Научная статья на тему 'Взаимосвязь переживания одиночества и иррациональных убеждений о межличностных отношениях у студентов'

Взаимосвязь переживания одиночества и иррациональных убеждений о межличностных отношениях у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
943
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / УБЕЖДЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / IRRATIONAL BELIEFS / EXPERIENCE OF LONELINESS / STUDENTS / BELIEFS ABOUT INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / BASIC BELIEFS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельничук Андрей Степанович, Козловская Светлана Николаевна, Никифорова Ольга Юрьевна

Представлены результаты выполненного с использованием авторской анкеты, «Дифференциального опросника переживания одиночества» и опросника «Шкала базисных убеждений» опроса 161 студента. Выявлено, что ощущение одиночества и негативность отношения к нему обратно коррелирует с убеждением в коммуникативной самоэффективности и прямо связано с выраженностью убеждений: в эгоистичности людей; в обязанности близких людей понимать друг друга «без слов»; в том, что несогласие означает неуважение; в обязательности одобрения со стороны окружающих; в детерминации самооценки внешними оценками. Показано, что позитивность восприятия уединения обратно связана с силой убеждений в детерминации самооценки внешними оценками и в том, что несогласие означает неуважение. Убеждения о необходимости поддержки человека со стороны окружающих прямо связаны с позитивным отношением к уединению и обратно с ощущением одиночества и его неприятием. Убеждения о нежелательности эмоционального самораскрытия оказались прямо связаны как с ощущением изолированности от других людей и субъективной проблемностью одиночества, так и с позитивностью восприятия уединения. Также обсуждается связь убеждений о межличностных отношениях с базисными убеждениями студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельничук Андрей Степанович, Козловская Светлана Николаевна, Никифорова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EXPERIENCE OF LONELINESS AND IRRATIONAL BELIEFS ABOUT INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AMONG STUDENTS

The article presents the results of a survey of 161 students, performed with the use of the author’s questionnaire, the «Differential questionnaire for experiencing loneliness» and the «Basic beliefs scale». The research reveals that the feeling of loneliness, as well as the negativity of the attitude towards it, correlate inversely to the belief in communicative self-efficacy and relate directly to the expressiveness of the following beliefs: in the selfishness of people; in the duty of the near and dear ones to “finish each other’s sentences”; in the idea that disagreement means disrespect; in the obligatory approval of others; in the determination of self-esteem by external evaluations. It is shown that the positive perception of solitude is inversely related to the strength of belief in the determination of self-esteem by external assessments and in the idea that disagreement means disrespect. The belief about the need of a person to be supported by others is directly related to positive attitude towards solitude and inversely to a sense of loneliness and its rejection. The beliefs about the undesirability of emotional self-disclosure were directly related both to the sense of isolation from other people and the subjective problematicity of loneliness, and to the positive perception of solitude. The relationship of beliefs about interpersonal relationships and studentsbasic beliefs is discussed as well.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь переживания одиночества и иррациональных убеждений о межличностных отношениях у студентов»

УДК 159.9.072.432

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УБЕЖДЕНИЙ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У СТУДЕНТОВ

** Л

^rf

Мельничук Андрей Степанович — кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, факультет психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Козловская Светлана Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, факультет социальной работы Российского государственного социального университета; ул. В. Пика, 4, Москва, Россия, 129226; e-mail: [email protected]

Никифорова Ольга Юрьевна — бакалавр психологии, факультет психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Одиночество — это весьма распространённая проблема современного общества, связанная со снижением качества жизни и психологического благополучия людей [7]. Соответственно, в число задач психологической практики с необходимостью входит помощь в профилактике одиночества и в уменьшении степени его выраженности. Такая помощь значима для людей различного возраста и социального статуса, однако, по нашему мнению, она весьма актуальна именно для студентов. Среди учащихся средних и высших учебных заведений одиночество имеет весьма широкое распространение, негативно влияя как на актуальные психические состояния, так и на личность в целом (а также потенциально воздействуя и на качество подготовки будущих специалистов).

