Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ 3-4-ГО ГОДА ЖИЗНИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ 3-4-ГО ГОДА ЖИЗНИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / РАС / ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / ДЕТИ-АУТИСТЫ / МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григоренко Наталья Юрьевна, Брызгалова Светлана Олеговна

Статья посвящена проблеме развития у детей с расстройствами аутистического спектра навыков социального взаимодействия с окружающими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Дано определение понятию «расстройства аутистического спектра», актуальное на современном этапе. Представлен краткий анализ современных исследований специалистов в области проблемного поля коммуникации и социализации детей с рассматриваемой нозологией. Данный материал является первым в планируемой трилогии статей, посвященных вопросам формирования социально-коммуникативного поведения и средств общения у детей 3-4-го года жизни с расстройствами аутистического спектра. В статье обобщены материалы длительного экспериментального исследования проблем общения и социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, в котором особое внимание уделяется специфике развития социального взаимодействия и общения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Представлена методическая разработка, направленная на формирование у детей навыков, относящихся к различным аспектам социального взаимодействия: социально-ориентировочному, исполнительному, результативному. Коррекционно-развивающее воздействие построено на основе семейно центрированного подхода и проводится специалистами с диадой «ребенок с РАС - мать». В статье указана последовательность применения различных приемов включения детей с расстройствами аутистического спектра в социальное взаимодействие со «своим» и «чужим» взрослыми (мамой и специалистом). Представлены практические примеры реализации данных приемов. Развитие навыков социального взаимодействия у детей данной нозологии должно осуществляться параллельно с повышением уровня их эмоционального реагирования на действия взрослых партнеров по общению и предшествовать логопедической работе по формированию коммуникативного поведения, а также невербальных и речеязыковых средств общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григоренко Наталья Юрьевна, Брызгалова Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL INTERACTION SKILLS IN CHILDREN 3-4 YEARS OF AGE WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article deals with the issue of the development of social skills of interaction of children with autism spectrum disorders with the surrounding people at the early and junior preschool age. It specifies the definition of the concept of “autism spectrum disorders” relevant at the present stage of pedagogy. The authors present a brief analysis of the modern research of specialists in the field of communication and socialization of children with the nosology in question. This material is included in the first of the planned triad of articles devoted to the formation of socio-communicative behavior and means of communication in children 3-4 years of age with autism spectrum disorders. The article summarizes the materials of a long-term experimental study of the issues of communication and socialization of children at the early and junior preschool age with developmental disabilities, in which special attention is paid to the specificity of the development of social interaction and communication of children with emotional and volitional sphere disorders. The authors present a teacher’s guide in methods aimed at the formation of children's skills related to various aspects of social interaction: socially-oriented, executive, and resultative. The rehabilitation-educational intervention is built on the basis of the family-centered approach and is carried out by specialists together with the dyad “child with ASD - mother”. The article depicts the sequence of application of various techniques for including children with autism spectrum disorders in social interaction with “their own” and “alien” adults (mother and specialist). Practical examples of implementation of these techniques are presented. The development of social interaction skills in children of this nosology should be carried out in parallel with improvement of the level of their emotional response to the actions of adult communication partners and should precede logopedic activity on the formation of communicative behavior, as well as non-verbal and speech-language means of communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ 3-4-ГО ГОДА ЖИЗНИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ

Специальное образование. 2022. № 4 (68). Special Education. 2022. No 4 (68).

УДК 3 76.42-053 "465.00/.07" DOI 10.26170/1999-6993_2022_04_10

ББК Ч459.091 ГСНТИ14.29.3 7 Код ВАК 5.8.3

Наталья Юрьевна Григоренкош Светлана Олеговна Брызгалова2^

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ 3-4-ГО ГОДА

ЖИЗНИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, nugrigorenko@ mail.ru

2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития у детей с расстройствами аутистического спектра навыков социального взаимодействия с окружающими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Дано определение понятию «расстройства аутистического спектра», актуальное на современном этапе. Представлен краткий анализ современных исследований специалистов в области проблемного поля коммуникации и социализации детей с рассматриваемой нозологией. Данный материал является первым в планируемой трилогии

