Научная статья на тему 'Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста'

Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1709
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНИКА / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / COGITATIVE ACTIVITIES / COGITATIVE OPERATIONS / PSYCHOLOGY OF PRESCHOOLERS / THINKING / MEMORY / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Алевтина Васильевна, Семенова Александра Николаевна

В статье рассматриваются вопросы природы детского мышления, особенности его формирования, методы и приёмы его анализа. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить уровень сформированности мыслительной операции у дошкольников. Рассмотрено значение развития мыслительных операций, а также в статье анализируются результаты исследования сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения у старших дошкольников.The article discusses the nature of childrens thinking, the features of formation, analysis methods and techniques. Diagnostic methods are presented to identify the level of formation of cogitative operations in preschoolers. The article presents the nature of children's thinking, the features of its formation, methods and techniques of its analysis. Diagnostic methods are presented, allowing to reveal the level of formation of mental operation in preschool children. The article analyzes the results of the analysis of the formation of mental operations, analysis, synthesis and comparison in older preschoolers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Алевтина Васильевна, Семенова Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста»

STUD NET

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

FEATURES OF THINKING OPERATIONS OF CHILDREN OF PRESCHOOL

AGE

УДК: 373.291 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10233

Николаева Алевтина Васильевна,

доцент, кандидат педагогических наук Федеральный государственный автономный образовательный университет высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им М.К.Аммосова» Россия, г.Якутск

Семенова Александра Николаевна,

Студент 4 курс, педагогический институт, Федеральный государственный автономный образовательный университет высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им М.К.Аммосова» Россия, г.Якутск

Nikolaeva Alevtina Vasilievna, xejhffyxsr@yandex.ru Semenova Alexandra Nikolaevna, xejhffyxsr@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы природы детского мышления, особенности его формирования, методы и приёмы его анализа. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить уровень сформированности мыслительной операции у дошкольников. Рассмотрено значение развития мыслительных операций, а также в статье анализируются результаты исследования сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения у старших дошкольников.

Annotation

The article discusses the nature of childrens thinking, the features of formation, analysis methods and techniques. Diagnostic methods are presented to identify the level of formation of cogitative operations in preschoolers.

The article presents the nature of children's thinking, the features of its formation, methods and techniques of its analysis. Diagnostic methods are presented, allowing to reveal the level of formation of mental operation in preschool

children. The article analyzes the results of the analysis of the formation of mental operations, analysis, synthesis and comparison in older preschoolers.

Ключевые слова: дошкольное образование, мыслительная деятельность, мыслительные операции, психология дошкольника, мышление, память, воображение.

Keyword: Preschool education, cogitative activities, cogitative operations, psychology of preschoolers, thinking, memory, imagination.

Мыслительная деятельность - это целостная система развития личности, связующее звено между процессом познания объективной реальности и развивающейся личности ребенка. Мыслительная деятельность также определяется как система мыслительных действий, операций, направленное на решение определенной задачи, при этом операция - это элемент функционирования какой-либо активной системы. В старшем дошкольном возрасте формируется новое мышление, осуществляющееся при участии мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), а сами мыслительные операции начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. Благодаря развитию мыслительных операций ребенок начинает понимать скрытые связи и отношения, переходя от использования готовых связей к открытию все более сложных. У него складываются такие качества ума, как самостоятельность, гибкость, любознательность.

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение в связи с предстоящим поступлением детей в школу. Однако, в настоящее время у большинства детей, поступающих в школу, слабо сформированы мыслительные операции необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций очень мало.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных операций. От того, какими мыслительными операциями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными операциями в старшем дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные операция ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др. [1]

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает мыслительные операции, которые начинают выступать как способы умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник в отличие от ребенка в раннем детстве, сравнивает объекты по более многочисленным признакам, замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

Изменение характера обобщений у дошкольников состоит в том, что они постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных. Овладение данной операцией способствует: освоению обобщающих слов, расширению представлений и знаний об окружающем, умение выделить в предмете существенные признаки.

Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации. Она предполагает отнесение единичного объекта к группе однородных с ним предметов на основе выделения и анализа видородовых признаков (корову — к животным, чашку — к посуде, огурец — к овощам). Развитие этой операции связано с освоением обобщающих слов, расширением знаний и представлений об окружающем мире, умением выделять основные свойства в предмете. Точность обобщений определяется близостью предметов к личному опыту дошкольника, поэтому прежде всего он выделяет группы предметов, с которыми активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду,

одежду. Уровень классификации зависит от характера материала: младшие дошкольники лучше классифицируют реальные предметы, средние — их изображения, старшие — слова.

С целью выявления уровня сформированности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста, нами были подобраны и использованы три методики, разработанные доктором психологических наук Урунтаевой Галиной Анатольевной. Диагностики достаточна просты в подготовке и проведении исследования, доступны в обработке и интерпретации полученных данных в большинстве своем не требуют специальной аппаратуры. Поэтому их могут использовать воспитатели, педагоги-психологи, работающие с детьми дошкольного возраста. [2] В диагностике приняли участие 12 воспитанников МБДОУ «Детский сад №17 «Чуораанчык» с.Мастах Кобяйского улуса. Мы получили следующие результаты:

У 16% ребенка выявлен высокий уровень. Он умеет вычленять изображение, смоделировал изображение, проводил классификацию по трем критериям, выбирает фигурку по трем параметрам. Это характеризует о сформированности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение.

У 63% детей выявлен средний уровень. Недостаточном сформированности мыслительных операций: затрудняются в расчленении, группировали по двум критериям, затрудняются в сравнении.

21% детей показывают низкий уровень. Не сформированы мыслительные операции анализа, сравнения: не могут вычленять, сравнивать. Но при этом проводят операции классификация, это показывает о том, что он лишь пользуется ими.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии или нехватка знаний, либо их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое еще недоступно пониманию ребенка, несформированность мыслительных операций.

На основании проведенных исследований, нами разработана рекомендация по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. Могут использовать педагоги-психологи, родители.

Проанализировав результаты методик, можно сделать вывод, что различные мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ) сформированы у одних и тех же детей на разном уровне.

На основании полученных результатов проведенных методик была предложена рекомендация по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.

- учитывать стадию развития, на которой находится ребенок;

- поддерживать детскую активность;

- предлагать задания, который сможет удержать оптимальный уровень сложности: ситуации, которые он предъявляет ребенку, должны быть одновременно и не слишком трудными, и не слишком легкими;

- совершенно бессмысленно ускорять развитие ребенка, знакомя его с содержанием, выходящим за пределы уровня детского развития;

- терпеливо разъяснять различные особенности ситуаций;

- помогать ему преодолеть эгоцентрическую позицию

Предложенные рекомендации, нацеленные на развитие логического мышления, помогут сформировать мыслительные операции, которые необходимы знания для успешного усвоения в школе.

Литература

1. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. - М. : Педагогика, 1997. - 277 с.

2. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ.высш. и среди пед учеб.заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 368 с.

Literature

1. Poddyakov, N. N. Thinking of a preschooler / N. N. Poddyakov. - M.: Pedagogy, 1997 .-- 277 p.

2. Uruntaeva, G. A. Workshop on the psychology of a preschooler: textbook. student allowance and among ped educational institutions / G. A. Uruntaeva. -M.: Publishing Center "Academy", 2009. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.