педагогические науки
3. Afanas'ev Yu.N. Mozhet li obrazovanie byt' negumanitarnym? // Vopr. filosofii. 2000. № 7. S. 3742.
4. Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D. Rabo-chaya koncepciya odarennosti. M., 2003.
5. Vinevskaya A.V. Obespechenie osobyh obra-zovatel'nyh potrebnostej rebenka kak fenomen so-vremennogo detstva v tranzitivnom obshchestve // Problemy detstva v fokuse mezhdisciplinarnyh issle-dovanij. Rostov n/D., 2020. S. 292-302.
6. Vinevskaya A.V., Tkachuk O.V., Vydrina L.A., Soldatenko A.P. Monitoring formirovaniya zhiznennyh kompetencij v usloviyah realizacii standartov obrazo-vaniya // Pedagogicheskaya diagnostika: istoriya, teoriya, sovremennost': materialy Vseros. nauch. konf. Taganrog. in-ta im. A.P. Chekhova (filiala). Rostov n/D., 2020. S. 35-40.
7. Vygotskij L.S. Problema vozrasta // Ego zhe. Sobranie sochinenij: v 6 t. M., 1983. T. 5.
8. Karataeva E.A., Vinevskaya A.V. Znachimost' material'no-tekhnicheskogo obespecheniya v strukture razvitiya i stanovleniya specialista inklyuzivnogo obrazovaniya // Aktual'nye problemy special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya detej i molodezhi: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Taganrog. in-ta im. A.P. Chekhova (filiala) «RGEU (RINH)». Rostov n/D., 2020. S. 78-80.
9. Polozhaj M.N. Fenomen dvojnoj isklyuchi-tel'nosti u detej kak aktual'naya problema pedago-gicheskoj psihologii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 4. S. 226-228.
Considering the issue of teaching children with special educational needs
The article deals with the issue of the necessity of studying the education of children with special educational needs - children with autism spectrum disorders with the phenomenon of "double exceptionality". There is given the review of the literature of the theme of the study, there are given the results of the primary observation for the children with autism spectrum disorders on the basis of Municipal Autonomous Educational Institution "School 96 Eureka-Development" in 2019-2020.
Key words: special educational needs, phenomenon of "double exceptionality", children with autism spectrum disorders, autism, education.
(Статья поступила в редакцию 02.10.2021)
A.A. мУхАрКиНА (Екатеринбург)
подготовка бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств к цифровому моделированию художественных образов
Рассматриваются исследования в области цифрового искусства, педагогические инновации в художественном образовании. Даны основные характеристики цифровой компетенции у бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств, освещаются вопросы обучения цифровому моделированию, показаны этапы разработки цифрового художественного образа в учебном процессе.
Ключевые слова: цифровое моделирование, цифровая художественная модель, цифровая компетенция, бакалавр изобразительного и прикладных видов искусств, цифровое искусство, художественное образование, педагогические инновации.
1. Введение. Во всем мире в экономике, в образовании и культуре запущены проекты по цифровизации процессов, ресурсов, по изучению набора цифровых компетенций как рядовых пользователей, так и профессионалов различных областей. Появление новых правил взаимодействия в цифровой среде, оптимизация и автоматизация деятельности всех общественных структур должно сопровождаться формированием новых концепций поведения в профессиональной деятельности. С 2019 г. начал реализацию национальный проект «Культура», который включает три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура», направленные на обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны, подготовку кадров для отрасли культуры и сохранения культурного наследия народов Российской Федерации [15; 22]. Цифровая трансформация стимулирует изменение государства, общества, бизнеса, производства, культуры, что, безусловно, влияет на образовательные процессы в целом (рис. 1).
Цифровые решения проникают во все сферы жизни человека. На сегодняшний день можно выделить ряд технологических решений, которые являются основой стратегии раз-
О Мухаркина A.A., 2021
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Рис. 1. Компоненты цифрового общества
вития и трансформации цифровой экономики в целом: технология беспроводной сети (в том числе Интернета вещей), технология робототехники и сенсорики, технология виртуальной и дополненной реальностей, нейротехнологии и искусственный интеллект, аддитивные технологии, технологии промышленного Интернета, технологии распределенных реестров и блокчейна, технологии больших данных, квантовые технологии.
Чтобы получить максимальные позитивные выгоды от цифровой трансформации для всех участников экономических процессов, необходимо, чтобы цифровая трансформация происходила не только на производстве, но и в обществе, в частности образовании. Новый рынок в условиях цифровизации предъявляет свои требования к специалистам. Отметим перспективные профессии высокой квалификации, связанные с изобразительным и прикладными видами искусств: архитектор Интернета вещей, дизайнер виртуальной среды, дизайнер голосовых интерфейсов, дизайнер интерфейсов Интернета вещей, арт-оценщик, сайенс-художник, личный тьютор по эстетическому развитию, тренер творческих состояний, куратор коллективного творчества, арт-технолог, куратор человеко-машинного творчества, куратор виртуального музея, разработчик мобильных арт-гидов, издатель интерактивных книг, концепт-художник в компьютерных играх [1; 2]. Основным умением будущих профессионалов в области искусства должно стать цифровое моделирование - умение раз-
рабатывать, модифицировать и исследовать цифровую модель художественного образа на предмет возможной адаптации к новым технологиям, материалам и все более индивидуальным запросам общества.
