Научная статья на тему 'Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов'

Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / РОЛИ ПЕДАГОГА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА / TEACHER'S ROLES / PUPIL'S AND TEACHER'S TYPES OF ACTIVITY / TRAINING PROJECT / RESEARCH SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Ольга Александровна

Как эффективный способ формирования исследовательских умений младших школьников представлена организация их деятельности через учебный проект. Грамотное управление такой деятельностью, привлечение родителей к управлению исследовательской деятельностью детей, участие школьников в разнообразных проектах создают условия для обогащения исследовательского опыта детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов»

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ система формирования исследовательской компетентности бакалавра туризма средствами дисциплин по выбору студента

Цикл Дисциплины по выбору студента (вариативная часть) Компетенции Курс

Б.1. Гуманитарный, социальный, экономический Философия и методология науки Логика и методология науки ОК-1 ОК-3 ОК-4 ОКВ-1 ОКВ-2 1

Б.2. Математический и естественнонаучный Математические методы исследования экономики Естественнонаучные методы научного исследования ОК-3 ОК-12 ОКВ-1 2

Б.3. Профессиональный Методы научных исследований в туризме Теоретико-методологические основы туризма ОК-3 ПК-13 ПК-15 ПК-16 ПКВ-1 ПКВ-2 3

Дисциплины, учитывающие профиль подготовки (технология и организация туроператорских и турагент-ских услуг и др.) Практические основы научных исследований в туризме Основы математического моделирования в туризме 21653 4

лиметрия компетенций. СПб. М. : Исслед. центр проблем качества подгот. спец., 2006.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm489-1.pdf.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «магистр»). URL: // http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm488-1.pdf.

Formation of research competence of bachelor students by means of optional disciplines (on the example of higher school training in the area “Tourism”)

There is described the research competence formation of bachelor of tourism by means of optional disciplines provided by variation part of curriculum of FSES.

Key words: tourism industry, bachelor of tourism, research work, competences, research competence, optional disciplines.

о.А. коВАЛЕнко

(Москва)

управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов

Как эффективный способ формирования исследовательских умений младших школьников представлена организация их деятельности через учебный проект. Грамотное управление такой деятельностью, привлечение родителей к управлению исследовательской деятельностью детей, участие школьников в разнообразных проектах создают условия для обогащения исследовательского опыта детей.

Ключевые слова: учебный проект, роли педагога, исследовательские умения, виды деятельности учителя и ученика.

Целью модернизации образования является качественный результат обучения, позволяющий выпускнику осуществить осознанный

© Коваленко О.А., 2011

выбор жизненного пути, сформировать готовность к осуществлению непрерывного образования. Реализация этой цели предусматривает решение ряда задач, одной из которых является развитие творческой самостоятельности, исследовательских умений и навыков на возможно более ранних ступенях обучения, которые впоследствии обеспечат выпускнику школы возможность трудиться и продолжать свое профессиональное образование.

Методы и формы организации работы по формированию исследовательских умений в начальной школе очень разнообразны и во многом определяют успех в достижении поставленных задач. Как показывает практика, основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой (для 75% опрошенных учителей): написание докладов, рефератов, сочинений, изложений не дает высокого уровня их развития из-за своей шаблонности, ограничения узкой тематикой.

Одним из эффективных методов развития исследовательских умений младших школьников является метод проектов, т.к. он выявляет лидирующие позиции учеников, раскрывает их интересы, связан с реальной жизнью, обогащает их социальный опыт, развивает научную пытливость, учит работать в группе, воспитывает самоконтроль, дисциплинированность, представляет возможность для «переноса» знаний в новые условия, тем самым способствует их лучшему закреплению.

С другой стороны, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений учащихся (63 % опрошенных учителей вообще не ставят на уроке такую цель). Из-за отсутствия целенаправленной, спланированной работы по формированию исследовательских умений, четкого руководства, слабого использования продуктивных форм включения учащихся в поисковую работу учителя не могут добиться высоких результатов в создании положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, развитии их познавательных интересов. Поэтому целью настоящей статьи является решение вопроса, как управлять процессом формирования исследовательских умений младших школьников в ходе выполнения учебного проекта.