Natal'ya Yu. Grigorenko1^ Svetlana O. Bryzgalova2^

FORMATION OF SOCIAL INTERACTION SKILLS IN CHILDREN 3-4 YEARS OF AGE WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

1 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]

2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with the issue of the development of social skills of interaction of children with autism spectrum disorders with the surrounding people at the early and junior preschool age. It specifies the definition of the concept of "autism spectrum disorders" relevant at the present stage of pedagogy. The authors present a brief analysis of the modern research of specialists in the field of communication and socialization of children with the nosology in question. This material is included in the first of the planned triad of articles devoted to the formation of socio-

© Григоренко Н. Ю., Брызгалова С. О., 2022

статей, посвященных вопросам формирования социально-коммуникативного поведения и средств общения у детей 3-4-го года жизни с расстройствами аутистического спектра. В статье обобщены материалы длительного экспериментального исследования проблем общения и социализации детей раннего и младшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, в котором особое внимание уделяется специфике развития социального взаимодействия и общения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Представлена методическая разработка, направленная на формирование у детей навыков, относящихся к различным аспектам социального взаимодействия: социально-ориентировочному, исполнительному, результативному. Коррекционно-разви-вающее воздействие построено на основе семейно центрированного подхода и проводится специалистами с диадой «ребенок с РАС — мать». В статье указана последовательность применения различных приемов включения детей с расстройствами аутистического спектра в социальное взаимодействие со «своим» и «чужим» взрослыми (мамой и специалистом). Представлены практические примеры реализации данных приемов. Развитие навыков социального взаимодействия у детей данной нозологии должно осуществляться параллельно с повышением уровня их эмоционального реагирования на действия взрослых партнеров по общению и предшествовать логопедической работе по формированию коммуникативного поведения, а также невербальных и речеязыковых средств общения.

Ключевые слова: ранний возраст, расстройства аутистического спектра,

communicative behavior and means of communication in children 3-4 years of age with autism spectrum disorders. The article summarizes the materials of a long-term experimental study of the issues of communication and socialization of children at the early and junior preschool age with developmental disabilities, in which special attention is paid to the specificity of the development of social interaction and communication of children with emotional and volitional sphere disorders. The authors present a teacher's guide in methods aimed at the formation of children's skills related to various aspects of social interaction: socially-oriented, executive, and resul-tative. The rehabilitation-educational intervention is built on the basis of the family-centered approach and is carried out by specialists together with the dyad "child with ASD — mother". The article depicts the sequence of application of various techniques for including children with autism spectrum disorders in social interaction with "their own" and "alien" adults (mother and specialist). Practical examples of implementation of these techniques are presented. The development of social interaction skills in children of this nosology should be carried out in parallel with improvement of the level of their emotional response to the actions of adult communication partners and should precede logopedic activity on the formation of communicative behavior, as well as non-verbal and speech-language means of communication.

Keywords: early age, autism spectrum disorders, ASD, children's autism,

РАС, детский аутизм, дети-аутисты, младшие дошкольники, социальное взаимодействие, коммуникативное поведение.

Информация об авторах: Григоренко Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, МГПУ; адрес: 117261, Россия, г. Москва, ул. Панферова, 8, стр. 2.

Брызгалова Светлана Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической компаративистики, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. Для цитирования: Григоренко, Н. Ю. Формирование навыков социального взаимодействия у детей 3-4-го года жизни с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Григоренко, С. О. Брызгалова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 4 (68). — С. 146-158.

Одной из очень важных проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, является проблема формирования социального взаимодействия малыша с окружающими его взрослыми.

Эта проблема особо остро встает в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутисти-ческого спектра, имеющих перва-зивный (всеобъемлющий) тип дисгармоничного развития, охватывающий все жизненно важные сферы, функциональные возможности ребенка. Для детей с РАС характерны значительные отклонения в социальном взаимодействии и коммуникации, узость интересов и стереотипное пове-

autistic children, junior preschoolers, social interaction, communicative behavior.

Author's information: Grigorenko Natal'ya Yur'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Logopedics, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

Bryzgalova Svetlana Olegovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. For citation: Grigorenko, N. Yu., Bryz-galova S. O. (2022). Formation of Social Interaction Skills in Children 3-4 Years of Age with Autism Spectrum Disorders. Special Education, 4(68), pp. 146-158. (In Russ.).

