Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / THINKING ACTIVITY / LOGICAL THINKING TECHNIQUES / LOGICAL AND MATHEMATICAL GAMES AND EXERCISES / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Эннанова Ленура Фахриевна

Освещаются результаты исследования проблемы развития мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе логико-математических упражнений и игр. Определены сущность понятия, критерии и показатели мыслительной деятельности. Представлен инструментарий для проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста, результаты исследования, а также педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы воспитателя в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна, Эннанова Ленура Фахриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF LEVELS OF DEVELOPMENT OF MENTAL ACTIVITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF LOGICAL AND MATHEMATICAL EXERCISES AND GAMES

The article presents the results of research on the problem of developing mental activity in older preschool children in the process of logical and mathematical exercises and games. The essence of the concept, criteria and indicators of mental activity are defined. The article presents diagnostic tools for diagnostics of older preschool children, the results of the study, as well as pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of the teacher in this direction.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР»

Department of Preschool Education and Pedagogy, Crimean Bigendering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

tc >

<

LH

s sc о

LU

< et

LU

С

350

The article presents the results of research on the problem of developing mental activity in older preschool children in the process of logical and mathematical exercises and games. The essence of the concept, criteria and indicators of mental activity are defined. The article presents diagnostic tools for diagnostics of older preschool children, the results of the study, as well as pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of the teacher in this direction.

Keywords: thinking activity; logical thinking techniques; logical and mathematical games and exercises; children of senior preschool age.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.71

УДК 372,3 ВАК РФ 13,00,02

ЪАмет-УстаЗ.Р.г 2020 5 Знна нова Л. Ф., 2020

АМЕТ-УСГА Зарема Ремзиевна, кандидат педагогических наук, доцент

ЭННАНОВА Ленура Фахриевна, преподаватель

кафедра Дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕЛОГИКО-МА ТЕМА ТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР

Освещаются результаты исследований проблемы развития мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе логико-матема тическикупражнений и игр. Определены сущность понятия, критерии и пока затели мыслительной деятельности. Представлен инструментарий для проведения диагностики детей старшего дошкольного возраста, результаты исследования, а также педагогические условия, способствующие повышению эффективности работы воспитателя в данном направлении.

Ключевые слова; мыслительная деятельность; приемы логического мышления; логико-математические игры и упражнения; дети старшего дошкольного возраста.

Развитие мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений педагогической теории и практики, которому в последнее время уделяется особенное внимание. Мыслительные операции являются тем инструментом, с помощью которого ребенок учиться познавать окружающий мир, перерабатывать большой объем информации, а также делать выводы и умозаключения.

Вопросам развития мыслительной деятельности в дошкольном возрасте посвящены исследования многих ученых; A.B. Белошис-той [1 j, Н,Ю. Воряковой ¡2], Л.Н, Вахрушева [3], H.A. Забродиной [4], О.Н. Земцовой [5] и др. Ученые единогласны в мнении о том, что использование мыслительных операций позволяет ребенку получить более глубокие знания и обеспечивает более успешное освоение учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает новые знания, полагаясь лишь на память.

Как отмечают М.Д. Маханева [7], Т.В. Павлова [9], Н.Ю. Хаперская III], М.С. Степанова [11], умения и навыки, приобретенные в старший дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшими среди них являются умения использовать мыслительные операции, то есть умения "действовать в уме", такие как: сериация, классификация, обобщение, систематизация и другие. Ребенку, не овладевшему данными операциями, последующая учеба в школе будет даваться труднее, поскольку решение задач, а также выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

В современной научной литературе рассматриваются разные аспекты исследуемой проблемы: развитие мыслительной деятельности дошкольников в работе с тематическими таблицами (Н.Ю. Хаперская, (И. С. Степанова}; психологические особенности развития совместной мыслительной деятельности у дошкольни-

ков (T.B. Павлова); формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности (H.A. Забронина); особенности мотивационных предпочтений различных форм математической деятельности у дошкольников (Г.А, Репина); новые подходы к организации логико-математи-ческого развития детей дошкольного возраста (Е.В. Михеева) и др.

Анализ изучения проблемы развития мыслительной деятельности в дошкольном возрасте, проводимый разными исследователями [1; 3; 4; 8; 9], позволяет утверждать, что для развития ребенкадошкольного возраста решающее значение имеет не объем знаний, а способ их усвоения, определяемый тем видом деятельности, в котором они приобретались. В связи с этим наиболее благоприятные условия для развития мыслительных операций создают логико-математические игры, которые, совершенствуя память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей детей.