Использование в своей работе учебного проекта требует от учителя создания условий для формирования у детей исследовательских умений, проявления у них интереса к познавательной деятельности, самообразованию

и применению своих знаний на практике. Это возможно, если педагог освоит некторые роли, которые необходимо сыграть в ходе осуществления проекта.

Прежде всего это роль энтузиаста, который должен вдохновлять, мотивировать детей на достижение цели. Учитель сам должен быть человеком увлеченным, использовать систему стимулов в поддержке младших школьников. Не забывать хвалить их и помнить, что высказывания типа «Много будешь знать...», «У любопытной Варвары.» блокируют желания детей участвовать в последующих исследованиях.

как специалист учитель должен сам обладать знаниями и умениями в нескольких областях, быть достаточно эрудированным, знать интересы, индивидуальные и психические особенности младших школьников. Ведь от удачного выбора проекта, умения отобрать действительно захватывающий детские интересы материал зависит успех не только в реализации проекта, но и в развитии исследовательских умений.

В качестве консультанта педагог организует доступ младших школьников к разным источникам информации, а также к специалистам, оказывает помощь при работе с книгой, учит делать выписки, работать с картотекой; запрашивать необходимую информацию; организует экскурсии на предприятия, музеи, встречи с интересными людьми и др.

как руководитель учитель должен сам знать этапы выполнения проекта, владеть исследовательскими умениями, которые необходимо формировать на каждом из них, определять степень самостоятельности при выполнении проекта; проводить диагностику сфор-мированности исследовательских умений у младших школьников и др. Если на первых порах выполнения учебных проектов учитель как руководитель оказывает помощь на всех этапах, помогает разбиться на группы, то при увеличении степени сформированности исследовательских умений - самостоятельности при выполнении проекта, проявлении желания участвовать в такой деятельности, определенной степени креативности - он становится координатором, который наблюдает за процессом выполнения проекта и оказывает консультативную помощь только по необходимости.

В качестве эксперта педагогу необходимо анализировать результаты выполнения проекта детьми, побуждать их к построению и высказыванию собственных суждений; учить детей анализировать свою работу и работу това-

рищей. На первых порах, пока степень сформированности исследовательских умений у детей недостаточно высока, необходимо анализировать каждое умение пооперационно, затем контроль может осуществляться систематически после каждого выполненного задания; на более высоком уровне сформированно-сти исследовательских умений учитель контролирует каждый этап выполнения проекта или эпизодически. Группа или отдельный ученик готовит промежуточные отчеты, в которых указывает, «что нужно было сделать», «что сделано», «что не удалось и почему».

Осуществление учебного проекта предполагает соблюдение определенного алгоритма и сочетание разных видов деятельности как самого учителя, так и младших школьников. Так, на организационном этапе ученики организуют свою деятельность, выбирают тему (учитель помогает в этом), определяют проблему исследования.

На этапе планирования ученик определяет цель и организует свою дальнейшую работу в группе - учитель помогает ему в этом, распределяя функции и роли. Это могут быть роли организатора, теоретика, программиста, оформителя, экспериментатора, докладчика, фоторепортера и др. Учитель способствует проявлению поисковой активности, поскольку на данном этапе учащиеся имеют лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

На этапе осуществления проекта ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники информации; ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательную и трудовую деятельность младшего школьника; ученик выбирает нужный способ решения проблемы -учитель способствует, прогнозирует результаты выбора; ученик обрабатывает результаты -учитель помогает их оформить. Кроме этого, учитель поддерживает, поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследований и др.

На этапе представления своих результатов ученик представляет результаты своего труда, высказывая свое мнение, - учитель слушает, организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию - защиту проекта.

При самооценке работы ученик анализирует свою деятельность и работу своих товарищей, несет ответственность за результаты

своей работы - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности, представляет возможность для самооценки.

На протяжении выполнения проекта ученик активен - учитель создает условия для проявления активности.

Таким образом, в ходе выполнения учебных проектов у младших школьников могут быть сформированы организационные, поисковые, презентационные, коммуникативные, менеджерские, рефлексивные умения.

