Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ'

СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / КОРОНАВИРУСНОЕ ИСКУССТВО / ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / CG-ИСКУССТВО В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кокина Полина Олеговна

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов формирования цифрового искусства на фоне перехода современного общества на новую ступень эволюции, характеризующуюся распространением информационных технологий на все сферы жизни. Цифровое искусство при этом трактуется не только с точки зрения его носителя, но и как составляющая конкретного социального времени и темпоральности современного искусства. Дается характеристика новым сюжетным форматам арт-объектов XXI века, большинство из которых связаны с глобальными проблемами и распространением COVID-19. Приведены примеры работы с современными цифровыми сюжетами изобразительного искусства. Заключается, что изобразительное искусство, получившее новый импульс развития в контексте информационного общества, в социологической оптике предстает как результат восприятия творцом трансформирующейся реальности, что стимулирует его к поиску инновационных форм выражения своего замысла, к использованию недоступных ранее инструментов, преимущественно цифровых, которые хоть и нельзя назвать совершенными в плане реализации художественных возможностей, но следует признать перспективными в плане интеграции искусства и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF FINE ARTS IN THE CONTEXT OF THE INFORMATION SOCIETY IN SOCIOLOGICAL PERSPECTIVE

This article focuses on some aspects of digital art formation amidst the transition of modern society into a new stage of evolution, which is characterized by the spread of information technology in all areas of life. Digital art is interpreted not only in terms of its media, but also as a component of a particular social timeline and the temporality of contemporary art. The article describes the new narrative formats of the XXI century art objects, most of which are concerned with global problems and the spread of COVID-19. There are examples of working with modern digital fine art themes. It is concluded that fine art, which has received a new development impetus in the context of the information society, appears in sociological optics as a result of the creator’s perception of a transforming reality. This stimulates art to search for innovative forms of expression of its conception, to use previously inaccessible means, mainly the digital ones. Although these means cannot be considered perfect in terms of realization of artistic possibilities, they should be recognized as promising in terms of integration of art and information technology.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 69-75. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 6. P. 69-75.

Научная статья УДК 316.73:7

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.10

Специфика изобразительного искусства в контексте информационного общества

в социологической оптике

Полина Олеговна Кокина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, pol1811@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов формирования цифрового искусства на фоне перехода современного общества на новую ступень эволюции, характеризующуюся распространением информационных технологий на все сферы жизни. Цифровое искусство при этом трактуется не только с точки зрения его носителя, но и как составляющая конкретного социального времени и темпоральности современного искусства. Дается характеристика новым сюжетным форматам арт-объектов XXI века, большинство из которых связаны с глобальными проблемами и распространением COVID-19. Приведены примеры работы с современными цифровыми сюжетами изобразительного искусства. Заключается, что изобразительное искусство, получившее новый импульс развития в контексте информационного общества, в социологической оптике предстает как результат восприятия творцом трансформирующейся реальности, что стимулирует его к поиску инновационных форм выражения своего замысла, к использованию недоступных ранее инструментов, преимущественно цифровых, которые хоть и нельзя назвать совершенными в плане реализации художественных возможностей, но следует признать перспективными в плане интеграции искусства и информационных технологий.

Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, темпоральность культуры, социальное время, коронавирусное искусство, цифровое искусство, CG-искусство в цифровую эпоху Для цитирования: Кокина П.О. Специфика изобразительного искусства в контексте информационного общества в социологической оптике // Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 6975. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.10.

Original article

The specificity of fine arts in the context of the information society in sociological perspective Polina O. Kokina

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, pol1811@yandex.ru

Abstract. This article focuses on some aspects of digital art formation amidst the transition of modern society into a new stage of evolution, which is characterized by the spread of information technology in all areas of life. Digital art is interpreted not only in terms of its media, but also as a component of a particular social timeline and the temporality of contemporary art. The article describes the new narrative formats of the XXI century art objects, most of which are concerned with global problems and the spread of COVID-19. There are examples of working with modern digital fine art themes. It is concluded that fine art, which has received a new development impetus in the context of the information society, appears in sociological optics as a result of the creator's perception of a transforming reality. This stimulates art to search for innovative forms of expression of its conception, to use previously inaccessible means, mainly the digital ones. Although these means cannot be considered perfect in terms of realization of artistic possibilities, they should be recognized as promising in terms of integration of art and information technology.

