УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0090
СВЯЗЬ АГРЕССИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2020
AuthorlD: 271335
SPIN: 4938-6629
ORCID: 0000-0002-6384-1945
Токарь Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
AuthorlD: 686195 SPIN: 9182-5250 ORCID: 0000-0001-7610-8286 ScopusID: 57201218282
Баженова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина,38, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты исследования связи и взаимовлияния агрессии и коммуникативной компетентности в юношеском возрасте с учетом пола. Корреляционный анализ, выявил, что в выборке юношей наблюдается большее количество взаимосвязей в целом, чем в выборке девушек. Качественно взаимосвязи отличаются тем, что в выборке юношей, практически все параметры агрессивности связаны с коммуникативной толерантностью, т.е. проявление того или иного агрессивного параметра, неизбежно связано с увеличением нетерпимости к окружающим, они не могут принимать индивидуальности встречающихся людей, начинают оценивать людей исходя из собственного «Я», категорично и неизменно оценивают окружающих, не умеют скрывать неприятные впечатления, когда сталкиваются с некоммуникабельными качествами людей, переделывают и перевоспитывают партнёров, подгоняют их под себя делая удобными, обижаются, проявляют нетерпимость к дискомфортным состояниям окружающих, не могут адаптироваться во взаимодействии с людьми. В выборке девушек все параметры агрессивности, в основном, связаны между собой. С коммуникативной толерантностью связаны только провоцирование агрессии у окружающих и склонность к отражённой агрессии, т.е. проявление этих агрессивных реакций сочетается с тем, что у девушек увеличивается склонность переделывать и перевоспитывать партнёров и им трудно адаптироваться во взаимодействии с окружающими. Результаты регрессионного анализа также показали существенные различия в группах юношей и девушек по влиянию показателей агрессивности на коммуникативную компетентность, а именно: в группе юношей мы видим, что все показатели агрессивности оказывают влияние на коммуникативную компетентность, а в группе девушек только провоцирование агрессии и склонность к отражённой агрессии оказывают влияние на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра и на адаптационные способности во взаимодействии с людьми. Т.е. все показатели агрессивности качественно снижают уровень коммуникативной компетентности юношей, у девушек такого снижения коммуникативной компетентности под влиянием показателей агрессивности мы не наблюдаем.
Ключевые слова: межличностное общение, агрессия, коммуникативная агрессивность, общение, коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность, коммуникативный контроль, поликоммуникативная эм-патия, половые различия, юношеский возраст, взаимосвязь.
RELATIONSHIP OF AGGRESSION AND COMMUNICATIVE COMPETENCE AT YOUTHFUL AGE
© 2020
Tokar Oksana Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology Bazhenova Natal'ya Gennad'evna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University (45500, Russia, Magnitogorsk, Lenin st, 38, е-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of a study of the relationship and interaction of aggression and communicative competence in youth, taking into account gender. Correlation analysis revealed that the sample of young men has a greater number of relationships in General than in the sample of girls. Qualitative relationships differ in that in the sample of young men, almost all parameters of aggressiveness are associated with communicative tolerance, i.e. the manifestation of one or another aggressive option is inevitably connected with the increase of intolerance to others, they can't accept the individuality of common people, you start to judge people based on their "I" adamantly and consistently evaluate others, not able to hide an unpleasant experience when faced with uncommunicative qualities of people undone, and re-educate partners, adjust them under itself, making a convenient, offended, intolerant to the uncomfortable conditions of others, are unable to adapt in interaction with people. In the sample of girls, all the parameters of aggressiveness are mainly related to each other. Communication tolerance is associated only with provoking aggression in others and a tendency to reflect aggression, i.e. the manifestation of these aggressive reactions is combined with the fact that girls have an increased tendency to alter and re-educate their partners and it is difficult for them to adapt in interaction with others. The results of the regression analysis also showed significant differences in the groups of boys and girls on the impact of aggression indicators on communicative competence, namely: in the group of boys, we see that all indicators of aggression have an impact on communicative competence, and in the group of girls only provoking aggression and a tendency to reflect aggression have an impact on the tendency to remake and re-educate a partner and on adaptive abilities in interaction with people. I. e. all indicators of aggressiveness qualitatively reduce the level of communicative competence of young men, in girls we do not observe such a decrease in communicative competence under the influence of indicators of aggressiveness.
