Научная статья на тему 'Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов'

Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов»

Научный дебют

145

летних, помощь в организации детского досуга;

■ апробирование и внедрение в Орловском регионе эффективных моделей межведомственного взаимодействия, основанных на принципе адресности и комплексности при решении проблем детей и их семей, находящихся в социально опасном положении;

■ разработка и реализация социальных программ в рамках регионального сотрудничества.

Силами студентов разрабатываются и реализуются диагностические и социальнореабилитационные методики, инновационные программы и проекты, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений в Орловском регионе. Так, разработана и внедрена в практику «Социальная анкета-интервью» для диагностики факторов жизненного риска безнадзорных детей и подростков. Апробирована методи-

ка социально-педагогической диагностики типов безнадзорных несовершеннолетних, позволяющая специалистам, занятым в органах и учреждениях системы социальной профилактики, выбрать наиболее эффективные формы и методы реабилитации и ресоциализации безнадзорных детей и подростков. Создан «Путеводитель по правам безнадзорного ребенка » для оптимизации поиска правовой информации в сфере защиты прав и дальнейшего жизнеустройства безнадзорных несовершеннолетних.

Научно-практическая группа «Студенческие инициативы — безнадзорным детям Орловщины» тесно сотрудничает с заинтересованными общественными и коммерческими организациями города и области с целью реализации совместных проектов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в Орловском регионе в рамках социального партнерства.

О. КАРНАУХОВА, аспирант

A. ПЕРЕБАЕВА, ст. преподаватель

B. ШЕРШНЁВА, доцент Красноярский государственный технический университет

Актуальной задачей, стоящей перед высшей технической школой, становится практическая реализация компетент-ностного подхода в обучении. Решать эту задачу необходимо для всех вузовских дисциплин, в том числе для математики, которой принадлежит значительная роль в формировании компетентности будущего инженера [1].

Ввиду многоаспектности понятия «компетентность» при рассмотрении вопросов, связанных с обучением «в соответствии с компетентностным подходом», «с позиций компетентностного подхода», необходимо уточнить, что мы подразумеваем под таким обучением. Назовем компетентностным такое обучение, целью которого является формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, но и особых качеств

Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов

личности (компетенций), обеспечивающих способность и готовность применять получаемые знания в профессиональной деятельности (их компетентность).

Основу компетентностного обучения математике составляет профессиональнонаправленное (контекстное) обучение этой дисциплине [2]. Действительно, уже на первом курсе оно частично погружает студентов в контекст будущей профессиональной деятельности. Для этого, во-первых, в содержание обучения включаются профессионально значимые для студентов знания, показывающие связь математических понятий и методов с будущей профессией и тем самым наполняющие изучение математики личностным смыслом. Во-вторых, организуется квазипрофессиональная деятельность студентов, т.е. учебная деятельность,

146 Высшее образование в России • № 11, 2006

моделирующая математический аспект будущей работы инженера, например решение профессионально-направленных математических задач на занятиях, рассмотрение проблемных ситуаций, проведение деловых игр. В таких условиях студенты не просто изучают математику, но и одновременно учатся применять знания в будущей работе, а это и означает новый, компетент-ностый уровень математической подготовки. Таким образом, профессионально-направленное обучение выступает формой реализации компетентностного обучения.

Разрабатываются средства и методики профессионально-направленного обучения для различных направлений подготовки в инженерных (технических) вузах. Однако остается открытым вопрос о возможности их применения в филиалах таких вузов, где обучение имеет свои особенности. Как правило, в филиалах студенты получают естественно-научную, гуманитарную и общеинженерную подготовку, обучаясь на протяжении двух-трех лет, а специальные дисциплины изучают на старших курсах в головном вузе. Специфика филиалов состоит в том, что вследствие ограниченного набора лекционные потоки и даже академические группы объединяют студентов не только различных специальностей, но и разных направлений подготовки, например будущих инженеров машиностроительного и энергетического профилей. Как в этих условиях осуществлять профессиональнонаправленное обучение математике? Видимо, этот вопрос затрагивает филиалы не только инженерных вузов.

Нам представляется, что вариантом решения данной проблемы является обучение, имеющее «комбинированную», профессионально-прикладную направленность. Одной компонентой такого обучения является применение прикладных задач различной направленности, в том числе проблемного характера на лекциях и практических занятиях по математике, а другой — использование именно профессионально-направленных задач в расчетно-графических задани-

ях, типовых расчетах и т.п., выдаваемых студентам индивидуально в соответствии со специальностью. Для этих целей нами разработан комплекс подобных задач по всему курсу математики (с учетом основных направлений подготовки в филиале) для использования в единстве с традиционными математическими задачами.

Нами разрабатывается и методика обучения. Так, мы придерживаемся следующей схемы проведения практических занятий по математике в филиале вуза:

1) постановка прикладной задачи для активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

2) пилотажный опрос студентов для выяснения необходимых теоретических сведений;

3) решение поставленной задачи;

4) постановка и решение традиционных задач возрастающей сложности;

5) постановка и решение прикладной задачи повышенной сложности для углубленного понимания теоретических сведений и развития навыков математического моделирования;

6) выдача индивидуальных профессионально-направленных, а также типовых задач для самостоятельной работы.

Апробация обучения в филиале Красноярского государственного технического университета показывает, что такое обучение, обеспечивая личностное включение студентов в учебную деятельность, активизирует изучение математики, улучшает математические знания и навыки математического моделирования, а также формирует предметные компетенции.

