КОД УДК 371.388.6 КОД ББК 74.2
Коваленко Ольга Александровна
соискатель кафедра педагогики и психологии МГГУ им. М. А. Шолохова г. Москва Kovalenko Olga Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogy and Psychology Moscow State Arts University named after M.A. Sholokhov
Moscow
Специфика исследовательских умений младших школьников при выполнении учебных проектов Specific Character of Junior Schoolchildren’s Research Skills While Carrying
Out Education Projects
В статье раскрыты возможности формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов. Обеспечение участия школьников в проектах разного типа способствует обогащению их личного исследовательского опыта, подчеркивает его наиболее значимые компоненты и наполняет их разным смысловым содержанием.
The ways of junior schoolchildren’s research skills developing through education projects carrying out are revealed in the article. Schoolchildren’s participation in projects of different types promotes to their personal research experience enrichment, stresses its most important components and fills them with different content.
Ключевые слова: исследовательские умения, учебный проект, этапы выполнения проекта, виды учебного проекта, специфика исследовательских умений.
Key words: research skills, educational project, stages of the project carrying out, educational project aspects, specific character of the research skills.
Современному обществу требуются образованные люди, не только вооруженные знаниями, но и умеющими их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации. Следовательно, школа должна помочь ученикам научиться адаптироваться в быстроменяющихся жизненных ситуациях: ставить цели и достигать их путем собственных спланированных действий, разрешать проблемы наиболее результативным способом, искать необходимую информацию, быть контактным в различных социальных группах, оценивать свои действия и действия других людей. Достичь этой цели можно, вооружив учащихся исследовательскими умениями. Особенно эта проблема актуальна в начальной школе,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие познавательных способностей развивающейся личности.
К сожалению, в практике образования пока все еще преобладают репродуктивные методы обучения, и учителя не полностью используют методический арсенал для развития исследовательских умений младших школьников.
Проблеме формирования исследовательских умений младших школьников посвящены работы Семеновой Н.А.[4], и др. Исследователь выделяет их из общеучебных умений, указывает на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывает их с развитием таких мыслительных операций как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
Под исследовательскими умениями мы будем понимать способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук, и опыта собственной практической деятельности.
К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. Основными формами организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой: написание докладов, рефератов, сочинений, изложений, которые, не дают высокого уровня их развития в виду своей шаблонности, ограничением узкой тематикой, а часто и готовым списком литературы.
Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т.к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:
- сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;
- побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;
- предоставляют возможность исследовать эти предположения;
- предоставляет ученикам возможность представить результаты своего исследования своим одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили важность полученных данных.
Работая над учебным проектом, ребенок абсолютно самостоятелен в выборе темы, кроме этого это возможность проявить свою индивидуальность, раскрыть свои интересы. В результате выполнения учебного проекта, учащиеся видят перед собой конечный результат - продукт, который они сделали своими руками и от всей души.
Учебный проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
На разных этапах выполнения проекта от учеников требуются те или иные умения. Это проблематизация, целеполагание, организация деятельности, самоанализ, самооценка, представление результатов своей деятельности, коммуникативность, умения принимать и применять решения.
Так на организационном этапе перед младшими школьниками стоит задача выбрать тему исследования, уточнить цели предстоящей работы. Этот этап способствует выработки таких умений, как осознавать и принимать познавательную задачу, видеть суть проблемы и др.
На этапе планирования младшие школьники уточняют информацию по теме, выдвигают гипотезы, определяют цели, задачи, предстоящей работы, выбирают методы исследования. У них формируются умения составлять план своей деятельности, ценить время, определять круг своих интересов, выбирать способ действия и альтернативные пути решения проблемы.
При непосредственном выполнении проекта младшим школьникам необходимо использовать имеющиеся знания по проблеме, обращаться к детским справочникам и энциклопедиям, компьютеру, учебным фильмам; потребуются
умения наблюдать, пользоваться специальными приборами (простыми лупами, биноклями, и др.), умения экспериментирования, школьники учатся работать с информацией, классифицировать явления по какому-либо признаку, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать изученные факты и др.
На этапе представления продукта проекта задача младших школьников состоит в том, чтобы донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы. У них формируются умения рассуждать, выделять главное и второстепенное, делать выводы, логически выстраивать свое выступление, отстаивать свою точку зрения.
При оценке деятельности младшие школьники учатся оценивать свой результат и результат работы своих товарищей по достижению планируемого, по качеству выполненного, по новизне, умения принимать и применять критерии оценивания проектов, отвечать на вопросы четко.