Keywords: interpersonal communication, aggression, communicative aggressiveness, communication, communicative competence, communicative tolerance, communicative control, polycommunicative empathy, gender differences, youth, relationship.
Tokar Oksana Vladimirovna, Bazhenova Natal'ya Gennad'evna RELATIONSHIP OF AGGRESSION AND COMMUNICATIVE .
ВВЕДЕНИЕ.
В психологической литературе «агрессию» принято рассматривать как: врожденный посыл или задаток, т.е. агрессию нельзя искоренить, можно только ослабить ее влияние; эмоциональные и познавательные процессы (человек способен управлять агрессией за счет навыков, приобретенных с жизненным опытом); необходимость (потребность), которая порождается внешними стимулами и фактами.
Существует еще несколько мнений на сущность понятия «агрессия»: агрессия понимается как сильная активность и стремление к самоутверждению и агрессия понимается как стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами. Данный взгляд характеризует агрессию с позиции действий присвоения, насильственного овладения материальными объектами. В этом направлении человек считается агрессивным, если у него есть лидерские качества и т.п. Агрессия понимается как акты враждебности, атаки, разрушений. Это действия, наносящие вред другому лицу [1].
Коммуникативная компетентность - это комплексная структура, которая содержит в себе способность человека брать на себя социальные роли и исполнять их; адаптироваться в социальных группах и ситуациях, а также включает в себя проницательные способности. В России проблему агрессии и ее влияния на коммуникативную компетентность в юношеском возрасте изучали Асриян О.Б. [2], Астафьев А.А. [3], Головко Е.А. [4], Гричановская Е.С. [5], Долгова В.И., Мельник Е.В., Карахан Н. [6], Езова Е.А. [7], Емельяненко А.А. [8], Ениколопов С.Н. [9], Жарких Н.Г. [10], Зотова И.Н. [11], Ильин Е.П. [12], Криволапова Н.М. [13], Михайлова О.В. [14], Нечепуренко Т.В. [15], Петровская Л.А. [16] и др. [17-21]. Они рассматривали агрессию с точки зрения деструктивного поведения, направленного на другого человека с целью нанесения ему вреда. При этом причиной агрессивности в юношеском возрасте рассматриваются трудности в общении.
Рассматривая понятие «коммуникативная компетентность», стоит отметить, что существует множество точек зрения на его содержание. Например, раскрывая понятие коммуникативная компетентность, Езова С.А. отмечает: «последняя представляет собой совокупность таких качеств, как: способность человека брать на себя и выполнять определенные социальные роли; способность к адаптации в социальных группах и ситуациях, умение свободно владеть вербальным и невербальным общением; умение организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми; осознание своих ценностей и потребностей; важная роль техники и работы с людьми; проницательные способности» [7].
Емельянов Ю.Н. соотносит понятие коммуникативной компетентности со способностью человека брать на себя социальные роли и их выполнять, а также с умением адаптироваться в разных социальных ситуациях, свободно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. Среди проявлений коммуникативной компетентности автор выделяет способность человека организовывать «межличностное пространство» при инициативном и активном общении с людьми [8]. В своем исследовании Колмогорова Н.С. пишет о том, что формирование коммуникативной компетентности способствует изменению ценностно-смысловой сферы личности, тем самым повышается ценность межличностных отношений, ценностное отношение к другому человеку, возрастает уровень эмпатии [22].
Коптеловой И.Е. была разработана модель развития коммуникативной компетентности личности студентов, готовых к правильному диалогу с собеседником, с целью осознания и его принятия, включая развитие коммуникативных навыков правильного изложения своей точки зрения. Она сделала предположение о том, что формирование коммуникативной компетентности у сту-
дентов технических направлений, будет содействовать наполнению субъективных представлений студентов о правильном взаимодействии. За основу была взята идея разработки эффективной модели тренинга, в процессе проведения которой у студентов будут формироваться четкие представления о коммуникативной компетентности и коммуникативной культуре [23]. Коммуникативная компетентность содержит в себе следующие структурные элементы: знание способов взаимодействия с окружающими людьми; умения и навыки использования тех средств языка, которые соответствуют условиям общения; практическое овладение диалогической и монологической речью; овладение культурой устной и письменной речи; владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; владение навыками работы в группе, коллективе; владение разными социальными ролями; критичная оценка мыслей и действий других людей и др. [10].
