Научная статья на тему 'Специфика проявления агрессивных тенденций в подростковом возрасте с учетом статуса учащихся в школьном коллективе'

Специфика проявления агрессивных тенденций в подростковом возрасте с учетом статуса учащихся в школьном коллективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Багина В. А., Багина А. Н.

Выявлены возможные взаимозависимости между различными параметрами агрессивности и совокупностью основных статусных характеристик учащихся, отражающих их положение в референтной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Багина В. А., Багина А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления агрессивных тенденций в подростковом возрасте с учетом статуса учащихся в школьном коллективе»

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ С УЧЕТОМ СТАТУСА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

© Вагина В.А.*, Вагина А.Н.*

Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,

г. Великие Луки Структурное подразделение № 1 «Оазис» дошкольного отделения лицея № 1586, г. Москва

Выявлены возможные взаимозависимости между различными параметрами агрессивности и совокупностью основных статусных характеристик учашдхся, отражающих их положение в референтной группе.

Ключевые слова агрессия; агрессивное поведение; статус личности.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Бесспорна актуальность такой работы в рамках школы, так как в школе закладываются основные социальные нормы, правила и стратегии взаимоотношений в обществе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. Сами агрессивные тенденции среди детей проявляются в межличностных отношениях [1].

В подростковом возрасте у всех детей очень ярко проявляется стремление к общению. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

Однако в системе взаимоотношений детей в коллективе нет равенства. Одни дети пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Все это: симпатии - антипатии, принятие - непринятие, определяет положение ребенка в группе или социометрический статус [4].

* Профессор Великолукской академии физической культуры и спорта, к.п.н.

* Воспитатель структурного подразделения № 1 «Оазис» дошкольного отделения лицея № 1586, к.п.н.

Понятие «социометрический статус» ввел Я. Морено, понимая под ним -положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту - положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе [2].

Для подростка важно занять значительное место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связанно с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связанны и с поиском устойчивого набора социальных ролей [4].

Вступая в общение, каждый определяет социальный статус другого человека и подбирает для себя подходящую роль. Статус отвечает на вопрос «кто он?», роль - «Как себя вести, что делать?». Таким образом, в статусе индивид выступает как объект ориентации других участников взаимодействия, в роли субъект ориентируется на других. В статусе фокусируются права, в роли - обязанности. Нередко говорят, что роль - это динамический аспект статуса. Роли и статусы образуют «социальную матрицу», внутри которой разные индивиды различно строят свое поведение [3].

Социальный статус лица соотносится с личной определенностью. Чувство личной определенности, обусловленное статусной принадлежностью, в процессе социального взаимодействия формируется самим социумом, ибо без личной определенности отдельных индивидов система социальных отношений не может себя поддерживать [4].

В течение нашей жизни статус изменяется множество раз. И изменения в статусе подразумевают, что человек образом изменить свое поведение. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Серьёзную проблему составляет правильное сознание личностью своего социального статуса. Если социальный статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.

В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом [1].

Несмотря на неосознанность подростком своего положения, его личностные качества формируются и развиваются в зависимости от его статуса в группе. Вместе с тем, положение подростка в системе межличностных отношений зависит от совокупности личностных качеств подростка и от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить различные положения человека в зависимости от групповых стандартов и требований к человеку. Следовательно, с одной стороны, социометрический статус подростка зависит от его личных качеств и социокультурного уровня коллектива, с другой стороны - сами личностные качества формируются и развиваются в зависимости от его положения в группе [3].

Исходя, из этого целью нашего исследования было - выявление возможных взаимозависимостей между различными параметрами агрессивности и совокупностью основных статусных характеристик учащихся, отражающих их положение в референтной группе.

В рамках нашего исследования мы использовали методику В.В. Бойко «Я агрессивен или нет? Методика направлена на выявление агрессивных тенденций, и социометрический опрос. Целью социометрической процедуры являлось выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии.

На основании полученных данных по социометрии в 8 классе мы выявили, что в целом девочки обладают более высоким социометрическим статусом в классе, чем мальчики. Исключение составляет критерий № 3 («нетерпимость к недостаткам других»), что вполне согласуется со спецификой гендерных различий на психофизиологическом и психоэмоциональном уровнях для данной возрастной группы.

