Педагогика
The specifics of research on patriotic education in the educational system of internal affairs bodies
Kipreev Sergey Nikolaevich, Adjunct, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar
The purpose of the study is to summarize the available literature data on the research of patriotic education, conducted at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V.Ya. Kikotya, over the past 20 years with the involvement of the resources of the CyberLeninka and eLIBRARY search engines. The review provides a description of the direction of research in the field of patriotic education. The author of the article clearly shows the specifics of publication activity and the effectiveness of research, describes the significance of individual scientific works for pedagogy. At the same time, the most relevant works and original works of employees of the educational organization are analyzed. As a result, the study allows us to identify relevant areas for further research on patriotism in the structure of internal affairs bodies.
Keywords: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; police; educational organization; cadets; pedagogy; patriotism; sense of patriotism; spiritual and moral values.
Цитировать: Кипреев С.Н. Специфика исследований патриотического воспитания в образовательной системе органов внутренних дел // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 301-308. EDN: PUDQIE. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.54
Кипреев Сергей Николаевич, адъюнкт кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, Краснодар
Цель исследования - обобщить имеющиеся литературные данные об исследованиях патриотического воспитания, проведенные в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя, за последние 20 лет с привлечением ресурсов поисковых систем КиберЛенинка и eLIBRARY. Произведённый обзор дает характеристику направленности исследований в сфере патриотического воспитания. Автор статьи наглядно показывает специфику публикационной активности и результативности исследований, описывает значение отдельных научных трудов для педагогики. При этом, анализируются наиболее актуальные труды и оригинальные работы сотрудников образовательной организации. В результате исследование позволяет выявить актуальные направления дальнейших исследований патриотизма в структуре органов внутренних дел.
Ключевые слова: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя; полиция; образовательная организация; курсанты; педагогика; патриотизм; чувство патриотизма; духовно-нравственные ценности.
УДК 378
5.8.7
Кипреев С.Н.
Специфика исследований патриотического воспитания в образовательной системе органов внутренних дел
Введение
Процесс формирования чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России стремительно насыщается новаторскими формами воспитания. Для понимания новых актуальных направлений современных исследований требуется систематизация знаний и анализ существующих успехов в исследовании рассматриваемого в данном исследовании психолого-педагогического явления.
Патриотическое воспитание является важным профилактическим инструментом, обеспечивающим защиту общества от негативного информационно-психологического воздействия. Сегодня в образовательных организациях обучающих курсантов-полицейских созданы все условия для привития необходимых в органах внутренних дел ценностей и профессиональных компетенций, одной из которых является патриотизм.
Материалы и методы. Мы провели литературный обзор научных трудов, выполненных исследователями из Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя за последние 20 лет, используя ресурсы поисковых систем КиберЛенинка и eLIBRARY, по вышеуказанным ключевым словам.
Основная часть
Патриотизм как психолого-педагогическое явление является актуальным и смежным по многим областям знаний. В Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя, помимо юридической науки, исследования патриотизма проводятся по следующим основным научным направлениям: педагогика, философия, психология, история, культурология, социология.
В течение последних двадцати лет в университете проведено более сотни узконаправленных исследовательских работ, посвященных тематике патриотического воспитания. Издаётся два научных журнала, посвященных рассмотрению различных психолого-педагогических аспектов, одним из которых является патриотизм: «Психология и педагогика служебной деятельности» и «Вестник Московского университета МВД России».
На основании государственной программы по патриотическому воспитанию в МВД России реализуется план мероприятий в области патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. В основе этого плана лежит согласованный с федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, занимающимися патриотической работой комплекс мероприятий, реализующийся в практике работы с личным составом.
Главная задача и основная функция исследователей в системе организации процесса воспитания патриотизма состоит в том, что благодаря изучению слабых и сильных сторон патриотического воспитания полицейских, возможно и необходимо осуществлять коррекцию этого процесса, который сегодня выступает в качествен национальной идеи в России. О ключевой роли патриотизма в решении национального вопроса неоднократно говорил глава нашего государства: «стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение» [19, с. 10]. Патриотизм сегодня является объединяющим стержнем для всех народов России вокруг единого цивилизационного пространства – исторической России.
Такая образовательная организация, как Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя сегодня выступает в качестве одного из лидеров в сфере патриотического воспитания сотрудников полиции.
Университет организует взаимодействие с такими российскими и зарубежными образовательными организациями, как: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Академия управления МВД России, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Волгоградская академия МВД РФ, Медицинский университет Астана, Московский гуманитарно-экономический университет, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского и др.
