УДК 159.9 Т. М. Маслова
СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Современные условия образовательной среды вуза требуют от студента наличия таких качеств, как способность к самоуправлению и самоконтролю поведения. Эффективность профессионального развития во многом определяется тем, насколько студенты проявляют настойчивость, терпеливость, навыки планирования и деятельности в условиях многозадачности, воспринимают преграды на пути кцели как мотивирующие. Самоконтроль поведения является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной академической и профессиональной деятельности студентов высших учебных заведений. Этот аспект личной эффективности особенно актуален в контексте изменяющихся требований современного общества и рынка труда. В данной статье представлено исследование связи самоконтроля и самоэффективности студентов, а также проанализированы соответствующие научные публикации по данной теме
Ключевые слова: коммуникативная агрессивность, агрессия, ритуализация агрессии, заряжать агрессией толпу, аутоагрессия, анонимная агрессия
Обучаясь в учебном заведении, студент вынужден общаться с различными категориями людей: однокурсниками, преподавателями, лаборантами, библиотекарями, охранниками, при этом студенты и группы лиц могут обладать личностными качествами, необходимыми для общения, а могут и не обладать ими. На наш взгляд, в лексике современной молодёжи проявляется значительное количество языковой агрессивности, а вся система образования должна выстраиваться на диалоговом общении, на взаимодействии и взаимопонимании участников образовательного процесса, только в этом случае можно освоить и развить коммуникативные компетенции. Поэтому проблема развития коммуникативных навыков у студентов вуза является актуальной.
Коммуникативная агрессивность личности может нести в себе мощную разрушительную силу, информационное насилие, реализуемое через языковые формы, представляет собой «не силовое воздействие на ментальную сферу личности».
Проблема агрессии, агрессивности, коммуникативной агрессивности изучена в трудах отечественных и зарубежных учёных, но, по нашему мнению, вопрос о коммуникативной агрессивности до сих пор остаётся открытым, так как в практике взаимодействия людей часты случаи нарушения их границ и попрание человеческого достоинства.
Маслова Татьяна Михайловна — к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Маслова Т.М.2024
Разрешение данной проблемы, на наш взгляд, может быть в развитии навыков снижения агрессивности, это - способность тормозить агрессию у себя и у окружающих, не выступать провокатором агрессии у других и самому не заражаться агрессией толпы, уметь переключать агрессию на деятельность.
Цель данного исследования: теоретически и экспериментально выявить специфику коммуникативной агрессивности студентов вуза.
Для анализа понятия «коммуникативная агрессивность» мы воспользовались теоретическими положениями, сформулированными учёными: В.В. Бойко, Р. Бэрон, Е.П. Ильиным, А.М. Матюшковой, А.А. Реа-ном, Д. Ричардсон, Т. Г. Румянцевой и др. Учёные полагают, что предрасположенностью к коммуникативной агрессивности может быть агрессивность и агрессия личности, которая проявляется во взаимоотношениях и в деятельности.
Так, например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон за агрессию принимали любую форму поведения, которая наносит вред другому, нацелена на его оскорбление [цит. по: 3].
Другие учёные (З. Фрейд, К. Лоренц, У. Мак Дуголл) агрессивность рассматривают как врождённое свойствои, надо полагать, как вечное и неизменное [3].
A. Бандура и Л. Берковиц агрессию связывали с социальными условиями, в которых находится человек, поэтому онвынужден проявлять реакции агрессии, чтобы защитить своё «Я».
B. В. Барашкова, А. Б. Михалева отмечают, что не за всякими агрессивными действиями стоит агрессивность личности и что агрессивность личности не всегда выражена агрессивными действиями [2].
Коммуникативная агрессивность проявляется в обыденном общении, выражается в словесных негативных эмоционально окрашенных фразах, нацеленных на оскорбление или унижение другого.
Для выбора форм и средств коммуникативной агрессивности необходимо знать причины и характер её проявления. Учёный Н. Ю. Власенко выявил следующие причины коммуникативной агрессивности молодёжи: крайняя социальная запущенность (нравственно испорченные) и педагогическая запущенность [5].
К. Ш. Абдусатторова полагает, что причинами коммуникативной агрессивности могут быть нарушения в личностном развитии (аффективные нарушения) или неуживчивые, склонные к конфликту личности [1].
Проанализировав теоретические источники по проблеме коммуникативной агрессивности личности, мы экспериментально установили особенности её проявления у студентов вуза.
База исследования: Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема. В исследовании приняли участие 60 студентов 1-2 курсов, обучающихся на факультете «Педагогика и психология».
Используя методику В. В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности», мы определили уровни проявления коммуникативной агрессивности и показатели (шкалы) её проявления у студентов вуза. Показатели очень высокого уровня агрессии и повышенный уровень агрессии мы определили как высокий уровень; показатели среднего уровня агрессии - как средний; показатели очень низкий уровень агрессии и невысокий уровень агрессии мы определили как низкий уровень коммуникативной агрессивности. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2 и на рисунке 2. Проанализируем полученные результаты.