Повышение эффективности консультативной и терапевтической работы со студентами требует, с одной стороны, учёта особенностей отношения студентов к ситуациям снижения «количества» и «качества» их межличностных контактов, а с другой — понимания психологических детерминант и факторов развития одиночества. В современной отечественной и зарубежной научной литературе достаточно детально рассматривается широкий спектр личностных характеристик, связанных с одиночеством. Вместе с тем вне фокуса

исследовательского внимания остаётся роль убеждений личности в возникновении и углублении одиночества (что достаточно неожиданно в свете широкой известности и цитируемости когнитивного подхода к одиночеству [9]).

Одним из авторов данной статьи было показано, что провоцировать у студентов возникновение одиночества или же усиливать его выраженность потенциально способны иррациональные убеждения о межличностных отношениях.

РЕЗЮМЕ

Представлены результаты выполненного с использованием авторской анкеты, «Дифференциального опросника переживания одиночества» и опросника «Шкала базисных убеждений» опроса 161 студента. Выявлено, что ощущение одиночества и негативность отношения к нему обратно коррелирует с убеждением в коммуникативной самоэффективности и прямо связано с выраженностью убеждений: в эгоистичности людей; в обязанности близких людей понимать друг друга «без слов»; в том, что несогласие означает неуважение; в обязательности одобрения со стороны окружающих; в детерминации самооценки внешними оценками. Показано, что позитивность восприятия уединения обратно связана с силой убеждений в детерминации самооценки внешними оценками и в том, что несогласие означает неуважение. Убеждения о необходимости поддержки человека со стороны окружающих прямо связаны с позитивным отношением к уединению и обратно — с ощущением одиночества и его неприятием. Убеждения о нежелательности эмоционального самораскрытия оказались прямо связаны как с ощущением изолированности от других людей и субъективной проблем-ностью одиночества, так и с позитивностью восприятия уединения. Также обсуждается связь убеждений о межличностных отношениях с базисными убеждениями студентов.

Ключевые слова: иррациональные убеждения, переживание одиночества, студенты, убеждения о межличностных отношениях, базисные убеждения.

Одновременно было констатировано крайне малое число работ, посвященных рассмотрению связи убеждений и феномена одиночества [3]. Исходя из такой ситуации, было проведено эмпирическое исследование. Его целью стало выявление наличия и характера взаимосвязи между выраженностью у студентов ряда убеждений о межличностных отношениях и специфики переживания ими одиночества.

Изучение отношения к одиночеству осуществлялось с помощью «Дифференциального опросника переживания одиночества» (ДОПО) Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева [5]. Для оценки выраженности неадаптивных убеждений А.С. Мельничуком была разработана специальная анкета, опирающаяся на анализ, проведённый в указанной выше статье [3]. В анкету вошли пункты, отражающие убеждения:

• об эгоистичности мотивов поведения окружающих;

• о нежелательности эмоционального самораскрытия;

• о необходимости для любого человека поддержки со стороны окружающих;

• о том, что несогласие с мнением человека означает неуважение к нему;

• о необходимости одобрения человека со стороны окружающих;

• о зависимости мнения человека о себе от оценки окружающими;

• о долженствовании в отношении себя (необходимость «быть идеальным» в глазах окружающих);

• о долженствовании по отношению к окружающим (обязанность близких людей понимать нас «без слов»).

В анкете использовались как авторские формулировки, так и созданные на основе отдельных пунктов «Шкалы перфекционистской самопрезентации» [1], опросников «Смысловые базисные установки» [4, с. 174-180] «Эмоцио-

нальное самораскрытие личности» [8], «Убеждения об отношениях» [10]. Также в состав анкеты был включён пункт из методики определения уровня самоэффективности Дж. Маддукса и М. Ше-ера в модификации Л. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского [2, с. 38-40]. Степень согласия с утверждениями оценивалась по 4-балльной шкале («не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен»).

Поскольку убеждения о межличностных отношениях могут отражать более глобальные представления студентов о мире, то в состав диагностической батареи также был включён опросник «Шкала базисных убеждений» Р. Яно-фф-Бульман в модификации М.А. Падун и А.В. Котельниковой [6].

