ный компонент), являются методы активного социально-психологического обучения, индивидуального рефлексивного воспитания.
Библиографический список
1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. - 173 с.: ил.
2. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности // Журнал практического психолога. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - 2007. - № 3. - С. 133-148.
3. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учебное пособие. / А. К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
4. Грецов, А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. [Текст] / А. Г. Грецов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.: ил.
5. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. [Текст] /
Н. П. Капустин. - М., 1999.
6. Смирнов, И. Б. Основные подходы к проблеме развития креативности личности [Текст] / И. Б. Смирнов. // Педагогические технологии. - 2006. - № 10. - С. 2-3.
7. Якиманская, И. С. А. В. Брушлинский: путь исследователя [Текст] / И. С. Якиманская. // Психологический журнал-2003. -Т. 24, № 2. - С. 87-94.
УДК 371.72
Фадеева Светлана Владимировна
Соискатель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного гуманитарного университета, [email protected], Ковров
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Fadeeva Svetlana Vladimirovna
The post-graduate of the professorship of pedagogies and psychology of the Vladimir State Humanists’ University, [email protected], Kovrov
COMPUTER DEPENDENCE AS A FACTOR OF RISK OF THE DEVELOPMENT OF THE AGGRESSIVE BEHAVIOR
OF TEEN-AGERS.
В стремительно меняющемся мире компьютерные технологии становятся всё более важным фактором, влияющим на становление личности молодого человека. Нельзя не отметить существенный рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой. Так, за последние пять лет с 29,3% до 44,9% (разность 15,6%) возросло количество несовершеннолетних, увлекающихся компьютерными играми, а количество подростков, путешествующих по компьютерной сети - с 4,6%
до 12,8% (разность 8,2%) [8]. В мае 2008г. глава Microsoft С. Балмер на встрече с вице-примьером РФ С. Ивановым заявил, что в течение ближайших двух лет Россия займёт третье место в мире по числу персональных компьютеров. По данным Министерства информационных технологий и связи, число владельцев компьютеров на сегодняшний день превышает 26 млн. человек.
С ростом влияния компьютерных технологий на сознание современного человека, наметилась тенденция, позволяющая с тревогой констатировать возрастающую динамику агрессивных проявлений со стороны подростков.
Сторонники идеи полезности компьютерных игр и Интернет-сайтов утверждают, что эти агенты могут спровоцировать проявления агрессивности у неуравновешенных людей, но не в состоянии превратить нормального подростка в убийцу. Авторы отмечают, что увлечение подростков компьютерными играми, насыщенными сценами насилия, имеет «нормативное значение». Во-первых, процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, даёт выход бессознательным страхам и тревогам, которые сопровождают реальную жизнь подростка. Во-вторых, просмотр сцен насилия и возможность их ещё и ещё раз пережить в фантазии является одним из современных способов проверки на прочность формирующейся «Я-концепции», которая должна «держать удар», вырабатывая сопротивляемость, помогающую подростку соответствовать стандартам подростковой популяции в целом [9]. Психоаналитик М. Стора утверждает: обвинять игры - это искать «козла отпущения» вместо решения серьёзных проблем. Видеоигры не толкают подростков на преступления, а напротив, помогают выстроить отношения в жизни и учат эффективной командной работе, развивают ловкость, внимание и скорость реакции (Т. Райт, П.Бриденбах), исполняют роль сказок в современном мире (Г. Петрусь). Таким образом, приверженцы позиции полезности компьютерных игр считают, что «игровой продукт» не может иметь негативного влияния на психику подростка, а если что-то случается, то это результат семейной, педагогической запущенности или индивидуальных отклонений ребёнка.
Однако сторонники идеи негативного влияния компьютерных развлечений на подростков полностью отвергают аргументы своих оппонентов. Компьютерные игры, по их мнению, являются «стимуляторами убийства» (Д. Бака, Д. Томпсон, Д. Гроссман, Д.Карнели). Американский психолог Д. Гроссман отмечает, что открыто продавая жестокие игры, «мы приучаем детей убивать, так же как армия муштрует солдат. Телевидение скоро приравняет страдание и смерть к таким удовольствиям, как любимая газированная вода, шоколадка или духи. А видео- и компьютерные игры довершат зловещее образование, они учат прицеливаться и стрелять, как учатся военные, тренируясь на мишенях. Таким образом, «прицелься» - «стреляй» превращается в инстинктивное двидение в стрессовой ситуации» [2].
