Научная статья на тему 'Особенности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра'

Особенности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грамматический строй речи / расстройство аутистического спектра / онтогенез речевого развития / эхолалия / стереотипии / grammatical structure of speech / autism spectrum disorder / ontogenesis of speech development / echolalia / stereotypes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Светлана Борисовна Башмакова, Анна Игоревна Оглоблина

Всё больше специалистов сталкивается с людьми, имеющими расстройство аутистического спектра. Анализ литературы показал, что проблема организации и проведения логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является одной из наиболее актуальной на современном этапе развития логопедии. Расстройство аутистического спектра – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Для большинства из них также характерны нарушения грамматического строя речи, но исследования, посвящённые данной проблеме, практически отсутствуют. В данной статье были выявлены и проанализированы особенности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрено понятие грамматического строя речи и онтогенез его развития, а также представлены результаты качественного и количественного анализа констатирующего эксперимента, проведенного в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Светлана Борисовна Башмакова, Анна Игоревна Оглоблина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the grammatical structure of speech in younger schoolchildren with autism spectrum disorders

More and more professionals are dealing with people with autism spectrum disorder. An analysis of the literature showed that the problem of organizing and conducting speech therapy work with children with autism spectrum disorders is one of the most relevant at the present stage of development of speech therapy. Autism Spectrum Disorder is a clinically heterogeneous group of developmental disorders characterized by qualitative abnormalities in social interaction and communication patterns, as well as a limited, stereotyped, repetitive set of interests and activities. Most of them are also characterized by violations of the grammatical structure of speech, but there are practically no studies on this problem. In this article, the features of the grammatical structure of speech in younger students with autism spectrum disorders were identified and analyzed. The concept of the grammatical structure of speech and the ontogeny of its development are considered, and the results of a qualitative and quantitative analysis of the ascertaining experiment conducted during the study are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра»

УДК 376.3 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_19

Светлана Борисовна Башмакова, Анна Игоревна Оглоблина

г. Киров

Особенности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Всё больше специалистов сталкивается с людьми, имеющими расстройство аутистического спектра. Анализ литературы показал, что проблема организации и проведения логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является одной из наиболее актуальной на современном этапе развития логопедии. Расстройство аутистического спектра - это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Для большинства из них также характерны нарушения грамматического строя речи, но исследования, посвящённые данной проблеме, практически отсутствуют. В данной статье были выявлены и проанализированы особенности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрено понятие грамматического строя речи и онтогенез его развития, а также представлены результаты качественного и количественного анализа констатирующего эксперимента, проведенного в ходе исследования.

Ключевые слова: грамматический строй речи, расстройство аутистического спектра, онтогенез речевого развития, эхолалия, стереотипии.

Svetlana Borisovna Bashmakova, Anna Igorevna Ogloblina Kirov

Features of the grammatical structure of speech in younger schoolchildren

with autism spectrum disorders

More and more professionals are dealing with people with autism spectrum disorder. An analysis of the literature showed that the problem of organizing and conducting speech therapy work with children with autism spectrum disorders is one of the most relevant at the present stage of development of speech therapy. Autism Spectrum Disorder is a clinically heterogeneous group of developmental disorders characterized by qualitative abnormalities in social interaction and communication patterns, as well as a limited, stereotyped, repetitive set of interests and activities. Most of them are also characterized by violations of the grammatical structure of speech, but there are practically no studies on this problem. In this article, the features of the grammatical structure of speech in younger students with autism spectrum disorders were identified and analyzed. The concept of the grammatical structure of speech and the ontogeny of its development are considered, and the results of a qualitative and quantitative analysis of the ascertaining experiment conducted during the study are presented.

Keywords: grammatical structure of speech, autism spectrum disorder, ontogenesis of speech development, echolalia, stereotypes.

Введение.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сегодня расстройство аутистического спектра имеет 1 из 160 человек. Согласно мониторингу Росстата 2020 года, общая численность обучающихся с данным расстройством в России составила 32899 человек. Регистрируют динамику численности лиц с расстройствами аутистического спектра по сравнению с 2019 годом (23093 человека) на 42%, а по сравнению с 2017 годом (15998 человек) - на 106%. Впервые все федеральные округа заявили о наличии в их регионе обучающихся с данным расстройством, так в центральном федеральном округе их численность 11526, в приволжском - 5291. По данным ассоциации «Аутизм-Регионы», предполагаемое количество детей с аутизмом в Санкт-Петербурге - 9,43 тыс. человек, 6 тыс. из них - школьники. Связано это и с совершенствованием диагностики, и с более широким понятием аутистического расстройства, набором различных синдромов внутри спектра, а также и с действием многих факторов, которые в совокупности могут привести к появлению данного нарушения [4].

