Научная статья на тему 'Специфика коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра'

Специфика коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра / дети с расстройством аутистического спектра / коммуникативная сфера / особенности речи и общения детей с расстройством аутистического спектра / autism spectrum disorder / children with autism spectrum disorder / communication / speech and communication features of children with autism spectrum disorder

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна

Трудности в развитии коммуникации являются одним из основных дефицитов у ребенка с расстройством аутистического спектра. Цель данного исследования – изучение коммуникативной сферы детей с расстройством аутистического спектра. В данном исследовании были использованы: анкета для родителей «Социализация», опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (авторы: K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair, J.A. Fiore), а также «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Выборку исследования составили 11 детей с расстройством аутистического спектра (4–7 лет). Результаты исследования показали, что уровень развития коммуникативных способностей у детей данной группы достаточно низкий, у всех детей наблюдаются трудности формирования коммуникативного поведения: они не устанавливали вербальный контакт с собеседником, не проявляли эмпатийности и инициативы в организации игр, затруднялись в привлечении внимания взрослых при выражении просьб адекватным способом. Также у большинства детей наблюдалась эхолалия. Полученные в исследовании данные способствуют поиску эффективных путей решения проблемы формирования коммуникативной сферы у детей с расстройством аутистического спектра, а также созданию коррекционных программ с применением нейропсихологических методов и средств альтернативной и дополнительной коммуникации в виде приложений на современных информационных компьютерных устройствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бедина Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication features in children with autism spectrum disorder

Difficulties in communication are one of the main deficits in a child with autism spectrum disorder. The research purpose is to study the communicative sphere of children with autism spectrum disorder. In this study, we used: a questionnaire for parents “Socialization”, a questionnaire “Assessment of communication skills in children with autism spectrum disorders”, developed on the basis of the methodology “Assessment of social and communication skills for children with autism” (authors: K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair, J.A. Fiore), as well as a “Observation map of communicative abilities manifestations in preschoolers” (A.M. Shchetinina, M.A. Nikiforova). The study sample consisted of 11 children with autism spectrum disorder (4–7 years old). The results of the study showed that the level of development of communicative abilities in children of this group is quite low, all children have difficulties in forming communicative behavior: they did not establish verbal contact with the interlocutor, did not show empathy and initiative in organizing games, found it difficult to attract the attention of adults when expressing requests in an adequate way. Echolalia was also observed in most children. The data obtained in the study contribute to the search for effective ways to solve the problem of forming a communicative sphere in children with autism spectrum disorder, as well as the creation of correctional programs using neuropsychological methods and means of alternative and additional communication in the form of applications on modern information computer devices.

Текст научной работы на тему «Специфика коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра»

УДК 159.9.075:616.896 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-62-68

Поступила в редакцию / Received 25.03.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.04.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024

оригинальная статья

Специфика коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра

Бедина Вера Юрьевна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

verusic@inbox.ru

Аннотация. Трудности в развитии коммуникации являются одним из основных дефицитов у ребенка с расстройством аутистического спектра. Цель данного исследования - изучение коммуникативной сферы детей с расстройством аутистического спектра. В данном исследовании были использованы: анкета для родителей «Социализация», опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра», разработанный на базе методики «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом» (авторы: K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair, J.A. Fiore), а также «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова). Выборку исследования составили 11 детей с расстройством аутистического спектра (4-7 лет). Результаты исследования показали, что уровень развития коммуникативных способностей у детей данной группы достаточно низкий, у всех детей наблюдаются трудности формирования коммуникативного поведения: они не устанавливали вербальный контакт с собеседником, не проявляли эмпатий-ности и инициативы в организации игр, затруднялись в привлечении внимания взрослых при выражении просьб адекватным способом. Также у большинства детей наблюдалась эхолалия. Полученные в исследовании данные способствуют поиску эффективных путей решения проблемы формирования коммуникативной сферы у детей с расстройством аутистического спектра, а также созданию коррекционных программ с применением нейропсихологических методов и средств альтернативной и дополнительной коммуникации в виде приложений на современных информационных компьютерных устройствах.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; дети с расстройством аутистического спектра; коммуникативная сфера; особенности речи и общения детей с расстройством аутистического спектра

Для цитирования: Бедина В.Ю. Специфика коммуникативной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 62-68. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-62-68

