Научная статья на тему 'Эффективные пути формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов по социальной работе'

Эффективные пути формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова О. В., Прошкина И. В., Ильина Ю. В., Семенова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные пути формирования профессиональных компетентностей будущих специалистов по социальной работе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 1

О.В. Филатова, И.В. Прошкина,

Ю.В. Ильина, Е.Г. Семенова

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЕ

Сложившаяся структура и содержание современных социально-экономических отношений в России привели к воспроизводству специалистов, часто не находящих спроса на рынке труда. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., основная цель профессионального образования заключается: в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в удовлетворении потребностей личности в получении образования.

Современное образование — это прежде всего современные технологии обучения, которые позволяют эффективно формировать компетенции выпускников. Компетенция формируется в деятельности, в деятельности она и проявляется. Таким образом, на первый план выходят задачи формирования представлений об устройстве профессиональной сферы и передачи способов осуществления профессиональной деятельности. Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы. Социальная

Филатова Ольга Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

Прошкина Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

Ильина Юлия Владимировна — соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

Семенова Елена Геннадьевна — соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

работа трактуется как деятельность по организации специальных услуг людям, чьи возможности ограниченны, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, и задача специалиста по социальной работе — быть посредником между индивидом, семьей, группой, различными социальными институтами.

На социальном факультете Орловского государственного университета успешно используется дополнительный потенциал, позволяющий реализовать практическую подготовку студентов на репродуктивном и творческом уровнях, обеспечив реализацию компетентностного подхода к организации теоретической и практической подготовки будущего специалиста по социальной работе. Мы назовем три дополнительные ресурсные составляющие профессиональной подготовки, которые, органично сочетаясь между собой и с учебно-воспитательным процессом на социальном факультете в целом, обусловливают реализацию компетентност-ного подхода и повышают эффективность подготовки будущих специалистов.

Первой составляющей является организованная научно-исследовательская деятельность студентов. Во многих документах Института образования ЮНЕСКО, научных докладах участников международных конференций, в работах отечественных теоретиков и практиков образования подчеркивается важность и необходимость усиления исследовательской работы обучающихся. Отмечается, что развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи является приоритетным направлением современного высшего образования. Традиционно российская высшая школа использовала научно-исследовательскую деятельность студентов (НИДС) для повышения уровня профессиональной подготовки выпускников: студенческий творческий потенциал сравнительно широко применялся при решении актуальных проблем науки и производства. Эта тенденция во многом обусловливала возможность не только развития отечественных научных школ на основе преемственности поколений, но и выявления наиболее одаренных и подготовленных студентов, демонстрирующих способности к научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем в конце XX — начале XXI в. обозначилось заметное возрастание роли методологического анализа научно-познавательной деятельности в целом и исследовательский деятельности в частности. Ученые называют ряд существенных причин, породивших эту особенность науки. Прежде всего это усложнение структуры организации эмпирического и теоретического знания, способов его обоснования и проверки; тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами; сопряжение результатов предметного, орудийного эксперимента с

выводами и следствиями "мыслительного эксперимента". Наряду с этим важность научно-исследовательской работы в процессе подготовки специалистов разных уровней образования подчеркивается разработчиками нового поколения Государственного образовательного стандарта по социальной работе XXI в. Вместе с тем исследовательская деятельность обучающегося в учебно-воспитательном процессе интерпретируется как действенное средство его личностного развития, что непосредственно отражает глобальную цель современного отечественного образования в целом и по социальной работе в частности.

Подготовка специалистов — процесс сложный и многообразный. При этом создается основа для формирования будущего профессионала как личности. Приобщение студентов к исследовательской деятельности, научному поиску обеспечивается определением личностного и профессионального саморазвития, самоопределения, самореализации. В ходе научного поиска применяются методы прогнозирования, моделирования и конструирования, проектирования, что способствует формированию творческой личности специалиста социальной работы. Вместе с тем стимулирование научно-познавательного интереса на ранних стадиях вузовского обучения способствует повышению творческого исследовательского потенциала студентов. Особо заметим, что важным в исследовательском обучении является овладение способами действия: умением работать с первоисточниками, наблюдать и анализировать педагогические явления и факты, составлять и решать педагогические задачи, формулировать гипотезу, проводить эксперимент, обрабатывать его результаты, обобщать материалы в виде доклада, использовать достижения смежных с педагогикой наук. Таким образом, осознание специфики исследовательской деятельности предполагает формирование у обучаемых представлений не только о ее компонентном составе, но и о многосторонности такой деятельности, о характере входящих в нее действий, с выделением сторон исследовательской деятельности и их описанием.