Профессиональное образование и обучение бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств уже изменяется в сторону цифровизации. Содержание профессионального образования затрагивает вопросы цифровых объектов, цифровых двойников, информационного следа, имитационного моделирования в художественной деятельности.
Разработка и исследование цифровых художественных моделей представляет собой трудоемкий процесс, владение которым востребовано обществом. Качественная художественная цифровая модель требует не только знаний цифрового инструментария, но и глубоких знаний предметной области художественного моделирования, например конструирования костюма, способов построения орнамента, колористики, технологий обработки ткани, глины, металлов, дерева.
Разработчики цифровых художественных образов решают множество технических вопросов, в частности выбирают алгоритм построения модели, которая не всегда выполняется исключительно в одном графическом редакторе, а может постоянно мигрировать из одного пакета в другой для придания ей необходимых свойств. С процессом разработки тесно связан процесс трансформации модели под различные запросы заказчика. Напри-
мер, элементарное масштабирование объекта может привести к выводу о том, что художественный образ нечитаемый и нефункциональный при определенных физических размерах.
Чтобы говорить непосредственно об алгоритме создания и трансформации цифровой художественной модели, необходимо понять, что собой представляет цифровая модель художественного образа и какие методики обучения нужны для формирования соответствующих компетенций у бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств. В данной статье мы рассмотрим исследования в области цифрового искусства, инструменты для классификации цифровых художественных произведений, педагогические инновации в художественном образовании и проанализируем процесс обучения бакалавров по направлению подготовки «Изобразительное и прикладные виды искусств» в области цифрового моделирования художественных образов.
2. Исследования в области цифрового искусства. Зарождение эры цифрового искусства можно отнести к середине 60-х гг. XX в. Художники прославляли машины с момента их появления, сначала изображая их, а в последнее время используя их в качестве инструментов и помощников. Очевидно, что от прогресса нет лекарства, поэтому цифровые технологии будут играть все более важную роль во всех сферах нашей жизни. Выставка «Кибернетическая интуиция» под руководством Ясии Райхардт, показанная в Центре современного искусства в Лондоне в 1968 г., стала переломным моментом в истории искусства и цифровых технологий. В то время у большинства художников не было свободного доступа к компьютерам, поэтому большая часть выставленного искусства была произведена технологами и была тем, что Райхардт назвала «счастливыми случайностями». С тех пор алгоритмизация в искусстве стала широко распространенным явлением, поскольку технологии обработки данных стали широко доступны, но создание цифрового произведения и возможная реализация проекта в материале до сих пор требуют творческого вмешательства художника в этот процесс [28]. Особенно хотелось бы отметить исследования С.В. Еро-хина и А.С. Мигунова в области цифрового компьютерного искусства, с которыми можно ознакомиться в монографиях «цифровое компьютерное искусство», «Эстетика цифрового изобразительного искусства», «Алгоритмическая эстетика» [5; 6; 13].
В современных исследованиях (20152020 гг.) в области искусствоведения обратим внимание на работы, связанные с цифровым творчеством: Е. А. Лаврентьевой, К. Пол, Д.Ю. Некрасова, С.П. Полозова, И.И. Югай и др. Е. А. Лаврентьева изучает цифровое искусство как новую художественную систему коммуникации в контексте мировой истории визуальной культуры, делая акцент на характерных для него методах обработки, сохранения и передачи информации. Проводятся параллели с новаторскими для конца XIX - начала XX в. видами искусства - кино и фотографией, позволяющие сделать вывод о наиболее значимых признаках цифрового искусства: поле экрана (проекция) как основной способ трансляции изображения, ввод исходных данных посредством технического средства, их компиляция и выстраивание сюжетной линии, режиссуры на их основе, определение «параметров», «координат» виртуального пространства. Цифровое искусство можно считать некоей новой ступенькой в развитии средств выразительности художника, способом коммуникации, устанавливающим новые правила оценки и восприятия [9].
И.И. Югай отмечает, что, несмотря на масштаб применения медиа в художественном творчестве (это подтверждает количество организуемых выставок, конференций, конкурсов, посвященных техническим видам искусства), необходимо признать, что современное искусствознание значительно отстает в осмыслении этого феномена, во многом потому, что происходящие преобразования еще не завершены.
Научное исследование медиаискусства затруднено тем, что оно находится на стыке многих явлений современной культуры:
- искусства и арт-практики - как вид художественного творчества;
- дизайна, искусства и науки - как вид деятельности;
- изобразительного и экранного искусства.
