Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО СОЦИУМА: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕФЕРЕНТОВ'

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО СОЦИУМА: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕФЕРЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ РЕФЕРЕНТЫ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Забровский Вадим Алексеевич

Показывается, что использование концептуального аппарата современной философии систематизирует идеи и представления об особенностях субъективного времени индивида с ограниченными возможностями в пространстве инклюзивного социума с акцентом на интенционально-ориентированную деятельность в жизни человека. Демонстрируется, что при обращении к интенциональности субъективного времени в сфере индивидуального сознания выделяются уровни осмысления и осознания основных перспектив по реализации возможностей ведения индивидов с ОВ целерациональной и ценностно-рациональной деятельности. Анализируются ситуации, в которых исследование субъективного времени непосредственно связано с использованием темпоральной референции. Показывается, что интенционально-индексированная структура и сегменты субъективного времени связываются с восприятием и пониманием времени посредством темпорального периода и момента «настоящее», принимаемых как базовые темпоральные факторы для выделения в качестве сценариев и перспектив внутреннего развития инклюзивного социума. Постулируется, что сегмент субъективного настоящего правомерно выделять как необходимый концепт, направленный на изучение внутренней структуры целерациональной деятельности, детерминированной интенциональными действиями человека. Выявляется, что процесс самоидентификации индивида с ограниченными возможностями непосредственно зависит от содержательной наполненности его субъективного времени. Именно субъективное время определяет две основные ступени осознания и осмысления человеком собственно-наличного бытия - это оценочная ступень (сегмент субъективного времени «прошлое-настоящее») и ступень идентификационных перспектив (сегмент субъективного времени «настоящее-будущее»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Забровский Вадим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF STUDYING THE SUBJECTIVE TIME OF AN INDIVIDUAL WITH LIMITED POSSIBILITIES IN THE SPACE OF AN INCLUSIVE SOCIETY: THE EXPERIENCE OF CONCEPTUALIZING TEMPORAL REFERENTS

It is shown that the use of the conceptual apparatus of modern philosophy systematizes ideas and ideas about the features of the subjective time of an individual with disabilities in the space of an inclusive society with an emphasis on intentionally oriented activity in a person’s life. It is demonstrated that when referring to the intentionality of subjective time in the sphere of individual consciousness, levels of comprehension and awareness of the main prospects for the realization of the possibilities of conducting goal-oriented and value-rational activities by individuals with OB are distinguished. Situations are analyzed in which the study of subjective time is directly related to the use of temporal reference. It is shown that the intentionally-indexed structure and segments of subjective time are associated with the perception and understanding of time through the temporal period and the “present” moment, taken as basic temporal factors for highlighting as scenarios and prospects for the internal development of an inclusive society. It is postulated that it is legitimate to single out the segment of the subjective present as a necessary concept aimed at studying the internal structure of purposeful rational activity determined by the intentional actions of a person. It is revealed that the process of self-identification of an individual with disabilities directly depends on the content of his subjective time. It is the subjective time that determines the two main stages of a person’s awareness and comprehension of his own existence - t his is the evaluative stage (the segment of subjective time “past-present”) and the stage of identification perspectives (the segment of subjective time “present-future”).

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНКЛЮЗИВНОГО СОЦИУМА: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ТЕМПОРАЛЬНЫХ РЕФЕРЕНТОВ»

Специфика исследования субъективного времени индивида с ограниченными возможностями в пространстве инклюзивного социума: опыт концептуализации темпоральных референтов

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: vitl_2002@list.ru

Забровский Вадим Алексеевич,

студент факультета экономики и права Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). E-mail: Vadim.frayd7777@gmail.com

Показывается, что использование концептуального аппарата современной философии систематизирует идеи и представления об особенностях субъективного времени индивида с ограниченными возможностями в пространстве инклюзивного социума с акцентом на интенционально-ориентированную деятельность в жизни человека. Демонстрируется, что при обращении к интенциональности субъективного времени в сфере индивидуального сознания выделяются уровни осмысления и осознания основных перспектив по реализации возможностей ведения индивидов с ОВ целерациональной и ценностно-рациональной деятельности. Анализируются ситуации, в которых исследование субъективного времени непосредственно связано с использованием темпоральной референции. Показывается, что интенционально-индексированная структура и сегменты субъективного времени связываются с восприятием и пониманием времени посредством темпорального периода и момента «настоящее», принимаемых как базовые темпоральные факторы для выделения в качестве сценариев и перспектив внутреннего развития инклюзивного социума. Постулируется, что сегмент субъективного настоящего правомерно выделять как необходимый концепт, направленный на изучение внутренней структуры целерациональной деятельности, детерминированной интенциональными действиями человека. Выявляется, что процесс самоидентификации индивида с ограниченными возможностями непосредственно зависит от содержательной наполненности его субъективного времени. Именно субъективное время определяет две основные ступени осознания и осмысления человеком собственно-наличного бытия - это оценочная ступень (сегмент субъективного времени «прошлое-настоящее») и ступень идентификационных перспектив (сегмент субъективного времени «настоящее-будущее»).