В опросе принял участие 161 студент московских вузов (58 мужчин и 103 женщины). Средний возраст респондента — 19,7 года (при ст. отклонении в 1,6 года и диапазоне возраста от 16 до 24 лет.), значимое возрастное различие между гендерными подгруппами отсутствует.

По данным опроса, одним из наиболее сильно связанных с переживанием одиночества оказалось убеждение «Если другой человек выражает несогласие с вашим мнением, то он, скорее всего, Вас не ценит» (табл. 1).

Выраженность указанного убеждения резко повышает вероятность обиды на окружающих из-за удара по «Я». Такой удар будет усиливаться тем, что именно воспринимаемая извне информация является существенным фактором формирования самосознания. Это следует из того, что сила выраженности убеждения в «недопустимости несогласия» прямо коррелирует с приверженностью убеждению «Самооценка человека должна основываться, прежде всего, на том, как его оценивают другие люди» (г = 0,345; p = 0,0001).

Обида может усиливаться взаимосвязями убеждения о «недопустимости несогласия» с более глобальными представлениями о мире. Так, данное убеждение обратно коррелирует с выраженностью базисных убеждений в ценности образа «Я» (г = -0,225; р = 0,004), своей удачливости (г = -0,181; р = 0,022) и степени контроля за событиями (г = -0,217; р = 0,006). На этой основе можно предположить, что усиление травматичнос-ти несогласия обусловлено тем, что оно подрывает у человека уверенность в своей субъектности и самоэффективности.

В этой ситуации возможны два взаимосвязанных следствия. Во-первых, субъект может по своему желанию прекратить общение с «не уважающими» его людьми или вступить с ними в конфликт, ведущий к разрыву отношений. Во-вторых, окружающие постараются избегать общения с обидевшимся человеком (т.к. будут испытывать дискомфорт от его эмоциональных и поведенческих реакций).

В обоих случаях у человека возрастает ощущение изоляции (отсутствия круга людей, с которыми он может контактировать) и отчуждения (отсутствия значимых людей в ближайшем окружении). Это неразрывно связано со всё более выраженным восприятием себя как одинокого и сопровождается всё более сильными негативными эмоциями по этому повод (тем более что разделяющий указанное убеждение человек уверен в том, что сам он не виноват в сложившейся ситуации).

Весьма интересна обратная корреляция рассматриваемого убеждения и позитивности восприятия одиночества, которую можно интерпретировать следующим образом. Человек, испытывающий радость от одиночества, с большой вероятностью является «самодостаточным», а наличие интенсивного общения не является для него критически

Таблица 1

Взаимосвязь выраженности показателей опросника ДОПО со степенью согласия с утверждением «Если другой человек выражает несогласие с вашим мнением, то он, скорее всего, Вас не ценит»

Показатели методики ДОПО Степень взаимосвязи

r p

Изоляция 0,347 0,00001

Самоощущение 0,250 0,001

Отчуждение 0,216 0,006

Дисфория 0,213 0,007

Радость уединения -0,209 0,008

Ресурс уединения -0,150 0,057

важным. В силу этой самодостаточности он также не нуждается и в обязательном согласии со своей точкой зрения как способе подтверждения своей значимости1 (а расхождение мнений воспринимается как рядовое событие).

Исследование выявило прямую связь уровня самоощущения одиночества по методике ДОПО с выраженностью убеждения «Сегодня люди проявляют дружелюбие к окружающим только из своего корыстного интереса» (г = 0,183; р = 0,020). Кроме того, сила убеждения в эгоизме окружающих оказалась прямо связанной с выраженностью двух убеждений о нерациональности эмоционального самораскрытия:

• «люди, рассказывающие о своих переживаниях, раздражают окружающих» (г = 0,215; р = 0,006);

• «люди, которые рассказывают другим о своих чувствах, часто потом в этом раскаиваются» (г = 0,180; р = 0,022).

