Научная статья на тему 'Особенности мышления у старших дошкольников с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию'

Особенности мышления у старших дошкольников с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / COCHLEAR IMPLANTATION / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / THOUGHT PROCESSES / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / SOCIAL INFLUENCE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОМПЕНСАЦИЯ / COMPENSATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Наталья Александровна, Ряжина Наталья Андреевна

В статье были изучены особенности мышления старших дошкольников. Представлены результаты диагностических данных, они соотнесены с нормативными показателями мыслительных процессов детей данного возраста. Определены направления работы с детьми после проведенной операции кохлеарной имплантации, которые позволят воспитать гармоничную личность ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Наталья Александровна, Ряжина Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Thinking in Older Preschool Children with Hearing Impairment after Cochlear Implantation

In the article the features of the thinking of older preschool children studied in detail. The results of the diagnostic data presented, they are correlated with the normative indicators of mental processes of children of this age. The directions of work which will allow to bring up the harmonious personality (individual) of the child with children after the operation of cochlear implantation have been determined.

Текст научной работы на тему «Особенности мышления у старших дошкольников с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию»

20/7/2

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образование.

SUMMARY

The authors presented the program of development of inclusive education of children with disabilities within the framework of the Federal State Educational Standards of preschool education, which is implemented through the establishment of a system of organization of inclusive education in kindergartens of the Yaroslavl region, whose components are: targets, developing subject-spatial environment, the formation of an inclusive program management competence and teaching staff, content-processing unit implementation of inclusive education, monitoring readiness educational organization for the introduction of inclusive education.

Key words: inclusive education, children with disabilities, early childhood education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы ме-ждунар. науч.-практ. L конференции. Москва, 20-22 июня 2011 г. / ред. С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011.

2. Карта оценки готовности условий дошкольной организации к инклюзивному образованию / под ред. Н. С. Усаниной. -Ярославль: ЯГПУ, 2014.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ. - 668 с.

4. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации: сб. правовых и нормативных документов [Электронный ресурс]. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

5. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: учеб. - 2-е изд., доп. -Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - 396 с.

6. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учеб. пособие. -Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.

7. Управление организацией инклюзивного образования в учреждениях, реализую-

щих программы дошкольного образования: сб. правовых и информ. матер. по организации инклюзивного образования в ДОО / под ред. Н. С. Усаниной. - Ярославль: ЯГПУ, 2014.

8. Усанина Н. С. Бугайчук Т. В. Управление инклюзивными процессами в учреждениях города Ярославля, реализующих программы дошкольного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. матер. III Международной науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - С. 231-235.

9. Усанина Н. С., Бугайчук Т. В. Внедрение инклюзивной практики в ДОО: система сопровождения // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: матер. II Всероссийской науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика». Ялта, 19-21 мая 2016 г. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 299-303.

Н. А. Щербакова, Н. А. Ряжина

УДК 159.955-053.4-056.26

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ

С огласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году предвидится рост числа граждан с различными на-

рушениями слуха на 30 % [3]. Одним из средств помощи этой категории населения будет являться кохлеарная имплантация. Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что у детей с нарушенной слуховой функцией, которым в раннем возрасте была проведена подобная операция, слух и речь развиваются как у нормально слышащих [4]. После хирургического вмешательства все развитие ребенка будет зависеть от психолого-педагогического сопровождения, которое позволит развить гармоничную личность. Конечно, в безусловной поддержке нуждаются все лица с ограниченными возможностями здоровья, но особенно те, которые, своевременно получив ее, могут стать обычными членами общества и будут приносить ему пользу.

После операции возможно развить нормальное слуховое восприятие и полноценную устную речь при условии медицинского контроля специалистов данной области и грамотного спланированного психолого-педагогического процесса.

Для организации специального коррекци-онно-образовательного процесса важно иметь представление, на каком уровне находится мышление и другие психические процессы детей данного возраста, перенесших кохлеар-ную имплантацию, развивать слабые стороны, обращая особое внимание на сильные с целью компенсации недостатков.