Как известно, компетентностный подход предполагает использование деятельностных и личностно ориентированных технологий обучения, т.е. неизбежно будет актуализировать и проблемы развития научно-исследовательской деятельности студентов как системно-ориентированной технологии подготовки. Сама же научная работа студентов приобретает новые черты инновационной системы формирования профессиональных и личностных компетенций будущего выпускника. Тем более что ввод нового образовательного стандарта обусловливает необходимость расширения в образовательной программе перечня тех видов дея-

тельности, которые наиболее приближены к профессиональной. Научно-исследовательская деятельности студентов позволяет создать в вузе такую среду, когда становятся возможными актуализация учащимися полученных знаний, опыта поведенческих отношений в конкретных ситуациях при решении сложных задач практики; формирование мотивации психологической и практической готовности к достижению качественных результатов в профессиональной деятельности; осознание в ходе исследовательской деятельности междисциплинарных связей; мобилизация усилий на саморазвитие и самосовершенствование; прохождение индивидуальной траектории обучения. Организационные формы научно-исследовательской деятельности (научные студенческие общества, научные лаборатории, кружки, студенческие научные центры и др.) позволяют студенту найти единомышленников, самоутвердиться, адаптироваться к коллективному творчеству, проявить свои организаторские и лидерские способности, научиться быть терпимым, научиться регулировать степень критического отношения к себе и окружающим и др. Исследовательскую работу студентов в вузе можно подразделить на два типа: включаемую в учебный процесс (часто ее называют учебно-исследовательской деятельностью) и выполняемую во внеучебное время. Учебно-исследовательская деятельность осуществляется параллельно с изучением дисциплин, предусмотренных учебным планом, под руководством преподавателя. В отличие от традиционных занятий в случае учебно-исследовательской работы студент играет роль не пассивного объекта внешнего педагогического воздействия, а становится активным субъектом познавательного процесса. Основная задача, преследуемая в учебно-исследовательской деятельности, — отработка студентом навыков самостоятельной работы, овладение методологией и методами научных исследований. В ходе подготовки специалистов социальной сферы выполнение курсовых и дипломных работ невозможно без проведения исследований. Поэтому в процессе прохождения практик на базе социозащитных учреждений, общественных организаций, работающих в социальной сфере, студенты, получающие высшее социальное образование, имеют возможность проводить исследования, апробировать результаты своей научно-исследовательской деятельности, реализовывать социальные проекты и многое другое. Внеучебная исследовательская деятельность осуществляется через структурированную, четко организованную работу научно-исследовательского общества студентов и преподавателей социального факультета ОГУ. Структурными подразделениями этого общества являются разнообразные научно-исследовательские лаборатории, кружки, клубы, творческие объединения, которые действуют в

поле научных интересов ученых факультета, аспирантов, студентов. Часть этих объединений работает в рамках проектов, грантов, реализуемых в Орловской области. В этих условиях научно-исследовательская деятельность студентов — будущих специалистов по социальной работе как системно-ориентированная технология становится фактором формирования их профессиональных и личностных компетенций.

Результаты исследований показывают, что в настоящее время в российских вузах сложились 3 модели организации научно-исследовательской работы студентов.

Модель 1. Наличие в вузе научного студенческого общества, которое объединяет большинство студентов, занятых в научно-исследовательской деятельности (51%).

Модель 2. Научно-исследовательская работа значительного числа студентов ведется вне научного студенческого общества, хотя последнее в вузе имеется (12%).

Модель 3. Научно-исследовательская деятельность студентов ведется при отсутствии в вузе научного студенческого общества (37%).

Целью научного студенческого общества является создание благоприятных условий (организационных, ресурсных, психологических и экономических), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свои интеллектуальные способности посредством участия в научно-исследовательской деятельности, а также обеспечение единства учебного, научного, практического и воспитательного процессов посредством усиления в образовательном процессе исследовательской составляющей и вовлечение (привлечение) студентов к научно-исследовательской и проектной деятельности.