дение (Е. Р. Баенская [2; 3], Ф. Р. Волкмар [5], Е. Л. Григоренко [6] и др.). Увеличение количества детей с РАС за последнее десятилетие стало серьезной проблемой для специалистов психолого-педагогического сопровождения, педагогов и родителей. (Например, по данным Centers for Disease Control and Prevention (CDC) на 2014 г., у 1 ребенка из 68 детей в США были выявлены расстройства аутистического спектра и наблюдается тенденция к увеличению частотности проявления данного нарушения в детской части популяции [10].) Из работ отечественных специалистов, подробно исследовавших проявления отклонений в эмо-

ционально-волевой сфере у детей первых лет жизни, следует отметить труды О. С. Аршатской [1], Е. Р. Баенской [2; 3; 13; 14; 15], М. К. Бардышевской [4], К. С. Лебединской [4; 13], М. М. Либлинг [14; 15], О. С. Никольской [13; 14; 15]. Среди современных отечественных разработок следует выделить исследование Л. В. Токар-ской и М. А. Лавровой [18], доказывающее необходимость формирования конструктивного доброжелательного детско-родитель-ского взаимодействия как фактора, влияющего на активизацию раннего когнитивного и сенсомо-торного развития детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере. В работах А. В. Костюк [11; 17] и И. В. Сухоруковой [17] представлены диагностические и коррекционно-развивающие аспекты логопедической работы с детьми первых лет жизни с расстройствами аутистического спектра, направленной на стимуляцию коммуникативных возможностей.

С 2009 по 2021 г. на базе структурных подразделений бюджетных и коммерческих образовательных организаций г. Москвы и Московской области (служб ранней помощи, лекотеки, центров игровой поддержки ребенка, групп кратковременного пребывания «Особый ребенок») была проведена психолого-педагогическая диагностика 492 детей 3-4-го года жизни. Было выявлено

120 детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере 3-го и 4-го года жизни: 53 ребенка 3-го года жизни с заключением «ребенок группы риска по проявлениям расстройств аутистического спектра» и 67 детей 4-го года жизни с заключением «расстройства аутистического спектра». В процессе сбора анамнестических данных были задействованы 120 родителей (матерей). Далее специальное обучение (курс кор-рекционно-развивающих занятий индивидуального и группового характера) прошли 68 детей с РАС и их матерей. В результате была разработана и апробирована методика коррекционно-развива-ющей работы по формированию социально-коммуникативного поведения и средств общения у рассматриваемой категории детей (Н. Ю. Григоренко [7; 8]). В течение последних двух лет данная методика была применена в практике ГБУ СО «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи „Ресурс"», оказывающего помощь детям. В рамках психолого-педагогической работы по формированию социально-коммуникативного поведения и средств общения у детей 3 -4-го года жизни с РАС мы выделили три ведущих направления.

• Включение ребенка с РАС в социальное взаимодействие сначала со взрослыми (специалистом

и родителями), затем со сверстниками.

• Повышение уровня эмоционального реагирования детей с РАС на коммуникативные стимулы в рамках социального взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками.

• Стимуляция развития мотивации к общению в целом и речевому общению в частности, формирование коммуникативного поведения, а также невербальных и речеязыковых средств общения у ребенка с РАС в рамках взаимодействия с близкими и чужими взрослыми (мамой, специалистами, родителями других детей) и сверстниками.

Следует отметить, что все эти направления тесно взаимосвязаны между собой и при этом их можно выстроить с учетом приоритетов: без включения ребенка с РАС в социальное взаимодействие со взрослым невозможна стимуляция мотивации малыша к общению с окружающими в целом, формирования у него средств невербальной коммуникации; пока ребенок не увидит во взрослом «партнера по взаимодействию», не начнет реагировать на его инициативные коммуникативные стимулы, формирование коммуникативных средств у малыша будет невозможно; без закладки базы невербальной коммуникации в рамках социального взаимодействия

неэффективно стимулировать развитие потребности в речеязыко-вой коммуникации и средств речевого общения.