Правильно спланированное коррекцион-ное воздействие позволяет организовать жизнь особенных детей таким образом, что их активная деятельность будет направлена на собственную социализацию.

Детям, которые имеют отклонения в развитии слуховой функции, характерно своеобразие мышления. Об этом говорят многие авторы, среди них Н. В. Яшкова, которая обращает внимание на то, что дети, имеющие нарушения слуха, приобретают умение решать наглядно-действенные задачи, но научаются они этому гораздо позже, чем слышащие. А. В. Запорожец, исследовавший особенности наглядно-действенного мышления детей с нарушением слуха, не владеющих ни

одним из видов речи, говорил о том, что, переходя от решения одной задачи к другой, дети, используя приобретенный ранее опыт, могут применять его в новых ситуациях.

Долгое время дети с нарушенным слухом задерживаются на ступени наглядно-образного мышления, в процессе овладения речи или преимущественно до ее усвоения. Так проявляется непропорциональность развития психики - доминирование наглядных форм мышления над понятийными формами. Полноценное наглядно-образное мышление является основой развития словесно-логического мышления. Сформированное наглядно-образное мышление приближает детей к логике, что делает возможным выстраивать общие модельные представления, на основе чего образуются понятия [2]. Т. Г. Богданова обращает внимание на то, что важно формировать конкретное представление о предмете, необходимо научить ребенка осуществлять мыслительные действия с этими образами [1].

П. Олероном очень верно подмечено, что разные стороны психики лиц с нарушенным слухом в разной степени тяжести несут ущерб по причине отсутствия речи, в связи с этим неверно объяснять специфичность развития психики широкой формулой «отсутствие речи». Язык - многосложная и раздробленная система, ее каждый компонент по-своему воздействует на интеллект детей с нарушениями слуха. По этой причине психолог не соглашался с подобным заявлением. Он выступал за то обучение, в ходе которого происходит осмысление лексического значения слова. Оптимальное представление о системе обучения детей с нарушением слуха опирается на вербальный и невербальный метод, что позволяет сделать возможным их совместное взаимовлияние.

Формирование слуха и речи зависит от того, насколько у ребенка хорошо развито внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, восприятие окружающего мира, двигательная активность. Поэтому очень важным является то, что с маленькими детьми, которые перенесли операцию кохлеар-ной имплантации, будут проводиться заня-

20/7/2

тия, где формируются и другие навыки, непосредственно не связанные со слухом и речью, но важные для их развития. Отметим, что невербальное развитие после операции кохлеарного имплантирования будет реали-зовываться на практике в соответствии с нормальным развитием психомоторных способностей определенного возрастного периода.

В развитии мышления детей с нарушенным слухом, которые овладели речью позже, чем сверстники, или на иной сенсорной основе наблюдается большее количество специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Вопрос формирования мышления детей, которые рано потеряли слух, привлекает внимание тем, что помогает увидеть значение речи в процессе развития мышления.

Т. Г. Богданова, описывая мыслительные процессы детей с нарушением слуха, говорит о том, что «Ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели. При решении практических задач возникает необходимость перенести принцип решения из одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствующих наглядно-действенных обобщений» [1, с. 54].

При планировании педагогического процесса нужно учитывать особенности детей с нарушенным слухом, ведь они испытывают трудности перед задачей, которая сформулирована вербально, или в ее условии употреблены понятия, которые выражают сравнение величин. Также непростой задачей является просьба построить умозаключение относительно содержания текста, потому что возникает необходимость сопоставления словесно сформулированных суждений, анализа, синтеза сведений, которые предъявлялись словесно. И поэтому типичной ошибкой этих детей является тавтология. В этом случае большую роль играет наглядная опора - иллюстрация, что служит большой поддержкой при составлении грамотного ответа на вопрос.