Ключевые слова: включающее общество, инклюзивное пространство. субъективное время, темпоральные референты, ин-тенциональность, ограниченные возможности (ОВ).

<п ■_

CJ

см со

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https://rscf.ru/project/22-28-00515/ в Ростовском государственном экономическом университете в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

Введение

В современной философской, социологической и педагогической литературе обозначился повышенный интерес к обсуждению идей и концепций становления и конструирования инклюзивного общества (включающего общества) с приоритетом систематического исследования повседневной реальности людей, имеющих различные ограничения с позиции условий их жизнедеятельности и существования в социуме (ограниченные возможности). Актуальным представляется научно-исследовательский интерес к формированию философской системы понятий, способной выступить в качестве методологического основания для интегральной интерпретации различных аспектов становления включающего общества.

Основная часть

Использование концептуального аппарата современной философии систематизирует идеи и представления об особенностях субъективного времени индивида с ограниченными возможностями в пространстве инклюзивного социума с акцентом на интенционально-ориентированную деятельность в жизни человека. Структурно, субъективное время упорядочивается посредством последовательных темпоральных сегментов: «прошлое время», «настоящее время» и «будущее время». Сегмент настоящего обозначает чувственно-созерцательную интенциональ-ность индивида, сегмент прошлого определяется его исторической памятью, а сегмент будущего непосредственно проектирует ментальные установки и регуляторы сознания человека. Обращение к интенциональности субъективного времени показывает, что в сфере индивидуального сознания выделяются уровни осмысления и осознания основных перспектив по реализации возможностей ведения индивидов с ОВ целерациональной и ценностно-рациональной деятельности.

Исследование субъективного времени непосредственно связано с использованием темпоральной референции, например с моментами времени соотносятся этапы аккумуляции индивидуального опыта на основе результатов человеческой жизнедеятельности. В рамках стадий субъективного времени можно интерпретировать и оценивать практическую реализацию индивидуального бытия людей с ОВ. Именно в сфере субъективного времени осуществляется осмысление человеком своей внутренней сущности, стоящих задач и целей. С другой стороны, значимым является параметр интенциональ-ных трансформаций субъективного времени, показывающий «поток» переживаний и ментальных образов людей с ОВ.

Интенционально-индексированная структура и сегменты субъективного времени связываются, прежде всего, с восприятием и пониманием времени посредством темпорального периода и момента «настоящее», принимаемых как базовые темпоральные факторы для выделения в качестве сценариев и перспектив внутреннего развития инклюзивного социума. Сегменты субъ-

ективного времени предполагают принятие различных векторов становления ментальных образов человека с ограниченными возможностями. Как следствие, внимание, воображение и память формируют основу субъективного времени, выступая приоритетными предпосылками темпоральных векторов и тенденций жизнедеятельности социальной группы людей с ОВ.

Сегмент субъективного настоящего правомерно выделять как необходимый концепт, направленный на изучение внутренней структуры целерациональной деятельности, детерминированной интенциональными действиями человека. Принятие параметра длительности сегмента настоящего дает возможность указать на две его основных интерпретации. Прежде всего, сегмент настоящее предстает в качестве некоторой длительности, причем в ее пределах реализуется системное восприятие в человеческом сознании сущности и непрерывного «потока» переживаний и ментальных образов. Исходя из специфики темпоральных референтов, необходимо использование многоуровневой структуры времени, позволяющей представлять периоды с исходно неопределенными границами, отражающие действительность темпорально-индексированных исторических границ формирования повседневного инклюзивного пространства.