Анализ литературы показал, что проблема организации и проведения логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является одной из наиболее актуальной на современном этапе развития логопедии. Особенно заметным и наиболее часто встречающимся являются нарушения грамматического строя речи, но исследований, посвящённых данной проблеме, очень мало. Это и определило тему нашего исследования.

Основная часть.

Расстройства аутистического спектра - это широкий круг расстройств, сопряженных с аномальным поведением, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, стереотипами [9].

Спектр речевых нарушений у детей с аутисти-ческими расстройствами разнообразен, обширен и требует тщательной диагностики. В исследованиях Е.М. Мастюковой показано, что нарушения речи являются одними из характерных признаков данного нарушения, которые отражают его основную

специфику, а именно - несформированность коммуникативного поведения и нарушение развития коммуникативной функции речи [10].

Речь их может развиваться по-разному в зависимости от особенностей ребенка, его развития. Наиболее частыми признаками являются: мутизм, эхолалии, большое количество слов-штампов, монотонная интонация, нарушения семантики, звуко-произношения, грамматического строя речи, связной речи и спонтанности высказывания, автономности речи, модуляции голоса.

Важным фактом является отсутствие инициативы к общению, нарушение коммуникации. Как правило, прося взрослого о помощи, ребёнок с данным нарушением не обращается по имени, а приводит и показывает, что ему нужно. Речевая реакция на слова говорящих, в основном является повторением запомненных ранее фраз, звучит не к месту, что также вызывает трудности взаимодействия. Это говорит и о запаздывании реакции на внешний речевой раздражитель

Следует отметить, что одним из ведущих компонентов речевого развития ребёнка является развитие грамматического строя речи, с помощью него происходит полноценное и общее психическое развитие ребёнка. Именно он является основой для развития таких способностей у детей как коммуникация, формирования социальных связей, планирование и организация деятельности, в проявлении важнейших психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними [5]. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе идет последовательно и включает в себя: период предложений; период усвоения грамматической структуры предложения; период дальнейшего усвоения морфологической системы [3].

Несмотря на то, что расстройства аутистиче-ского спектра, активно исследуются многими авторами (Е.Р. Баенской, В.М. Башиной, М.М. Либлинг, О.С. Никольской, К.С. Лебединской и др.), многие «симптомы» заболевания, в том числе и нарушения грамматического строя речи, остаются малоизученными. Некоторые исследователи отмечают, что для большинства детей с аути-стическими расстройствами характерны нарушения грамматического строя речи: определённые трудности вызывают категории числа, времени, лица, составление сложных распространённых предложений и т.д.

У младших школьников с расстройствами аутистического спектра грамматический строй речи недостаточно развит. Речь их наполнена большим количеством слов-штампов, фраз-штампов, а также отмечается фотографичность речи. Они тоже могут быть аграмматичными и использоваться ребёнком для аутостимуляции или обозначения

20

своих актуальных потребностей [8]. Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра имеют пространственно-временные нарушения, которые обусловлены искажением восприятия, в устной речи это проявляется неправильным использованием предлогов [6].

В.С. Романова, Н.Д. Каткова, В.В. Гордеева, в своей статье также отметили, что характерными нарушениями грамматического строя речи у детей с аутистическими расстройствами являются не только неумение дифференцировать действия, но и сужение значений слов. Это проявляется в том, что у ребенка слово может соотноситься с единичным предметом. В своей работе они обратили внимание на то, что наблюдаются определенные трудности синтеза слов в заданиях на построения предложений у детей с аутистическими расстройствами. Дети могут безошибочно произносить предлагаемые слова вслед за логопедом, но не могут соединить их в предложение [11].

Проанализировав теоретически проблему особенностей нарушений грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутисти-ческого спектра, нами был организован констатирующий эксперимент на эту тему.

