ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ОДИНОЧЕСТВА, ПЕРЕЖИВАЕМОГО ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ, УВЛЕЧЕННЫМИ ВИРТУАЛЬНЫМ ОБЩЕНИЕМ
THE STUDY OF THE TYPES OF LONELINESS ENDURED BY THE YOUNG MEN AND GIRLS WHO ARE CARRIED AWAY BY VIRTUAL COMMUNICATION
O.K. Желонкина, M.B. Сафонова
O.K. Zhelorikina, M.V. Safonova
Юношеский возраст, социальные сети, виртуальное общение, одиночество, виды одиночества. В статье обсуждаются результаты изучения видов одиночества, переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением. В исследовании приняли участие 200 респондентов: юноши и девушки в возрасте от 16 до 21 года. Прослежены связи между типом переживаемого одиночества и психологическими особенностями юношей и девушек, описаны тенденции поведения в виртуальном пространстве. Показано, что переживание одиночества преимущественно связано с проявлением подозрительного и подчиняемого типов отношений к окружающим, наличием внутриличностных конфликтов, дисбаланса процессов идентификации и обособления.
Одиночество - это понятие, изучаемое различными науками: философией, социологией, психологией и др. Этот термин используется для иллюстрации сложного и противоречивого процесса взаимоотношений человека с окружающим миром. Интерес к проблеме одиночества исследователей различных наук и направлений указывает на ее междисциплинарный характер и дает основания считать феномен одиночества непостижимым до конца.
В философии H.A. Бердяева можно увидеть две основные идеи. Первая - идея неизбежности одиночества. Каждый, кто живет в этом мире, одинок; таковы ощущения человека, сознающего свое «Я». Вторая - идея положительного смысла одиночества. Одиночество в экзистенциализме рассматривается как фактор духовного роста личности. По мнению Бердяева,
Adolescence, social networks, virtual communication, loneliness, types of loneliness.
The paper discussesthe results ofthe studyofthe loneliness types endured by the young men and girls who are carried away by virtual communication. 200 respondents took part in the research: young men and girls aged from 16 to 21. The research established the interrelations between the type of endured loneliness and the psychological features of young men and girls. Besides, the article describes the tendencies in behavior in the virtual space. It also shows that the experience of loneliness is mainly connected with manifestation of suspicious and subordinated types ofthe relations to people around, the existence of intrapersonal conflicts, the imbalance ofthe processes of identification and isolation.
«одиночество всегда предполагает потребность в общении, тоску по общению» [Бердяев].
Важно различать низкую потребность в общении, любовь к уединению и реальные проблемы в общении, понимать, является ли отсутствие социальных контактов выбором человека или он страдает от недостатка общения.
И.М. Слободчиков, сделав анализ исследований конца XX века, посвященных проблеме одиночества, отмечает, что абсолютное большинство авторов придерживаются общепринятой системы взглядов на одиночество, рассматривая его не столько как феномен, сколько как следственное (по отношению к социальным процессам), временное и преимущественно непозитивное состояние [Слободчиков, 2007, с. 27-34].
В XXI веке с его глобализационными процессами интерес к изучению одиночества не умень-
<
m
Щ
I %
tí m
о
b X
к
w m н u
Рч < ^
о ^ О о ^ h О G
w
H
s
о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w
V
S
b 1-4
<c
ri w с
«
S M
H U
W PQ
шается, а, наоборот, возрастает, что связано с технологизацией социального пространства и развитием информационных и сетевых технологий. Интернет, виртуальное пространство вносят существенные изменения не только в профессиональную, но и в повседневную жизнь человека, следовательно, меняется и сам человек.
Указанные изменения не могут не оказывать влияния на индивидуальную жизнь человека, на межличностные отношения, а следовательно, и на особенности возникновения, проявления, переживания одиночества и способы его преодоления. В современном мире все больше людей уходит в виртуальное пространство, не находя времени встретиться со своими друзьями и пообщаться с ними в реальности. Этот факт также сильно влияет на переживание состояния одиночества. Теряются внешние связи между людьми, они становятся опосредованными, в них начинают участвовать различные дополнительные устройства.