Наибольшие статусные различия между мальчиками и девочками наблюдаются по критериям № 1 («полезность для коллектива»), № 8 («жизненный успех»). Видимо, это связано с тем, что девочки в большей степени вовлечены в жизнь класса, активнее проявляют себя в групповой динамике, а это, в свою очередь, позволяет им полнее раскрывать свой личностный потенциал, и в соответствии с этим возникают прогнозные оценки жизненных перспектив, которые оказываются более высокими, чем у мальчиков. Что касается социометрических критериев, которые мы выделили в качестве косвенных индикаторов агрессивных тенденций у подростков, то здесь отмечается следующее:

- мальчики весьма существенно отличаются от девочек проявлением своей «нетерпимости» критерий № 3;

- в меньшей степени, но достаточно значимо проявляется у них «отсутствие доброты» критерий № 7;

- фактически на одинаковом уровне, но с некоторым отставанием от девочек фиксируется у них «влияние на окружающих» критерий № 6.

Из этого можно заключить, что среди поведенческих индикаторов агрессивных тенденций у восьмиклассников (на уровне гендерных различий) групповым мнением в первую очередь замечаются те из них, которые имеют свойство проявляться непосредственно в поведенческих реакциях («нетерпимость»). Тогда как внутренняя сторона агрессивности («отсутствие доброты») и особенно её функциональный аспект («воздействие на других») на уровне групповых оценок и мнений замечаются уже в меньшей степени.

Установив социометрический статус учеников 10 класса, мы видим, что произошли изменения по социометрическим критериям относительно учеников 8 класса. Это может быть связано с тем, что все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально - этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

Мальчики занимают более высокое положение в классе по следующим критериям: № 1 («полезность для коллектива»), № 3 («нетерпимость») и № 6 («влияние на других»). Исходя из полученных данных, видны более высокие различия в показателях у мальчиков и девочек по критерию №5 («ответственность»), что говорит о том, что мальчики занимают низкое статусное положение по данному критерию и являются менее надёжными и ответственными, чем девочки. А также по № 7 («доброта, чуткость»): это говорит о том, что где-то мальчики могут проявить агрессивность, грубость в отношениях с окружающими и № 8 («жизненный успех») критериям, что свидетельствует о не высоких прогнозных оценках на будущую жизнь.

В 10-ом классе изменилась также картина гендерных различий по социометрическим оценкам выделенных нами индикаторов агрессивных тенденций № 3, № 6, № 7. Наибольший статусный разрыв между мальчиками и девочками существует по критерию № 7 «доброта », далее следует № 6 «влияние на окружающих» и минимальное значение он имеет по № 3 «нетерпимости». Это означает, что если в 8-ом классе групповым мнением акцентировалось внимание на внешних, поведенческих сторонах агрессивности, то в 10-ом классе на ведущее место выходит внутренняя, нравственная сторона («доброта-злость»), а также усиливается роль её «функционального применения» («влияние на окружающих»). Следовательно, по мере взросления подростков происходит перенос акцентов в понимание агрессивных тенденций с внешнего их проявления на распознание внутренних, причинных механизмов.

Рассмотрим специфику проявления агрессивных тенденций в подростковом возрасте, основываясь на эмпирических данных, полученных по методике В.В. Бойко.

Так выявлено, что в 8-ом и 10-ом классах наибольшее проявление агрессивности просматривается по таким шкалам как «склонность к отражённой агрессии» (4,2 и 3,5 бал); «неумение переключать агрессию» (3,7 и 3,0 бал); «провокация агрессии окружающих» (3,7 и 2,3 бал). Общими для них являются и наименее выраженные характеристики агрессивности: «анонимная агрессия», «ритуализация агрессии», «склонность заражаться агрессией» и «не способность тормозить агрессию». Не трудно заметить, что при наиболее выраженной агрессивности мы имеем дело с такими её формами, которые в своих проявлениях непосредственны, ситуативны и выражают тенденцию к защите своего «Я». Тогда как при наименьших проявлениях агрессивности такие характеристики агрессивности, как «анонимная агрессия», «ритуализация агрессии» и «склонность заражаться агрессией толпы» предполагают некоторую её социальность, своего рода натренированность в условиях межличностных взаимодействий и взаимоотношений, т.е. в определённом смысле они более сложны в своем проявлении. Поэтому можно считать, что в какой-то мере в подростковом возрасте сам «репертуар» агрессивных проявлений имеет тенденцию выражаться в наиболее простых и непосредственных его формах, выполняющих преимущественно самозащитную функцию. В этой связи видно, что в 10-ом классе произошло достаточно существенное снижение показателя агрессивности по шкале «провокация агрессии», тогда как по шкале «отражённой агрессии» и «неумение переключать агрессию» это снижение оказалось весьма незначительным: в первом случае - её функция наступательная, диктуется тенденцией к самовыражению, а во втором - самозащитна.