Значимый вклад как практик и аналитик
в исследование эстетики видео, телевидения, цифровых технологий внес Ж.Л. Годар. Его авангардный, критический подход к видео, кино, телевизионному, цифровому инструментарию, несомненно, повлиял на понимание эстетики технического искусства [25].
В области интересов С.П. Полозова музыкальная информатика как особая отрасль науки соединяет в себе теоретическое и прикладное направления. Если прикладное направление опирается в первую очередь на информа-
тику, в центре внимания которой находятся технологические вопросы прежде всего создания, хранения и передачи музыкальных информационных объектов, то в теоретическом направлении приоритетное место занимает музыковедение, которое привносит в изучение музыкальной информации свои теоретические основы и разработки. В каждом из направлений музыкальной информатики решается свой круг задач, но объединяет их нацеленность на изучение информационных проблем музыкального искусства [18].
Кристиана Пол в своей книге «Цифровое искусство» приводит пример того, что не все произведения цифрового искусства можно четко отнести к определенной форме: как правило, одна и та же работа включает в себя разные элементы (как, например, физическая инсталляция со звуковыми и интернет-компонентами), не поддается однозначной классификации. тем не менее важно представлять себе формальные аспекты, на которых строится такое искусство. В итоге каждый объект, включая и виртуальные, определяется своей материальностью, которая задает присущие ему способы создания смысла. Однако для образовательных целей такая классификация может быть уместна и необходима как фундамент цифровой грамотности, а следовательно, культуры [17].
Д.Ю. Некрасов определяет цифровое произведение как произведение искусства, подлинник которого изначально был создан полностью в цифровой среде. Цифровое искусство использует новые, нематериальные, гибкие инструменты, но все так же базируется на принципах традиционного искусства, применяя все те же художественные законы. Кроме того, что оно нематериально, цифровое искусство обладает главными и уникальными отличиями от традиционного искусства - возможностью меняться во времени и быть интерактивным - изменяться при участии зрителя. В своем исследовании изобразительного искусства Д.Ю. Некрасов предложил развернутую классификацию современных художественных произведений в зависимости от их носителя, которая позволит более четко определять специфику различных материалов и проводить аналогии между материальными и цифровыми техниками. Многообразие описанных изобразительных прикладных методик позволяет очертить сферу их применения и возможности сочетания в профессиональной художественной деятельности. Предлагаемая процедура определения подлинника цифрового изо-
бразительного произведения, использующая технические характеристики исходного файла, применима к практике сетевых художников. Описанные методы цифрового экспонирования традиционных работ предлагают новые творческие подходы в поиске эффектности подачи произведений [16].
Исследования в области в области технической эстетики и дизайна затрагивают различные стороны процесса создания художественного произведения. Стоит отметить авторов, которые связаны с разработкой методов художественного проектирования: Н.П. Бесчаст-нов «Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России: история, теория, практика» [3]; Н.А. Мальгуно-ва «Разработка информационных методов для художественного проектирования и оформления эксклюзивных изделий способом ткачества» [12]; В.В. Попова «Инновационный текстиль. Принципы формообразования» [19]; Н.А. Преснецова «Разработка методов создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия» [20]; М.А. Червонная «Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию» [23]; М.М. Яньши-на «Дизайн изделий на основе Оренбургского пуховязального промысла» [26]; О.Г. Яцюк «Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект» [27].
В научной литературе, как правило, рассматривают эстетическую и технологическую составляющие как различные стороны процесса создания художественного произведения. Мы придерживаемся культурологической позиции, которая рассматривает технологии не только как материальный, но и как креативный компонент в создании произведений искусства. Искусство не стоит на месте, оно развивается и влияет на появление новых художественных материалов и форм, стимулирует разработку новейших цифровых жанров изобразительного искусства, новых компьютерно-художественных подходов. Цифровое искусство предполагает тиражируемость подлинника и направлено на адаптацию под конкретные технологии, отличается общедоступностью и интерактивностью, частично зависит от технологических методов создания.
3. Педагогические инновации в художественном образовании. Значению педагогики искусства как фундамента теории художественного образования и творческого развития личности, вопросам философии и преподавания цифрового искусства, а также проблематике профессиональной под-
готовки бакалавров изобразительного и прикладных видов искусства посвящены работы С.П. Ломова, В.Ф. Максимович, М.С. Кухта, Л.Н. Турлюн, Е.А. Лапшиной и др. Авторские коллективы ведущих творческих вузов под руководством А.Н. Лаврентьева, Е.Э. Павловской ведут методические разработки для обучения студентов в области истории и развития цифрового искусства.