Это свидетельствует в пользу высказанного выше тезиса о том, что атрибуция эгоизма окружающим способна снижать качество общения и выступать одним из факторов переживания одиночества. В пользу такой интерпретации говорит также то, что «убеждение об эгоизме» обратно коррелирует с уровнем базисного убеждения о доброжелательности мира (г = 0,367; р = 0,00001). Вместе с тем нельзя исключать и обратной направленности связи (ощущающий одиночество человек объясняет недостаток контактов тем, что ему «нечего предложить взамен корыстным окружающим»).

Убеждения об опасности самораскрытия также оказались связанными с некоторыми аспектами переживания одиночества. Так, представление о том, что рассказы о своих переживаниях негативно воспринимаются окружающими прямо коррелируется ощущением своей изолированности от других людей (г = 0,219; р = 0,005).

Более «прямая» интерпретация в данной связи состоит в том, что «общение без эмоций» трактуется окружающими как холодное, отстранённое и не вызывает желание его продолжать (что уменьшает количество контактов). Другая интерпретация исходит из того, что убеждение в негативной реакции на презентацию эмоций — это отражение глобальной картины мира. В пользу этого говорит наличие обратной связи данного убеждения с базисным убеждением в доброжелательности мира (г = -0,253; р = 0,001). Если мир воспринимается как опасный, то логичным становится сокращение взаимодействия с ним (как в собственно поведенческом, так и в эмоциональном плане), что закономерно ведёт к сокращению круга общения и ощущению изоляции.

Второе из убеждений об опасности самораскрытия («Люди, которые рассказывают другим о своих чувствах, часто потом в этом раскаиваются») оказалось прямо связанным со шкалами ДОПО «Радость уединения» (г = 0,178; р = 0,024) и «Ресурс уединения» (г = 0,265; р = 0,0007). Мы предполагаем, что такая корреляция может отражать «защитное» осмысление одиночества. Если откровенное взаимодействие с людьми представляется опасным2 (а «только формальный» характер коммуникации человека не устраивает), то логичным будет решение о намеренном сокращении контактов. Субъективным обоснованием такой «самоизоляции» становится мнение о наличии у одиночества позитивных сторон (с усилением ориентации на использовании его возможностей). Однако при этом человек не будет считать одиночество «как таковое» желательным. В пользу этого говорит прямая связь анализируемого убеждения с восприятием одиночества как проблемы (г = 0,187; р = 0,017).

Отметим, что убеждение в своей коммуникативной самоэффективности связано с переживанием одиночества неоднозначно (табл. 2).

Уверенность в своих коммуникативных качествах и навыках формируется на основе достаточно выраженной активности в сфере общения (что подтверждается прямой связью указанного убеждения со шкалой ДОПО «Потребность в компании»). Такая активность объективно создаёт предпосылки для увеличения как количества межличностных контактов (что препятствует ощущению изоляции), так и нахождения значимых или близких по духу людей (что снижает вероятность отчуждения). При этом самоэффективность в общении можно трактовать как ресурс:

• придающий человеку уверенность в том, что он сможет обеспечить требуемую ему широту и глубину контактов;

• помогающий воспринимать недостаток количества и качества контактов как временное явление, не связанное с ощущением изоляции и отчуждения.

Одновременно привычка к активности в сфере общения обусловливает отрицательное отношение к одиночеству «как таковому» (даже если человек сам его актуально не переживает).

Интересной оказалась связь восприятия одиночества с субъективной важностью для студентов такого долженствования, как «чтение мыслей». Вопреки ожидаемой связи убеждения «Люди, с которыми мы близко общаемся, должны понимать нас без слов» с ощущением изоляции и уровнем одиночества, в реальности оно прямо коррелировало:

• с негативностью переживания одиночества как феномена (г = 0,324; р = 0,00001);

• с негативностью переживания ситуаций одиночества (г = 0,164; р = 0,038);

• самооценкой своей «потребности в компании» (г = 0,156; р = 0,048).

