РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ
ИГРЫ» Застрожникова А.А.
Застрожникова Анна Алексеевна - воспитатель первой категории, Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», Детский сад № 207, г. Тольятти
Аннотация: конструирование способствует развитию инициативы и творческих способностей ребенка. Обновление научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания за счет использования различных игровых технологий. Конструктивная деятельность с дошкольниками приобщает их к основам технического конструирования. Важнейшие принципы дошкольного обучения -интерес, познание, творчество - в методике В.В. Воскобовича. Игра ребенка с деталями «Сказочного лабиринта игры» близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича соответствует принципу развивающего обучения и способствует развитию конструкторских способностей у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное образование, конструирование, ребёнок, обучение, игровые технологии, мотивация, сказочные сюжеты.
DEVELOPMENT OF DESIGN ABILITIES THROUGH GAME TECHNOLOGY V.V. VOSKOBOVICH "FAIRY LABYRINTH GAMES" Zastrozhnikova A.A.
Zastrozhnikova Anna Alekseevna - Teacher of the first Category, AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION OF PRESCHOOL EDUCATION "PLANET OF CHILDHOOD "LADA", KINDERGARTEN № 207, TOLYATTI
Abstract: design contributes to the development of initiative and creative abilities of the child. Updating the scientific, methodological and material base of training and education through the use of various gaming technologies. Constructive activities with preschoolers introduce them to the basics of technical design. The most important principles of preschool education - interest, knowledge, creativity - in the methodology of V.V. Voskobovich. The child's play with the details of the "Fairytale Labyrinth of the Game" is close to the constructive and technical activity of adults. Voskobovich's "Fairytale Labyrinths of the Game" technology corresponds to the principle of developmental education and contributes to the development of design abilities in preschoolers.
Keywords: preschool education, construction, child, learning, game technologies, motivation, fairy tales.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. Реализация такого направления в образовании и воспитании требует обращения к общеразвивающим системам интегрированного типа. В такой системе заметное место может занять конструирование.
С самого раннего детства ребенок постоянно играет: что-то делает из подручных предметов, конструирует что-то новое, переставляя их. Он стремится действовать как взрослый, быть на него похожим.
"Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре," - писал педагог Макаренко А.С.
Сегодня в системе дошкольного образования происходят большие перемены, которые связаны с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование различных игровых технологий в образовательной работе с детьми.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое внимание уделяется дошкольному воспитанию и образованию, так как в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Цель игровых технологий для всего дошкольного периода можно сформулировать примерно одинаково: перед зачислением в школу нужно дать ребенку возможность прожить детство в игре, при этом формируя знания, основанные на мотивации. Ставя перед собой цель воспитать активного и ответственного гражданина, важно помнить, что дошкольный возраст - один из самых главных в развитии ребенка, его задача - не только подготовить к школе, но и развить в ребенке мышление, воображение, научить действовать по правилам, принимать на себя ответственность и много других функций, которые станут фундаментом дальнейшей жизни.
Конструктивная деятельность с дошкольниками приобщает их к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается способность к целеполаганию и познавательным действиям, творческая активность, интерес к конструированию и моделированию.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, развития мелкой мускулатуры кистей рук, тактильных качеств, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Ребенок пытается установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевает умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; учится представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение, развивает образное мышление.
В настоящее время психологи все чаще говорят о проблеме загруженности ребенка. Родители и педагоги в связи с этим обращаются к развивающим технологиям, которые основываются на игре. Важнейшие принципы дошкольного обучения - интерес, познание, творчество - лежат в методике В.В. Воскобовича. Развивающие игры В.В. Воскобовича открывают ребенку чудесные сказочные миры, хранящие в себе ценные знания! Уникальность играм с фигурками, кубиками и шнурками придает сказочное сопровождение. Кажется, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.
"Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича - игровая технология интеллектуально- творческого развития детей, которая позволяет учиться играя и обучаться в игре не только конструированию. Данная технология применяется во всех видах деятельности, используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Главной особенностью технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые легко можно внедрить в привычный педагогический процесс.
Воодушевленные этой идеей, мы, воспитатели д/с № 207 "Эдельвейс" г. Тольятти, изучив методическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу, решили сплотиться в творческую группу "Развивающие игры Воскобовича В.В." для продвижения этой технологии, чтобы выяснить, на сколько она эффективна. Нам импонировало, что построение процесса взаимодействия взрослого и ребенка происходит на основе сказочных сюжетов. Проводя наблюдения, мы обратили внимание на то, что любое задание для ребенка становится интересным, и он всегда добивается цели. Ведь, выполняя задание, ребенок помогает сказочному герою, а при этом конструирует различные образы и придумывает небольшие истории.