Таблица 1
Показатели коммуникативной агрессивности у студентов вуза
Уровень проявления
Высокий Средний Низкий
Количество % Количество % Количество %
2 3,3 21 35,0 37 61,7
Анализ результатов исследования, отражённых в таблице 1, показывает, что высокий уровень проявления коммуникативной агрессивности выявлен у 2 респондентов, что составило 3,3% студентов. Эти студенты получают удовольствие от проявления коммуникативной агрессивности, могут провоцировать на проявление агрессивных действий окружающих людей, у них отмечаются такие проявления агрессивности, как показательная расплата за агрессию и провокация окружающих.
У 21 респондента (35,0 %) студентов диагностирован средний уровень коммуникативной агрессивности. У этих студентов проявляется спонтанность агрессии, некоторая анонимность и слабая способность к торможению.
Низкий уровень коммуникативной агрессивности диагностирован у 37 респондентов (61,7%). Данный уровень обусловлен неумением переключать свои агрессивные импульсы, в том числе на деятельность и неодушевлённые объекты. Можно предположить, что такие результаты говорят об отсутствии агрессии (это практически невозможно) или о ярко выраженном стремлении соответствовать социальной норме.
Показатели проявления интегральных форм коммуникативной агрессивности у студентов вуза мы отразили в таблице 2.
Таблица 2
Уровень проявления интегральных форм коммуникативной агрессивности у студентов вуза (по В. В. Бойко)
Уровни проявления
Шкала Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Спонтанность агрессии 30 50,0 23 38,3 7 11,7
Неспособность тормозить агрессию 0 0,0 31 51,7 29 48,3
Неумение переключать агрессию 16 26,7 24 40,0 20 33,3
Анонимная агрессия 6 10,0 22 36,7 32 53,3
Провоцирование агрессии у окружающих 4 6,7 38 63,3 18 30,0
Склонность к отражённой агрессии 12 20,0 40 66,7 8 13,3
Аутоагрессия 7 11,7 37 61,7 16 26,6
Ритуализация агрессии 3 5,0 19 31,7 38 63,3
Склонность заражаться агрессией толпы 1 1,7 17 28,3 42 70,0
Удовольствие от агрессии 4 6,7 23 38,3 33 55,0
Расплата за агрессию 13 21,7 42 70,0 5 8,3
По шкале «Спонтанность агрессии» у 30 студентов выявлен высокий уровень, это составляет 50,0%, эти студенты проявляют агрессию без видимой причины, легко возбудимы по малозначительным и несущественным поводам.
По шкале «Неспособность тормозить агрессию» большая часть студентов (31 респондент, что составило 51,7% студентов) показали средний уровень, эти студенты не всегда могутвовремя остановиться, взять себя в руки, но они могут остановить проявление начавшейся негативной разрядки.
По шкале «Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевлённые объекты» 24 респондента (40,0%) могут переключить свою агрессию на другой вид деятельности, эти студенты могут успокоить себя, снять напряжение.
По шкале «Анонимная агрессия» 32 респондента (29,7%) обладают низким уровнем развития показателя, эти студенты не проявляют агрессию или несдержанность по отношениюк незнакомым людям в очереди, транспорте, общественных местах, чаще всего они сдержаны.
38 респондентов, что составило 63,3%, обладают средним уровнем склонности к провоцированию агрессии у окружающих. Они в большинстве случаев стараются избегать нападок, резкости, упрямства.
Высокий уровень развития склонности к отражённой агрессии отмечается у 12 респондентов, что составило 20,0%,эти студенты остро реагируют на нападки и агрессию со стороны окружающих, проявляют ответную агрессию. Средний уровень склонности к отражённой агрессии диагностирован у 40 студентов (66,7%), они адекватно, с юмором реагируют на агрессивность в свой адрес, проявленную окружающими.
Низкий уровень проявленияаутоагрессиивыявлен у 16 респондентов, что составило 26,6%,эти студенты адекватно оценивают своё поведение и действие, не злятся на себя по самым различным поводам, не об-
виняют себя в неудачах, у них сформирована положительная самооценка.
По шкале «Ритуализация агрессии» у 38 респондентов, что составило 63,3%,диагностирован низкий уровень, эти студенты впроцессе взаимодействия с окружающими не проявляют агрессию как способ влияния на окружающих или манипулирования ими.
По шкале «Склонность заражаться агрессией толпы» у 42 респондентов, что составляет 70,0%,выявлен низкий уровень, эти студенты проявляют слабый интерес к групповым митингам и демаршам, они уклоняются от вовлечения в какие-либо группировки.
По шкале «Удовольствие от агрессии» преобладает низкий уровень (диагностирован у 33 респондентов, что составило 55,0%), эти студенты не чувствуют облегчения после проявления агрессивности по отношению к окружающим.