Успехи образовательной организации в деле формирования чувства патриотизма достигнуты благодаря заботе руководства учебного заведения о вопросах отношения подчиненного личного состава к своей Родине. Например, И.А. Калиниченко, в одном из своих трудов рассматривает образовательную среду вверенной ему организации с позиций современных методологических принципов, и считает, что, согласно концепции управления историко-культурным наследием, необходимо «эффективно использовать историко-культурные ценности страны, столицы, университета в качестве нематериальных активов развития» [8, с. 286].
В этом понимании он солидарен с В.Л. Кубышко, который обращал внимание на необходимость формирования у сотрудников полиции диспозиционной мотивации, им определяемую как «совокупность ценностно-смысловых психических конструктов, идеалов, установок, имеющих профессиональную ориентацию и представленных в осознании в виде понятной системы ориентиров, позволяющих оценивать себя как патриота» [11, с. 70], и который указывал на проблематику истории памяти в воспитании сотрудников полиции, интеграции психологических и информационных технологий, важности обеспечения профессиональной надежности полицейских, что являлось бы важными факторами для обеспечения высокой эффективности патриотического воспитания.
Ежегодно в университете публикуются научные статьи, в которых рассматриваются наиболее актуальные аспекты процесса воспитания чувства патриотизма и внедрения новейших форм и методов патриотического воспитания в практику органов внутренних дел.
Сотрудниками полиции из Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя основные исследования об особенностях патриотического воспитания публикуются в более чем двадцати современных научных изданиях. Чаще всего исследователи стремятся публиковать статьи в рецензируемых журналах (около 50% исследований), издавать статьи в сборнике трудов конференций (около 30% исследований), участвовать в сборнике или главе в книге (около 20% исследований).
На рисунке 1 показан анализ публикационных предпочтений исследователей из Московского университета МВД в научных журналах:
Рисунок 1 - Обзор публикационной активности сотрудников в различных научных журналах
На рисунке 2 наглядно отображены различные сферы научной деятельности сотрудников полиции в рассматриваемой нами образовательной организации:
Рисунок 2 - Исследования феномена патриотизма по различным научным направлениям
Ведущими направлениями исследований являются труды по педагогике, теории государства и права и философии. Иные сферы научных исследований привлекают исследователей феномена чувства патриотизма меньше, таковыми являются отображенные на схеме 1 без подписи: психология, культурология, общественные науки в целом, политические науки, социология, физическая культура и спорт.
Нами проведен анализ исследовательских работ различных авторов, проводимых в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя за последние два десятилетия. Обобщенные данные публикационной активности сотрудников данной образовательной организации не являются исчерпывающими, так как информационное пространство постоянно пополняется новыми научными статьями, монографиями и другими трудами, посвященными тематике патриотизма.
На рисунке 3 показано место отдельных авторов в системе исследований патриотизма:
Рисунок 3 - Обзор результативности исследований в области патриотического воспитания
На диаграмме представлено место десяти наиболее успешных исследователей феномена патриотизма в общей массе научных работ по данной тематике в рассматриваемой образовательной организации. Следует отметить, что около половины всех исследований выполнены вышеотмеченными лидерами в данной области научного знания.
В целом стоит отметить, что в последние 5 лет наметилась устойчивая тенденция к росту количества исследований, посвященных тематике воспитания патриотизма в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя.
Мы попытались систематизировать на рисунке 4 анализ публикационной активности по тематике воспитания патриотизма за два последних десятилетия по годам:
Рисунок 4 - Анализ публикационной активности посвященной исследованию феномена патриотизма
Следует остановиться на наиболее значимых исследовательских работах, показывающих в общем виде срез всей научно-исследовательской работы, проводимой в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя по тематике воспитания патриотизма. Представленные нами далее описания результатов научных исследований показывают многогранную специфику воспитательного процесса, осуществляющегося в данной образовательной организации.
Ведущим исследователем феномена патриотизма в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя является А.П. Хаврак, имеющий около десяти работ, посвященных тематике патриотизма. Им превосходно понято, что «патриотизм проявляется как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей общества, в основе которой лежит высший уровень развития всех характеристик личности, проявляющихся в ее активной, социально значимой деятельности в интересах Отечества» [30, с. 81].
Данный исследователь рассматривал патриотизм как духовную основу и базовое основание личности, исследовав «феномен патриотизма, его роль и значимость в деятельности сотрудника полиции, а также пути его формирования» [28, с. 115], рассмотрел перспективы формирования мировоззренческих ценностей сотрудников полиции, патриотизм как средство противодействия экстремизму, актуальные проблемы патриотического воспитания в образовательных организациях МВД России. Интересна статья А.П. Хаврак, в которой рассматривается «фальсификация истории как один из путей создания напряженности в обществе, порождения сумятицы в умах» [29, с. 365].