Литература

1. Носков М., Шершнёва В. Компетентност-

ный подход к обучению математике //

Высшее образование в России. - 2005. -

№ 4.

2. Вербицкий А, Ларионова О. Гуманизация,

компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2006. - № 5.

Научный дебют

147

Е. ШИШОВА, ст. преподаватель Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Успешность педагогической деятельности сегодня справедливо связывают с уровнем сформированности и развития коммуникативных качеств учителя.

Под коммуникативной компетентностью мы понимаем сформированность следующих структурных компонентов:

• знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, этика, логика, риторика, культура речи и др.);

• коммуникативные и организаторские способности;

• способность к эмпатии;

• способность к самоконтролю;

• культура вербального и невербального взаимодействия.

Каждый компонент представлен набором различных умений: например, когда мы говорим о коммуникативных и организаторских умениях, то имеем в виду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку, активно взаимодействовать в совместной деятельности.

Проблема формирования коммуникативной компетентности будущего учителя актуальна в связи с изменением парадигмы в современном образовании, центральной категорией которой становится «развитие».

Основой личностно-ориентированных педагогических технологий является диалоговая концепция культуры Бахтина — Биб-лера, в частности идея перехода от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Основная задача педагога в данной парадигме — общение, взаимопонимание с учеником.

В связи с этим мы разработали модель пространства личностного и профессионального развития будущего учителя. Реализуя государственные образовательные стандарты педагогического образования,

Формирование коммуникативной компетентности учителя

необходимо, на наш взгляд, выделить четыре блока, в рамках которых будущий учитель приобретает функции организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, консультанта и помощника, профессионального диагноста деятельности учеников, способного вовремя оказать помощь.

1 блок — предметный, в рамках которого формируется знаниевая основа в области коммуникаций; его составляют коммуникативные дисциплины.

2 блок — исследовательская деятельность (реализация когнитивного аспекта общения в рамках краевой научно-исследовательской лаборатории коммуникативных технологий, кафедр, музея-лаборатории лингвистического, историко-литературного краеведения и других объединений).

3 блок — досугово-развивающая деятельность в творческих студенческих коллективах.

4 блок — образовательное информационное поле с использованием возможностей компьютерных технологий и телекоммуникаций.

Организация деятельности студентов в творческих коллективах создает особенно благоприятные условия для развития коммуникативной компетентности. Общение с учеными, педагогами-исследователями, деятелями культуры и искусства, родителями способствует познанию законов межличностных отношений, основ аргументации, риторических приемов, коммуникативных технологий, профессионально-педагогического (в т. ч. речевого) этикета, воспитывает умения адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности, чувствовать другого, сопереживать, моделировать поведение собеседника, располагать к общению, выстраивать эффективное взаимодействие, доказывать, опровергать, делать оценки, соблюдать речевую дисциплину, с помощью «слова» осуществлять психотерапию обще-

148 Высшее образование в России • № 11, 2006

ния, вести беседу, собеседование, дискуссию, полемику, дебаты, прения и т.д.

Участие студентов в деятельности творческой лаборатории углубляет знания в области теории коммуникации и обогащает практику профессионального диалогового общения. Обогащению знаний в области коммуникативных технологий способствуют также студенческие краевые и всероссийские научные конференции.

По оценкам преподавателей, студенты, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах тех или иных трудностей в педагогической деятельности, более продуктивно решают конфликтные ситуации, доказывая свою точку зрения, проявляют способность понять свою ошибку и признать её, обладают высоким уровнем самоконтроля в общении, гото-

вы оказать необходимую помощь. Они являются авторитетными лидерами в учебных группах, хорошими организаторами коллективных дел, успешными студентами. Как правило, студенты — участники научных и творческих коллективов — в дальнейшем занимаются научной работой, обучаются в аспирантурах различных университетов России. Таким образом, занимаясь учебно-исследовательской деятельностью, развивая личностные интересы, творческие способности, студенты становятся агентами развития содержания образования.

Организация деятельности различных творческих коллективов позволяет удовлетворить многообразие потребностей и индивидуальных интересов и тем самым создает условия для совершенствования коммуникативных знаний и умений.

Т. БОНДАРЕВА, аспирант Орловский государственный университет

Трансформация социально-экономических и политических условий в России потребовала формирования новой социальной политики, становления и развития новых видов профессиональной деятельности, обеспечивающих ее реализацию. Одним из таких новых видов профдеятельности стала социальная работа.

Согласно классификации Е.А. Климова, профессия социального работника (специалиста по социальной работе) относится к типу профессий «человек — человек»; по классу — к преобразующим профессиям; по признаку основных орудий труда — к профессиям, связанным с преобладанием функциональных средств труда; по условиям труда — к группе профессий с повышенной моральной ответственностью [1].

Специфика данной деятельности предполагает наличие у осуществляющего ее специалиста определенных профессиональных и личностных качеств, таких как ком-

Подготовка студентов к социальной работе с пожилыми людьми

муникативность, эмпатийность, аттрактив-ность, гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, высокий социальный интеллект, открытость, экстравертированность, эмоциональная устойчивость, терпение, самообладание, толерантность, адекватная самооценка.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми имеет ряд отличий от других направлений деятельности в данной сфере. Основным отличием является ограниченность возможностей старых людей, с трудом выполняющих минимальный объем самообслуживания, поэтому все мероприятия по социальной защите должны проводиться с учетом особенностей данной социальной группы.

Существуют два основных подхода, или направления, в социальной работе с пожилыми людьми. Согласно мнению сторонников первого подхода, все клиенты одинако-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.