Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / MENTAL ACTIVITY / LOGICAL METHODS OF THINKING / THOUGHT PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-уста З. Р., Эмир-усеин З. З.

В данной статье раскрыты специфика и сущность мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Мыслительная деятельность представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого ребенок решает мыслительные задачи. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-уста З. Р., Эмир-усеин З. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY AND ESSENCE OF MENTAL ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This article reveals the specifics and essence of mental activity of children of preschool age. Mental activity is a solution to a variety of mental problems aimed at revealing the essence of something. Mental surgery is one of the ways of mental activity through which the child solves mental problems. The thought process begins with the awareness of the problem situation, with the formulation of the question. The means of solving the problem are such mental operations as analysis, synthesis, comparison, abstraction, generalization and classification.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

9. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур // Государство и право. 2008. N 3. С.

10. Барциц, И.Н.. Административный регламент: предложения к методике разработки // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 1. С.46-52.; Акопов Л.В.. Понятие административного регламента в юридической науке и практике // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 4. С.96-99.;

11. Маланина Е.Н. Понятие и значение административных регламентов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 4. С.50-51.;

12. Мартынов А.В.Административные регламенты как правовые источники реализации административно-надзорной деятельности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009. № 4. С.. 8-10.

13. Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: законодательный контекст // Административная реформа: проблемы развития и совершенствования. М.: Институт государства и права РАН, 2006. № 2. С.

УДК 372.34

Амет- Уста З.Р., к. пед.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Эмир-Усеин З.З. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь СПЕЦИФИКА И СУЩНОСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье раскрыты специфика и сущность мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Мыслительная деятельность представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого ребенок решает мыслительные задачи. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают

такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, мыслительная деятельность, логические приемы мышления, мыслительный процесс.

Amet-Usta Z.R., candidate of pedagogical .N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Emir-Usein Z.Z., student of the group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol THE SPECIFICITY AND ESSENCE OF MENTAL ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract: this article reveals the specifics and essence of mental activity of children of preschool age. Mental activity is a solution to a variety of mental problems aimed at revealing the essence of something. Mental surgery is one of the ways of mental activity through which the child solves mental problems. The thought process begins with the awareness of the problem situation, with the formulation of the question. The means of solving the problem are such mental operations as analysis, synthesis, comparison, abstraction, generalization and classification.

Key words: children of preschool age, mental activity, logical methods of thinking, thought process.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно имеет целенаправленный характер.

Изучением вопросов развития мыслительной деятельности детей дошкольного возраста занимались Матюшкин А.М. [1], Петрова В.Ф. [2], Репина Г.А. [3], Рихтерман Т.Д. [4], Хасанова Д.З. [6] и другие. Ученые убеждены, что развитие мыслительной деятельности ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно -

действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.

Цель статьи: раскрыть специфику и сущность мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Мыслительная деятельность представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого ребенок решает мыслительные задачи. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация [6].

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д. Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ) [5].

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру "Найди это по указанным признакам": "Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)" и т. д.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска

самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения) [5].

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

Работа по формированию мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения - осуществляется в ходе выполнения специальных заданий как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и в других видах деятельности детей.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными [4, с. 304].

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными [4, с. 30].

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии [4, с. 39].

Наиболее отчетливо проявляется мыслительная деятельность у старших дошкольников при установлении ими различных связей, существующих между предметами и явлениями. Раньше других ребенок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, т.е. смысловом, их значении. Причина этой трудности лежит, во-первых, в скрытой форме самих связей (они не лежат на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту). Детям трудно выделять эти смысловые связи из-за недостаточного внимания педагогов к этим зависимостям.

Рассмотрим основные характеристики детей старшего дошкольного возраста как основы для развития у них мыслительной деятельности. Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах:

- в старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка;

- восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер;

- произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности;

- мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально -образного переходит к абстрактно - логическому;

- познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению;

- память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

В возрасте 5-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий [4, с. 50]. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении затаи схематические изображения. «Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений.

В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 5-6 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти,

воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени [3].

Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более, младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого [1]. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив - «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенною эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого.

В старшем дошкольном возрасте ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их [5].

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек [2, с. 110]. Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию. К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуальные, так и коллективные) и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.

Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности ребенок усваивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Они являются основными компонентами мышления. Каждая из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в сложной связи с другими операциями. Развитие мыслительных операции в дошкольном возрасте приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. У детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными.

Использованные источники:

1. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии / А.М. Матюшкина. - М.: Знание, 2000. - 49с.

2. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста: краткий конспект лекций // Каз. федер. ун-т. / В.Ф. Петрова. -Казань, 2013. - 203 с.

3. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления / Г.А. Репина. - М: Сфера, 2008. - 360с.

4. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. - М., 1992.- 147с.

5. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Е.И. Удальцова. - М: Сфера, 1992. - 411с.

6. Хасанова Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы

науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. - Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. - 497с. - С.123-129.

7. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка / Д.Б. Эльконин. -СПб.: ПИТЕР, 2006, — 85c.

УДК 338.47.656

Юрах Н. С. студент магистратуры Ростовский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону

Yurah N.S. graduate student Rostov State University of Railway Transport Russian Federation, Rostov-on-Don ЗЕЛЕНАЯ ЛОГИСТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ

GREEN LOGISTICS AT THE ENTERPRISE AS ONE OF THE FACTORS OF ENVIRONMENTAL-ORIENTED DEVELOPMENT В статье исследуется функционирование транспортного предприятия с позиции воздействия его на окружающую среду. Анализируются направления эколого-ориентированного развития предприятия на основе использования инструментов «зеленой» логистики. Представлена схема иллюстрирующая взаимосвязь направлений воздействия логистической системы предприятия на окружающую среду.

The article examines the functioning of the transport enterprise from the standpoint of its impact on the environment. The directions of the ecological-oriented development of the enterprise are analyzed on the basis of the use of green logistics tools. A diagram illustrating the relationship of the directions of the impact of the enterprise's logistics system on the environment is presented.

Ключевые слова: логистика, загрязнение, отходы, отработанные масла, окружающая среда.

Keywords: logistics, pollution, waste, used oils, environment. В последние годы в обществе широко обсуждается проблема экологизации деятельности предприятий с целью снижения негативного воздействия их на окружающую среду. Исследования экологического состояния территорий РФ учеными экологами показывают, что в результате промышленной деятельности предприятий загрязняется атмосфера, водные источники и почва токсичными веществами посредством выбросов и накопления отходов производственной деятельности. В результате чего нарушается экологическое состояние природной системы, также фиксируется ее деградация и разрушение. Последствиями такого обращения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.