С целью выявления особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, нами было проведено эмпирическое исследование.

В исследовании принимали участие 32 ребенка в возрасте шести-семи лет. Из них 16 человек: 8 девочек и 8 мальчиков, имеющих различные нарушения слуха, перенесшие операцию кохлеарной имплантации, и 16 человек: 7 девочек и 9 мальчиков, у которых слуховая функция в норме.

Цель исследования - изучение особенностей развития мыслительных процессов дошкольников с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, и детей, у которых слуховая функция сохранна.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические исследования проблемы развития мыслительных процессов детей с нарушениями слуха и, в частности, детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, а также детей, у которых слуховая функция сохранна.

2. Исследовать особенности развития мышления дошкольников с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, и детей с нормой развития слуховой функции.

3. Провести исследование особенностей развития мышления дошкольников с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, а также сравнить полученные данные с показателями детей, у которых слух сохранен.

4. Составить рекомендации по развитию мыслительных процессов дошкольников, у которых слуховая функция в норме, и для детей после КИ, а также сделать выводы по проведенному исследованию.

В качестве основного метода исследования применяется психодиагностический метод с использованием следующих методик: тест «Обведи контур» (эта методика предназначена для детей от 4 до 6 лет. Цель данной методики - исследовать процессы наглядно-действенного мышления); тест «Нелепицы» (эта методика предназначена для детей от 5 до 7 лет. Цель данной методики -оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка).

На первом этапе было проведено обследование детей с помощью методики «Обведи контур». В исследовании принимали участие те, у кого нарушена слуховая функция, но

они перенесли операцию кохлеарной имплантации, и те, у кого слуховая функции сохранна. Выявили и сравнили уровень развития мышления у двух разных групп детей. Данная методика позволила оценить наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Проанализировав полученные результаты на основании методики «Обведи контур» группы детей, у которых нарушена слуховая функция, но они перенесли операцию кохле-арной имплантации, можно сделать вывод, что почти половина из них (Варя Д., Вероника К., Ян Б., Антон Р., Влад Ч., Настя С., Соня Ч.) имеют высокий уровень развития наглядно-действенного мышления. На то, чтобы выполнить предъявленное задание, ими было затрачено от 90 до 103 сек. Ребята точно следовали инструкции, прилагали усилия, чтобы все линии были прямыми, углы фигур аккуратно соединялись, но у каждого ребенка были отмечены небольшие недостатки. У Вари Д. и Яны Б. одна линия на рисунке не совсем прямая, У Вероники К., Антона Р. и Влада Ч. в двух случаях начертанные линии неправильно соединяют фигуры, у Насти С. три линии выходят за пределы контура, а у Сони Ч. четыре угла соединены неточно.

Пять детей (Маша К., Катя К., Даша Г., Стас К. и Юля М.) имеют средний уровень развития наглядно-действенного мышления. Имея такой показатель, они допускали несколько недочетов. Маша К. и Катя К. пять углов соединили неточно, Даша Р. Нарисовала три непрямые линии, Стас К. пять раз вышел за пределы контура, а у Юли М. шесть линий вышли за пределы контура. В целом на выполнение задания детям потребовалось от 105 до 118 сек.

Четыре мальчика (Дима В., Костя Б., Артем Б., Леша Д.) имеют низкий уровень наглядно-действенного мышления. Для того чтобы справиться с заданием, им было необходимо от 135 до 150 сек. В их работе было отмечено множество недостатков. У Димы В. одиннадцать неправильно соединенных углов, у Леши Д. - тринадцать. У Кости Б. десять линий вышли за пределы контура, Артем Б. начертил девять кривых линий.