Цель данной работы: выявить особенности грамматического строя речи младших школьников с расстройствами аутистического спектра и определить основные направления коррекционной работы.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- разработать диагностический материал для исследования состояния грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра;

- провести обследование детей с целью выявления уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра;

- провести количественный и качественный анализ состояния грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистиче-ского спектра.

Для реализации эксперимента были изучены диагностические методики, на основании которых была составлена собственная методика обследования грамматического строя речи детей с расстройствами аутистического спектра. Основой методики констатирующего эксперимента являются материалы Г.А. Волковой [2], И.Д. Коненковой [7], Е.В. Мазановой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [1], для дошкольников и младших школьников. К ним был подобран стимульный материал. В целях комплексного исследования грамматического строя речи детей использовалась методика, включающаяся в себя 13 тестов.

Эксперимент проводился в ноябре - декабре 2021 года на базе ГБОУ школа № 755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие 12 младших школьников с расстройствами

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

аутистического спектра (РАС) и логопедическим заключением: системное недоразвитие речи (СНР) средней степени выраженности.

В результате количественного анализа констатирующего эксперимента у нас получились следующие данные: общая сумма баллов за выполнение всех заданий эксперимента у детей с расстройствами аутистического спектра находилась в диапазоне от 31 до 54 баллов. Для распределения полученных результатов по уровням, нами была со-

100%

ставлена схема. За правильное выполнение 13 заданий ученик мог получить 65 баллов, что и являлось максимальным. Результаты в диапазоне от 52 до 65 баллов свидетельствовали о высоком уровне сфор-мированности грамматического строя речи, от 39 до 51 баллов о среднем уровне его развития, а количество от 26 до 38 баллов включительно говорили об уровне сформированности грамматического строя речи у ребёнка ниже среднего. Результаты представлены на рисунке 1.

£ а х о о

О.

90% 30% 70%

I 60%

£ 50%

I 40%

5 30%

^ 20%

§ 10%

0%

ЗЛ nQi

U-TjUili

8,0% 3,0%

I высоким уровень средний уровень низкий уровень

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента распределение по уровням сформированности навыков грамматического строя речи у младших школьников с расстройствами аутистического спектра

Обсуждение. Исходя из этих данных, можно сделать распределение участников эксперимента по уровням. Получилось, что 8% испытуемых имеют уровень развития грамматического строя речи ниже среднего, 8% школьников - выше среднего и остальные 84% учеников имеют средний уровень развития грамматического строя речи. Такие результаты говорят о неоднородности группы испытуемых с расстройствами аутистического спектра, несмотря на имеющееся в логопедическом заключении системное недоразвитие речи (СНР) средней степени выраженности.

Анализ экспериментальных данных показал, что качественная характеристика нарушений грамматического строя речи у детей с расстройствами аути-стического спектра имеет свои специфические особенности. Они проявлялись в определённых нарушениях как в построении и согласовании слов в предложения, так и в словоизменении и словообразовании.

В первом тесте обследования многие ученики в точности повторяли предлагаемое им с ошибкой предложение, что говорит о такой особенности речи детей с расстройствами аутистического спектра, как эхолалии. На запрос об его изменении начинали изменять предложение и согласовывать его члены между собой, при этом наблюдались ошибки. Некоторые ученики предложение: «В море плавают рыбка» изменяли «в море плавают рыб», некоторые предложение: «У кошки родились котёнки», заменяли «у кошки родились котёнок».

То есть происходит рассогласование по числу или падежу глагола и существительного. Из данного задания видно, что общий уровень языковой компетентности обследуемых детей совершенно разный. Есть школьники, которые справились с этим заданием с самокоррекцией, а есть те, чьи ответы были полным повторением предложенных предложений.

Во втором тесте предлагалось выполнить задание, направленное на проверку умения изменять слова при конструировании предложений. С ним ученики справились лучше. Наблюдалось добавление слов из словаря ребёнка, неправильное изменение предложенных слов. При выполнении данного задания дети составляли в основном простые предложения, которые состояли из главных членов предложения и одного-двух второстепенных. Очень часто дети употребляли слова в начальной форме, не изменяя их и не согласовывая между собой. Так, из слов «малыш», «бабушка», «коляска», «укладывать», у них получались предложения: «Малыш коляска укладывать». «Бабушка катает коляску». «Малышу бабушка укладывает коляску». «Мама укладывать». «Малыш бабушка заправляет».