В своих работах С.П. Ломов подчеркивает необходимость научного осмысления дизайн-проектирования как культурно-эстетического феномена, который в значительной степени обеспечит дальнейшее развитие и становление этой новой образовательной области, а практический аспект обучения бакалавров искусства направлен на создание малотиражных изделий, спроектированных под конкретную группу потребителей, в которых каждое изделие обладает неповторимыми особенностями. Автор также отмечает, что творческое проектное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от стереотипов мышления, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации. Внешне выраженной особенностью творческого проектного мышления дизайнера является его самостоятельность при приобретении новых знаний и оперировании ими [11].
Очевидно, что актуальность художественных средств не всегда определяется их технологичностью. В.Ф. Максимович обращает внимание на то, что предприятия слабо анализируют художественную составляющую в процессе производства и в связи с этим возникает необходимость в художественном образовании управленческого персонала, а также развитии менеджмента в традиционном прикладном искусстве [23].
Осмысляя специфику дизайна в информационном обществе, М.С. Кухта рассматривает в своих исследованиях влияние современных технологий на визуальную эстетику ювелирного дизайна, дизайн интерьерных световых панно с использованием ^-технологий, математическое моделирование в бионическом дизайне. Современная информационная культура предъявляет новые требования к организации предметной среды. Активное внедрение компьютерной техники и Интернета трансформирует дизайнерскую деятельность. В исследовании выявляются условия трансформации объектов дизайна, связанные с изменением функциональной жестуальности. Рас-
сматривается феномен освобождения вещи от функции и «бестелесный» дизайн, выделяются аспекты новой виртуальной эстетики [7].
Е.А. Лапшина отмечает, что при выполнении студентами художественно-графических проектов важно раскрыть технические возможности изобразительных материалов, определить последовательность ведения работы и критерии законченности учебного задания. При проектировании высокохудожественных кружевных изделий студенты должны учитывать назначение изделия и его применение; материал, из которого должно изготавливаться проектируемое изделие; технологию; художественно-стилевые особенности конкретного вида художественного кружевоплетения; специфические условия и требования, отраженные в каждом учебном задании [10].
Вопросы компьютерной графики как особого вида современного искусства исследует Л.Н. турлюн, развитие и особенности фрактального цифрового искусства, формообразование изделий декоративно-прикладного искусства средствами компьютерных технологий, компьютерный коллаж в индустрии моды и в проектировании текстильного орнамента. Ее также интересует вопрос использования компьютерной графики в образовательном процессе художников по декоративно-прикладному искусству [21].
Авторский коллектив Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова под руководством А.Н. Лаврентьева разработал учебник и практики, в которых рассматриваются особенности использования цифровых технологий в искусстве и дизайне. В учебнике затрагиваются проблемы проектно-художественного творчества, характеризуются средства выразительности и жанровые особенности цифрового искусства, основы композиции экранного пространства [8].
Авторский коллектив Уральского государственного архитектурно-художественного университета, возглавляемый Е.Э. Павловской, представил учебно-методическое пособие, в котором предлагаются авторские концепции, отражающие актуальные тенденции и перспективы развития современного графического дизайна и сферы управления визуальными коммуникациями и мультимедиа, освещаются реалии российского рынка графического дизайна, затрагиваются вопросы, связанные с пониманием глубинных смыслов происходящего в обществе и профессии, рассматриваются новые технологии создания визу-
альных, медийных и графических продуктов, а также предлагаются принципиально новые, оригинальные подходы к организации образовательного процесса, что поможет будущему специалисту успешно взаимодействовать в динамичной профессиональной среде [4].
Резюмируя вышесказанное, отметим малое количество работ, посвященных целенаправленному изучению цифровой компетенции бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств и вопросам подготовки профессионалов в области цифрового художественного моделирования. Педагогическому сообществу в ближайшее время необходимо активно разрабатывать новое содержание дисциплин, внедрять новейший цифровой инструментарий, разрабатывать ситуационные задачи и использовать профессиональные кейсы в обучении.
Следует отметить также проблему полноценного цифрового художественного образования, связанную с наличием лицензионного программного обеспечения, отвечающего мировым стандартам подготовки специалистов в вузах. Многие образовательные учреждения не могут себе позволить дорогостоящие программные продукты, используемые в профессиональной сфере, заменяя их бесплатными аналогами с урезанным функционалом и возможностями. таким образом, содержание ФГОС в процессе обучения раскрывается, но уровень подготовки недостаточен для современного цифрового общества.
4. дидактические аспекты цифрового художественного образован и я . Современные формы цифрового искусства и новейший цифровой инструментарий подталкивают образовательный процесс к из-
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВОГО ИСКУССТВА
Цифровая живопись • Растровые изображения
<и о X т Цифровая графика • Векторные изображения
1-ГО н О Цифровая абстрактная графика • Фрактальная графика
Цифровая фотография • Фотография с постобработкой в цифровой среде
<и о X Интерактивное • Цифровая живопись/графика, реагирующая на действия зрителя • Кино- / видеопроизведение, меняющее последовательность сюжета от действия зрителя • 3D-скульптура / анимация, изменяющаяся в пространстве от действия зрителя
т ^ 5 го X ^ Временное • Видеоарт • Цифровая живопись с элементами анимации • Цифровая покадровая/перекладочная 3D-анимация
Пространственное • Архитектурные макеты 3D • 3D-рельефы • Круглая скульптура 3D
рис. 2. Часть классификации цифрового искусства (автор Д.Ю. Некрасов)
менению содержания, разработке дидактических структур и внедрению новых цифровых приемов и подходов к реализации профессиональных задач в рамках цифрового общества и производства.