Keywords: information society, information culture, temporality of culture, social timeline, coronavirus art, digital art, CG art in the digital age

For citation: Kokina, P.O. (2022) The specificity of fine arts in the context of the information society in sociological optics. Theory and Practice of Social Development. (6), 69-75. Available from: doi:10.24158/ti-por.2022.6.10 (In Russian).

Рассматривая вопрос специфики изобразительного искусства в контексте информационного общества, важно остановиться на проблеме взаимодействия творчества и технологий, а также изучить перспективы развития этого процесса, обозначить проблему субъектности индивида в новых сюжетах, которые возникли в период появления актуальных форм информационного искусства.

© Кокина П.О., 2022

Контекст цифрового общества определяется темпоральностью культуры и развитием социального времени, а все новые тенденции в изобразительном искусстве зависят от периодичности его соприкосновения с различными подструктурами культурной жизни общества. Остановимся чуть более подробно на понятии темпоральности.

Важно понимать, что не всегда возможно отождествлять темпоральность культуры и социальное время, то есть говорить о том, что можно хронологически измерить некую длительность социальных процессов. Сущность темпоральности проявляется в том, что сопрягаются и согласуются различные характеристики предметных результатов человеческой деятельности и невос-принимаемых оснований ее духовности. Важной ее составляющей выступает диалектика и взаимообусловленность изменений предметно-вещественного и идеального контекста. Рисунок темпоральности можно четко отследить в переломные моменты истории, когда все пределы достигнуты, определены границы конкретной культуры, пройдены ключевые стадии ее развития.

Художественное время и образы времени, которые очень часто создаются в искусстве, обычно выражают ассоциации, а также опыт, который появляется в моменты переживания длительностей и перерывов. Невозможно художественное время свести исключительно к сюжетному. Существуют специальные апофатические определения, которые помогают дать конкретные характеристики внешним его проявлениям - это время автора, то есть то положение, которое он занимает на временной шкале конкретно взятых событий; время исполнителя, если он предполагается, то есть конкретный промежуток времени, который необходим для воспроизведения образца; время зрителя, или то количество времени, которое человек потратит, просматривая, слушая предмет искусства или как-то по иному взаимодействуя с ним, а также личная ориентация творца на тот или иной модус времени (позиция автора в восприятии временного промежутка), интерпретация всего увиденного зрителем.

Сущность художественного времени - это конструирование темпоральных мгновений, длительность, ритмика, последовательность, которые влияют на качество ценностно-смыслового выражения авторского замысла. Художественное время выступает контрапунктом, латентной темой, которая поддерживает развитие искусства в разные периоды истории.

Исходя из понятия темпоральности, можно обозначить специфику информационного общества, которое является отправной точкой в оформлении позиций современного искусства. В изучении данной темы важным является понятие информационной культуры, так как цифровая цивилизация провоцирует достаточно радикальные социокультурные преобразования. При анализе различных подходов было выявлено, что информационная культура обычно рассматривается в рамках использования новых цифровых технологий, именно поэтому такие понятия, как «информационная культура», «функциональная или информационная грамотность», «компетентность в информационном поле» осознаются как синонимы. В информационном обществе можно выделить подструктуру цифрового общества, связанную с использованием электронных средств в разных культурных сферах, в том числе и в искусстве (Белов, 2009).

Более точные и функциональные определения данного феномена давали Г.А. Воробьев (1988), А.П. Ершов (1988), В.А. Каймин (Каймин, Угринович, 1989), Е.А. Медведева (1994) - все они связаны с возможностью понимать и интерпретировать результаты работы информационных продуктов, а также иметь возможность анализировать окружающую обстановку. Также существует мнение, которое не связывает информационную культуру только с компьютеризацией, оно принадлежит Н.М. Розенбергу (1991) и В. Белошапке (1988). А.А. Гречихин (1994) говорит о том, что информационная культура тесно связана с соответствующей деятельностью. Информационное общество само определяет способность формировать и распределять возможности развития информационной культуры внутри себя.

Опираясь на первый подход восприятия информационной культуры через компьютеризацию, обратимся к некоторым видам искусства, которые появились в XXI веке и стали отличительной чертой нового этапа развития общества - информационного.

В современном мире появляется актуальное неоклассическое искусство, которое сочетает в себе все жанры и существующие формы изобразительной деятельности (Турлюн, 2011 б).

