Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / ТЕМПОРАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / ИНТЕРСУБЬЕКТИВНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (ОВ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Музыка Оксана Анатольевна

Рассматривается интерсубъективность как общность и целостность структур психической деятельности, социального опыта и результатов рефлексии различных индивидов, дающих возможность достижения их взаимодействия и взаимопонимания в процессе становления личностной идентификации. Показывается, что субъективное время индивида с ограниченными возможностями является чувственно-определенной формой непосредственно-наличной бытийности переживаемых процессов и событий, определяющих контент индивидуального человеческого опыта. Демонстрируется, что в сфере мира повседневности специальной группы людей с ограниченными возможностями проявление темпоральной координации как формы интерсубъективности правомерно представить в качестве конструирования и моделирования социального пространства подобной группы. Анализируются ситуации, в которых исследование форм проявления субъективного времени человека с ОВ предполагает отсутствие в его внутренних темпоральных сферах тождественных моментов времени, поскольку любой момент реально содержит опыт человека, отражающий достигнутые в профессиональной деятельности результаты. Показывается, что интегральность исследования субъективного времени индивидов с ОВ предполагает рассмотрение специфики межличностного диалога в сфере повседневной реальности включающего общества с выходом на проблемы интерсубъективного понимания и интерсубъективной интерпретации. Постулируется, что в современных теоретических источниках (философских, психологических, педагогических, социологических и др.) отмечается активное исследование разнообразных проблем становления и функционирования включающего социума, актуализация различных аспектов повседневной жизнедеятельности и бытия индивидов с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попов Виталий Владимирович, Музыка Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGICAL FOUNDATIONS OF INTERSUBJECTIVITY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THE SUBJECTIVE EXPERIENCE OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES: A CONCEPTUAL ASPECT

Intersubjectivity is considered as a commonality and integrity of the structures of mental activity, social experience and the results of reflection of various individuals, which make it possible to achieve their interaction and mutual understanding in the process of becoming a personal identification. It is shown that the subjective time of an individual with disabilities is a sensually-defined form of directly-existent beingness of the experienced processes and events that determine the content of individual human experience. It is demonstrated that in the sphere of the everyday world of a special group of people with disabilities, it is legitimate to present the manifestation of temporal coordination as a form of intersubjectivity as the construction and modeling of the social space of such a group. Situations are analyzed in which the study of the forms of manifestation of the subjective time of a person with OB suggests the absence of identical moments of time in his internal temporal spheres, since any moment actually contains a person’s experience, reflecting the results achieved in professional activity. It is shown that the integrity of the study of the subjective time of individuals with OB involves consideration of the specifics of interpersonal dialogue in the sphere of everyday reality of an inclusive society with access to the problems of intersubjective understanding and intersubjective interpretation. It is postulated that in modern theoretical sources (philosophical, psychological, pedagogical, sociological, etc.) there is an active study of various problems of the formation and functioning of an inclusive society, the actualization of various aspects of everyday life and the existence of individuals with disabilities.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Феноменологические основания интерсубъективности в контексте становления субъективного опыта индивида с ограниченными возможностями: концептуальный аспект

Попов Виталий Владимирович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и философии права Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

E-mail: vitl_2002@list.ru Музыка Оксана Анатольевна,

доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: omuzika@gmail.ru

лируется, что в современных теоретических источниках (философских, психологических, педагогических, социологических и др.) отмечается активное исследование разнообразных проблем становления и функционирования включающего социума, актуализация различных аспектов повседневной жизнедеятельности и бытия индивидов с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: включающее общество, темпоральная координация, феноменология, интерсубьек-тивность, ограниченные возможности (ОВ).

