции Дж. Янга и рассмотреть одиночество в контексте имеющихся у человека убеждений. По мнению данного автора, причиной того, «почему отдельные люди не могут создать удовлетворяющих их отношений», могут служить разделяемые ими «фундаментальные основополагающие допущения» о себе и других людях [11, с. 572-573]. Во-первых, убеждения человека тесно связаны со многими особенностями его личности, затрудняющими продуктивное установление и поддержание контактов. Во-вторых, убеждения выступают существенным фактором восприятия и интерпретации коммуникативных ситуаций.
Релевантные проблеме одиночества убеждения имеют различное содержание. Например, они могут отражать общую позицию человека относительно характера включения в общение. Так, в современном обществе (в том числе и среди молодёжи) распространение получает убеждение в том, что в жизни следует ориентироваться в первую очередь на собственное благополучие и комфорт, не обременяя себя глубокими прочными отношениями, ответственностью и беспокойством за других людей [7, с. 207]. Однако с высокой долей вероятности можно предположить, что разделяющий такие представления человек (даже ограничив своё общение только формально необходимыми контактами) будет ощущать себя скорее «одиночкой», чем одиноким.
Поэтому в контексте работы с переживающими одиночество студентами нам представляется более важным обратить внимание на иной тип убеждений. С одной стороны, они прямо или косвенно затрагивают сферу межличностных отношений, а с другой — носят
во многом иррациональный (нереалистичный) характер, определяя дезадап-тивные эмоциональные и поведенческие реакции, способные провоцировать возникновение одиночества или затруднять преодоление.
В когнитивной психотерапии отмечена особая роль «долженствований» как «ядра философии однозначных убеждений, являющейся центральной чертой многих эмоциональных и поведенческих расстройств» [10, с. 32]. Ярким проявлением долженствования является перфекционизм — убеждение в обязательности соответствия только самым высоким, чаще всего нереалистичным, стандартам. Такие установки отражаются на системе межличностных отношений человека [5], коррелируя, в частности, с уровнем одиночества у студентов [21]. При этом перфекционизм может стать источником трудностей в установлении контактов и их углублении.
Для одиноких людей характерна повышенная тревожность, сопровождающаяся сомнениями в способности вызывать симпатию у окружающих и боязнью отвержения [19, с. 71]. Источником этой тревожности может стать именно перфекционизм. Одной из существенных психологических проблем перфекцио-ниста является постоянное ощущение своего несовершенства. С этим связан страх, что окружающие люди не станут с ним общаться из-за недостаточного соответствия «эталону».
Другой источник беспокойства пер-фекциониста — опасение поступить в межличностных отношениях «не лучшим образом». Следствием становится минимизация контактов как средство защиты от ожидаемого «удара» по своему «Я» (что объективно создаёт предпосылки для возникновения одиночества). В этом свете показательны данные о прямой корреляции между уровнем ощущаемого студентами одиночества и такими проявлениями перфекциониз-ма, как страх совершить ошибку и постоянные сомнения в предпринимаемых действиях [13, с. 817].
В силу мышления по принципу «всё или ничего» даже весьма высокие достижения оцениваются перфекционистами как неудачи. Результатом их переживаний могут стать депрессивные симптомы и повышенная раздражительность. Первое из этих явлений существенно снижает уровень коммуникативной активности, а второе негативно влияет на глубину взаимоотношений и их устойчивость. При этом сверхвыражен-
ность стремления к совершенству часто сопровождается таким когнитивным искажением, как «катастрофизация», когда даже незначительный «сбой» в общении воспринимается как нечто ужасное и непоправимое. Это также создаёт негативные эмоциональные состояния, затрудняющие коммуникацию или даже приводящие к отказу от общения.
Отечественными авторами выявлена значимая связь общего уровня перфекци-онизма с восприятием одиночества как проблемы [3]. В данном случае переживание субъективного «дефицита» в отношениях может усиливаться следующей логикой: «Если я изо всех сил стремлюсь стать идеальным, то почему же мне так одиноко!!!». По мнению зарубежных исследователей, причиной одиночества может служить то, что «люди с высоким уровнем перфекционизма оказываются столь сфокусированными на достижении высоких стандартов в достижении поставленных целей, что могут не хотеть или не иметь возможности поддерживать межличностные отношения» [14, с. 878].