Специфика CG-искусства (сокращение от Computer Graphic, то есть речь идет о цифровом графическом искусстве) состоит в обеспечении интеграции информационного и технологического поля творческой деятельности (Турлюн, 2016). Вместе с внедрением информационных технологий в искусство появились и новые профессии: motion-дизайнеры, 2D/3D-художники, графические дизайнеры, аниматоры.

Негативным аспектом развития цифрового искусства становится тот факт, что оно само по себе выступает просто этапом производства, а не формируется окончательно как объект, который можно использовать с точки зрения изобразительной ценности. Вся индустрия цифрового

искусства основывается на определенном способе создания, воспроизведения и распространения продукта творчества. CG-искусство интернационально, но, к сожалению, бессистемно. На сегодняшний день любое цифровое произведение может быть актуализировано как часть большого проекта или как элемент анимированного или интерактивного продукта1.

Все попытки каким-то образом классифицировать современное цифровое искусство не увенчались успехом, так как оно слишком хаотично и быстро развивается, создавая все новые свои формы. Но все же такую попытку можно предпринять, разделив его на прикладное и станковое (Турлюн, 2011а).

В современном искусстве есть проблема применения навыков в цифровом его варианте, так как по большей части CG-художники обучаются только механическим действиям по работе с программами, при этом не имея представлений об основах создания рисунка и законах живописи, не зная истории искусства, не разбираясь в сочетаемости цветов. Графические обучающие программы не воспитывают художественный вкус (Турлюн, 2012).

Для доказательности сказанного рассмотрим несколько современных работ, представленных на выставках в разных странах. Например, произведение Анн-Валери Гаск «Прозрачный оригинал»2 2018 года состоит из десяти сложных форм, которые были скопированы и напечатаны на Эй-принтере. При этом они были созданы софтом случайно. Сам арт-объект является результатом проверки гипотезы о том, могут ли человеческие руки воспроизвести нечто подобное, повторить то, что было создано машиной. Случайность не возводится в закономерность, а лишь становится объектом для исследования.

Ещё один пример цифровой работы - это экспозиция технороганициста Этьена Рэйя «Волны». 35 жестких дисков были модифицированы в громковещатели и транслировали собственное название3.

Интересным фактом становится замечание о том, что современное искусство потеряло фактор случайности, утратив статус достояния таланта художника, так как даже технологии творческого беспорядка рекуперированы системой искусства и философской мыслью. Сама идеология больших данных говорит о том, что случайность фактически невозможна при равно высчитанных предпосылках и возможностях.

Исследуя различные техники и технологии, которые появились в информационном пространстве XXI века, можно прийти к выводу о том, что многие художники формируют свою самобытность через философскую интерпретацию психологических теорий. Например, на выставке 2020 года Евы Хелки «Остров» в галерее «Triumph»4 была представлена интерпретация Юнгов-ской концепции архетипов. В своих работах художник утверждает, что человечество обречено на бесконечное повторение сценариев, которые ещё с древних времен можно объяснить через некоторые аспекты психики и паттерны поведения. Ева Хелка использует различные материалы (зеркала, оргстекло, темперу), а сами ее картины написаны на фанерных листах. При этом передний и задний план как будто бы накладываются друг на друга и оформляют что-то среднее между картиной и ассамбляжем. Примерами работ, созданных в 2020 году, могут служить «Эхо» (рис. 1) и «Икар» (рис. 2).

Ещё одним образцом совмещения искусства, психологии и социологии выступают работы Екатерины Герасименко5. Через тонкий психологизм она воспроизводит реальные ситуации, добавляя в них аллегоричные объекты (рис. 3).

Исследуя пространство с желанием художественно его осмыслить и интерпретировать, Е. Герасименко актуализирует большой пласт социологических и психологических проблем. Обзор окружающей действительности происходит через анализ топосов, которые становятся проекциями человеческой психики во внешний мир. Работы художника выполнены в технике импри-матуры с характерным наслаиванием красок и грунта. Важно отметить, что, создавая свои произведения, Е. Герасименко совмещает метод антропологического наблюдения и феноменологическую настройку (рис. 4).

1 Никулин Е.А. Компьютерная геометрия и алгоритмы компьютерной графики: геометрические основы компьютерной графики, аффинные и проектные преобразования, математические модели поверхностей и объектов, геометрические задачи визуализации : учебное пособие. СПб., 2003. 550 с.

2 Арсеньев П. Поход на выставку никогда не отменит рецензию [Электронный ресурс] // Syg.ma. https://syg.ma/@paviel-arsieniev/pokhod-na-vystavku-nikoghda-nie-otmienit-rietsienziiu (дата обращения: 01.06.2022).