Наблюдения Д. Корнелла, профессора университета штата Виржиния так же свидетельствуют о том, что подростки, играющие в компьютерные
игры, содержащие сцены насилия, более предрасположены к агрессивным мыслям, чувствам и действиям.
В компьютерных играх нового поколения, благодаря новейшим достижениям видео и аудио эффектов, насилие часто приукрашается и эстетизируется, создаётся привлекательный образ героя-супермена, способного с помощью силы решать любые проблемы. Согласно теории социального научения (А. Бандура), чувства, вызываемые пассивным наблюдением, (в нашем случае жестокость и агрессия) с большой долей вероятности ведут к возбуждению реальной агрессии. Вместо социально одобренных способов достижения целей игра предлагает действия, противоречащие закону и морали. Всё, на что культура накладывает запрет, в игре разрешается. Подросток начинает совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает, а, играя в компьютерную игру, сам становится главным действующим персонажем.
Поскольку проблема подростковой жестокости и агрессивности, связанной с компьютерной зависимостью, приобретает в настоящее время всё большую остроту, а методы профилактики и коррекции компьютерной зависимости находятся на стадии разработок, мы поставили перед собой задачу изучения влияния жестоких компьютерных игр на проявление агрессивных поведенческих реакций подростков.
Исследования проведённые нами на базе профессионально - технических училищ № 1 и 2 г. Коврова Владимирской области, подтвердило тот факт, что проявление агрессии выше у компьютерозависимых подростков, а также несовершеннолетних, относящихся к группе риска. В нашем эксперименте приняло участие 235 подростков в возрасте 14-18 лет. С помощью тестов Интернет-зависимости «Поведение в Интернете» А. Жичкиной, Интернет-аддикции Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова [13], теста на зависимость от компьютерных игр А. Котлярова были выделены три группы респондентов. Эти группы отражали степень компьютерной аддикции (деструктивная форма поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путём изменения своего психического состояния). Группа нормы 99 чел. (39,6%); группа риска - подростки, склонные к данному виду зависимости - 92 чел. (38,8%), группа компьютерной аддикции - 44 чел., (17,6%). Группа компьютерных аддиктов довольно многочисленна, несмотря на то, что большинство учащихся из малообеспеченных семей и, казалось бы, не могут иметь свободного доступа к компьютеру.
Вторым этапом нашего исследования стало изучение психологических особенностей личности подростков каждой выделенной группы, в частности, нас интересовал уровень выраженности агрессивных проявлений, которые были диагностированы с помощью опросника агрессивности Басса-Дарки. Агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть понятны лишь в контексте психологического анализа мотиваци-онно-потребностной сферы личности, поэтому мы использовали опросник Басса-Дарки в совокупности с многофакторным личностным опросником Р.
Кэттелла, проективными методиками Люшера; различия между участниками экспериментальных групп выявлялись также по тесту Г. Айзенка. Работа велась с равным количеством респондентов выделенных групп. С помощью выше обозначенных методик были выявлены различия между участниками: в контрольных группах оказался высоким уровень выраженности таких эмоциональных состояний подростков, как тревожность, агрессивность, фрустрация и регидность.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны, в опроснике агрессивности Басса-Дарки для изучения постоянного уровня агрессивности было предложено 75 вопросов, на которые респондентам предлагалось ответить «да» или «нет». Следует отметить, что Басс провел разграничение между враждебностью и агрессией. Враждебность есть реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Если врожденные реакции вербализуются, они принимают форму унижительных замечаний или негативных высказываний. Басс определил агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Дальнейшие различия он проводил, предлагая выделить подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Предложение о необходимости учитывать при измерении существование нескольких различных структур основывалось на классификационной схеме, в которой различаются агрессия и враждебность, причем агрессивное поведение подразделяется на прямое и косвенное, а также на активное и пассивное.
В таблице 1 приведены полученные нами значения различных видов выражения агрессии, респондентов выделенных групп.