Рассматривается интерсубъективность как общность и целостность структур психической деятельности, социального опыта и результатов рефлексии различных индивидов, дающих возможность достижения их взаимодействия и взаимопонимания в процессе становления личностной идентификации. Показывается, что субъективное время индивида с ограниченными возможностями является чувственно-определенной формой непосредственно-наличной бытийности переживаемых процессов и событий, определяющих контент индивидуального человеческого опыта. Демонстрируется, что в сфере мира повседневности специальной группы людей с ограниченными возможностями проявление темпоральной координации как формы интерсубъективности правомерно представить в качестве конструирования и моделирования социального пространства подобной группы. Анализируются ситуации, в которых исследование форм проявления субъективного времени человека с ОВ предполагает отсутствие в его внутренних темпоральных сферах тождественных моментов времени, поскольку любой момент реально содержит опыт человека, отражающий достигнутые в профессиональной деятельности результаты. Показывается, что интегральность исследования субъективного времени индивидов с ОВ предполагает рассмотрение специфики межличностного диалога в сфере повседневной реальности включающего общества с выходом на проблемы интерсубъективного понимания и интерсубъективной интерпретации. Посту-

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00515, https:// rscf.ru/project/22-28-00515/ в Ростовском государственном экономическом университете в рамках научно-исследовательского проекта «Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе» (Руководитель: профессор В.В. Попов).

253

Введение. В современной философской и психолого-педагогической литературе отмечается весьма широкий интерес к интегральному изучению концепций конструирования включающего общества с приоритетом рассмотрения повседневной реальности людей, имеющих различные физические, физиологические, психологические и т.п. ограничения их жизнедеятельности (ограниченные возможности, ограниченные потребности, инвалиды). Интенсивное обсуждение содержательно-теоретических и инструментально-технологических моментов развития общества инклюзии значительно опережает конструирование адекватной методологической основы. Поэтому социально-философское знание правомерно становится теоретико-методологическим базисом для теории инклюзии.

Основная часть. Теоретической основой феноменологического подхода к исследованию субъективного времени индивида выступают категории «интерсубъективность» и «мир повседневности». Интерсубъективность рассматривается в широком контексте конституи-рования познающим субъектом других субъектов как сознательных объектов посредством интенциональности, используя внутренний опыт интерпретации и осмысления человеком собственного индивидуального бытия. Интерсубъективные основы социального опыта индивидов позволяют вывести взаимодействие людей на уровень взаимопонимания, определяющего непосредственные механизмы коммуникации. Концептуально интерсубъективность представляется как общность и целостность структур психической деятельности, социального опыта и результатов рефлексии различных индивидов, дающих возможность достижения их взаимодействия и взаимопонимания в процессе становления личностной идентификации. Подобный процесс происходит в рамках обмена и трансляции знаний, отражающих достигнутый уровень индивидуального опыта. То есть интерсубъективность связывается с ситуациями, в которых индивиды реально взаимодействуют с по-

зиции сопоставления своих представлений, предпочтений и ожиданий с аналогами у других людей.

Субъективное время индивида с ОВ является чувственно-определенной формой непосредственно-наличной бытий-ности переживаемых процессов и событий, определяющих контент индивидуального человеческого опыта. Такой контент подразумевает его хронологизацию и упорядоченность с позиции ментальных аспектов субъективного времени. Применение основных характеристик субъективного времени (интенциональ-ность, континуальность, иррефлексивность и др.) показывает, что оно выступает в качестве системообразующего базиса сознания человека, оказывающего влияние на содержание субъективности и характер субстанциональных параметров. Постулируя многообразие социальных общностей, необходимо отметить определенную однотипность в их конструировании. Пространство повседневной жизнедеятельности людей с ОВ определяется интенциональностью темпоральной координации в рамках интерсубъективности.

В сфере мира повседневности специальной группы людей с ОВ проявление темпоральной координации как формы интерсубъективности правомерно представить в качестве конструирования и моделирования социального пространства подобной группы, ведущее к трансформации смыслов, значений и предпочтений в сегменте «Я-Другой». В итоге возникает новая феноменологическая сфера «Я-Мы», отражающая специфику перехода от исследования индивидуально-локального пространства повседневной жизнедеятельности человека с ОВ к интегративному изучению повседневности специальной группы индивидов в обществе включающем. В таких ситуациях основным параметром темпоральной координации как формы интерсубъективности является понятие общезначимости. Рассмотрение сегмента «Я-Другой» в мире повседневности людей с ОВ показывает, что конструирование их социально-повседневного пространства определяется посредством

| »Ж

_ ^ идея.И

254

комплекса ментальных образов, характерных для отдельного человеческого сознания. Социально-повседневное пространство специальной группы индивидов с ОВ представляется с использованием такой характеристики темпоральной координации как темпоральная субъективность. Как следствие, непосредственный переход к повседневно-коллективному бытию сегмента «Я-Мы», детерминирующему функционирование микросоциальной организации людей с ОВ.