Согласно теории психологических систем, для психологических интерпретаций, в т.ч. и происходящих с человеком изменений, основой служит соответствие тенденций исторического и индивидуального развития [Лукьянов, 2009, с. 152-156]. В исследованиях последнего десятилетия (A.A. Артамонова, Е.А. Мазурен-ко, Е.А. Заворотных, Е.Е. Рогова, Т.Р. Рашидова, М.В. Сафонова) все чаще одиночество рассматривается в контексте социальной жизни человека, обусловленной современными тенденциями в сфере информационных технологий, развитием глобальной сети Интернет. Среди современных зарубежных работ можно выделить исследования, рассматривающие одиночество пользователей сети Интернет (Moody, Amichai-Hamburger, Ben-Artzi).
При этом появляются новые направления в психологии, в которых исследователи рассматривают человека как целостную саморазвивающуюся систему, следовательно, появляется новый взгляд на одиночество и его изучение.
Виртуальное общение, являясь неотъемлемой частью жизни юношей и девушек, по-новому характеризует контакты и привязанности
этого возрастного периода. Виртуальное пространство вносит изменения в социальную ситуацию развития молодых людей, соответственно, можно ожидать изменения личностных характеристик, проявляющихся в период юности, и возможных трансформаций под влиянием увлеченности виртуальным общением, которое необходимо рассматривать как новый аспект общения на современном этапе развития информационного общества.
В современном обществе существуют тенденция к увеличению взаимосвязей и зависимости человека от других людей и в то же время тенденция к обособленности. Интернет и социальные сети позволяют объединить данные тенденции - в сети все вместе, но каждый в это время один. Если рассматривать человека как целостную саморазвивающуюся систему, то одиночество является компонентом этой системы. Но тогда одиночество нельзя рассматривать отдельно от особенностей характера человека, его жизни на разных возрастных этапах, коммуникативных способностей.
В связи с этим важным, на наш взгляд, становится изучение психологических характеристик личности, проявляющихся или формирующихся в виртуальном мире, особенностей переживания одиночества, прежде всего в период юности, когда происходят профессиональное самоопределение, выстраивание жизненных планов, поиск личных привязанностей [Желон-кина, 2015, с. 220-224].
Анализ научных исследований и психологической литературы показал, что имеется значительный теоретический и эмпирический материал, отражающий проблемы взаимодействия человека с виртуальным пространством, а также проблемы, связанные с состоянием одиночества. Вместе с тем следует отметить, что вопрос переживания чувства одиночества в виртуальном пространстве остается открытым для научного поиска.
Цель исследования: изучить переживание состояния одиночества юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением, а также их психологические особенности.
В исследовании приняли участие 200 респондентов: юноши и девушки от 16 до 21 года (старшеклассники 16-18 лет (Енисейский район), студенты педагогического колледжа (Енисейск) и колледжа культуры и искусства (Минусинск) (18-21 год). Из 200 респондентов девушек - 161, юношей - 39. Для опроса была разработана анкета, включающая 64 вопроса. Вопросы в анкете условно разделены на 6 групп по следующим параметрам: общие вопросы, факторы, влияющие на выбор молодым человеком социальных сетей в качестве предпочтительного средства общения, особенности индивидуального понимания виртуального общения, особенности формирования коммуникативных качеств при виртуальном общении, отношение молодых людей к виртуальному общению как к способу преодоления одиночества, личные впечатления о виртуальном общении.
Для изучения особенностей переживания одиночества в юности при активном виртуальном общении использованы опросники: дифференциальный опросник переживания одиночества (Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев), опросник для определения вида одиночества (С.Г. Корчагина), методика субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест Р. Кэттела.
С целью изучения связей между психологическими характеристиками проведен корреляционный анализ по методу Пирсона, использовалась программа SPSS Statistics v.17.0. В качестве переменных определены: вопросы анкеты; виды одиночества: общее одиночество, зависимость от общения, позитивное одиночество (Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев); диффузное одиночество, отчуждающее одиночество, диссоции-ровнное одиночество, субъектино-позитивный вид одиночества (С.Г. Корчагина); уровень субъективного ощущения одиночества - высокий, средний, низкий (Д. Рассел и М. Фергюсон); типы отношений с окружающими (Т. Лири): авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический; особенности характера (16 факторов по тесту Кэттела).
Все юноши и девушки, участвующие в исследовании, согласно результатам анкетирования, на момент опроса являются активными пользователями в социальных сетях: 72 % опрошенных каждый день общаются в виртуальном пространстве, при этом 50 %- два и более часа; 22 % респондентов в течение дня всегда в online; 4% респондентов выходят в социальные сети 1-2 раза в неделю; 20 % - время от времени, если нужно связаться с кем-то для быстрого решения вопроса; 59,8 % опрошенных имеют в сети виртуальных друзей от 100 до 300 и более.