Таблица 1 - Значения различных видов выражения агрессии
интерпретация значение
группа нормы группа риска Группа аддиктов
1. физическая агрессия 4.62 5.77 6.40
2. косвенная агрессия 4.00 4.73 4.35
3. раздражение 5.03 5.50 5.35
4. негативизм 2.62 2.77 2.80
5. обида 4.48 4.92 4.35
6. подозрительность 5.59 5.81 4.85
7. вербальная агрессия 6.90 7.15 7.20
8. угрызения совести, чувство вины 6.14 6.73 5.70
9. спонтанность агрессии 1.93 2.42 2.56
10. неспособность тормозить агрессию 1.07 1.15 1.40
11. неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевлённые объекты 2.43 2.58 2.46
12. анонимная агрессия 0.55 0.96 1.15
13. провокация агрессии у окружающих 1.93 2.08 3.15
14. склонность к отражённой агрессии 2.85 3.24 3.34
15. аутоагрессия 2.66 2.77 2.78
16. склонность заражаться агрессией толпы 0.76 1.46 1.76
17. удовольствие от агрессии 1.03 1.58 1.55
Качественный и количественный анализ средних данных показал различия между выборками. У подростков группы риска и компьютерной аддик-ции уровень агрессии и враждебности оказался выше, чем у респондентов группы нормы. У испытуемых групп риска и компьютерных аддиктов отмечена эмоциональная незрелость, выражающаяся в неумении проявлять и принимать свои негативные эмоции. Отмечено, что респонденты группы компьютерных аддиктов и группы риска более склонны к частому использованию эмоциональной разрядки, проявляемой в вербальной агрессии вне игрового поля. Компьютерозависимые подростки чаще могут позволить себе эмоциональные разрядки в окружении, где их не знают, где снижен социальный контроль и мала вероятность понести наказание. Они склонны заражаться агрессией толпы.
Наряду с высоким уровнем агрессивных проявлений виртуальным ад-диктам и респондентам группы риска более свойственно частое использование непродуктивных эмоциональных и когнитивных (растерянность, смирение) копинг-стратегий, что может быть связано со сниженным уровнем саморегуляции, эмоциональной незрелостью и неадекватной самооценкой. Согласно ответам, респонденты групп риска и компьютерной аддикции выбирают компьютер как наиболее приемлимый способ самоутверждения чаще, чем респонденты группы нормы.
Результаты диагностики уровня общей тревожности у подростков групп риска и компьютерной зависимости также выше, чем у подростков группы нормы (табл. 2):
Таблица 2 - Результаты уровня общей тревожности у подростков
уровень общей тревожности группа нормы, в % группа риска, в % группа компьютерных аддиктов, в %
нормальный 40 40 10
несколько повышенный 20 30 40
высокий 30 10 30
очень высокий 10 20 10
чрезмерно высокий - - 10
Признак повышенной тревожности - чувство незащищенности, которое, возможно, повышается с возрастанием противоречий между реальностью и виртуальным миром в сознании подростка. Уход в виртуальный мир выступает у него как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности. Подросток, «убивая» компьютерных «врагов», которые, в свою очередь, пытаются «убить» его, начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такое отношение подростка к окружающему миру считается проявлением высокого уровня тревожности.
Таким образом, нами было выявлено, что у подростков группы риска уровень тревожности и фрустрированности достаточно выражены, но нет существенных отличий в проявлении агрессии и ригидности, по сравнению как с группой нормы, так и с группой компьютерных адциктов. В группе компьютерных аддиктов наряду с высоким уровнем тревожности выражены проявления агрессивности и фрустрированности, кроме того была, выявлена эмоциональная незрелость, выражающаяся в неумении проявлять и принимать свои негативные эмоции. В группе нормы отмечается низкий уровень тревожности и фрустрированности, уровень проявления агрессивных реакций у респондентов группы нормы ниже, чем у подростков групп компьютерной адцикции и риска.
Совершенно очевидно, что оставить ситуацию использования подростками компьютерных игр на стадии «безнадзорности», недопустимо, а запретить им играть в компьютерные игры или вообще пользоваться компьютером невозможно. Компьютеризация российского общества - это факт современной действительности; это та современная реальность, избежать которую невозможно, в то же время недопустимо сидеть, сложа руки и ждать, когда целое поколение молодых людей повзрослеет и вдруг неожиданно само научится, должным образом решать свои проблемы, не прибегая к жестокости и насилию.
Методы борьбы с производителями жестоких компьютерных игр, существуют, но они недостаточно эффективно используются государством, поэтому основная работа в данном направлении ложится на образовательные учреждения, которые обладают большими возможностями предупреждения развития агрессивных форм поведения, связанных с влиянием компьютерных технологий. Одно из таких направлений - это формирование у учащихся информационной кулыуры. Необходимо обучить подростков, адекватно воспринимать получаемую информацию, оценивать её достоверность и качество, соотносить с имеющимися у них моральными нормами. Педагогическая деятельность в данном направлении должна учитывать следующие принципы:
Системность. Работа должна базироваться на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, влияющих на поведение детей их образ жизни. При этом педагог должен принимать во внимание, что среди факторов есть те, на которые он может повлиять (например, за счёт определённой тренинговой программы у подростка можно выработать коммуникативные навыки или навыки стрессоустойчивости), и есть факторы, на которые педагогическими методами повлиять невозможно (например, за счёт воспитания вряд ли можно избавить подростка от органических поражений головного мозга, однако можно скорректировать ряд последствий, вызванных этим заболеванием). Поэтому первая группа факторов может быть включена в активную деятельность педагога, влияние же второй группы факторов следует учитывать при социально-педагогической работе с подростком, однако пытаться как-то изменить их не стоит.