© Бедина В.Ю., 2024

original article

Communication features in children with autism spectrum disorder

Vera Yu. Bedina

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

verusic@inbox.ru

Abstract. Difficulties in communication are one of the main deficits in a child with autism spectrum disorder. The research purpose is to study the communicative sphere of children with autism spectrum disorder. In this study, we used: a questionnaire for parents "Socialization", a questionnaire "Assessment of communication skills in children with autism spectrum disorders", developed on the basis of the methodology "Assessment of social and communication skills for children with autism" (authors: K.A. Quill, K.N. Bracken, M.E. Fair, J.A. Fiore), as well as a "Observation map of communicative abilities manifestations in preschoolers" (A.M. Shchetinina, M.A. Nikiforova). The study sample consisted of 11 children with autism spectrum disorder (4-7 years old). The results of the study showed that the level of development of communicative abilities in children of this group is quite low, all children have difficulties in forming communicative behavior: they did not establish verbal contact with the interlocutor, did not show empathy and initiative in organizing games, found it difficult to attract the attention of adults when expressing requests in an adequate way. Echolalia was also observed in most children. The data obtained in the study contribute to the search for effective ways to solve the problem of forming a communicative sphere in children with autism spectrum disorder, as well as the creation of correctional programs using neuropsychological methods and means of alternative and additional communication in the form of applications on modern information computer devices.

Keywords: autism spectrum disorder; children with autism spectrum disorder; communication; speech and communication features of children with autism spectrum disorder

For citation: Bedina V.Yu. Communication features in children with autism spectrum disorder. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 62-68. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-62-68

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время система образования претерпевает изменения и в связи с этим возрастают требования к уровню не только интеллектуальных способностей детей, но и их коммуникативных способностей и социальной адаптации в целом. Эти требования касаются не только нейротипичных детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с расстройством аутистического спектра (РАС) [1]. Расстройство аутистическо-го спектра - это стойкое нарушение развития нервной системы, затрагивающее несколько областей развития, включая социальную коммуникацию, сенсомоторную и когнитивную системы [2-4]. РАС входят в большую группу расстройств психологического (психического) развития, которые проявляются в детском воз-

расте и сопровождают человека всю жизнь. Люди с РАС сталкиваются с трудностями в повседневной жизни и вынуждены полагаться на поддержку своих семей и общества на протяжении всей жизни [5].

Несмотря на то, что симптомы и поведенческие проявления расстройств аутистического спектра у всех детей крайне разнообразны, тем не менее, независимо от их тяжести, наблюдаются нарушения формирования коммуникативной сферы, что приводит к затруднению дальнейшей социализации ребенка в обществе и в учебном заведении [6-8].

Основополагающую роль в изучении и понимании проблем аутизма сыграли Л. Кан-нер, Г. Аспергер [9]. В настоящее время проблемы расстройств аутистического спектра рассматривается в трудах многих зарубежных и отечественных ученых, таких как К. Казари,

У. Фрит, К. Лорд, Е.Л. Григоренко, А.В. Хау-стов и др. Тем не менее в специальной литературе очень мало исследований, которые бы описывали особенности коммуникативной сферы детей с РАС с позиции нейропсихоло-гического подхода [10].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Цель исследования - изучение специфики коммуникативной сферы у детей с РАС.

Основными задачами исследования являются:

1) подбор диагностических методик для выявления особенностей нарушения коммуникативной сферы у детей с РАС исследуемой группы;

2) оценка уровня формирования коммуникативной сферы у детей с РАС.

Для решения поставленных задач были использованы следующие психодиагностические методы: «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова), анкета для родителей «Социализация», опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». В исследовании принимали участие воспитанники МДОУ «Детский сад «Изумрудный город» г. Тамбова - 11 детей дошкольного возраста (4-7 лет) с РАС.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования родителям 11 детей с РАС, посещающих МДОУ «Детский сад «Изумрудный город» г. Тамбова, была предложена для заполнения анкета «Социализация».

Вопросы анкеты и полученные результаты анкетирования следующие.

Первый вопрос - имя ребенка.

Второй вопрос: Занимаетесь ли Вы совершенствованием развития общения и взаимодействия Вашего ребенка со сверстниками и взрослыми?