В целом можно отметить, что в данном возрастном диапазоне наблюдается снижение усреднённых показателей агрессивности по большинству рассматриваемых шкал. Помимо отмеченной «провокации агрессии», это затронуло такие критерии как: «неспособность тормозить агрессию» (2,2 и 1,5 бал) и «аутоагрессия» (3 и 3 бал). Видимо, социализация личности, и развитие психических функций индивида больше всего блокируют именно эти агрессивные тенденции.

Однако средние значения индексов агрессивности по классам не раскрывает всей сущности изменений данного явления. Так выявлено, что в 8-ом классе девочки в среднем агрессивнее мальчиков, а в 10-ом классе уже обратная тенденция, причём значительно сильнее выраженная. В первом случае гендерные различия острее всего проявили себя в отношении «спонтанность агрессии» (3,1 и 1,8) «неумение переключать агрессию» (3,5 и 2,5) и «расплата за агрессию» (3,1 и 2,1). Это означает, что у девочек, во-первых, в силу повышенной эмоциональности быстрее срабатывают агрессивные импульсы (спонтанность) и фронтальнее захватывают психическое про-

странство личности (неумение переключать агрессию), а во-вторых - по этой же причине раньше убеждаются в том, что агрессивность не так уж и безвредна в личностном плане, т.е. за неё приходится расплачиваться. Не исключено, что именно последнее обстоятельство выступает у них фактором, способствующим блокированию агрессивных тенденций.

В 10-ом классе следует отметить наибольшие различия в повышенной агрессивности между мальчиками и девочками по шкалам «спонтанность агрессии» (3,7 и 2,2), «удовольствие от агрессии» (3,3 и 1,7), «ритуализация агрессии» (2,7 и 0,6). Характерно, что именно по этим шкалам произошёл наибольший скачок агрессивности у мальчиков в данном возрастном диапазоне. Особую тревогу вызывает то, что здесь уже прослеживается закрепление агрессивности у мальчиков на социальном уровне, как своеобразный элемент молодёжной субкультуры для лиц мужского пола (ритуализация агрессии), а также на психологическом уровне, как составляющая потреб-ностно-мотивационной сферы (получение удовольствия от агрессии).

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте происходят достаточно серьёзные качественные трансформации в структуре агрессивных тенденций, при этом они имеют существенные гендерные различия.

Рассмотрев особенности проявления агрессивности в зависимости от статуса, мы получили следующие результаты. В 8-ом классе показатели агрессивности у высоко статусных учеников более высокие, чем у учеников с низким статусом. Здесь можно отметить наибольшее различие в показателях между высоким и низким статусом по таким шкалам как «провокация агрессии окружающих» (3,7 и 2,2), «расплата за агрессию» (3,3 и 1,7) и «неумение переключать агрессию» (3,7 и 2,3). Мы видим, что высоко статусные ученики чаще выступают как провокаторы агрессии, однако и расплата за свои агрессивные действия имеет место среди них. Однако, данные полученные при изучении агрессии, позволяют говорить о том, что в 10-ом классе положение меняется. Во-первых, усреднённые показатели агрессивности «сглаживаются» становятся менее контрастными между высокостатусными и низкостатусными. Это свидетельствует о том, что фактор агрессивности заметно ослабляет своё влияние на статусное положение подростков в своём классе. Во-вторых, становится понятным какие агрессивные тенденции встречают первоочередное отторжение и неприятие у данной возрастной категории: например, «склонность к отражённой агрессии» в 8-ом классе весьма сильно «работала» на повышение статуса, однако в 10-ом классе она уже воспринимается групповым мнением негативно; аналогичное произошло, хотя и в меньшей степени с «неумением переключать агрессию», «провокацией агрессии» и «склонностью заражаться агрессией толпы». Можно полагать, что именно в этих аспектах подросткового поведения групповые нормы оказывают блокирующее воздействие на развитие агрессивных тенденций в данном возрастном диапазоне.

В виде исключения можно отметить высокий показатель у учеников с низким статусом по шкале «склонность к отражённой агрессии» (3,5). Этот недостаток заключается в том, что индивид, как эхо, повторяет агрессию партнёров.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обуславливающих его возникновение.