цифровой дизайн предполагает подготовку специалиста с новыми личностными качествами и готовностью осознанно интегрировать информационные технологии в профессиональную деятельность. Важно развивать навыки анализа, исследования производственных (кейсовых) ситуаций, работы в команде, различной ролевой деятельности внутри команды, подбора цифровых технологий, выявления смысла цифрового инструментария, разработки и трансформации цифровой модели.
По классификации произведений изобразительного искусства в зависимости от носителя д.Ю. Некрасова основными современными способами воплощения произведений художественного искусства являются традиционные, цифровые и гибридные. Будущий специалист должен ориентироваться в многообразии форм цифровых художественных произведений, уметь подбирать соответствующий цифровой инструментарий, знать требования к цифровой модели для дальнейшего цифрового производства. Рассматривая процесс компьютерной подготовки бакалавров искусств, выделим ту часть классификации, которая касается непосредственно цифрового произведения искусства и поможет подобрать соответствующий цифровой инструментарий для различных направлений подготовки бакалавров искусства (рис. 2). В рамках компьютерных дисциплин мы предлагаем ставить акцент на создании цифровых моделей, их исследовании и трансформации под различные технологические решения и запросы цифрового общества.
Под цифровым художественным моделированием мы будем понимать умение разрабатывать, модифицировать и исследовать цифровую модель художественного образа на предмет возможной адаптации к новым технологиям, материалам и все более индивидуальным запросам общества. Учитывая мно-гокомпонентность художественно-проектной деятельности бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств, мы разрабатываем компоненты цифровой компетенции, особое содержание компьютерных дисциплин, дидактические средства и дидактические процедуры, используем проектный, герменевтический, исследовательский методы обучения, ситуационные задачи, специальные графические работы и алгоритмы цифрового модели-
рования как методы исследования проектируемых художественных образов. Ситуационные задачи охватывают круг профессиональных компетенций, которые являются основой для разработки цифровых, художественных умений будущего специалиста. Разработка учебных алгоритмов создания цифровой художественной модели должна основываться на постепенном усложнении технологий использования цифрового инструментария.
цель разработанного автором комплекса графических работ - имитировать такой процесс деятельности, в котором будущий бакалавр изобразительного и прикладных видов искусства приобретает необходимые навыки владения цифровыми технологиями, использует цифровой инструментарий не по шаблону, а осознанно, творчески комбинирует алгоритмы и исследует новые возможности воплощения декоративной композиции в различных материалах для конечного потребителя. В этом спроектированном нами методическом процессе можно выделить три этапа: 1) постановка ситуационной задачи и составление композиционной схемы для проектирования; 2) создание цифровой модели; 3) исследование цифровой модели для изготовления изделия в материале.
На примере подготовки бакалавров 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» комплекс ситуационных задач по теме «Проектирование цифровых моделей рисунков для тканей» содержит такие профессиональные задачи: клетка, полоска, купон, среднеузорные кроки, кайма, купон, крупноузорные кроки, монокомпозиция, форэскизы для коллекции одежды, подбор комплектов тканей для эскизов. Разработка ситуационной задачи изначально может не содержать технических условий для производства, однако цифровая художественная модель может быть предварительно создана для последующей трансформации под определенные требования заказчика [14].
для эффективной организации образовательного процесса в рамках отведенного учебным планом времени в методическом процессе можно выделить три этапа: 1) составление композиционной схемы для проектирования на основе ситуационной задачи, 2) создание цифровой модели, 3) трансформация цифровой модели для изготовления изделия в материале (рис. 3).
Первый этап разработки «Составление композиции для проектирования» связан с разбором ситуационной задачи, последую-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Рис 3. Этапы разработки цифровой художественной модели
щим созданием или подбором графических аналогов для реализации собственного цифрового решения, анализом предшествующего опыта создания подобных цифровых моделей по данной учебной теме, предварительной экспертной оценкой возможности реализации выбранного изображения. Результатом этого этапа является готовая композиция для проектирования цифровой модели.