Утвердительно ответили 100 % опрашиваемых родителей.

Третий вопрос: Если да, то какими способами?

63 % отмечают, что в целом общаются с ребенком путем указаний и инструкций, имеющих характер авторитарного волеизъ-

явления, так как ребенок плохо понимает обращенную речь.

27 % родителей пытаются беседовать с ребенком даже в тех случаях, когда ребенок игнорирует инициативу родителя.

10 % родителей читают книги своим детям и проводят сравнения с героями сказок и мультфильмов. При этом часть родителей сообщает о проявлении эхолалии у их детей. Данные родители наблюдают отсутствие видимого интереса у ребенка к сюжету книги, но при этом дети не проявляют негативизма (рис. 1).

Четвертый вопрос был ориентирован на поиск проблем ребенка в общении как со сверстниками, так и с взрослыми (рис. 2).

66 % опрашиваемых родителей осознают, что у их ребенка наблюдаются нарушения речевого развития, и хотели бы увеличить словарный запас своих детей. Стоит отметить, что в качестве основной проблемы выделен именно фактор отсутствия речи у ребенка: родители полагают, что проблема общения со сверстниками разрешится тогда, когда будет сформирована речь.

34 % опрашиваемых родителей понимают, что их ребенок не проявляет интереса к другим людям и социуму в целом, в первую очередь их беспокоит отсутствие интереса к окружающему миру. Родители проявляют большую степень обеспокоенности тем, что у ребенка крайне ограниченный круг интересов, стереотипность, «странные» увлечения, например, кручение предметов.

Все опрошенные родители отмечают, что необычное поведение их детей «отпугивает» нейротипичных сверстников и их родителей, прогулки на детских площадках затруднительны по причине того, что другие дети сторонятся «странного» поведения ребенка. Часть родителей отмечает, что стараются полностью избегать людных мест и выходят на прогулку со своим ребенком в то время, когда на детской площадке минимальное количество детей.

Пятый вопрос был направлен на оценку родителями коммуникативных умений своего ребенка.

3 % считают, что со временем ребенок с РАС начнет проявлять больший интерес к коммуникациям с другими людьми, что некая «отрешенность» в большей степени -

проявление характера ребенка. Поскольку родители могут предугадать желания своего ребенка, то у них создается впечатление, что ребенок проявляет просьбы и желания, поэтому они не замечают, что в действительности у ребенка значительно нарушены коммуникативные способности.

12 % осознают, что коммуникативные способности их ребенка снижены по сравнению с нейротипичными сверстниками, но не находят данные нарушения критичными, полагая, что данная проблема с возрастом будет снижаться.

85 % опрашиваемых родителей осознают наличие значительных нарушений в сформированное™ коммуникативной сферы их детей с РАС, понимают, что для их коррекции необходима целенаправленная педагогическая работа, а также активное включение в процесс коррекции самих родителей. Данная категория родителей проявляет высокую

степень обеспокоенности дальнейшей социализацией своих детей, готовы к сотрудничеству со специалистами, а также готовы принимать детальные рекомендации относительно организации домашнего пространства, режима дня и питания ребенка, прочие рекомендации.

Шестым вопросом мы пытались прояснить, насколько наблюдательны родители за общением своего ребенка.

Утвердительно ответили 100 % опрашиваемых родителей, при этом 60 % опрошенных отмечают, что большую часть времени находятся на работе, хотели бы больше времени уделять оказанию помощи своему ребенку в формировании коммуникативной сферы, но не имеют такой возможности. Они наблюдают за поведением ребенка только в вечернее время и выходные дни, обозначая данный период времени как «недостаточный» для помощи ребенку.

Рис. 1. Способы общения родителей с ребенком с расстройством аутистического спектра Fig. 1. Means of communication of parents and children with autistic spectrum disorder

Рис. 2. Основные проблемы у ребенка с расстройством аутистического спектра,

вызывающие беспокойство родителей Fig. 2. Main parents concerns about problems of a child with autism spectrum disorder

Рис. 3. Виды деятельности, в которых ребенок с расстройством аутистического спектра

проявляет самостоятельность и инициативность Fig. 3. Activities when a child with autism spectrum disorder shows independence and initiative

Седьмой вопрос конкретизировал виды деятельности, в которых ребенок с РАС проявляет самостоятельность и инициативность (рис. 3).