В современных теоретических источниках (философских, психологических, педагогических, социологических и др.) отмечается активное исследование разнообразных проблем становления и функционирования включающего социума, актуализация различных аспектов повседневной жизнедеятельности и бытия индивидов с ограниченными возможностями. Решение подобных проблем получило отражение у представителей философских и психолого-педагогических направлений. Наиболее значимые результаты получены в контексте феноменологического подхода. Постулируем развитие его основных принципов с учетом концептуально-семантического аппарата социальной прагматики, представив ряд достаточно интересных и значимых концепций (на наш взгляд), интегрально отражающих различные стороны реализации форм проявления субъективного времени человека с ОВ(Например: Р. Сли, Дж. Холл, А. Хики-Муди, М. Хартимо, С. Грин).

Исследование форм проявления субъективного времени человека с ОВ предполагает отсутствие в его внутренних темпоральных сферах тождественных моментов времени, поскольку любой момент реально содержит опыт человека, отражающий достигнутые в профессиональной деятельности результаты. Приоритетной становится сущностно-содержательная трансформация сферы субъективного времени, своеобразный поток переживаний и ассоциаций системы ментальных образов и чувственных представлений человека с ограниченны-

ми возможностями. Рассмотрение темпоральной координации как формы проявления субъективного времени индивида инициирует обращение к различным аспектам информационно-проективных систем. Непосредственный период восприятия индивидом локальной информации, в первую очередь, касается ее переработки и интерпретации с учетом целесообразности использования в повседневном мире включающего общества. Понимание и последующая трансляция подобной информации подразумевает темпоральную координацию как содержательно-теоретическое основание темпоральной индексации как оценки истинности и адекватности полученной информации относительно периодов субъективного времени.

Интегральность исследования субъективного времени индивидов с ОВ предполагает рассмотрение специфики межличностного диалога в сфере повседневной реальности включающего общества с выходом на проблемы интерсубъективного понимания и интерсубъективной интерпретации.

С феноменологических позиций су-бьективное время человека проявляется как чувственно-индивидуальная форма выражения социально-наличной бытий-ности событий и процессов, определяющих структурные особенности и содержание внутреннего опыта индивида. Само содержание индивидуального опыта подразумевает его хронологизацию и упорядоченность субъективным временем, для которого характерны интенциональность, иррефлексивность антисимметричность, континуальность и длительность. Подобные характеристики показывают, что в качестве системообразующего принципа человеческого сознания выступает ментальное время, которое определяет содержание субъективности и субстанциональные параметры.

Заключение. Ментальность времени представляется базисным сегментом системы и комплекса чувственных образов, формирующих смыслы обыденного коллективного сознания людей с ОВ. Сценарии становления специаль-

255

ных социальных групп достаточно многообразны, однако интенсивность такого становления увеличивается в периодах социальных преобразований и трансформаций. В итоге, индивиды с ограниченными возможностями поднимаются на качественно новые ступени в осознании и осмыслении собственного индивидуального бытия и это находит отражение в диалектике субъективных и объективных моментов процесса переживания и проживания этого бытия человеком.

Литература

1. Вачков И.В. Полисубъектный подход к инклюзивному пространству// Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность. Москва: МГППУ, 2019. С. 16-20.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Москва, Россия: Акад. Проект, 2009. 538 с.

3. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ // Липская Т.А., Алдашова Е.Н., Атласов И.В., Батракова Т.С., Воронина Л.В., Гринь А.И., Гущина О.М., Донских Т.П., Дроздова Н.В., Егоров Д.В., Ильченко И.А., Каменева И.Ю., Колоб-кова Н.Н., Кондратьева М.В., Копыти-на М.Ю., Липич В.В., Мифтахова Г.М., Никитина В.В., Парахонский А.П., По-прядухина Е.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2009. Том 25. 244 с.