В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в выборе темы, постановке целей и задач, поиске необходимой информации, анализе, структуировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуется применение уже известного и «открытие» новых знаний.
Таким образом, учебный проект является мощным инструментом при формировании мышления младших школьников, поскольку он обладает большими возможностями на каждом своем этапе развитием умственных операций, способствует формированию активности целенаправленности, гибкости мышления, способствует формированию культуры логических рассуждений.
Современные исследователи метода проектов (Н.В.Матяш,
В.Д.Симоненко, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, И.Д.Чечель, и др.) [1], [2], [3], [5], считают, что использование этого метода в комплексе позволяет решать образовательные (получение знаний по предметам), развивающие (формирование умений ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять продукты деятельности и др.), воспитательные (умение работать сообща, принимать мнение товарища, и др.) задачи.
В настоящее время учебный проект имеет большое количество видов. Используя в нашей практике метод проектов, мы пришли к выводу, что каждый вид проекта помимо «общих для всех проектов» исследовательских умений способствует развитию «специальных для данного вида» исследовательских умений в силу своей направленности.
Например, проекты по доминирующей деятельности делятся на: практикоориентированные, исследовательские, ролевые, творческие, информационные.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика; продукт заранее определен, имеет четкую структуру и может быть использован для жизни школы или класса (макет, книга, наглядные пособия). Создавая продукт такого проекта, младший школьник должен обладать фантазией, конструкторскими способностями: сделать рисунок, схему или чертеж, определить материальные и временные затраты и др. Поэтому при участии в таком проекте у младших школьников будут развиваться умения конструкторские, техническо-библиографические, практические; умения выбрать наиболее рациональный из всех путь решения проблемы; оценить свою работу в отношении затраченного времени, качества выполнения, материальных затрат; умения усовершенствовать предмет, выражать замыслы с помощью технических рисунков, схем, чертежей; составлять схемы необходимых расчетов.
Исследовательский проект имеет структуру похожую или полностью совпадающую с подлинно научным исследованием. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Причем младшие школьники используют методы современной науки: эксперимент, социологический опрос, моделирование и др. Поэтому в процессе участия в таком проекте у них будут развиваться умения работать с литературой; умения наблюдать, проводить экспериментирование; проводить опрос, анкетирование на доступном для данного возраста уровне; обрабатывать полученные данные; умения пользоваться техническими приборами, снимать и
записывать показания; составлять описание явления или предмета на основании полученных данных. Умения оформлять результаты исследования в виде текста с использованием графиков, таблиц, рисунков.
Творческий проект отличается творческим, неординарным воплощением готового продукта (реклама, газета, видеофильм, и др.) У младших школьников сформируются умения творчески воплощать свои мысли, находить оригинальный способ решения проблемы с учетом особенности проекта; аргументировать свою точку зрения в соответствии с предложенным способом решения проблемы.
В игровом (ролевом) проекте участники выполняют определенные роли, согласно разработанному сценарию. В качестве продукта могут выступать придуманный спектакль или игра. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. От младших школьников потребуются умения «перевоплощаться», согласно условиям замысла, умения «играть свою роль» в соответствии с темой данного проекта; развитие сценических способностей; умения изготавливать необходимые предметы труда; умения использовать неологизмы, архаизмы в своем выступлении в соответствии с отведенной ролью;
Информационный проект связан со сбором информации о каком-либо объекте или явлении с целью ее анализа и представления для широкой аудитории. Продуктом такого проекта может служить статья в школьную газету, журнал, видеоролик, реклама и др. Участвуя в таком проекте, младшие школьники приобретают аналитические, поисковые умения; умения работать со справочной литературой, составлять описание предмета, явления на основе полученных данных; умения представить разные точки зрения на описываемый объект, сопоставить их и иметь свое отношение к нему.
По предметно-содержательной области различают монопроекты, которые осуществляются, как правило, в пределах одной области знания и межпредметные проекты, которые требуют интеграции знаний разных областей. В монопроектах происходит формирование исследовательских умений в рамках какой-либо образовательной области: анализ ситуации, относительно которой
появляется необходимость создать проект, формулирование целей своей деятельности, выдвижение гипотезы, планирование этапов выполнения проекта, подбор способов решения поставленных задач и выбор наиболее продуктивного; сбор, оформление и систематизация полученных результатов. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время, они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Здесь наиболее явно можно проследить широту переноса исследовательских умений. Работая над таким проектом, у младшего школьника развивается ассоциативное мышление, комбинаторные способности.