Интересны данные о прямой связи ориентированного на других перфекционизма с такими аспектами переживания одиночества, как «потребность в компании» и «зависимость от общения». Выявившие эту тенденцию исследователи объясняют её тем, что у перфекциониста образ желательного партнёра по общению во многом нереалистичен. В силу этого «крайне малое количество людей может удовлетворять их требованиям» [3] (что объективно сужает круг контактов). Однако возможна и несколько иная интерпретация указанной корреляции. Мы полагаем, что требование соответствовать идеалу будет с высокой вероятностью отталкивать от перфекциониста других людей или побуждать их переходить на поверхностный и «кратковременный» режим общения. Это создаёт основу для одиночества, одновременно повышая значимость включения в общение «любой ценой».
Долженствование в отношении окружающих может проявляться и в иных (кроме перфекционизма) формах. Дж. Янг в числе «основополагающих допущений» одиноких людей упоминает такое убеждение: «Если люди проявляют настоящую заботу обо мне, они не имеют права покинуть меня» [11, с. 573] (т.е. всегда должны быть со мной). При изучении проблем в браке (которые часто становятся предпосылкой «неявного» семейного
одиночества) зарубежные авторы обратили внимание на роль имеющихся у супругов нереалистичных убеждений о взаимоотношениях. Р. Эйделсон и Н. Эпштейн, разрабатывая «Опросник убеждений об отношениях» выделили пять видов таких убеждений. В контексте данной статьи представляют интерес два из них, имеющие отношение к долженствованию. Первое — это убеждение о том, что «несогласие является деструктивным для отношений» (т.е. человек должен всегда соглашаться с партнёром), а второе — это убеждение о том, что «партнёры должен быть способны "читать мысли"» (т.е. понимать состояния, потребности и предпочтения и потребности друг друга без явного их озвучивания) [15, с. 715]. Такие представления с высокой вероятностью ведут к неоправданности ожиданий, «сбоям» в интерпретации поведения других людей и конфликтам. Это, в свою очередь, детерминирует разочарование в отношениях с субъективно закономерным нежеланием их поддерживать. Если же такие ситуации повторяются достаточно часто, то итогом может стать склонность к замкнутости.
Такое сокращение контактов может иметь два субъективных обоснования. Первое связано с формированием убеждения в своей неспособности выстроить продуктивные взаимоотношения, т.е. с низкой самоэффективностью в сфере общения. В данном плане отметим наличие обратной корреляции между уровнем самооценки и самоэффективности с ощущением одиночества у студентов [12].
Второе «обоснование» проявляется в негативизме человека по отношению к окружающим, прежде всего в атрибуции им эгоизма («не хотят меня понимать», «не уважают мою точку зрения» и т.д.), делающего общение с такими людьми субъективно бессмысленным. По мнению Дж. Янга, для хронически одиноких людей характерны «неадаптивные допущения о том, что другие люди себялюбивы, заботятся только о себе, стремятся использовать в своих целях всех остальных людей» [11, с. 584]. С такими представлениями логично связано убеждение в невозможности доверять людям. В свете этого закономерно, что в качестве фактора одиночества отечественные авторы выделяют повышенный уровень подозрительности, неготовность к самораскрытию (если первое затруд-
няет установление контактов, то второе — их качественное развитие) [4, с. 15; 6, с. 15].
Сходную точку зрения высказывают зарубежные авторы. По их мнению, у людей с низким доверием окружающим «формируется ощущение "отрезанности от других" в силу чего они испытывают более выраженное чувство одиночества». Это положение было эмпирически подтверждено наличием значимой обратной корреляции выраженности у студентов убеждения в доверии с уровнем эмоционального и социального одиночества [18, с. 1087, 1093]. В исследовании другой группы зарубежных учёных также была показана обратная связь выраженности межличностного доверия студентов с различными видами одиночества (социального, в семье, в романтических отношениях) [17, с. 1462-1464].
Будучи следствием рассмотренных выше «долженствований», убеждения в невозможности доверять окружающим и в низкой самоэффективности сами становятся мощным препятствием для налаживания и углубления отношений, т.е. фактором усиления одиночества. Эта тенденция может стать одним из объяснений своеобразного «замкнутого круга», выявленного на студенческой выборке. Он заключается в том, что чем более выражено у студентов ощущение одиночества (т.е. им субъективно требуются расширение и углубление общения), тем в большей степени они предпочитают копинг-стратегию «избегание» и в меньшей степени — стратегию «поиск социальной поддержки» (т.е. сокращают коммуникативную активность) [1, с. 53].