Достижение поставленной цели определяется решением нескольких задач, а именно:

• создание предпосылок для раскрытия интеллектуальных способностей студентов и их самореализации;

• осуществление гармоничного единства обучения, научного творчества и практической деятельности студентов;

• формирование в студенческой среде инновационной культуры через создание студенческих учебно-научно-инновационных центров и вовлечение студентов в подготовку и выполнение социальных проектов;

• обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора талантливых студентов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской работе, для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре и др.

• объединение студентов, ведущих научно-исследовательскую работу, стремящихся к повышению уровня профессиональных и общих знаний;

• координация научно-исследовательской деятельности членов научного студенческого общества;

• организация комплексного изучения проблем в соответствии со специальностью и интересами студентов;

• содействие в поиске возможностей финансирования научно-исследовательских работ студентов;

• организация и проведение научных конференций, совещаний, семинаров, круглых столов и т.д.;

• участие в аналогичных межфакультетских и межвузовских мероприятиях;

• содействие опубликованию студенческих работ, тезисов, статей.

Таким образом, участие студентов в научно-исследовательской деятельности в рамках работы научного студенческого общества является оптимальной формой реализации их нерастраченной творческой энергии и научного потенциала.

В целях повышения эффективности подготовки будущих специалистов в области социальных отношений большое внимание следует уделять получению и совершенствованию профессиональных навыков работы с различными категориями населения. В связи с этим актуальным направлением при профессиональной подготовке выступает добровольческая деятельность студентов, которая является важным способом получения новых знаний, развития навыков социальной деятельности, формирования нравственных ценностей, стремлением к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Это есть вторая из рассматриваемых нами дополнительных ресурсных составляющих профессиональной подготовки студентов — будущих специалистов в области социальной работы, через которую реализуется компетентностный подход. Такая форма деятельности позволяет последовательно и в определенной системе соединить теоретическую подготовку студента с практической работой и тем самым способствует формированию компетенций. К числу основных компетенций, которые должны быть присущи выпускнику вуза по социальной работе, относятся социально-личностные. По мнению большинства специалистов, они включают знание норм здоровья и здорового образа жизни; понимание ценности культуры, науки и социальной практики; знание прав и обязанностей гражданина; осознание социальной значимости своей профессии; способность к саморазвитию и самореализации; коммуникативную способность; способность к лидерству; способность к рефлексии. Эти компетенции одинаково значимы для бакалавров, магистров и специалистов.

В процессе практики (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной) из-за существующих организационных

ограничений невозможно в полной мере овладеть практико-ори-ентированными технологиями осуществления профессиональной социальной деятельности. Выступая в качестве волонтера, студент получает такие возможности, как самостоятельно выбирать интересующее направление деятельности в соответствии с будущей профессией; непосредственно оказывать адресную социальную помощь; работать наравне со специалистами-практиками, перенимая их многолетний опыт; овладевать конкретными социальными технологиями и применять их при работе с клиентом; приобретать социально полезные связи; иметь доступ к информационным, методическим источникам и др. Именно осуществляя добровольческую деятельность, студент может определить, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соответствия личностных качеств с осваиваемой им профессией специалиста социальной сферы. В процессе добровольческой деятельности студент непосредственно оказывает адресную социальную помощь, что создает условия для развития профессиональной компетентности будущего специалиста по социальной работе. Опыт добровольческой деятельности социального факультета Орловского государственного университета показывает, что добровольческие инициативы студентов социального факультета представлены достаточно многопланово и направлены на различные категории населения. Их деятельность носит многопрофильный характер. На момент официального рождения добровольческого движения на социальном факультете (ноябрь 2005 г.) действовали агитационная бригада (проводила мероприятия, посвященные профилактике ВИЧ/СПИДа, благотворительные акции); волонтерское движение Российского общества Красного Креста; отряд "Милосердие", функционирующий на базе Центра помощи семье и детям Железнодорожного р-на г. Орла; студенческий педагогический отряд по работе с молодежью "Крылья"; научно-практическая группа "Студенческие инициативы — безнадзорным детям Орловщины" и др. В настоящее время происходит формирование четкой структуры добровольческого движения социального факультета. Расширяя масштабы своей деятельности (участие в реализации проектов Орловского регионального отделения Российского Красного Креста), добровольческое движение может стать реальной дополнительной и весьма действенной силой в овладении конкретным практическим опытом оказания социальной помощи, поддержки и защиты различных социальных групп.