Исследования ученых (М.8, Корепанова, С.А. Козлова, Е.В. Михеева, Т.В. Павлова, О.В. Пронина) показали, что логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения и закономерности и предполагающие выполнение логических операций, развивают удетей самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.

Л,Н. Вахрушева, H.A. Забродина, О.Н, Земцо-ва отмечают, что игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: классификации, сериации, сравнения, анализа и синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования, обобщения, конкретизации и других.

Изучение состояния проблемы развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе логико-математических игр в педагогической теории [5; 8; 9; 111 и практике позволило нам сформулировать содержание данного понятия. Мыслительная деятельность - это система мыслите ль-ных операций, направленная на решение определенной проблемы,а также разнообразных мыслительных задач, направленных нэ

раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого ребенок решает ту или иную мыслительную задачу.

Анализ практического опыта работы по проблеме исследования показал, что нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению и письму. Между тем наибольшие трудности испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность,у которых неразвито логическое мышление и умение пользоваться соответствующими приемами, отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое, В настоящее время дети, поступающие в школу, достаточно слабо подготовлены в этом плане, у них не сформированы в полном объеме мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе.

На основе изучения научной литературы по проблеме исследования^ также программных требований были определены критерии мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Когнитивный критерий: элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих в нем.

Операциональный критерий: умение проводить анализ и синтез; умение делать обобщения; умения строить самостоятельные умозаключения; умение определять причинно-следственные связи.

Деятельностный критерий: умение использовать мыслительные операции в ходе решения нестандартных задач.

С целью определения уровней развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста к каждому критерию были подобраны диагностические методики. В работе использовались методики обследования A.B. Белошистой ("Что здесь лишнее?", "Нелепицы", "Невербальная классификация"}, Г.А. Репиной "Последовательность событий", а также логико-математические игры ("Танграм" "Колумбово яйцо"), которые были задействованы с диагностической целью.

В процессе проведения диагностической методики "Что здесьлишнее?", ориентированной на исследование процессов образно-ло-гического мышления, а также операций анализа и обобщения, детям в индивидуальной форме предлагалось внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним. На решение задачи

> <

ш S

О ш

<

С1 ш

с

352

отводилось 3 минуты. Результаты проведения методики показали, что7,0%детей решили задачу меньше чем за 1 минуту, назвав лишние предметы на всех картинках и аргументировав ответ; 28,0% детей справились с задачей за 1,5-2 минуты; 31,0 % детей - за 2-2,5 минуты; 16,0%-детей за 2,5-3 минуты и 18,0% детей-за Зминуты не справились с заданием. Наибольшую трудность у большинства детей (49,0%) вызвало задание, в котором нужно было определить предмет из числа следующих предметов: часы, отрывной календарь, будильник, чашечные весы.

Целью теста "Нелепицы" было определение уровней сформированности элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и логических связях и отношениях, существующих между его объектами, а также умений рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Согласно инструкции проведения данного теста, ребенку предлагалось посмотреть на иллюстрацию и сказать, все ли находится на своем месте и правильно ли нарисовано. Ребенок должен был заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и, как на самом деле должно быть, В результате проведения теста мы констатировали, что 39,0% детей заметили все нелепицы, изображенные на рисунке, а также аргументировали свой ответ по каждой из них; 41,0% детей заметили все нелепицы, но 3-4 из них не смогли объяснить, 20,0% детей заметили только 1-4 нелепицы, с аргументацией испытывали затруднения. Таким образом, мы определили, что у детей имеются элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между его объектами, однако умение рассуждать логически, а также грамматически правильно выражать свою мысль сформировано на недостаточном уровне,

В ходе диагностической методики "Невербальная классификация" взрослый просил ребенка внимательно посмотреть, что он делает, и начинал раскладывать картинки, разделяя их на две группы, при этом не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложил несколько иллюстраций, он передавал их ребенку, предлагая продолжить раскладывать картинки дальше. Передав картинки ребенку, взрослый молча наблюдал за его деятельностью. Если ребенок ошибался, взрослый молча перекладывал картинку в нужную группу. По окончании работы взрослый спрашивал ребенка, какое название он может