В рамках данной статьи мы подробно рассмотрим формирование навыков социального взаимодействия у детей 3-4-го года жизни с РАС. При разработке данного направления мы основывались на теоретическом положении, выдвинутом Ю. Н. Кис-ляковой [9], что социальное взаимодействие представляет собой «... систематически устойчивое выполнение каких-либо действий, нацеленных на партнера для вызывания ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, будет стимулировать появление новой реакции воздействующего». Также мы опирались на научно-методические разработки М. В. Пинкус [12; 16], ориентированные на развитие навыков социального взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра в раннем детстве. В рамках данного направления у детей формируются навыки, относящиеся к различным аспектам социального взаимодействия: социально-ориентировочному, исполнительному, результативному. Коррекционно-развивающая работа построена на основе семейно центрированного подхода и проводится специалистами с диадой «ребенок с РАС — мать».

На начальном этапе обучения у детей закладывается социально-ориентировочный аспект социального взаимодействия, основывающийся на навыках социальной перцепции, навыках социального проектирования и навыках проявления социальных эмоций. В первую очередь необходимо привлечь внимание ребенка к окружающим его взрослым (специалисту, матери), научить сосредотачиваться в зрительном и слуховом плане на партнере. Специалист руководит действиями матери с целью сосредоточить внимание ребенка на ней: обернуться на ее голос, посмотреть на нее, удержать взгляд на лице, подойти к ней, когда она зовет малыша по имени и просит его об этом. Специалист обучает мать быть настойчивой, привлекать внимание ребенка к себе различными способами: голосом, особой интонацией, неожиданным звуком нового предмета, тактильными прикосновениями, предложением новой яркой игрушки, показом любимого лакомства. При выполнении ребенком просьбы подойти к ней используется поощрение: малыша хвалят, угощают лакомством. Затем такими же способами специалист привлекает внимание ребенка к себе, чтобы малыш подошел к нему, взял интересный предмет из рук. Далее ребенку предлагается выполнить более сложное поруче-

ние: отнести предмет (игрушку) маме и отдать ей в руки. Когда мама зовет малыша и просит отдать ей игрушку, специалист сначала подводит ребенка к маме, придерживая его руки с игрушкой, чтобы ребенок ее не отбросил от себя, стимулирует малыша к передаче маме игрушки в ответ на ее просьбу: «Дай-дай мне мяч (кубик и т. п.)». При этом специалист напоминает ребенку: «Посмотри на маму! Где у мамы глазки?!» Мама же старается поймать взгляд ребенка, встретиться с ним глазами. При удачной попытке выполнения задачи ребенок должен быть поощрен. Таким образом закладываются навыки социальной перцепции (восприятия другого человека как социально значимого существа, «такого же, как я»). Данные навыки, сформированные на занятии со специалистом, должны закрепляться родителями в домашних условиях, к работе могут быть подключены и другие члены семьи.

Позже формируются умения эмоционально отождествлять себя по отношению к другим людям (определения своих отношений с членами семьи: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами и др.), различать видовые, родовые, половые, возрастные характеристики партнера по социальному взаимодействию. Такую работу

можно проводить на занятиях со специалистом с использованием специально подготовленного фотоальбома, где размещаются все фотографии малыша и близких родственников. Ребенок вместе с мамой и специалистом рассматривают его и называют близких людей: «Вот Миша с папой», «Найди, где мама одна», «Покажи, где Миша с бабушкой» и т. п. Дома мама каждый день закрепляет сформированные умения как посредством альбома, так и в процессе непосредственного общения ребенка с близкими родственниками.

Коррекционно-развивающая работа по формированию навыков социального проектирования (предвосхищения процесса и результата взаимодействия) может проводиться тогда, когда ребенок уже может какое-то время находиться рядом с мамой и специалистом и сосредотачиваться на предметах, но быстро утомлялся и вдруг может начать разбрасывать игрушки, находившиеся перед ним. Специалист, пользуясь правилом «пустого стола», выставляет перед малышом два кубика одного цвета (один на другой), берет того же цвета шарик и, прокатывая шарик по столу, сбивает получившуюся башенку. Потом предлагает сделать то же самое ребенку. Но сначала малыш должен построить башенку. Мама включается в процесс взаимодей-

ствия, помогая ребенку, выполняя некоторые действия его руками и стимулируя его к самостоятельному выполнению. Ребенок получает шарик только после построения башенки. Постепенно увеличивается высота башенки, количество башенок и шариков разного цвета, игра с поверхности стола переносится на пол (одновременно с формированием данного навыка ребенок учится сличать цвета и формы, дифференцировать разные формы, знакомится с понятиями «такой — не такой», учится выделять цвета по слову и т. д.). Таким образом, нежелательное поведение в варианте разрушения направляется в конструктивное русло. Ребенок усваивает условия взаимодействия: сначала надо построить башенки, затем их можно разрушить, но только правильно выбранными шариками (на основе соотнесения по цветам).