В январе 2008 г. на базе высших учебных заведений г. Орла было проведено исследование, целью которого было выявление готовности к добровольческой деятельности с различными категориями населения и эффективных способов организации

добровольческой деятельности студентов на базе факультета. В исследовании приняли участие студенты ¡—V курсов различных вузов г. Орла. Количество респондентов — 469 человек.

По данным исследования, опыт добровольческой деятельности имеют 25,1% студентов. Причем 52,5% опрошенных указали на желание активно заниматься добровольческой деятельностью.

На вопрос: "Какие, на Ваш взгляд, в настоящее время направления волонтерской (добровольческой) деятельности являются приоритетными?" респонденты дали следующие ответы: 66,8% — социально-психологическая поддержка детей и молодежи, 64,6% — профилактика здорового и безопасного образа жизни, 57,4% — организация досуговой деятельности (детей, подростков и молодежи), 53,4% — медицинская помощь (службы милосердия в больницах). 51,6% респондентов отметили, что более эффективной добровольческую деятельность студентов могут сделать наличие четкой системы добровольческой организации; 37,7% респондентов отметили необходимость поощрения работы добровольцев; 34,5% указали на тесное сотрудничество с общественными некоммерческими организациями; и только 8% отметили наличие отчетности о работе добровольцев. Большинство студентов (42,6%) считают, что руководство студенческой добровольческой организацией должно осуществляться представителями от каждой добровольческой группы или студенческим самоуправлением (31,4%). Наиболее значимыми результатами добровольческой деятельности 60% респондентов считают оказание помощи нуждающимся категориям населения, 29,6% — получение практического опыта работы с различными категориями населения; 29,9% — участие в конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д. различного уровня, 21,5% — привлечение общественного внимания к студенческому добровольческому движению.

На вопрос: "Что бы Вы хотели получить от участия в добровольческой деятельности?" были даны следующие ответы: 66,4% респондентов отметили осознание того, что кому-то помогли; 27,4% — возможность развивать свои способности (коммуникативные, организаторские, познавательные и т.п.); 26,5% — чувство самоудовлетворения; 15% — интересно провели время; 14,8% — получение дополнительного материала для научно-исследовательской деятельности.

72,2% студентов, принявших участие в исследовании, отметили, что знания и опыт, полученные в ходе их участия в добровольческой деятельности, будут востребованы и принесут пользу в их дальнейшей практике. Плюсами добровольческой деятельности студенты считают: возможность самореализации, уважение преподавателей и сверстников, знакомство с новыми

интересными людьми, получение новых знаний, приобретение профессионального опыта и навыков, возможность применения полученных результатов деятельности в научных исследованиях, возможность дополнительного обучения, приобретение социально значимых связей; минусами — пропуск учебных занятий из-за волонтерских мероприятий, материальные издержки, нехватку свободного времени, эмоциональное сгорание, усталость, профессиональный риск.

Для развития добровольческого движения необходимо создать единую структурированную волонтерскую организацию на базе факультета, что позволит: координировать действия добровольческих отрядов; создать единую информационную базу; наладить партнерские отношения с социальными учреждениями г. Орла и Орловской обл. для дальнейшего сотрудничества; участвовать в реализации социальных проектов различного уровня. Все это будет способствовать более органичному включению студентов в добровольческую деятельность и позволит студентам наработать социально-практический опыт, который будет способствовать успешной профессиональной реализации в качестве специалиста после окончания вуза. Таким образом, участие молодежи в добровольческой деятельности решает важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и способствует формированию и развитию компетентностей будущего специалиста социальной сферы — личностно-социальных и профессиональных.

Третьей составляющей, реализующей компетентностный подход, является социальная практика студентов. На социальном факультете Орловского государственного университета в 1994/95 учебном году в соответствии с концепцией интегративной системы продуктивной, непрерывной, теоретико-практической подготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе вне рамок учебного процесса в качестве эксперимента была введена социальная непрерывная практика для студентов, которая продолжается до настоящего времени. Под социальной непрерывной практикой в самом широком смысле можно понимать систему учебно-воспитательной подготовки будущих специалистов по социальной работе с учетом современных требований Государственного образовательного стандарта и социального заказа общества. Конкретизируя данное понятие, мы определяем социальную непрерывную практику как деятельность студентов, направленную на формирование и развитие первоначального профессионального опыта, практических умений и навыков, профессионально важных

качеств в контексте непрерывного образования, основанную на волонтерском принципе.