Игра ребенка с деталями " Сказочного лабиринта игры" близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности вроде бы не имеет общественного значения, ребенок, казалось бы, не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества, но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции; они заменяют детали, придумывают сюжеты и разыгрывают спектакли, используя в них свои модели. Проводя исследования, мы вместе с детьми удивлялись, сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": корабли и самолеты, машины и здания, посуда и продукты, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир!
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами: в "Геоконте" - динамичная "резинка", в "Игровом квадрате" - жесткость и гибкость одновременно, в "Прозрачном квадрате" -прозрачная пластинка с непрозрачной частью. Все это способствует развитию умения с помощью конструирования создавать все новые и новые образы.
Знакомясь с играми "Квадрат Воскобовича", "Прозрачный квадрат", "Геоконт", "Игровизор", "Коврограф "Ларчик", "Шнур-затейник", "Волшебная восьмерка 1, 3", "Теремки Воскобовича", "Планета умножения", "Логоформочки 5", "Кораблик "Брызг-Брызг", "Математические корзинки", "Счетовозик", "Прозрачная цифра", дошкольники с удовольствием осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем легко выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Заметим, игровые умения ребенка совершенствуются как в
самостоятельной, так и в совместной с детьми и взрослыми творческой деятельности. Воспитатель побуждает ребенка к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т.д.
После знакомства с играми "Змейка", "Геовизор", "Волшебная восьмерка 2", "Конструктор букв", "Читайка на шариках", "Домино", "Парусник", "Ромашка", "Яблонька", "Снеговик", "Логоформочки " Ларчик" дети без помощи воспитателя изобретают игровые задания, предлагают новые решения задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Отметим, воспитателем создается творческая атмосфера, поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.
Так в игре-конструкторе "Геоконт" ребенок не просто выполняет задания, а путешествует, помогает с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом лесу. А сказка "Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях Квадрата" служит дополнительной игровой мотивацией, стимулирующей ребенка выполнять нужное по сюжету действие и развивать логическое мышление, конструктивные умения. Дети, не отрываясь, играют не с треугольниками, квадратами и трапециями, а с разноцветными паутинками Паука Юка и Нетающими Льдинками Озера Айс. Новое и оригинальное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
При организации занятий по конструированию используются разные способы обучения: конструирование по схеме или образцу - "Коврограф Ларчик", "Чудо-крестики 2", "Геоконт", "Прозрачный квадрат", "Логоформочки 5", "Волшебная восьмерка", "Фонарики", конструирование по трафарету - "Черепашки", конструирование по схеме - "Чудо-соты", на Чудесной поляне Золотых Плодов - конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей. В Городе говорящих попугаев попугаи Эник и Беник предлагают поиграть в "Конструктор букв и цифр", который развивает пространственно-логическое мышление. С помощью игры "Чудо-Цветик" на Поляне Чудесных Цветов ребенок выполняет ряд заданий на развитие логического мышления, навыков счета, конструкторских способностей и воображения. В "Замке Превращений" с помощью героев Шута, Диона, Двана и Трина ребенок складывает четырехцветный "Квадрат Воскобовича" по линиям сгиба в разных направлениях, конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Многофункциональная игра-головоломка "Квадрат Воскобовича четырехцветный" способствует освоению ребенком приемов конструирования геометрических форм, осознанию их структуры (стороны, углы, вершины, диагональ и др.)
Развивающие игры Воскобовича играют роль дидактического материала и легко вписываются в любую форму планирования, а также помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога - создание условий для полноценного развития воспитанника.
Опираясь на исследования, проведенные творческой группой нашего детского сада, можно сделать выводы, что у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, у них лучше всего развивается умение анализировать, сравнивать, они стали более инициативными, активными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений.. Вопрос мотивационной готовности ребенка к школе тоже оказывается решенным. Такие дети хотят идти в школу и учатся с удовольствием.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что работа по технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича эффективна. Сегодня можно сказать, что данная технология соответствует принципу "развивающего обучения" и способствует развитию конструкторских способностей у дошкольников.
Список литературы /References
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Издательский Дом «Ажур», 2014.
2. Воскобович В.В., Медова Н.А., Файзуллаева Е.Д., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». СПб, 2017.
3. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. СПб. ООО РИВ, 2007.
4. Воскобович В.В. Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате. СПб: ООО РИВ, 2003.
5. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009.
6. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб, 2004.
7. Воскобович В.В. Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата. СПб: ООО РИВ, 2003.