4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНФОРМАЦИЯ, АНАЛИЗ, ПРОГНОЗ // Кравчук П. Ф., Попов В.В., Лыги-на Н.И., Копылов В.И., Кириков О.И., Коровин С.С., Рындак В.Г., Усен-ко Н.И., Лазарева В.А., Нохрина Н.Н., Семенченко И.В., Щеглов Б.С., Пе-трушенко С.А., Гриценко Н.В., Иванова Р.П., Корнажевская Л.А., Симонова Г.И., Скляров И.Ю., Соколова Е.Н., Ковелина Т.А. и др. Под общей редакцией профессора О.И. Кирикова / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2003. Том 1. 268 с.

5. Попов В.В. Логические и теоретические модельные аспекты исследования темпоральности в социально-философском дискурсе // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1. С. 24.

6. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.

7. Попов В.В., Агафонова Т.П. Специфика темпоральности правового сознания социального субъекта// Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 5730-5733.

8. Попов В. В., Музыка О.А., Дзю-ба Л. М. Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.

9. Попов В.В., Музыка О.А., Кожен-ко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2. С. 315-318.

10. Попов В.В., Самойлова И.Н., Щеглов Б.С. Аналитическая философия истории в постнеклассическом дискурсе. Таганрог.2007. 124 с.

11. Попов В. В., Щеглов Б.С., Усато-ва Ю.Н. Случайность в системе динамических категорий // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.

12. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России-2011- № 7-8 (15-16)- С. 39-45.

13. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отношениях/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.2017.№ 3-2. С. 315-318.

14. Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография. М.: МГППУ, 2013. С. 25-38.

256

15. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. № 2 (1). P. 6-19.

16. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. № 13 (3). P.144-152.

17. Hartimo, M. (2019). On the Origins of Scientific Objectivity. Husserl's Phenomenology of Intersubjectivity: Historical Interpretations and Contemporary Applications. New York: Routledge, 302-321.

18. Hickey-Moody, A. (2016). « Turning away» from Intellectual Disability Methods of Practice, Methods of Thought. Critical Studies in Education, 44 (1), 1-22.

19. Slee, R. (2016). Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. International Studies in Sociology of Education, 18 (2), 99-116.

PHENOMENOLOGICAL FOUNDATIONS OF INTERSUBJECTIVITY IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THE SUBJECTIVE EXPERIENCE OF AN INDIVIDUAL WITH DISABILITIES: A CONCEPTUAL ASPECT

Popov V.V., Muzyka O.A.

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of the Rostov State Economic University (RSEU)

Intersubjectivity is considered as a commonality and integrity of the structures of mental activity, social experience and the results of reflection of various individuals, which make it possible to achieve their interaction and mutual understanding in the process of becoming a personal identification. It is shown that the subjective time of an individual with disabilities is a sensually-defined form of directly-existent beingness of the experienced processes and events that determine the content of individual human experience. It is demonstrated that in the sphere of the everyday world of a special group of people with disabilities, it is legitimate to present the manifestation of temporal coordination as a form of in-tersubjectivity as the construction and modeling of the social space of such a group. Situations are analyzed in which the study of the forms of manifestation of the subjective time of a person with OB suggests the absence of identical mo-

ments of time in his internal temporal spheres, since any moment actually contains a person's experience, reflecting the results achieved in professional activity. It is shown that the integrity of the study of the subjective time of individuals with OB involves consideration of the specifics of interpersonal dialogue in the sphere of everyday reality of an inclusive society with access to the problems of intersubjective understanding and intersubjective interpretation. It is postulated that in modern theoretical sources (philosophical, psychological, pedagogical, sociological, etc.) there is an active study of various problems of the formation and functioning of an inclusive society, the actualization of various aspects of everyday life and the existence of individuals with disabilities.

Keywords: inclusive society, temporal coordination, phenomenology, intersubjectivity, limited opportunities (OS).