Таким образом, что коммуникативная компетентность - это способность человека взаимодействовать с окружающими, которая способствует построению эффективного общения между людьми и содержит в себе три компонента: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий. Она складывается из целого ряда когнитивных факторов: знаний об окружающем мире, социальных ценностей, способности адекватного восприятия информации. Учитывая данные факторы, можно сформировать коммуникативную компетентность у студентов.
В настоящее время все больше возрастает агрессивность в юношеском возрасте, как у девочек, так и у мальчиков. Обществу становится труднее справляться с этой проблемой. В большинстве исследований агрессивность изучается без учета пола. Считалось, что агрессия характерна больше мужской половине человечества. Из этого можно сказать о том, что исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальная жизнь показывает, что девушки так же, как и юноши, проявляют агрессивность, в связи с этим данное качество нужно изучать в поведении представителей обоих полов. Кроме того, изучение агрессивности важно в контексте общения, т.к. именно агрессивные тенденции могут существенно нарушать нормальную коммуникацию и тормозить решение такой важной задачи возрастного развития в юности, как установление близких доверительных отношений и дружеских привязанностей с другими людьми, в первую очередь, со сверстниками.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель эмпирического исследования заключается в выявлении связи агрессии и коммуникативной компетентности юношей и девушек.
В исследование принимали участие юноши и девушки. Общее количество испытуемых составило 73 человек (35 юноши и 38 девушек) в возрасте 18 - 23 года.
Методы эмпирического исследования: диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), методика определения интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко), диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер), диагностика принятия других (по шкале Фейя), диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М. Юсупов) [24, 25]. Для статистического анализа результатов исследования применялись пакеты статистических программ Excel 2007, использованы методы, позволяющие вычислить меры общей статистики, а также методы корреляционного анализа и линейного регрессионного анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Корреляционный анализ данных отражает взаимосвязи интегральных форм коммуникативной агрессивности с коммуникативной компетентностью в изучаемых выборках.
Расчет коэффициента линейной корреляции осуществлялся по формуле К. Пирсона. Полученные коэффициенты сравнивались с критическими значениями
для корреляции Пирсона: у юношей г р (0,01) = 0,449, г р (0,05) = 0,349; у девушек г р (0,01) = 0,413, г р 1(0,05) = 0,320. 145 45
Результаты корреляционного анализа в выборке юношей выглядят следующим образом.
Возрастание спонтанной агрессии влечет за собой неспособность воспринимать индивидуальные особенности других людей и некоммуникабельные качества собеседника, и в целом, с низким принятием других. Также выраженная спонтанная агрессия сочетается со склонностью переделывать и перевоспитывать партнёра, подгонять партнёров под себя, обидчивостью, нетерпимостью к дискомфортным состояниям окружающих, низкие адаптационные способности во взаимодействии с людьми, увеличение тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Увеличение показателей спонтанной агрессии согласовано с готовностью к вражде, с причинением вреда себе, увеличением общего уровня агрессивности. Нарастание неспособности тормозить агрессию сочетается со склонностью переделывать и перевоспитывать партнёра, с низкими адаптационными способностями во взаимодействии с людьми, склонностью к анонимной агрессии, с ритуализацией агрессии в трудных ситуациях жизни, с агрессивным заражением, с получением удовольствия от агрессии, с общим уровнем коммуникативной агрессивности. Проявление анонимной агрессии увеличивает склонность юношей подстраивать людей под себя, к обидчивости и злопамятности, затруднениям в переговорах с партнёрами, увеличению импульсивности в общении. Провоцирование агрессии у окружающих сочетается с анонимной агрессией, с получением удовольствия от агрессии, с общим уровнем агрессивности, коммуникативным контролем. Увеличение показателя агрессии направленной на самого себя сочетается с оцениванием людей исходя из собственного «Я», оценки становятся категоричными и неизменными, увеличивается склонность переделать и перевоспитать партнёра, подстроить под себя, они становятся обидчивыми и нетерпимыми к эмоциональным