Рассматривая особенности проявления агрессивности у лиц с высоким и низким статусом по критериям «нетерпимости» и «доброты», мы пришли к выводу, что групповое мнение относительно «нетерпимости» подростков более всего оказывается зависимым от таких характеристик агрессивности, как «склонность к отражённой агрессии», «склонность заражаться агрессией толпы» и «удовольствие от агрессии». Показательно, что первые две характеристики имеют социальную обусловленность возникновения агрессивных тенденций в поведении. Это может означать, что проблема «нетерпимости-толерантности» воспринимается подростками скорее не как личностное свойство (в этом случае наибольшие различия проявились бы по таким шкалам как «спонтанность агрессии», «неспособность тормозить агрессию» и «неумение переключать агрессию»), а как стиль поведения в группе, способ реагирования на окружающее. Эта тенденция в целом сохраняется и у десятиклассников. Хотя в тоже время нужно отметить, что в 10-ом классе восприятие «нетерпимости-толерантности» оказывается в большей степени зависимым от показателей агрессивности (по разнице средних значений между высокостатусными и низкостатусными по данному критерию - 2.1 и 1.7 бал). Следовательно, десятиклассники уже более дифференцированно и тонко отслеживают у окружающих наличие или отсутствие толерантности. Однако в большей степени точность такого распознания проявляется по критерию «доброта», где по сравнению с 8-ым классом различие между высоким и низким статусом ощущается весьма значительно (1,5 и 2.5). Это ещё раз подтверждает, что к 10-му классу подход в оценке человеческой агрессивности перемещается от фиксации внешне - поведенческих реакций к распознаванию внутренне - личностных механизмов и предпосылок.

Учитывая, что среди социометрических критериев нами были использованы такие, которые косвенным образом могли раскрывать наличие или отсутствие агрессивных тенденций в поведении школьников («нетерпимость», «стремление воздействовать на других» и «доброта, чуткость»), нами был осуществлён корреляционный анализ социометрических показателей.

Так установлено, что для 8-го класса они имеют более структурированную форму, т.е. различные социометрические критерии обладают большей взаимосвязанностью. Это означает, что восьмиклассники слабо дифференцируют своих сверстников по их индивидуальным особенностям. В тоже

время смысловое содержание имеющихся взаимосвязей достаточно логично. Так, например, критерий № 8 «жизненный успех» занимает центральное место в корреляционной плеяде и оказывается связанным с такими критериями как № 4 «знания, эрудиция», № 5 «ответственность, надёжность», № 1 «полезность для класса» и № 7 «доброта», т.е. как раз с теми качествами личности, которые выступают своего рода стандартом, образцом в человеческого развития. Характерно, что критерии, выделенные нами по признаку проявления в них черт агрессивности, тоже вошли в рассматриваемую структуру: «доброта» отрицательно коррелирует с «нетерпимостью» № 3, т.е. личностная толерантность обязательно предполагает наличие чуткости, отзывчивости.

Что касается 10-го класса, то здесь фактически мы имеем дело с двумя подструктурами корреляционных связей. Одну из них образуют критерии, связанные с проявлением тенденций агрессивного поведения (№ 3, № 6, № 7). Это может означать, что к 10-му классу проблема «добро-зло» и «толерантность-агрессивность» приобретает особое значение. Не исключено, что её смысловое значение уже выходит за рамки поведенческих характеристик и начинает увязываться с осмыслением нравственных требований к человеку. Другая подструктура, где «знания, эрудиция» коррелирует с «надёжностью» и «жизненной успешностью» свидетельствует, скорее всего, о понимании того, что результаты основного для школьников вида деятельности (учёбой) должны иметь соответствующие жизненные последствия - в виде успешной судьбы и готовности заниматься конкретным делом.

В целом сравнение указанных корреляционных структур говорит о том, что в рассматриваемом возрастном диапазоне (8-10 классы) происходит усиление тенденции к более дифференцированному и конкретному восприятию подростками своих сверстников, причём критерий «агрессивность-толерантность» играет в этом достаточно существенную роль. Всё это можно объяснить эффектами процессов социализации, которые активно проходят в данном возрасте.

Такой вывод подтверждается также данными анализа корреляционных связей между показателями отдельных шкал агрессивности.