Таблица 2

Взаимосвязь выраженности показателей опросника ДОПО со степенью согласия с утверждением «Я приобрёл всех моих друзей благодаря своей способности устанавливать контакты»

Показатели методики ДОПО Степень взаимосвязи

r p

Отчуждение -0,238 0,002

Изоляция -0,215 0,006

Одиночество как проблема 0,255 0,001

Потребность в компании 0,220 0,005

1 В пользу этого говорит отмеченная выше отрицательная связь рассматриваемого иррационального убеждения и базисного убеждения в ценности своей личности.

2 Данное убеждение обратно коррелирует с базисным убеждением в доброжелательности мира (г = -187; р = 0,017).

Вероятно, данные связи отражают недостаточную удовлетворённость студентов «только вербальной» коммуникацией и высокую желательность контактов на более глубоком уровне взаимопонимания. Определённым аргументом в пользу данной интерпретации может служить корреляция выраженности рассматриваемого убеждения с приверженностью убеждению «Любому человеку нужен кто-то, кто бы мог его поддержать» (г = 0,220; р = 0,005).

Одновременно была выявлена прямая связь приверженности убеждению о желательности «чтения мыслей» с выраженностью базисного убеждения о контроле жизненных событий (г = 0,164; р = 0,037). Можно предположить, что наличие «безмолвного» взаимопонимания и высокая потребность в нём (отражаемая силой выраженности убеждения) позволяет человеку ощущать более высокую субъектность во взаимодействии. Такая субъектность становится ресурсом для противодействия одиночеству, а её недостаток повышает страх перед уменьшением контактов.

Убеждение «В жизни очень важно, чтобы человека одобряли другие люди» прямо коррелирует как с негативностью переживания своего одиночества (г = 0,208; р = 0,008), так и с неприятием одиночества «как такового» (г = 0,184; р = 0,020). Представляется, что это отражает субъективную важность включённости в межличностные отношения как возможности получить желаемую позитивную обратную связь.

Сходные тенденции были выявлены и в отношении убеждения «Самооценка человека должна основываться, прежде всего, на том, как его оценивают другие люди», которое оказалось связано с негативностью переживания одиночества (г = 0,176; р = 0,026) и выраженностью потребности в общении («компании») (г = 0,191; р = 0,016). Это также объяснимо с точки зрения важности получе-

ния человеком коммуникативных ресурсов для обеспечения психологического благополучия.

В свете приведённых результатов объяснима обратная связь убеждения во внешней детерминации самооценки с позитивностью оценки уединения (г = 0,204; р = 0,019). Чем меньше человек нуждается в получении «сигналов» о своей значимости, тем в большей мере он может позволить себе наслаждаться возможностями, предоставляемыми отсутствием «лишних» контактов.

Исследование показало неоднозначность связи перфекционистских установок с переживанием одиночества.

С одной стороны, убеждённость в том. что «В жизни крайне важно, чтобы в глазах окружающих ты выглядел(а) идеальным» прямо связана с негативностью отношения к одиночеству в принципе (г = 0,214; р = 0,007). Для интерпретации этой тенденции следует учесть, что указанное убеждение также коррелирует с убеждением «Самооценка человека должна основываться, прежде всего, на том, как его оценивают другие люди» (г = 0,200; р = 0,011). Следовательно, восприятие одиночества как проблемы обусловлено тем, что недостаток контактов не даёт возможности перфекционис-ту получить от окружающих столь значимое подтверждение его совершенства (и тем самым «подкрепить» собственное представление себе).

С другой стороны, установка на пер-фекционистскую самопрезентацию обратно связана с переживанием отчуждения (г = -0,160; р = 0,043). В данном случае стремление «выглядеть идеальным» субъективно повышает шансы не просто на расширение круга общения, а именно на установление личнос-тно значимых контактов.

При этом отметим, что выраженность рассматриваемой перфекионист-ской позиции прямо связана с убеждениями «Я приобрёл всех моих друзей

благодаря своей способности устанавливать контакты» (г = 0,227; р = 0,004) и «Люди, рассказывающие о своих переживаниях, раздражают окружающих» (г = 0,148; р = 0,0061). Исходя из этого, можно предположить наличие двух взаимосвязанных коммуникативных стратегий:

• отказ от естественности в выражении эмоций становится способом представить себя окружающим как «безупречного»;

• демонстрация «идеальности» выступает средством достижения коммуникативной успешности.