Восьмой вопрос прояснял, исправляют ли родители допускаемые их ребенком ошибки при общении.

Утвердительно ответили 100 % опрашиваемых родителей. Но стоит отметить, что частота времяпровождения родителей с их детьми варьируется, большую часть времени в течение дня многие дети проводят не с родителями, так как они находятся на работе.

Девятый вопрос был нацелен на прояснение особенностей совместной игровой деятельности с ребенком.

46 % родителей в свободное от работы время предпринимают попытки игры с ребенком с РАС, но отмечают, что зачастую это безуспешно и кратковременно. Данная часть родителей указывают, что играют в игры, направленные на физическое развитие (игра с мячом, бег, прыжки и т. п.), но не используют ролевые игры, так как затрудняются в организации данного типа игр.

54 % родителей отмечают, что не имеют возможности играть с ребенком по причине отсутствия свободного времени, также утверждают, что ребенку не интересны игры («усилия напрасны»).

Десятый вопрос раскрывал потребность родителей в дополнительной психолого-педагогической поддержке со стороны специалистов (психологов, педагогов).

88 % опрошенных нуждаются в подобного рода поддержке, следовательно, необходимы регулярные консультации с родителями по вопросам формирования коммуникативной сферы детей, на которых могут быть предложены варианты занятий с ребенком дома, способствующие улучшению коммуникативных способностей у их детей [11].

Согласно результатам опросника «Оценка социальных и коммуникативных навыков для детей с аутизмом», детям с РАС затруднительно понимать и выполнять задания, вербальная речь ими не используется в качестве средства коммуникации, показатели уровня развития коммуникативных навыков довольно низкие.

Все обследуемые дети затрудняются или совсем не могут выражать просьбы, часть детей выражают просьбу одним словом. Стоит отметить, что родители данных детей утверждают, что в домашней обстановке их ребенок более ярко может проявлять свою просьбу, но в условиях детского сада дети с РАС такую способность не продемонстрировали в полной мере.

Формирование социальной ответной реакции у данной категории детей также выражено слабо, социальное поведение в целом не сформировано, диалоговые навыки отсутствуют. Дети не проявляют видимую потребность в коммуникации при свободном времяпровождении в группе, не интересуются, чем заняты другие дети и педагоги, не проявляют инициативы к организации игр, игнорируют обращения взрослых. Только лишь при усиленном проявлении инициативы воспитателя они мо-

гут обратить внимание на какую-либо вещь в группе, но довольно мимолетно.

В процессе исследования установлено, что все 11 детей не владеют умениями диалогического взаимодействия, с трудом устанавливают контакт, им неинтересен процесс общения как таковой, они в него вступают неактивно, с трудом последовательно выражают свои мысли и понимают мысли других, не учитывают контекст взаимодействия.

Проявление эмпатии у обследованных детей полностью отсутствует. Родители отмечают, что на их просьбу к ребенку «пожалеть» дети не реагируют ответными действиями.

Дети не проявляют инициативу в общении, не отвечают на вопросы о событиях прошедших или будущих, при этом у 2 детей из 11 наблюдалась положительная эмоциональная реакция на утверждение, что они летом отдыхали на море.

Результаты проведения исследования с применением «Карты наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова) показали, что коммуникативные способности у всех детей данной группы имели на момент проведения исследования низкий уровень развития; подтвержден полученный ранее результат об отсутствии у большей части детей проявления эмпатии, доброжелательности, инициативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам двух опросников получены следующие данные: уровень развития коммуникативных способностей у детей с РАС характеризуется низкими показателями, у всех наблюдаются трудности формирования коммуникативного поведения.

Дети не устанавливали вербальный контакт с собеседником, не проявляли эмпатий-ности, инициативы в организации игр, затруднялись в привлечении внимания взрослых при выражении просьб адекватным способом, также у более половины детей из группы наблюдаются эхолалии.

Всем детям рекомендована коррекцион-ная работа по формированию коммуникативной сферы с включением в программу средств альтернативной и дополнительной коммуникации в виде приложений на современных информационных компьютерных устройствах по типу смартфон или планшет. Предполагается, что применение данных типов доступных устройств поможет ребенку проявлять свои желания, чувства и эмоции, а также расширить словарный запас. Более того, детей с РАС привлекает яркий интерфейс приложений; в ряде случае планшет или смартфон дети воспринимают как поощрение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Загуменная О.В., Белялова О.А., Береславская М.И. и др. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутисти-ческого спектра / под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с.

