НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
)
А. АБАШИНА, ассистент Орловский государственный университет
Подготовка кадров к работе с безнадзорными несовершеннолетними
Первые высшие учебные заведения по подготовке высококвалифицированных кадров для работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками открылись в России в начале 20-х гг. XX в. Разработкой вопросов подготовки кадров по предупреждению и преодолению социальных отклонений в поведении детей (беспризорности, безнадзорности, правонарушений) занимались официальные органы народного образования, руководители Наркомпроса (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская), представители отечественной психолого-педагогичес-кой и правовой науки (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.П. Кащенко, В.И. Куфаев, П.И. Люблинский и др.). Вопросы подготовки специалистов по работе с безнадзорными несовершеннолетними рассматривались на всероссийских съездах, конференциях, совещаниях по охране детства. Статьи, посвященные этим проблемам, широко обсуждались в педагогической печати того времени.
В 1921 г. в Петрограде был создан педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка. Тогда же в Москве был открыт педагогический институт детской дефективности на основе одногодичных, а затем и трехгодичных курсов по детской дефективности. Учебный план данных курсов включал дисциплины, относящиеся к трем основным группам: психолого-педагогическим, правовым и медицинским. Изучались предметы, дающие представление о психопатологии, о социальной политике государства в области воспитания и перевоспитания трудных детей и подростков. Выпускники этих институтов впоследствии становились членами комиссии по делам несовершеннолетних, детскими социальными инспекторами, руководителями детских юридических консультаций, педагогами-воспитателями в
приемниках-распределителях, детских домах и трудовых коммунах.
В 1989 г. в России началась разработка научно-методического обеспечения кадров социальных и социально-педагогических работников. Был создан ВНИК «Государственная система социальной помощи семье и детям: кадры, психолого-педагогическая и правовая поддержка» при Совете министров РСФСР. К работе были привлечены ведущие ученые университетов, педагогических институтов, медицинских и технических вузов Российской Федерации. По мнению специалистов ВНИКа, социальные педагоги и специалисты по социальной работе должны готовиться в университетах, включая дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Их подготовка в иных высших учебных заведениях (педагогических, медицинских, технических, юридических, культурологических и др.) должна быть универсальной, близкой к университетской в теоретической части и одновременно гибкой, мобильной, быстро реагирующей на процесс социального развития культуры, науки, просвещения, интегрирующей университетское и профессиональное (медицинское, педагогическое, правовое, культурологическое и др.) образование.
В настоящее время в России развивается и совершенствуется система подготовки социальных работников и социальных педагогов. В ней четко обозначены базовая основа, общегосударственный компонент, который конкретизируется и дополняется специфическим местным региональным компонентом, учитывающим возможности и особенности социокультурных условий каждого региона.
В Орловской области реализация социальных проектов по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сопровождалась открытием
144 Высшее образование в России • № 11, 2006
сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Выявилась острая потребность в профессионально подготовленных социальных педагогах и специалистах по социальной работе среди безнадзорных детей с девиантным поведением. Этим обусловлено введение в учебный план специальностей социального факультета Орловского государственного университета ряда таких предметов регионального компонента, как «Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Социально-педагогическая работа с безнадзорными несовершеннолетними», «Социальная работа по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних».
Основной целью данных дисциплин является профессиональная подготовка студентов к социальной и социально-педагогической работе среди безнадзорных несовершеннолетних с учетом профиля их специальности. Будущие специалисты по социальной работе и социальные педагоги должны обладать:
• навыками социально-правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• знаниями о методах и технологиях поддержки и социальной реабилитации детей и семей, находящихся в трудной и (или) социально опасной жизненной ситуации;
• навыками применения основных способов и приемов профилактики и коррекции отклоняющегося (социально неприемлемого) поведения детей и подростков как в условиях институциональной сферы, так и в условиях улицы.