Второй этап «Создание цифровой модели» связан с подбором цифровых технологий для реализации проекта. На этом этапе нет готовых алгоритмов и инструментов для воплощения выбранной композиционной схемы. Есть только набор цифровых инструментов и несколько методических рекомендаций по реализации подобных проектов, каждый из которых может содержать в себе различные способы создания цифровой модели, полностью или частично подходящие к решению поставленной задачи. Необходимо выявить смысл цифрового инструментария для построения, создания и обработки художественного образа и выполнить базовый вариант цифровой модели для последующего его улучшения с помощью однокурсников и преподавателей, выступающих в роли экспертов, что позволяет выявить нюансы и ошибки модели, скорректировать элементы. Продуктом этого этапа является разработанная цифровая модель, кото-
рая может служить основой для последующей трансформации.
Последний этап цифрового моделирования художественного образа «трансформация цифровой модели» связан с интерпретацией готовой цифровой модели под различные материалы с учетом требований конечного потребителя. Не всегда процесс переноса цифрового образа модели в определенные материалы дает хорошие результаты и требует активной проработки элементов, а иногда технические требования приводят к возврату на второй этап разработки цифровой модели.
Проблемные ситуации в ходе цифрового моделирования бывают вызваны преобразованиями графической информации одного типа в другой, формальными требованиями к готовому цифровому решению, поиском цифрового инструментария и алгоритмов моделирования субъективно новых художественных образов в данном цифровом пространстве. Результатом преодоления таких ситуаций становится достижение педагогических целей: овладение новыми знаниями, интеграция профессионального опыта и опыта применения цифровых технологий, становление цифровой компетентности.
Работа с подобными ситуационными задачами в рамках компьютерных дисциплин позволяет подготовить бакалавров по направле-
педагогические науки
нию подготовки «Искусство костюма и текстиля» к цифровой деятельности в рамках цифрового производства, способствует развитию цифровой компетенции как интегратив-ного, динамического личностного качества, определяющего способность и готовность осознанно интегрировать информационные технологии в профессиональную деятельность. Развиваемые цифровые навыки становятся компонентом цифровой культуры и проявляются как способность на базе художественного решения с помощью цифрового инструментария создавать, анализировать, прогнозировать и трансформировать цифровую модель под различные технологические процессы и материалы.
5. Заключение. С развитием информационных технологий не только изменяются общество, государственные структуры, бизнес, культура, но и предъявляются новые цифровые требования к образовательным процессам и подготовке будущих специалистов в условиях цифрового производства. Подготовка бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств должна быть направлена на развитие цифровой компетенции, изучение цифрового инструментария проектирования и моделирования, создания и исследования цифровых моделей художественного образа. Под цифровым моделированием нами понимается умение разрабатывать, модифицировать и исследовать цифровую модель художественного образа на предмет возможной адаптации к новым технологиям, материалам и все более индивидуальным запросам общества.
Исследования в области цифрового искусства ведутся со второй половины XX в., разделяют эстетическую и технологическую составляющие как различные стороны процесса создания художественного произведения. В данной статье рассматривается культурологическая позиция, которая предполагает использование цифрового инструментария не только как материального, но и как креативного компонента в создании произведений искусства. Цифровое искусство развивается и влияет на появление новых художественных материалов и форм, стимулирует разработку новейших цифровых жанров изобразительного искусства.
Ведущие художественные вузы разрабатывают методические подходы к обучению. основное содержание этих исследований затрагивает вопросы формообразования изделий искусства средствами компьютерных тех-
нологий, влияние современных технологий на визуальную эстетику, математическое моделирование в бионическом дизайне. Однако мало работ, посвященных целенаправленному изучению цифровой компетенции бакалавров изобразительного и прикладных видов искусств и вопросам подготовки профессионалов в области цифрового художественного моделирования.
Анализируя и исследуя компьютерную подготовку бакалавров искусства, мы предлагаем в рамках компьютерных дисциплин развивать цифровую компетенцию, активно разрабатывать новое содержание, внедрять новейший цифровой инструментарий, разрабатывать ситуационные задачи и использовать профессиональные кейсы, в практической составляющей ставить акцент на создание цифровых моделей, их исследование и трансформацию под различные технологические решения и запросы цифрового общества. Под цифровой компетенцией нами понимается ин-тегративное, динамическое личностное качество, определяющее способность и готовность осознанно интегрировать информационные технологии в профессиональную деятельность. Формируемая у бакалавров искусства цифровая компетенция становится компонентом цифровой культуры, отвечающей запросам современного общества.
Список литературы
1. Атлас новых профессий 3.0 [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 10.08.2021).
2. Базовые компетенции цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov. ru/poleznaya-informaciya/4166/ (дата обращения: 10.08.2021).
3. Бесчастнов Н.П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России: история, теория, практика: дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1998.
4. Графический дизайн. Современные концепции: учеб. пособие для вузов / Е.Э. Павловская [и др.]; отв. ред. Е.Э. Павловская. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// urait.ru/bcode/444790 (дата обращения: 06.06.2021).
5. Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб., 2010.
6. Ерохин С.В. Цифровое компьютерное искусство. СПб., 2011.