2. Каган В.Е. Аутизм у детей. М.: Смысл, 2020. 208 с. EDN: VOVKXZ

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2012. 288 с. EDN: RBBDBV

4. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. Красноярск: КГПУ, 2014. 180 с. EDN: TKRFHV

5. Хаустов А.В., Руднева Е.В. Выявление уровня социализации у детей с РАС // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. C. 16-24. DOI 10.17759/pse.2016210303; EDN: WLYVPB

6. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. М.: Альпина ПРО, 2022. 168 с.

7. Hodgdon L.A. Solving Behavior Problems in Autism (Visual Strategies Series). Troy, MI: Quirk Roberts Publishing, 1999. 254 р.

8. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010. 87 с. EDN: YUTVPV

9. WinnerM.G. Asperger syndrome across the home and school day // ASHA Leader. 2003. Vol. 8. P. 4-30.

10. Williams D.L., Goldstein G., Minshew N. Neuropsychologic functioning in children with autism: further evidence for disordered complex information-processing // J. Child. Neuropsychol. 2006. Vol. 12. P. 279-298.

11. Макарова Л.Н., Смолярчук И.В., Исаева С.Н. Педагогическое сотрудничество как условие познавательного развития дошкольников с ОВЗ в инклюзивном образовании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 191. С. 130-136. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26191-130-136; EDN: DBLJLS

REFERENCES

1. Zagumennaya O.V., Belyalova O.A., Bereslavskaya M.I. et al. Implementation of the Federal State Educational Standard for Primary General Education of Students with Disabilities in Organizations Providing Education to Children with Autism Spectrum Disorders. Moscow, Federal Resource Center of MSPPU Publ., 2017, 141 p. (In Russian).

2. Kagan V.E. Autism in Children. Moscow, Smysl Publ., 2020, 208 p. (In Russian).

3. Nikolskaya O.S., Baenskaya E.R., Liebling M.M. An Autistic Child. Ways to Help. Moscow, Terevinf Publ., 2012, 288 p. (In Russian).

4. Bogdashina O.B. Sensory-Perceptual Issues in Autism. Krasnoyarsk, KSPU Publ., 2014, 180 p. (In Russian).

5. Khaustov A.V., Rudneva E.V. Measuring the level of socialization in children with autism spectrum disorder. Psychological Science and Education, 2016, vol. 21, no. 3, pp. 16-24. (In Russian). DOI 10.17759/pse.2016210303

6. Dovbnya S., Morozova T., Zalogina A., Monova I. Children with Autism Spectrum Disorders in Kindergarten and School: Practices with Proven Effectiveness. Moscow, Alpina PRO Publ., 2022, 168 p. (In Russian).

7. Hodgdon L.A. Solving Behavior Problems in Autism (Visual Strategies Series). Troy, Quirk Roberts Publishing, 1999, 254 р.

8. Khaustov A.V. Formation of Speech Communication Skills in Children with Autism Spectrum Disorders. Moscow, Center for Psychological, Medical and Social Support for Children and Adolescents with Autism Publ., 2010, 87 p. (In Russian).

9. Winner M.G. Asperger syndrome across the home and school day. ASHA Leader, 2003, vol. 8, pp. 4-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Williams D.L., Goldstein G., Minshew N. Neuropsychologic functioning in children with autism: further evidence for disordered complex information-processing. J. Child. Neuropsychol, 2006, vol. 12, pp. 279-298.

11. Makarova L.N., Smolyarchuk I.V., Isaeva S.N. Pedagogical cooperation as a condition for the cognitive development of preschoolers with disabilities in inclusive education. Tambov University Review. Series: Humanities, 2021, vol. 26, no. 191, pp. 130-136. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-130-136

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Бедина Вера Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

Е-таП: verusic@inbox.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQ01-6571-Q394 Вклад в статью: постановка проблемы исследования, проведение исследования, анализ и описание результатов, подготовка текста статьи.

Vera Yu. Bedina - Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of General and Clinical Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: verusic@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6571-0394 Contribution: research issue statement, research processing, results analysis and description, article text preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.