Освоение каждого этапа проекта завершается формированием соответствующего исследовательского умения. Поэтому в процессе управления формированием исследовательских умений младших школьников важно, чтобы учитель обеспечил прохождение всех этапов проекта.

Кроме того, при управлении процессом формирования исследовательских умений младших школьников необходимо, чтобы учитель тщательно и систематически изучал исследовательский опыт учащихся, проводил диагностику сформированности исследовательских умений, включал в свои уроки задания исследовательского характера, тем самым создавая возможности «переноса» умений в новые ситуации.

учебный проект - довольно кропотливая работа, и часто для его воплощения требуется время не только на уроке, но и дома. В начальной школе нельзя не учитывать роль родителей учащихся, зачастую готовых выполнить всю работу за свое «чадо», тем самым нанося вред работе учителя по формированию исследовательских умений и делая ее бессмысленной. Поэтому, управляя процессом формирования исследовательских умений, учитель должен ориентировать родителей на необходимость и возможность обогащения исследовательского опыта детей, оказывать консультации при подготовке проекта. Для этого необходимо проводить родительские собрания по проблемам детских исследований, консультации, приглашать родителей на защиту детских проектов. Тогда у них проявится интерес к личным достижениям учащихся, что будет способствовать формированию исследовательских умений.

В процессе обогащения личного исследовательского опыта ребенка важно то, что он не только представляет результаты своего собственного проекта, но и отслеживает результаты своих товарищей. Чтобы этот опыт был более насыщенным, разнообразным, учи-

телю необходимо анализировать возможности школы для включения учащихся начальных классов в систему организации учебноисследовательской деятельности. В настоящее время в школах открыты всевозможные клубы, проводятся научные конференции, конкурсы защиты проектов и др., где ребенку предоставляется возможность познакомить других учащихся школы со своими интересами, увлечениями. Так, на одном из таких конкурсов, изучая интересы детей в коллекционировании, мы представили проекты «Музей раковин», «Передвижной зоопарк», в рамках недели детской книги - проект «книжки-малышки». В школьном мероприятии по профориентации младшие школьники представили проекты «как рубашка в поле выросла», «Школьное ВДНХ», «Наши мамы на работе».

В настоящее время учебный проект имеет большое количество видов. Используя в нашей практике метод проектов, мы пришли к выводу, что каждый из них, помимо «общих для всех проектов» исследовательских умений, способствует развитию «специальных для данного вида» исследовательских умений в силу своей направленности. Например, проекты по доминирующей деятельности делятся на практико-ориентированные, исследовательские, ролевые, творческие, информационные.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика; продукт заранее определен, имеет четкую структуру и может быть использован для жизни школы или класса (макет, книга, наглядные пособия). Создавая продукт такого проекта, младшие школьники должны проявить фантазию, обладать конструкторскими способностями, а именно: выполнить рисунок, схему или чертеж, определить материальные и временные затраты и др. Участвуя в таком проекте, они смогут развивать конструкторские, техническо-библиографические, практические умения; умения выбирать наиболее рациональный путь решения проблемы, оценивать свою работу в отношении затраченного времени, качества выполнения, материальных затрат; умения усовершенствовать предмет, выражать замыслы с помощью технических рисунков, схем, чертежей; составлять схемы необходимых расчетов.

исследовательский проект имеет структуру, похожую или полностью совпадающую с подлинно научным исследованием. Он включает обоснование актуальности выбранной

темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Причем младшие школьники используют методы современной науки: эксперимент, социологический опрос, моделирование и др. А значит, в процессе участия в таком проекте у них будут развиваться умения работать с литературой, наблюдать, проводить экспериментирование, опрос, анкетирование на доступном для данного возраста уровне, умения обрабатывать полученные данные, пользоваться техническими приборами, снимать и записывать показания, составлять описание явления или предмета на основании полученных данных; оформлять результаты исследования в виде текста с использованием графиков, таблиц, рисунков.

творческий проект отличается творческим, неординарным воплощением готового продукта (реклама, газета, видеофильм и др.). У младших школьников формируются умения творчески воплощать свои мысли, находить оригинальный способ решения проблемы с учетом особенности проекта; аргументировать свою точку зрения в соответствии с предложенным способом решения проблемы.