Следует отметить, что современные классификации видов одиночества (Е.Н. Осин, С.Г. Корчагина) включают в себя, продолжая традицию Р. Вейса, как виды, характеризующиеся негативными переживаниями (негативное одиночество, в современном понимании - общее одиночество, диффузное одиночество, отчуждающее одиночество, диссоциированное одиночество), так и несущие для человека позитивное значение (позитивное одиночество, субъективно-позитивный вид одиночества). Негативное одиночество вызывает тягостные психоэмоциональные состояния, проявляется преимущественно как длительное, хроническое, связано с нарушением способности выстраивать удовлетворяющие межличностные отношения, приводит к трудностям в социальном взаимодействии, имеет неблагоприятные последствия для развития личности, а потому требует психологической помощи. Позитивное одиночество связано со стремлением удовлетворить свою потребность в уединении для отдыха, обдумывания чего-либо важного, возможности побыть с самим собой, занятий собственными увлечениями и т.д. Такое одиночество носит кратковременный и добровольный характер, является отражением естественной потребности человека в уединении и не требует какой-либо психологической поддержки человека, его испытывающего.
Все участники исследования испытывают тот или иной вид одиночества, один и тот же респондент может испытывать несколько видов одиночества: по результатам корреляционного анализа только позитивное одиночество не имеет связей с другими типами, тогда как не-
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
гативные типы одиночества связаны между собой. Так, диссоциированное одиночество имеет положительную связь с общим переживанием одиночества (г=0,352), диффузным (г=0,327) и отчуждающим одиночеством (г=0,508). Большинство респондентов связывают ощущение одиночества с неумением быть одному, с дискомфортом, когда человек вынужден быть один и ему не с кем общаться. Такое отношение к одиночеству в период юности вызвано высокой
потребностью в общении со сверстниками, а также с необходимостью строить жизненные планы, определяться с профессией, находить свое место в социальном окружении среди взрослых людей и сверстников. В исследовании выявлено, что доля юношей, переживающих негативные виды одиночества, больше, чем доля в выборке девушек, а среди переживающих позитивное одиночество и зависимость от общения больше доля респондентов-девушек (табл.).
Виды одиночества, переживаемого юношами и девушками, увлеченными виртуальным общением
№ Вид одиночества Доля респондентов, переживающих чувство одиночества
Общая выборка (200 чел.) Юноши (39) Девушки (161)
1 Общее одиночество 27% 35,9 % 24,9 %
2 Диффузное одиночество 38% 35,9 % 34%
3 Отчуждающее одиночество 36% 41% 34,8 %
4 Диссоциированное одиночество 46% 69% 40,4 %
5 Зависимость от общения 36% 30,8 % 37,3 %
6 Позитивное одиночество 45% 41% 46%
7 Субъективно-позитивный вид одиночества 33% 28,2 % 34%
Анализ полученных связей (прямой и обратной корреляции) позволяет дать качественную характеристику молодым людям, активно принимающим участие в виртуальном общении и переживающим разные виды одиночества.
Для юношей и девушек, переживающих общее одиночество (27 % от общей выборки), характерны: отсутствие людей, с которыми возможен близкий контакт (изоляция), отсутствие значимых связей с окружающими людьми (отчуждение), восприятие себя как одинокого человека. На момент опроса у них нет человека, которого они могли бы назвать другом (подругой), не влюблены, не удовлетворены своим положением среди сверстников, в том числе противоположного пола, уровень переживания одиночества - высокий (г=0,521).
Согласно тесту Т. Лири, ведущие типы межличностных отношений - подозрительный (г=0,328) и подчиняемый (г=0,237). Среди личностных качеств отмечаются подозрительность, эгоистичность, осторожность, сдержанность жесткость, проявляющиеся в недоверии
к окружающим, а также подчиненность, застенчивость, приспособляемость, робость (г=0,321), характеризующие подчиняемый тип отношений. Кроме того, для них свойственны эмоциональная неустойчивость, плохой самоконтроль, подверженность влиянию случая (г=0,299).