состояниям окружающих, не могут адаптироваться во взаимодействии с людьми. Анализ отрицательной взаимосвязи аутоагрессии с принятием других, позволяет заключить, что проявляя агрессию, направленную на самого себя, юноши не способны воспринимать других людей и думать о них. Проявление агрессии, как ритуала, который помогает разрешать и достигать целей, сочетается с неспособностью воспринимать индивидуальности встречающихся людей, увеличивается тенденция оценивать людей исходя из собственного «Я», оценки в адрес других людей становятся категоричными, проявляется неумение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами личности, увеличивается склонность переделывать и перевоспитывать партнёра, подгонять под себя, проявляется обидчивость, нетерпимость к дискомфортным состояниям окружающих, адаптационные способности во взаимодействии с людьми снижаются. Также увеличение показателей ритуализации агрессии сопровождается с неспособностью тормозить агрессию, с получением удовольствия от агрессии и увеличением общего уровня агрессивности. Заражаясь агрессией, юноши начинают оценивать людей исходя из собственного «Я», стараются переделывать и перевоспитывать партнёров, проявляют обиду, их адаптационные способности снижаются и они становятся не терпимыми к окружающим, не могут остановить проявляющуюся агрессию, становятся более агрессивными по отношению к незнакомым людям, получают удовольствие от агрессии. Повышение показателя получения удовольствия от проявления агрессивности сочетается с неспособностью принимать индивидуальности встречающихся людей, с категоричностью, неизменностью оценок в адрес окружающих, с неумением скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными людьми, со склонностью
переделывать и перевоспитывать партнёра, с обидчивостью, с нетерпимостью к дискомфортным состояниям окружающих, с неспособностью тормозить агрессию, с анонимной агрессией и провоцированием агрессии у окружающих, с проявлением эмпатии к детям и общим уровнем эмпатийности.
Результаты корреляционного анализа в выборке девушек выглядят следующим образом.
Проявление неожиданных вспышек гнева и злости сочетается с увеличением проявления агрессии в общественных местах по отношению к незнакомым людям, с использованием умышленной речевой агрессии, чтобы спровоцировать окружающих на проявление агрессии, с увеличением склонности отвечать агрессией на агрессию. Мы предполагаем, что неспособность сдерживать себя в период вспышек гнева и раздражительности связано с увеличением проявления агрессии в общественных местах с незнакомыми людьми, с использованием умышленной речевой агрессии, с общим уровнем агрессивности. Увеличение проявления агрессии в общественных местах и в общении с незнакомыми людьми, сочетается с проявлением агрессии, как ритуала, который помогает достичь определенной цели, с агрессивным заражением, которое может проявляться в различных группировках, с получением удовольствия от агрессии (в виде эмоциональной разрядки), с использованием умышленной речевой агрессии и провокации окружающих на ответное проявление агрессии, с общим уровнем агрессивности, с низким принятия других людей. Увеличение показателя провоцирования агрессии у окружающих сочетается с увеличением показателя получения удовольствия от агрессии, с чувством вины от проявления агрессии, с увеличением склонности отвечать агрессией на агрессию, с увеличением общего уровня агрессивности, со склонностью переделывать и перевоспитывать партнёра, с низкими адаптационными способностями во взаимодействии с людьми, с непринятием других. Тенденция отвечать агрессией на агрессию, сочетается с общим уровнем агрессивности, стремлением «ломать» людей под себя, сниженной поведенческой гибкостью при взаимодействии с другими. Увеличение уровня агрессивности, как ритуала, который помогает разрешать и достигать целей сочетается с увеличением уровня агрессии направленной на самого себя, с заражением групповыми агрессивными эмоциями, с получением удовольствия от агрессии, которая позволяет получить положительную эмоциональную разрядку. Аутоагрессия демонстрирует положительные корреляционные связи с агрессивным заражением и общим уровнем агрессии, т.е. выраженная самоагрессия сочетается с выраженным уровнем общей агрессивности и тенденцией легко поддаваться агрессивно окрашенному эмоциональному заражению от членов своей группы. Показатель получения удовольствия от агрессии положительно коррелирует с общим уровнем агрессии и отрицательно коррелирует с уровнем принятия других, т.е. получая удовольствие от агрессии, повышается общий уровень агрессивности и снижается уровень принятия других людей.