дать каждой из этих групп. Результаты выполнения данного упражнения показали, что 35,6% детей показали высокий уровень, дети не допустили ни одной ошибки. 46,8% - владеют средним уровнем- они допустили 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, однако правильно называли группы обобщающими понятиями - "домашние животные", "дикие животные11.17,6% детей в группе показали низкий уровень-дети допустили более 5 ошибок, раскладывали картинки хаотично, не могли дать название. Детям этой группы говорили: "А зачем ты кладешь рисунок лошади в эту группу? Ведь тут тигр, лев, волк, т.е. только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях, это - дикие животные. А лошадь -домашнее животное, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, собака". После этого классификацию доводили до конца, но не оценивали. Для диагностики ребенку давали другой набор карточек и в этом случае работу не прерывали даже тогда, когда он допускал ошибки.

Во время проведения методики "Последовательность событий", в процессе которой ребенку предлагалось восстановить логическую последовательность картинок, сопровождая свое решение устным рассказом, констатировали, что высокий уровень (ребенок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашел верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ) наблюдался у 19,8% детей. Средний уровень, при котором испытуемый правильно размещал изображения, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа,- у 48,6% детей. Низкий- ребенку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ - у 31,6% детей.

Отметим также, что возникали ситуации, когда ребенок, несмотря на полученную инструкцию, не понимал, что необходимо сделать. Тогда перед ним размещали первую картинку и предлагали выстроить дальнейшую последовательность событий. Однако некоторые испытуемые не могли справиться с заданием:

- каждая картинка осознавалась ими как автономная, не связанная с другими, что делало невозможнымдзльнейшее составление рассказа (9,8% детей);

- предложенная последовательность не соответствовала устному описанию (7,5% детей);

- отдельные детали на каждом рисунке фиксировались без необходимого уровня обобщения (4,9% детей);

- предложенная последовательность сопровождалась нелогичным рассказом или собственной сюжетной линией (8,0% детей).

В ходе диагностической работы с использованием логико-математических игр "Таиграм" и "Колумбово яйцо", мы констатировали, что только 13,0% детей успешно составляли изображения по собственному замыслу; 25,0% детей составляли фигуры по образцам контурного характера; большинство же детей -62,0% - складывали изображения только по заданному примеру.

Обобщенные результаты обследования детей позволили выделить три уровня развития мыслительной деятельности, представленные ниже.

Высокий уровень (23,8% детей); у ребенка сформированы элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих в нем; умеет строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, а также определять причинно-следственные связи; умеет использовать мыслительные операции в ходе решения нестандартных задач.

Средний уровень (42,9%): у ребенка имеются элементарные образные представления об окружающем мире, однако он не всегда может установить логические связи и отношения между его объектами; строит умозаключения, делает обобщения, а также определяет причинно-следственные связи с помощью воспитателя; частично использует мыслительные операции в ходе решения нестандартных задач.

Низкий уровень (33,3%): наличие фрагментарных образных представлений об окружающем мире и его объектах; ребенок не может установить логические связи и отношения между объектами окружающего мира, а также выстроить умозаключения, сделать обобщения, определить причинно-следственные связи ни самостоятельно, ни с помощью воспитателя; не использует мыслительные операции в ходе решения нестандартных задач.

Полученные данные свидетельствуют, что большинство детей принадлежат к группам со средним уровнем мыслительной деятельности, что указывает на необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по ее развитию и реализации педагогических условий для оптимизации деятельности в данном направлении.

Выявлены следующие педагогические условия, способствующие успешному развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе логико-ма-тематических игр и упражнений:

- создание в группах уголков занимательной математики, оснащенных такими развивающими логико-математическими играми, как "Танграм", "Колумбово яйцо", "Геоконт", "Волшебный круг", "Вьетнамская игра", "Листик", "Уникуб", "Кубики для всех", Блоки Дьенеша", "Шар", "Пентамимо" и другие;

- регулярное включение детей в выполнение заданий на логику, как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в рамках нерегламентированной деятельности;

- систематическое создание ситуаций в свободное от занятий время, требующих использования логики как основного инструмента для их решения;

- организация обучения воспитателей в форме тренингов с целью повышения их компетентности в данном направлении;

- разработка авторских методик развития мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе логико-ма-тематических игр.