Поведение в виртуальном пространстве может быть описано следующим образом: на странице в социальной сети размещают не свое фото или созданный образ; при виртуальном общении тщательно подбирают слова, пишут, стирают и снова пишут, обдумывая предложения. В искренности и правдивости виртуальных друзей уверены лишь иногда, поэтому количество друзей в сети от 10 до 50 (немного), но при этом считают, что при виртуальном общении можно понять, нравишься ли виртуальному другу противоположного пола. Объясниться в чувствах, высказать несогласие с человеком предпочтут через сеть. Считают, что в сети можно ощутить душевную близость с человеком, но убеждены также, что виртуальное общение не способствует развитию коммуникабельности.
Таким образом, перед нами молодые люди, которые в силу психологических особенностей имеют трудности в установлении близких отношений. Не имея возможности обрести реальных друзей, они пытаются компенсировать недостаток общения в виртуальном пространстве, усугубляя существующую проблему.
Молодые люди, испытывающие переживания диффузного одиночества (38 %), стремятся к другим людям, надеясь найти в общении с ними подтверждение собственного бытия, своей значимости. Как отмечает С.Г. Корчагина, и это подтверждают результаты нашего исследования, их отличает сочетание противоречащих тенденций в межличностных отношениях: подозрительность, подчиняемость и зависимость, но в то же время проявление дружелюбия и альтруизма. Любопытно, что этот тип одиночества не имеет корреляционных связей с уровнем субъективного переживания одиночества, т.е. респонденты могут отмечать как средний, так и высокий уровень переживания одиночества.
Вероятно, это связано с тем, что такие молодые люди стремятся к построению межличностных отношений, но не способны к психологической близости в подлинном смысле: к самораскрытию, обмену истинными мыслями и чувствами, доверию. Это заставляет сохранять в отношениях дистанцию, что, в свою очередь, вызывает переживание одиночества в связи с отсутствием подлинной душевной близости. Среди психологических характеристик отметим также самоуверенность, авторитарность (г=0,193), плохой самоконтроль (г=0,184), высокую напряженность (г=0,175), которые негативно сказываются на поддержании межличностных отношений.
В сети эта группа молодых людей стремится иметь больше виртуальных друзей (г=0,218). Прослеживается интересная зависимость: чем в более раннем возрасте они завели страницу в сети и выбрали виртуальное общение, тем выше уровень диффузного одиночества и тем больше друзей в сети. Возникает своеобразный «замкнутый круг»: потребность в близких отношениях побудила искать виртуальные контакты, но они не компенсируют переживание одино-
чества, что приводит к последующему увеличению контактов в сети, и далее по спирали. Они стремятся «убежать» от одиночества к людям, но выбор виртуального общения является ошибочным.
Для молодых людей, переживающих отчуждающее одиночество (36 %), свойственны преобладание в личности тенденции к обособлению, отчуждение от других людей, норм и ценностей, принятых в обществе, мира в целом, они не удовлетворены своим положением среди сверстников. У них высокий уровень переживания субъективного одиночества (г=0,476). При этом наблюдается потеря способности к единению, интимности, приватности в общении. Не случайно преобладающие типы межличностных отношений - подозрительный (г=0,239) и авторитарный (г=0,316). Молодым людям свойственны эмоциональная неустойчивость (г=0,269), осторожность, сдержанность (г=0,267), а также подозрительность (г=0,324), эгоистичность, независимость, склонность не считаться с общественным мнением (г=0,260). В социальной сети на своей странице размещали не свое фото или созданный образ, виртуальных друзей немного (от 10 до 50) (г=0,221). В искренности и правдивости виртуальных друзей уверены лишь иногда.
Таким образом, эта группа респондентов осознает свое одиночество, не имея возможности поделиться с кем-либо переживаниями, поскольку, по их мнению, рядом нет никого, кто смог бы их понять. Виртуальное общение в этом случае не выполняет своей компенсаторной роли.
Диссоциированное одиночество (46 % выборки) представляет наиболее сложное состояние. Его возникновение и развитие определяются ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, доверяет, проявляя подчиняемый тип отношений (г=0,205). После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, проявляется подозрительный тип отношений (г=0,230). Таким молодым людям свойственны
<С
ч
с m
о | a U
о
Рч
W
[111]
m
н о
Рч <
о ^ 5 ^
о ^
Рч W
« с «
S
X
н и
м
эмоциональная неустойчивость, напряженность (г=0,293), осторожность и сдержанность в контактах (г=0Д92), подозрительность, эгоистичность (г=0,245), а также тревожность, депрессив-ность (г=0,165), они тяготятся дурными предчувствиями, уровень переживания одиночества -высокий (г=0,511).