В игровом (ролевом) проекте участники выполняют определенные роли согласно разработанному сценарию. В качестве продукта могут выступать придуманный спектакль, игра. разработка и реализация такого проекта наиболее сложны. От младших школьников потребуются умения перевоплощаться согласно условиям замысла, играть свою роль в соответствии с темой данного проекта; развивать сценические способности; изготавливать необходимые предметы труда; использовать неологизмы, архаизмы в своем выступлении в соответствии с отведенной ролью.

информационный проект связан со сбором информации о каком-либо объекте или явлении с целью ее анализа и представления для широкой аудитории. Продуктом такого проекта могут служить статья в школьной газете, журнале, видеоролик, реклама и др. Участвуя в нем, младшие школьники приобретают аналитические, поисковые умения; умения работать со справочной литературой, составлять описание предмета, явления на основе полученных данных; умения представить разные точки зрения на описываемый объект, сопоставить их и иметь свое отношение к нему.

Данную типологию проектов нужно учитывать и использовать при целенаправлен-

ной работе по формированию исследовательских умений младших школьников. Например, ясно, что к моменту завершения образования ученик должен выполнить проект самостоятельно. Для этого он должен обладать определенным набором исследовательских умений и соответствующей степенью их сформирован-ности. Для того чтобы обогатить эти умения, учитель должен отслеживать, чтобы учащиеся, начиная уже с начальной школы, принимали участие в разнообразных проектах, что создаст условия для развития любознательности, поддержания интереса к учебным предметам, развития креативности.

Таким образом, соблюдая перечисленные условия в процессе формирования исследовательских умений, правильно, целенаправленно организуя деятельность детей через выполнение проектов, разнообразных исследовательских заданий на уроках, совершенствуя свой собственный опыт как руководителя проекта через участие в различных семинарах, мастер-классах, конференциях и др., учитель раскрывает широкие возможности совместного сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, выбирают оптимальные средства их достижения, всесторонне проявляют компетентность личности.

литература

1. Метод проектов как личностно ориентированная технология: метод. пособие / авт.-сост. Ю.А. Лях. Кемерово : МОУ ДПО «НМЦ», 2009.

2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Са-сова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. М. : Вентана Графф, 2003.

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. М. : Просвещение, 2008.

Management of the formation process of research skills by means of training projects

As an effective way of research skills formation of primary school pupils there is suggested the organization of their work by means of training project. Competent management of such work, involvement of parents, participation in various projects create favourable conditions for improvement of pupils’ research experience.

Key words: training project, teacher’s roles, research skills, pupil’s and teacher’s types of activity.

а.а. Плеханов

(с. Репное Балашовского района саратовской области)

особенности профессиональной деятельности педагога по развитию у учащихся культуры потребления медиаинформации

Рассматриваются особенности деятельности педагога при организации потребления учащимися медиаинформации в зависимости от поставленных целей этого процесса. Для каждого случая выделены элементы, входящие в структуру культуры потребления медиаинформации.

Ключевые слова: медиаинформация, цели потребления медиаинформации, развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации, профессиональная деятельность педагога.

Сегодня информация является одним из важнейших ресурсов, который необходим для эффективной жизнедеятельности каждого члена общества. Постоянное развитие информационных технологий и их интеграция в жизнь требуют от человека особых способностей работы, в частности с медиаинформацией, и сформированности культуры ее потребления. школа в настоящее время имеет широкие возможности для формирования у учащихся необходимых навыков работы с медиаинформацией, культуры ее потребления. По этой причине необходимо изучить развитие у учащихся культуры потребления медиаинформации в контексте профессиональной деятельности педагога. Такой подход будет способствовать повышению эффективности профессионально-личностного становления педагогов, достижению более высоких результатов профессиональной деятельности в более короткие сроки, качественному выполнению социального заказа.

Сущность культуры потребления медиаинформации заключается в совокупности норм и ценностей, в соответствии с которыми протекает информационная деятельность человека, направленная на удовлетворение различных потребностей с помощью технических средств. Потребности формируют мотивационную сферу, предметным содержанием ко-

© Плеханов А.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.