При формировании навыков проявления социальных эмоций (развития привязанности к близкому взрослому — матери; обучение дифференциации окружающих взрослых на «своих» и «чужих») используются приемы различных вариантов похвалы, исходящей от мамы (например, мама стимулирует малыша обняться с ней, она целует малыша и пытается вызвать ответную положительную реакцию), и похвалы от специалиста («чужой»

взрослый при правильно выполненном поручении или задании аплодирует малышу и стимулирует ребенка к имитации данного действия).

При развитии исполнительного аспекта социального взаимодействия для детей с расстройствами аутистического спектра достаточно сложным оказывается формирование навыков совместно-раздельного внимания со взрослым — триадической репрезентации отношений «я — другой — объект». Сначала специалист совместно с малышом рассматривает и действует с новой игрушкой, демонстрируя разные способы манипуляций с ней. Периодически специалист обращается к ребенку, стремясь привлечь его внимание к себе, своему лицу, в такие моменты специалист может, аккуратно касаясь лица ребенка руками, поворачивать его к себе и, поймав взгляд малыша, давать ему короткое лаконичное поручение: «Возьми синий кубик, найди для него окошко в домике» (игра с сортёром). Далее специалист предлагает маме взаимодействовать с малышом в таком же формате на основе этой же игрушки. Таким образом специалист сначала демонстрирует матери образец поведения и действий в процессе социального взаимодействия, а потом включает маму в сам процесс, давая ей подсказки и направляя ее.

Очень важно стимулировать ребенка к подражанию действиям взрослых, имитации их жестов, мимических поз, повторению звукоподражаний, простых слов и т. п. Данная работа с детьми с РАС очень сложна, ее нужно делить на отдельные блоки, формировать отдельные жесты, важные для коммуникации, сначала в пассиве (когда специалист или мама действуют рукой ребенка, а потом стимулируют его к самостоятельному действию). Например, сначала специалист формирует у малыша жест «дай-дай», сгибая кисть руки ребенка своей рукой и произнося при этом слово-просьбу. Затем предлагает малышу попросить у мамы этим жестом заинтересовавшую его игрушку, слегка подталкивая руку ребенка (двигательная подсказка), потом подсказывает, как нужно действовать, только демонстрируя образец (визуальная подсказка). Таким образом взрослые добиваются самостоятельного исполнения ребенком данного жеста.

В рамках закладки норм социально одобряемого поведения на начальном этапе курса обучения вводятся ритуалы приветствия и прощания, которые включают в себя стимуляцию зрительного и слухового сосредоточения ребенка на чужом взрослом (специалисте), взгляда на его лицо, появление жестов «пожатие руки» (при

приветствии сопровождаемого словом «привет», «здравствуй») и «пока-пока» (при прощании соотносящегося с этими же словами). В рамках групповых занятий также вводятся ритуалы приветствия (друг друга приветствуют все участники образовательного процесса: специалисты, родители и дети; образец приветствия специалисты могут демонстрировать при обращении к ростовой кукле или игрушке-медведю как дополнительным «участникам» занятия). На индивидуальных и групповых занятиях с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с РАС проигрываются небольшие сценки с куклами бибабо, ростовыми мягкими куклами (мальчиками, девочками), мягкими игрушками (мишкой, обезьянкой и др.), демонстрирующие правильное поведение в процессе взаимодействия и общения (вариации «социальных историй»).