Парциалъностъ. Рассматривать данную работу как одну из частей общего педагогического процесса и реализовать её через формирование у ребёнка навыков позитивной социальной адаптации.
Когнетивная адекватность. Формы, методы педагогической деятельности должны максимально соответствовать специфическим особенностям возрастного и индивидуального развития подростков. В содержание методов необходимо включать адекватные и актуальные возрасту проблемы их социального становления. Например, если для подростков одной из актуальный проблем является поиск героя для подражания или тенденция к общению, то в ходе работы необходимо помочь ему найти для подражания положительный образ «героя» и сформировать приёмы общения с социальным окружением.
Социокультурная адекватность. В педагогическом взаимодействии отражаются свойственные обществу стандарты и нормы поведения.
Работа по предупреждению агрессивных форм поведения подростков должна включать в себя определённые виды деятельности по каждому из следующих направлений:
- выявление подростков, склонных к компьютерной аддикции и агрессивным формам поведения;
- формирование у подростков навыков анализа, критической оценки получаемой информации и умения принимать правильные решения;
- обучение подростков регулированию своих импульсивных, агрессивных действий содействие им в адаптации к требованиям общества;
- взаимодействие с семьёй;
- предоставление подростку альтернативных видов деятельности;
- коррекция социально-психологических особенностей личности;
- тесное взаимодействие с организациями и структурами, работающими с подростками;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по профилактике аддиктивных форм поведения.
Важно подчеркнуть, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте, просто в процессе социализации развивается умение регулировать свои агрессивные импульсы. Педагогов и родителей необходимо научить приемам взаимодействия с компьютерозависимыми подростками, дать представление о последствиях неразборчивого использования подростками компьютерных игр и Интернет-ресурсов, научить выявлять первые симптомы компьютерной зависимости и связанной с ней агрессивности, педагогически грамотно реагировать на данные проявления, то есть использовать педагогические и психологические механизмы воздействия на несовершеннолетнего.
Библиографический список
1. Журавлёв, Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? [Текст]/ Д. Журавлёв. // Народное образование. -2003,-№2.-С. 185-189.
2. Жмуров, Д. В. Компьютерные игры и подростковая агрессия[Текст]/ Д. В. Жмуров. // Домашний ПК - 2003. - № 5. С. 3-15.
3. Паньков, Д. Д. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом.[Текст]/ Д. Д. Паньков, А. Г. Румянцев, Г. Н. Тростанецкая. - М.: АПКиПРО, 2002. - 239 с.
4. Попов, В. А. Отклоняющееся поведение молодёжи.[Текст]/ В. А. Попов. // Словарь-справочник. - Владимир, 2007. - 250 с.
5. Степанова, М. Н. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. [Текст]/ М. Н. Степанова // Народное образование - 2003. - № 2 — С. 146-150.
6. Смирнов, В. М. Матрица самые мрачные картины знаменитой кинематографической антиутопии могут стать реальностью. [Текст]/ В. М. Смирнов.// Школьные технологии - 2002. № 4. С. 7-9.
7. Шипицына, Л. С. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами.[Текст]/ Л. С. Шипицына, Л. С. Шпилени. - М.: Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2004. - С. 336.
8. Цымбаленко, С. Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период.[Текст]/С. Б. Цымбаленко, А. В. Шариков, С. Н. Щеглова. -М.: НИИ школьные технологии, 2006. - С. 128.
9. Щедрина, Е. В. Обсуждение проблемы влияния компьютерных игр на психику. [Текст]/ Е. В. Щедрина. // Научная жизнь. - 2006. - № 6. - С. 182-183.
10. Шлимович, Б. Компьютер и дети. [Текст]/ Б. Шлимович. // Наука и жизнь-1998.-№ 11 С. 41-42.
11. Эльма, Ю. Тинейджер по совместительству геймер [Текст]/ Ю. Эльма.// ИКТ- 2007,- № 6.
12.Егоров, А. Ю. Нехимическая зависимость. Тест [Текст]/А. Ю. Егоров-СПБ Речь, 2007. с. 154-158.