В виртуальном пространстве ищут душевной близости, но размещают на своей странице в сети не свое фото или созданный образ, сомневаются правдивости и искренности виртуальных друзей. Объясниться в своих чувствах и симпатиях человеку противоположного пола, а также высказывать несогласие с человеком предпочтут через сеть.
Сочетание эгоистичности и подчиняемости составляет основу внутриличностного конфликта, который во внешнем плане проявляется в том числе в трудностях построения межличностных отношений как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Иной психологический портрету молодых людей, переживающих такой вид одиночества, как зависимость от общения (36 %). Проблема этих респондентов заключается в том, что они испытывают постоянную потребность находиться в компании, дают состоянию одиночества крайне негативную оценку и переживают негативные чувства, оставаясь в одиночестве, даже ситуативно.
Согласно методике Т. Лири, характерные типы межличностных отношений - дружелюбный (г=0,182) и альтруистический (г=0,197), что подтверждает значимость широкого круга контактов. Молодые люди стремятся в сети иметь как можно больше друзей, социальные сети рассматривают именно для общения (г=0,210). Им важно знать, кто с ними общается: юноша или девушка, они испытывают дискомфорт, когда не знают кто в сети (когда нет фото, неизвестен пол, возраст), т.е. виртуальное пространство позволяет максимально расширять круг общения, испытывать новые ощущения, эмоции, которых недостает в реальном взаимодействии. По результатам опросника Кэттела, этим респондентам присущи конформизм, зависимость от группы, следование общественному мнению (г=0,188), низ-
кая мотивация, расслабленность (г=0,173), а также плохой самоконтроль, эмоциональная неустойчивость (г=0,157).
Таким образом, эта группа молодых людей испытывает, вероятно, в силу экстравертирован-ности, повышенную потребность в общении, в то же время индивидуальные особенности часто не дают занять ведущую позицию во взаимоотношениях, что компенсируется с помощью широкого круга «друзей» в виртуальном пространстве. Можно предположить, что именно у этих респондентов проявляется в общении тенденция «потребительского поведения», когда вместо прикладывания усилий к развитию существующих отношений легко устанавливаются новые, при утрате интереса - другие и т.д.
Отдельно следует отметить группу молодых людей, переживающих позитивное одиночество (Осин, Леонтьев) или субъективно-позитивный вид одиночества (Корчагина), отражающий позитивные аспекты уединения. Эти респонденты составили соответственно 45 и 33 % в общей выборке. Такие молодые люди принимают одиночество и уединение, считая его необходимым, чтобы осмыслить, понять какие-то важные для себя вещи.
Молодые люди не стремятся к большому количеству виртуальных контактов, друзей в сети немного (г=0,183). Они не добавляют в контакты всех, кто их об этом просит (г=0,158). Им не важно знать, кто с ними общается в сети: юноша или девушка. Для них нет различий, как общаться на интимные темы или открывать секреты - лично или через сеть, но объясниться в своих чувствах к человеку противоположного пола предпочтут в сети. Считают, что в виртуальном пространстве все хотят казаться лучше, чем есть на самом деле, также полагают, что виртуальное общение не способствует коммуникабельности (человек может «уйти в себя» и перестать общаться в реальном мире).
Типы межличностных отношений - подозрительный (г=0,186), подчиняемый, зависимый (г=0,262). Молодым людям присущи робость, сдержанность, но при этомтяга к новому (г=0,140). Они критически настроены, аналитически
мыслят, независимы, предпочитают собственные решения (г=0,274).
Такой вид одиночества представляет собой вариант переживания психологической отдельности, собственной индивидуальности и может рассматриваться как проявление психологической устойчивости личности относительно воздействий общества.
Результаты корреляционного анализа позволяют сделать следующие выводы.
1. Переживание негативных типов одиночества (общее, диффузное, отчуждающее, диссоциированное) связано у юношей и девушек с неконструктивными стилями взаимоотношений с окружающими: подозрительным и подчиняемым. Можно предположить, что такие стили отношений обусловлены трудностями процессов идентификации, нарушением баланса между идентификацией и обособлением в пользу обособления. Отдельно отметим, что по результатам исследования подозрительный и подчиняемый типы отношений наиболее распространены в выборке юношей и девушек, что требует дополнительного изучения обнаруженного феномена.