При стимуляции эмоциональной идентификации (проявления у детей сопереживания, сострадания, соучастия по отношению к другим людям) используются те же приемы (театрализация, «социальные истории»). Кроме того, очень важно научить ребенка с РАС обращать внимание на изменение настроения мамы, специалиста. Например, при негативном поведении ребенка на занятии специалист и мама дожидаются конца аффективной

вспышки, затем мама (по договоренности со специалистом) показывает, что она расстроена, специалист акцентирует на этом внимание ребенка и предлагает пожалеть маму, обнять, погладить по руке. Если ребенок игнорирует эти предложения, специалист берет в руки игрушку-медведя и проигрывает действия сочувствия и сопереживания посредством театрализации.

Формирование результативного аспекта социального взаимодействия у детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС включает стимуляцию способности к социальной рефлексии, в том числе к сигнальному поведению (плач, улыбка, голосовые фонационные реакции — восклицания как реакции радости, удивления, отрицания, возмущения, негативизма и т. п.), ориентировочному поведению (визуальный контакт с партнером; ло-комоции, вызванные поведением другого человека: следование за ним, приближение к нему, отстранение от него и т. п.); к активным действиям, направленным на достижение физического контакта (попытки обнять, прижаться, цепляться за одежду, карабкаться, повисать на партнере по взаимодействию, залезать на руки и т. п.). Данное направление коррекционно-развивающей работы пересекается со стимуляцией у детей рассматриваемой кате-

гории эмоционального реагирования на поведение партнера по взаимодействию и общению.

Таким образом, формирование навыков социального взаимодействия у детей с РАС является базовой основой для дальнейшего развития их социально-коммуникативного поведения, а также невербальных и речеязыковых средств общения. Такая работа должна быть начата как можно раньше, как только родители обнаруживают, а специалисты выявляют на основе психолого-педагогической диагностики специфические отклонения в эмоционально-волевой сфере ребенка.

Литература

1. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма : дис. ... канд. психол. наук / Аршатская О. С. — Москва, 2005. — 256 с. — Текст : непосредственный.

2. Баенская, Е. Р. Особенности раннего аффективного развития в норме и при синдроме детского аутизма / Е. Р. Баен-ская. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2010. — № 3. — С. 3-10.

3. Баенская, Е. Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле эмоционально-смыслового подхода / Е. Р. Баенская. — Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. — 2017. — Т. 15. — № 2. — С. 32-37.

4. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей : учеб. пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. — Москва : УМК «Психология», 2003. — 316 с. — Текст : непосредственный.

5. Волкмар, Ф. Р. Аутизм : практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1 /Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вай-

знер ; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. — 224 с. — Текст : непосредственный.

6. Григоренко, Е. Л. Расстройства аути-стического спектра. Вводный курс : учебное пособие для студентов / Е. Л. Григоренко. — Москва : Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход» : Практика, 2018. — 280 с. — Текст : непосредственный.

7. Григоренко, Н. Ю. Оценка уровня коммуникативных возможностей детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Григоренко. — Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 4. — С.184-191.

8. Григоренко, Н. Ю. Формирование основ общения у детей первых лет жизни с нормальным и аномальным развитием : мо-ногр. / Н. Ю. Григоренко ; под ред. Ю .Е . Вят-левой. — Москва : Логомаг, 2020. — 400 с. — Текст : непосредственный.

9. Кислякова, Ю. Н. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи / Ю. Н. Кислякова, Л. Н. Мороз. — Минск : НИО, 2007. — 218 с. — Текст : непосредственный.

10. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация / Разработчик клинической рекомендации: Общественная организация «Российское общество психиатров», 2020. — URL: https://psy chiatr.ru/download/4946?view= 1 &name= 12-05+%D0%9A%D0%A0+%D0%A0%D0%9 0%D0%A1.pdf (дата обращения: 30.10. 2022). — Текст : электронный.

11. Костюк, А. В. Проектирование логопедической работы с детьми раннего возраста с расстройствами аутистического спектра / А. В. Костюк. — Текст : непосредственный // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи : материалы Междунар. науч. -практ. конф. научных работников, преподавателей вузов, руко-

водителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых: аспирантов и магистрантов / науч. редакторы И. А. Филатова,

A. П. Маршалкин ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2013. — С. 197— 203.

12. Крушная, Н. А. Особенности работы психолога по развитию социального взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистическо-го спектра / Н. А. Крушная, М. В. Пин-кус. — Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 7. — С. 144-151.

13. Лебединская, К. С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Ба-енская [и др.]. — Москва : Просвещение, 1989. — 92 с. — Текст : непосредственный.

14. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Ба-енская, М. М. Либлинг. — Москва : Тере-винф, 2017. — 288 с. — Текст : непосредственный.

15. Никольская, О. С. Подготовка психолога для работы с детьми с РАС: эмоционально-смысловой подход / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2017. — № 6. — С. 22-25.

16. Пинкус, М. В. Развитие навыков социального взаимодействия в раннем детстве у типично развивающихся детей и у детей с расстройствами аутистического спектра / М. В. Пинкус. — Текст : электронный // Расстройства аутистического спектра: современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению : учеб.-метод. пособие / А. И. Ахметзянова,

B. Ю. Дадакина, И. В. Кротова [и др.]. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2020. — 911 с. — Электрон. сетевые данные (1 файл: 10,29 Мб). — URL: https://kpfu.ru/ portal/docs/F1045124469/132_2 ._.Dadakina. _.25.02.2020._MAKET.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

17. Сухорукова, И. В. Использование метода наблюдения для определения

начального уровня коммуникативных навыков ребенка с расстройствами аути-стического спектра / И. В. Сухорукова,

A. В. Костюк. — Текст : непосредственный // Сибирский вестник специального образования. — 2016. — № 1-2 (16-17). — С. 109-113.

18. Токарская, Л. В. Исследование влияния фактора детско-родительского взаимодействия на раннее когнитивное и сенсомоторное развитие детей / Л. В. То-карская, М. А. Лаврова. — Текст : непосредственный // Луриевский подход в мировой психологической науке : тезисы докладов. — 2017. — С. 138-139.

References

1. Arshatskaya, O. S. (2005). Psihologiche-skaya pomoshch' rebenku rannego vozrasta pri formiruyushchemsya sindrome detskogo autizma [Psychological assistance to a young child with an emerging syndrome of childhood autism] [Diss. of Cand. of Psychol. Sciences]. Moscow, 256 p. (In Russ.)

2. Baenskaya, E. R. (2010). Osobennosti rannego affektivnogo razvitiya v norme i pri sindrome detskogo autizma [Features of early affective development in the norm and in the syndrome of childhood autism]. Defektologiya, 3, 3-10. (In Russ.)

3. Baenskaya, E. R. (2017). Rannyaya diagnostika i korrekciya RAS v rusle emo-cional'no-smyslovogo podhoda [Early diagnosis and correction of ASD in line with the emotional-semantic approach]. Autizm i naru-sheniya razvitiya, 15(2), 32-37. (In Russ.)

4. Bardyshevskaya, M. K., & Lebedinskij, V. V. (2003). Diagnostika emocional'nyh narushenij u detej [Diagnosis of emotional disorders in children] [Textbook]. Moscow : UMK «Psihologiya», 316 p. (In Russ.)

5. Volkmar, F. R., & Vajzner, L. A. (2014). Autizm : Prakticheskoe rukovodstvo dlya roditelej, chlenov sem'i i uchitelej [Autism: A Practical Guide for Parents, Family Members, and Teachers] (Transl. from English by

B. Zuev, A. Chechina, I. Dergacheva, et al., book 1). Ekatrinburg: Rama Pablishing, 224 p. (In Russ.)

6. Grigorenko, E. L. (2018). Rasstrojstva autisticheskogo spektra. Vvodnyj kurs : ucheb-

noe posobie dlya studentov [Autism Spectrum Disorders. Introductory course] [Textbook for students]. Moscow: Fond sodejstviya resheniyu problem autizma «Vyhod», Praktika, 280 p. (In Russ.)

7. Grigorenko, N. Yu. (2020). Ocenka urovnya kommunikativnyh vozmozhnostej detej rannego i mladshego doshkol'nogo vozrasta s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Assessment of the level of communicative abilities of children of early and younger preschool age with autism spectrum disorders]. Pedagogical Education in Russia, 4, 184-191. (In Russ.)

8. Grigorenko, N. Yu. (2020). Formiro-vanie osnov obshcheniya u detej pervyh let zhizni s normal'nym i anomal'nym razvitiem [Formation of the foundations of communication in children of the first years of life with normal and abnormal development] [Monograph] (Ed. Yu. E. Vyatleva). Moscow: Logomag, 400 p. (In Russ.)