References

1. Vachkov I.V. Polysubject Approach to Inclusive Space// Inclusive Education: Continuity and Continuity. Moscow: MGPPU, 2019. P. 16-20.

2. Husserl E. Ideas towards pure phenomenology and phenomenological philosophy. Moscow, Russia: Acad. Project, 2009. 538 p.

3. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST // Lipskaya T.A., Aldashova E.N., Atlasov I.V., Batrako-va T.S., Voronina L.V., Grin A.I., Gushchi-na O.M., Donskikh T.P., Drozdova N. .V., Egorov D.V., Ilchenko I.A., Kameneva I. Yu., Kolobkova N.N., Kondratieva M.V., Kopyti-na M. Yu., Lipich V.V., Miftakhova G.M. ., Nikitina V.V., Parakhonsky A.P., Popry-adukhina E.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2009. Volume 25. 244 p.

4. SCIENTIFIC RESEARCH: INFORMATION, ANALYSIS, FORECAST // Kravchuk P.F., Popov V.V., Lygina N.I., Kopylov V.I., Kirikov O.I., Korovin S.S., Ryndak V.G., Usen-ko N.I., Lazareva V. .A., Nokhrina N.N., Semenchenko I.V., Shcheglov B.S., Petrushenko S.A., Gritsenko N.V., Ivanova R.P., Kornazhevskaya L.A., Simono-va G.I. ., Sklyarov I. Yu., Sokolova E.N., Kovelina T.A. and others. Under the general editorship of Professor O.I. Kirikov / Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2003. Volume 1. 268 p.

257

5. Popov V.V. Logical and theoretical model aspects of the study of temporality in socio-philosophical discourse // Scientific Thought of the Caucasus. 2006. No. 1. S. 24.

6. Popov V.V., Agafonova T.P. Scientific rationality and rationality in science// Philosophy of Law. 2012. No. 5 (54). pp. 86-90.

7. Popov V.V., Agafonova T.P. The Specifics of the Temporality of the Legal Consciousness of a Social Subject// Fundamental Research. 2015. No. 2. S. 5730-5733.

8. Popov V.V., Muzyka O.A., Dzyuba L.M. Factor and levels of temporality in the context of human subjective reality // Eurasian Law Journal. 2017. No. 4 (107). pp. 419-421.

9. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhen-ko Y.V. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017.No. 3-2. pp. 315-318.

10. Popov V.V., Samoilova I.N., Shcheglov B.S. Analytical philosophy of history in post-non-classical discourse. Taganrog. 2007. 124 p.

11. Popov V.V., Shcheglov B.S., Usatova Yu.N. Randomness in the system of dynamic categories // Philosophy of Law. 2015. No. 1 (68). pp. 25-29.

12. Popov V.V., Chalenko M.V. Specifics of transitional states of modern Russian soci-ety//Social and Humanitarian Bulletin of the South of Russia - 2011 - No. 7-8 (15-16) -P. 39-45.

13. Popov V.V., Muzyka O.A., Kozhen-ko Y.V. Social transformations in legal relations // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2017.No. 3-2. pp. 315-318.

14. Shemanov A. Yu. Inclusion in the context of modern discussions: philosophical and cultural problems / Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: a collective monograph. M.: MGPPU, 2013. S.25-38.

15. Greene, S. The Nature of Immobility in Russian Society // Pro et contra. 2015. No. 2 (1). R. 6-19.

16. Hall, J.P. Narrowing the breach: Can disability culture and full educational inclusion be reconciled? / J.P Hall // Journal of Disability Policy Studies. 2002. No. 13 (3). R.144-152.

17. Hartimo, M. (2019). On the Origins of Scientific Objectivity. Husserl's Phenomenology of Intersubjectivity: Historical Interpretations and Contemporary Applications. New York: Routledge, 302-321.

18. Hickey-Moody, A. (2016). "Turning away" from Intellectual Disability Methods of Practice, Methods of Thought. Critical Studies in Education, 44(1), 1-22.

19. Slee, R. (2016). Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda. International Studies in Sociology of Education, 18(2), 99-116.

258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.