Научная статья на тему 'Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе'

Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2061
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черанева Елена Константиновна

Статья посвящена особенностям взаимоотношений подростков в школьном классе. Представлены результаты экспериментального исследования некоторых сторон конфликтного поведения школьников, занимающих разный социометрический статус в ученической группе. В результате исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи агрессивного поведения ученика и его статусной категории в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черанева Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса в ученической группе»

Психология

зовского обучения, а также обрисовать в общих чертах ситуацию с ее формированием в условиях стихийного становления в вузе при отсутствии специально организованной педагогической деятельности.

Несмотря на то что явление профессиональной обучаемости в качестве компонента в структуре субъектности недостаточно исследовано, этот компонент может быть фиксирован как реально существующий и перспективный для дальнейшего исследования. Можно полагать, что эффективность профессионального обучения студента-психолога в вузе обеспечивают оптимальные уровни сформированности ценностно-смыс-ловой сферы, интеллектуальных свойств, самоуправления и рефлексии. Эти показатели на начальном этапе вузовского обучения могут выступать в качестве предпосылок развития профессиональной обучаемости. Они могут быть как объектом диагностики в целях прогнозирования успешности профессионального обучения, так и предметом целенаправленного формирования в ходе обучения.

Примечания

1. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов,

B. И. Слободчиков, Г. И. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. № 3. С. 112.

2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. М„ 1996. С. 190.

3. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и развития [Текст] / Н. А. Менчинская // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

C. 142.

4. Ничипоренко, Н. П. Развитие представлений студентов-педагогов об умении учиться [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. П. Ничипоренко. Калуга, 2000. С. 9.

5. Шадриков, В. Д. Способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. М„ 2004. С. 46.

6. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. М„ 1972. С. 54.

7. Давыдов, В. В. Указ. соч. С. 180.

8. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст] / Л. М. Митина. М., 2002. С. 153.

9. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. М., 2004. С. 171.

10. Ничипоренко, Н. П. Указ. соч. С. 10.

11. Темнова, Л. В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования [Текст] : автореф. дис.... д-ра психол. наук / Л. В. Темнова. М„ 2001. С. 17.

12. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст] : автореф. дис.... д-ра психол. наук / Ю. В. Варданян. М„ 1999. С. 52.

Е. К. Черанева

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА В УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Статья посвящена особенностям взаимоотношений подростков в школьном классе. Представлены результаты экспериментального исследования некоторых сторон конфликтного поведения школьников, занимающих разный социометрический статус в ученической группе. В результате исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи агрессивного поведения ученика и его статусной категории в классе.

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

В возрастной психологии проблема конфликтного поведения в школьном классе недостаточно широко изучена теоретически и экспериментально. В подростковом возрасте ребенок, общаясь со сверстниками и взрослыми, учится выстраивать новую систему взаимоотношений. Без конфликтов такой сложный процесс практически невозможен. В связи с этим данная проблема представляется актуальной на сегодняшний день.

Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка со сверстниками. Подростков, которые постоянно вступают в конфликтные ситуации, сверстники не уважают и часто навешивают ярлыки «самых конфликтных» и «самых неприятных».

В подростковом возрасте социально-психоло-гические характеристики оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние подростка (Я. Л. Коломинский). Низкий социометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком в среде референтных сверстников, способствует развитию внутренней конфликтности и негативного самоотношения, является од-

ЧЕРАНЕВА Елена Константиновна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии ВятГГУ

© Черанева Е. К., 2008

Е. К. Черанева. Особенности конфликтного поведения подростков разного социометрического статуса.

ним из условий развития тревожности (Б. П. Алмазов; А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский; Л. И. Бе-лозерова; А. М. Прихожан; В. Ф. Сафин; X. Реш-мидт и др.).

В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение особенности конфликтного поведения учащихся, занимающих различный социометрический статус в ученической группе.

Объектами исследования являются социометрическая структура малой группы и конфликтность как характеристика поведения.

Предмет исследования - уровень агрессии и стратегии поведения в конфликтной ситуации учащихся разного социометрического статуса в ученической группе.

Гипотеза: подростки с разными социометрическими статусами по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях.

1. Подросткам с благополучными статусными категориями свойственно более конструктивное и менее агрессивное поведение в конфликтной ситуации.

2. Подросткам с неблагополучными статусными категориями в конфликтных ситуациях свойственно проявление более агрессивного поведения.

В данной работе нами решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психоло-го-педагогической, методической литературы по проблеме конфликтного поведения в классном коллективе.

2. Подобрать методики, организовать эмпирическое исследование по выбранной теме.

3. Проанализировать особенности конфликтного поведения подростков, занимающих различный социометрический статус в ученической группе.