Часть семинарских занятий организуется в условиях Орловского областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, где совместно с опытным специалистом или под его руководством студенты участвуют в реабилитационных, диагностических, коррекционноразвивающих мероприятиях. Они апробируют свои методические наработки и изучают практику применения методов и приемов в социальной и социально-педагогичес-
кой работе среди безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением, с семьями, находящимися в социально опасном положении, или проблемной группой (по выбору студента).
Результаты анкетирования студентов, изучивших и освоивших курсы «Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Социальная работа по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних», «Социально-педагогическая работа с безнадзорными несовершеннолетними», и интервьюирования руководящих работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и несовершеннолетних в Орловском регионе подтвердили необходимость специальной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности среди безнадзорных несовершеннолетних и их семей.
В Орловском государственном университете с 2003 г. действует студенческая научно-практическая группа «Студенческие инициативы — безнадзорным детям Орловщины». В нее входят студенты, обучающиеся по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика» на профильных факультетах вузов Орла, а также студенты факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета.
Основные задачи деятельности группы:
■ повышение общественной значимости и востребованности выпускников социального факультета Орловского государственного университета, в частности специалистов по социальной работе с безнадзорными несовершеннолетними и детьми с девиантным поведением;
■ реализация потенциала студентов путем расширения научно-практической сферы применения их знаний в социальноориентированных проектах по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних;
■ организация и методическое руководство индивидуального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, студентами и специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-
Научный дебют
145
летних, помощь в организации детского досуга;
■ апробирование и внедрение в Орловском регионе эффективных моделей межведомственного взаимодействия, основанных на принципе адресности и комплексности при решении проблем детей и их семей, находящихся в социально опасном положении;
■ разработка и реализация социальных программ в рамках регионального сотрудничества.
Силами студентов разрабатываются и реализуются диагностические и социальнореабилитационные методики, инновационные программы и проекты, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений в Орловском регионе. Так, разработана и внедрена в практику «Социальная анкета-интервью» для диагностики факторов жизненного риска безнадзорных детей и подростков. Апробирована методи-
ка социально-педагогической диагностики типов безнадзорных несовершеннолетних, позволяющая специалистам, занятым в органах и учреждениях системы социальной профилактики, выбрать наиболее эффективные формы и методы реабилитации и ресоциализации безнадзорных детей и подростков. Создан «Путеводитель по правам безнадзорного ребенка » для оптимизации поиска правовой информации в сфере защиты прав и дальнейшего жизнеустройства безнадзорных несовершеннолетних.
Научно-практическая группа «Студенческие инициативы — безнадзорным детям Орловщины» тесно сотрудничает с заинтересованными общественными и коммерческими организациями города и области с целью реализации совместных проектов по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в Орловском регионе в рамках социального партнерства.
О. КАРНАУХОВА, аспирант
A. ПЕРЕБАЕВА, ст. преподаватель
B. ШЕРШНЁВА, доцент Красноярский государственный технический университет
Актуальной задачей, стоящей перед высшей технической школой, становится практическая реализация компетент-ностного подхода в обучении. Решать эту задачу необходимо для всех вузовских дисциплин, в том числе для математики, которой принадлежит значительная роль в формировании компетентности будущего инженера [1].
Ввиду многоаспектности понятия «компетентность» при рассмотрении вопросов, связанных с обучением «в соответствии с компетентностным подходом», «с позиций компетентностного подхода», необходимо уточнить, что мы подразумеваем под таким обучением. Назовем компетентностным такое обучение, целью которого является формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, но и особых качеств
Специфика компетентностного обучения в филиалах вузов
личности (компетенций), обеспечивающих способность и готовность применять получаемые знания в профессиональной деятельности (их компетентность).
Основу компетентностного обучения математике составляет профессиональнонаправленное (контекстное) обучение этой дисциплине [2]. Действительно, уже на первом курсе оно частично погружает студентов в контекст будущей профессиональной деятельности. Для этого, во-первых, в содержание обучения включаются профессионально значимые для студентов знания, показывающие связь математических понятий и методов с будущей профессией и тем самым наполняющие изучение математики личностным смыслом. Во-вторых, организуется квазипрофессиональная деятельность студентов, т.е. учебная деятельность,