42 респондента, что составило 70,0%, обладают средним уровнем показателя «Расплата за агрессию». Эти студенты переживают за проявление несдержанности, гнева, резкости и грубости по отношению к окружающим.
Далее мы проанализируем среднеарифметические показатели интегральных форм агрессии и уровенькоммуникативной агрессивности-студентов вуза. Результаты исследования отражены на рисунке 1.
Расплата за агрессию Удовольствие от агрессии Склонность заражаться агрессией..
Ритуализация агрессии Аутоагрессия Склонность к отраженной агрессии Провоцирование агрессии у .. Анонимная агрессия Неумение переключать агрессию Неспособность тормозить агрессию Спонтанность агрессии
2,6
2,9
3
0
I Низкий ■ Средний ■ Высокий
Рис.1. Среднеарифметические показатели проявления интегральных форм агрессии у студентов вуза с уровнем коммуникативной агрессивности
1
2
3
4
5
6
Результаты исследования дают возможность сделать следующие выводы: у испытуемых с высоким уровнем коммуникативной агрессивности диагностированы все высокие средние показатели шкал. При среднем и низком уровне средние значения проявляются следующим образом: при среднем уровне высокий показатель по шкалам «Спонтанность агрессии» (3,3), «Склонность к отражённой агрессии» (3,3), «Неумение переключать агрессию» (3), «Расплата за агрессию» (2,9). Низкие показатели по шкалам «Склонность заражаться агрессией толпы» (0,8), «Неспособность тормозить агрессию» (1,3), «Анонимная агрессия» (1,6).
При низком уровне коммуникативной агрессивности высокие показатели диагностированы по таким шкалам: «Спонтанность агрессии»
(3.3) , «Расплата за агрессию» (2,9), «Склонность к отражённой агрессии»
(2.4) ». Низкие показатели по шкалам «Ритуализация агрессии»(1,1), «Склонность заражаться агрессией толпы» (1,2), «Удовольствие от агрессии» (1,2).
Анализ результатов эмпирического исследования, наблюдения показывают, что в современном обществе происходит распространение речевой агрессивности, которая направлена на разрушение ценностей и культурных смыслов, ведёт к разрушению межпоколенной культурной коммуникации. Развивая в студенческой среде навыки и коммуникативные компетенции, мы сможем преодолеть эту разрушительную силу.
Список литературы
9. Абдусатторова К. Ш. Проявление агрессивности студентов в коммуникативном взаимодействии / / сб. Международной научной конференции молодых учёных «Студенческая наука Подмосковья». - Орехово-Зуево, 2021. С. 5-8.
10. Барашкова В. В., Михалёва А. Б. Агрессивность в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 152-156.
11. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПБ.: Прайм-Еврознак, 2019. 322 с.
12. Бойко В. В. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности. - Режим доступа: https:// psyera.ru/4974/opredelenie-integralnyh-form-kommunikativnoy-agressivnosti-vv-boyko (дата обращения: 07.08.2024).
13. Власенко Н. Ю. Понятие и детерминанты коммуникативной агрессивности / / Вестник Тверского государственного технического университета. 2018. №13. С. 306-310.
•Jc -Jc -Jc
Maslova Tatyana M.
THE SPECIFICS OF THE COMMUNICATIVE AGGRESSIVENESS OF UNIVERSITY STUDENTS
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
This article analyzes approaches to the interpretation of the concept of "communicative aggressiveness" of the personality of university students. The psychodiagnostic method was V.V. Boyko's technique "Determination of integral forms of communicative aggressiveness", quantitative and qualitative analysis of the research results was used to establish the relationship between the level of
communicative aggressiveness and indicators of integral forms of communicative aggressiveness. In the course of an experimental study, indicators and the level of communicative aggressiveness were identified and described, and the relationship of arithmetic mean indicators of aggression with different levels of communicative aggressiveness was established. High rates of integral forms of communicative aggression cause a high level of communicative aggressiveness.
Keywords: communicative aggressiveness, aggression, ritualization of aggression, charging the crowd with aggression, autoaggression, anonymous aggression.
References
9. Abdusattorova K .S. Manifestation of aggressiveness of students in communicative interaction // In the collection of the International Scientific Conference of Young Scientists "Student Science of the Moscow region". Orekhovo-Zuyevo, 2021. pp. 5-8.
10. Barashkova V. V., Mikhaleva A. B. Aggressiveness in adolescence / / International Student Scientific Bulletin. 2016. № 5-1. pp. 152-156.
11. Berkovets L. Aggression: causes, consequences and control. - ST. PETERSBURG: Prime-Euroznak, 2019. 322 p.
12. Boyko V. V. Definition of integral forms of communicative aggressiveness. - Access mode: https://psyera.ru/4974/opredelenie-integralnyh-form-kommunikativnoy-agressivnosti-vv-boyko (date of application: 08/07/2024).
13. VlasenkoN. Yu. The concept and determinants of communicative aggressiveness / / Bulletin of the Tver State Technical University. 2018. No.13, pp. 306-310.