3 Арсеньев П. Указ. соч.

4 Ева Хелки. Остров [Электронный ресурс] // Cultobzor. http://cultobzor.ru/2020/10/eva-helki-ostrov/ (дата обращения: 01.06.2022).

5 Екатерина Герасименко [Электронный ресурс] // Sample. https://sample-art.com/artists/gerasimenko-ekaterina/ (дата обращения: 01.06.2022).

Рисунок 1 - Ева Хелка «Эхо». 2020. Дерево, темпера, оргстекло

Рисунок 2 - Ева Хелка «Икар». 2020. Дерево, темпера, металл

Рисунок 4 - Е. Герасименко «40». Из серии «Стены». 2021

- 72 -

Ещё одна интересная особенность развития изобразительного искусства в современном мире заключается в том, что художники, творцы «высвечивают» глобальные проблемы в своем творчестве. Например, важная тема экологического кризиса поднимается на всех выставках, проходящих в последние годы. Рассмотрим в этой связи вопрос взаимодействия искусства и глобальных проблем в цифровом обществе.

Искусство достаточно сильно влияет на формирование экологического мышления у поколения людей, думающего и заботящегося о природе. Остановимся на практических примерах некоторых арт-проектов, которые раскрывают сущность данной тематики1.

Неле Азеведо разработала инсталляцию «Тающие человечки», которая символизирует глобальное потепление и заставляет человечество задуматься об этой проблеме. Проект носит название «Monumento Mmimо»2 (рис. 5).

Рисунок 5 - Неле Азеведо «Monumento Minimo»

Появлением новой тематики ознаменовалось развитие искусства в парадигме распространения COVID-19. В период пандемии оформилось понятие «коронавирусное искусство». Речь идет не только о том, что на картинах стали появляться врачи, вирусы, люди в медицинских масках, а о том, что возникла плеяда новых художников, которые открыли свой талант, находясь дома на изоляции.

Рисунок 6 - Е. Русак «Усталый доктор»3

1 Копченкова Е. 9 арт-проектов: как искусство привлекает внимание к экологическим проблемам [Электронный ресурс] // Re cycle. URL: https://recyclemag.ru/article/iskusstvo-privlekaet-vnimanie-ekologii (дата обращения: 10.03.2022).

2 Monumento Minimo [Электронный ресурс] // Néle Azevedo. URL: https://www.neleazevedo.com.br/mini-mum-monument (дата обращения: 13.04.2022).

3 Информация с Telegram-канала Евгения Русака «Коронавирусное искусство».

Следует отметить также факт разделения пандемийного искусства на жанры: жизнь на холсте или проба воспроизведения уже существующих картин; репортажный рисунок - зарисовка того, что есть дома, или того, что видно из окна; ежедневная жизнь - зарисовка сюжетов повседневной жизни1.

«Коронавирусное искусство» перешло с холстов на цифровые мониторы, так как у многих художников материалы, имевшиеся дома, заканчивались, что-то купить было невозможно из-за закрытых магазинов, поэтому мастера начали отрисовку своих работ на планшетах, компьютерах в различных графических редакторах, перейдя в формат цифрового искусства.

В заключение важно отметить, что сегодня формируется новая тенденция в арт-искусстве, ее невозможно классифицировать, опираясь на уже существующие теории. Современные художники, которые создают искусство в цифровом мире, не равны классическим мастерам, которыми они являлись в начале зарождения информационного искусства в XX веке.

Можно утверждать, что современный художник с профессиональной точки зрения поднимается на другой уровень, но при этом прикладное цифровое искусство не систематизировано и опосредовано, оно размывает границы поколений, стран, национальностей, так как общие тенденции его развития становятся более унифицированными.

С точки зрения социологической оптики очевидно, что современное искусство очень чутко откликается на все общественные трансформации. Так, цифровизация социума фактически привела к возникновению новой формы искусства в различных вариантах использования электронных графических средств. С появлением информационных технологий в обществе изменилась субъ-ектность искусства, появилась вариативность сюжетности арт-объектов: начиная с отражения в творческом пространстве глобальных проблем человечества, которые транслируются художниками для привлечения к ним внимания большого количества людей, и заканчивая появлением нового «коронавирусного искусства», которое стало откликом на события внешнего мира из вынужденной самоизоляции творцов, когда люди были лишены внешних социальных контактов.