Линейный регрессионный анализ данных отражает влияние параметров агрессивности на коммуникативную компетентность в изучаемых выборках. Расчет коэффициента линейного регрессионного анализа осуществлялся в программе SPSS. Описывая результаты, мы учитывали только значимые (при p<0,01) влияния.
Рассмотрим результаты линейного регрессионного анализа в выборке юношей.
Согласно данным линейного регрессионного анализа, в группе юношей, повышение параметра спонтанной агрессии, провоцирования агрессии у окружающих, склонности к отражённой агрессии, ритуализации агрессии, удовольствия от агрессии, общего уровня агрессивности на значимом уровне, положительно влияет на способность принимать индивидуальности встречающихся
Tokar Oksana Vladimirovna, Bazhenova Natal'ya Gennad'evna psychological
RELATIONSHIP OF AGGRESSION AND COMMUNICATIVE ... science
людей, на тенденцию оценивать людей исходя из собственного «Я», на категоричность оценок в адрес окружающих, на умение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами личности, на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра, подгонять под себя, на обидчивость, на терпимость к дискомфортным состояниям окружающих, на адаптационные способности во взаимодействии с людьми, на общий уровень толерантности. Мы можем сказать, что увеличение этих параметров агрессивности приводит к неспособности воспринимать индивидуальности встречающихся людей, категоричности оценок в адрес окружающих, неумению скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами личности, склонности переделывать и перевоспитывать партнёра, склонности подгонять партнёров под себя, обидчивости, нетерпимости к дискомфортным состояниям окружающих, низким адаптационным способностям во взаимодействии с людьми, увеличению тенденции оценивать людей исходя из собственного «Я». Спонтанность агрессии на значимом уровне, отрицательно влияет на принятие других, т.е. внезапные вспышки гнева приводят к тому, что у юношей снижается уровень принятия других людей. Неумение переключать агрессию оказывает положительное влияние на проявление эмпатии к животным, героям художественной литературы, на общий уровень эмпатии.
Анонимная агрессия положительно влияет на склонность подгонять партнёров под себя, на обидчивость, на терпимость к дискомфортным состояниям окружающих, на адаптационные способности во взаимодействии с людьми, на общий уровень толерантности, на коммуникативный контроль. Увеличение агрессии проявляемой в общественных местах по отношению к незнакомым людям увеличивает склонность подгонять партнёров под себя, юноши становятся более обидчивыми, нетерпимыми к дискомфортным состояниям окружающих, не могут адаптироваться во взаимодействии с людьми, терпимость к окружающим людям снижается, однако коммуникативный контроль увеличивается, т.е. проявляется сдержанность в эмоциональных реакциях. Провоцирование агрессии у окружающих положительно влияет на коммуникативный контроль, проявление эмпатии к детям и отрицательно оказывает влияние на принятие других. Провоцируя окружающих на проявление агрессии у респондентов увеличивается коммуникативный контроль и проявление эмпатии к детям, однако показатель принятия других снижается. Аутоагрессия в группе юношей положительно влияет на тенденцию оценивать людей исходя из собственного «Я», на категоричность оценок в адрес окружающих, на умение скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами личности, на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра, на обидчивость, на терпимость к дискомфортным состояниям окружающих, на низкие адаптационные способности во взаимодействии с людьми, на общий уровень толерантности, на принятие других людей. Мы можем сказать, что увеличение агрессии направленной против себя приводит к тому, что юноши начинают оценивать людей исходя из собственного «Я», оценки становятся категоричными, они не могут скрывать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами личности, склонны переделывать и перевоспитывать партнёра, проявляется обидчивость, нетерпимость к дискомфортным состояниям окружающих, адаптационные способности во взаимодействии с людьми снижаются, нетерпимость к окружающим увеличивается. Ритуализация агрессии положительно влияет на проявление эмпатии к животным, героям художественной литературы, на общий уровень эмпатии. Проявление агрессии, как ритуала помогающего добиваться своих целей увеличивает проявление эмпатии к животным, героям художественной литературы, повы-374
шает общий уровень эмпатийности.