Еще одним автором, развивавшим патриотическое воспитание в образовательных организациях МВД России, была Е.П. Павлова (Панкратова), исследовавшая патриотизм как нравственную составляющую личности полицейского [23]. Она отметила важную роль деятельности педагога-куратора в данном процессе, рассмотрела роль семьи в формировании чувства патриотизма и высказалась за развитие гражданско-патриотической направленности личности у сотрудников правоохранительных органов.
С.Г. Куликова изучала специфику защиты Отечества и ценности патриотизма с точки зрения идей консерватизма, отметила важность становления личностно-профессиональной позиции и актуальность проблемы формирования социальной компетентности у полицейских.
Благодаря исследованиям В.Ю. Бельского педагогическая наука и политология обогатились более глубокими знаниями о «политике исторической памяти и патриотическом воспитании» [3] и понимании нравственности как «квинтэссенции русского духа» [2].
С.И. Рабазанов проанализировал вопросы профессионального патриотизма, рассмотрев «вопросы влияния физической культуры и спорта на патриотическое воспитание молодежи» [20].
И.Б. Рязанцева, помимо рассмотрения воспитания патриотизма и гражданственности, внесла вклад в изучение взаимосвязи воспитания патриотического и профессионально-нравственного, рассмотрев патриотизм как основополагающее профессиональное качество сотрудника полиции, способствующее противодействию распространения экстремизма, обозначив «проблемные сферы патриотического воспитания курсантов» [21]. Исследования И.Б. Рязанцевой дополнила её коллега, Е.В. Михайлова, дав трактовку патриотическому воспитанию как «форме профилактики идеологии экстремизма» [15].
О.М. Дорошенко проведены актуальные исследования в области изучения экстремизма как актуальной проблемы современности, описаны «актуальные вопросы воспитательной системы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних» [5]. Работы А.Л. Золкина раскрыли аспекты цивилизационной безопасности России, доказав, что для успешного противодействия политическому и религиозному экстремизму необходимо целенаправленное «формирование мировоззренческих установок курсантов» [7].
Н.В. Николаева в одном из своих исследований смогла оригинально описать «духовную основа личности сотрудника ОВД» [16], раскрыть роль и перспективы гуманистических мировоззренческих ценностей в формировании патриотизма. В.Н. Фадееву удалось внести вклад в педагогическую науку поведав нам в ходе криминолого-политологического анализа о том, насколько важно «сбережение России» [27].
В области психологии патриотизм исследовали В.М. Крук, А.Ю. Федотов, Ю.В. Чепурная, Ф.В. Пекарский изучив такие важные вопросы, как «профессионально-личностное развитие специалиста органов внутренних дел в контексте уроков истории российской полиции» [10] и поняв патриотизм «как признак надежности профессиональной деятельности молодых сотрудников» [17]. Вышеперечисленные исследования расширила Л.А. Мангасарова, рассмотрев патриотическое воспитание как «историко-педагогическую основу» [13] воспитания сотрудников полиции.
Д.А. Темняков дал характеристику проблемам и методам «патриотического воспитания в современной педагогике» [24], дополнив исследование А.Д. Драчевой о патриотизме как одной из ключевых «проблем воспитания патриотизма в педагогике» [6].
А.А. Яковлев исследовал «ценностное отношение к ритуалам в патриотическом воспитании» [31]. Э.Ю. Бадальянц из рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя отмечена «роль образования в формировании патриотического сознания молодежи» [1].
Специфика проявлений семейно-бытового типа чувства патриотизма рассмотрена В.П. Тимоховым как «критерий патриотичности гражданина» [25]. Оригинальным исследованием является работа А.В. Давиденко об использовании полицией исторической информации как «воспитательный гражданственно-патриотический потенциал» [4]. Тематика данной работы перекликается с исследованием исторического и художественного наследия, проведённого М.С. Салекиным «как основы формирования патриотизма в молодежной среде» [22] и работой «роль исторической науки в формировании социальных компетенций» [11], выполненной С.Г. Куликовой.
Весьма интересны также исследования Н.Ф. Медушевской о роли патриотического воспитания «в преодолении правового нигилизма» [14] и С.Д. Князевой, исследовавшей «гражданские права человека как моральный выбор» [9]. А.Ю. Тумин провёл изучение таких альтернативных социокультурных установок, как «идеалы служения Отечеству» [26] в контексте культуры потребления.
Юридические исследования в контексте патриотического воспитания проведены А.С. Прудниковым, показавшим науке значение конституции для патриотического воспитания [18].