Методики исследования: 1. Методика «Социометрия» в интерпретации Я. Л. Коломинского. 2. Тест Т. Томаса. 3. Тест А. Ассингера.

Теоретический анализ проблемы конфликтного поведения подростков в школьном классе позволил сделать следующие выводы.

Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Центральными факторами психологического развития подросткового возраста, его важнейшими новообразованиями являются становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости, либо как самостоятельная фаза, относительно независимая от других. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной группе внутри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком, имеет существенное значение для развития личности подростка. В подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи и защиты. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного поведения.

Изучая особенности проявления конфликтных ситуаций в подростковом возрасте, можно отметить, что они не неизбежны. Процесс развития всегда содержит потенциальные конфликты, но управление, предупреждение и профилактика конфликтов позволяют свести их количество к минимуму. Одним из средств профилактики являются конфликтологическая грамотность и толерантность сознания. Ведь если в подростке заложено такое же отношение к другому, иному, чем Я сам, как к самому себе, то деструктивных конфликтов станет меньше.

В исследовании принимали участие 47 подростков, возраст 15-16 лет, обучающихся в 9а, б классах в СШ № 12 г. Сыктывкара в период с сентября по октябрь 2007 г.

Экспериментальная выборка состояла из 3 школьных классов. В 9а классе 15 человек, из них 5 мальчиков и 10 девочек, в 96 классе 14 человек, из них 2 мальчика и 12 девочек, в 9в классе 18 человек, из них 3 мальчика и 15 девочек. В общей сложности исследованием было охвачено 47 человек.

В результате социометрического исследования были выявлены следующие особенности.

Произведенный анализ наличия статусных категорий у подростков 9-х классов позволил определить, что у юношей и девушек складываются благоприятные отношения в группе сверстников, это обстоятельство подтверждает отсутствие такой неблагополучной статусной категории, как «изолированные». Подводя результаты социометрических исследований в 9-х классах, можно отметить, что преобладание благополучных статусных категорий наблюдалось в 9а классе, самый низкий показатель благополучия отношений - в 9в классе.

Психология

Результаты исследования тенденции поведения в конфликтных ситуациях у подростков представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования тенденции поведения в конфликтных ситуациях у подростков 9-х классов

Класс Показатели (средний балл)

соревнование сотрудничество компромисс избегание приспособление

9а 6,3 4,6 5,7 5,6 6

96 3 6,1 5,6 6,7 7,6

9в 4,5 4,9 6,5 5,7 6,8

Как видно из таблицы, учащимся 9а класса свойственно преобладание такого типа поведения в конфликтных ситуациях, как соревнование (конкуренция). Данное поведение характеризуется тем, что подростки стремятся чаще всего добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Подобное поведение является типичным для подросткового возраста, когда эгоистические намерения выходят на первый план и в общении со сверстниками преобладает стремление к самоутверждению.

Для учащихся 96 и 9в классов в большей степени характерна такая стратегия, как приспособление. Подобное поведение характеризуется тем, что человек приносит в жертву собственные интересы ради другого. Такие результаты можно объяснить тем, что в данном возрасте у некоторых учащихся еще не сформирована собственная система убеждений, которую можно было бы отстаивать в кон-

фликтных ситуациях. Поэтому подросткам проще приспособиться, подстроиться под собеседника, не вступая в открытую конфронтацию. Кроме того, в 9в классе наряду с приспособлением выделяется компромиссное поведение, то есть школьники пытаются договориться в конфликте, совместить противоположные точки зрения.

На следующем этапе нашего экспериментального исследования осуществлялась оценка агрессивности в отношениях между испытуемыми.

Результаты исследования агрессивности представлены в табл. 2.

Как можно увидеть из таблицы, результаты, полученные в 9а классе, подтверждают результаты теста Томаса. Тенденция к соревновательному поведению сочетается с наибольшим процентом умеренно агрессивного поведения, которое не носит разрушительного характера.

Для всех учащихся 9-х классов свойственна умеренная степень агрессивности. Умеренная агрессивность характеризуется тем, что подростки демонстрируют в своем поведении здоровое честолюбие и самоуверенность.

Изучая характер появления агрессии, важно отметить, что у большинства учеников агрессия носит сдержанный характер. К 9-му классу у подростков уже сформированы волевые качества, поэтому учащиеся могут контролировать свои агрессивные намерения и стараться направить их в мирное русло.

Анализ особенностей конфликтного поведения подростков, занимающих различный социометрический статус в школьном классе, осуществлялся на основании табл. 3.