В третьем тесте нужно было вставить пропущенные предлоги в предложения. В основной методике это задание выполняется без картинного материала, но исходя из тех особенностей детей, для которых был организован эксперимент, нами был подобран иллюстрационный материал. Он отражал суть воспроизводимого предложения. Несмотря на

это, небольшой процент детей справился с этим заданием. Большинство ошибок заключалось в том, что использовался один и тот же предлог для всех предложений, и это в основном ими были «в» и «из».

В четвертом тесте нужно было изменить существительные множественного числа в именительном и родительном падежах. Трудности вызвал исключительно родительный падеж. Было у многих детей затруднено образование его у слов: карандаш, стол, кукла, стул. Ответы были такими: «стулов», «стулы», «куклы», «карандашов», «кук-лён». Они встречались у половины обследуемых детей в разном сочетании. Слово «стол» во множественном числе родительного падежа превращалось в множественное число слова «стул».

Пятый тест был направлен на обследование употребления предложно-падежных конструкций. Он вызвал затруднение у участников констатирующего эксперимента. Здесь обычно хорошо справлялись с предлогами «в» и «на». В остальных вопросах заменяли либо уже на использованные ранее предлоги, либо не отвечали совсем. Некоторые ошибки в выполнении этого задания были вызваны также и нарушением пространственной организации.

Нами также проводилось обследование на проверку навыков образования слов различными способами: суффиксальным, приставочным и при-ставочно-суффиксальным. Восьмой тест был направлен на образование названий детёнышей животных. Здесь участники эксперимента показали совершенно разные по качеству ответы. В ходе проведения эксперимента детьми были образованы такие слова: «коровьи», «свинята», «свинки», «сви-ньята», «уткинята», «пингвинёнки», «пингви-ники», «львёнки», «коровёнки», «утётки», «ще-ноки». Но при этом есть испытуемые, справившиеся с заданием без ошибок.

В девятом тесте нужно было образовать существительное в уменьшительно-ласкательной форме. Были слова, которые большинство детей изменяло одинаково. Это были: кукла, ёлка, стул. Эти слова обучающиеся изменяли на «куклочек», «куклёна», «куклечка», «куклёнок», «стулёнок», «елчонок», «елёнок», «стулочка». Ошибки допускались из-за использования лишь одного-двух способов образования существительных, что подтверждает стереотипность выполнения заданий младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Они не использовали новый суффикс, а брали из предыдущего примера, что, скорее всего, и привело к получению таких ответов и результатов.

Особое внимание следует обратить на то, что некоторые задания все ученики выполняли без ошибок и самостоятельно, а другие вызывали затруднения. Так лучше всего справились с заданием на образование приставочных глаголов, а наиболее трудными были задания на употребление предлогов, на образование притяжательных прилагательных, сравнительной степени прилагательных.

В целом ученики имеют ошибки в выполнении предложенных заданий, что говорит о наличии нарушений грамматического строя речи у данной группы младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Полученные нами результаты констатирующего эксперимента говорят о неоднородности группы обучающихся с расстройствами аутистического спектра, несмотря на имеющийся у них средний уровень системного недоразвития речи (СНР).

Следует отметить, что наблюдалась тенденция повторять готовые фразы без самостоятельного конструирования предложений, что является характерным для эхолалии, которые были и непосредственными, и отсроченными. Некоторые слова при составлении предложений путались между заданиями, вспоминались учеником после выполнения нескольких предыдущих.

При выполнении многих тестов учеником был взят определенный способ словоизменения и словообразования, что помешало ему справиться с остальными тестами правильно. Также возникали определенные стереотипии и в выполнении других упражнений, зацикленность на способе, слове, фразе - мешали выполнять упражнения. У некоторых испытуемых эхолалии присутствовали на протяжении всего эксперимента, что приходилось тоже учитывать при фиксации результатов.

Младшие школьники с расстройствами аути-стического спектра с трудом выполняли задания как на употребление предложно-падежных конструкций, так и на использование предлогов при конструировании предложений, что можно объяснить их нарушением пространственно-временной организации.

Заключение

Таким образом, грамматический строй речи у детей с расстройствами аутистического спектра имеет свои специфические особенности. Несмотря на однородность выборки обследуемых младших школьников с расстройствами аутистического спектра и логопедическим заключением: системное недоразвитие речи средней степени, количественный анализ эксперимента говорит о разнообразии у группы испытуемых нарушений грамматического строя речи.