Многоуровневая структура времени с последовательно-упорядоченными периодами дает возможность применять относительно сегментов субъективного времени характеристику «субпериодичность», что значимо с методологической точки зрения, утверждающей синтез дискретного и континуального аспектов. В свою очередь, стадии отличает соотнесение периодов и моментов, на основе которого формируются многоуровневые моментно-периодические структуры. Фактически стадии перекрывают периоды и моменты, определяя базисные параметры моментно-периодической структуры и отражая наличие транзитов между ментальными образами и состояниями.

Интенциональность как основной параметр интерсубъективности в системе субъективного времени человека с ограниченными возможностями рассматривается как сущностно-индивидуальная характеристика, соотносимая с коллективным обыденным сознанием людей с ОВ в инклюзивном микросоциуме Субъективно-субстанциональные аспекты социального времени инициируют построение н-уровневых моделей, касающихся процессов и комплексов переживаний индивидом периода своего вхождения в инклюзивное общество и реконструкции ментальных образов и чувственных восприятий в системе индивидуального сознания. Характеристика интенциональности времени индивида с ограниченными возможностями показывает специфическую особую форму упорядочивания, синхронизации и существования различных явлений и событий в сегменте индивидуально-ментальных образов внутреннего опыта индивида.

В свою очередь, индивидуально-ментальная темпо-ральность выделяется при рассмотрении уникальных и стереотипных форм наглядно-образного перенесения всего комплекса переживаний индивидуально-наличной событийности в сферы человеческого сознания. В этой связи интенциональная темпоральность имманентно трансформируется в индивидуальное время, демонстрирующее специфику внутреннего опыта и отличительные особенности ментальных образов индивида с ограниченными возможностями как необходимых этапов становления системы социальных событий, получающих индексацию в индивидуальном сознании. Воспринимая систему подобных событий, индивид с ограниченными возможностями непосредственно погружается в процессы темпорального переживания и проживания всего комплекса событий трансформирующегося социума. Естественно,

что внутренне-определенная темпоральность индивида с ОВ соотносится с происходящими преобразованиями и изменениями в структуре инклюзивного общества, отражая его открытость и нестабильность.

Процесс самоидентификации индивида с ограниченными возможностями непосредственно зависит от содержательной наполненности его субъективного времени. Именно субъективное время определяет две основные ступени осознания и осмысления человеком собственно-наличного бытия - это оценочная ступень (сегмент субъективного времени «прошлое-настоящее») и ступень идентификационных перспектив (сегмент субъективного времени «настоящее-будущее»). В рамках оценочной ступени показывается специфика представления исходных концептуально-содержательных аспектов осмысления, понимания и интерпретации контента субъективного времени. Именно оценочная ступень, индексирующая сегмент прошлого-настоящего, дает возможность провести оценку совокупности качественных параметров субъективного времени человека с ограниченными возможностями, касающихся его внутренней определенности по отношению к индексации и интерпретации последовательности явлений и событий в периодах «потока сознания». Происходит комплексная оценка сегмента прошлого, в котором воспроизводятся комплексы мыслительных процессов человека с ОВ.

Значимость комплексной оценки определяется обозначением характеристик субъективного времени людей с ограниченными возможностями в интервалах их структурно-содержательных трансформаций от общества традиционного к обществу инклюзии. При этом основные приоритеты направлены на изучение количественных характеристик субъективного времени, предполагающих исследование его интенсивности с позиции синтеза психологического, индивидуального и биологического времени. С другой стороны, на ступени перспектив демонстрируется ценностно-целевые и эвристические возможности субъективного времени относительно сегмента настоящее-будущее. Эта ступень связана с особенностями мыслительно-операциональной деятельности людей с ОВ. В этой связи приоритетной становится реконструкция контента субъективного времени с акцентом на осмысление и осознание человеком специфики индивидуального бытия в контексте жизнедеятельности общества инклюзии.

Заключение

Понимание субъективного времени связывается с процессами переживания и проживания человеком с ограниченными возможностями некоторого настоящего момента собственного индивидуального существования. Поэтому субъективное время представляется как своеобразная интенционально-ориентированная длительность в жизни человека с ОВ во включающем социуме. Комплексность исследования субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями вызывает реальный исследовательский интерес относительно рассмотрения интенциональности в сфере индивидуального сознания с выделением уровней осмысления и осознания основных перспектив по реализации возможностей ведения целерациональной и ценностно-рациональной деятельности.