Неожиданные результаты были получены в отношении убеждения «Любому человеку нужен кто-то, кто бы мог его поддержать» (табл. 3).

Мы предполагали, что его связь с оценками уровня одиночества, остротой его переживания и негативностью восприятия одиночества «как такового» будет прямой (поскольку ситуация количественного и качественного дефицита контактов актуализирует потребность в поддержке ради снятия негативных переживаний), а с признанием ценности одиночества — обратным. Однако, согласно полученным данным, связь оказалась иной, что требует дополнительного изучения.

Возможно, отвечая на вопрос о степени согласия с рассматриваемым убеждением, студенты имели в виду не только собственно значимость поддержки, но также свою убеждённость в способности обеспечить себе такую поддержку или же её актуальное наличие. В пользу этого свидетельствует то, что рассматриваемое убеждение прямо коррелирует с базисными убеждениями, характеризующими веру человека в себя и умение обеспечить нужные ресурсы — в контроле над событиями (г = 0,379; р = 0,00001), в своей удаче (г = 0,300; р = 0,0001), в ценности своего «Я» (г = 0,189; р = 0,016). Соответственно, даже при определённом

Таблица 3

Взаимосвязь выраженности показателей опросника ДОПО со степенью согласия с утверждением «Любому человеку нужен кто-то, кто бы мог его поддержать»

Показатели методики ДОПО Степень взаимосвязи

r p

Изоляция -0,430 0,000001

Отчуждение -0,367 0,000001

Дисфория -0,297 0,0001

Самоощущение -0,288 0,0002

Ресурс уединения 0,308 0,0001

Радость уединения 0,264 0,0007

недостатке общения он не будет восприниматься слишком обострённо.

Одним из возможных объяснений прямой связи убеждённости студента в необходимости поддерживающих его людей с восприятием одиночества как значимого ресурса и с «принятием» этого феномена в целом может быть следующее. Для того чтобы продуктивно использовать возможности одиночества, человек должен быть также готов к быстрому «включению» в общение при возникновении такой потребности. При этом наличие внешней поддержки может облегчать такое «переключение» между внутренне- и внешненаправлен-ной активностью или делать его ненужным.

Также отметим, что анализируемое убеждение обратно связано с представлением о несогласии как «неуважении» (г = -0,168; р = 0,034). С одной стороны, эта корреляция может отражать стремление повысить вероятность получения поддержки за счёт большей толерантности к чужим точкам зрения. С другой стороны, она может быть связана с уверенностью в себе и отсутствием выраженной потребности в поддержке (что снижает травматичность несогласия и делает человека более терпимым к нему).

Завершая статью, можно высказать следующие положения. Прежде всего, в ходе проведённого исследования получила эмпирическое подтверждение гипотеза о наличии взаимосвязей между выраженностью иррациональных убеждений студентов о межличностных отношениях и различными аспектами переживания одиночества (причём эти связи имеют достаточно корректные интерпретации и согласуются друг с другом). При этом следует отметить неоднозначный характер выявленных взаимосвязей. Ряд изученных убеждений вполне логично имеет прямую связь с ощущением одиночества и его неприятием и обратную — с признанием важности уединения. Другие убеждения имеют более сложную взаимосвязь с одиночеством, одновременно коррелируя как с тяжестью его переживания, так и с позитивностью отношения к уединению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные дают возможность более полно увидеть факторы возникновения или усиления одиночества у конкретного студента и выбирать «мишени» для коррекционно-развивающей работы. Так, в контексте рассмотренных в статье взаимосвязей можно говорить о содействии формированию толерантного восприятия различия во мнени-

ях, снижению степени «глобальности» убеждения о недопустимости эмоционального самораскрытия, повышению внутреннего локуса самооценки и т.д.