Произведенный нами обзор исследовательской активности по тематике воспитания патриотизма в Московском университете МВД России им. В.Я. Кикотя свидетельствует о недостаточной изученности феномена патриотизма и необходимости дальнейшего изучения этого психолого-педагогического явления.
В других ведомственных образовательных организациях также проводятся исследования по изучению процесса формирования чувства патриотизма у сотрудников органов внутренних дел. Лидерами в этом направлении являются Санкт-Петербургский университет МВД России, Краснодарский университет МВД России, Уфимский юридический институт МВД России. В данных «кузницах кадров» МВД России обобщается опыт патриотической работы в органах внутренних дел, происходит анализ и обобщение эмпирических данных исследований феномена патриотизма, активно внедряются новые методы воспитания патриотизма в практику деятельности органов по работе с личным составом.
Заключение
В настоящее время педагогами и психологами ещё недостаточно исследованной является практическая сторона процесса формирования патриотизма. Подлежит детальному рассмотрению обмен опытом работы образовательных организаций по формированию у курсантов чувства патриотизма в ходе всего образовательного процесса.
По-прежнему актуальными вопросами научных исследований сегодня являются: исследование структуры, содержания, компонентов патриотического воспитания, изучение использования различных средств и методов воспитания чувства патриотизма, раскрытие взаимосвязи процессов воспитания чувства патриотизма и формирования духовно-нравственных ценностей.
Также особенно актуальным и перспективным является активизация использования воспитательного потенциала и системное включение в процесс воспитания чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций общественных организаций, таких как ветеранские организации, патриотические клубы, православная церковь. Следует делать упор на роль личности в деле патриотического воспитания, привлекать к участию в лекциях и семинарах участников боевых действий и героев Специальной военной операции, которые способны оказать наиболее эффективное воздействие на умы и чувства слушателей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что воспитание чувства патриотизма – важнейшая составная часть подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций, которую необходимо тщательно исследовать с целью совершенствования системы функционирования органов по работе с личным составом, всех отделов и кафедр, занимающихся патриотическим воспитанием в образовательной организации.
Литература:
1. Бадальянц Э.Ю. Роль образования в формировании патриотического сознания молодежи / Э.Ю. Бадальянц // Актуальные проблемы и перспективы духовного-нравственного и патриотического воспитания молодежи: сб. ст. (по материалам X Ежегодной межрегиональной научно-практической конференции), Рязань, 24 ноября 2016 года. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – С. 33-34.
2. Бельский В.Ю. Нравственность как квинтэссенция русского духа / В.Ю. Бельский // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя: научно-практическое издание. Том Выпуск 1. – Саратов: Амирит, 2016. – С. 170-173.
3. Бельский В.Ю. Политика исторической памяти и патриотическое воспитание / В.Ю. Бельский // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. – 2020. – № 2. – С. 28-31.
4. Давиденко А.В. Воспитательный гражданственнопатриотический потенциал исторической информации о вкладе полиции в спасение Отечества и подвигах российских полицейских в 1812 Г. (в 2-х частях). Часть 2 / А.В. Давиденко // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – №1. – С. 198-207.
5. Дорошенко О.М. Актуальные вопросы воспитательной системы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних / О.М. Дорошенко, А.В. Пупцева // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 3. – С. 140-147.
6. Драчева А.Д. Проблема воспитания патриотизма в педагогике / А.Д. Драчева // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – №1. – С. 39.
7. Золкин А.Л. Формирование мировоззренческих установок курсантов по противодействию политическому и религиозному экстремизму в курсе философии / А.Л. Золкин // Совершенствование профессиональной и нравственной культуры курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России: сб. науч. тр. Межвузовской конференции и всероссийского семинара, Москва, 05 апреля 2017 года – 05 2018 года. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. – С. 66.
8. Калиниченко И.А. Образовательная среда как фактор и ресурс формирования профессионализма курсантов образовательных организаций МВД России / И. А. Калиниченко // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 4. – С. 282-288.
9. Князева С.Д. Гражданские права человека: моральный выбор / С.Д. Князева // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №1. – С. 385-389.
10. Крук В.М. Профессионально-личностное развитие специалиста органов внутренних дел в контексте уроков истории российской полиции / В.М. Крук, А.Ю. Федотов // Российская полиция: три века служения Отечеству: сб. ст. Юбилейной международной научной конференции. В 2-х частях, Москва, 21 декабря 2018 года / под ред. В.Л. Кубышко. Том Часть 2. – М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. – С. 12-22.