Для 8-го класса характерна «раздвоенная» структурированность корреляционных связей. В одной подструктуре центральное место принадлежит «расплате за агрессию», что может отражать факт осознания подростками неизбежных, негативных последствий от проявляемого ими агрессивного поведения. При этом присутствует признание того, что данное поведение возникает спонтанно, как следствие слабой саморегуляции, характерной для данного возраста. В другой подструктуре её ядром является «ритуализация агрессии», что свидетельствует о возможном закреплении агрессивных тенденций в качестве своеобразной поведенческой нормы в ценностной системе подростков. Можно предполагать, что в данном возрасте реализуются

как бы два противоположных процесса: с одной стороны - происходит блокировка возникающих агрессивных тенденций за счёт предвосхищения негативных последствий от проявления агрессии, с другой - осуществляется их «нормативное» закрепление.

Иная картина предстаёт в структуре корреляционных связей у десятиклассников. Характерно, уже то, что она целостна, неразрывна: видимо к этому возрасту уже заканчивается формирование так называемого «агрессивного комплекса». И ведущую роль в нём играют такие параметры агрессивности, как «анонимность» и «склонность заражаться агрессией от толпы». Первое можно считать своеобразной трансформацией боязни «расплаты за агрессию», о которой говорилось выше «анонимность» как бы устраняет такую проблему. Второе - это естественный результат закрепления агрессивности в качестве поведенческой нормы с дальнейшим её распространением среди членов референтной группы через действие соответствующих психологических механизмов.

Таким образом, можно предположить, что указанном возрастном диапазоне происходит, с одной стороны своеобразная «кристаллизация» агрессивных тенденций, т.е. они как бы закрепляются, с другой - приобретают некоторый «социальный» оттенок, т.е. обусловлены взаимодействием с ближайшим окружением (значимая роль таких характеристик агрессивности как «анонимность», «ритуальность», «заражение агрессией толпы», «удовольствие от агрессии» все эти шкалы представлены в структуре десятиклассников). Вместе с тем сохраняют определённую значимость и факторы, блокирующие агрессивные тенденции - «расплата за агрессию» и « аутоагрессия».

Так установлено, что в 10-ом классе большее число социометрических критериев имеют взаимосвязи со шкалами агрессивности. Это означает, что статусное положение подростка в классе во многом уже начинает обуславливаться тем, в какой степени у него проявляются те или иные агрессивные тенденции. При этом в отдельных случаях смысловая нагрузка таких взаимосвязей достаточно показательна. Так, например, связь «полезность для класса» - «склонность заражаться агрессией толпы» показывает, что оценка ценности и полезности своего сверстника для референтной группы будет зависеть, возможно, от его способности откликаться на активные действия ближайшего окружения. Не исключено, что здесь имеется в виду проблема лидерства, причём функция лидера воспринимается как умение отражать настроение массы. Связь «проводить свободное время» - «неспособность тормозить агрессию» можно трактовать как приемлемость для свободного времяпрепровождения тех лиц, которых характеризует безыскусственность и даже определённая примитивность поведения. Отрицательная коррелируе-мость «жизненный успех» со «склонностью к отражённой агрессии» говорит о сформированное™ убеждения, что в современной жизни контрпродуктивно идти на поводу чужой агрессии.

Исходя из этого, можно полагать, что отмеченная ранее данного возрастного диапазона «кристализация» агрессивных тенденций и особенно их «социальная обусловленность» находят своё отражение в том, что они оказывают усиливающееся влияние на статусное положение подростка в классе.

Список литературы:

1. Васильева О.С. Агрессивность и ее влияние на здоровье школьников / О.С. Васильева, Т.А. Гальченко. - Школа здоровья. - 1997. - Т. 4. - № 4. -С. 65-69.

2. Зимина М.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. - 2003. - № 5. - С. 14-18.

3. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 61-68.

4. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2000. -№ 1. - С. 17-25.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНЫХ

РАБОТНИКОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

© Волковницкая Т.Н.*

Черниговский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко, Украина, г. Чернигов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных качеств у будущих социальных работников, а также анализируются разные подходы к значению понятий «профессиональные качества» и «внеаудиторная работа».

Ключевые слова: профессиональные качества личности, внеаудиторная работа, социальный работник.

Быстрые темпы развития науки и техники требуют новых подходов к подготовке специалистов социальной сферы в высших учебных заведениях, которые будут конкурентно способными на рынке труда. Уровень подготовки будущих социальных работников должен отвечать требованиям современного общества, поскольку изменения, которые происходят во всех сферах общественной жизни, находят своё отображение в каждом гражданине Украины.

* Аспирант кафедры Социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.