Степень агрессивного заражения положительно влияет на тенденцию оценивать людей исходя из собственного «Я», на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра, на адаптационные способности во взаимодействии с людьми, на общий уровень толерантности, на общий уровень эмпатии. Общий уровень агрессивности оказывает положительное влияние на коммуникативный контроль, на уровень принятия других, на проявление эмпатии к детям, к героям художественной литературы и на общий уровень эмпатии. Мы можем сказать, что увеличение общего уровня агрессивности у юношей повышает коммуникативный контроль, снижает уровень принятия других, однако они становятся внимательными и чувствительными к детям, героям художественной литературы и повышается общий уровень эмпатии.
Согласно данным линейного регрессионного анализа, в группе девушек, анонимная агрессия оказывает отрицательное влияние на принятие других. Проявляя агрессивность в общественных местах по отношению к незнакомым людям, у девушек снижается уровень принятия окружающих. Провоцирование агрессии у окружающих положительно влияет на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра, на адаптационные возможности во взаимодействии с людьми и отрицательно влияет на принятие других. Мы можем сказать, что провоцируя окружающих на проявление агрессии, девушки склонны переделывать и перевоспитывать партнёра, им становится сложно адаптироваться во взаимодействии с людьми, уровень принятия других людей снижается. Склонность к отражённой агрессии положительно влияет на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра, на адаптационные возможности во взаимодействии с людьми. Т.е. отвечая агрессией на агрессию, девушки стараются переделывать и перевоспитывать партнёра, им становится сложно адаптироваться во взаимодействии с людьми. Удовольствие от агрессии оказывает отрицательное влияние на принятие других людей, т.е. получая удовольствие от агрессии девушкам трудно принимать индивидуальности других людей. Общий уровень агрессивности оказывает отрицательное влияние на принятие других. Увеличение общего уровня агрессивности способствует тому, что девушкам становится сложно принимать индивидуальности других людей. ВЫВОДЫ.
Таким образом, сравнивая полученные результаты корреляционного анализа, мы можем сказать, что корреляционные связи в выборке юношей демонстрируют большее количество взаимосвязей в целом, чем в выборке девушек. Качественно взаимосвязи отличаются тем, что в выборке юношей, практически все параметры агрессивности связаны с коммуникативной толерантностью, т.е. проявление того или иного агрессивного параметра, неизбежно связано с увеличением нетерпимости к окружающим, они не могут принимать индивидуальности встречающихся людей, начинают оценивать людей исходя из собственного «Я», категорично и неизменно оценивают окружающих, не умеют скрывать неприятные впечатления, когда сталкиваются с некоммуникабельными качествами людей, переделывают и перевоспитывают партнёров, подгоняют их под себя делая удобными, обижаются, проявляют нетерпимость к дискомфортным состояниям окружающих, не могут адаптироваться во взаимодействии с людьми. В выборке девушек все параметры агрессивности, в основном, связаны между собой. С коммуникативной толерантностью связаны только провоцирование агрессии у окружающих и склонность к отражённой агрессии, т.е. проявление этих агрессивных реакций сочетается с тем, что у девушек увеличивается склонность переделывать и перевоспитывать партнёров и им трудно адаптироваться во взаимодействии с окружающими.