11. Кубышко В.Л., Крук В.М., Гайдамашко И.В., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. Мотивация специалиста силовых структур как основная компонента профессионально-личностной надежности в сложных ситуациях [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2022. - Том 12. - № 4. - С. 66–82.
12. Куликова С.Г. Роль исторической науки в формировании социальных компетенций будущих специалистов органов внутренних дел / С.Г. Куликова // Проблемы формирования социальных и профессиональных компетенций будущего специалиста: сб. науч. ст. – Тверь: Виарт, 2008. – С. 48-53.
13. Мангасарова Л.А. Историко-педагогические основы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в России / Л.А. Мангасарова // Прикладная психология и педагогика. – 2022. – Т. 7. - № 2. – С. 30-47.
14. Медушевская Н.Ф. Роль патриотического воспитания в преодолении правового нигилизма / Н.Ф. Медушевская // Право и образование. – 2009. – №3. – С. 35-46.
15. Михайлова Е.В. Патриотическое воспитание как форма профилактики идеологии экстремизма в молодежной среде / Е.В. Михайлова // Полицейский вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. – 2022. – № 2(7). – С. 30-35.
16. Николаева Н.В. Патриотизм - духовная основа личности сотрудника ОВД / Н.В. Николаева, А.П. Хаврак // Социально-гуманитарное обозрение. – 2020. – №1. – С. 16-21.
17. Пекарский Ф.В. Патриотизм как признак надежности профессиональной деятельности молодых сотрудников ОВД / Ф.В. Пекарский // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 11. – С. 237-242.
18. Прудников А.С. Значение Конституции Российской Федерации для патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе / А.С. Прудников // Защити меня. – 2022. – № 1. – С. 48-52.
19. Путин В. Россия: национальный вопрос / В. Путин // Этнодиалоги. – 2012. – № 1(38). – С. 8-26.
20. Рабазанов С.И. Некоторые размышления о спорте и патриотизме / С.И. Рабазанов // NOVAINFO.RU. – 2017. – Т. 1, № 64. – С. 263-266.
21. Рязанцева И.Б. Патриотизм - основополагающее профессиональное качество сотрудника полиции (результаты социологического исследования среди курсантов) / И.Б. Рязанцева // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: научно-практическое издание. Том Выпуск 1. – Саратов: Амирит, 2016. – С. 192-196.
22. Салекин М.С. Историческое и художественное наследие как основы формирования патриотизма в молодежной среде / М.С. Салекин // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: опыт, проблемы, перспективы, Рязань, 21 ноября 2008 года. – Рязань: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2009. – С. 24-26.
23. Свинарева О.В. Патриотизм как нравственная составляющая личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации / О.В. Свинарева, О.Ю. Ананьин, Е.П. Панкратова // Человеческий капитал. – 2022. – № 7(163). – С. 162-173.
24. Темняков Д.А. Проблемы и методы патриотического воспитания в современной педагогике / Д.А. Темняков // Актуальные вопросы противодействия фальсификациям истории Великой Отечественной войны (к 75-летию Победы): материалы Межведомственного круглого стола, Руза, 16 апреля 2020 года. – Руза: Амирит, 2020. – С. 160-166.
25. Тимохов В.П. Бытовое воздействие на природу как критерий патриотичности гражданина / В.П. Тимохов // Актуальные проблемы и перспективы развития духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи: сб. ст. (по материалам научно-практической конференции.), Рязань, 26 ноября 2015 года. – Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. – С. 87-91.
26. Тумин А.Ю. Идеалы служения Отечеству и культура потребления как альтернативные социокультурные установки / А.Ю. Тумин // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 7. – С. 65-68.
27. Фадеев В.Н. Главная задача - сбережение России / В.Н. Фадеев // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 5.
28. Хаврак А.П. Проблема роли и перспективы формирования гуманистических мировоззренческих ценностей как философских категорий для молодого поколения сотрудников полиции в современном российском государстве / А.П. Хаврак, Н.В. Николаева // Социально-гуманитарное обозрение. – 2018. – Т. 1, № 1. – С. 115-118.
29. Хаврак А.П. Фальсификация истории и проблемы формирования патриотизма / А.П. Хаврак // Вестник экономической безопасности. – 2016. – №1. – С. 365-369.
30. Хаврак А.П. Философско-политические аспекты формирования патриотических ценностей / А.П. Хаврак // Социально-гуманитарное обозрение. – 2016. – № 2. – С. 80-83.
31. Яковлев А.А. Ценностное отношение к ритуалам в патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел / А. А. Яковлев // Вопросы деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: сб. науч. тр. Межведомственной научно-практической конференции 8 апреля 2020 года, Тверь, 08 апреля 2020 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 373-376.