Литература

1. Аверина Н.В., Лойтаренко М.В., Попов В.В., Щеглов Б.С. Особенности альтернативности в социальных трансформациях // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-9. С. 2115-2119.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<n

I_

u

OJ CO

2. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колобкова Н.Н., Кондратьева М.В., Копытина М.Ю., Липич В.В., Мифта-хова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., Попря-духина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

3. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпораль-ности правового сознания социального субъекта // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С.5730-5733.

4. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

5. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества // Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.

6. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Социальное противоречие в контексте нелинейных процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С. 361-364.

8. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111-114.

9. Попов В.В., Солодухин О.А. К логической проблеме изменений во времени // Философские науки. 1991. № 5. С. 174.

10. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение. Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилевская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. и др. Воронеж, 2003. Книга 3. 244 с.

11. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 25-38.

12. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). Р. 6-19.

13. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. № 13 (3). Р.144-152.

THE SPECIFICITY OF STUDYING THE SUBJECTIVE TIME OF AN INDIVIDUAL WITH LIMITED POSSIBILITIES IN THE SPACE OF AN INCLUSIVE SOCIETY: THE EXPERIENCE OF CONCEPTUALIZING TEMPORAL REFERENTS

Popov V.V., Zabrovskiy V.A.

Taganrog Institute A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State Economic University (RINH)

It is shown that the use of the conceptual apparatus of modern philosophy systematizes ideas and ideas about the features of the sub-

jective time of an individual with disabilities in the space of an inclusive society with an emphasis on intentionally oriented activity in a person's life. It is demonstrated that when referring to the in-tentionality of subjective time in the sphere of individual consciousness, levels of comprehension and awareness of the main prospects for the realization of the possibilities of conducting goal-oriented and value-rational activities by individuals with OB are distinguished. Situations are analyzed in which the study of subjective time is directly related to the use of temporal reference. It is shown that the intentionally-indexed structure and segments of subjective time are associated with the perception and understanding of time through the temporal period and the "present" moment, taken as basic temporal factors for highlighting as scenarios and prospects for the internal development of an inclusive society. It is postulated that it is legitimate to single out the segment of the subjective present as a necessary concept aimed at studying the internal structure of purposeful rational activity determined by the intentional actions of a person. It is revealed that the process of self-identification of an individual with disabilities directly depends on the content of his subjective time. It is the subjective time that determines the two main stages of a person's awareness and comprehension of his own existence - this is the evaluative stage (the segment of subjective time "past-present") and the stage of identification perspectives (the segment of subjective time "present-future").

Keywords: inclusive society, inclusive space. subjective time, temporal referents, intentionality, limited possibilities (OS).

References

1. Averina N.V., Loitarenko M.V., Popov V.V., Shcheglov B.S. Features of alternativeness in social transformations // Fundamental research. 2014. No. 9-9. pp. 2115-2119.

2. Scientific research: information, analysis, forecast. Lip-skaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrakova T.S., Vo-ronina L.V., Grin A.I., Gushchina O.M., Donskikh T.P., Drozdo-va N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolob-kova N.N., Kondratieva M.V., Kopytina M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

3. Popov V.V., Agafonova T.P. Specifics of the temporality of the legal consciousness of a social subject // Fundamental Research. 2015. No. 2-25. pp. 5730-5733.

4. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science // Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90.

5. Popov V.V., Chalenko M.V. Specificity of transitional states of modern Russian society // Social and humanitarian bulletin of the South of Russia. 2011. No. 7-8 (15-16). pp. 39-45.

6. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

7. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A. Social Contradiction in the Context of Nonlinear Processes // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017. No. 1-2. pp. 361-364.

8. Popov V.V., Muzyka O.A., Timofeenko V.A. Contradictions in the context of transitional periods of a transitive society // International Journal of Experimental Education. 2016. No. 7. P. 111-114.

9. Popov V.V., Solodukhin O.A. To the logical problem of changes in time // Philosophical sciences. 1991. No. 5. S. 174.

10. Modern entrepreneurship: socio-economic dimension. Emely-anov S.G., Golik N.I., Novikova I.V., Chirkova M.B., Fed-osov P.E., Zolotorev V.N., Popov V.V., Ovchinnikova T.I., Kloizner V.D., Devyatkin G.T., Vavulin D.A., Timoshenko O.A., Varlamova T.P., Lakhnova T.V., Mogilevskaya G.I., Lavrentie-va I.V., Velikaya E.G. ., Litvinova A.V., Semenov V.A., Isupo-va O.A. and others. Voronezh, 2003. Book 3. 244 p.

11. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

12. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

13. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.