Класс Среднее количество баллов Степени агрессии Характер ап рессивности

умеренная агрессия (%) чрезмерная миролюбивость (%) чрезмерная замкнутость (%) разрушительный характер (%)

9а 39 93 7 86 14

96 37 86 14 93 7

9в 36 73 27 83 17

Таблица 2

Результаты исследования агрессивности у подростков 9-х классов

Таблица 3

Показатели конфликтного поведения учащихся разных социометрических статусов, количество человек

Уровни агрессии Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Статус умеренная чрезмерное приспо- избега- соперни- комп- сотруд-

агрессия миролюбие собление ние чество ромисс ничество

Звезда 0 2 1 1 0 0 0

Принятые 25 5 14 3 6 5 2

Непринятые 13 2 7 2 2 2 2

Отверженные 0 0 0 0 0 0 0

С. Г. Касимова. Психологические условия преодоления субъективного переживания.

Как можно увидеть из таблицы, для статусной категории «Звезда» (2 человека) свойственна чрезмерная миролюбивость, но при этом не выявлено единой стратегии поведения в конфликтной ситуации. Для испытуемых данной группы свойственно приспособление и избегание. Можно объяснить подобные результаты тем, что ученики, пользующиеся авторитетом в учебной группе, предпочитают не вступать в открытую конфронтацию. Уклонение от разрешения проблем, согласие с оппонентом в конфликте позволяют сохранять уважение со стороны одноклассников и занимать высокий статус в ученической группе.

Для статусной категории «Принятые» характерны следующие особенности проявления агрессии: 83% учащихся - с умеренной агрессией, остальные 17% - с показателями чрезмерной миролюбивости. Такие подростки популярны среди одноклассников в силу своей напористости, открытости намерений, умения отстоять свою точку зрения

При этом не выявлено единой стратегии поведения в конфликтной ситуации. Процентные соотношения стратегий поведения демонстрируют, что для испытуемых данной группы в большей степени характерны такие тактики поведения, как приспособление и соперничество (47% и 27% соответственно). Мы полагаем, что значительное преобладание приспособительного поведения в данной статусной категории соответствует возрастным особенностям школьников. Подростки стремятся принадлежать к данной общности, иметь схожие интересы и способы взаимодействия как со взрослыми, так и друг с другом.

Для статусной категории «Непринятые» характерны следующие особенности проявления агрессии: 87% подростков - с умеренной агрессией, остальные 13% - с показателями чрезмерной миролюбивости. Подобная картина присутствует и в категории «Принятые», но распределение стратегий поведения в данной группе несколько иное. 48%> подростков выбирают тактику поведения приспособление, соперничество -13%>, компромисс - 13%>, избегание - 13%, сотрудничество - 13%.

На наш взгляд, такие результаты объясняются тем, что излишняя уступчивость в сочетании с агрессивностью не позволяет ребенку в классе раскрыть свои личностные качества в полной мере. С другой стороны, умеренная агрессивность поведения может не проявляться в открытом конфликте, а быть одной из особенностей ежедневных взаимоотношений таких школьников. Поэтому им трудно завоевать признание и авторитет среди своих одноклассников.

Для математического подтверждения полученных данных нами был использован статистичес-

кий непараметрический критерий %г. Использование данного критерия позволило утверждать, что подростки различных социометрических статусов не отличаются друг от друга в выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации (р > 0,1). Но при этом чем ниже статусная категория, которую занимает школьник, тем выше его уровень агрессивности в отношениях со сверстниками (р < 0,05). Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена частично.

В заключение следует отметить, что данное исследование следует рассматривать как пилотажное. Результаты, полученные в эксперименте, требуют дальнейшего подтверждения на большем количестве ученических групп.

С. Г. Касимова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ

Проведено исследование особенностей субъективного переживания коммуникативных трудностей, проявляющихся в виде комплекса коммуникативной некомпетентности у учителей общеобразовательных школ; определено влияние коммуникативной компетентности и личностных особенностей на проявление комплекса коммуникативной некомпетентности учителя; выявлены психологические условия преодоления субъективного переживания коммуникативных трудностей учителей.

Комплексный анализ существующих современных подходов к исследованию психологических особенностей общения и коммуникативной компетентности учителя позволяет отметить, что чаще всего данная проблема рассматривается через представленность в структуре професси-ограммы учителя требований к уровню коммуникативных знаний, умений, навыков (Ф. Н. Го-ноболин, Н. Ф. Кузьмина, В. А. Сластенин), через особенности стилей педагогического общения (Г. С. Абрамова, В. П. Симонов, В. А. Го-рянина), особенности взаимоотношений и отношений к другому субъектов образовательного процесса (Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов). Коммуникативная компетентность учителя определяется как способность личности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А. А. Крылов, Е. В. Прозорова); как ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на зна-

КАСИМОВА Светлана Геннадиевна - старший преподаватель кафедры практической психологии ВятГГУ

© Касимова С. Г., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.