7. Кухта М.С. Дизайн в информационном обществе: исчезающая функция вещи // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2014. № 2. С. 36-38.
8. Лаврентьев А.Н, Жердев Е.В., Кулешов В.В. [и др.]. Цифровое искусство: история, теория, практика: учеб. пособие. М., 2016.
9. Лаврентьева Е.А. Цифровое искусство как новая художественная система коммуникации // Вестн. МГХПА. 2020. № 3-2. С. 191-202.
10. Лапшина Е.А., Максимович В.Ф. Кружево вдохновляет: работы студентов Высшей школы народных искусств (института). СПб., 2017. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub. ru/index.php?page=book&id=499561 (дата обращения: 11.08.2021).
11. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: учеб. пособие. М., 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook. com/book/3842 (дата обращения: 06.08.2021).
12. Мальгунова Н.А. Разработка информационных методов для художественного проектирования и оформления эксклюзивных изделий способом ткачества: дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2012.
13. Мигунов А.С., Ерохин С.В. Алгоритмическая эстетика. СПб., 2010.
14. Мухаркина А.А. Цифровая модель декоративного панно // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. 2019. Т. 1. С. 352-357.
15. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс] URL: https://culture.gov.ru/about/ national-project/about-project/ (дата обращения: 10.08.2021).
16. Некрасов Д.Ю. Классификация произведений изобразительного искусства в зависимости от носителя // Дизайн. Материалы. Технология. 2015. № 1(36). С. 41-47.
17. Пол К. Цифровое искусство / ред. Е. Васильева; пер. А. Глебовской. М., 2017.
18. Полозов С.П. Информационный подход в исследовании музыкального искусства: дис. ... д-ра искусствоведения. Саратов, 2015.
19. Попова В.В. Инновационный текстиль. Принципы формообразования: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2017.
20. Преснецова Н.А. Разработка методов создания тканых рисунков с эффектом объемного визуального восприятия: дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2018.
21. Турлюн Л.Н. Компьютерная графика как средство обучения студентов по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 10. С. 67-70.
22. Федеральный проект «Цифровая культура» [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov. ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения: 10.08.2021).
23. художественное образование в поликультурном пространстве: моногр. / Е.М. Акишина [и др.]; под общ. ред. Е.В. Бояквовой. М., 2020. С. 225233.
24. Червонная M.A. Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию: дис. ... канд. искусствоведения. M., 2014.
25. Югай И.И. Mедиаискусство: истоки, специфика, художественные стратегии: дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2018.
26. Яньшина M.M. Дизайн изделий на основе Оренбургского пуховязального промысла: дис. ... канд. искусствоведения. M., 2018.
27. Яцюк О.Г. Mультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: дис. ... д-ра искусствоведения. M., 2009.
28. Reichadt J. Cybernetic Serendipity the computer and the arts [Electronic resource]. URL: https:// www.studiointernational.com/flipbookCyberneticSeren dipity/StudioInternationalCyberneticSerendipity-1968.
html (дата обращения: 06.08.2021).
* * *
1. Atlas novyh professij 3.0 [Elektronnyj resurs]. URL: http://atlas100.ru/ (data obrashcheniya: 10.08.2021).
2. Bazovye kompetencii cifrovoj ekonomiki [Elektronnyj resurs]. URL: https://digital.ac.gov.ru/ poleznaya-informaciya/4166/ (data obrashcheniya: 10.08.2021).
3. Beschastnov N.P. Hudozhestvennoe proektir-ovanie tekstil'nogo pechatnogo risunka v Rossii: istoriya, teoriya, praktika: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. M., 1998.
4. Graficheskij dizajn. Sovremennye koncepcii: ucheb. posobie dlya vuzov / E.E. Pavlovskaya [i dr.]; otv. red. E.E. Pavlovskaya. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://urait.ru/ bcode/444790 (data obrashcheniya: 06.06.2021).
5. Erohin S.V. Estetika cifrovogo izobrazitel'nogo iskusstva. SPb., 2010.
6. Erohin S.V. Cifrovoe komp'yuternoe iskusstvo. SPb., 2011.
7. Kuhta M.S. Dizajn v informacionnom ob-shchestve: ischezayushchaya funkciya veshchi // Trudy Akademii tekhnicheskoj estetiki i dizajna. 2014. № 2. S. 36-38.
8. Lavrent'ev A.N, Zherdev E.V., Kuleshov V.V. [i dr.]. Cifrovoe iskusstvo: istoriya, teoriya, praktika: ucheb. posobie. M., 2016.
9. Lavrent'eva E.A. Cifrovoe iskusstvo kak novaya hudozhestvennaya sistema kommunikacii // Vestn. MGHPA. 2020. № 3-2. S. 191-202.
10. Lapshina E.A., Maksimovich V.F. Kruzhevo vdohnovlyaet: raboty studentov Vysshej shkoly na-rodnyh iskusstv (instituta). SPb., 2017. Rezhim do-stupa: po podpiske. URL: https://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=499561 (data obrashcheniya: 11.08.2021).