2. Поведение в виртуальном пространстве у молодых людей, испытывающих негативные виды одиночества, преимущественно повторяет поведение в повседневной реальной жизни, в этом смысле виртуальное общение не выполняет ожидаемую компенсаторную функцию и переживание одиночества только усиливается.
3. Для молодых людей, переживающих такой вид одиночества, как зависимость от общения, характерны дружелюбный и альтруистический типы отношений, они испытывают значительную потребность в контактах, и виртуальное пространство позволяет ее в определенной степени удовлетворить, выступая в качестве дополнительного источника социальных отношений. Можно предположить, что процесс идентификации у них преобладает над процессом обособления, поэтому так сложно переживать даже кратковременное состояние одиночества.
4. Молодые люди, переживающие позитивное одиночество, характеризуются сбалансированностью процессов идентификации и
обособления, поэтому избирательны в виртуальном общении, не рассматривают его в качестве ведущего источника социальных контактов, отмечая, что такое общение ведет к сокращению реальных контактов.
Выявленные в ходе исследования связи позволяют заключить, что ведущую роль в переживании одиночества юношами и девушками играют особенности построения отношений с собой и окружающими, закономерно отражающие и особенности социальной среды, в которых эти отношения формируются. Несмотря на усиление роли виртуального общения в жизни современных юношей и девушек, по их собственному мнению, такое общение не способствует в большинстве случаев преодолению чувства одиночества. Для развития способности выстраивать гармоничные, удовлетворяющие межличностные отношения необходимы психологическое сопровождение подростков и юношей в период идентификации и самоидентификации, помощь в преодолении вну-триличностных конфликтов, формировании позитивного отношения к себе и окружающим.
Библиографический список
1. Аверкиева Т.А., Швецова Е.В. Одиночество в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4. С.121-125.
2. Бердяев H.A. Я и мир объектов. URL: http:// royallib.com/read/berdyaev_nikolay/ya_i_ mir_obektov.html#221141
3. Вейс P.C. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / ред. Н.Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989. С. 114-128.
4. Гизатуллина А.Г. Системно-антропологичес-кий анализ психологии одиночества. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. 184 с.
5. Дьяченко И.А. Социально-психологические факторы переживания одиночества в пожилом возрасте: дис ... канд. психол. наук. СПб., 2014. 144 с.
6. Желонкина О. К. Социально-психологические особенности юношества, обусловленные виртуальным общением // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31).
<С
а
ч
с m
о
ь
к
щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
7. Каштанова О.В. Феномен социального одиночества в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2014. 159 с.
8. Корчагина С.Г. Психология одиночества: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2008. 228 с.
9. Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика // Психология обучения. 2008. № 8. С. 10-23.
10. Лукьянов О.В. Психологическая системность практик веры. Градиенты становления человеческого в человеке // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325.
11. Манакова Е.А. Типы переживания одиночества в контексте психологического здоровья девушек-студенток: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 206 с.
12. Рогова Е.Е. Одиночество в условиях современного общества: дис. ... д-ра филос. наук. Краснодар, 2012. 297 с.
13. Рашидова Т.Р. Одиночество человека: философско-антропологическое осмысление проблемы: дис.... канд. филос. наук. М., 2012. 155 с.
14. Рябикина З.И., Богомолова Е.И. Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией ее
бытия // Человек. Сообщество. Управление.
2013. № 2. С. 76-90.
15. Сафонова М.В. Особенности социальных представлений об одиночестве: возрастной и тендерный аспект // The value system of modern society. Materials digest of the XVII International Scientific and Practical Conference (London, January 19 - January 23, 2012) / Chief editor V.V. Pavlov 2012. C. 107-109.
16. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.
17. Фаррахов А.Ф. Одиночество как социокультурный феномен: концептуализация и практическое проявление в современном обществе: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар,
2014. 159 с.
18. Amichai-Hamburger Y., & Ben-Artzi, Е. Loneliness and internet use // Computers in Human Behavior. 2003. № 19 (1). C. 71-80.
19. Moody E.J. Internet use and its relationship to loneliness // Cyberpsychology and Behavior. 2001. № 4 (3). C. 393-401.
20. Safonova M.V. Social representations of modern Russians about the lonely person // Problems of Psychology in the 21th Centery. Scien-tia Socialis, Lithuania. 2012. Vol. 4. P. 74-84.