Анализируя результаты контрольной группы детей, у которых слух в норме, мы делаем вывод о том, что девять детей (Дима А., Полина В., Коля Д., Сережа З., Аня К., Вика С., Алина У., Даша Ч., Настя П.) имеют высокий уровень наглядно-действенного мышления. Для выполнения задания им потребовалось от 90 до 105 сек. При этом хорошем показателе все-таки имели место небольшие недочеты. Дима А., Коля Д., Сережа З. и Настя П. соединяли два квадрата кривыми линиями. Полина В. и Вика С. три линии завели за контур, Алина У. дважды неправильно соединяла углы, а Даша Ч. пять углов нарисовала неверно.

Четыре ребенка (Юля С., Витя Г., Женя М., Вова П.) показали средний уровень наглядно-действенного мышления. Витя Г. соединил кривыми линиями пять углов, Юля С. и Вова П. неточно соединили восемь углов, а у Жени М. шесть линий вышли за пределы контура. Для того чтобы завершить задание, этим детям потребовалось от 120 до 135 сек.

Три мальчика (Родион М., Семен П., Саша Т.) справились с заданием за 135-150 сек. Допускали ошибки. Родион М. девять раз вышел за пределы контура, Семен Б. неправильно соединил 12 углов, у Саши Т. восемь кривых линий при соединении.

На основании собранных данных с помощью методики «Обведи контур», можем сказать, что у двух групп испытуемых (дети условно здоровые и дети с нарушением слуха, перенесшие кохлеарную имплантацию) преобладает высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

На втором этапе было проведено обследование на основе методики «Нелепица» тех же групп дошкольников (с нормой развития слуховой функции и детей с нарушениями слуха, которые перенесли кохлеарную имплантацию).

С его помощью мы выявляли и сравнили уровень развития мышления у двух разных групп детей. Данная методика позволяет оценить наглядно-образное и словесно-логическое мышление ребенка.

Изучив полученные результаты группы детей, перенесших операцию кохлеарной

20/7/2

имплантации, можем сделать вывод о том, что высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления имеют два ребенка - Варя Д. и Ян Б. За предоставленное им время на выполнение задания они заметили все семь нелепиц, изображенных на картинке. Хорошо объяснили, что именно не так, дали развернутый ответ, как должно быть на самом деле.

Пять детей (Дима В., Влад Ч., Настя С., Соня Ч., Вероника К.) имеют средний уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления. Дети заметили все изображенные на картинке нелепицы, но дать объяснение пяти и сказать, как должно быть, не успели за отведенное время.

У девяти детей (Катя К., Маша К., Даша Г., Юля М., Костя Б., Артем Б., Антон Р., Леша Д., Стас К.) выявлен низкий уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления. Детям не хватило времени, предоставленного для того, чтобы заметить все нелепицы и дать им пояснение.

Проведя анализ результатов контрольной группы испытуемых, которые имеют сохранный слух, делаем вывод, что у двенадцати детей (Дима А., Полина В., Коля Д., Сережа З., Аня К., Вика С., Алина У., Даша Ч., Настя П., Юля С., Витя Г., Женя М.) высокий уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления. Они прекрасно справились с заданием. Заметили все нелепые ситуации на рисунке, дали им разъяснение, при этом уложились в отведенное время.

Средний уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления показали два мальчика (Вова П., Родион М.). Они заметили все нелепицы, но две ситуации не сумели разъяснить.

Низкий уровень наглядно-образного и словесно-логического мышления показали два мальчика (Семен Б., Саша Т.), они не успели заметить по три нелепицы, и данного времени на выполнение задания совсем не оставалось на объяснение ситуаций.

Итак, подводя итог проделанной работы, на основании данных, собранных посредством методики «Нелепица», можно утверждать,

что у детей дошкольного возраста с нарушением слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, преобладает низкий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, а у дошкольников с нормальной слуховой функцией - высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления. Исследуя наглядно-действенное мышление детей с помощью методики «Обведи контур» (условно здоровых и с нарушениями слуховой функции, перенесших кохлеарную имплантацию), отметим, что у двух групп детей отмечается преобладание высокого уровня развития наглядно-действенного мышления.