Качественный анализ позволяет сделать вывод о том, что наибольшие трудности у детей возникают при согласовании слов в приложениях, в употреблении предлогов при конструировании предложений, при образовании притяжательных прилагательных, а также при образовании сравнительной степени прилагательных, при использовании предложно-падежных конструкций. Также нами было замечено, что для речи детей с расстройствами аутистического спектра характерно использование простых нераспространённых предложений, либо простых предложений с одним-двумя второстепенными членами предложений.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022_2542-0291

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. -3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2018. - 157 с. - Текст : непосредственный.

2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - Москва : Детство-Пресс, 2004. - 144 с. - Текст : непосредственный.

3. Волкова, Л.С. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - Текст : непосредственный.

4. Аутизм. - Текст : электронный // Всемирная организация здравоохранения. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения: 03.12.2021).

5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Москва : Просвещение, 1961. - 336 с. - Текст : непосредственный.

6. Катасонова, А.В. Восприятие и пространственно--временные представления у детей с расстройством аутистиче-ского спектра / А.В. Катасонова, М.В. Яворская. - Текст : электронный // Ученые записки университета Лесгафта. -2019. - № 7 (173). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-i-prostranstvenno-vremennye-predstavleniya-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 14.12.2021).

7. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. -Москва : ГНОМ и Д, 2005. - 80 с. - Текст : непосредственный.

8. Лахмоткина, В.И. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с расстройствами аутистического спектра / В.И. Лахмоткина, М.А. Плеханова. - Текст : электронный // Гуманитарные науки. -2018. - № 2 (42). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7logopedicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 21.11.2021).

9. Мамохина, У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра / У.А. Мамохина. - Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15, № 3. - С. 24-33.

10. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии) / Е.М. Мастюкова. - Москва : Владос, 1997. - 304 с. -Текст : непосредственный.

11. Романова, В.С. Формирование грамматического строя речи у детей с расстройствами аутистического спектра / В.С. Романова, Н.Д. Каткова, В.В. Гордеева. - Дата публикации: 24.10.2019. - URL: https://sowa-ru.com/item-work/2019-663 (дата обращения: 21.11.2021). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Ahutina T.V., Fotekova T.A. Diagnostika rechevyh narushenij shkol'nikov: prakt. posobie [Diagnosis of speech disorders of schoolchildren]. Moscow: Jurajt, 2018. 157 p.

2. Volkova G.A. Metodika psihologo - logopedicheskogo obsledovanija detej s narushenijami rechi. Voprosy differen-cial'noj diagnostiki [Methodology of psychological and speech therapy examination of children with speech disorders. Questions of differential diagnosis]. Moscow: Detstvo-Press, 2004. 144 p.

3. Volkova L.S., Shahovskaja S.N. Uchebnik dlja studentov defektologicheskih fakul'tetov pedagogicheskih vysshih uchebnyh zavedenij [Textbook for students of defectological faculties of pedagogical higher educational institutions]. 3-e izd., pererab. i dop. Moscow: VLADOS, 2003.

4. Autizm [Autism]. Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija [World Health Organization]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (Accessed 03.12.2021).

5. Gvozdev A.N. Voprosy izuchenija detskoj rechi [Questions of the children's speech study]. Moscow: Prosveshhenie, 1961. 336 p.

6. Katasonova A.V., Javorskaja M.V. Vosprijatie i prostranstvenno-vremennye predstavlenija u detej s rasstrojstvom autis-ticheskogo spektra [Perception and spatial-temporal representations in children with autism spectrum disorder]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta [Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta], 2019, no. 7 (173). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/vospriyatie-i-prostranstvenno-vremennye-predstavleniya-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (Accessed 14.12.2021).

7. Konenkova I.D. Obsledovanie rechi doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Examination of speech of preschoolers with mental retardation]. Moscow: GNOM i D, 2005. 80 p.

8. Lahmotkina V.I., Plehanova M.A. Logopedicheskaja rabota po formirovaniju grammaticheskogo stroja rechi u detej s rasstroj stvami autisticheskogo spektra [Speech therapy work on the formation of the grammatical structure of speech in children with autism spectrum disorders]. Gumanitarnye nauki [Humanities], 2018, no. 2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/logopedicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (Accessed 21.11.2021).