Таким образом, комплексная работа по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр и упражнений будет способствовать формированию у них умения использовать свои знания в повседневной жизни, а также подходить к решению каких-либо ситуаций творчески и нестандартно. Работа по формированию у детей умений эффективно использовать мыслительные операции как основного инструмента познания заложит прочный фундамент для их дальнейшего обучения в школе.

Литература:

1. Ьелошистая A.B. Развитие логического мышления у Дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/A.B. Ьелоши: стая. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 300 с.

2. Ьорякова Н.Ю. Практикум по развитию мысли тельной деятельности у дошкольников: учеб.-ме-тод. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Н.Ю, борякова, A.B. Соболева, В.В. Ткачева.

- М.: Гном-Пресс, 2000. - 64 с.

3. Вахрушева Л .Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей.- М.: Форум, 2012. - 192 с.

4. Забродина Н. А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности : учебное пособие. - Ульяновск: У л ГПУ, 2013.-76 с.

5. Земцоеа О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет. Умные книжки / О.Н, Зем цова. - М.: Махаон, 2017. - 320 с.

6. Корепанова M.S. Моя математика. Иознава тельное развитие детей 4-5 лет / M.S. Ко ре пан о-

ва, С. А. Козлова, О.6. Пронина. - М.: Баласс, 2015. -80 с.

7. Маханева М.Д. Математическое развитие де тей 5-7 лет / М.Д. Маханева, Г.Й. Ширяева. - М.: ТЦ Сфера,2012.-64 с.

8. Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика, - 2012. - № 1.-С. 23-26.

9. Павлова Т.В. Психологические особенности развития совместной мыслигеяьной деятельности у дошкольников: дис ... к.психол.н,- Р-н/Д, 2012.-216 с.

10. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления / ГА. Репина. -М.: Сфера, 2008. - 360 с.

11. Хаперская Н.Ю. Раз еитиемыс лиге л ьн ой деятельности дошкольников в работе с тематическими таблицами. - СПб.: Детство- пресс, 2017,- 15 с.

ЪС >

<

LU

S

о

LU

<

CI UJ

с

354

TAXONOMY OF EDUCA TtONAL PURPOSES IN THE PROCESS OF APPUCATION OF COMPUTER TRAINING AND CONTROL PROGRAMS IN A FOREIGN LANGUAGE IN TRAINING FUTURE MILITARY PROFESSIONALS

A rkhipenko Marina A feksandro vna, PhD of Pedagogical scion ces, employee

Yegorushkina Tamara DanUovna, PhD of Pedagogical sciences, employee

Federal Guard Service Academy of the Russian Federation, Ore!

To implement the tasks of training future military professionals at the university, it is necessary to use computer programs based on modern digital technologies that can perform educational, training and monitoring functions. The authors of the article offer teachers of higher education to understand the issues of educational goals taxonomy, when using foreign language computer training and control programs in teaching students. From this depends, in their opinion, the quality of mastering professional competencies by students in digital education. The article reveals the features of the use of foreign language computer training and control programs in a military university Empirical data from the researches of the authors of the article are presented, it is concluded that the implementation of the taxonomy of educational goals, when using computer training and control programs, in teaching a foreign language at a military university, will contribute to improving the educational process and rethinking the approaches used in future professionals training.

Keywords; taxonomy; military professionals; educational goals; computer training and control programs; foreign language; digital education.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-37.72

УДК 378

ВАК РФ 13,00,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

& Архипенко М.А., 2020 Ф Егорушкшиа Т.Д., 2020

АРХИПЕНКО Марина Александровна, кандидат педагогических наук сотрудник

ЕГОРУШКИНА Тамара Даниловна, кандидат педагогических наук, сотрудник

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел

ТАКСОНОМИЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ

ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ-КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Для реализации задач по подготовке будущих военных профессионалов в вузе необходимо применять компьютерные программы, основанные на современных цифровых технологиях, которые могут выполнять обучающую, тренировочную и контролирующую функции. Авторы статьи предлагают преподавателям высшей школы разобраться в вопросах таксономии образова тельных целей, при применении обучающих-контролирующих программ для ЭВМ по иностранному языку, в обучении (курсантов) студентов. От этого зависит, по их мнению, качество овладения обучающимися профессиональными компетенциями в условиях цифрового образования. В статье раскрыты особенности применения компьютерных обучающих - контролирующих программ по иностранному языку в военном вузе. Представлены эмпирические данные из исследований авторов статьи. Сделан вывод о том, что реализация таксономии образовательных целей, при применении обучающих-контролирующих программ для ЭВМ в преподавании иностранного языка В военном вузе будет способствовать совершенствованию учебного процесса и переосмыслению используемых подходов в подготовке будущих профессионалов. Ключевые слова; таксономия;военные профессионалы;образовательные цели; компьютерные обучающие-контролирующие программы; иностранный язык; цифровое образование.