Мы полагаем, что работа с убеждениями весьма важна, как минимум, по двум причинам. Во-первых, тренинги по коммуникативным технологиям и развитию уверенности (весьма важные для профилактики и преодоления одиночества) могут не дать нужного результата, если у человека ярко выражены неадаптивные убеждения [11, с. 75-76]. Соответственно, повышение реалистичности убеждений (с учётом их взаимосвязи между собой) способно оказать существенное воздействие на восприятие студентом своих межличностных отношений и оптимизацию эмоциональных состояний, а также содействовать выработке оптимальных коммуникативных стратегий и продуктивному применению изучаемых техник и приёмов общения.

Во-вторых, представляется, что наличие предпосылок одиночества на этапе студенчества (в частности неадаптивных убеждений) способно повышать вероятность возникновения его более выраженных форм в период взрослости. Поэтому коррекция убеждений может рассматриваться как средство не только «актуальной», но и «стратегической» профилактики одиночества в достаточно длительной временной перспективе (а также служит повышению коммуникативной успешности в целом, поскольку многие из рассмотренных убеждений «задействованы» в большом числе ситуаций общения). При этом необходимо учитывать выявленную в ходе исследования связь убеждений о межличностных отношениях с базисными убеждениями студентов как глубинным фактором коммуникативной активности

В качестве дальнейших направлений исследований в рамках затронутой темы можно выделить изучение влияния на переживания одиночества иных видов иррациональных убеждений, а также проверку полученных результатов на более разнородных выборках (поскольку респондентами в нашем исследовании выступили преимущественно студенты гуманитарных специальностей).

ССЫЛКИ

[1]. Золотарёва А.А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. — 2011. — Т. 32. — № 6. — С. 62-69.

[2]. Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьёва О.И., Подойницина М.А., Чу-чалова О.Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодёжи: учебное пособие. — Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. — 274 с.

[3]. МельничукА.С. Иррациональные убеждения о межличностных отношениях как фактор одиночества у студентов // Акмеология. — 2018. — № 3.

[4]. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 335 с.

[5]. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т. 10 — № 1. — С. 55-81.

[6]. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р.Янофф-Бульман // Психологический журнал. — 2008. — Т. 29. — № 4. — С. 98-106.

[7]. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. — М.: Логос, 2008. — 408 с.

[8]. Шкуратова И.П. Опросник «Эмоциональное самораскрытие личности» URL: http://www.irshkuratova.ru/files/ metodiki_rukovodstva/emotsionalnoe_ samoraskrytie_oprosnik.doc (дата обращения: 10.09.2018).

[9]. Янг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и пре-дисл. Н.Е. Покровского. — М.: Прогресс. 1989. — С. 552-590.

[10]. Hunsley J., Hemsworth D. Factor Structure of the Relationship Belief Inventory // Cognitive Therapy and Research. 2002. Vol. 26. № 6. — P. 729-744

[11]. Wilbert J.R., Rupert P.A. Dysfunctional Attitudes, Loneliness, and Depression in College Students // Cognitive Therapy and Research. 1986. Vol. 10. № 1. — P. 71-77.

REFERENCES

[1]. Zolotareva A.A. Adaptaciya metodiki «Shkala perfekcionistskoj samoprezentacii» P. H'yuitta [The adaptation of P.Hewitt's technique «Scale of perfectionist self-presentation»] // Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2011. Vol. 32. №. 6. P. 62-69.

[2]. Krasnoryadceva O.M., Kabrin V.I., Murav'eva O.I., Podojnicina M.A., Chuchalova O.N. Psihologicheskie praktiki diagnostiki i razvitiya samoehffektivnosti studencheskoj molodezhi: uchebnoe poso-bie. [Psychological practices of diagnosis and development of student self-efficacy: tutorial]. Tomsk: Tomsk State University Publ. 2014. 274 p.

[3]. Melnichuk A.S. Irracional'nye ube-zhdeniya o mezhlichnostnyh otnosheni-yah kak faktor odinochestva u studentov [Irrational beliefs about interpersonal relationships as a factor of loneliness among students] // Akmeologija [Acmeology], 2018. № 3.