9. Kislyakova, Yu. N., & Moroz, L. N. (2007). Vospitanie i obuchenie detej s tya-zhelymi narusheniyami rechi [Education and training of children with severe speech disorders]. Minsk: NIO, 218 p. (In Russ.)

10. Public Organization "Russian Society of Psychiatrists" (2020). Klinicheskie rekomen-dacii. Rasstrojstva autisticheskogo spektra v detskom vozraste: diagnostika, terapiya, profilaktika, reabilitaciya [Autism Spectrum Disorders in Children: Diagnosis, Therapy, Prevention, Rehabilitation]. Retrieved Oct. 30, 2022, from https://psychiatr.ru/download/ 4946?view=1&name=12-05+%D0%9A%D0 %A0+%D0%A0%D0%90%D0%A1.pdf

11. Kostyuk, A. V. (2013). Proektirovanie logopedicheskoj raboty s det'mi rannego vozrasta s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Designing speech therapy work with young children with autism spectrum disorders]. In I. A. Filatova, & A. P. Marshalkin (Eds.), Logopedicheskie tekhnologii v uslo-viyah inklyuzivnogo obucheniya detej s naru-sheniem rechi (Proceedings of the international scientific and practical conference, pp. 197203). Ekaterinburg: URGPU. (In Russ.)

12. Krushnaya, N. A., Pinkus, M. V. (2016). Osobennosti raboty psihologa po razvitiyu

social'nogo vzaimodejstviya v sem'yah, vos-pityvayushchih detej s rasstrojstvom autisti-cheskogo spektra [Features of the work of a psychologist in the development of social interaction in families raising children with autism spectrum disorder]. Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta, 7, 144-151 (In Russ.)

13. Lebedinskaya, K. S., Nikol'skaya, O. S., Baenskaya E.,R., et al. (1989). Deti s naru-sheniyami obshcheniya: Rannij detskij au-tizm [Children with communication disorders: Early childhood autism]. Moscow: Pro-sveshchenie, 92 p. (In Russ.)

14. Nikol'skaya, O. S., Baenskaya, E. R., & Libling, M. M. (2017). Autichnyj rebenok. Puti pomoshchi [An autistic child. Ways of help]. Moscow: Terevinf, 288 p. (In Russ.)

15. Nikol'skaya, O. S., Baenskaya, E. R., & Libling, M. M. (2017). Podgotovka psi-hologa dlya raboty s det'mi s RAS: emocio-nal'no-smyslovoj podhod [Training a psychologist to work with children with ASD: an emotional-semantic approach]. Defektolo-giya, 6, 22-25. (In Russ.)

16. Pinkus, M. V. (2020). Razvitie navykov social'nogo vzaimodejstviya v rannem det-stve u tipichno-razvivayushchihsya detej i u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Development of social interaction skills in early childhood in typically developing children and in children with autism spectrum disorders]. In A. I. Ahmetzyanova, V. Yu. Da-dakina, I. V. Krotova, et al., Rasstrojstva autisticheskogo spektra: sovremennye pod-hody k psihologo-pedagogicheskomu sopro-vozhdeniyu [Teaching and methodical manual]. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 911 p. Retrieved Oct. 30, 2022, from https://kpfu.ru/portal/docs/F1045124469/132 _2._.Dadakina._.25.02.2020._.MAKET.pdf (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Suhorukova, I. V., & Kostyuk, A. V. (2016). Ispol'zovanie metoda nablyudeniya dlya opredeleniya nachal'nogo urovnya kommunikativnyh navykov rebenka s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Using the observation method to determine the initial level of communication skills of a child with autism spectrum disorders].

Sibirskij vestnik special'nogo obrazovaniya, 1-2 (16-17), 109-113. (In Russ.) 18. Tokarskaya, L. V., Lavrova, M. A. (2017). Issledovanie vliyaniya faktora detsko-roditel'skogo vzaimodejstviya na ran-nee kognitivnoe i sensomotornoe razvitie

detej [Study of the influence of the parent-child interaction factor on the early cognitive and sensorimotor development of children].

In Lurievskij podhod v mirovoj psiholo-gicheskoj nauke (Abstracts of reports, pp. 138-139).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.