Следует заключить, что современное искусство приобрело дополнительное свойство многомерности, широта творческого замысла определяется внутренним откликом художника на внешние или внутренние воздействующие на него факторы, что порождает разнообразие форм арт-объектов, появление инновационных техник и неординарных подходов к отражению действительности. В большей степени современные произведения изобразительного искусства отражают трансформации общественного сознания, вызванные стремительным переходом социума на новый этап развития - информационный, характеризующийся распространением цифровых средств коммуникации, взаимодействия и творчества.

Список источников:

Белов А.В. Информационное общество и информационная культура в России: к постановке проблемы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1 (9). С. 198-202.

Белошапка В. Мир как информационная структура // Информатика и образование. 1988. № 5. С. 3-9.

Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1988. 303 с.

Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры. М., 1994. С. 12-38.

Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность. М., 1988. С. 6-23.

Каймин В., Угринович Н. О преподавании курса ОИВТ по машинному варианту // Информатика и образование. 1989. № 2. С. 17-22.

Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11. С. 52-67.

Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33-38.

Турлюн Л.Н. Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики // В мире научных открытий. 2012. № 4-3 (28). С. 272-281.

Турлюн Л.Н. Компьютерное искусство в мировой художественной культуре // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011а. № 11. С. 79-82.

Турлюн Л.Н. Место компьютерной графики в виртуальном искусстве // Молодой ученый. 2011б. № 1. С. 269-271.

Турлюн Л.Н. Цифровая живопись как вид компьютерного искусства // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 876-879.

References:

Beloshapka, V. (1988) Mir kak informatsionnaya struktura [The World as an Information Framework]. Informatika i obra-zovanie. (5), 3-9 (in Russian).

Belov, A. V. (2009) Information Society and Information Culture in Russia: on the Problem Setting. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii. (1 (9)), 198-202 (in Russian).

1 Кабаченко Ю. Новый путь изобразительного искусства: мир без вируса и границ [Электронный ресурс] // Юнисеф для каждого ребенка. Европа и Центральная Азия. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/node/6596 (дата обращения: 16.04.2022).

Ershov, A. P. (1988) Shkol'naya informatika v SSSR: ot gramotnosti k kul'ture [School Information Technology in the USSR: from Literacy to Culture.]. In: Informatika ikomp'yuternaya gramotnost'. Moscow, рр. 6-23 (in Russian).

Grechikhin, A. A. Informatsionnaya kul'tura: Opyt tipologicheskogo opredeleniya [Information Culture: The Experience of Typological Identification]. In: Problemy informatsionnoi kul'tury. Moscow, рр. 12-38 (in Russian).

Kaimin, V. & Ugrinovich, N. (1989) O prepodavanii kursa OIVT po mashinnomu variantu [On teaching the Informatics and Computer Technology course on the machine version]. Informatika i obrazovanie. (2), 17-22 (in Russian).

Medvedeva, E. A. (1994) Osnovy informatsionnoi kul'tury [Fundamentals of Information Culture]. Sotsis. (11), 52-67 (in Russian). Rozenberg, N. M. (1991) Informatsionnaya kul'tura v soderzhanii obshchego obrazovaniya [Information Culture in the Contents of General Education]. Sovetskaya pedagogika. (3), 33-38 (in Russian).

Turlyun, L. N. (2011) Komp'yuternoe iskusstvo v mirovoi khudozhestvennoi kul'ture [Computer Art in the World Art Culture]. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). (11), 79-82 (in Russian).

Turlyun, L. N. (2011) Mesto komp'yuternoi grafiki v virtual'nom iskusstve [The Role of Computer Graphics in Virtual Art]. Molodoi uchenyi. (1), 269-271 (in Russian).

Turlyun, L. N. (2012) Imitation of Traditional Painting and Drawing Computer Graphics Means. V mire nauchnykh otkrytii. (4-3 (28)), 272-281 (in Russian).

Turlyun, L. N. (2016) Tsifrovaya zhivopis' kak vid komp'yuternogo iskusstva [Digital Painting as a Type of Computer Art]. Molodoi uchenyi. (4 (108)), 876-879 (in Russian).

Vorob'ev, G. G. (1988) Tvoya informatsionnaya kul'tura [YourInformation Culture]. Moscow. 303 р. (in Russian).

Информация об авторе П.О. Кокина - аспирант социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия.

Information about the author P.O. Kokina - a post-graduate student of the Faculty of Sociology of the Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.05.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 31.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.