По количеству участников проекта различают индивидуальный и групповой. В индивидуальном проекте происходит формирование исследовательских умений планирования, проблематизации, целеполагания, и др. непосредственно у создателя. В групповом проекте помимо вышеперечисленных умений, формируются еще умения работать в сотрудничестве с товарищами: умения выбрать проблему путем согласования для совместного решения; согласовывать цели совместной деятельности; планировать свою деятельность на основе распределения функций между участниками группы, достигать результаты на основе спланированных действий; представить результаты совместной деятельности.
Данную типологию проектов нужно учитывать и использовать при целенаправленной работе по формированию исследовательских умений младших школьников. Например, ясно, что к моменту завершения образования ученик должен выполнить проект самостоятельно. Для этого он должен обладать определенным набором исследовательских умений и соответствующей степенью их сформированности. Для того чтобы обогатить эти умения, учитель должен отслеживать, чтобы учащиеся, начиная уже с начальной школы, принимали участие в разнообразных проектах, что будет создавать условия для развития любознательности, поддержанию интереса к учебным предметам, развитию креативности.
В качестве критериев для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у младших школьников могут служить:
непосредственная готовность учащегося проводить исследование, которая заключается в том, что ученик в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании. Данными умениями ученик может овладеть при специально организованном обучении.
Мотивированность учащихся по отношению к исследовательской деятельности, которая заключается в том, что младший школьник в определенной степени желает и может провести работу, связанную с поиском новых знаний и способов действий.
Проявление креативности в выполнении учащимися исследования, которое заключается в том, что ученик находит оригинальное решение проблемы, предлагает несколько способов решения, творчески подходит к выбору темы исследования, выбору методов и др.
Степень самостоятельности при выполнении исследования. Так, если исследовательские умения сформированы на более высоком уровне, степень самостоятельности школьника возрастает, и, наоборот, если исследовательские умения сформированы на достаточно низком уровне, ученик нуждается в грамотной консультативной помощи учителя - научного руководителя, которая будет способствовать увеличению степени самостоятельности ученика при проведении исследования.
Организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение разнообразных учебных проектов показала, что у учащихся повысился уровень знаний, что проявляется в самостоятельном «открытии» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлений, углубление своих знаний интересующей по проблеме.
Изменился уровень мыслительной деятельности. Младшие школьники стали рассматривать материал как самостоятельно добываемую, важную для них информацию.
Стали ярче проявляться познавательные интересы детей, их стремление к творческой самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.
Младшие школьники активно участвуют в ежегодных школьных исследовательских конференциях, результатом которых стали многочисленные ма-
кеты, плакаты, поделки, рисунки, в которых нашло свое личное отражение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Кроме этого, в результате устного опроса интерес к выполнению учебных проектов выразили 100% младших школьников; учащиеся отметили, что учебный проект «помогает лучше учиться, так как помогает разобраться во всем» -78,3%, «учит дружить и помогать друг другу» - 64%, «помогает показать, что ты умеешь делать» - 58,5%, «увлечь товарищей тем, что интересно самому» -48,4%, поверить в свои силы - 37,2%, «подружиться с ребятами из другого класса» - 20%.
Таким образом, в процессе выполнения проекта у учащихся создаются условия для развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности. Включение в образовательный процесс работы над учебными проектами позволяет учителю отслеживать пути становления способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях, т.е. дает возможность осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у младших школьников.
Библиографический список
1. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. // Матяш Н.В., Симоненко В.Д. - М.:Вентана-Граф, 2004.- 112с.
2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2008.-112с.
3. Полат, Е.С. Технология телекоммуникационных проектов. //Наука и школа. -1997.- №4. - С. 47-50
4. Семенова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников.: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2007. - 205с.
5. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения. // Практика административной работы в школе. - 2003. - №6 - С. 24-29
Bibliography
1. Chechel, I. D. Research Projects in Educational Practice / I.D. Chechel // The Administrative Work Practice at School. - 2003. - №6. - P. 24-29.
2. Matyash, N. V. The Project Activity of Young Schoolchildren: Teacher’s Book / N.V. Matyash, V.D. Simonenko. - M.: Ventana-Graf, 2004. - 112 p.
3. Pakhomova, N. Yu. Educational Project Method in Educational Institution: Manual for Higher Pedagogical School Teachers and Students / N.Yu. Pakhomova. - M.: ARKTI, 2008. - 112 p.
4. Polat, E. S. Telecommunication Projects Technology / E.S. Polat // Science and School. -1997. - №4. - P. 47-50.
5. Semenova, N.A. Young Schoolchildren’s Research Skills Forming: Diss. ... Cand. of Ped. - Tomsk, 2007. - 205 p.