[4]. Miloradova N.G. Psihologiya i ped-agogika: Uchebnik.[Psychology and Pedagogy: A Textbook]. Moscow: Gardariki Publ. 2005. 335 p.

[5]. Osin E.N., Leont'ev D.A. Differenci-al'nyj oprosnik perezhivaniya odinoches-

tva: struktura i svojstva [Differential questionnaire for experiencing loneliness: the structure and properties] // Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki.[Psy-chology. Journal of Higher School of Economics]. 2013. Vol. 10. № 1. P. 55-81.

[6]. Padun M.A., Kotel'nikovaA.V. Mo-difikacija metodiki issledovanija bazisnyh ubezhdenij lichnosti R.Janoff-Bul'man [Modification of the R. Yanoff-Bullman's technique for personality basic beliefs study] // Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal]. 2008. Vol. 29. №. 4. P. 98-106.

[7]. Pokrovsky N.E, Ivanchenko G.V. Universum odinochestva: sociologiche-skie i psihologicheskie ocherki [Universum of loneliness: sociological and psychological essays]. Moscow: Logos Publ. 2008. 408 p.

[8]. Shkuratova I.P. Oprosnik «Emocio-nal'noe samoraskrytie lichnosti» [Questi-

onnaire «Emotional Self-Disclosure of the Personality»]. URL: http://wwwirshkura-tova.ru/files/metodiki_rukovodstva/emotsi-onalnoe_samoraskrytie_oprosnik.doc (accessed 10 September 2018).

[9]. Young J. Odinochestvo, depressiya i kognitivnaya terapiya: teoriya i ee prime-nenie. in Labirinty odinochestva / Sost., ob-shch. red. i predisl. N. E. Pokrovskogo [Loneliness, depression and cognitive therapy: theory and its application. In Labyrinths of loneliness / ed. by N.E. Pokrovsky]. Moscow: Progress Publ. 1989. P. 552-590.

[10]. Hunsley J., Hemsworth D. Factor Structure of the Relationship Belief Inventory // Cognitive Therapy and Research. 2002. Vol. 26. № 6. P. 729-744

[11]. Wilbert J.R., Rupert P.A. Dysfunctional Attitudes, Loneliness, and Depression in College Students // Cognitive Therapy and Research. 1986. Vol. 10. № 1. P. 71-77.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EXPERIENCE OF LONELINESS AND IRRATIONAL BELIEFS ABOUT INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AMONG STUDENTS

Andrey S. Melnichuk — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail [email protected] Svetlana N. Kozlovskaya — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Work, Faculty of Social

Work, Russian State Social University; W. Pieck Street, 4, Moscow, 129226, Russia; e-mail: [email protected] Olga Yu. Nikiforova — Bachelor of Psychology, Faculty of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration; Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT

The article presents the results of a survey of 161 students, performed with the use of the author's questionnaire, the «Differential questionnaire for experiencing loneliness» and the «Basic beliefs scale». The research reveals that the feeling of loneliness, as well as the negativity of the attitude towards it, correlate inversely to the belief in communicative self-efficacy and relate directly to the expressiveness of the following beliefs: in the selfishness of people; in the duty of the near and dear ones to "finish each other's sentences"; in the idea that disagreement means disrespect; in the obligatory approval of others; in the determination of self-esteem by external evaluations. It is shown that the positive perception of solitude is inversely related to the strength of belief in the determination of self-esteem by external assessments and in the idea that disagreement means disrespect. The belief about the need of a person to be supported by others is directly related to positive attitude towards solitude and inversely — to a sense of loneliness and its rejection. The beliefs about the undesirability of emotional self-disclosure were directly related both to the sense of isolation from other people and the subjective problematicity of loneliness, and to the positive perception of solitude. The relationship of beliefs about interpersonal relationships and students' basic beliefs is discussed as well.

Keywords: irrational beliefs, the experience of loneliness, students, beliefs about interpersonal relationships, basic beliefs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.