Основой многих нарушений психологического благополучия может выступать «потребность в любви и одобрении» [10, с. 52], связанная с иррациональными убеждениями о необходимости получения от окружающих одобрения (как основы позитивного самочувствия человека) и эмоциональной поддержки. В свете этого отметим, что одним из факторов одиночества выступает «повышенный уровень зависимости личности от её подтверждения другими людьми, проявляющийся в её неспособности находиться наедине с собой некоторое время без возникновения негативного чувства одиночества» [2, с. 4].
С одной стороны, тезис о связи убеждения в необходимости внешнего одобрения хорошо сочетается с тем, что для одиноких людей характерны
сниженная самооценка, склонность к «ведомости» в межличностных отношениях [4, с. 15; 6, с. 15]. С другой стороны, такая связь может показаться парадоксальной (ведь потребность в получении «поглаживаний» от окружающих может как раз побуждать человека к расширению системы межличностных отношений). Объяснение указанного парадокса может быть двояким.
Во-первых, существующий круг общения будет восприниматься субъективно недостаточным в случае малого числа или отсутствия людей, чья оценка является для человека значимой. При этом ощущение «узости» круга общения может субъективно усиливаться стремлением получать «подтверждение» от гораздо большего числа окружающих. Во-вторых, стремление к одобрению и поддержке может сочетаться с опасением получить негативную обратную связь. Способом выхода из этой ситуации становится ограничение общения достаточно узким кругом «проверенных» людей. Однако при этом человеку может не хватать общения (в силу небольшого количества таких психологически безопасных контактов).
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что иррациональные убеждения о межличностных отношениях (относящиеся к самому человеку, к окружающим его людям или процессу взаимодействия) потенциально способны как приводить к возникновению одиночества, так и влиять на его динамику.
Воздействие на систему убеждений студентов может стать продуктивным направлением психологической помощи в ситуациях одиночества. Это обусловлено рядом обстоятельств:
• работа с убеждениями может оказаться наиболее доступным вариантом помощи (в силу невозможности влияния на объективные факторы одиночества и крайней затруднительности коррекции значимых в контексте одиночества личностных особенностей);
• работа с убеждениями будет способствовать переосмыслению жизненных ситуаций и на этой основе — снижению стресса;
• результатом изменений в убеждениях может стать снятие ряда коммуникативных барьеров, ведущее к расширению круга общения и повышению его качества;
• работа с убеждениями может реа-лизовываться в рамках различных видов помогающей деятельности и не носить
при этом характера явного корректирующего воздействия (что значимо с точки зрения часто недостаточной готовности студента запросить такую помощь и принять её).
Однако следует констатировать, что проблематика связи феномена одиночества с убеждениями в отечественных научных публикациях практически не представлена. В рамках рассмотрения такой связи зарубежными авторами в фокусе внимания оказывается какой-либо один вид убеждений (чаще всего перфекционизм), а одиночество в большинстве случаев рассматривается с точки зрения уровня его выраженности, но не специфики смысловой окраски и переживания. Всё это делает актуальным проведение соответствующих эмпирических исследований по затронутой в статье проблеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агнаева К.Х., Верещагина М.В. Копинг-стратегии и переживание одиночества у студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2014. — № 2(28). — С. 51-54.
2. Бакалдин С.В. Одиночество и его связь с функциями «Я»: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар. 2008. — 25 с.
3. Вайнер Е.Ю., Соловьёва Е.М. Связь перфекционизма и одиночества // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum. ru/2015/1348/12757 (дата обращения: 15.05.2018).
4. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб. 2002. — 19 с.
5. Вьюнова Н.И., Ларских М.В., Ку-ташев В.А. Обзор исследований, посвя-щённых интерперсональному аспекту перфекционизма // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2015. — № 59. — С. 22-27.
6. Долгинова О.Б. Одиночество и отчуждённость в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб. 1996. — 17 с.
7. Каштанова О.В. Синглтоны — специфическая категория российских граждан // Вестник Казанского технологического университета. — 2011. — № 11. — С. 206-212.
8. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: соци-
ологические и психологические очерки. — М.: Логос, 2008. — 408 с.
9. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография. — Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. — 157 с.
10. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Пер. с англ. Т. Саушки-ной. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2002. — 362 с.
11. Янг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и пре-дисл. Н.Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. — С. 552-590.
12. Al Khatib S.A. Exploring the Relationship among Loneliness, Self-esteem, Self- efficacy and Gender in United Arab Emirates College Students // Europe's Journal of Psychology, 2012. Vol. 8. No. 1. — P. 159-181.
13. Arslan C., Hamarta E., Ure O., Ozey^il Z. An investigation of loneliness and perfectionism in university Students // Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2010. No. 2. — P. 814-818.
14. Chang E.C., Sanna L.J., Chang R. & Bodem M. R. A preliminary look at loneliness as a moderator of the link between perfectionism and depressive and anxious symptoms in college students: Does being lonely make perfectionistic strivings more distressing? // Behaviour Research and Ther-ap, 2008.Vol. 46. No. 7. — P. 877-886.
15. Eidelson R.J., Epstein N. Cognition and relationship maladjustment: Development of a measure of dysfunctional relationship beliefs // Journal of consulting and clinical psychology, 1982. Vol. 50.No. 5. — P. 715-720.
16. Hamamci Z., Duy B. The Relationship Among Social Skills, Dysfunctional Attitudes, Irrational Beliefs, Interpersonal Cognitive Distortions and Loneliness // Eurasian Journal of Educational Research, 2007. No. 26. — P. 121-130.
17. Qualter P., Quinton S.J., Wagner H.; Brown S. Loneliness, Interpersonal Distrust, and Alexithymia in University Students // Journal of Applied Social Psychology, 2009. Vol. 39. No. 6. P. 14611479.
18. Rotenberg K.J., Addis N., Betts L., Corrigan A., Fox C., Hobson Z., Renni-son S., Trueman M., Boulton M.J. The Relation Between Trust Beliefs and Loneliness During Early Childhood, Middle Childhood, and Adulthood //Personality and Social Psychology Bulletin, 2010. Vol. 36. No. 8. — P. 1086-1100.
19. Wilbert J.R., Rupert P.A. Dysfunctional Attitudes, Loneliness, and Depression in College Students // Cognitive Therapy and Research, 1986. Vol. 10. No. 1. — P. 71-77.
REFERENCES
[1]. AgnaevaK.H., VereshchaginaM.V. Koping-strategii i perezhivanie odinoch-estva u studentov [Coping strategies and the experience of loneliness in students] // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstven-nogo universiteta [Vector of science of To-gliatti State University]. 2014. №. 2 (28). P. 51-54.
[2]. BakaldinS.V. Odinochestvo i egos-vyaz' sfunkciyami «Ya». Avtoref. diss... cand. psihol. nauk [Loneli nessandits connection with the functions of «I». Author's abstract of cand. psychol. sci. diss.]. Krasnodar. 2008. 25 p.
[3]. Vajner E.Yu., Solov'eva E.M. Svyaz' perfekcionizma i odinochestva [Therelationshipbetweenperfectionismand-loneliness]. Materialy VII Mezhdunarodnoj studencheskoj ehlektronnoj nauchnoj kon-ferencii «Studencheskij nauchnyj forum» [Materials of the VII International Student Electronic Scientific Conference «Student Scientific Forum»]. Available at:http:// www.scienceforum.ru/2015/1348/12757 (accessed 15 May 2018).
[4]. Verbickaya S.L. Social'no-psiholog-icheskie faktory perezhivaniya odinochest-va. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. [So-cio-psychological factors of experiencing loneliness. Author's abstract of cand. psychol. sci. diss.]. St-Petersburg. 2002. 19 p.
[5]. V'yunovaN.I., Larskih M.V. Kuta-shev V.A. Obzor issledovanij, posvyash-chennyh interpersonal'nomu aspektu perfekcionizma [Review of studies on the interpersonal aspect of perfectionism] // Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo Chernozem'ya [Scientific and medical herald of the Central Chernozem region]. 2015. №. 59. P. 22-27.
[6]. DolginovaO.B. Odinochestvo i otchuzhdennost' v podrostkovom i yunosh-eskom vozraste. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk. [Loneliness and estrangement in adolescence and adolescence. Author's abstract of cand. psychol. sci. diss.]. St-Pe-tersburg. 1996. 17 p.