Для того чтобы преодолевать аномалии в развитии детей-дошкольников с нарушенным слухом, перенесших операцию кохлеарной имплантации, необходимо обеспечить единое социальное влияние на их личность в специально организованном образовательном процессе. Основная идея педагогического воздействия должна заключаться в том, что оно полностью будет опираться на достигнутый уровень развития ребенка и его возможности компенсации дефекта. Для реализации необходима специальная среда, где будет предельно повышен компенсаторный фонд, на основании которого последствия дефекта будут преодолены, выправлен ход развития личности, нормализованы социальные связи и стороны психики.

В процессе специального образования необходимо вносить изменения или даже с самого начала воссоздавать особо важные для личности подрастающего ребенка функции психики, повышать их качество и развивать свойства.

При помощи специального обучения необходимо формировать речь и понятийное мышление детей с нарушенным слухом, перенесших кохлеарное имплантирование, уделять внимание развитию словесной памяти, организовывать среду, которая позволит расширить границы процесса компенсации дефекта на основании развития слухового анализатора и анализаторов, которые сохранны.

Основным средством, позволяющим преодолеть аномальное развитие детей с нарушен-

ной слуховой функцией, является специальная система обучению языку. С помощью этой системы знаний расширяется словарный запас, уточняется звуковой состав речи, осваивается грамматика, формы и виды речевой деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и работ педагогов, работавших в сфере специальной психологии, относительно проблемы исследования особенностей мыслительной деятельности детей с нарушенной слуховой функцией, которые впоследствии перенесли кохлеарное имплантирование, приводит к выводу, что количество детей, имеющих анатомо-физиологические дефекты, заметно возросло, из-за чего их нормальная социальная жизнь не возможна без своевременного медико-психолого-педагогического воздействия.

Причин возникновения нарушения слуха большое множество, что делает актуальной важность разграничения и выделения основных групп. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха необходима для организации их обучения и воспитания. Это является необходимым, потому что познавательная сфера таких детей отличается асинхронией развития. Она является причиной изоляции, и если не оказать своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям, которые имеют подобное нарушение, то психика развивается также с отклонениями от нормы, потому что дефект ведет к нарушению функций и сторон психики, которые предопределяют ход аномального развития личности ребенка.

Благоприятным и результативным для ребенка, имеющего дефект в развитии какой-либо функции, является включение его в среду здоровых детей, среди которых он получает опыт общения, взаимодействия со сверстниками, где происходит усиленное развитие других функций, которые могли бы компен-сировать недостаток.

АННОТАЦИЯ

В статье были изучены особенности мышления старших дошкольников. Представлены результаты диагностических данных, они

соотнесены с нормативными показателями мыслительных процессов детей данного возраста. Определены направления работы с детьми после проведенной операции кохлеарной имплантации, которые позволят воспитать гармоничную личность ребенка.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, мыслительные процессы, социальное влияние, социализация, компенсация.

SUMMARY

In the article the features of the thinking of older preschool children studied in detail. The results of the diagnostic data presented, they are correlated with the normative indicators of mental processes of children of this age. The directions of work which will allow to bring up the harmonious personality (individual) of the child with children after the operation of cochlear implantation have been determined.

Key words: cochlear implantation, thought processes, social influence, socialization, compensation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002.

2. Коломинский Я. Л. Детская психология: учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус [и др.]. - Минск: Университетское, 1988. - 399 с.

3. Немного статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://ticservice.ru/news/ID_nem nogo-statistiki.html.

4. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха: методические рекомендации [Электронный ресурс] / сост. А. В. Королева. -Сыктывкар: КРИРО, 2015. - 48 с. - URL: http://slishim.ru/reabilitacziya-detey-posle-kohle arnoy-implantacii/soveti/pedagogicheskaya-reabi litacziya-detejposle-koxlearnoj-implantaczii/.

/Щ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.