Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / CONSTRUCTIVE ACTIVITY / LOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-уста З. Р., Бекташева Ш. Ф.

В данной статье раскрыта специфика конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Традиционно детское конструирование понимается как процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE CONSTRUCTIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This article reveals the specifics of constructive activity of children of preschool age. Traditionally, children's design is understood as the process of construction of buildings, such structures, which provides for the mutual arrangement of parts and elements, methods of their connection. Construction develops the ability to see the object, develops the ability to capture its purpose, allows you to get a much more complete picture of the various properties of the parts from which the object should be constructed. During the construction process, the child learns that behind a certain shape and weight of parts there are certain design properties.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.34

Амет- Уста З.Р., к. пед.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Бекташева Ш.Ф. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь СПЕЦИФИКА КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье раскрыта специфика конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Традиционно детское конструирование понимается как процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, конструктивная деятельность, логическое мышление.

Amet-Usta Z.R., candidate of pedagogical .N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Bektasheva Sh.F. student of the group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University""

Russia, Republic of Crimea, Simferopol THE SPECIFICS OF THE CONSTRUCTIVE ACTIVITY OF CHILDREN

OF PRESCHOOL AGE

Abstract: This article reveals the specifics of constructive activity of children of preschool age. Traditionally, children's design is understood as the process of construction of buildings, such structures, which provides for the mutual arrangement of parts and elements, methods of their connection. Construction develops the ability to see the object, develops the ability to capture its purpose, allows you to get a much more complete picture of the various properties of the parts from which the object should be constructed. During the construction process, the child learns that behind a certain shape and weight of parts there are certain design properties.

Key words: children of preschool age, constructive activity, logical thinking.

Логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчеркивая значение математики в воспитании логического мышления, необходимо выделить общие положения организации такого воспитания: длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно; недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании; вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача; включение в содержание обучения системы определенных теоретических знаний, прежде всего, знаний о способах ориентировки в выполнении умственных действий.

Проблемой развития основ логического мышления детей также занимались следующие педагоги Матюшкин А.М. [1], Петрова В.Ф. [2], Репина Г.А. [3], Рихтерман Т.Д. [4], Хасанова Д.З. [5]. Ученые отмечают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы формирования основ логико-математической компетентности во всей системе образования.

Особую роль в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста играет конструктивная деятельность - практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Традиционно детское конструирование понимается как процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения.

Цель статьи: раскрыть специфику конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Термин «конструирование» (от лат. слова construere - построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Традиционно

детское конструирование понимается как процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения [3].

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства [2].

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность.

Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но, прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника. Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке. Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте: дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций; дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов; расширяется область творческих проявлений [1].

Выделяют следующие типы конструктивной деятельности:

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по условиям;

3) конструирование по замыслу.

Традиционная практика обучения дошкольников конструированию опирается на принцип "от частей - к целому" и предусматривает постепенный переход от репродуктивного (воспроизводящего) конструирования к творческому. Однако такой путь не всегда, по его мнению, обеспечивает творческое развитие ребенка. Он предлагает раскрыть новые возможности конструирования, отвечающие задачам развития логического и творческого мышления. Так, конструирование по образцу иногда ассоциируется с шаблонной, нетворческой деятельностью. Однако источники зачастую присущей ему шаблонности коренятся не столько в самой природе такого конструирования, сколько в бытующих способах «подачи» содержания и формах организации деятельности ребенка.

Творческое конструирование - это деятельность по образованию некоторой предметной целостности (конструкции), где неизвестным, искомым выступает принцип построения данной целостности. Но на конструкции-образце далеко не всегда "написано", какие именно ее свойства являются носителями этого принципа. Эти свойства-носители могут иметь неявный, скрытый характер, и ребенку придется их "домысливать". В одних случаях они могут быть связаны с особенностями материала, в других - со спецификой каких-либо отдельных частей конструкции, в третьих, - со способами соединения (крепления) деталей и т.д. [6].

Во всех перечисленных случаях создаются условия для того, чтобы детское конструирование с самого начала приобрело черты творческой деятельности. Ребенок при этом сталкивается с необходимостью осмыслить, реконструировать, как бы заново открыть для себя воплощенный в образце замысел конструкции. Это - предпосылка будущего развития у ребенка способности конструировать по собственному замыслу.

Важно, чтобы указанная предпосылка была заложена уже на первых этапах обучения. Усилению этого развивающего эффекта в ее рамках способствует введение образцов с неполными характеристиками. Например, в образце могут отсутствовать некоторые внешне незначительные, но в то же время целостнообразующие элементы (детали, крепления и др.), наглядно воспринимаемый вид образца на рисунке может «камуфлировать» эти элементы и т.п. Конечно, задания такого рода следует предлагать детям более старшего возраста, у которых соответствующие конструктивные умения развиты в достаточной степени.

Конструирование по схеме (простейшему чертежу) также представляет собой один из видов конструирования по образцу. Эта разновидность конструирования - вопреки существующему мнению - обладает определенными внутренними ресурсами в плане развития творческих способностей детей. Как установлено психологами, процедура соотнесения

оригинала и модели (схемы) требует от ребенка усилия и труда мысли -особой поисковой активности. Так, при анализе схематического изображения возникает необходимость "прочитать" в его "статике" те динамические параметры, которые присущи данной конструкции. Это -источник специфического типа проблемных ситуаций, характерных именно для конструирования. Разумеется, работа дошкольников со схемами имеет свои ограничения. Тем более, она не должна превращаться в нечто самоцельное. Регламентированное время для нее отводится на занятиях старших дошкольников [4].

Об использовании конструктивной деятельности для развития математических способностей пишет Петрова В.Ф. Конструированием она считает вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений, т.е. деятельность конструирования понимается ею в более широком смысле, чем это принято в традиционной методике обучения конструированию в дошкольном возрасте [2].

Под обучением конструированию автор понимает формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. По ее мнению конструктивные умения включают в себя следующие:

-умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. абстрагироваться);

-умение собрать объект из готовых частей (синтезировать); -умение расчленить, выделить составные части (анализировать); -умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

Под конструктивным мышлением понимается умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей. Конструктивное мышление связано с пространственным мышлением, которое определяется как умение строить модель в представлении (в умственном плане) и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации).

Конструирование рассматривается как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование. Воплощение изучаемого понятия в модели позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. Геометрический материал, по мнению В.Ф. Петровой, в большей степени позволяет сформировать конструктивные умения и конструктивное мышление у дошкольников [2].

Итак, анализ современных направлений в методике развития логического и творческого мышления показывает, что этот процесс многие авторы связывают с развитием конструктивной деятельности дошкольника.

Использованные источники:

1. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии / А.М. Матюшкина. - М.: Знание, 2000. - 49c.

2. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста: краткий конспект лекций // Каз. федер. ун-т. / В.Ф. Петрова. -Казань, 2013. - 203 с.

3. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления / Г.А. Репина. - М: Сфера, 2008. - 360с.

4. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М., 1992.- 147с.

5. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. - Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. - 497с. - С.123-129.

6. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка / Д.Б. Эльконин. -СПб.: ПИТЕР, 2006, — 85c.

УДК 372.47

Белозерских В.В. обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического

образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЕМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ Аннотация: Классификация — один из важнейших способов познания окружающей действительности. В ее основе лежит разбиение. Разбиение является логическим действием, суть которого состоит в разбивке множества на подмножества. В процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы; разбивать совокупность на группы по заданному основанию классификации; выделять основание классификации.

Ключевые слова: логическое мышление, классификация предметов, дети старшего дошкольного возраста, методические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.