Важность социальной непрерывной практики определяется тем, что способствует ранней профессиональной адаптации будущего специалиста, так как начинается с первого года обучения и заключается в "живом" общении с клиентами социальных служб. Социальная непрерывная практика является своеобразным индикатором профессиональной пригодности студента к будущей профессиональной деятельности, способствует выработке практических умений и навыков, что обеспечивает фундамент для основных социально-педагогических умений и навыков у будущих специалистов. За счет данного вида практики увеличивается объем часов, отводимых на практическое обучение студентов, что повышает практическую направленность будущих специалистов.

Для более продуктивной реализации социальной непрерывной практики была разработана теоретическая модель формирования профессионально важных качеств будущих специалистов по социальной работе в процессе социальной практики в вузе. Важными концептуальными положениями в построении данной модели являются:

1) социальная непрерывная практика в обучении выполняет важнейшие воспитательные, образовательные и развивающие функции. Развивающий потенциал практического обучения огромен, что отмечается во многих исследованиях (Ю.Н. Галагузова, А.М. Панов, Е.И. Холостова, В.В. Трухачев и др.);

2) реализация продуктивного потенциала социальной непрерывной практики может быть возможна при реализации следующих требований:

— первичные профессиональные знания (функции социального работника, знакомство со структурой учреждений социальной защиты на основе знакомства с базами социальной непрерывной практики, изучение законодательных основ деятельности социального работника, этические азы профессиональной деятельности и т.п.), понятийно-категориальный аппарат, необходимый при реализации социальной непрерывной практики, должны быть сформированы у студентов при непосредственном обучении. Лишь после освоения материала эти знания можно применять в процессе данного вида практики;

— социальная непрерывная практика интегрирует получаемые академические знания, закрепляет, углубляет и развивает их. Эта практика способствует повышению самомотивации к познавательной деятельности;

— знания, умения и навыки, полученные в рамках данного вида практики, находят место при изучении дисциплин Госу-

дарственного образовательного стандарта: "История социальной работы", "Занятость населения и ее регулирование", "Социальная геронтология", "Социальная политика", "Социальная статистика" и др., дисциплин правового блока, а также при написании курсовых и дипломных работ и при проведении других исследований;

— поуровневая реализация социальной непрерывной практики позволяет систематизировать полученные знания, способствует рефлексии, приводит к формированию профессионально важных качеств будущего специалиста.

На основе данной модели была разработана методика поу-ровневой реализации социальной непрерывной практики. Социальная непрерывная практика предполагает на каждом курсе реализацию уровней: репродуктивного, продуктивного и творческого. Пропорциональное соотношение уровней постепенно и логично изменяется в сторону увеличения доли продуктивного и творческого уровней от первого курса к третьему. Целью является профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе. Ожидаемый результат — формирование профессионально важных качеств и ключевых компетенций у студентов.

Таким образом, социальная непрерывная практика подчинена раннему формированию профессионально важных качеств, необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих личностный и профессиональный рост, способствует формированию его личностных и профессиональных компетентностей.

Итак, несмотря на существование видимого противоречия между необходимостью трансформации учебного процесса в вузе в соответствии с требованиями времени и обстоятельствами вхождения России в Болонский процесс и сложившимися традиционными формами организации обучения, обусловленными требованиями действующих образовательных стандартов, возможно использование дополнительного внутреннего ресурса вуза и факультета для совершенствования организации и реализации профессиональной подготовки и создания дополнительных условий для реализации компетентностного подхода в вузовском обучении.

Список литературы

1. Агошкова О.В. Актуальные проблемы организации и проведения практики студентов факультета социальной работы // Социальная работа. 2007. № 1. С. 57-59.

2. Дубровская Т.А. Формирование исследовательских умений студентов в системе многоуровневой профессиональной подготовки // Актуальные проблемы социальной работы в России: Мат-лы науч.-практ. конф., по-

свящ. 15-летию факультета социальной работы Курского государственного медицинского университета. Курск, 2006. С. 152—156.

3. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. СПб., 2005.

4. Компетентный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб., 2005.

5. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России: В 3 ч. Ч. 2. Методическое обеспечение и регламентация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах / Под ред. В.В. Балашова. М., 2002.

6. Организация научно-исследовательской работы студентов в Пермском государственном техническом университете. Пермь, 2004.

8 ВМУ, педагогическое образование, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.