Резюмируя результаты регрессионного анализа, мы имеем основание утверждать, что получены существенные различия в группах юношей и девушек по влиянию показателей агрессивности на коммуникативную компетентность, а именно: в группе юношей мы видим, что все показатели агрессивности оказывают влияние на коммуникативную компетентность, а в группе девушек только провоцирование агрессии и склонность к отражённой агрессии оказывают влияние на склонность переделывать и перевоспитывать партнёра и на адаптационные способности во взаимодействии с людьми, удовольствие от агрессии оказывает влияние на принятие других, т.е. все показатели агрессивности качественно снижают уровень коммуникативной компетентности юношей, у девушек такого снижения коммуникативной компетентности под влиянием показателей агрессивности мы не наблюдаем.
Итак, подводя итоги данного исследования, можно констатировать, что агрессивные тенденции оказывают негативное влияние на коммуникативную компетентность с существенными различиями по половой принадлежности. Коммуникативная компетентность является не только важным личностным, но и профессиональным качеством, поэтому полученные нами результаты дают основание для продолжения дальнейшей работы в этом направлении, а именно: в разработке и апробации программы по коррекции агрессивных тенденций, разработке программы по развитию коммуникативной компетентности лиц юношеского возраста на основе полученных данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь. 2004. 158 с.
2. Асриян О. Б., Капустина Т. В., Ларина В. М. Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе / О.Б. Асриян, Т.В. Капустина, В.М. Ларина //Молодой ученый. 2016. №20. С. 631-635.
3. Астафьев А.А. Гендерные особенности агрессивности студентов. Выпускная квалификационная работа. Москва. 2011 г.
4. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08/ Е.А. Головко. Ставрополь. 2004. 20 с.
5. Гричановская Е.С. К определению понятия коммуникативной компетентности /Е.С. Гричановская // Высшая школа в период модернизации образования: опыт проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во КГПУ. 2006. 162 с. С. 47-50.
6. Долгова В.И., Мельник Е.В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях /
B.И. Долгова, Е.В. Мельник, Н. Карахан // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85.
7. Езова С.А. Коммуникативная компетенция / С.А. Езова // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4.
8. Емельяненко А.А. Гендерные особенности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов / А.А. Емельяненко // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.
9. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии /
C.Н. Ениколопов //Прикладная психология. 2014. №1. С. 95-102.
10. Жарких Н.Г. Система формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в рамках целостного педагогического процесса /Н.Г. Жарких // Формирование в ВУЗе профессиональной компетентности будущего учителя технологии для работы в профильной школе: Монография / Сост. и науч. ред. A.A. Калекин. Орел: Изд-во ОГУ. 2009. С. 124-133.
11. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности / И.Н. Зотова // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13(68). Таганрог: 2006. С. 225-227.
12. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин // СПб.: Питер. 2014. 368 с.
13. Криволапова Н.М. Коммуникативная компетентность личности / Н.М. Криволапова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 30. С. 36-40. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55327. htm.
14. Михайлова О. В. Особенности коммуникативной компетентности студентов в поликультурной среде: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05/Михайлова О.В. СПб. 2009. 22 с.
15. Нечепуренко Т.В. Гендерная специфика структуры агрессивности студентов / Т.В. Нечепуренко // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. №2. С. 71-78.
16. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. М.: МГУ. 2004. 216 с.
17. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное небла-
гополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.
18. Кадыханова С.А. Диагностико-коррекционная работа с акцентуированными подростками // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 93-98.
19. Мухина Ю.Р., Яковенко И.В. Личностные особенности подростков, характеризующихся разной степенью проявления комплекса неполноценности // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 54-57.
20. Джиоева О.Ф. Основные детерминанты затрудненного общения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 144147.
21. Корчагин В.Н., Корчагина Л.Н. Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения, и его профилактика в условиях образовательно-воспитательных организаций //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 93-98.
22. Колмогорова Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности. Дисс. ... канд. психол. наук. Барнаул. 2004. 238 с.
23. Коптелова И.Е. Описание модели развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза / И.Е. Коптелова // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 02 (56) Часть 3. С. 61-62.
24. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М. 2002. 362 с.
25. Практикум по социальной психологии / Е.Ю. Шпаковская, О.П. Степанова, Н.Г. Баженова, Т.Т. Зимарева, М.В. Костюченко. Магнитогорск, 2007. 164 с.
Статья поступила в редакцию 03.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020