Одной из основных черт всех социокультурных изменений в информационном обществе является ускорение во всех сферах жизнедеятельности современного человека. Ускорение способствова-

ло изменению уровня культурного и технического окружения обучающихся в вузах, внедрению инноваций в педагогическую и научную деятельность преподавателей. Вместе с тем, научно-технический прогресс требует соответствия выпускников современным требованиям, предъявляемым к профессионалам. Социально-экономическая обстановка в нашей стране заставляет учитывать то, что выпускники вуза должны владеть иностранными языками, быть конкурентоспособными. Поскольку знания и информация являются сегодня определяющим фактором развития научно-техни-ческого прогресса мирового сообщества, в подготовке будущих военных профессионалов, обучающихся в военных вузах, целесообразно реализовывать концепции конкурентного и личностно-деятельностного подходов.

Для того чтобы добиться высокого уровня овладения обучающимися в военных вузах общей рофесси она л ьной культурой (рефлексивной, языковой, квалитативной и др.), необходима таксономия образовательных целей, в процессе применения современных средств обучения, в том числе, обучающих-контроли-рующих программ для ЭВМ по изучению иностранных языков будущими профессионалами. Это окажет положительное влияние на формирование универсальных и профессиональных компетенций, самостоятельность мышления личности, развитие способностей к творческой и научной деятельности. Вместе с тем, таксономия целей, которые реализуются в ходе занятий по иностранному языку, предполагает наличие у преподавателя широкого спектра информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей обучающимся в вузе пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

В настоящее время, когда в учебном процессе успешно внедряются федеральные государственные стандарты высшего образования (3++), существует множество современных методик, активизирующих познавательную деятельность будущих военных специалистов в процессе обучения их иностранным языкам, В связи с этим, таксономия образовательных целей способствует эффективному применению обучающих-контролирующих программ для ЭВМ по иностранному языку в подготовке специалистов в военном вузе [1, 5].

По мнению авторов статьи, прежде всего, необходимо сделать акцент на широком использовании будущими военными профессионалами информационно-коммуникацион-

ных технологий и Интернет-ресурсов, помогающих реализовать преподавателю компетен-тносгный, контекстный и деятельностный подходы в преподавании иностранного языка [5, 6, 7], Обучающийся в военном вузе расширяет свой кругозор за счет специальных заданий, разработанных преподавателями иностранного языка, он многое узнает о культуре других стран, "виртуально" путешествуя по информационным источникам и сайтам, посещая виртуальные музеи страны, приобщается к культурным ценностям, расширяет свой кругозор в профессиональной области.

Какие же образовательные цели подлежат таксономии, при применении обучающих-кон-тролирующих программ для изучения иностранных языков будущими военными профессионалами? Сосредоточим свое внимание на основных учебных целях, которые необходимо реализовать преподавателю иностранного языка военного вуза, применяющему обучающие-контролирующие программы для ЭВМ в подготовке будущих профессионалов:

- повышение мотивации к изучению иностранного языка;

- формирование профессиональных компетенций (понимание аутентичных иноязычных текстов, передача информации в связных аргументированных высказываниях, приобретение лингвистических знаний, развитие способностей к самостоятельному изучению иностранных языков и др.);

- совершенствование у будущих военных профессионалов языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования; расширение активного и пассивного словарей.

Еще один блок целей, который должен быть учтен преподавателем иностранных языков, представлен психолого-педагогическими целями:

- создание специальной профессионально-ориентированной обучающей среды в вузе, позволяющей формировать профессиональные компетенции и интегративные знания у обучающихся;

-осуществление личнастно-ориентирован-ного обучения, по дисциплине "Иностранный язык";

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие логического и аналитического мышления;

- обучение самостоятельному извлечению и закреплению знаний;

- формирование умений и навыков самостоятельной работы, самоанализа и самоконтроля обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.