[7] Kashtanova O. V. Singltony — specificheskaya kategoriya rossijskih gra-zhdan [Singletones are a specific category of Russian citizens] // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. 2011. № 11. Pp. 206-212.
[8]. PokrovskyN.E, IvanchenkoG.V. Universum odinochestva: sociologicheskie I psihologicheskie ocherki [Universumof-loneliness: sociological and psychological essays]. Moscow: Logos Publ. 2008. 408 p.
[9]. Shagivaleeva G.R. Odinochestvo i osobennosti ego perezhivaniya studentami: Monografiya [Loneliness and features of his experience by students: Monograph]. Elabuga: «Almedia» Publ. 2007. 157 p.
[10]. Ellis A., Drajden U. Praktika racional'no-jemocional'noj povedencheskoj terapii. 2-e izd. [The practice of rationalemotional behavioral therapy. 2nd. ed.]. St-Petersburg. Rech Publ. 2002. 362 p.
[11]. YoungJ. Odinochestvo, depressi-yaikognitivnayaterapiya: teoriya i ee prime-nenie. in Labirinty odinochestva / Sost., obshch. red. i predisl. N. E. Pokrovsko-go [Loneliness, depression and cognitive therapy: theory and its application. In Labyrinths of loneliness / ed. by N.E. Pok-rovsky]. Moscow: Progress Publ. 1989. P. 552-590.
[12]. Al Khatib S.A. Exploring the Relationship among Loneliness, Self-esteem, Self-efficacy and Gender in United Arab Emirates College Students // Europe's Journal of Psychology. 2012. Vol. 8 № 1. P. 159-181.
[13]. Arslan C., Hamarta E., Ure O., Ozey^il Z. An investigation of loneliness and perfectionism in university Students // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2010. № 2. P. 814-818
[14]. ChangE. C., SannaL.J., ChangR. & Bodem M.R. A preliminary look at loneliness as a moderator of the link between perfectionism and depressive and anxious symptoms in college students: Does being lonely make perfectionistic strivings more distressing? // Behaviour Research and Therap. 2008.Vol. 46. № 7. P. 877-886.
[15]. Eidelson R.J., Epstein N. Cognition and relationship maladjustment: Development of a measure of dysfunctional relationship beliefs // Journal of consulting and clinical psychology. 1982. Vol. 50. № 5. P. 715-720.
[16]. Hamamci Z., Duy B. The Relationship Among Social Skills, Dysfunctional Attitudes, Irrational Beliefs, Interpersonal Cognitive Distortions and Loneliness // Eurasian Journal of Educational Research. 2007. № 26. P. 121-130.
[17]. Qualter P., Quinton S.J., Wagner H.; Brown S. Loneliness, Interpersonal Distrust, and Alexithymia in University Students // Journal of Applied Social Psychology. 2009. Vol. 39. № 6. P. 14611479.
[18]. Rotenberg K.J., Addis N., Betts L., Corrigan A., Fox C., Hobson Z, Ren-nison S., Trueman M., Boulton M.J. The Relation Between Trust Beliefs and Loneliness During Early Childhood, Middle Childhood, and Adulthood // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. № 8. P. 1086-1100.
[19]. Wilbert J.R., Rupert P.A. Dysfunctional Attitudes, Loneliness, and Depression in College Students // Cognitive Therapy and Research. 1986. Vol. 10. № 1. P. 71-77.
IRRATIONAL BELIEFS ABOUT INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AS A FACTOR OF LONELINESS AMONG STUDENTS
Andrey S. Melnichuk — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; VernadskogoProspect, 84, Moscow, Russia; e-mail [email protected]
ABSTRACT
Beliefs of a person are considered as a factor of genesis and deepening of loneliness through the formation of communicative attitudes and the evaluation of communicative situations. The mechanisms of the influence of irrational beliefs on such prerequisites of loneliness as the reduction of interpersonal contacts and deterioration of the «quality» of communication are shown. The article analyzes such irrational beliefs as different types of «oughts» (perfectionism, duty of family members to «finish each other's sentences»); beliefs aboutthe selfishness of people andthe undesirability of emotional self-revelation; interpretationby an individual of disagreement of others with his/her own opinion as disrespect; beliefs in the obligatory approval by others, in the determination of self-esteem by external assessments. The role of correction of beliefs in psychological help to students on the problem of loneliness is marked.
Keywords: loneliness, students, beliefs about interpersonal relationships, irrational beliefs, perfectionism.