9. Mamohina U.A. Osobennosti rechi pri rasstrojstvah autisticheskogo spektra [Features of speech in autism spectrum disorders]. Autizm i narushenija razvitija [Autism and developmental disorders], 2017, vol. 15, no. 3, pp. 24-33.

10. Mastjukova E.M. Lechebnaja pedagogika (rannij i doshkol'nyj vozrast: sovety pedagogam i roditeljam po podgotovke k obucheniju detej s osobymi problemami v razvitii) [Therapeutic pedagogy (early and preschool age: tips for teachers and parents to prepare for the education of children with special developmental problems)]. Moscow: Vlados, 1997. 304 p.

11. Romanova V.S., Katkova N.D., Gordeeva V.V. Formirovanie grammaticheskogo stroja rechi u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Formation of the grammatical structure of speech in children with autism spectrum disorders]. URL: https://sowa-ru.com/item-work/2019-663 (Accessed 21.11.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.Б. Башмакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8229-3983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Оглоблина, студент 4 курса, направление подготовки «Специальное дефектологическое образование», профиль «Логопедия», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-3614-5303.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.B. Bashmakova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Defectology Department, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8229-3983.

A.I. Ogloblina, 4th year student, field of training "Special Defectological Education", profile "Speech Therapy", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000 -0002-3614-5303.

УДК 373.2 DOI: 10.52772/25420291_2022_2_24

Светлана Сергеевна Варина, Татьяна Васильевна Малова

г. Киров

Формирование у детей 6-7 лет представлений об Олимпийских видах спорта в

процессе квест-игры

В статье рассматривается эффективность использования квест-игры в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений об Олимпийских видах спорта. Цель исследования - определить педагогические условия, влияющих на формирование у детей 6-7 лет представлений об Олимпийских видах спорта в процессе квест-игры. Основные результаты статьи: охарактеризованы представления у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских видах спорта, определены этапы использования квест-игры с детьми старшего дошкольного возраста, представлено содержание квест-игры по формированию у детей 6-7 лет представлений об Олимпийских видах спорта.

Ключевые слова: представления, квест-игра, Олимпийские виды спорта, старший дошкольный возраст, формирование.

Svetlana Sergeevna Varina, Tatiana Vasilyevna Malova

Kirov

Formation of ideas about Olympic sports in 6-7-year old children during the quest-game

The article examines the effectiveness of using the quest-game in the process of forming ideas about Olympic sports in 6-7-year old children. The purpose of the study is to determine the pedagogical conditions that influence the formation of ideas about Olympic sports in 6-7-year old children in the process of quest-games. The leading methods of studying the problem are theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and pedagogical experiment. The main results of the article: the ideas of older preschool children about Olympic sports are characterized, the stages of using the quest game with older preschool children are determined, the content of the quest game on the formation of ideas about Olympic sports in 6-7-year old children is presented.

Keywords: performances, quest-game, Olympic sports, senior preschool age, formation.

Введение. Образовательная область «Физическое развитие» (ФГОС ДО) включает в себя формирование первоначальных представлений о некоторых видах спорта [1].

В современном обществе развитие представлений об Олимпийских видах спорта способен быть составляющей физического, также нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте ребята обязаны извлекать основные принципы, а также улучшать собственные познания касательно разных сфер спорта, достоинствах спортсменов. Необходимо чтобы ребята осознавали, что представляет собой этот либо другой вид спорта, тот или иной спортивный инвентарь, который необходим чтобы им работать, в каком месте этому возможно обучиться, а кроме того, спровоцировать стремление заниматься

24

спортом. Так как даже взрослому человеку в некоторых случаях сложно понять все разнообразие видов спорта. Невозможно забывать про развитие патриотического обучения ребенка, рассказав о достоинствах спортсменов, Олимпийских событиях своей Родины.

В создании взглядов ребенка о Олимпийских видах спорта следует понимать характеристику ребенка старшего дошкольного возраста. В этом возрасте замечается яркое формирование, а также изменение в труде абсолютно всех физических систем организма детей.

Развитие представлений об Олимпийских видах спорта считается составляющей физиологического, нравственного, а также эстетического обучения детей. Потребность в Олимпийском воспитании

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (54) 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.