11. Lomov S.P., Amanzholov S.A. Metodologiya hudozhestvennogo obrazovaniya: ucheb. posobie. M.,
педагогические науки
2011 [Elektronnyj resurs]. URL: https://e.lanbook.com/ book/3842 (data obrashcheniya: 06.08.2021).
12. Mal'gunova N.A. Razrabotka informacion-nyh metodov dlya hudozhestvennogo proektirovaniya i oformleniya eksklyuzivnyh izdelij sposobom tka-chestva: dis. ... kand. tekhn. nauk. SPb., 2012.
13. Migunov A.S., Erohin S.V. Algoritmicheskaya estetika. SPb., 2010.
14. Muharkina A.A. Cifrovaya model' dekorativ-nogo panno // Problemy kachestva graficheskoj pod-gotovki studentov v tekhnicheskom vuze: tradicii i innovacii. 2019. T. 1. S. 352-357.
15. Nacional'nyj proekt «Kul'tura» [Elektronnyj resurs] URL: https://culture.gov.ru/about/national-pro ject/about-project/ (data obrashcheniya: 10.08.2021).
16. Nekrasov D.Yu. Klassifikaciya proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva v zavisimosti ot nosite-lya // Dizajn. Materialy. Tekhnologiya. 2015. № 1(36). S. 41-47.
17. Pol K. Cifrovoe iskusstvo / red. E. Vasil'eva; per. A. Glebovskoj. M., 2017.
18. Polozov S.P. Informacionnyj podhod v is-sledovanii muzykal'nogo iskusstva: dis. ... d-ra iskus-stvovedeniya. Saratov, 2015.
19. Popova V.V. Innovacionnyj tekstil'. Principy formoobrazovaniya: dis. . kand. iskusstvovedeniya. M., 2017.
20. Presnecova N.A. Razrabotka metodov sozda-niya tkanyh risunkov s effektom ob#emnogo vizual'-nogo vospriyatiya: dis. ... kand. tekhn. nauk. SPb., 2018.
21. Turlyun L.N. Komp'yuternaya grafika kak sredstvo obucheniya studentov po napravleniyu «De-korativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promys-ly» // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2016. № 10. S. 67-70.
22. Federal'nyj proekt «Cifrovaya kul'tura» [Elektronnyj resurs]. URL: https://culture.gov.ru/about/ national-project/digital-culture/ (data obrashcheniya: 10.08.2021).
23. Hudozhestvennoe obrazovanie v polikul'tur-nom prostranstve: monogr. / E.M. Akishina [i dr.]; pod obshch. red. E.V. Boyakvovoj. M., 2020. S. 225233.
24. Chervonnaya M.A. Proektnoe prognozirova-nie v dizajne: ot idei k formoobrazovaniyu: dis. . kand. iskusstvovedeniya. M., 2014.
25. Yugaj I.I. Mediaiskusstvo: istoki, specifika, hudozhestvennye strategii: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. SPb., 2018.
26. Yan'shina M.M. Dizajn izdelij na osnove Orenburgskogo puhovyazal'nogo promysla: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. M., 2018.
27. Yacyuk O.G. Mul'timedijnye tekhnologii v proektnoj kul'ture dizajna: gumanitarnyj aspekt: dis. . d-ra iskusstvovedeniya. M., 2009.
© EapgaKOBa B.B., EypMHCTpoBa E.A., 2021
Training bachelors of graphic and applied kinds of art to digital modelling of artistic images
The article deals with the researches in the sphere of digital art and the pedagogical innovations in an artistic image. There are described the basic characteristics of the digital competence of the bachelors of the graphic and applied kinds of art, there are considered the issues of teaching digital modelling. The author demonstrates the stages of the development of the digital artistic image in an educational process.
Key words: digital modelling, digital artistic model, digital competence, bachelor of graphic and applied kinds of art, digital art, artistic education, pedagogical innovations.
(Статья поступила в редакцию 23.09.2021)
В.В. БАРДАКОВА, Е.А. БУРМИСТРОВА (Волгоград)
роль имени собственного в структуре анализа художественного произведения в начальной школе
Рассматривается роль имен собственных в структуре анализа литературного произведения для детей. Описана позиция заголовка и заголовочного комплекса в тексте, их взаимодействие и важнейшие выполняемые функции. Показано функционирование литературных антропонимов в произведениях, изучаемых младшими школьниками. Представлен анализ антропонимов как образного средства художественного текста на уроках литературного чтения.
Ключевые слова: имя собственное, анализ художественного произведения, заглавие литературного произведения, заголовочный комплекс, литературная антропонимика, функции литературных антропонимов в тексте.
Актуальность данной статьи определяется недостаточной изученностью роли ономастической лексики в структуре сюжетно-композиционного и языкового анализа про-